Научная статья на тему 'Уходящее наследие деревянного зодчества - памятники школьного дела на Алтае'

Уходящее наследие деревянного зодчества - памятники школьного дела на Алтае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
454
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ГИМНАЗИЯ / ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО ПОПЕЧЕНИЯ / НАРОДНОЕ ЧТЕНИЕ / ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанская Тамара Михайловна

Автор статьи рассматривает актуальную тему сохранения памятников сибирского деревянного зодчества, обращаясь к историко-архитектурному анализу школьных зданий города Барнаула и некоторых районов Алтайского края (Курьинского, Косихинского, Первомайского), построенных в XIX начале ХХ вв. Автор характеризует типовые проекты народных школ, раскрывается роль благотворительной деятельности купцов и интеллигенции в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forgotten Heritage of Wooden Architecture: Old School Buildings in Altai

The article deals with the actual problem of preservation of Siberian wooden architectural monuments, referring to historical and architectural analysis of school buildings in the city of Barnaul and some areas of Altai Region (Kurinskiy, Kosikhinskiy, Pervomayskiy) built in the XIXth the early XXth centuries. The standard designs of public schools are described and the significance of merchants’ and intellectuals’ charity in the sphere of education is revealed.

Текст научной работы на тему «Уходящее наследие деревянного зодчества - памятники школьного дела на Алтае»

УДК: 571.1/5 ББК: 85.113

Т.М. Степанская, г. Барнаул

Уходящее наследие деревянного зодчества -памятники школьного дела на Алтае

Аннотация

Автор статьи рассматривает актуальную тему сохранения памятников сибирского деревянного зодчества, обращаясь к историко-архитектурному анализу школьных зданий города Барнаула и некоторых районов Алтайского края (Курьинского, Косихинского, Первомайского), построенных в XIX — начале ХХ в. Автор характеризует типовые проекты народных школ, раскрывается роль благотворительной деятельности купцов и интеллигенции в сфере образования.

Ключевые слова: школа, гимназия, школьная библиотека, благотворительность, Общество попечения, народное чтение, образцовый проект.

В деревянной архитектуре города Барнаула, столицы Алтайского края, заключен духовный опыт ее создателей. Сибирские города в XXI в. решительно меняют свой облик, наполняясь типичными образами современных форм, технологий и материалов. Деревянное зодчество

— хрупкое, но дорогое народной памяти историко-архитектурное наследие. Дерево — самый органичный материал для Сибири.

В деревянной архитектуре Барнаула нашли выражение формы крестьянской избы и отголоски городской эклектики рубежа XIX-XX столетий в купеческих постройках. Архитектурный язык предполагает свою систему выразительных средств, в которой пространство, объемные формообразования, архитектурная деталь находятся в соподчиненных отношениях с закономерностями масштаба, пропорций и ритма. Выразительными средствами содержания в архитектуре могут быть только средства искусства. Соразмерность человеку деревянных строений успокаивает, радует, утверждает чувство достоинства. Ритмы бревенчатых срубов, силуэты кровли, подкарнизные фризы, фронтоны, архетипические мотивы домовой резьбы

— все это есть в деревянном доме.

Визитной карточкой дома горожанина, бывшего крестьянина, было крыльцо, как приглашение войти в дом. Наличники и ставни окон украшались накладной, пропиловочной, реже

— глухой резьбой: в узоре и драконы, и кони, и личные мотивы — древо жизни, птицы, шишки, виноградная лоза. Хотелось бы, чтобы потомки знали, что город Барнаул был городом деревянным, в деревянных жилых домах многое сохранялось от крестьянского обустройства и быта: сени, ставни, русские печи, в некоторых купеческих домах для отопления использовались так называемые печи голландские. В парадной комнате стоял красивый резной комод, висели настенные часы, вышивки, на подоконниках — цветы. В доме все рукотворно. В этом его причастность к вечности, к творчеству, красоте, уверенности и надежности.

Кроме жилых, в Барнауле сохранились исторические деревянные памятники развитию образования на Алтае — это здания школ, гимназий и училищ XIX — начала ХХ столетий. «Надо страстно желать, чтобы в чистые детские сердца влагались школою свет знания, чувство любви к ближнему и привязанность к честному труду. Света, больше света! Да приидет

царствие его!..», — эти слова принадлежат Василию Константиновичу Штильке (1850—1908), уроженцу Барнаула, выпускнику Томской гимназии (1870 г.), студенту Петербургской медико-хирургической академии, сосланному в Барнаул за участие в народническом движении. В Барнауле В.К. Штильке, работая домашним учителем, преподавателем окружного училища, не изменил своему мировоззрению. Он утверждал просветительские идеалы практической деятельностью. В 1884 г. В.К. Штильке основал в Барнауле Общество попечения о начальном образовании, которым руководил до конца своей жизни. Благодаря этому обществу в Барнауле появлялись бесплатные начальные школы, воскресные школы для взрослых, бесплатные библиотеки, народные чтения — лектории, детские площадки и многое другое.

В конце XIX в. в Барнауле были открыты две народные школы: Нагорная (ул. Аванесова, 30) и Зайчанская (ул. Анатолия, 241), их здания сохранились до настоящего времени.

Нагорная школа была открыта 15 сентября 1885 г. [1]. Занятия начались в арендованном помещении, где могло разместиться 50 человек, но в первые же дни в школу записалось 96 желающих учиться. По ходатайству Общества попечения о начальном образовании городская дума бесплатно выделила участок на высоком правом берегу речки Барнаул, откликнулись благотворители: подписка средств дала 760 рублей, барнаульские купцы Сухов и Платонов пожертвовали кирпич, известь, стекло. К августу 1886 г. было выстроено школьное здание на ул. Аванесова. Школа была бесплатной, в ней обучались и мальчики и девочки. При школе была создана первая в городе народная школьная библиотека с начальным фондом в 500 изданий. За первые десять лет в Нагорной школе было обучено грамоте более 900 детей. В 1897 г. в этом здании были открыты воскресные школьные курсы для взрослых (рис. 1).

17 декабря 1918 г. школа перешла в ведение городского самоуправления. Деревянное одноэтажное здание на каменном фундаменте с «погребом и колодцем отвечало всем действующим техническим правилам» [1]. В нем было оборудовано три классных комнаты с высокими окнами, просторный рекреационный зал, небольшая учительская, гардероб, кухня, сторожка; вокруг школы был разбит яблоневый сад.

Судьба школьного здания весь XX в. была связана с народным образованием — до 1966 г. в ней размещалась начальная школа №3. Решением Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от 25 августа 1966 г. в Барнауле была открыта первая на Алтае детская художественная школа, ее разместили в классах средней общеобразовательной школы на ул. Сизова. В 1971 г. художественной школе передали здание Нагорной начальной школы №3. Рекреационный зал наполнился атмосферой искусства: здесь были установлены гипсовые слепки античных скульптур, здесь экспонировалась первая выставка художников-педагогов, проходили встречи учащихся с художниками Г. Тарским, А. Ботевым, Г.Ф. Боруновым. В 1974 г. в выставочном зале Алтайского отделения Союза художников России (Барнаул, пр-т Ленина, 111) состоялась первая в крае выставка работ учащихся детской художественной школы, вызвавшая большой интерес общественности и удостоившаяся внимания корреспондента московской газеты «Советская культура». Экспозиция включала более 200 работ. Многие участники этой выставки стали известными художниками Алтая и Сибири. Образовательная функция здания Нагорной школы прервалась в начале XXI в., но по-прежнему, большие высокие оконные проемы в рамочных наличниках с резными навершиями, развитый сильно вынесенный карниз, общегармоничный силуэт привлекают внимание прохожих и пассажиров трамвайных маршрутов, ведущих к нагорному сосновому бору (рис. 2).

Зайчанская школа (ул. Анатолия, 241) — второе приходское училище с трехлетним сроком обучения, открытое Обществом попечения о начальном образовании 6 сентября 1886 г. в Зай-чанской слободе Барнаула. Первоначально она размещалась в собственном доме В.К. Штильке. В 1896 г. для нее было построено деревянное здание (рис. 3).

59

В Нагорной и Зайчанской начальных школах училась треть барнаульских школьников — дети бедняков. «В них не только бесплатно учили, но и обеспечивали наиболее нуждающихся одеждой, учебниками, всех — горячими завтраками» [1, с. 47]. В феврале 1909 г. с помощью городской думы в Зайчанской школе была открыта вторая школьная народная библиотека, которой присвоили имя В.К. Штильке.

Учебные заведения в Барнауле находились под крылом благотворительности со стороны власти и имущих людей. Например, здание для женской гимназии в 1870 г. было подарено городу вдовой коллежского советника Е.А. Преображенской. Городская дума учреждала для учащихся стипендии имени города, были пожертвования — в 1882 г. предпринимательница Е.П. Судов-ская пожертвовала на гимназию 10 тысяч рублей, такую же сумму подарил в 1914 г. чиновник главного управления Алтайского горного округа А.В. Горяев. Народные школы попечитель-ствовались состоятельными горожанами. «Многие из барнаульских купцов и предпринимателей прочих сословий имели начальное домашнее образование, но встречались и вовсе безграмотные, но они осознавали необходимость открытия новых учебных заведений и вносили средства или через городскую управу или через Общество попечения о начальном образовании. Некоторые предприниматели открывали школы для детей рабочих при своих промышленных предприятиях, в их числе М.Б. Пранг — владелец содового завода, Ворсины — владельцы винокуренного завода под Барнаулом, Платоновы открыли школу в Соколово для детей рабочих Иткульского винокуренного и стекольного заводов. Каждая из барнаульских школ и гимназий имела попечителей из числа купцов, которые отчисляли деньги на ремонт зданий, покупку книг и журналов для школьных библиотек, проведение каких-либо мероприятий, в том числе литературных праздников, ставших популярными в конце XIX — начале ХХ в. Так, в попечительский совет женской гимназии входили купцы А.Г. Морозов, В.Д. Сухов, братья Ворсины, Г.В. Грязнов, предприниматель И.К. Платонов, архитектор И.Ф. Носович» [2, с. 44].

С 1877 до 2002 г. при пересечении улицы Пушкинской и Соборного переулка (Социалистического проспекта) находилось здание первой на Алтае пятиклассной женской прогимназии: деревянное на кирпичном фундаменте двухэтажное, состоящее из двух объемов — Г-образного и квадратного в плане. Первый этаж уличных фасадов был обшит тесом. Южный и восточный уличные фасады членились по горизонтали пилястрами, по вертикали — междуэтажным карнизом с аркатурным резным пояском. Фасады завершались карнизом с про-пильной резьбой. Оконные проемы были прямоугольные высокие, на восточном фасаде — спаренные. Наличники украшались в первом этаже глухой резьбой. Западный угол южного фасада венчала башенка с трехгранным шатриком. В 2002 г. случился пожар, здание сильно пострадало. Это был памятник истории: с 1920 г. здесь размещались первая советская школа и педагогическое училище; в годы Великой Отечественной войны находился госпиталь для раненых. Особенностью женской прогимназии было наличие в ней домовой церкви, колоколенка которой венчала один из углов здания.

Здание частной гимназии М.Ф. Буткевич (пр-т Красноармейский, 14; ул. Короленко, 96) выделяется среди других учебных зданий Барнаула красивым сложным силуэтом с эркером и элементами модерна в декоре оконных проемов. Первоначальный объем был изменен в 1912 г., но здание по-прежнему отличается выразительностью силуэта. Здание — памятник городского деревянного зодчества в формах эклектики с элементами позднего модерна — ценно обильной резьбой декора, оригинальностью композиций наличников, имеет градостроительное значение, оформляя перекресток. Одновременно это памятник истории: в библиотеке гимназии зимой 1919-1920 гг. работал русский писатель А.С. Новиков-Прибой [3, с. 13]. В настоящее время в здании бывшей гимназии размещается Дом народных мастеров Алтая (рис. 4).

Сельские школьные здания строились по образцовым проектам, полученным, очевидно, из Томского строительного управления. В экспозиции мемориального музея Г.С. Титова в селе Полковниково Алтайского края представлен макет школы, в которой учился космонавт. Макет подобен барнаульским народным школам. В селе Голышево в Краюшкинском (Первомайском районе) в 1930-х гг. крестьянином И.А. Шубиным и его сыновьями была построена деревянная школа, повторяющая своим обликом образцовый проект (здание погибло от пожара в 1990-х гг.), школа была расположена на центральной площади села, вокруг нее был разбит большой фруктовый сад.

В 1903-1905 гг. по решению Губернского управления в селе Курья на центральной площади была построена школа: двухэтажное, деревянное на каменном фундаменте, обшитое тесом, П-образное в плане здание; главный вход подчеркнут небольшим ризалитом. Оконные наличники и карниз декорированы накладной и пропильной резьбой; окна во втором этаже лучковые. Сохранился первоначальный интерьер с актовым залом, двухмаршевая парадная лестница, кафельные печи, высокие потолки с лепными фризами. Школа является памятником деревянного зодчества, образцом учебного здания начала ХХ в., а также памятником истории просвещения [3, с. 42]. В настоящее время в бывшем школьном здании размещается мемориальный музей изобретателя, генерал-лейтенанта, участника Великой Отечественной войны М.Т. Калашникова. В процессе реконструкции школы под музей были допущены некоторые отклонения от первоначального облика главного фасада, но в целом объемное решение сохранилось (рис. 5).

Формирование уважения к культуре - сверхзадача образования, а также средств массовой информации. В памяти нации есть люди и события, имеющие символическое, то есть вневременное значение. К таким символам относятся памятники школьного дела и люди, которые стоят у его истоков.

Содержание образования призвано отражать историческую судьбу и культуру народа, давать представление о его идеалах и ценностях, в которых школе принадлежит свое достойное место. Необходимо живое слово о памятниках, о людях, о символических событиях города и края. Таким живым обращением к горожанам и гостям города является деревянное зодчество — эхо сибирского градостроительства, истоки которого прочно связаны с крестьянским домоустроением, сибирским строительным материалом — деревом — и традициями народного искусства домовой резьбы.

Список использованных источников

1. Гришаев В.Ф. Нагорная школа // Барнаул: Энциклопедия. — Барнаул, 2000. — С. 117-118.

2. Скубневский В. И попечители, и блюстители // Культура Барнаула. — 2013. — №2.

3. Степанская Т.М. Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края: каталог. - Барнаул: Алтайская краевая краеведческая ассоциация, 1990. - 51 с.

Рис. 1. Н.П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение. 97x154 см. 1895 г. Государственный русский музей. Источник: Wiki Art: visual art encyclopedia. URL: http://www.wikiart.org/ru/nikolay-bogdanov-belsky/sunday-reading-at-country-school

Рис. 2. Здание Нагорной школы в г. Барнауле (ул. Аванесова, 30). Современный вид. Источник: блог Дмитрия Поповского «Новосибирск, Сибирь, Россия, Мир». URL: http://d-popovskiy.livejournal.com/27001 .html

Рис. 3. Здание Зайчанской школы в г. Барнауле (ул. Анатолия, 241). Современный вид. Снимок автора

Рис. 4. Здание гимназии М.Ф. Будкевич в г. Барнауле (пр-т Красноармейский, 14). Современный вид Источник: сайт Барнеаполь.ру. Архитектура и фотографии Барнаула. URL: http://bameapol .ru/bu/156-krasnoarmeyskiy-14

Рис. 5. Здание школы в с. Курья. Современный вид. Источник: сайт Мемориального музея Калашникова, филиала Алтайского государственного краеведческого музея. URL: http://www.agkm.ru/kury_history.html

УДК: 728.03(571.51)

ББК: 85.113(2Ро с-4Крн)

ВВ. Царев, В.И. Царев, г. Красноярск

Описания крестьянских домов Нижнего Приангарья исследователями в XIX — начале XX в.

Аннотация

В статье рассмотрены материалы исследований строений в крестьянских селениях Нижнего Приангарья, осуществленных в XIX — начале XX в. Приведены описания архитектурно-планировочных и конструктивных особенностей жилых домов в ангарских селениях. Определены характерные черты обустройства интерьеров крестьянских жилищ в рассматриваемый период. Выявлены архитектурно-художественные принципы оформления крестьянских домов Нижнего Приангарья в XIX — начале XX в.

Ключевые слова: селения Нижнего Приангарья, архитектура крестьянских домов, описания построек, конструктивные и декоративные элементы дома.

В XIX в. одно из ранних описаний сибирских крестьянских селений и строений было приведено в книге первого енисейского губернатора А.П. Степанова [1]. Он писал: «Деревни Енисейской Губернии можно разделить на правильные и неправильные. Старые и новые колонии ссыльных принадлежат к первым. Последние представляют из себя образ свободы, изобилия и беспечности. Каждый дом построен по прихоти своего хозяина» [1, с. 104].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.