Национальный психологический журнал [ Психология образования ]
National Psychological Journal
http://npsyj.ru
Оригинальная статья / Original Article УДК:373, 37.013
doi: 10.11621/npj.2016.0112
О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века
Д.В. Жарова Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия В.А. Миньков Нижегородская государственная медицинская академия, Нижний Новгород, Россия
Поступила 19 января 2016/ Принята к публикации: 2 февраля 2016
On specifics of pedagogical work and professional competence of teachers in the British scientists' works of the late 19th century
Darya V. Zharova* Minin Nizhny Novgorod State Teacher-Training University, Nizhny Novgorod, Russia Vladimir A. Minkov Nizhny Novgorod State Medical Academy, Nizhny Novgorod, Russia
Received: January 19, 2016 / Accepted for publication: February 2, 2016
^Corresponding author. E-mail: [email protected]
"] [—i г роцесс становления народного образования в Великобритании в конце XIX века требовал принятия кардинальных мер в отношении системы начального 11 образования в целом, изменения подходов к обучению и воспитанию детей, к подготовке педагогических кадров. Широкой сети педагогических колледжей по подготовке учителей начальной школы требовались учебные пособия по педагогической психологии. Одними из первых ученых, обратившихся к разработке проблем педагогической психологии в Великобритании, были Александр Бэн и Джеймс Селли. Психолого-педагогические воззрения Александра Бэна были изложены в трудах «Воспитание как предмет науки» (Бэн, 1879), «Наука воспитания» (Бэн, 1881), «Психология» (Бэн, 1881). Психологические идеи Джеймса Селли послужили основанием для выхода его книг: «Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию» (Селли, 1897), «Очерки по психологии детства» (Селли, 1901), «Педагогическая психология» (Селли, 1912). В трудах британских ученых представлен широкого спектр проблем педагогической психологии: от вопросов организации урока до проблем профессионально-значимых качеств педагогов. Новаторскими для психолого-педагогической науки XIX столетия были идеи о рефлексии и эмпатии как факторах успешной педагогической деятельности, о способности педагога к саморегуляции как основы эффективности процессов обучения и воспитания, о значении коммуникативных, организаторских и педагогических способностей педагога и др. Многие идеи, впервые озвученные в работах А. Бэна и Дж. Селли, находят отражение и в трудах современных ученых. Ключевые слова: педагогическая психология, педагог, воспитание, обучение, ребенок, развитие.
^pihe process of establishing national education In Great Britain In the late 19th century demanded acceptance of cardinal measures on revising the system of primary T education in general, changing the approaches to training and education of children and teacher training. A wide network of teacher training colleges required manuals on pedagogical psychology for elementary school teachers. Alexander Bain and James Sully were the first to develop the issues of pedagogical psychology in Great Britain. Psychology and pedagogical views of Alexander Bain can be found in the works "Education as a Science", "Psychology". Psychological ideas of James Sully are reflected in the works "The Teacher's Handbook of Psychology", "Studies of Childhood", "Pedagogical Psychology". In the works of the British scientists, a wide range of pedagogical psychology issues are presented: from lesson organization issues to problems of professional and basic qualities of teachers. Ideas on the value of a reflection and empathy as factors of efficacy of pedagogical activity were innovative ideas, for psychology and pedagogical science of the 19th century; readiness and ability of the teacher for self-control as basis of efficiency of training and education processes; on the value of communicative, organizing and pedagogical abilities of the teacher, etc. First mentioned in Alexander Bain and James Sully's works, many ideas find reflection in works of modern scholars. Keywords: pedagogical psychology, teacher, education, training, child, development.
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века // Национальный психологический журнал. - 2016. -№ 1(21). - С. 96-101.
'""Ii роцесс становления народного образования Великобрита-был трудным и растянулся на несколько десятилетий. Только в середине XIX века наметились серьезные сдвиги в формировании государственной системы общего образования, что вызвало резкий рост числа школ и контингента учащихся (Селли, 1897). Так, в 1870 году могли учиться 230 тысяч детей. Но уже в 1871 году в лондонские школы их поступило 320 тысяч, а в 1881 году - 505 тысяч из общего школьного населения в 800 тысяч человек. По мере увеличение числа школ, увеличивалась и потребность в квалифицированных педагогических кадрах, а также в учебных пособиях по педагогической психологии (Жарова, 2014).
В психолого-педагогическом наследии сторонников британской рациональной школы существенная роль отводится изучению вопросов, связанных со спецификой педагогического труда и профессиональными качествами личности педагога. Одними из первых ученых, обратившихся к проблемам педагогической психологии в Великобритании, были Александр Бэн («Наука о воспитании») и Джеймс Селли («Очерки по психологии»). Их трудам предшествовали лишь книга Тьерри Вильяма Прейе-ра «Die Seele des Kindes: Beobachtungen über die geistige Entwicklung des Menschen
in den ersten Lebensjahren » (1882 г.), в которой автор изложил свои наблюдения за сыном с момента рождения до 3-х лет, и книга Грэнвилл Стэнли Холла «Hints Toward A Select And Descriptive Bibliography Of Education» (1886 г.). Именно в трудах А. Бэна и Дж. Селли отмечается тесная связь и значение психологии «в вопросах обучения и воспитания детей» (Жарова, 2015).
В книге «Наука воспитания» А. Бэн коснулся вопросов педагогического воздействия на воспитанников с целью гармонизации отношений в классе и профилактики нарушений дисциплины. Среди множества средств педагогического воздействия на личность ребенка он выделил когнитивное воздействие как передачу от учителя ученикам знаний о нравственных нормах и ценностях и о последствиях аморальных действий и поступков (Миньков, 2013). Британский ученый считал, что ребенок нарушает социальные правила по причине недостатка знаний о моральных нормах поведения. В связи с этим, задача педагога - восполнить этот пробел посредством организации школьных уроков нравственности (Жарова, 2015).
Учителю необходимо научиться внимательно «читать в глазах своих учеников последствия своих наставлений» (Бэн, 1881, С.89). В этом утверждении говорится о рефлексии как о профессио-
нально-важном качестве педагога. А. Бэн также говорит о коммуникативной компетентности педагогов, которая включает в себя следующие компоненты: владение ораторским искусством (Миньков, 2013), мастерство внешних способов выражения эмоций, владение мимикой, жестикуляцией, голосом (Бэн, 1902). Говоря современным языком, ученый писал о владении навыками вербальной и невербальной коммуникации с использованием оптико-кинетической, пара-лингвистической и экстралингвистической знаковых систем. Таким образом, в работах А. Бэна существенная роль отводилась подробному анализу одного из важнейших качеств педагога - умения организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. На современном языке это качество определяется как коммуникативные способности педагога (Миньков, 2013). Хотя этот термин А. Бэном не использовался, среди выделенных им коммуникативных способностей педагога имеется практически полный перечень всех тех составляющих компонентов общения, которые раскрываются и современными авторами: познание человека человеком, познание человеком самого себя, умение правильно оценить ситуации общения и др. Постановка данной проблемы в работах А. Бэна звучит современно и остается актуальной и сегодня (Миньков, 2013).
Поднимая вопрос результативности педагогического руководства поведением школьника А. Бэн пишет об авторитете учителя. Ученый считал, что чрезмерное проявление авторитета учителя губительно сказывается на воспитанниках, подавляя их личность и является «злом, серьезным посягательством на человеческое счастье» (Бэн, 1881, С.82). Использование в обучении и воспитании учительского авторитета должно быть ограничено и являться лишь «средством достижения одной только цели - сообщения известного количества знаний» (там же, С.83). При этом А. Бэн противопоставляет авторитет учителя родительскому авторитету, который может быть практически безграничен, но не подавляет личность ребенка, так как родительская власть и авторитет дополняются любовью и заботой о ребенке. Иная ситуация складывается в школе. А. Бэн по-
Дарья Викторовна Жарова - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии Нижегородского Государственного педагогического университета имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Владимир Алинардович Миньков - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Нижегородской государственной медицинской академии
E-mail: [email protected]
Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века // Национальный психологический журнал. - 2016. -№ 1(21). - С. 96-101.
97
лагал, что учитель не чувствует и не может чувствовать по отношению к детям любви, подобно материнской (Миньков, 2013). Но это не исключает проявлений нежности, учительской любви и привязанности по отношению к своим воспитанникам, что влияет на формирование нравственной сферы ребенка. А. Бэн говорит, что успех формирования нравственной сферы ребенка зависит также от наличия у наставника определенных качеств, среди которых важной является способность «входить в понимание чувств других» (Бэн, 1881, С.101). Обращение к миру чувств ребенка, понимание сложности и глубины его души необходимо как в процессе формирования его нравственных качеств, так и при составлении программы его умственного развития. Ученый рекомендовал наставнику «попробовать воспроизвести для себя положение ребенка с его запасом случайных опытных знаний, которые служили бы точкой отправления для дальнейших занятий» (там же, С.178).
Изучая проблему профессиональной компетентности педагогов, А. Бэн выделил следующие профессионально-значимые качества личности педагога: простота, скромность, тактичность («живое чутье происходящего кругом»), «всегда бодрствующее внимание» (Бэн, 1879, С.86). В трудах ученого особое внимание уделяется проблеме саморегуляции как профессионально-важному качеству педагога. Он акцентирует внимание на важности управления эмоциями, на недопустимости воздействовать на воспитанников «гневом и раздражением» -«раздражающим элементом в воспитании» со стороны наставника по отношению к ребенку, является гнев. На смену гневу приходит раскаяние. Поэтому педагогу важно научиться подавлять в себе гневные эмоции. Педагог должен развивать эмоциональную культуру, постоянно контролировать свои эмоции, исключить проявление гнева по отношению к детям - таковы обязательные условия его профессиональной пригодности. Спокойствие и умение учителя владеть собой А. Бэн назвал «драгоценной помощью дисциплине» на уроке (Бэн, 1879, С. 89). Готовность и способность педагога к саморегуляции выступает как основа эффективности процессов обучения
и воспитания. В связи с этим, ученый впервые заговорил об аутотренинге и его важной роли в педагогической деятельности - он утверждает, что учителю необходимо «вызывать у себя приятное настроение, тогда как действительность не способствует этому» (Бэн, 1879, С. 41). Таким образом, мы можем считать А. Бэна одним из первых педагогов XIX века, который заговорил о значении эмпатии (как способности к сопереживанию) в деятельности педагога на формирование позитивных взаимоотношений с учениками (Миньков, 2013). Данная идея нашла отражение в трудах многих ученых, например, в работах А.А. Реана, эмпа-тия рассматривается как механизм межличностного познания, который «ведет к более обоснованному принятию педа-
вополагающим в работе учителя, который может предлагать ученику только те задачи и упражнения, которые соответствуют физиологическому и интеллектуальному уровню его развития.
О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагога, писал и современник Александра Бэна - Джеймс Селли, который по просьбе студентов написал учебник по психологии для будущих педагогов «Очерки по психологии» («Outlines of Psychology»). Данная работа была издана в 1884 г., она отражала взгляды Дж Селли как педагога и психолога. Позднее она переиздавалась по частям: «Учебник по педагогической психологии» («The Teacher's Handbook of Psychology», 1886) и «Душа человека» («The Human Mind», 1892). Выход книг Дж. Сел-
Использование в обучении и воспитании учительского авторитета должно быть ограничено и являться лишь «средством достижения одной только цели - сообщения известного количества знаний». При этом А. Бэн противопоставляет авторитет учителя родительскому авторитету, который может быть практически безграничен, но не подавляет личность ребенка, так как родительская власть и авторитет дополняются любовью и заботой о ребенке
гогических решений, к повышению продуктивности педагогической деятельности» (Реан, 1990).
Кроме проблемы педагогических способностей в трудах А. Бэна затрагиваются вопросы организаторских способностей педагога, имеющие непосредственное отношение к процессу организации обучения и познавательной деятельности учащихся.
Проблема интеллектуального развития ребенка в трудах А. Бэна, рассматривается в тесной связи с проблемой «разумного руководства со стороны воспитателя» процессом обучения (Бэн, 1881, С.38). Основное дидактическое требование Я.А. Коменского о постепенности в обучении ребенка, нашло отражение и в трудах А. Бэна. Он отмечал, что как невозможно научить танцевать того ребенка, который еще не умеет ходить, так же невозможно научить ребенка писать, если он не знает букв, «прежде, чем взяться за новую деятельность, мы должны приблизиться к ней выполнением предварительных или подготовительных деятельностей» (там же, С.31). Этот принцип должен быть осно-
ли совпал с периодом становления английской педагогической системы, когда стремительно развивалось начальное образование, а педагогическим колледжам необходимы были учебные пособия по педагогической психологии для подготовки учителей начальных школ (Минь-кова, 2000). Труды Дж. Селли отличалась простотой, доступностью и легкостью языка, обилием хорошо подобранных ярких примеров из жизни ребенка. Благо-
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века // Национальный психологический журнал. - 2016. -№ 1(21). - С. 96-101.
даря простоте и доступности изложения научного материала, его труд был доступен как учителям и молодым ученым, так и родителям. Последним эта книга помогала правильно понять детскую душу и успешно влиять на нее. Этой работе
в Англии вышел один из первых учебников по детской психологии - «Изучение детства» («Studies of Childhood»), что было весьма своевременно, так как общество XIX века сделало ребенка объектом научного наблюдения и еще острее поставило вопрос о его воспитании (Селли, 1897).
В своих работах Дж. Селли огромное влияние уделяет анализу личности учителя и его профессионально-важных качеств. По мнению ученого, в науке конца XIX века заметен резкий переход от применения неэффективных прежних методов воспитания и обучения (физическое наказание, механическое заучивание материала), которые игнорировали изучение детской природы, к ориентации на знание и учет физической, духовной жизни ребенка и его индивидуальности.
Прежний воспитательная система с жесткой дисциплиной и телесными наказаниями (наказание рассматривалось
Обращаясь к вопросам педагогической психологии, Дж. Селли не оставляет в стороне и проблемы методики преподавания. Он утверждал, что преподавание должно ориентироваться на уровень развития ребенка, «преподавание - это искусство пояснять удачными примерами и подходящим языком смысл новых терминов»
предшествовал долгий и кропотливый труд ученого по сбору информации из различных источников - от писем, присылаемых опытными учителями и воспитателями, до наблюдений далеких от психолого-педагогической теории родителей. Создавая свой труд, Дж. Сел-ли пользовался результатами современных ему исследований и достижений в области педагогической психологии и экспериментальной педагогики. Книга его пропитана чуткостью и нежностью к душевной жизни детей - «среди всех областей исследования, открытых современной наукой, нет ни одной, более привлекательной, чем психология ребенка» (Компейре, 1912, С.37).
В России первое издание книги Дж. Селли «Очерки по психологии» вышло в Санкт-Петербурге в 1887 г. (по некоторым источникам в 1901 г.) под названием «Основы общедоступной психологии и ее применение к воспитанию». В ноябре 1895 года (Минькова, 2000), а по другим данным (сайт Британского психологического общества) в 1896 году
как классический метод воспитания), построенная в соответствии с убеждением, что «детский ум может сформироваться по заказу, что способности ума зависят от учителя, что ум - это не что иное, как приемник, куда вкладывают знания, которые затем формируются сообразно с идеалами учителя» (Спенсер, 1898, С. 68) была вытеснена. На смену эпохи, провозглашавшей главной целью физическое развитие, пришло время, когда единственной целью стало целостное развитие ребенка с опорой на всестороннее изучение его личности (Жарова, 2009).
Ориентация воспитания на новые научные принципы прослеживается с конца XIX века. Она породила множество споров о предмете воспитания. По утверждению Дж. Селли, воспитание -это сознательное воздействие на ребенка, опирающееся на знание законов его развития и направленное на «развитие всех душевных сил ребенка», «предмет воспитания обширен и сложен; оно имеет дело с человеческим существом, со всеми его разнообразными физиче-
скими, интеллектуальными и нравственными свойствами ...» (Селли, 1897, С.8).
По мнению Дж. Селли, без знания и ориентации в процессе обучения детей на такие науки как физиология (дает данные о строении и функционировании организма, на этом основано физическое воспитание), психология (помогает в познании души воспитанников), логика (способствует развитию точного мышления, определяет условия нравственного рассуждения), эстетика (дает образцы красоты, критерии для оценки литературных и художественных произведений), этика (определяет основы добродетели, критерии добра и зла, дает представление о разумном, добром и воспитанном человеке), социальная психология (дает знания о коллективной душе,
Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века // Национальный психологический журнал. - 2016. -№ 1(21). - С. 96-101.
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Национальный психологический журнал [ Психология образования ]
National Psychological Journal
http://npsyj.ru
об образование коллективного мнения и взаимодействия в группе), невозможно целенаправленное и гуманное воздействие на ребенка (Селли, 1912).
Обращаясь к вопросам педагогической психологии, Дж. Селли не оставляет в стороне и проблемы методики преподавания. Он утверждал, что преподавание должно ориентироваться на уровень развития ребенка, «преподавание - это искусство пояснять удачными примерами и подходящим языком смысл новых терминов» (Селли, 1887). Изучая действие закона получения удовольствия и избегания страдания, ученый последовательно проводил мысль о гуманном отношении к детям - «удовольствие поддерживает, а страдание нарушает здоровье, деятельное состояние данного органа» (Селли, 1887, С.253). Следовательно, уроки должны сопровождаться положительными эмоциями. «Величайшим приобретением новейшей воспитательной реформы» Дж. Селли назвал следующий принцип: «Учение в его истинном и полном смысле возможно лишь тогда, когда чувство скуки и утомления уступает место приятному сознанию свободного
и естественного движения» (Селли, 1887, С.254 и 254). Он считал, что учителю необходимо избегать монотонности и вносить в преподавание элемент разнообразия, делать учение привлекательным и приятным (Миньков, 2013).
Предмет и выбранный учителем способ обучения должны пробуждать в ребенке интерес, который имеет особое значение на первых этапах обучения, когда детям трудно долго удерживать внимание. Учитель должен, прежде всего, вскрыть привлекательные и яркие черты своего предмета, постоянно ориентируясь на то, что уже известно детям. Для этого необходимо иметь представления об интересах и увлечениях детей, избегать монотонности, использовать на уроках «как можно больше новизны и разнообразия как в самом материале, так и в способах предложения этого материала» (Селли, 1912, С.256). Наслаждение новизной полезно на ранних стадиях обучения детей, в дальнейшем, считал ученый, следует опираться на установление прочного интереса или привязанности к предмету, которые сопряжены с привычкой (Миньков, 2013).
Идеи Джеймса Селли и Александра Бэна были популярны во всем просвещенном мире на рубеже Х1Х-ХХ веков. Их труды издавались во Франции, Германии, России и в других странах и способствовали популяризации психолого-педагогических знаний, повышению профессионализма педагогов, воспитателей и учителей, что повлекло за собой и улучшение качества преподавания. В работах британских ученых содержится богатый материал по проблеме профессиональной компетентности педагогов, по методикам обучения и воспитания и пр.
Психолого-педагогические воззрения британских ученых о специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов способствовали дальнейшей разработке проблем педагогической психологии, изменению подходов к обучению и воспитанию детей, внедрению психолого-педагогических идей и принципов в учебные заведения. Труды А. Бэна и Дж. Селли оказали влияние на развитие педагогики, педологии, детской и педагогической психологии (Жарова, 2012).
Литература:
Агузумцян Р.В., Хачатрян Н. Г. Изучение феномена духовности в контексте религиозного знания и психологической науки // Национальный психологический журнал. -2012. -№ 1(7). - с.74-80.
Бэн А. Воспитание как предмет науки / А. Бэн. - Санкт-Петербург: Карл Риккер, тип. и лит. Л. Бергмана и Г. Рабиновича, 1879. - IV, XXII. - 383 с.
Бэн А. Наука воспитания / А. Бэн. - Санкт-Петербург: Семья и школа, 1881. - 420 с.
Бэн А. Психология. Т. 1(Кн. 1-2) / А. Бэн. - Москва : тип. И.А. Баландина, 1902. - XXIII. - 417 с.
Британское психологическое общество: [Электронный ресурс] // Британское психологическое общество. URL: http://www.bps.org.uk/what-we-do/bps/history-psychology-centre/history-society/founding-members-society/sully-j/james-sully-1842-1923 (Дата обращения: 24.05.2016)
Жарова Д.В. Критический анализ психолого-педагогического наследия английских ученых в отечественной науке конца XIX- начала XX столетия / Д.В. Жарова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 2. - С. 108-116.
Жарова Д.В. Становление народного образования в Великобритании в XIX веке / Д.В. Жарова // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сб. ст. Международной научно-практической конференции. - Уфа : Научный центр «Аэтерна», 2014. - С. 56-57. Жарова Д.В. Становление народного образования в Великобритании в XIX в. как предпосылка развития педагогической психологии / Д.В. Жарова // Психологическая наука и образование - 2012. - № 2. - С. 230-240.
Жарова Д.В. Проблема профессиональной компетентности педагогов в трудах Джеймса Селли / Д.В. Жарова // Прикладная психология и психоанализ. - 2012. - № 2. - С. 8.
Жарова Д.В. Становление и развитие педагогической психологии в Великобритании в конце XIX века : дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2009. - 198 с.
Компейре Г. Умственное и нравственное развитие ребенка / Г. Компейре. - Санкт-Петербург, 1912. - 448 с.
Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал.- 2012.-№ 1(7).- С.61-66. Kravtsova E. E. (2012) The non-classical psychology of L. Vygotsky. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 1, 61-66. Миньков В.А. Идеи рационализма в педагогике Англии конца XIX века / В.А. Миньков. - М.: Флинта, 2013. - 98с.
Минькова Е. С. Страницы жизни научного творчества Джеймса Селли (1843-1923) / Е.С. Минькова // Вопросы психологии. - 2000. - №4. - С. 108-119.
Прейер Б. Душа ребенка: Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб.: Издание А.Е. Рябченко, 1891. - 207 с. Перевод с нем. Редакция и предисл. проф. И.А. Сикорского.
Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века // Национальный психологический журнал. - 2016. -№ 1(21). - С. 96-101.
Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. - Москва : Высш. шк., 1990. - 80с.
Селли Д. Основные начала психологии и ее применения к воспитанию / Д. Селли. - Санкт-Петербург : Изд-во ж. «Русское богатство», 1887. -359с.
Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию / Д. Селли ; под ред. Л.Е. Оболенского. - Санкт-Петербург, 1897. - 351 с.
Селли Д. Очерки по психологии детства / Д. Селли ; пер. с англ. А. Громбаха. - Москва : Издание К.И. Тихомирова, 1901. - 301 с. Селли Д. Педагогическая психология / Д. Селли ; пер. с англ. под ред. А.А. Громбаха. - Москва, 1912. - 624 с.
Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер. - Санкт-Петербург : Изд-во М.А. Лазаревой, 1898. - 232 с. Цукарзи А.Э. Программы речевого развития детей дошкольного возраста в англоязычной литературе. // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4(12). - С. 56-66.
Чеснокова О.Б. Психолог в системе дошкольного образование: английский вариант / О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1(9). - С. 127-134. DOI: 2079-6617/2013.0117
Granville Stanley Hall «Hints Toward A Select And Descriptive Bibliography Of Education (1886), с John M. Mansfield
Preyer, William T. 1882. Die Seele des Kindes: Beobachtungen über die geistige Entwicklung des Menschen in den ersten Lebensjahren. Leipzig: Grieben
References:
Aguzumtsyan R.V., Khachatryan N.G. (2012). The study of spirituality phenomenon in the context of religious knowledge and psychological science. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 1, 74-80.
Ben, A. (1879) Education as a subject of science. St. Petersburg, Karl Ricker tipografiya i litografiya L. Bergmana i G. Rabinovicha, IV, XXII. 383.
Ben, A. (1881) Science education. St. Petersburg, Sem'ya i shkola. 420.
Ben, A. (1902) Psychology. Vol. 1 (Bk. 1-2). Moscow, tipografiya I.A. Balandina, XXIII. 417.
The British Psychological Society: British Psychological Society [Britanskoe psikhologicheskoe obshchestvo]. Electronic resource. - Mode of Access: URL: http://www.bps.org.uk/what-we-do/bps/history-psychology-centre/history-society/founding-members-society/sully-j/james-sully-1842-1923 (Reference date: 24/05/2016)
Celli, D. (1887) Fundamental Principles of psychology and its application to education. St. Petersburg, Izdatel'stvo zhurnala "Russkoe bogatstvo", 359. Celli, D. (1897) Fundamentals of public psychology and its application to education. St. Petersburg, 351. Celli, D. (1901) Essays on the psychology of childhood. Moscow, Izdanie K.I. Tihomirova, 301. Celli, D. (1912) Educational Psychology. Moscow, 624.
Chesnokova O.B., Subbotskiy E.V. (2013). Psychologist in preschool education: the English version. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 1, 127-133. DOI: 2079-6617/2013.0117
Glotova. G.A., & Wilchelm, A.M. (2014). Teachers' notions about their communicative competencies. Psychology in Russia: State of the Art, 7(4), in press. doi: 10.11621/pir.2014.040
Granville Stanley Hall Hints Toward A Select And Descriptive Bibliography Of Education (1886), with John M. Mansfield Compeyre, G. (1912) Mental and moral development of the child. St. Petersburg, 448.
Kravtsova E. E. (2012) The non-classical psychology of L. Vygotsky. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 1, 61-66.
Min'kov, V.A. (2013) The ideas of rationalism in pedagogy of England in the late 19th century. Moscow, Flint, 98.
Min'kova, E.S. (2000) Life pages of James Sully's scientific work (1843-1923). Issues of psychology [Voprosy psikhologii]. 4, 108-119.
Preyer, B. (1891) Child Soul: Observations on the spiritual development of man in the first years of life. SPb, Izdanie A.E. Ryabchenko, 207.
Preyer, William, T. (1882) Die Seele des Kindes: Beobachtungen über die geistige Entwicklung des Menschen in den ersten Lebensjahren. Leipzig: Grieben
Rean, A.A. (1990) Psychology of learning the student individuality by a teacher. Moscow, Vysshaya shkola, 80. Spencer, G. (1898) Education mental, moral and physical. St. Petersburg, Izdatel'stvo M.A. Lazarevoy, 232.
Tsukarzi Ä.E. (2013). Interventions for language development in preschool children in English-language publications. National psychological journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4 , 56-66.
Zharova, D.V. (2015) Critical analysis of the psychological and pedagogical legacy of British scientists in national science of the late19th-early 20th century. Theoretical and experimental psychology [Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya]. Vol. 8. 2. 108-116.
Zharova, D.V. (2014) Establishment of public education in the United Kingdom in the 19th century. Achievements and perspectives of psychology and pedagogy: Sat. Art. International scientific practical conference [Dostizheniya i perspektivy psikhologii i pedagogiki: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Ufa, Nauchnyy tsentr «Aeterna», 56-57.
Zharova, D.V. (2012) Establishment of public education in the United Kingdom in the 19th century as premises for developing educational psychology. Psychological Science and Education [Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie]. 2, 230-240.
Zharova, D.V. (2012) The issues of professional competence of teachers in the writings of James Sully. Applied psychology and psychoanalysis [Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz]. 2, 8.
Zharova, D.V. (2009) Establishment of public education in the United Kingdom in the 19th century: Ph.D. in Psychology, Thesis. Moscow, 198.
Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века // Национальный психологический журнал. - 2016. -№ 1(21). - С. 96-101.