Научная статья на тему 'Уильям Бредфорд: американский кальвинист об умеренности в повседневной жизни'

Уильям Бредфорд: американский кальвинист об умеренности в повседневной жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
306
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕРЕННОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗДЕРЖАННОСТЬ / RATIONAL TEMPERANCE / ОТДЫХ / LEISURE / ПИТАНИЕ / NUTRITION / СПИРТНЫЕ НАПИТКИ / ALCOHOL DRINKS / ПРИЗВАНИЕ / SOBRIETY / VOCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туманов Михаил Александрович

Статья посвящена представлениям губернатора колонии Новый Плимут об умеренности, а также влиянию данных представлений на повседневную жизнь самого Уильяма Брэдфорда и других колонистов. Автор пытается определить отношение Брэдфорда к разным сферам повседневности: досугу и развлечениям, питанию и спиртным напиткам, сексуальным отношениям. В исследовании также ставится проблема о соответствии взглядов Брэдфорда тому, что М. Вебер назвал «мирской аскезой». В связи с этим изучается влияние представлений губернатора об умеренности на его хозяйственную деятельность. Автор исследования анализирует структуру имущества Брэдфорда, определяет роль рациональной воздержанности в его жизни, выявляет позицию губернатора в отношении накопления мирских благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

William Bradford: American Calvinist on «Sobriety» in daily life

This article is dedicated to the ideas of New Plymouths governor about «sobriety», and also about the influence of these ideas on daily life of William Bradford himself, and other colonists. The author is trying to define Bradfords attitude to various aspects of daily life, such as leisure, recreational activity, nutrition, alcohol drinks, and intimate relations. There is also a problem of the conformity of William Bradfords ideas to «worldly asceticism», that Max Weber wrote about. As a result, the impacts of the governors views on his economic activities are studied. The author of the research analyzes the structure of the governors property, determines the role of rational temperance in his life, and reveals Bradfords position about accumulation of material benefits.

Текст научной работы на тему «Уильям Бредфорд: американский кальвинист об умеренности в повседневной жизни»

М.А. Туманов

УИЛЬЯМ БРЭДФОРД: АМЕРИКАНСКИЙ КАЛЬВИНИСТ ОБ УМЕРЕННОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Статья посвящена представлениям губернатора колонии Новый Плимут об умеренности, а также влиянию данных представлений на повседневную жизнь самого Уильяма Брэдфорда и других колонистов. Автор пытается определить отношение Брэдфорда к разным сферам повседневности: досугу и развлечениям, питанию и спиртным напиткам, сексуальным отношениям. В исследовании также ставится проблема о соответствии взглядов Брэдфорда тому, что М. Вебер назвал «мирской аскезой». В связи с этим изучается влияние представлений губернатора об умеренности на его хозяйственную деятельность. Автор исследования анализирует структуру имущества Брэдфорда, определяет роль рациональной воздержанности в его жизни, выявляет позицию губернатора в отношении накопления мирских благ.

Ключевые слова: умеренность, рациональная воздержанность, отдых, питание, спиртные напитки, призвание.

Хорошо известно, что в кальвинистском учении важное место отводилось умеренности. Это характерно как для самого Жана Кальвина, так и для его последователей из числа теологов и проповедников. Однако более важным представляется вопрос о восприятии умеренности не теологами, а рядовыми кальвинистами. Настоящая работа посвящена выявлению особенностей интерпретации умеренности Уильямом Брэдфордом (1590-1657). Брэдфорд являлся лидером колонии Новый Плимут, которая была создана в 1620 г. пассажирами знаменитого «Мэйфлауэра». Он неоднократно переизбирался на губернаторский пост и много сил отдал созданию в Америке угодного Господу общества. Брэдфорд оставил ценные сведения по интересующей нас проблематике.

© Туманов М.А., 2010

Это и написанная им хроника «О Плимутской колонии», и находившаяся в руках губернатора переписка колонистов с внешним миром, и очень подробный инвентарь его имущества, составленный в 1657 г., и документальные источники (законодательные акты, вердикты суда колонии Новый Плимут), к созданию которых был причастен Брэфдорд.

Необходимо выявить, каким образом У. Брэдфорд трактовал принцип умеренности в повседневной жизни, каких нарушений старался избегать; был ли он приверженцем той «мирской аскезы», о которой писал в «Протестантской этике» М. Вебер? Ответ на этот вопрос тем более важен, поскольку в отечественной историографии пуритане были представлены «бережливыми до скупости» и «неразборчивыми в средствах обогащения» людьми, которые проявляли беспощадную жестокость по отношению к «презренным» беднякам1.

Представления плимутцев о нравственности базировались на понятии «умеренность» (или «воздержанность»). Для Ж. Кальвина воздержанность носила специфический характер: «Конечно, жизнь верующего должна умеряться постоянной воздержанностью - так, чтобы на протяжении всего земного существования христианин как бы соблюдал некий пост»2! К тому же Кальвин (в отличие от других реформаторов) считал необходимым сохранить церковный пост и для мирян3. То есть реформатор стремился всячески занизить законную меру в пользовании мирскими благами.

У. Брэдфорд не имел никакого желания превращать свою жизнь в постоянный пост. Рассуждая о том, что жизненный путь колонистов был полон лишений, бедствий, неблагоприятного климата и нездоровой пищи, Брэдфорд был немало удивлен тем, что многие из них дожили до глубокой старости (60-70-ти и даже более лет). Губернатор не нашел иного объяснения этому феномену, кроме как в том, что «попечение Божие хранило их»4. Именно поэтому Брэдфорд сделал довольно неожиданный для себя вывод: «Не только лакомства, не только мир и сердечный покой, отдых и наслаждение благами земными сохраняют здоровье и продлевают жизнь»5.

Первое десятилетие в истории колонии было очень трудным. Под «нездоровой пищей» Брэдфорд имел в виду непривычную для колонистов еду: сельдь, лобстеров, устриц, угрей, мидий, а также маис. Не внушало уверенности и употребление сырой воды вместо пива, сидра, вина. «Лишения» в питании были связаны с отсутствием или недостатком традиционных для англичан продуктов -пшеницы, сыра, молока.

Спустя десять лет колонистам удалось полностью обеспечить себя продовольствием и начать производить излишки (это касалось и зерновых, и скота). Однако в колонии не было введено никаких ограничений в области питания. Это не означает, что Брэдфорд поощрял чревоугодие, но свидетельствует об отсутствии жесткой трактовки принципа воздержанности. Губернатор не желал отказываться от вкусной пищи. В его хозяйстве мы находим вертел и рашпер для поджаривания мяса, сковороду для сбора жира, разнообразные горшки для приготовления мясных похлебок6. Похлебки и тушеное мясо составляли основу питания англичан, к ним добавлялись блюда из кукурузы и фасоли. Их подавали на стол прямо в металлических горшках, а ели ложками из деревянных подносов с углублениями посередине7. Составители списка инвентаря Брэдфорда насчитали четыре дюжины таких подносов.

Единственной ограничительной мерой в области питания было законодательное введение в колонии дней поста по особым слу-чаям8. Пост означал полный отказ от пищи на сутки, прекращалась и работа. На следующий за постом день или по случаю избавления от напасти проводился «день благодарения». Причем, колонисты рационально относились к благодарению Бога: в случае неурожая осенний день благодарения был излишним и не проводился9!

Следует отметить, что Брэдфорд, как и многие колонисты, с удовольствием употреблял разные спиртные напитки. Приведем фрагмент из письма купца Джеймса Шерли поселенцам от 25 января 1623 г. об одном из вечерних собраний пайщиков: «Я послал за полгаллоном вина (желал бы, чтоб и вы могли сделать то же самое) и мы дружно его распили»10. Брэдфорд в своем комментарии 1646 г. на реплику Шерли пишет: «...сколь изменчивы, по воле Божьей, времена и блага. Ибо, что имеем мы сейчас в большем изобилии, чем вино? И притом лучшее, из Малаги и Канарских островов и других мест, и ежегодно нагружаем им не один корабль. Так что сейчас приходится сетовать на злоупотребление вином (из-за порочности людской) и даже пьянство, чем на нехватку его»11. Отсутствие вина в колонии в ранний период ее истории для Брэдфорда было поводом посетовать своему лондонскому корреспонденту, а для Шерли - посочувствовать губернатору.

В описи имущества губернатора (как, впрочем, и в инвентарях его соратников) обнаруживается разнообразная посуда для спиртного. У Брэдфорда было два бокала для вина, «чаша» для спиртного, большая пивная кружка, оцененная в три фунта, и кружка поменьше стоимостью два фунта, а также множество бутылок. Наличие бадьи для варки пива свидетельствует о том, что губернатор занимался пивоварением на дому.

Принцип умеренности в употреблении спиртного состоял в том, чтобы не наносить вред себе и окружающим. В Плимуте законодательно была определена мера, отделявшая законное вино-питие от того, которое ведет к пьянству, устанавливались разные ограничения в этой области (в том числе по времени нахождения в таверне)12. Подчеркивалось, что пьянство препятствует исполнению человеком своего призвания. Закон, запрещавший курение табака в общественных местах, имел сходную логику13. Законодатель, как и в случае борьбы с пьянством, пытался предотвратить тот вред, который человек способен нанести курением себе и окружающим людям (не только пожары, но и лень, неисполнение призвания).

Нельзя сказать точно, курил ли сам Брэдфорд. Можно предположить, что он не имел этой привычки. В его инвентаре отсутствуют данные о курительных трубках, хотя опись была очень подробной. Нет в ней упоминаний и о «других мелких вещах», «всякой всячине». За этой формулировкой часто скрываются повсеместно обнаруживаемые археологами курительные трубки из глины, ценность которых для колонистов была невелика14. Не было у Уильяма Брэдфорда и серебряной табакерки, подобной той, которая имелась у его друга и помощника Томаса Принса15. Но если губернатор не употреблял табак, то он делал это явно не потому, что считал курение противоречащим принципу умеренности.

Похожая модель определения воздержанности существовала и в отношении других земных благ. Дж. Демос указывает, что сексуальный союз был одной из обязанностей супругов Нового Плимута. Импотенция мужа являлась поводом для развода (хотя это нигде не было закреплено официально), поскольку от брачных отношений ждали рождения детей16. Но вне брака связь признавалась незаконной, ее следовало выявлять, а виновных карать. Суд колонии фиксировал разнообразные ситуации: сексуальные отношения до заключения брачного договора либо после его подписания, но до проведения брачной церемонии; а также прелюбодеяния и адюльтеры. Брэдфорд никогда не был замечен ни в чем предосудительном, хотя в Новом Плимуте не церемонились с уважаемыми и состоятельными колонистами, если те нарушали закон17. Губернатор был женат дважды, но для плимутцев это был далеко не предел18.

Как губернатор колонии относился к отдыху? В период подготовки переселения в Америку четверо видных членов лейденской общины (в их числе был Брэдфорд) выражали свое несогласие с позицией купцов: «...люди будут лишены ранее оговоренных двух дней в неделю ... то есть полностью лишены времени, которое

[предназначено] для их личных [нужд]»19. Купцы-инвесторы считали необходимым установить для всех колонистов шесть дней в неделю для труда на компанию. Конечно, речь в этом споре шла о предоставлении новоплимутцам времени на обработку собственных огородов, исполнения домашних и религиозных обязанностей, но также подразумевалось выделение времени на отдых. Таким образом, Брэдфорд признавал законным право на отдых за каждым колонистом.

Однако не всякий отдых соответствовал принципу умеренности. В своей хронике Брэдфорд пишет (и этот сюжет крайне важен для него), как он запретил игры в Новом Плимуте. Осенью 1621 г. в колонию прибыло судно «Форчюн», которое доставило 35 новых поселенцев, главным образом молодых людей (которые не были членами лейденской общины). Их снабдили одеждой и обувью и расселили по семьям плимутцев. Брэдфорд вспоминает, как «в день, именуемый рождеством», он созвал всех колонистов на работу, но большая часть вновь прибывших отказалась, сославшись на праздничный день. Возвратившись, губернатор увидел, что юноши были увлечены игрой (похожей на современный крикет). Брэдфорд отнял у них дубинки и мячи и сказал, что «это уже против его собственной совести, когда они играют, а остальные трудятся. Если хотят справлять рождество из благочестия, пусть сидят по домам, но уличных игр и увеселений не допустим»20. Колонисты не считали Рождество, Пасху и иные церковные «красные» дни праздниками21. Поэтому не игра вызвала неодобрение Брэдфорда, а нежелание молодежи трудиться вместе с остальными в обыкновенный рабочий день. Губернатор признает развлечения законными, если они не препятствуют исполнению призвания, поскольку труд занимает центральное место в его системе ценностей.

Следует обратить внимание на то, что обвинения в лености и нарушении правила умеренности в трактовке Брэдфорда взаимосвязаны и даже взаимообусловлены. Часто виновные в невоздержанности неумеренны сразу во всем: растрате провизии, денег, времени. Губернатор повествует, что в 1624 г. из Англии прибыл корабль, который доставил припасы колонистам, а сам отправился на рыбный промысел. Поскольку сезон лова уже начался, то «в помощь им [команде корабля] послали кое-кого из поселенцев, которым пришлось бросить свою работу, чтобы ставить рамы и подмостки для сушки рыбы». Но мало что удалось, ибо капитан судна Бейкер «оказался пьяной скотиной и ничего не делал ... только пил, объедался и растрачивал время и припасы, а большая часть команды следовала его примеру»22. В этом обвинении особенно четко проявилась сущность критики, которой подвергает такой образ

жизни Брэдфорд. В равной степени осуждается пьянство и чревоугодие, растрата припасов, а также времени, правильное использование которого имеет для губернатора огромное значение, поскольку оно связано с трудом в призвании.

Говоря о законных играх и развлечениях, необходимо отметить одно важное обстоятельство. Английские пуритане осуждали бесполезные и способные нанести вред здоровью, а также имевшие черты театральности игры. Сюда относились игры с мячом (похожие на современные футбол, крикет, боулинг, теннис), а также «кровавые» виды спорта (поединки с оружием, турниры, петушиные бои, травля животных)23. Компанию им составляли иные незаконные забавы: игры в карты, в кости, шаффлборд, шахматы, нарды. Так, 4 июля 1656 г. суд Нового Плимута указал на то, что «некоторые [люди] приносят карты в города ... в которых разные юнцы: и дети, и сервенты собираются, чтобы потратить свое время на незаконные игры, [которые ведут] к развращению молодежи [и] другим печальным последствиям»24. Можно предположить, что губернатор считал противоречащими правилу воздержанности те виды отдыха, которые не приносили пользу телу и душе человека и не содействовали достижению общего блага колонистов.

Какие же развлечения признавал губернатор и, вполне возможно, сам принимал в них участие? Те, которые были «продуктивны» для него и других колонистов. Охота и рыбалка полностью отвечали всем требованиям. Скорее всего, Брэдфорд радовался изобилию животных и птиц в лесах Новой Англии, а главное - отсутствию ограничений на их промысел. Признавал он и некоторые состязания. Известно, что в 1623 г. ассистент губернатора Эдвард Уинслоу вызвал людей дружественного плимутцам индейского племени вампа-ноагов на состязание в охоте. Индейцы отказались, но предложили посоревноваться в стрельбе в цель. В итоге они привели англичан в изумление, изрешетив цель своими стрелами25.

Несомненно, губернатор колонии был главной фигурой в дни проведения выборов, городских собраний, судебных заседаний. Эти дни были отмечены смешением деловой и карнавальной атмосферы: характерно было употребление большего количества алкоголя, чем обычно, а также проведение зрелищных мероприятий (порки, клеймения, осмеяния тех, кто сидел в колодках)26. Как полноправный колонист У. Брэдфорд также принимал участие в регулярных строевых учениях сил милиции, проводившихся шесть-восемь раз в год. Учения эти обыкновенно делились на тренировочную часть в первой половине дня и на «праздничную» часть во второй. Тогда могли устраивать атлетические состязания, соревнования по стрельбе в цель или борьбе27.

Все перечисленные выше развлечения отвечали требованию «продуктивности»: были связаны с совершением определенных полезных действий и одновременно с этим создавали возможность для общения и отдыха. Вряд ли стоит сомневаться также в том, что губернатор принимал участие в застольях, беседах с родственниками и друзьями, которые могли проходить каждое воскресенье после обязательного для всех посещения церкви.

Досуг губернатора был немыслим без чтения книг, ведь Брэдфорд был заядлым библиофилом. Он собрал вторую по величине библиотеку, уступавшую лишь библиотеке почтенного старейшины колонистов Уильяма Брюстера, который обучался в Кембридже. У Брэдфорда имелось более 80 книг, а их стоимость превышала 15 фунтов. В их числе были несколько дорогих библий, трактаты видных реформаторов церкви, пуританских теологов и проповедников, а также все труды пастора лейденской общины и друга губернатора Джона Робинсона. В библиотеке Брэдфорда была и светская литература. В первую очередь необходимо назвать «Шесть книг о республике» Ж. Бодена, «De Orbe Nova» П. Мар-тира д'Ангиера, «Общая история Нидерландов» Э. Ван Метерена, «История Италии» Фр. Гвиччардини, атлас мира с комментариями, составленный Дж. Спидом в 1627 г. Кроме того, составители инвентаря отметили «разные книги на голландском языке».

Разнообразная литература позволяла губернатору заниматься самообразованием, а также помогала ему в написании собственных трудов: помимо хроники «О Плимутской колонии», Брэдфорд был автором нескольких поэм и диалогов. В чтении и сочинительстве он не находил ничего запретного.

Необходимо отметить еще одну особенность восприятия умеренности Брэдфордом. Ее можно назвать рациональной воздержанностью. Губернатор отмечает данное качество колонистов (или, скорее, мудрых руководителей колонии) как явную добродетель, противопоставляя ее нарушению правила умеренности другими поселенцами. По воспоминаниям Брэдфорда, присланные в 1623 г. бывшим пайщиком Т. Уэстоном для организации собственного дела англичане, увидев крайнюю нужду колонистов Нового Плимута, заявили, что «сами они пойдут иным путем и не впадут в такое состояние, подобно здешним простакам»28. Однако Брэдфорд и его помощники предполагали, «видя, насколько они несдержанны, лишены умелых руководителей и охвачены беспорядком, что скоро они впадут в нищету»29. Под отсутствием порядка подразумевалось неправильное расходование имевшейся провизии, хотя 60 крепких и трудоспособных мужчин прибыли с полным запасом провианта. Губернатор считал вполне закономерным,

что голод быстро оказался на их пороге, «ибо они потребляли без меры то, что имели или могли добыть»30.

Плимутцы же, напротив, в условиях слабого снабжения из Англии (или подчас полного его отсутствия) смогли пережить сложные времена, не впасть в нищету и даже достичь приемлемого уровня благосостояния. Как тут не вспомнить слова пастора Робинсона: «Умеренная диета благоприятна для тела и души, но также и для благосостояния [человека], а обратное - разрушительно [и для тела с душой, и для благосостояния], ибо Бог говорит и приказывает: "Тот, кто любит вино и масло не будет богатым"»31. Пастор не призывает отказаться от вкусной пищи, а настаивает на необходимости разумной экономии. Ниже Робинсон пишет о том, что следует «умеренно использовать не только блага [предназначенные] для нашего желудка, но и [иные блага] мирской жизни». Фактически Робинсон рассуждает об «умеренной диете» в широком смысле слова. Она является непременным условием обретения достатка. И этот момент был хорошо усвоен губернатором колонистов.

С другой стороны, Брэдфорд трактует умеренность как обязанность не желать богатств сверх меры и не иметь привязанности к мирским благам (что является проявлением алчности). Рассуждая о разорении корыстолюбивого купца Т. Уэстона, Брэдфорд заключает: «Тем не менее люди устремляются к мирским благам, хоть ежедневно видят всю их суетность»32.

Именно с таким пониманием умеренности следует связывать земельную политику, которую проводил магистрат колонии во главе с губернатором. В ходе земельной реформы 1627 г. каждый колонист получил свой участок земли (лот в 20 акров). По мнению Д. Ратмэна, самостоятельно, без сервентов, плимутский фермер был способен обработать не более 25 акров земли33. Скорее всего, при проведении реформы власти исходили именно из этого размера. Владение таким небольшим количеством земли не свидетельствовало об алчности и признавалось законным.

В 1630-е годы магистрат препятствовал стремлению плимутцев завладеть все большим количеством земли, а также процессу расселения людей по территории колонии. Земельная политика магистрата основывалась на патенте, который был выдан «Уильяму Брэдфорду и его партнерам» в 1630 г. Только в 1639 г. фримены колонии добились передачи права наделения землей от магистрата общему собранию Нового Плимута. Причина недовольства фриме-нов состояла в малом размере земельных пожалований, проводимых администрацией Брэдфорда. К тому же губернатор и его помощники требовали, чтобы получатели земельных грантов в действительности селились на той земле, которая им предоставлялась.

Однако условия эти нарушались. Также в колонии было установлено правило, согласно которому не проживавший на своем участке собственник должен был платить дополнительный налог в казну34.

Сам Брэдфорд не покинул первоначальное поселение в отличие от некоторых лидеров колонии. К концу жизни у губернатора было «немного земли вокруг Плимута» и еще пять земельных участков в других местах (без указания их размера и стоимости). Это не так много, поскольку, по подсчетам Дж. Демоса, богатый колонист мог владеть числом наделов от 12 до 20, а середняк -несколькими наделами35. По крайней мере на части этой земли вели свое хозяйство взрослые сыновья Брэдфорда. В завещании указано, что губернатор оставляет уже распределенные земельные доли своим старшим сыновьям Джону и Уильяму, а также желает, чтобы его младший сын Джозеф по достижении совершеннолетия получил не меньше земли, чем было у его братьев. Можно предположить, что участки Брэдфорда большей своей частью были введены в хозяйственный оборот. По мнению Д. Ратмэна, земля воспринималась плимутцами не как «средство производства» продукта, а ценилась сама по себе36. Однако для Брэдфорда это утверждение не совсем справедливо.

Уместно поставить вопрос о том, были ли представления Брэдфорда о практической стороне умеренности проявлением «мирской аскезы», которая (по мысли М. Вебера) должна была стимулировать увеличение капитала37?

С одной стороны, похожие призывы можно обнаружить в письме Роберта Кашмена будущим колонистам от 1620 г. Кашмен в то время был одним из агентов лейденцев в Лондоне и занимался переговорами с купцами, инвестировавшими компанию по созданию колонии. Поводом к написанию письма стало желание Каш-мена убедить братьев по вере признать условия переселения, выдвинутые купцами. Некоторые из них вызвали сильное недовольство будущих колонистов: во-первых, лишение поселенцев двух дней в неделю на собственные нужды, а во-вторых, что по истечении отведенного предприятию семилетнего срока все добытое его участниками имущество должно делиться поровну между колонистами и купцами.

Лейденцы (в числе которых был Брэдфорд) настаивали на том, что из этого имущества необходимо исключить дома и приусадебные участки. В противном случае, утверждали будущие пилигримы, никто из колонистов не захочет строить добротные дома. Кашмен отвечал: «Наше богатство не в роскоши состоять будет, но в силе; если Бог пошлет нам богатство, мы употребим его на то, чтобы больше иметь работников, судов, снаряжения и тому подобного.

В лучших политических трактатах говорится, что стоит где завестись прекрасным домам и эффектным нарядам, как государство начинает клониться к упадку»38. То есть агент будущих колонистов четко разграничивал мирские блага, стремиться к которым грешно, и капитал, создание и увеличение которого поощряется. Поэтому он оправдывает строительство самых дешевых домов (стоимостью не более пяти фунтов).

Брэдфорд не изменил своего убеждения и в колонии. Он был уверен, что колонисты не могут довольствоваться лачугами и должны строить добротные и удобные дома, «как того требуют политические трактаты». Строительство таких домов (двухэтажных, имевших в своей основе каркас из бруса, обшитого доской, с несколькими комнатами на каждом этаже) власти колонии стимулировали после ликвидации компании в 1627 г. Следовательно, аргументация Кашмена не была для Брэдфорда значимой. Дом самого губернатора насчитывал несколько комнат: старая гостиная, большая комната, кухня, новый кабинет, кабинет. Такие крупные дома были не у всех плимутцев. Однако по относительной стоимости дом нельзя назвать дорогим: 45 фунтов вместе с прилегающей к нему землей и фруктовым садом.

Из описи имущества Брэдфорда следует, что предметы, имевшие отношение к его хозяйственной деятельности и предпринимательским инициативам, явно преобладали над остальными. Бросается в глаза, что у губернатора много скота - на 125 фунтов. Однако не это является специфической особенностью структуры имущества Брэдфорда. У него поразительно много наличных денег - более 150 фунтов. Дело в том, что он продолжал вести торговлю мехами с индейцами после того, как остальные лидеры колонии от нее отказались. В описи инвентаря Брэдфорда также указано, что около 300 фунтов составляют товарные запасы и долги его коммерческих партнеров! В этой связи вспомним слова пастора Робинсона, который оправдывал лондонского купца Т. Уэстона, медлившего с внесением собственных средств в компанию по созданию колонии в 1620 г. В письме первому губернатору колонии Дж. Карверу пастор писал: «Многие считают, что ему [Уэстону] первому надлежало внести деньги [в предприятие], но я легко могу оправдать его, ибо он купец и держит их [деньги] в обороте ради собственной прибыли, тогда как другие [люди], имея их в руках, истратили бы»39. Тем самым Робинсон поощряет купца держать деньги в обороте. Именно так и поступает Брэдфорд.

Казалось бы, «мирской аскетизм» налицо. Однако все не так просто. У Брэдфорда были очевидные отклонения от веберовской модели. Его «слабости» несколько отличаются от «пристрастий»

будущего губернатора Томаса Принса. У Принса было много серебряной посуды, а ее стоимость составляла более половины стоимости скота этого видного колониста! У Брэдфорда всего 13 серебряных ложек (на 3,5 фунта). Зато у него выше относительная стоимость одежды (почти 29 фунтов), обуви (24 пары разных видов и качества, а также кожа для производства обуви, общей стоимостью более 5 фунтов), запасов разных тканей для пошива одежды (45 фунтов). Стоимость гардероба Принса (который тоже любил хорошо одеться) составляла около 25 фунтов, а запас тканей был оценен в 14 фунтов.

Гардероб Брэдфорда был весьма разнообразен по тканям и их расцветкам. Хотя составители инвентаря часто не указывают цвет, отмечая лишь то, что ткань была цветная, а также делая ссылку на насыщенность цвета («насыщенный» или «бледный»). Точно указаны были фиолетовый плащ, красный жилет, зеленая мантия (gown), а среди запасов тканей имелись отрезы оливкового, красного, белого, серого цветов. Необходимо отметить, что одежду черного цвета пилигримы носили только по праздничным и воскресным дням. Сам этот цвет символизировал торжественность и строгость. Что касается фактур, то в первую очередь это были шерстяные ткани разных типов (тонкое сукно, грубая шерсть, серж, гребенчатые сорта). Среди запасов Брэдфорда имелись английский мохер, хлопковое и льняное полотно, пенистон, тонкое шерстяное сукно (broadcloth), шерстяное сукно, именуемое «kersey» (качественное, но более грубое, чем broadcloth), дорогая шерстяная ткань без ворса (rash). Также Брэдфорд носил шерстяной плащ, украшенный тафтой; костюм, сшитый из турецкого фая (turkey grogram).

Костюмом обычно именовали набор предметов одежды. Мужской костюм состоял из камзола особой формы, плаща и коротких штанов (doublet, cloack and breeches), которые дополнялись чулками, ботинками и шляпой. Цена стандартного костюма в колонии составляла 1,5 фунта. На эти деньги можно было купить на выбор: молодого бычка, либо шесть коз, либо 10 бушелей пшеницы, либо полный набор необходимого оружия. Многие костюмы губернатора стоили в два-три раза дороже стандартной цены.

Несколько костюмов Брэдфорда были украшены серебряными пуговицами. Однако у губернатора не было кружев, воротников, лент по моде того времени - всего того, что имелось у его преемника Принса. Необходимо отметить, что в Плимуте (в отличие от соседних пуританских колоний) не было принято законов, которые бы запрещали изготавливать и носить золотые или серебряные кружева, воротники, пояса, ленты на шляпах и шляпы из бобра40. Возможно, это не было сделано из-за того, что большинство коло-

нистов не могли себе позволить данные «излишества». Однако супруга губернатора Элис (которая пережила мужа на 13 лет) носила бобровую шляпку41. Предположим, что Брэдфорд не имел ничего против модного головного убора своей жены.

Разнообразная цветовая гамма была характерна и для покрывал, одеял, ковриков, которые имелись в доме Брэдфорда. Дом губернатора также украшали кожаные кресла (четыре обычных и одно большое), резная мебель: сундуки, кресла, табуреты. Кресла относительно редко встречаются в описях имущества колонистов; вероятно, большинство из них сидели на сундуках или табуретах42. Как и в случае с гардеробом, можно констатировать наличие у Брэдфорда внушительных запасов постельного и столового белья: 21 простыня, 10 наволочек, 77 салфеток, 10 скатертей (среди них особенно заметными были несколько дорогих, узорчатых скатертей и салфеток). Стоимость белья губернатора превышала 18 фунтов. У колонистов с имущественным уровнем ниже среднего было мало постельного белья, а столового белья не было вовсе43. Белье является еще одной иллюстрацией имевшихся у губернатора «излишеств» в области накопления движимого имущества.

Таким образом, большая часть состояния Брэдфорда - это товарные запасы и наличные деньги, скот и земельные участки. Такая структура имущества обоснована его представлениями об умеренности. Вместе с тем понимание воздержанности выражалось в том, что Брэдфорд имел не так много земельных участков, как некоторые другие состоятельные колонисты. Более того, он критиковал плимутцев за чрезмерное стремление к земельным владениям.

С другой стороны, по мере увеличения состоятельности у губернатора росло количество движимого имущества и даже предметов роскоши, повышалась и их относительная стоимость. Как могли ужиться представления о рациональной воздержанности Брэдфорда и его затраты на пополнение библиотеки, гардероб, заказ резной мебели у искусных столяров? Как уживались представления губернатора об отсутствии привязанности к мирскому и накопление им имущества?

Можно предположить, что с течением времени постепенно размывались изначальные представления о воздержанности даже у такого приверженца кальвинистского учения, каким был Брэдфорд. Колониальная действительность с ее неразвитой экономикой подталкивала к накоплению необходимых для жизни вещей, и это накопление в итоге выходило за рамки представлений об умеренности. Учитывая трудности, выпавшие на долю Брэдфорда, можно сделать вывод о том, что его рациональная воздержанность была оправданна. Она позволила пережить трудные времена, но не

прошла бесследно, превратившись в настоящую бережливость. Отсюда запасы движимого имущества, значительная часть которых складировалась в сундуках и не приносила никакой пользы своему владельцу. Отсюда и привычка Брэдфорда хранить старые вещи: одежду, посуду, постельное и столовое белье, мебель, инструмент (сведения об этом имеются в его инвентаре).

В контексте всей системы этических представлений Брэдфорда возникает еще одно объяснение противоречивости его взглядов на воздержанность. Губернатор считает наиболее желательным для человека достижение среднего состояния, которое лишено опасностей, свойственных двум крайностям - бедности и богатству. Это заветное для него состояние предполагает обретение достатка, что выражается в обладании вещами, которые способны сделать жизнь человека комфортнее и радостнее. Отсюда и «слабости» Брэдфорда. Разнообразная одежда, уютная обстановка, книги современных и древних мыслителей, не говоря уже о духовной литературе, - это то, без чего губернатор Нового Плимута не мог себе представить полноценной жизни. Брэдфорд был убежден, что повседневность не должна быть серой и унылой. Поэтому он допускал игры и развлечения, застолья, спиртные напитки, курение, беседы, чтение книг, радости семейной жизни, богатую палитру цветов костюма и домашней обстановки. Однако умеренность оказывала сильное влияние на Брэдфорда: хотя удовольствия дозволялись, главное место отводилось каждодневному труду, без которого выжить на чужбине было невозможно.

Вполне закономерно, что основное богатство Брэдфорда составляло то имущество, которое было связанно с его хозяйственной деятельностью, исполнением призвания. Однако умеренность Брэдфорда нельзя отождествлять с тем типом аскетизма, который был направлен на постоянный рост и преумножение капитала. Это было бы явным упрощением взглядов и всей картины жизни губернатора. Да и становиться крупным купцом Брэдфорд, видимо, не имел желания.

Учитывая изложенное выше, можно утверждать, что представления Уильяма Брэдфорда об умеренности были противоречивыми. Однако сам губернатор, казалось, не замечал этого. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на убежденность Брэдфорда в необходимости экономного расходования времени, припасов, денег, на оценку отдыха и удовольствий с позиции приносимой ими пользы самому себе и окружающим людям. Все это свидетельствует о том, что в представлениях и практике губернатора был достаточно силен рациональный, буржуазный акцент, а некоторые его взгляды об умеренности напоминают современные.

Примечания

1 См., например: Лавровский В.М, Барг М.А. Английская буржуазная революция. Некоторые проблемы Английской буржуазной революции 40-х гг. XVII в. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. С. 144, 147, 151-153, 164-165.

2 Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. М.: Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 1999. Т. 3, кн. IV. С. 233.

3 Там же. С. 231.

4 Bradford W. Of Plymouth Plantation: 1620-1647 / Ed. S.E. Morison. N. Y.: The Modern Library, 1952. P. 329.

5 Ibid. P. 328.

6 The inventory of the goods of William Bradford, deceased 1657 // Pilgrim HaU Museum. America's museum of Pilgrim possessions. [Plymouth, 2005]. URL: http://www.pilgrimhall.org/willwbradford.htm (дата обращения: 11.09.2009).

7 Deetz J. and P. The Time of Their Lives: Life, Love and Death in Plymouth Colony. N. Y.: W.H. Freeman and Company, 2000. P. 7-8, 262.

8 Laws of the Colony of New Plymouth in New England. 1623 to 1636 // The Plymouth Colony Archive Project. [Plymouth, 2000-2003]. URL: http:// www.histarch.uiuc.edu/plymouth/laws1.html (дата обращения: 11.09.2009).

9 Daniels B. Puritans at Play: Leisure and Recreation in Colonial New England. N.Y.: St. Martin's Griffin, 1995. P. 82-83, 90-91.

Bradford W. Op. cit. P. 373. Английский галлон составлял 4,54 л.

11 Ibid. P. 373.

12 Foundations of Colonial America: A documentary history. Vol. 1 / Ed. by W. Keith Kavenagh. N.Y.: Chelsea House Publishers, 1973. P. 445.

13 Ibid. P. 411.

14 Deetz J. and P. Op. cit. P. 192, 213.

15 Inventory of Thomas Prence // The Plymouth Colony Archive Project. [Plymouth, Б. Д.]. URL: http://www.histarch.uiuc.edu/plymouth/ P205.htm (дата обращения: 11.09.2009).

16 Demos J. A Little Commonwealth. Family Life in Plymouth Colony. L.: Oxford University Press, 1975. P. 95-96, 137, 153.

17 Stratton E.A. Plymouth Colony: Its History & People. 1620-1691. Salt Lake City, 1986. P. 155-157.

18 Demos J. Op. cit. P. 85-87.

19 Ibid. P. 360.

20 Ibid. P. 97.

21 Daniels B. Op. cit. P. 88-91.

22 Bradford W. Op. cit. P. 146.

23 Daniels B. Op. cit. P. 165-167.

24 Servants and Masters in the Plymouth Colony. Appendix II: Plymouth Colony Records and Court Orders // The Plymouth Colony Archive Project. [Plymouth,

10

2000-2007]. URL: http://www.histarch.uiuc.edu/plymouth/ Galleapp.html#XII (дата обращения: 11.09.2009).

25 Struna N.L. People of Prowess. Sport, Leisure and Labor in Early Anglo-America. Urbana; Chicago: University of Illinois Press, 1996. P. 21-23, 44-45, 60.

26 DeetzJ. and P. Op. cit. P. 2-6, 132.

27 Daniels B. Op. cit. P. 97-99, 105.

28 Bradford W. Op. cit. P. 118.

29 Ibid. P. 109.

30 Ibid. P. 116.

31 Robinson J. New Essays; or, Observations Divine and Moral, Collected out of the Holy Scriptures, ancient and modern writers, both divine and human; as also out of the great volume of men's manners: tending to the furtherance of knowledge and virtue. By John Robinson. Printed in the year 1628. Ch. XXX. Of Sobriety // Pilgrim HaU Museum. America's museum of Pilgrim possessions. [Plymouth, 2005]. URL: http://www.pilgrimhall.org/robinson30.htm (дата обращения: 11.09.09).

32 Bradford W. Op. cit. P. 119.

33 Rutman D.B. Husbandmen of Plymouth Farms and Villages in the Old Colony. 1620-1692. Boston: Beacon press, 1968. P. 61.

34 Langdon G. Pilgrim Colony. A History of New Plymouth. 1620-1691. New Haven; L.: Yale University Press, 1966. P. 48.

35 Demos J. Op. cit. P. 62-63.

36 Rutman D.B. Op. cit. P. 62.

37 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 197, 199.

38 Bradford W. Op. cit. P. 363.

39 Ibid. P. 42.

40 Daniels B. Op. cit. P. 195.

41 Inventory of Alice Bradford // The Plymouth Colony Archive Project. [Plymouth, Б. Д.] URL: http://www.histarch.uiuc.edu/plymouth/ P178.htm (дата обращения: 11.09.2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 DeetzJ. and P. Op. cit. P. 198.

43 Demos J. Op. cit. P. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.