Научная статья на тему 'Уходят, уходят, уходят друзья'

Уходят, уходят, уходят друзья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уходят, уходят, уходят друзья»

УХОДЯТ, УХОДЯТ, УХОДЯТ ДРУЗЬЯ...

16 сентября 2019 года Виталию Григорьевичу Безрогову исполнилось 60 лет, а спустя два месяца, 14 ноября 2019 года, он скоропостижно скончался...

Его смерть — огромная человеческая и научная потеря, которая осознается с большим трудом и вызывает искреннюю скорбь. Замечательный, порядочнейший человек, выдающийся ученый, самобытный исследователь, отдавший всю свою жизнь служению науке, внесший огромный вклад в развитие истории педагогики.

Судьба распорядилась так, что с Виталием мы познакомились в 1976 году, когда одновременно поступили на исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (ныне — Московский педагогический государственный университет). Мы с Виталием подружились на первом курсе. У нас был один общий интерес — книги. В то время купить хорошую книгу было большой проблемой; книги издавались небольшими тиражами и часто просто не доходили до прилавка. Мы часто вместе ходили по книжным магазинам, обсуждали купленное и прочитанное, менялись интересующими нас изданиями. Помню, как в апреле 1977 года, придя ко мне домой на день рождения, он практически не отходил от книжных шкафов, игнорируя призывы сесть к столу. Все перелистывал и перелистывал старые дореволюционные тома, делал из них выписки, не реагировал на происходящее вокруг.

На втором курсе Виталий увлекся средневековой историей, был одним из самых ярких учеников замечательного лектора, доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой истории Древнего мира и Средних веков А. А. Кириловой. Он обратился к истории раннего Средневековья Ирландии. Еще будучи студентом, задумал написать о ней диссертацию, которую успешно защитил в 1988 году, став кандидатом исторических наук. А. А. Кириллова в это время уже ушла из жизни.

После окончания института мы с Виталием несколько лет не общались. Он работал преподавателем истории в одном из московских ПТУ, а затем методистом в Музее истории и реконструкции Москвы. В 1987 году мы случайно встретились в читальном зале Библиотеки имени В. И. Ленина. Я тогда работал младшим научным сотрудником лаборатории истории школы и педагогики за рубежом НИИ общей педагогики (НИИ ОП)

АПН СССР (впоследствии этот институт многократно менял свое название, в частности, был Институтом теории и истории педагогики РАО, позднее вошел в состав Института стратегии развития образования РАО). В то время у нас в лаборатории была вакантная ставка младшего научного сотрудника. Я предложил Виталию попробовать занять ее. Он согласился. Я познакомил его с заведующей лабораторией — доктором педагогических наук, профессором К. И. Салимовой, впоследствии ставшей членом-корреспондентом РАО. Виталий ей очень понравился. Она сразу же разглядела в нем перспективного исследователя и помогла занять вакантную должность. В институте он проработал до конца своей жизни.

Придя в НИИ ОП, Виталий с головой погрузился в изучение педагогического наследия европейского Средневековья. Он подготовил и опубликовал серию сборников научных статей и материалов, несколько томов источников по истории педагогической мысли и образования Средних веков. Вклад, который Виталий внес в изучение педагогической медиевистики, поистине огромен. Без сомнения, он был и остается лучшим отечественным специалистом в этой области истории педагогики, сохраняя к ней интерес на протяжении всей последующей жизни.

В начале 1990-х годов Виталий, продолжая изучать педагогическое наследие Средних веков, обратился к исследованию истории детства. В этом его активно поддержал основатель (1989 год) и ректор Российского открытого университета, а позднее (с 1994 года) и Университета Российской академии образования академик РАО Б. М. Бим-Бад, который создал условия для формирования на базе университетов архива воспоминаний о детстве и издания многочисленных монографий, хрестоматий, сборников, статей по проблемам истории детства. Виталий объединил вокруг себя группу исследователей, которые плодотворно занимались этой проблематикой (Е. Н. Астафьева, О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова, В. В. Нуркова и др.).

С середины 1990-х годов Виталий стал уделять пристальное внимание вопросам возникновения и первоначального развития педагогической традиции христианства. Он решил написать диссертационное исследование по этой проблематике и в конце 1990-х годов попросил меня стать его научным консультантом. Диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Становление образовательных традиций христианской школы в 1-У веках» Виталий блестяще

защитил в 2004 году. Академик РАО Ш. А. Амонашвили, будучи первым оппонентом соискателя, выступая на защите диссертации, особо отметил уникальность проведенного Виталием исследования, его значимость не только для истории педагогики, но и также для культурологии и религиоведения.

Став членом-корреспондентом Российской академии образования, во второй половине 2000-х годов и особенно в 2010-е годы Виталий обратился к новой для себя тематике — он стал изучать историю учебной литературы — как в России, так и за рубежом. И это направление стало еще одной областью исследований, в развитие которой он внес огромный неоценимый вклад. Помню, как на рубеже 2000-х — 2010-х годов Виталий, живущий сравнительно недалеко от меня, любил приходить ко мне домой и «за тарелкой борща» обсуждать новые способы освоения педагогического потенциала учебных книг разных эпох, от Античности до наших дней.

Свободно владея несколькими новыми и древними иностранными языками, активно участвуя в жизни международного сообщества историков педагогики, публикуя свои статьи во многих иностранных журналах и сборниках, Виталий пользовался огромным авторитетом как у российских, так и у зарубежных историков педагогики. Без сомнения, в последние годы он был самым ярким представителем историков педагогики в нашей стране, поднимая науку на уровень соответствия высочайшим мировым исследовательским стандартам.

Г. Б. Корнетов, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики Академии социального управления (г. Москва), Почетный работник науки и техники РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.