УДК: 571.1/5 ББК: 85.113
Т.М. Степанская, г. Барнаул
Уходящее наследие деревянного зодчества -памятники школьного дела на Алтае
Аннотация
Автор статьи рассматривает актуальную тему сохранения памятников сибирского деревянного зодчества, обращаясь к историко-архитектурному анализу школьных зданий города Барнаула и некоторых районов Алтайского края (Курьинского, Косихинского, Первомайского), построенных в XIX — начале ХХ в. Автор характеризует типовые проекты народных школ, раскрывается роль благотворительной деятельности купцов и интеллигенции в сфере образования.
Ключевые слова: школа, гимназия, школьная библиотека, благотворительность, Общество попечения, народное чтение, образцовый проект.
В деревянной архитектуре города Барнаула, столицы Алтайского края, заключен духовный опыт ее создателей. Сибирские города в XXI в. решительно меняют свой облик, наполняясь типичными образами современных форм, технологий и материалов. Деревянное зодчество
— хрупкое, но дорогое народной памяти историко-архитектурное наследие. Дерево — самый органичный материал для Сибири.
В деревянной архитектуре Барнаула нашли выражение формы крестьянской избы и отголоски городской эклектики рубежа XIX-XX столетий в купеческих постройках. Архитектурный язык предполагает свою систему выразительных средств, в которой пространство, объемные формообразования, архитектурная деталь находятся в соподчиненных отношениях с закономерностями масштаба, пропорций и ритма. Выразительными средствами содержания в архитектуре могут быть только средства искусства. Соразмерность человеку деревянных строений успокаивает, радует, утверждает чувство достоинства. Ритмы бревенчатых срубов, силуэты кровли, подкарнизные фризы, фронтоны, архетипические мотивы домовой резьбы
— все это есть в деревянном доме.
Визитной карточкой дома горожанина, бывшего крестьянина, было крыльцо, как приглашение войти в дом. Наличники и ставни окон украшались накладной, пропиловочной, реже
— глухой резьбой: в узоре и драконы, и кони, и личные мотивы — древо жизни, птицы, шишки, виноградная лоза. Хотелось бы, чтобы потомки знали, что город Барнаул был городом деревянным, в деревянных жилых домах многое сохранялось от крестьянского обустройства и быта: сени, ставни, русские печи, в некоторых купеческих домах для отопления использовались так называемые печи голландские. В парадной комнате стоял красивый резной комод, висели настенные часы, вышивки, на подоконниках — цветы. В доме все рукотворно. В этом его причастность к вечности, к творчеству, красоте, уверенности и надежности.
Кроме жилых, в Барнауле сохранились исторические деревянные памятники развитию образования на Алтае — это здания школ, гимназий и училищ XIX — начала ХХ столетий. «Надо страстно желать, чтобы в чистые детские сердца влагались школою свет знания, чувство любви к ближнему и привязанность к честному труду. Света, больше света! Да приидет
царствие его!..», — эти слова принадлежат Василию Константиновичу Штильке (1850—1908), уроженцу Барнаула, выпускнику Томской гимназии (1870 г.), студенту Петербургской медико-хирургической академии, сосланному в Барнаул за участие в народническом движении. В Барнауле В.К. Штильке, работая домашним учителем, преподавателем окружного училища, не изменил своему мировоззрению. Он утверждал просветительские идеалы практической деятельностью. В 1884 г. В.К. Штильке основал в Барнауле Общество попечения о начальном образовании, которым руководил до конца своей жизни. Благодаря этому обществу в Барнауле появлялись бесплатные начальные школы, воскресные школы для взрослых, бесплатные библиотеки, народные чтения — лектории, детские площадки и многое другое.
В конце XIX в. в Барнауле были открыты две народные школы: Нагорная (ул. Аванесова, 30) и Зайчанская (ул. Анатолия, 241), их здания сохранились до настоящего времени.
Нагорная школа была открыта 15 сентября 1885 г. [1]. Занятия начались в арендованном помещении, где могло разместиться 50 человек, но в первые же дни в школу записалось 96 желающих учиться. По ходатайству Общества попечения о начальном образовании городская дума бесплатно выделила участок на высоком правом берегу речки Барнаул, откликнулись благотворители: подписка средств дала 760 рублей, барнаульские купцы Сухов и Платонов пожертвовали кирпич, известь, стекло. К августу 1886 г. было выстроено школьное здание на ул. Аванесова. Школа была бесплатной, в ней обучались и мальчики и девочки. При школе была создана первая в городе народная школьная библиотека с начальным фондом в 500 изданий. За первые десять лет в Нагорной школе было обучено грамоте более 900 детей. В 1897 г. в этом здании были открыты воскресные школьные курсы для взрослых (рис. 1).
17 декабря 1918 г. школа перешла в ведение городского самоуправления. Деревянное одноэтажное здание на каменном фундаменте с «погребом и колодцем отвечало всем действующим техническим правилам» [1]. В нем было оборудовано три классных комнаты с высокими окнами, просторный рекреационный зал, небольшая учительская, гардероб, кухня, сторожка; вокруг школы был разбит яблоневый сад.
Судьба школьного здания весь XX в. была связана с народным образованием — до 1966 г. в ней размещалась начальная школа №3. Решением Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от 25 августа 1966 г. в Барнауле была открыта первая на Алтае детская художественная школа, ее разместили в классах средней общеобразовательной школы на ул. Сизова. В 1971 г. художественной школе передали здание Нагорной начальной школы №3. Рекреационный зал наполнился атмосферой искусства: здесь были установлены гипсовые слепки античных скульптур, здесь экспонировалась первая выставка художников-педагогов, проходили встречи учащихся с художниками Г. Тарским, А. Ботевым, Г.Ф. Боруновым. В 1974 г. в выставочном зале Алтайского отделения Союза художников России (Барнаул, пр-т Ленина, 111) состоялась первая в крае выставка работ учащихся детской художественной школы, вызвавшая большой интерес общественности и удостоившаяся внимания корреспондента московской газеты «Советская культура». Экспозиция включала более 200 работ. Многие участники этой выставки стали известными художниками Алтая и Сибири. Образовательная функция здания Нагорной школы прервалась в начале XXI в., но по-прежнему, большие высокие оконные проемы в рамочных наличниках с резными навершиями, развитый сильно вынесенный карниз, общегармоничный силуэт привлекают внимание прохожих и пассажиров трамвайных маршрутов, ведущих к нагорному сосновому бору (рис. 2).
Зайчанская школа (ул. Анатолия, 241) — второе приходское училище с трехлетним сроком обучения, открытое Обществом попечения о начальном образовании 6 сентября 1886 г. в Зай-чанской слободе Барнаула. Первоначально она размещалась в собственном доме В.К. Штильке. В 1896 г. для нее было построено деревянное здание (рис. 3).
59
В Нагорной и Зайчанской начальных школах училась треть барнаульских школьников — дети бедняков. «В них не только бесплатно учили, но и обеспечивали наиболее нуждающихся одеждой, учебниками, всех — горячими завтраками» [1, с. 47]. В феврале 1909 г. с помощью городской думы в Зайчанской школе была открыта вторая школьная народная библиотека, которой присвоили имя В.К. Штильке.
Учебные заведения в Барнауле находились под крылом благотворительности со стороны власти и имущих людей. Например, здание для женской гимназии в 1870 г. было подарено городу вдовой коллежского советника Е.А. Преображенской. Городская дума учреждала для учащихся стипендии имени города, были пожертвования — в 1882 г. предпринимательница Е.П. Судов-ская пожертвовала на гимназию 10 тысяч рублей, такую же сумму подарил в 1914 г. чиновник главного управления Алтайского горного округа А.В. Горяев. Народные школы попечитель-ствовались состоятельными горожанами. «Многие из барнаульских купцов и предпринимателей прочих сословий имели начальное домашнее образование, но встречались и вовсе безграмотные, но они осознавали необходимость открытия новых учебных заведений и вносили средства или через городскую управу или через Общество попечения о начальном образовании. Некоторые предприниматели открывали школы для детей рабочих при своих промышленных предприятиях, в их числе М.Б. Пранг — владелец содового завода, Ворсины — владельцы винокуренного завода под Барнаулом, Платоновы открыли школу в Соколово для детей рабочих Иткульского винокуренного и стекольного заводов. Каждая из барнаульских школ и гимназий имела попечителей из числа купцов, которые отчисляли деньги на ремонт зданий, покупку книг и журналов для школьных библиотек, проведение каких-либо мероприятий, в том числе литературных праздников, ставших популярными в конце XIX — начале ХХ в. Так, в попечительский совет женской гимназии входили купцы А.Г. Морозов, В.Д. Сухов, братья Ворсины, Г.В. Грязнов, предприниматель И.К. Платонов, архитектор И.Ф. Носович» [2, с. 44].
С 1877 до 2002 г. при пересечении улицы Пушкинской и Соборного переулка (Социалистического проспекта) находилось здание первой на Алтае пятиклассной женской прогимназии: деревянное на кирпичном фундаменте двухэтажное, состоящее из двух объемов — Г-образного и квадратного в плане. Первый этаж уличных фасадов был обшит тесом. Южный и восточный уличные фасады членились по горизонтали пилястрами, по вертикали — междуэтажным карнизом с аркатурным резным пояском. Фасады завершались карнизом с про-пильной резьбой. Оконные проемы были прямоугольные высокие, на восточном фасаде — спаренные. Наличники украшались в первом этаже глухой резьбой. Западный угол южного фасада венчала башенка с трехгранным шатриком. В 2002 г. случился пожар, здание сильно пострадало. Это был памятник истории: с 1920 г. здесь размещались первая советская школа и педагогическое училище; в годы Великой Отечественной войны находился госпиталь для раненых. Особенностью женской прогимназии было наличие в ней домовой церкви, колоколенка которой венчала один из углов здания.
Здание частной гимназии М.Ф. Буткевич (пр-т Красноармейский, 14; ул. Короленко, 96) выделяется среди других учебных зданий Барнаула красивым сложным силуэтом с эркером и элементами модерна в декоре оконных проемов. Первоначальный объем был изменен в 1912 г., но здание по-прежнему отличается выразительностью силуэта. Здание — памятник городского деревянного зодчества в формах эклектики с элементами позднего модерна — ценно обильной резьбой декора, оригинальностью композиций наличников, имеет градостроительное значение, оформляя перекресток. Одновременно это памятник истории: в библиотеке гимназии зимой 1919-1920 гг. работал русский писатель А.С. Новиков-Прибой [3, с. 13]. В настоящее время в здании бывшей гимназии размещается Дом народных мастеров Алтая (рис. 4).
Сельские школьные здания строились по образцовым проектам, полученным, очевидно, из Томского строительного управления. В экспозиции мемориального музея Г.С. Титова в селе Полковниково Алтайского края представлен макет школы, в которой учился космонавт. Макет подобен барнаульским народным школам. В селе Голышево в Краюшкинском (Первомайском районе) в 1930-х гг. крестьянином И.А. Шубиным и его сыновьями была построена деревянная школа, повторяющая своим обликом образцовый проект (здание погибло от пожара в 1990-х гг.), школа была расположена на центральной площади села, вокруг нее был разбит большой фруктовый сад.
В 1903-1905 гг. по решению Губернского управления в селе Курья на центральной площади была построена школа: двухэтажное, деревянное на каменном фундаменте, обшитое тесом, П-образное в плане здание; главный вход подчеркнут небольшим ризалитом. Оконные наличники и карниз декорированы накладной и пропильной резьбой; окна во втором этаже лучковые. Сохранился первоначальный интерьер с актовым залом, двухмаршевая парадная лестница, кафельные печи, высокие потолки с лепными фризами. Школа является памятником деревянного зодчества, образцом учебного здания начала ХХ в., а также памятником истории просвещения [3, с. 42]. В настоящее время в бывшем школьном здании размещается мемориальный музей изобретателя, генерал-лейтенанта, участника Великой Отечественной войны М.Т. Калашникова. В процессе реконструкции школы под музей были допущены некоторые отклонения от первоначального облика главного фасада, но в целом объемное решение сохранилось (рис. 5).
Формирование уважения к культуре - сверхзадача образования, а также средств массовой информации. В памяти нации есть люди и события, имеющие символическое, то есть вневременное значение. К таким символам относятся памятники школьного дела и люди, которые стоят у его истоков.
Содержание образования призвано отражать историческую судьбу и культуру народа, давать представление о его идеалах и ценностях, в которых школе принадлежит свое достойное место. Необходимо живое слово о памятниках, о людях, о символических событиях города и края. Таким живым обращением к горожанам и гостям города является деревянное зодчество — эхо сибирского градостроительства, истоки которого прочно связаны с крестьянским домоустроением, сибирским строительным материалом — деревом — и традициями народного искусства домовой резьбы.
Список использованных источников
1. Гришаев В.Ф. Нагорная школа // Барнаул: Энциклопедия. — Барнаул, 2000. — С. 117-118.
2. Скубневский В. И попечители, и блюстители // Культура Барнаула. — 2013. — №2.
3. Степанская Т.М. Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края: каталог. - Барнаул: Алтайская краевая краеведческая ассоциация, 1990. - 51 с.
Рис. 1. Н.П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение. 97x154 см. 1895 г. Государственный русский музей. Источник: Wiki Art: visual art encyclopedia. URL: http://www.wikiart.org/ru/nikolay-bogdanov-belsky/sunday-reading-at-country-school
Рис. 2. Здание Нагорной школы в г. Барнауле (ул. Аванесова, 30). Современный вид. Источник: блог Дмитрия Поповского «Новосибирск, Сибирь, Россия, Мир». URL: http://d-popovskiy.livejournal.com/27001 .html
Рис. 3. Здание Зайчанской школы в г. Барнауле (ул. Анатолия, 241). Современный вид. Снимок автора
Рис. 4. Здание гимназии М.Ф. Будкевич в г. Барнауле (пр-т Красноармейский, 14). Современный вид Источник: сайт Барнеаполь.ру. Архитектура и фотографии Барнаула. URL: http://bameapol .ru/bu/156-krasnoarmeyskiy-14
Рис. 5. Здание школы в с. Курья. Современный вид. Источник: сайт Мемориального музея Калашникова, филиала Алтайского государственного краеведческого музея. URL: http://www.agkm.ru/kury_history.html
УДК: 728.03(571.51)
ББК: 85.113(2Ро с-4Крн)
ВВ. Царев, В.И. Царев, г. Красноярск
Описания крестьянских домов Нижнего Приангарья исследователями в XIX — начале XX в.
Аннотация
В статье рассмотрены материалы исследований строений в крестьянских селениях Нижнего Приангарья, осуществленных в XIX — начале XX в. Приведены описания архитектурно-планировочных и конструктивных особенностей жилых домов в ангарских селениях. Определены характерные черты обустройства интерьеров крестьянских жилищ в рассматриваемый период. Выявлены архитектурно-художественные принципы оформления крестьянских домов Нижнего Приангарья в XIX — начале XX в.
Ключевые слова: селения Нижнего Приангарья, архитектура крестьянских домов, описания построек, конструктивные и декоративные элементы дома.
В XIX в. одно из ранних описаний сибирских крестьянских селений и строений было приведено в книге первого енисейского губернатора А.П. Степанова [1]. Он писал: «Деревни Енисейской Губернии можно разделить на правильные и неправильные. Старые и новые колонии ссыльных принадлежат к первым. Последние представляют из себя образ свободы, изобилия и беспечности. Каждый дом построен по прихоти своего хозяина» [1, с. 104].