Научная статья на тему 'Об архитектурно-художественных особенностях объекта деревянного зодчества по пр-ту Фрунзе, 10 в г. Томске'

Об архитектурно-художественных особенностях объекта деревянного зодчества по пр-ту Фрунзе, 10 в г. Томске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИК / АРХИТЕКТУРА ТОМСКА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЙОН / РУССКИЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Власова Дарья Константиновна

В статье дано описание истории строительства и эксплуатации здания, характеристика окружающей застройки. Выполнен анализ архитектурно-планировочного решения, приведены сведения об аналогах. Определены ценностные характеристики здания, стилевая принадлежность объекта, его значимость в исторической застройке г. Томска. Историко-архивные изыскания выполнены автором и публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and Decorative Features of a Wooden House in Tomsk, Frunze Prospect, 10

The article tells about history of one wooden house in Tomsk and its actual surrounding. The author analyses architecture of the house, defines its style and gives some analogues. The text proves significance of the house as a historical object in Tomsk urban structure. It’s the first time of presenting the archival materials about the house, and it provides novelty of the article.

Текст научной работы на тему «Об архитектурно-художественных особенностях объекта деревянного зодчества по пр-ту Фрунзе, 10 в г. Томске»

УДК 72.025.4 ББК 38.683

Д.К. Власова, г. Томск Научный руководитель: И.Ю. Болтовская

Об архитектурно-художественных особенностях объекта деревянного зодчества по пр-ту Фрунзе, 10 в г. Томске

Аннотация

В статье дано описание истории строительства и эксплуатации здания, характеристика окружающей застройки. Выполнен анализ архитектурно-планировочного решения, приведены сведения об аналогах. Определены ценностные характеристики здания, стилевая принадлежность объекта, его значимость в исторической застройке г. Томска. Историко-архивные изыскания выполнены автором и публикуются впервые.

Ключевые слова: памятник, архитектура Томска, исторический район, русский стиль.

В современном Томске значительную часть застройки центральной части города составляют старинные деревянные дома, плод труда профессиональных зодчих и народных умельцев. Один из таких домов расположен на проспекте Фрунзе, 10, в историческом районе «Юрточная гора».

Название района происходит от юрточного поселения томских эуштинцев, проживавших здесь с XVII в. До конца XVIII в. на Юрточной горе не было ни одного обывательского строения, кроме построек Свято-Никольского женского и Богородице-Алексеевского мужского монастырей. В начале XIX в. город начал разрастаться, район застраивался каменными и деревянными жилыми особняками, общественными зданиями, культовыми сооружениями. Среди них — Церковь Казанской иконы Божьей матери, которая сохранилась до настоящего времени и является архитектурной доминантой в градостроительной композиции города.

На Юрточной горе ул. Почтамтскую (ныне пр-т Ленина), главную улицу города, пересекает ул. Нечаевская (пр-т Фрунзе). В начале бывшей Нечаевской улицы сохранилось два архитектурных памятника: по четной стороне — особняк золотопромышленника И.Д. Асташева (Томский краеведческий музей), по нечетной — торговый дом «Кухтерин и сыновья» (мэрия г. Томска). Название улицы — Нечаевская — происходило от фамилии домовладельца, Николая Андреевича Нечаева, купца II гильдии, в 1880-х гг. исполняющего обязанности гласного городской думы [5, с. 317]. В 1925 г. улицу переименовали в честь советского полководца, одного из основателей Красной Армии, Михаила Васильевича Фрунзе.

По мере продвижения от центра застройка улицы велась преимущественно деревянными домами. В 1913 г. недалеко от перекрестка улиц Нечаевской и Спасской (ул. Советская) был построен двухэтажный с подвалом, срубленный «в обло» дом. Первым владельцем являлся зубной врач Мордхе-Гершен Симонович Тереш. Городской дом включал общественную и жилую функции: первый этаж предназначался для зубоврачебной практики хозяина, второй этаж — для проживания его семьи. В 1923-1930 гг. Тереш сдавал помещения под квартиры. В начале 1930-х гг. доход от сдачи квартир признали нетрудовым, владелец был лишен права голосования, а в январе 1931 г. ему пришлось подписать заявление о безвозмездной передаче дома в государственное пользование Томскому горсовету. Впоследствии в здании сменяли друг друга обувная мастерская, детский сад НКВД (1932 г., заведующая А. Тарасова), кулинарный техникум, в настоящее время в нем находится общежитие Томского индустриального техникума.

Архитектурно-планировочная структура дома организована по анфиладному принципу компоновки помещений, при этом планировка второго этажа почти полностью повторяет планировку первого, за исключением нескольких перегородок. На линию застройки дом ориентирован узкой

стороной. За счет протяженного в глубину участка объема внутреннее пространство второго этажа организовано осью коридора с размещением вдоль него отдельных комнат. Входы на этажи изолированы друг от друга и устроены как со стороны улицы, так и со стороны двора.

Ориентация помещений функциональна и удобна. Гостиная второго этажа ориентирована на улицу, спальни и вспомогательные помещения — во двор. Фрагментарно сохранился потолочный декор: тяги средней сложности, круглые и одна прямоугольная розетка. Главная деревянная лестница сохранилась в первоначальном виде. Интерьер решен традиционно для томского городского дома, декоративные элементы без характерных стилевых признаков, между тем в оформлении фасадов имеются отличительные особенности. Такое своеобразное архитектурно-художественное решение не часто встречается в старом Томске: дом выполнен в эклектике, декор решен преимущественно в русском стиле, точнее в одном из направлений псевдорусского стиля.

Русский стиль формировался во второй половине XIX в. в отличие от более позднего — неорусского — первых двух десятилетий ХХ в. Сама постановка вопроса о русском стиле и даже конкретные формы его проявления обязаны участию всей русской мысли — социальной, философской, исторической, художественной. Русский стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества [1, с 15]. Наиболее известными представителями этого направления считаются Иван Петрович Ропет (Иван Николаевич Петров) и Виктор Александрович Гартман. Стремление внести в оформление домов национальное своеобразие заставляло архитекторов обращать «внимание на оригинальные узоры русских полотенец и на резную орнаментацию русских изб — всяческих предметов обихода русского крестьянина». Этот стиль впитал образы, почерпнутые из русских народных сказок, хохломских узоров, кокошников, рушников и их геометрических орнаментов. Из народных образов родились такие элементы деревянного декора, как сухарики, крестики, елочки, цветочки, почти все выполненные в технике плоской сквозной резьбы. Отличительной особенностью стиля являлся не только характер декоративного убранства, но и его количество. Современников приводили в восхищение роскошные, богато декорированные предметы и детали.

Резной декор здания по пр-ту Фрунзе, 10 не отличается особой насыщенностью. Окна главного (южного) и восточного фасадов прямоугольной формы, обрамлены массивными наличниками с завершениями треугольной формы. Боковые части наличников с массивными колонками, нижнее окончание со свесами в виде рушников с геометрическим орнаментом. Верхнее окончание — фронтон на плечиках — поддерживается резными кронштейнами и имеет двойной ряд декора: в виде сухариков и резьбы геометрического мотива с полуциркульным окончанием и просветными крестиками, треугольниками, елочками. Окна западного и северного фасада имеют иную декоративную трактовку и, несмотря на видимое отличие от южного и восточного, сочетаются и создают гармоничный образ здания. Наличники прямоугольной формы декорированы геометрическим орнаментом, выполненным в технике плоской сквозной резьбы. Завершение наличника в виде церковной луковичной главки. Особенностью дома является равенство высот первого и второго этажа и размеров окон. Как правило, в деревянных домах второй этаж строился выше первого, окна второго этажа были выше и шире.

По всему протяжению здания проходит резной фриз, частично утраченный на отдельных участках, и карниз со свесом, выполненным в технике плоской сквозной резьбы по растительным мотивам. Карниз главного фасада разрезают три разновеликих треугольных фронтона с крестообразными заполнениями и деревянными шпилями. Западная стена лестничной клетки завершается треугольным фронтоном, обшитым профилированной рейкой. Среднюю его часть прорезает слуховое окно в форме двух сдвоенных трапеций. Художественная трактовка фасадов, как будто из русских сказок, оставляет незабываемое впечатление.

Долгое время украшением улицы являлось деревянное ограждение участка. Ворота и калитки со стороны восточного фасада были декорированы деталями в виде солнца, вазонов, выполненных в технике рельефной резьбы, не встречающейся на доме. В 1980-х гг. при строительстве в глубине квартала административного здания ограждение снесли.

В настоящее время дом по проспекту Фрунзе, 10 состоит на учете органов охраны памятников и по постановлению Главы администрации Томской области №426 от 22.12.1993 г. является памятником архитектуры регионального значения.

Рис. 2. Наличник дома. Фотография июня 2013 г.

Рис. 3. План подвала, отрисовка автора с плана 1949 г.

Рис. 4. План первого этажа, отрисовка автора с плана 1949 г.

Рис. 5. План второго этажа, отрисовка автора с плана 1949 г.

Список использованных источников

1. Анкист М., Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн 1880-1917 гг. — М.: Внеш-сигма, 1997.

2. Борисова Б.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. — М.: Наука, 1971. — С. 5-14, 143.

3. Герасимов А.П. Стилевые особенности деревянной архитектуры Томска второй половины XIX — начала XX в. // История и культура Томской области. — Томск, 1998. — С. 101-107.

4. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986.

5. Старикова Г.Н. История названия Томских улиц. — Томск: DN Print, 2004. — С. 317-321

6. Тарасова Ю.И. Развитие архитектурно-пространственной структуры сибирского доходного дома // Региональные архитектурно-художественные школы. — 2013. — №1. — С. 314-318.

7. Государственный архив Томской области. Ф. 233. Оп. 4. Д. 2057.

УДК 728.03 ББК 85.113

Е.З. Гончарова, г. Барнаул Научный руководитель В.А. Скубневский

Еврейские традиции в архитектуре жилых домов купцов-иудеев г. Новониколаевска в начале XX в.

Аннотация

В статье рассматривается один из способов визуальной репрезентации этноконфессиональной принадлежности еврейских предпринимателей в пространстве города Новониколаевска в начале XX в. на основании анализа принадлежавших им архитектурных сооружений. Сибирские евреи-предприниматели, несмотря на интенсивный процесс аккультурации, находили возможность маркирования городского пространства, возводили жилые дома, исходя их норм, предписанных иудаизмом.

Ключевые слова: урбанизация, архитектура, аккультурация, иудаизм, купцы-иудеи.

На рубеже XIX-XX вв. в Российской империи не было другого города, чьи темпы роста могли сравниться с развитием Новониколаевска. Если в 1896 г. в Новониколаевском поселке насчитывалось 5 тыс. жителей, то в 1910 г. его население составило 52.695 чел., а в 1913 г. только город без учета пригородов насчитывал 86 тыс. чел. В этой связи новониколаевский городской голова Жернаков не без удовольствия упоминал о том, что возглавляемый им город имел «кличку "американского"» [5, с. 1]. В декабре 1903 г. поселок был переименован в город с упрощенным городовым положением. В 1907 г., представляя министру внутренних дел ходатайство новониколаевских уполномоченных «о введении в этом городе городового положения в полном объеме», томский губернатор писал, что «по развитию общественной жизни ... городского бюджета ... занятий жителей и с ними развития торговли и промыслов, а равно в связи с этим и количеству дел по городскому хозяйству — г. Новониколаевск стоит несравненно выше г. Бийска и равняется г. Барнаулу» [10, л. 1 об.]. Уже в 1909 г. в Новониколаевске было введено полное городовое положение.

Необходимо своевременно заметить, что «сказочно быстрый» рост города Новониколаевска, возникшего в месте пересечения двух торговых путей — реки Оби и строившейся Великой сибир-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.