СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 159.9
УИЛЬЯМ БОЛДУИН ДРУММОНД: ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА В ПСИХОЛОГИИ
Д.В. ЖАРОВА*
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина,
Нижний Новгород
Необходимость рассмотрения исторического пути педагогической психологии, историографический анализ ее развития способствовали обращению к проблеме становления и развития педагогической психологии в Великобритании в XIX столетии. Анализ работ шотландского психолога Уильяма Болдуина Друммонда дает более полное понимание состояния психолого-педагогической науки в Великобритании конца XIX века и способствует осознанию ценности идей и открытий ученых, чьи имена сегодня незаслуженно забыты.
Ключевые слова: педагогическая психология, детская психология, история психологии, методы изучения, нравственное и религиозное воспитание, обучение.
Во второй половине XIX столетия в Великобритании зародилось движение в пользу изучения детства. Это движение, как и все новое, было встречено жесткой критикой. Критика исходила из двух кругов - во-первых, от представителей общественности, которые считали, что изучение детства бесполезно и даже вредно для ребенка, что изучение детства никогда не будет точной наукой, что работники этой области не имеют должной подготовки и не владеют научными методами, а их выводы ошибочны. Другая критика исходила от представителей науки, которые считали, что «экспериментальная психология бесполезна для учителя..., что изучение детства... вызовет у учителя совершенно неправильное отношение к ученикам».
Несмотря на волну протеста, в конце XIX века интерес к вопросам изучения детства в Великобритании значительно возрос: увеличилось количество литературы и периодических изданий, стали издаваться журналы по
© Жарова Д.В., 2014
* Для корреспонденции:
Жарова Дарья Викторовна кандидат психологических наук, доцент НГПУ им. К. Минина E-mail: zharodar@yandex.ru
вопросам педологии, были созданы общества по изучению детства. В это время появились работы Александра Бэна, Джеймса Селли, Герберта Спенсера, в том числе классические труды последнего «Основания психологии», «О нравственном воспитании», «Воспитание умственное, нравственное и физическое».
Среди британских ученых, кто внес значительный вклад в становление и развитие педагогической психологии, незаслуженно забыто имя шотландского психолога Уильяма Болдуина Друммонда (W.B. Drummond). Одно из немногих упоминаний о нем можно встретить в книге Hearnshaw L.S. «A Short History of British Psychology, 1840-1940» (1964). Автор пишет, что УБ. Друммонд был врачом в детской Эдинбургской больнице и большую часть своих исследований направил именно на изучение детей. В настоящее время известны только две книги шотландского ученого: «Child, his nature and nurture» (1901), «An introduction to child-study» (1908). В 1902 году в Санкт-Петербурге была издана первая его книга «Дитя, его природа и воспитание», а в 1910 году в Москве вышел перевод книги «Введение в изучение ребенка». В своих трудах У.Б. Друммонд затрагивает широкий круг вопросов: от изучения развития познавательных процессов
до проблем семейного, нравственного и религиозного воспитания. В конце XIX столетия его идеи способствовали популяризации психолого-педагогического знания и развитию педологического движения. Нам представляется целесообразным и ценным рассмотреть некоторые вопросы, изучением которых занимался УБ. Друммонд.
Анализ работ британских ученых (А. Бэн, Дж. Селли, Г. Спенсер, Ф. Гальтон) позволяет сделать вывод о том, что В.Б. Друм-монд был первым, кто поставил вопрос изучения и воспитании «особенных», «исключительных» детей - детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В книге «Введение в изучение ребенка» УБ. Друммонд писал о важности психологической подготовки тех, кто работает с такими детьми, то есть учителей и педагогов, родителей и воспитателей. Он говорил, что «многие дети встречают излишнее, почти преступное непонимание со стороны тех, от кого они имеют естественное право ожидать правильной оценки» [1, с. 368]. Изменению поведения и интеллектуального развития может способствовать целенаправленный процесс воспитания, который должен «...вестись только специалистами» [1, с. 366]. Заслуга ученого в том, что уже в конце XIX века он поставил вопрос о социально-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями, заложил основы индивидуализированного подхода к обучению, воспитанию и социальной адаптации «особенных» детей.
Следующий аспект работ УБ. Друммон-да, на который хотелось бы обратить внимание, - изучение детской игры. У.Б. Друммонд поддерживал взгляды К. Грооса и В. Штерна на игру как реализацию биологических потребностей ребенка. Важно отметить, что в работе У.Б. Друммонда отстаивалась мысль о том, что игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и являются первой попыткой его социализации.
У.Б. Друммонд выделил формы, периоды игры, описал значение игровой деятельности в индивидуальном развитии.
Шотландский психолог разделил игровую деятельность ребенка на периоды по ее содержанию: 1-й период (от 0 до 6-7 лет) ; 2-й период (длится до 12 лет) ; 3-й период (с 12 лет).
Для современной детской и педагогической психологии важное значение имеет рассмотренный УБ. Друммондом вопрос о стадиях развития речи ребенка. Проанализировав подходы автора к вопросу об усвоении речи ребенком, можно выделить общие положения и периодизацию стадий формирования речи:
1 - стадия крика. На первом этапе ребенок постепенно овладевает языком звуков и знаков, которыми означает самые простые чувства, физические нужды или выражает различные душевные состояния и желания. Ребенок выражает криком смену чувствований (боли и удовольствия).
2 - лепет. Произвольные звуки и лепет ребенок произносит ради удовольствия.
3 - подражание. Изобретения слово-подобных звуков, самостоятельная работа ребенка в области языка независимо от примеров и воспитания
4 - копирование речи. Преобразование слов, их сокращение и упрощение, удвоение звуков. У. Друммонд определил возрастные рамки для данной стадии усвоения речи; это происходит на протяжении вторых шести месяцев первого года жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Дж. Селли названа данная стадия «La-La period», которая характеризуется появлением членораздельных звуков, произносимых самопроизвольно [3, с. 118].
5 - стадия создания новых слов. Развитие речи ребенка означает успехи в умении владеть формой слова. В процессе усвоения речи ребенок начинает придумывать новые слова по аналогии с уже известными.
6 - стадия предложений. Отдельные слова выстраиваются в простейшие фразы, которые затем преобразуются в более длинные предложения. Исследуя детей, У. Друммонд установил, что на втором году жизни у ребенка наблюдается большая
Уильям Болдуин Друммонд: забытые имена в психологии
способность понимать обращенную к нему речь, успехи в произношении слов и увеличение словарного запаса.
Становление речи ребенка У Друммонд выделял в качестве механизма развития психики. Особое значение ученый придавал социальной ситуации развития речи. Так, по мнению У Друммонда, важно, чтобы дети, которые учатся говорить, слышали грамотную речь с хорошим произношением, чтобы сами дети имели практику выражения собственных мыслей, могли описывать свои наблюдения и действия. Главную роль в формировании речи ребенка играет наследственность (наличие механизма речи, речевого аппарата) и окружающая среда (воспитание в семье и школе) [1, с. 305].
Существенное внимание в своих работах УБ. Друммонд уделял методам изучения ребенка. Он выделил 2 класса методов:
1. Прямые методы: индивидуальный, или биографический, метод - последовательное и целенаправленное изучение одного ребенка на протяжении длительного времени; коллективный, или массовый, метод заключается в исследовании определенных черт у большого числа детей с целью определить общие закономерности процесса развития. Коллективный метод исследования показал, что все индивидуальные особенности детей, физическое, умственное, духовное развитие ребенка идут по определенным законам, на которые должна опираться вся система воспитания. Изучение природы ребенка позволяет воспитателям и педагогам лучше понимать эти законы и соотносить их с системой обучения.
2. Косвенные методы: изучение писем, рисунков, дневников детей [2, с. 25]. УБ. Друммонд большое значение предавал беседе с ребенком как методу, с помощью которого можно было выяснить отношение детей к какому-либо конкретному вопросу. Интерес к данному методу проявляли и другие ученые, например, Альфред Бине, Стэнли Холл.
У. Друммонд систематически изложил и классифицировал методы изучения ребенка, выявил сложности, с которыми мо-
жет столкнуться исследователь, обратил внимание на процесс интерпретации полученных результатов, что было очень важным открытием для того времени. Методы, используемые У. Друммондом, применяются и в современной педагогической психологии и педагогической практике.
Особое внимание в своих работах УБ. Друммонд уделял вопросам нравственного и религиозного воспитания. Повышение нравственных и эстетических интересов влияет на принятие религии. Таким образом шотландский ученый перешел к вопросам религиозного воспитания. Он говорил, что тщательное изучение детства дает указания относительно преподавания религии и может помочь в вопросах религиозного воспитания. Здесь необходимо учитывать, что дети в разном возрасте различно относятся к религии и поэтому при приобщении к религии важно ориентироваться на стадии развития ребенка и адекватные этим периодам методы воспитания. У.Б. Друм-монд описал характерные особенности отношения к религии в разном возрасте: для маленьких детей характерно легковерие, склонность к антропоморфизму и анимизму (суеверию). В период юности наблюдается усиление интереса к религии, она обретает новый смысл, многие дети выбирают Бога в качестве своего идеала. Именно это время наиболее благоприятно для религиозного обучения, именно тогда религия становится частью внутреннего мира - «преподавание религии никогда не сможет сделаться религиозным воспитанием, пока оно не найдет точек соприкосновения с чем-то в самом ребенке» [1, с. 336]. Не только в Великобритании конца XIX века, но и в России начала XX века главной педагогической целью было формирование «устойчивого» нравственного характера, причем ведущее значение придавалось религиозной стороне поведения педагогов и учащихся.
История психологической мысли знает много имен, но сегодня лишь немногие знают и помнят имена тех, кто стоял у истоков психологической науки, в частности, дет-
ской и педагогической психологии. Среди таких фигур - шотландский психолог, врач Уильям Болдуин Друммонд, чьи идеи были популярны на рубеже XIX—XX веков не только в Великобритании, но и в России, а сейчас незаслуженно забыты. В настоящей статье нами был дан лишь краткий очерк некоторых его идей, которые способствовали прогрессу и развитию педагогической психологии во всем просвещенном мире.
Литература
1. Друммонд В. Введение в изучение ребенка. - М., 1910. - 385 с.
2. Друммонд В. Дитя, его природа и воспитание. - СПб.: Издательское Т-во «XX век», 1902. - 252 с.
3. Селли Д. Очерки по психологии детства. Перевод с англ. А. Громбаха. - Издание К.И. Тихомирова. М., 1901.- 301 с.
4. Селли Д. Педагогическая психология. Пер. с англ. под ред. А.А. Громбаха. - М., 1912.- 624 с.
5. Hearnshaw L.S. A Short History of British Psychology 1840-1940. - New York, 1964. - P. 331.
6. Leahey Th.Y. A history of psychology: main currents in psychological thought. -Englewood, 1980.
References
1. Drummond W. An introduction to child-study (translated from English). Moscow 1910; 385 p. (in Russian).
2. Drummond W. Child, his nature and nurture (translated from English). St. Petersburg: Izdatel'skoye tovarishchestvo «XX vek» 1902; 252 p. (in Russian).
3. Sully James. Studies of Childhood (1895). Translated from English by A. Grombach. Ed. K.I. Tikhomirov. Moscow 1901; 301 p. (in Russian).
4. Sully James. Educational psychology. Translated from English. Ed. A. Grombach. Moscow 1912; 624 p. (in Russian).
5. Hearnshaw LS. A Short History of British Psychology 1840-1940. New York, 1964; 331.
6. Leahey TY. A history of psychology: main currents in psychological thought. Englewood 1980.
WILLIAM BALDWIN DRUMMOND: FORGOTTEN NAMES IN PSYCHOLOGY
D.V. ZHAROVA
Kuzma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod
The need to consider the historical path of educational psychology, historiographical analysis of its development have contributed to the problem of handling the establishment and development of educational psychology in the UK in the XIX century, the analysis of the work of the Scottish psychologist William Baldwin Drummond gives a more complete understanding of the state of psycho-pedagogical science in the UK at the end of the XIX century and promotes awareness of ideas and discoveries of scientists whose names are now unjustly forgotten.
Keywords: educational psychology, child psychology, history of psychology, methods of study, moral and religious upbringing, education, child development.
Address:
Daria V. Zharov
Ph.D., Associate Professor
NSPU them. Kuzma Minin
E-mail: zharodar@yandex.ru