ПРОБЛЕМА КОЛОНИЗАЦИИ В АНГЛИЙСКОЙ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.
К.Л. Савинов
Кафедра Новой и Новейшей истории
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Ломоносовский проспект, 27-4, Москва, ГСП-1, МГУ, 119991
Статья посвящена восприятию потенциальными переселенцами английской колониальной литературы. На примере «отцов-пилигримов», основателей первой колонии в Новой Англии, показано, как пропагандистские памфлеты влияли на принятие решения о месте для переселения и на устройство будущей колонии. Также рассмотрена история создания и структура нескольких ключевых текстов. Цель статьи - определение различия между публицистической литературой о колонизации и вдохновленной ею колониальной практикой.
Ключевые слова: Америка, Новая Англия, Новый Плимут, колонизация, отцы-пилигримы, пуритане, литература, пропаганда.
Рубеж ХУ1-ХУ11 вв. стал для Англии качественно новым этапом колонизации Нового Света. Акцент сместился с военной конфронтации с Испанией и пиратских экспедиций к заселению «пустынных» территорий и созданию торговых факторий. Английские исследователи-авантюристы уже не могли обходиться лишь вербовкой корабельных команд, требовались колонисты для постоянного проживания на недавно открытых землях.
На тот момент в Англии не было социальной группы, готовой пуститься в плавание при первой возможности, как в случае с Испанией и Португалией, откуда в Новый Свет отправилась масса обедневшего дворянства. Хотя огораживание и демографический рост привели Англию начала XVII в. к относительной перенаселенности, но простым людям было нелегко внушить мысль о том, что в Новом Свете находилось решение их проблем. Английское национальное чувство только формировалось под влиянием идей протестантизма и страха перед католической интервенцией, порождая изоляционизм, а не стремление к экспансии.
Тем не менее, в конце XVI в. начинается целенаправленная пропаганда колонизации. В ней использовались те же аргументы, что питали английский патриотизм. Раз Англия являлась опорой протестантизма в мире (эта мысль была общим местом большинства публицистических сочинений начиная с конца XVI в.), то именно на нее была возложена миссия по распро-
странению правильной версии христианства в Новом Свете и защите протестантов в Европе. Последним угрожала империя Габсбургов, чье могущество опиралось на американские рудники, а значит, Англии нужно было повторить и превзойти успехи конкистадоров.
Эти идеи вместе с красочными описаниями преимуществ Нового Света распространялись в стихах, письмах и публицистических произведениях, о них рассказывали вербовщики, которые набирали будущих колонистов по всей стране. Наиболее действенной и распространенной формой колониальной пропаганды была публикация отчетов об экспедициях в виде памфлетов, трактатов и книг (1).
Цель данной статьи - показать, как именно современники усваивали содержащуюся в колониальной литературе информацию. В центре внимания окажутся вопросы о том, насколько действенной была колониальная пропаганда; насколько полезны были сведения для участников будущих экспедиций; как соотносили колонисты свой собственный опыт с тем, что они читали и узнавали до своего отплытия; и, что немаловажно, как памфлеты влияли на принятие рядовыми колонистами решения о конечном пункте переселения в Новом Свете.
Отчеты представляли собой сложные с жанровой и функциональной точки зрения произведения. Они включали как практические сведения о регионах Нового Света, так и размышления о колонизации в целом и ее благе для государства. Они были обращены к широкому кругу читателей, но одновременно посвящались влиятельным покровителям и соотносились с политической конъюнктурой.
В исторических работах авторы зачастую игнорируют конкретное содержание памфлетов. Оно лишь перечисляется наряду с другими факторами, способствовавшими колонизации. Если же речь заходит об интеллектуальной жизни колонистов, то обычно рассматривается круг их чтения в Новом Свете и религиозная литература (2).
Главная сложность заключалась в том, что рядовые колонисты набирались из низших слоев населения. В начале XVII в. это были, как правило, холостые молодые люди, отличавшиеся высокой степенью мобильности (3). Они получали информацию о месте своего переселения при вербовке, возможно, делали выбор на основании слухов или советов знающих людей. В то же время составить картину их знаний о Новом Свете невозможно. Необходимо обратиться к другой категории колонистов, которая как раз начала появляться ко второму десятилетию XVII в. (4).
Речь идет о сплоченных группах, связанных семейными или религиозными узами, чьи возможности были шире, чем у колонистов-одиночек. К ним относится община английских религиозных диссидентов, члены которой в 1621 г. основали колонию Новый Плимут и вошли в историю под именем пилигримов, или «отцов-пилигримов» (pilgrim fathers) (5).
До этого момента с 1608 г. община скрывалась от религиозного преследования в Нидерландах - центре кораблестроения, протестантизма и трансатлантической торговли XVII в. Благодаря этому, когда руководители общины приняли решение о необходимости переселения в Новый Свет, у них были гораздо более широкие возможности, чем у соотечественников в Англии.
Тем не менее, образ места для будущего переселения был расплывчат. Осведомленность европейцев, несмотря на несколько веков освоения Америки, оставалась весьма слабой. Решение о пункте назначения принималось на основе скудной информации, почерпнутой в результате личного общения с представителями различных колониальных предприятий и благодаря отчетам об экспедициях (6).
История «отцов-пилигримов» хорошо освещена в источниках. Сразу по приезде в Новый Свет они издали несколько памфлетов о своих успехах, в дальнейшем некоторые члены общины публиковали открытые письма и воззвания, которые также проливают свет на историю их переселения в Новую Англию. Главным источником является «История поселения в Плимуте» губернатора колонии Уильяма Брэдфорда, который не только был очевидцем жизни общины в Англии, Голландии и Америке, но и включил в свой труд большое количество писем и документов, чтобы создать свою субъективную, но детальную историю (7).
Таким образом, мы имеем сплоченную группу колонистов, чья история подробно освещена. Эта группа стояла перед выбором места для переселения, и хотя мы не располагаем большим количеством данных о «колониальном чтении» этой группы, мы можем на основании ее круга интересов реконструировать это чтение. Если «отцы-пилигримы» интересовались той или иной колонией, то должны были получить информацию о ней. Лидеры общины были образованными людьми. Пастор общины, преподобный Робинсон, преподавал в Лейденском университете, а старейшина, Уильям Брюстер, был связан с книгопечатанием (8). Именно памфлеты, а не устные сообщения должны были быть их источниками информации (9).
В ходе нашего исследования были рассмотрены проект английской Гвианы, голландских Новых Нидерландов и возможность поселиться в английских владениях одной из двух Виргинских компаний, которые включали в себя на тот момент территории Новой Англии и Виргинии. Нам известен конечный результат - основание Нового Плимута, но другие варианты были вполне реалистичны, и многие современники «отцов-пилигримов» делали другой выбор.
Гвиана упоминается Уильямом Брэдфордом первой. Многие пилигримы выступали за переселение в этот единственный регион Южной Америки, свободный от влияния испанцев и португальцев (10). Мы не знаем, что в действительности удержало пилигримов от путешествия в Гвиану. Можно предположить, что обсуждение этого вопроса были довольно бурным. «Од-
ни (в том числе люди именитые) высказались за Гвиану или иную плодородную местность в жарких краях» (11). Брэдфорд ничего не пишет о том, как проходила полемика и кто в конгрегации придерживался той или иной точки зрения.
Существует еще одно обстоятельство, затемняющее смысл этого обсуждения. Упоминание «именитых людей» (12) вызывает удивление. Брэдфорд никогда так не называет руководителей общины (13), а о тех, кто имел влияние внутри конгрегации, говорится как о людях «мудрых», а не знатных.
Скорее всего, здесь подразумеваются влиятельные друзья конгрегации в Англии и Голландии. Тогда становится ясно заявление Брэдфорда о том, что после того, как приняли окончательное решение об отплытии в Новую Англию, «некоторые из живших в Англии ехать раздумали» так как «не была выбрана Гвиана» (14). Этот проект могли поддерживать и наиболее состоятельные из членов конгрегации, имевшие деловые связи в Лондоне (15).
Аргументы в пользу Гвианы заключались в том, что «в тех богатых и плодородных местах царит вечная весна и вечное цветение; могучая природа все рождает в изобилии, не требуя от человека больших трудов и искусства» (16). В качестве контраргументов выдвигались доводы об опасностях эпидемий и нападения испанцев.
Важнее другое. Если наиболее состоятельная и влиятельная часть общины сепаратистов намеревалась туда отправиться, то она должна была опираться на источники информации, которые считались бы не только надежными, но и престижными. Вдохновителем колонизации Гвианы был человек, отвечающим этим требованиям.
Сэр Уолтер Рейли не столько открыл Новый Свет для англичан, сколько создал его для последующих поколений исследователей. Зная испанский язык, он был погружен в чтение книг и документов о покорении испанцами Центральной и Южной Америк.
Проанализировав маршруты движения кораблей, Рейли обнаружил, что обширные территории, находящиеся севернее Мексиканского залива, почти никогда не упоминались испанскими исследователями (17). Рейли заронил в сознании королевы Елизаветы и ее ближайшего окружения идею о возможности для англичан повторить успех католических держав, не вступая с ними в открытое противостояние.
Уолтер Рейли лично предпринял несколько экспедиций к берегам Северной Америки и даже попытался создать первое постоянное поселение на острове Роанок, недалеко от берегов Виргинии (18). Несмотря на неудачи, он снискал славу главного авторитета в вопросах освоения Нового Света среди англичан, и в 1595 г. предпринял экспедицию, целью которой были поиски страны Эльдорадо (19). Авантюрист почерпнул эту легенду из испанской колониальной литературы, точно так же как до этого благодаря ей узнал вполне реальные сведения о Северной Америке (20).
Рейли, однако, пошел дальше и сделал воображаемую страну реальностью, поместив ее в регион Гвианы и отправившись туда в путешествие. В книге «Открытие обширной, богатой и красивой империи Гвианы» 1596 г. он описывает разнообразные чудеса и самые большие залежи драгоценных металлов во всей Южной Америке. Рейли в своем памфлете выразил настроения английских джентльменов-мореплавателей. Они были движимы жаждой повторить успех Испании, фактически переписать историю - для того, чтобы Англия заняла место ведущей колониальной державы, а протестантизм, таким образом, одержал верх над католическим миром.
Дальнейшие экспедиции в Гвиану показали несостоятельность фантазий Рейли об огромных запасах золота, но немедленно породили новые. Риторика, которую использовали пилигримы, описывая мягкий климат и плодородие почвы, восходит к отчету Роберта Харкурта о путешествии 1609-1610 гг. и попытке основания постоянного поселения в Гвиане (21). Книга Харкурта содержит гораздо больше практической и достоверной информации, чем работа Рейли (22) и, судя по всему, из нее они восприняли ряд важных идей.
Так, автор уделяет много внимания отношениям с индейцами и важности этих отношений для успешного развития поселения. Харкурт описывает коренных жителей, которые побывали в Англии (в качестве диковинок их увозили во время экспедиций) и, вернувшись, служили переводчиками (23). В Новой Англии пилигримы также встретили индейцев, владевших английским языком. В описании мы читаем не об удивлении этим обстоятельством, но прагматичные замечания о том, как эти агенты использовались основателями Нового Плимута в межплеменной дипломатии (24).
Мирные отношения между коренными жителями и отцами-пилигримами вовсе не были типичным случаем для Северной Америки. На протяжении всего XVI и начала XVII столетия конфликты с индейцами были одним из самых распространенных причин неудачи при основании поселений (25). Успехи пилигримов исследователи иногда связывают с протестантской этикой (она дисциплинировала колонистов и не допускала их конфликтов с индейцами), но можно предположить, что немалую роль сыграл образ индейцев, изображенный в работе Харкурта. Там они представлены как опасные, но полезные союзники, основой отношений с которыми является постоянный обмен подарками и соблюдение определенных дипломатических ритуалов (26). Этот опыт «отцы-пилигримы» успешно применяли.
В контексте восприятия колонистами опыта первопроходцев колонизации интересен и другой фрагмент работы Харкурта. Говоря об основании поселения, он предлагает новую модель организации колониального предприятия, где на первое место ставится не скорейшее извлечение прибыли, а обеспечение колонистов всем необходимым (27).
Мысль, которая может показаться самоочевидной, вовсе не была господствующим представлением первой половины XVII в. Колониальное предприятие все еще понималось в духе Колумба и конкистадоров, скорейшее
обогащение было тем минимумом, на который надеялись люди, финансировавшие колониальные предприятия. В случае пилигримов это проявилось после событий первой зимы, когда половина людей погибла от цинги и других болезней. Первым же письмом от компании купцов была жалоба на то, что корабль, доставивший пилигримов в Новый Свет, вернулся без товаров Нового Света.
Идея Харкурта состояла в том, чтобы, во-первых, использовать всю полученную в первые три года прибыль для нужд колонии, а во-вторых, выделять частную и общую часть собственности в колонии. Последняя мера, с одной стороны, давала колонистам мотивацию в виде собственности. С другой стороны, совместное имущество и ресурсы, распределяемые поровну, должны были спасти поселение в тяжелые времена. «Отцы-пилигримы» для того, чтобы попасть в Новую Англию, должны были согласиться на менее выгодные условия (28), но почти сразу взяли курс на пересмотр своего договора с купцами и за несколько лет создали систему, сходную с концепцией Хар-курта.
Случай Гвианы в истории «отцов-пилигримов» - показательный пример того, как колонисты проводили отбор полученной информации. Были приняты к сведению советы по организации поселения, примеры поведения в экстремальных ситуациях, и даже образы дружелюбных дикарей (29). Напротив, риторика реванша над испанцами и поиски чудес (в разных пропорциях они присутствуют в обоих рассмотренных отчетах) оставили религиозную общину равнодушной. В конце концов, самые живописные проекты не могли скрасить суровую реальность.
Ко времени, когда пилигримы заинтересовались Гвианой, у англичан дела шли не слишком удачно. Поселение Харкурта пришло в упадок. Сам он вынужден был отстаивать свои права на Гвиану у многочисленных конкурентов в Лондоне, которые так же ничего не добились. Новое плавание Рей-ли в 1617 г. закончилось катастрофой. В 1619 г. при финансировании лорда Уорвика (одного из покровителей пилигримов) туда была отправлена новая экспедиция, и вскоре была создана Гвианская акционерная компания (30), но она просуществовала недолго, а ее члены не имели единого плана действий. Колония в Гвиане все же была основана в 1620 г., однако из-за конкуренции с голландцами ее успехи были весьма незначительны (31).
Одновременно с Гвианой пилигримы заинтересовались английскими территориями в Северной Америке. Эти территории оспаривали между собой две основанные в 1606 г. Виргинские компании - Плимутская и Лондонская. Создание двух компаний было вызвано противостоянием интересов различных групп купцов: богатых торговцев лондонского Сити, связанных с левантийской и московской торговлей, и жителей западной части страны, заинтересованных в рыболовных промыслах Ньюфаундленда (32).
Изначально казалось, что возможности для успеха в Новом Свете у этих двух групп равны, несмотря на финансовое преобладание Лондона. В 1607 г.
на реке Сакадахок колонистами Плимутской компании был построен форт, началась торговля с индейцами и были предприняты первые попытки выращивать зерно. Однако многочисленные неудачи подорвали решимость колонистов. Лондонские купцы в это время смогли создать на своей территории поселение Джеймстаун и наладить выращивание табака.
В Джеймстауне пилигримы селиться не хотели, они боялись, что «это грозит теми же гонениями за веру, какие пришлось терпеть в Англии, а быть может и худшими» (33). Руководство Виргинской компании нуждалось в колонистах, но не могло гарантировать свободу совести для религиозных сепаратистов. Тем не менее, пилигримы были заинтересованы в том, чтобы переселиться на территории северной Виргинии и Новой Англии. Сначала они хотели взять у королевской компании «патент на отдельное поселение» (34), затем обратиться за помощью к голландской Ост-Индской компании (она заявила свои права на территорию нынешнего штата Нью-Йорк). В конце концов они согласились на не слишком выгодную аферу группы лондонских купцов, которые получили патент на территории Новой Англии.
Что же могло заинтересовать «отцов-пилигримов»? Интерес пробудили работы двух авторов. Первым был Джон Смит. Как и Уолтер Рейли, он был творцом мифа, в данном случае мифа о Новой Англии.
Он начал свою карьеру как один из основателей Джеймстауна. Памфлет «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии» (35) считается первым произведением американской литературы. В этом произведении драматическая история индейской принцессы Покахонтас совмещается с описанием суровых будней Джеймстауна и преувеличенными подвигами самого Смита.
Однако за пределами литературы карьера Джона Смита не сложилась. Он был изгнан из Джеймстауна и долгое время пытался найти средства на новую экспедицию. Лишь в 1614 г. во главе небольшой экспедиции Смит отправился к берегам Новой Англии. Ее результатом стала подробная карта и книга о путешествии. Участники предприятия имели и коммерческие цели, в том числе и не слишком благовидные. Так, капитан одного из кораблей захватил в плен несколько десятков индейцев, чтобы использовать их как рабов. Одному из них, по имени Скуанто, удалось через несколько лет вернуться на родину, где он стал одним из вышеупомянутых посредников между пилигримами и местными жителями.
Главным достижением предприятия Смита стало «Описание Новой Англии» 1614 г. (36). В нем можно было найти не только подробную информацию о регионе, но и предложения по его освоению. Они не были реалистичны, но содержали в себе позитивную программу, которая привлекла внимание приближенных короля, акционеров Плимутской компании и пилигримов.
Долгое время побережье от Ньюфаундленда до Новой Англии использовалось исключительно для рыбного промысла. В 1614 г. на некоторых островах были созданы базы рыбаков, и, казалось, что «Новой Англии пред-
стояло стать новым Ньюфаундлендом, куда бы часто приходили корабли, но чьи территории были бы не населенны и неразвиты» (37). Смит же планировал переход от факторий к постоянным поселениям с большим числом колонистов. Мотивацией переселенцев должны были стать возможность получить в собственность большие участки земли и избавиться от бремени многочисленных повинностей старой Англии. Одним из первых Смит смог выразить мысль, которую потом на разные лады повторяли последующие поколения иммигрантов: «И нет здесь ни суровых хозяев, которые обременяют нас тяжелыми рентами и вымогают штрафы, ни затянутых судебных процессов, что длятся годами и не приводят к справедливости, ни многочисленных препятствий, что мешают установлению добрых законов» (38).
Концепция Смита была близка пилигримам. Несмотря на годы, прожитые в голландских городах, руководители общины оставались в своем сознании сельскими жителями. Им импонировала возможность получения больших земельных наделов на территориях, чей климат, по описаниям Смита, походил на климат их покинутой родины. Важную пропагандистскую роль сыграло и название - «Новая Англия». Оно делало регион понятнее и доступнее, чем экзотическая Гвиана, а также переплеталось в сознании религиозных диссидентов с возможностью начать «новую жизнь» в «Новой Англии».
Впрочем, желание пилигримов переселиться в этот регион исходило не только из теоретических построений Смита. Они располагали данными, почерпнутыми из еще одного источника.
Голландцы, пытаясь найти путь из Атлантического океана в Тихий, открыли устье реки Гудзон (Hudson) и активно продвигали идею колонии на этой территории. Открытие, совершенное в 1609 г., принадлежало Генри Хад-сону (фамилия и название реки в русской традиции пишутся по-разному), в честь которого река и была названа. По происхождению он был англичанином, но его экспедиции финансировала Голландская Ост-Индская компания.
Хадсон не публиковал памфлетов о своем путешествии, но охотно предоставлял судовые журналы и отчеты об экспедициях компании, а также богатым покровителям и энтузиастам колонизации. Большая часть материалов была издана в работе Сэмуэля Пурчаса 1617 г., посвященной освоению Нового Света (39). Однако отчеты о Новой Англии могли быть доступны пилигримам еще раньше благодаря книге Эмануэля ван Метерена «История Нидерландов» (40) или через агентов голландской компании (41).
«Отцы-пилигримы» не хотели селиться в голландской колонии, но описания Генри Хадсона настолько вдохновили пилигримов и их сторонников, что, когда они все же отправились в плавание, воодушевленные Джоном Смитом и Робертом Харкуртом, то их первоначальным пунктом были земли, максимально приближенные к еще пустующим владениям Компании Новых Нидерландов, и лишь по стечению обстоятельств пилигримы прибыли гораздо севернее - на территорию Новой Англии (42). Таким образом, в по-
следнем случае пилигримы воспользовались лишь практической информацией о регионе.
В данной работе была предпринята попытка показать то, как колонисты воспринимали информацию из памфлетов. Уникальная ситуация «отцов-пилигримов» не дает возможности напрямую распространить их опыт на другие группы переселенцев, но этот опыт позволяет сделать двоякий вывод. Во-первых, «рекламная» составляющая памфлетов практически не приносила пользы при отсутствии реальных успехов в виде долговременного поселения или обнаружения полезных ресурсов (последнее в вышеперечисленных регионах было редкостью). Напротив, конкретная информация о регионах и размышления об организации колонии и ее перспективах оказывали реальное влияние на колонистов.
Благодаря этому можно сделать второй вывод, касающийся интеллектуальной жизни пилигримов и их колониального опыта. Многие авторы акцентировали внимание на том, насколько основатели Нового Плимута соотносили свою практическую деятельность с религиозными доктринами. Мне представляется, что литература о колонизации определяла гораздо больше в подготовке и осуществлении колониального предприятия. Соотнесение практических шагов с идеями, содержащимися в памфлетах, показывает, что эти произведения предоставляли не только практическую информацию, но и модели осуществления колониальных предприятий, которым, при наличии образования и желания перенимать опыт, колонисты вполне могли следовать.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См. подробнее о специфике издания различных форматов колониальной литературы: Anderson D. William Bradford's books: Of Plimmoth Plantation and the printed word. Baltimore; London. 2003.
(2) Работы, затрагивающие вопросы о причинах переселения: Cressy D. Coming over. Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth century. Cambridge, 1987; Hill D. The English to New England. London, 1975; Bri-denbaugh C. Vexed and Troubled Englishmen. New York, 1968; Работы, касающиеся интеллектуальной жизни Новой Англии и колонистов пуритан: Morrison S.E. The intellectual life of Colonial New England. New York, 1956; Miller P. The New England mind. Massachusetts, 1939; Finch M.L. Dissenting bodies: corporealities in early New England. New York, 2010; Deetz J., Deetz P.S. The Times of Their lives: Life, Love, and Death in Plymouth Colony. New York, Houndmills, England, 2000, и многие другие.
(3) Cressy D. Coming over. P. 34.
(4) Подробнее о различных категориях колонистов см: Games A. Migration and the Origins of the English Atlantic World. Cambridge (Mass.); London, 1999; Thompson R. East Anglian Founders of New England. London, 1994.
(5) Литература об «отцах-пилигримах» обширна, из классических работ, не утративших свою актуальность, можно вспомнить: Dexter H.M., Dexter M. England and
Holland of Pilgrims. Boston, 1905; Langdon G.D. Pilgrim Colony: A History of New Plymouth 1620-1691. New Haven; London, 1966; White B.R. The English Separatist Tradition. From the Marian Martyrs to the Pilgrim. Oxford, 1971; Demos J. A little commonwealth: family life in Plymouth Colony. New York, 1970; Bremer F.J. The Puritan Experiment. New England Society from Bradford to Edwards. New York, 1976; Dillon F. The Pilgrims. New York, 1976.
(6) Hill D. Op. cit. P. 14.
(7) Источники о пилигримах: Winslow E. Mourt's Relation. London, 1622; Winslow E. Good Newes From New England. London, 1624; Bradford W. History of Plymouth Plantation. Boston, 1856 (с момента своего написания в 1648 книга существовала в виде рукописи); Morton N. New England's Memorial. Boston, 1669.
(8) О преподобном Робинсоне: Bradford W. Op. cit. P. 20-21. О старейшине Брюстере: Dexter H. M., DexterM. Op. cit. P. 506; Andrews Ch. M. The Colonial Period of American History. New Haven, 1937. P. 259.
(9) При написании данной статьи использовались следующие памфлеты: Raleigh W. The discovery of the large, rich, and beautiful empire of Guiana. 1596; Harcourt R. A relation of a voyage to Guiana. 1613; Smith J. A Description of New England. London, 1614.
(10) Об истории освоения этого региона см.: Rodway J. Guiana: British, Dutch, and French. London, 1912; Williamson J. A. English Colonies in Guiana and on the Amazon 1604-1668. Oxford, 1923.
(11) Под «иной местностью», скорее всего, подразумевались Бермуды, которые использовались для снабжения Виргинии продовольствием и как форпост контрабандистов. На тот момент они назывались Сомерскими островами, так как сэр Джордж Сомерс первым из англичан высадился на островах в 1609 г.
(12) В оригинале - none of the meanest.
(13) Даже о знатном происхождении одного из лидеров общины старейшины Брюсте-ра, если наша гипотеза об этом верна, можно узнать лишь из документов церковного суда; см.: Act-book in York Registry. s.d. // DexterH.M., DexterM. Op. cit. P. 401.
(14) Bradford W. Op. cit. P. 27.
(15) Профессор Декстер упоминает многих, например купца Бартоломея Смита из Лондона и Роберта Кашмена, который в 1611 г. купил себе дом в Лейдене, а впоследствии был торговым агентом пилигримов. Это также показывает, что определенная часть сепаратистов, прибывших позже, все же оставалась с пилигримами, несмотря на трудности. Возможно, с ними оставались как раз наиболее богатые из диссидентов, либо те, кто никогда не терял связи и собственность в Англии. См.: Dexter H. M., Dexter M. Op. cit. P. 534.
(16) Bradford W. Op. cit. P. 27.
(17) Raleigh W. Op. cit. Pref. xx.
(18) Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М., 1981. С. 34.
(19) Raleigh W. Op. cit. Pref. xlvi.
(20) Отчет Рейли о путешествии в Гвиану содержит даже буквальные отсылки к работам испанских авторов. Он описывает реку Канури, населенную Амазонками, и именно так называется озеро, рядом с которым находится город женщин-воительниц у одного из испанских исследователей. Стоит ли упомянуть, что и река и озеро были продуктами вымысла. См.: Raleigh W. Op. cit. P. 108.
(21) HarcourtR. Op. cit. P. 56-61.
(22) Харкурт, однако, намеренно подтверждает некоторые моменты из книги Рейли, чтобы его собственный отчет выглядел авторитетней. Так, когда отряд Харкурта прибыл в одно из индейских поселений, местные жители немедленно спросили его о том, когда же к ним вернется Уолтер Рейли, хотя, сопоставив маршруты двух путешественников, исследователи пришли к выводу, что они побывали в разных концах этого региона. См.: Harcourt R. Op. cit. P. 74.
(23) Harcourt R. Op. cit. P. 70-71.
(24) Bradford W. Op. cit. P. 93-95.
(25) Подробнее об освоении Новой Англии до высадки пилигримов см.: Howe H.F. Prologue to New England. 1969.
(26) HarcourtR. Op. cit. P. 57.
(27) Harcourt R. Op. cit. P. 126.
(28) Колонисты должны были сразу делиться прибылью с лондонскими акционерами и не должны были иметь своей собственности в течение первых семи лет. См.: Bradford W. Op. cit. P. 46.
(29) Bradford W. Op. cit. P. 95.
(30) Newton A.P. The Colonising Activities of the English Puritans. New Haven; London, 1966. P. 36.
(31) Newton A. P. The Colonising Activities of the English Puritans. P. 26-27.
(32) Bailyn B. The New England Merchant in the Seventeenth Century. 1955. P. 2.
(33) Bradford W. Op. cit. P. 31.
(34) Трудно сказать, что мог представлять собой подобный патент. Кампания выдала всего 14 подобных документов (а поселений по ним было основано еще меньше), из них до наших дней сохранилось два. Они предоставляли владельцам патента самоуправление и свободную торговлю с индейцами, но не обеспечивали свободу вероисповедания. Налоговые обязательства по отношению к Виргинии и королю также сохранялись. См.: Morison S. E. The Plymouth Colony and Virginia // The Virginia Magazine of History and Biography. 1954. Vol. 62. No 2. P. 150.
(35) Smith J. A True Relation of Such Occurrences and Accidents of Note as Hath Hapned in Virginia. London, 1608.
(36) Smith J. A Description of New England.
(37) Bailyn B. Op. cit. P. 5.
(38) Smith J. A Description of New England. P. 31.
(39) Purchas S. His Pilgrimage Or Relations of the World and the Religions Observed in All Ages and Places Discovered from the Creation Unto This Present. London, 1617.
(40) Meteren Van E. Historie der Nederlanden. Amsterdam, 1614.
(41) Arber E. The Story of Pilgrim Fathers. Boston, 1897. P. 301.
(42) Bradford W. Op. cit. P. 92.
REFERENCES
(1) Anderson D. William Bradford's books: Of Plimmoth Plantation and the printed word. Baltimore; London. 2003.
(2) Cressy D. Coming over. Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth century. Cambridge, 1987; Hill D. The English to New England. London, 1975; Bridenbaugh C. Vexed and Troubled Englishmen. New York, 1968; Morrison S. E. The intellectual life of Colonial New England. New York, 1956; Miller P. The New England mind. Massachusetts, 1939; Finch M. L. Dissenting bodies: corporea-
lities in early New England. New York, 2010; Deetz J., Deetz P. S. The Times of Their lives: Life, Love, and Death in Plymouth Colony. New York, Houndmills, England, 2000.
(3) Cressy D. Coming over. P. 34.
(4) Games A. Migration and the Origins of the English Atlantic World. Cambridge (Mass.); London, 1999; Thompson R. East Anglian Founders of New England. London, 1994.
(5) Dexter H. M., Dexter M. England and Holland of Pilgrims. Boston, 1905; Langdon G. D. Pilgrim Colony: A History of New Plymouth 1620-1691. New Haven; London, 1966; White B. R. The English Separatist Tradition. From the Marian Martyrs to the Pilgrim. Oxford, 1971; Demos J. A little commonwealth: family life in Plymouth Colony. New York, 1970; Bremer F. J. The Puritan Experiment. New England Society from Bradford to Edwards. New York, 1976; Dillon F. The Pilgrims. New York, 1976.
(6) Hill D. Op. cit. P. 14.
(7) Winslow E. Mourt's Relation. London, 1622; Winslow E. Good Newes From New England. London, 1624; Bradford W. History of Plymouth Plantation. Boston, 1856; Morton N. New England's Memorial. Boston, 1669.
(8) Bradford W. Op. cit. P. 20-21. Dexter H. M., Dexter M. Op. cit. P. 506; Andrews Ch. M. The Colonial Period of American History. New Haven, 1937. P. 259.
(9) Raleigh W. The discovery of the large, rich, and beautiful empire of Guiana. 1596; Har-court R. A relation of a voyage to Guiana. 1613; Smith J. A Description of New England. London, 1614.
(10) Rodway J. Guiana: British, Dutch, and French. London, 1912; Williamson J. A. English Colonies in Guiana and on the Amazon 1604-1668. Oxford, 1923.
(12) In the original- none of the meanest.
(13) Act-book in York Registry. s.d. // Dexter H. M., Dexter M. Op. cit. P. 401.
(14) Bradford W. Op. cit. P. 27.
(15) Dexter H. M., Dexter M. Op. cit. P. 534.
(16) Bradford W. Op. cit. P. 27.
(17) Raleigh W. Op. cit. Pref. xx
(18) Slezkin L.Ju. Legenda, utopija, byl' v rannej amerikanskoj istorii [Legend, Utopia, true story in early American history]. M., 1981. P. 34.
(19) Raleigh W. Op. cit. Pref. xlvi.
(20) Raleigh W. Op. cit. P. 108.
(21) HarcourtR. Op. cit. P. 56-61.
(22) Harcourt R. Op. cit. P. 74.
(23) Harcourt R. Op. cit. P. 70-71.
(24) Bradford W. Op. cit. P. 93-95.
(25) Howe H. F. Prologue to New England. 1969.
(26) Harcourt R. Op. cit. P. 57.
(27) Harcourt R. Op. cit. P. 126.
(28) Bradford W. Op. cit. P. 46.
(29) Bradford W. Op. cit. P. 95.
(30) Newton A. P. The Colonising Activities of the English Puritans. New Haven; London, 1966. P. 36.
(31) Newton A. P. The Colonising Activities of the English Puritans. P. 26-27.
(32) Bailyn B. The New England Merchant in the Seventeenth Century. 1955. P. 2.
(33) Bradford W. Op. cit. P. 31.
(34) Morison S. E. The Plymouth Colony and Virginia // The Virginia Magazine of History and Biography. 1954. Vol. 62. No 2. P. 150.
(35) Smith J. A True Relation of Such Occurrences and Accidents of Note as Hath Hapned in Virginia. London, 1608.
(36) Smith J. A Description of New England.
(37) Bailyn B. Op. cit. P. 5.
(38) Smith J. A Description of New England. P. 31.
(39) Purchas S. His Pilgrimage Or Relations of the World and the Religions Observed in All Ages and Places Discovered from the Creation Unto This Present. London, 1617.
(40) Meteren Van E. Historie der Nederlanden. Amsterdam, 1614.
(41) Arber E. The Story of Pilgrim Fathers. Boston, 1897. P. 301.
(42) Bradford W. Op. cit. P. 92.
MODELS OF COLONIZATION IN ENGLISH PROMOTIONAL LITERATURE OF THE FIRST HALF OF XVII CENTURY
K. Savinov
Department of Modern and Contemporary History Moscow State University, Faculty of History Lomonosovsky Prospekt, 27-4, Russia, Moscow, GSP-1, 119991
The article is dedicated to the problem of the perception of promotional colonial literature by ordinary colonists. Drawing on the example of Pilgrim fathres, New Plymouth founders, we can see how these advertising pamphlets influenced choosing of place for the future colony and defined goals and organization of colonial undertaking. The author analyzes the story of creation and structure of notable examples of English promotional literature. The purpose of the article is the definition of distance between literature on colonization and colonial enterprises inspired by it.
Key words: America, New England, New Plymouth, colonization, Pilgrim Fathers, puritans, promotional literature, advertising.