УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: «A POSSE AD ESSE»
«От возможного к реальному » - в этом крылатом латинском выражении, избранном в качестве названия для нового цикла статей сотрудников Ухтинского государственного технического университета, отразилась и профессиональная установка коллектива вуза, его общее кредо, и смысл деятельности университета в контексте решения региональных задач. Университет входит в число ведущих организаций региона, играет стратегическую роль в развитии Республики Коми по целому ряду направлений - от подготовки кадров для ключевых отраслей региональной экономики до строительства необходимых городу и региону объектов социальной инфраструктуры.
17 лет назад университет, едва получив новый статус (его название до 1999 г. -Ухтинский индустриальный институт), взял на себя смелость и ответственность выступить с достаточно амбициозной культурно-просветительской установкой «Ухта - университетский город». Сегодня всем ухтинцам очевидна справедливость этого тезиса, фундаментом которого стала активная и целенаправленная деятельность вуза, являющаяся одним из важнейших условий экономического, научно-инновационного и социального развития города и региона.
В социальной системе Ухты - индустриальной столицы Республики Коми, северного города со стотысячным населением - деятельность университета является главным фактором закрепления талантливой молодёжи и положительной миграции: вуз не только удерживает на севере студентов и их семьи, но и привлекает молодежь со всей республики, из других регионов, из ближнего и дальнего зарубежья. Университет гарантирует кадровое обеспечение градообразующих предприятий, предоставляет
каждому жителю Ухты, вне зависимости от возраста и образовательного уровня, возможность получения профессии, повышения квалификации. Для города он является главным, для республики - одним из ведущих субъектов формирования инновационной среды, без которой сегодня невозможно развитие производства. Вуз реализует множество социальных, волонтерских, культурных, спортивных, просветительских проектов, в которые вовлечено население Ухты и Республики Коми. Кампус университета - это одновременно и многочисленные объекты городской инфраструктуры: общежития, спортивные комплексы, бизнес-инкубатор, санаторий-профилакторий, столовые и многое-многое другое. Наконец, деятельность вуза обеспечивает значительные федеральные инвестиции в развитие города и региона.
Все достижения университета стали результатом трудных, часто вопреки обстоятельствам, шагов от возможного (а иногда - от кажущегося невозможным) к реальному. Движение продолжается: университет определяет стратегические точки своего дальнейшего роста. Этому посвящено интервью ректора Ухтинского государственного технического университета, председателя Совета ректоров вузов Республики Коми, доктора технических наук, профессора Николая Денисовича Цхадая.
- Николай Денисович, недавно, в июне этого года, Ухтинский университет представил в журнале «Высшее образование в России » подборку статей, лейтмотивом которой стала работа коллектива вуза, направленная на получение статуса опорного регионального университета. Эта цель по-прежнему является для вас первоочередной?
- Да, безусловно, и не просто первоочередной, а определяющей, интегральной, организующей нашу деятельность. Причем мы видим в получении этого статуса не только цель, но и средство - мощный инструмент мобилизации усилий коллектива для очередного рывка. Вызовы современности таковы, что даже простое сохранение статус-кво требует огромного напряжения сил. Но понимая, что остановка приведет к стагнации, мы даже в самых непростых условиях движемся вперёд. И участие в таких мероприятиях, как конкурс на получение статуса опорного регионального университета, - это самый действенный стимул к развитию.
В своем регионе мы всегда занимали положение, которое соответствует сути понятия «опорный региональный вуз». И дело не только в том, что университет создавался как центр подготовки инженерных кадров для ведущих отраслей региональной экономики, но и в том, что он является инициатором и главной движущей силой множества научно-инновационных, образовательных, социальных, просветительских проектов, которые способствуют развитию республики. Во многих начинаниях мы прокладываем дорогу, и потом к нам присоединяются другие учебные заведения, предприятия и организации.
- Не могли бы Вы проиллюстрировать эти слова конкретными фактами?
- Конечно. Прежде всего, наш университет первым в Республике Коми был реорганизован в университетский комплекс. Сегодня в УГТУ ведется обучение практически на всех образовательных ступенях: это среднее и высшее профессиональное образование, магистратура, аспирантура, совет по защите докторских диссертаций, институт повышения квалификации. Несколько лет назад в состав университета вошли три колледжа. Сегодня они образуют Индустриальный институт университета, и для его выпускников самой очевидной образовательной перспективой является продолжение обучения уже на ступени высшего профобразования. Два наших филиала действуют в Воркуте и Усин-
ске, имеющих для региона огромное промышленное значение. Сегодня в УГТУ учатся более десяти тысяч студентов, среди них - около 500 иностранцев примерно из 30-ти стран мира. Каждый год диплом УГТУ получают около полутора тысяч выпускников.
Наш университет - один из крупнейших многопрофильных технических вузов на Европейском Севере страны, опорный вуз компании «Газпром ». Выпускники УГТУ - это основная часть кадрового состава действующих в Республике Коми дочерних компаний таких гигантов российской и мировой экономики, как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ».
Мы создали эффективную систему партнерских отношений с предприятиями-работодателями, научными и образовательными организациями. Университет вошел в число победителей федерального конкурса «Кадры для регионов ». На базе УГТУ сформирован инновационный территориальный кластер Республики Коми «Топливно-энергетические технологии », открыт центральный компонент технопарка - бизнес-инкубатор, получивший название «Родина первой российской нефти - Ухта ».
Наши студенты ведут активную волонтёрскую работу, шефствуют над школой-интернатом и домом ребенка. Поисковый отряд «Ухтинец» участвует во всероссийских Вахтах Памяти. На базе нашего университета открыто Коми региональное отделение общероссийской организации студентов «Российские студенческие отряды», насчитывающее около 800 бойцов.
Что касается городской инфраструктуры, следует заметить, что университетские объекты занимают в ней очень заметное место. Наш кампус - это четырнадцать учебно-лабораторных корпусов, одиннадцать общежитий, крупный спортивный комплекс, превосходный санаторий-профилакторий. Весной начал работу бизнес-инкубатор. Только что мы ввели в эксплуатацию семиэтажное общежитие квартирного типа для семей студентов и сотрудников университета. Завершается строительство университетского бассейна. Хочу заметить, что три последних объекта мы строили в условиях экономического кризиса, то есть в крайне неблагоприятных условиях. Но если есть воля и целеустремленность, внешние обстоятельства становятся фактором второстепенным.
- Однако получение статуса опорного регионального университета требует от вуза не только «наращивания мощностей », но и качественно нового подхода к своей деятельности. Что в этом направлении делает ваш университет?
- Прежде всего, мы ищем пути «перезагрузки», методы, которые позволяли бы университету быстро адаптироваться к любым изменениям в нестабильной социальной среде. Наиболее эффективным в этом отношении представляется проектный подход, причем он может применяться на всех уровнях: и в управлении вузом,
и в образовательной деятельности, и в науке, и в воспитательном процессе. Исследователи - и теоретики, и практики - не случайно называют проектный подход основой образовательной парадигмы XXI века. Он универсален, в нем соединены самые разные, прямым образом связанные с целями вузовского образования формы деятельности: исследовательская, прогностическая, информационно-образовательная, социально-преобразовательная. Он интегративен: реализация того или иного проекта требует привлечения самых разных специалистов, самых разных знаний и способов «преобразования действительности». Такая междисциплинарность создает оптимальные условия для гармоничного развития личности, что является одной из главных задач университетского образования. Наконец, он результативен: любой осуществленный проект - это конкретная решенная задача, а реализация множества таких задач обеспечивает достижение глобальной цели. Кроме того, грамотные проекты дают решение не одной, а сразу нескольких задач. Представляется, что этот подход особенно органичен именно для инженерного образования с его практикоориентированностью.
Проектный подход активно внедряется в деятельность университета на всех уровнях. К числу нашихсамыхкрупныхпроектов следует отнести технопарк, нефтегазовый кластер, комплексный культурно-просветительский проект «Ухта - родина первой российской нефти», которому был посвящен цикл статей в журнале «Высшее образование в России» (2012, № 4). Кстати, недавно группа наших молодых сотрудников и студентов выполнила 3Б-инсталляцию будущего музея под открытым небом, или, иначе, историко-этно-промышленного парка, который является «ядром» проекта. Инсталляция размещена в здании бизнес-инкубатора, что позволяет наглядно представить проект очень широкой аудитории: нашим студентам, партнёрам, многочисленным гостям.
- А можно подробнее о проекте технопарка? Как он будет вписан в структуру университета и какую роль вы ему отводите в дальнейшем развитии вуза?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к понятию опорного регионального университета. Такой вуз по определению должен занять центральное место в региональ-
ной системе развития науки, инноваций, бизнес-образования. Именно в формировании инновационно-предпринимательской среды города и региона мы видим ведущее направление развития университета, и создание технопарка будет, безусловно, играть здесь определяющую роль. Но пока это в перспективе, а инновационная структура вуза уже создана, действует, постоянно модернизируется.
Хочу подчеркнуть, что сегодня университетский комплекс УГТУ фактически становится инженерно-интеллектуально-инновационной визитной карточкой, своеобразным брендом Ухты, да и Республики Коми в целом. Кроме того, он превращается в ключевого игрока в стратегии развития города и региона по целому ряду приоритетных направлений: в концентрации интеллектуального потенциала, в интеграции образования, науки и производства, в инновационной модернизации инженерного образования, экономики и социальной сферы, в продвижении кластерной и технопарковой политики, в апробации и внедрении эффективных моделей малого и среднего предпринимательства.
Мы занимаемся всесторонней модернизацией университетской инфраструктуры исходя из принципа совмещения классического инженерного и предпринимательского образования. Конечная цель наших усилий - подготовка специалистов, способных обеспечить устойчивое развитие инновационной экономики. А это требует формирования и развития предпринимательской культуры.
На решение всех этих задач направлена работа созданного в университете департамента развития инноваций и предпринимательства, воплотившего организационно-управленческую структуру инновационной деятельности УГТУ. В департамент входят: управление стратегических исследований, прогнозов и развития, управление коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности и управление инновационно-предпринимательской инфраструктуры. Эту инфраструктуру образуют: бизнес-инкубатор «Родина первой российской нефти - Ухта » с коворкинг-центром (статью о бизнес-инкубаторе мы опубликовали в июньском номере журнала «Высшее образование в России» за этот год), центр образовательных инноваций и предпринимательства, рассчитанный не только на студентов, но и на школьников, бизнес-кейс-клуб, а в перспективе - технопарк высоких технологий. Ещё раз подчеркну, мы рассматриваем его не просто как один из ведущих, но как прорывной проект, имеющий стратегическое значение для социально-экономического развития Республики Коми. Он должен стать полигоном для рождения новых научных идей и их воплощения в реальном востребованном продукте, площадкой для взращивания инновационного мышления молодёжи.
Для воплощения проекта в жизнь необходимы консолидированные решения и действия всех заинтересованных сторон: университета, производственных предприятий, научных организаций, органов власти. Над этим мы сейчас работаем.
- А что собой представляет проект детского технопарка, которым занимается университет? Что общего у него с будущим технопарком УГТУ?
- Конечно, это совсем разные объекты. Для нас детский технопарк - это аналог советского «Дома юного техника». В Ухте действует центр развития творчества детей и юношества, бывший Дворец пионеров, но мы видим свою задачу прежде всего в реализации разных направлений инженерно-научно-технического детского творчества и трудового воспитания. Это будет содействовать и своевременной профориентации, и развитию кадрового потенциала республики. Конечно, в создании такого технопарка будет задействован потенциал ухтинских школ, сотрудничество с которыми мы очень интенсивно развиваем в рамках соглашения о сетевом взаимодействии.
Я убеждён, что не только вузы, заинтересованные в хорошо подготовленных абитуриентах, но и ответственный бизнес, нуждающийся в высококлассных специалистах, должны подключаться к их «выращиванию» уже со школьной скамьи. Вообще, интеграция профессионального образования и бизнеса является одним из базовых факторов экономического развития и конкурентоспособности любого государства. Без единой для производителей и образовательных организаций стратегии, без четкого механизма взаимодействия ни те, ни другие не могут эффективно решать стоящие перед ними задачи. Чёткость и результативность работы этого механизма во многом определяется тем, на каком этапе обучения начинается профессиональная ориентация. Очевидно, что чем раньше это происходит, тем более высока вероятность подготовить максимально компетентные профессиональные кадры. Проблема приобретает особую остроту в условиях демографического кризиса и дефицита специалистов по целому ряду профессий. Напомню, что в своем обращении к Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин предложил использовать лучший советский опыт для воспитания и профессиональной ориентации школьников. При этом работа, по его словам, должна строиться «на принципиально новой современной основе с участием бизнеса и высших учебных заведений».
На мой взгляд, это особенно важно для инженерного образования. Его специфика, как я уже отмечал, состоит в практикоориентированности. Поэтому одним из ведущих принципов обучения в нашем университете является дуальность образования, его интеграция с производством. Технопарк высоких технологий призван содействовать усилению этого взаимодействия, а детский технопарк - готовить к этому взаимодействию будущих инженеров. Кроме того, мы принимаем участие в создании на базе общеобразовательных школ профильных классов. Профильный класс УГТУ открыт в Воркуте, несколько классов компании «Роснефть » действуют в Усинске. Год назад в Ухтинском техническом лицее был открыт «Газпром-класс » - первый в Республике Коми.
Не могу не сказать в этой связи о нашем учебно-практическом нефтегазовом полигоне. Это один из впечатляющих фактов сотрудничества с нашими производственными партнёрами, уникальный проект, позволяющий наглядно, на настоящем промышленном оборудовании, представить студентам весь технологический производственный процесс - от разработки месторождений до переработки и транспортировки углеводородов. На полигоне представлены площадки целого ряда предприятий нефтегазового комплекса, таких как «ЛУКОЙЛ-Коми», «Газпром трансгаз Ухта», «Транснефть-Север», «ЛУКОЙЛ-Ух-танефтепереработка », НШУ «Яреганефть ». Площадки постоянно обновляются в соответствии с изменениями в производственном процессе, к оснащению присоединяются другие партнеры университета, так что развитие полигона рассчитано и на перспективу. Подчеркну, что он расположен на территории Горно-нефтяного колледжа. Развитие среднего профессионального образования также является для нашего университетского комплекса одним из приоритетных направлений деятельности, что полностью соответствует и стратегии социально-экономического развития Республики Коми, и требованиям российской экономики в целом.
- Насколько перспективным представляется Вам сотрудничество с бизнес-сообществом в рамках кластера «Топливно-энергетические технологии »?
- Чрезвычайно перспективным. И не только с бизнес-, но и с научным сообществом, и с органами власти. «Вписанность » профессионального образования в экономический контекст была и остаётся важнейшим приоритетом высшей школы. Но если в советское
время существовала отраслевая профильность, то сейчас речь идет об отношениях гораздо более сложных. Отрасли, привычные для плановой экономики, исчезли. Образовательные учреждения сегодня имеют дело с частными компаниями, акционерными обществами, предприятиями с государственным участием, государственными ведомствами, действующими на уровне региона и страны, и так далее. Вузы продолжают быть поставщиками кадров, но теперь государство не обеспечивает стопроцентного финансирования процесса их подготовки. Исходя из этой новой ситуации, мы ищем более тонкие, более сложные формы организации взаимодействия с партнерами, такие как кластеры, консорциумы. Примером может служить инновационный территориальный кластер Республики Коми «Топливно-энергетические технологии », ядром которого является наш университет. Формирование кластера важно не только для университета, но и для предприятий региона, и для республики в целом. Пока деятельность кластера находится на начальном этапе, но уже сейчас он становится действенным средством интеграции науки, образования и производства.
- Какие еще направления перспективного развития университета Вы относите к приоритетным?
- Конечно, мы будем расширять спектр образовательных услуг, в том числе увеличивать число образовательных программ (сегодня их около трехсот), развивать структуру университетского комплекса. Например, в ближайшее время планируется открытие филиала Индустриального техникума УГТУ в г. Вуктыле. Что касается научных исследований, то их перспективы мы, как технический вуз с нефтегазовой доминантой, связываем прежде всего с разработкой и эксплуатацией месторождений углеводородного сырья на Арктическом шельфе России, а также с решением комплекса задач по оптимизации методов добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа. В университете разработан целый ряд очень интересных научных проектов, направленных на развитие арктических территорий.
- Могли бы Вы коротко рассказать о некоторых из них?
- Постараюсь сделать это так, чтобы суть проектов была понятна и неспециалистам. Например, проект «Утилизация попутного нефтяного газа с получением моторных топ-лив на арктических удаленных месторождениях» предлагает экологически чистую и экономически рентабельную технологию использования попутного нефтяного газа для получения высококачественного жидкого топлива. Причём применять эту технологию будет возможно непосредственно на удалённых, в том числе арктических, нефтяных месторождениях. Это позволит, кроме всего прочего, учитывать локальную и сезонную потребность в жидком топливе, электричестве и тепле.
Проект «Буровой комплекс XXI века в арктическом исполнении » позволит обеспечить поиск и разведку полезных ископаемых в массиве горных пород по полусфере с радиусом более пятнадцати километров, исключив или ограничив таким образом технологии, связанные со строительством платформ и использованием плавучих буровых установок. Это особенно актуально для труднодоступных арктических районов.
Проект «Арктическая обсерватория формата Интермагнет» нацелен на решение широкого круга задач физики Земли, радиофизики и экологии, геологии и геологоразведки. Кроме того, такая обсерватория призвана обеспечить точность проводки траекторий и сократить риски пересечения стволов скважин при их бурении на арктическом шельфе.
Авторами этих проектов являются молодые ученые УГТУ - члены Международного общества инженеров-нефтяников ^РЕ). Кстати, на проходившей в сентябре этого года международной конференции SPE Ухтинская секция была отмечена наградой президента организации, а такую высокую оценку смогли получить только 16 секций из 240. Мне как ректору глубоко отрадно, что такие результаты становятся своего рода традицией. Впервые наша секция была награждена в 2014 г. на конференции в Амстердаме, а в следующем году, в Хьюстоне, награды были удостоены не только профессиональная, но и студенческая секция.
- Вернёмся к перспективным направлениям развития университета. Давайте поговорим в этой связи о социальной сфере, о воспитательной работе.
- Я уже сказал о строительстве общежития для семей наших студентов и преподавателей. Это дело огромной важности не только с социальной точки зрения. Мы, кроме того, решаем задачу закрепления в университете талантливых молодых специалистов, мы упрочиваем свой научный потенциал. В условиях увеличения среднего возраста профессорско-преподавательского состава эта мера крайне необходима.
Что касается воспитательной работы, то важной задачей мы считаем создание в Ухте инженерно-кадетского корпуса и выработку соответствующей законодательной базы. Это традиционная, выдержавшая проверку временем форма гражданско-патриотического воспитания и технического образования. Основа корпуса уже сформирована: на базе университета действуют кадетский класс и пожарно-спасательный отряд.
Вообще, патриотическое воспитание, сохранение памяти о нашей истории - один из главных приоритетов университета. Со страниц журнала мы уже рассказывали, например, об инициированном и реализованном нами республиканском издательском проекте «Память о войне длиною в жизнь ». В ближайших наших планах - создание мемориала участников Великой Отечественной войны, работавшим в университете.
Мы реализуем несколько масштабных просветительских социально-коммуникативных проектов. Кроме проекта «Ухта - родина первой российской нефти», это проекты «Созвездие умных клубов », «Ухта молодая », «Цивилизация Россия », о которых мы тоже писали в журнале «Высшее образование в России». Они не стоят на месте, они развиваются, воплощаются в новых формах, но не теряют своей актуальности и значения в контексте жизни города и республики.
- В марте будущего года университет будет отмечать знаменательную дату -50-летие со дня открытия Ухтинского индустриального института. Что Вы хотели бы пожелать своему коллективу в преддверии этого события?
- Настойчивости в достижении поставленных целей, оптимизма и уверенности в собственных силах. Дорогу «от возможного к реальному» осилит только идущий, и коллектив Ухтинского государственного технического университета постоянно доказывает правоту этих слов.
Беседовала Оксана Беляева
UKHTA STATE TECHNICAL UNIVERSITY: A POSSE AD ESSE
TSKHADAYA NikolayD. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Rector, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. In his interview, the rector of Ukhta State Technical University expounds how the University incarnates its credo expressed in the Latin catch phrase "A posse ad esse", elucidates the strategic role of USTU in solving the wide range of regional problems. The areas of the University activities along with training of the personnel for the key regional branches include construction of the objects of social sphere as well as realization of cultural and educative projects.
Keywords: Ukhta State Technical University, pivotal regional university, university complex, innovative environment, city-forming, innovative territorial cluster, business incubator, social mission, project approach, science and technology park
Cite as: Tskhadaya, N.D. (2016). [Ukhta State Technical University: A Posse ad Esse]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12 (207), pp. 99-107. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 25.10.16.