Научная статья на тему 'Угрозы социального развития младших школьников в различных микросредах жизнедеятельности* * исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», проект № 110601065а'

Угрозы социального развития младших школьников в различных микросредах жизнедеятельности* * исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», проект № 110601065а Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
485
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / МИКРОСРЕДА / SOCIAL DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN / THREATS OF SOCIAL DEVELOPMENT / MICRO ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Елена Викторовна

В статье представлены результаты экспериментального исследования угроз социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в различных микросредах жизнедеятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы социального развития младших школьников в различных микросредах жизнедеятельности* * исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», проект № 110601065а»

2. Письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г.

№ 14-52-988ин/13 «О направлении методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах». -иКЪ: http://magister.marketing.rea.ru/ibs/Russian/maincata-

^ /Studying/mater/Letter.htm

3. Шутикова, М.И. Структурно-функциональная модель и автоматизированная информационная система организации учебного процесса вуза / М.И. Шутикова, М.А. Суеткина // Череповецкие научные чтения. Ч. 3. Технические, естественные и экономические науки. - 2010. -С. 140 - 143.

4. Шутикова, М.И. Кредитно-модульная система учебного процесса в вузе на основе информационно-коммуникационного сопровождения / М.И. Шутикова, И.А. Чес-нокова, М.А. Суеткина. - Череповец, 2011.

5. Шутикова, М.И. Информационно-коммуникационная поддержка кредитно-модульной организации учебного процесса / М.И. Шутикова, М.А. Суеткина // Научная мысль: ежеквартальный науч.-метод. журн. / Филиал ФГБОУ ВПО «Санк-Петербургский государственный ин-женерно-зкономический университет» в Череповце. -2011. - № 1. - С. 44 - 47.

УДК 316.614.6

Е.В. Яковлева

УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСРЕДАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», проект № 110601065а

В статье представлены результаты экспериментального исследования угроз социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в различных микросредах жизнедеятельности детей.

Социальное развитие младших школьников, угрозы социального развития, микросреда.

The article presents the results of an experimental research of threats of social development of junior schoolchildren allowing to define the list of the most dangerous factors in different micro environment of children’s vital activity.

Social development of younger schoolchildren, threats of social development, micro environment.

Становление личности человека, формирование его основных социальных и индивидуальноличностных качеств в основном происходит в детстве. Под социальным становлением личности понимают «процесс и результат успешного формирования положительного социального опыта» [1]. Социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе приобретения этого опыта, с одной стороны, происходит усвоение детьми правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного «Я» ребенка, его индивидуальности и неповторимости, одновременной определенной независимости от социума и способности гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальный опыт ребенка является результатом социализации, воспитания и самовоспитания. В процессе социального развития ребенок проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, к социально ответственному поведению.

Социальное развитие младшего школьника обеспечивает ребенка научно-практическим опытом познания окружающей действительности и самого себя, формирует целостную картину мира. Младший школьный возраст характеризуется принципиальным

изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой и семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка - это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого, но и для его семьи, для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время; он имеет право на отдых, на досуг, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми, прежде всего учителем, родителями, ор-

ганизует поведение ребенка: он считается с их мнениями и оценками, старается выполнять правила поведения [2].

В процессе социализации ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт. Для формирования и становления полноценной личности ребенка должны быть созданы благоприятные условия. Одним из базовых условий обеспечения социального развития личности ребенка младшего школьного возраста выступает социальная безопасность. Социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей воспитанников.

Однако нестабильные социально-экономические явления и процессы, создают трудности для реализации социальными институтами политики по защите детей, несут в себе разного рода угрозы. Понятие «угроза» в словаре С.И. Ожегова трактуется как возможная опасность. Угрозы социального развития детей - это совокупность факторов и условий, представляющих опасность жизненно важным интересам детей. Угрозы социального развития ребенка концентрируются в микросреде. Микросреда - объективная социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни и практической деятельности.

Для младшего школьника наиболее важными с точки зрения социального развития являются микросреда семьи, детского (школьного) коллектива, дворовая компания.

С целью выявления угроз социального развития детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование. Исследование

реализовано в рамках научно-исследовательского проекта «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности» и поддержано грантом Российского гуманитарного научного фонда. Базой исследования явились МОУ СОШ № 1,12, МОУ НОШ № 43 г. Череповца. При проведении исследования были изучены угрозы социального развития детей младшего школьного возраста. Выборка составила 57 человек, из них 27 девочек и 30 мальчиков (2-й класс, 8 лет). Обследовались дети из полных благополучных семей.

Методика исследования была разработана научным коллективом, работающим в рамках научноисследовательского проекта, и включала в себя 20 вопросов закрытого и открытого типов. Вопросы позволяли определить отношение детей младшего школьного возраста к тем или иным факторам микросреды жизнедеятельности и были нацелены на выявление субъективной оценки выраженности угрозы социального развития в семье, школе и дворовой компании. Исследование обучающихся осуществлялось с помощью индивидуальной беседы. При этом создавались условия, располагающие детей к искренности. Методика предусматривала добровольность участия детей, анонимность их ответов, личностные доверительные отношения экспериментатора

и обучающихся. Наблюдения и беседы под нашим руководством проводили студенты 5-го курса очного отделения ЧГУ специальности «Педагогика и методика начального образования» во время их педагогической практики в школе.

При исследовании семьи как возможного источника угроз социального развития детей изучался субъективный порог восприимчивости определенных факторов семейной ситуации и семейных отношений. На основе полученных результатов выявлены типологические варианты субъективной оценки угроз социального развития младших школьников (см. табл. 1).

Таблица 1

Выраженность субъективного восприятия семьи как источника угроз социального развития младших школьников

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы Количество выборов младших школьников, %

Распад семьи как фактор эмоционального неблагополучия 100

Распад семьи как фактор потери статуса и дружеских отношений 44

Несоответствие социальным требованиям семьи 76

Потеря постоянства пространственного континуума семьи 86

Наказание и насилие в семье как фактор, провоцирующий агрессию ребенка по отношению к окружающим 48

Появление братьев и сестер как фактор эмоционального неблагополучия 10

Примечание. Указано количество свободных предпочтений в группе.

Наиболее травмирующую ситуацию для детей этого возраста создают распад семьи и переезд семьи на новое место жительства. Эти факторы становятся источником стрессовых переживаний, эмоционального и социального неблагополучия, что в конечном счете может негативно сказаться на социальном развитии младших школьников. Полученные данные свидетельствуют о том, что практически для половины детей развод родителей не только провоцирует стресс, негативные эмоциональные переживания, но и является источником потери статуса в коллективе сверстников, возможной причиной потери дружеских отношений в детском коллективе.

Большую тревогу взывает у детей и ситуация несоответствия социальным требованиям семьи. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, не так, как нужно. Так, среди факторов, мешающих проявлять заботу о близких людях (членах семьи), младшими школьниками были названы: недоверие со стороны родителей (25 %), отсутствие необходимых умений - 23 %, отсутствие похвалы со стороны родителей - 14 %, лень - 10 %. Наличие

этих страхов свидетельствует о нарастающей социальной активности младших школьников, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности.

Около 70 % младших школьников отметили, что боятся наказаний со стороны родителей, по мнению 48 % обучающихся семейное насилие, наказание не только травмирует самого ребенка, но и провоцирует у него агрессию по отношению к окружающим, асоциальное и антисоциальное поведение.

А вот появление в семье братьев и сестер младшими школьниками не воспринимается как угрожающий фактор. Наоборот, это вызывает у большинства детей положительные эмоции, радость, так как, по мнению школьников, с появлением брата или сестры будет «интереснее», «веселее», «будем вместе играть».

Определенный интерес представляют данные, полученные относительно того, что именно в пространственном континууме семьи значимо для младших школьников. Оказалось, что для детей довольно большой вес имеют материальные явления: игрушки (для 87 % школьников), мебель и вещи из квартиры (55 %), школьные принадлежности (32 %), компьютер (28 %), одежда (18 %). В некоторых ответах младших школьников звучала тревога о том, что переезд не только изменит привычный порядок вещей, но и затруднит контакты с окружающими людьми, прежде всего друзьями по старому месту жительства (42 %), с членами семьи (например, «далеко будет добираться бабушке») (6 %), создаст неудобство домашним животным («долго будут привыкать к новой обстановке») (3 %), что свидетельствует о значимости сферы общения для детей, а потеря социальных контактов рассматривается ими как угроза эмоциональному и социальному благополучию. Около 10 % младших школьников отметили, что им неважно, где они будут жить, главное - вместе с родителями.

28 % детей высказали опасение, что переезд значительно увеличит расстояние до школы, что может привести к нарушению социальных требований (к опозданиям на уроки). В данном случае мы опять встречаемся с разновидностью страха «быть не тем», т. е. страх не успеть, услышать порицание, более широко - страх социального несоответствия и непринятия.

Таким образом, угрозу социальному развитию младших школьников в семье составляют страх потерять родителей (при распаде семьи), изменение места жительства, несущее потери социальных контактов с родственниками, друзьями и изменение окружающих ребенка материальных вещей, страх несоответствия общепринятым нормам.

В исследовании также были изучены и проанализированы источники угроз социального развития, действующие на ребенка в детском коллективе школы. Результаты исследований представлены в табл. 2.

Наиболее травмирующими факторами, вызывающими психический дискомфорт и несущими угрозу социальному развитию младшего школьника, являются смена педагога и несоответствие школь-

ным нормам и статусу ученика. И это вполне объяснимо, ведь для обучающихся начальной школы учитель выступает наиболее значимым взрослым, а учение - основным видом деятельности ребенка. Младшие школьники любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, что он учит. Кроме того, они хотят, чтобы учитель был требователен, но справедлив. Стремление к положительным взаимоотношениям с педагогом организует поведение младшего школьника: дети считаются с его мнением и оценками, стараются выполнять правила поведения. Смена учителя, влекущая за собой изменение в стиле взаимоотношений между ребенком и педагогом, а порой и изменения в требованиях и оценках, переживается младшим школьником особенно тяжело и может нанести урон социальному развитию. Выраженность страха «не соответствовать школьным требованиям» также не случайна, младшие школьники активно усваивают социальные нормы, подвержены чувству вины и достаточно критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Таблица 2

Выраженность субъективного восприятия младшими школьниками детского школьного коллектива как источника угроз социального развития

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы Количество выборов младших школьников, %

Смена детского коллектива как угроза потери дружеских отношений 58

Смена педагога как фактор эмоционального неблагополучия 88

Наказания и насилие в детском коллективе как фактор, провоцирующий агрессию ребенка по отношению к окружающим 48

Негативное отношение окружающих (учителя) как фактор эмоционального неблагополучия 44

Несоответствие социальным требованиям 85

Примечание. Указано количество свободных предпочтений в группе.

Другим опасным источником социального развития младших школьников является недоброжелательное отношение окружающих, в первую очередь учителя и одноклассников. Негативные оценки педагога рассматриваются каждым вторым ребенком как крайне травмирующая ситуация, отрицательно влияющая на эмоциональное благополучие. При этом на помощь родителей в установлении контактов с учителем рассчитывают 70 % детей, а 25 % детей считают, что ухудшение отношений с учителем повлечет за собой и ухудшение взаимоотношений с родителями («будут ругать»).

Для 58 % детей угрозу несет и смена детского коллектива, влекущая за собой потерю дружеских отношений, статуса в межличностных отношениях, а

около 30 % младших школьников не хотят менять класс ни при каких обстоятельствах. Проанализируем, что именно пугает детей, что, по их мнению, может помешать построению нормальных взаимоотношений со сверстниками в классном коллективе. В ряде случаев этот страх вызван боязнью конфликтов со сверстниками, проявлений физической агрессии с их стороны на новом месте (84 % младших школьников указали на этот фактор), пониманием того, что в другом классе уже произошло «распределение сил» внутри него и потребуется немало усилий, чтобы завоевать уважение и доверие новых одноклассников. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных детей. Причем вину за плохие отношения со сверстниками младшие школьники в основном перекладывают на других. Собственную вину в ссорах и размолвках с одноклассниками признают лишь 20 % младших школьников. Значимы для младших школьников и собственные эмоциональные переживания - стеснение, волнение, неуверенность в себе, страх (62 %). Ведь большинство младших школьников мечтают о школьных достижениях, которые были бы замечены учителями, одноклассниками, родителями. При смене детского коллектива дети также боятся трудностей в учебе (44 %).

В современной начальной школе достаточно распространенной и популярной стала групповая форма организации обучения младших школьников, назначение которой состоит не только в повышении познавательного интереса детей, их обученности, но и в формировании умения сотрудничать, взаимодействовать. Однако исследование показало, что подавляющим большинством младших школьников данная форма работы воспринимается как угроза, вызывающая тревожность и негативные эмоциональные переживания. Только 8 % детей относятся к такой организации учебной деятельности положительно. Работая в группе, дети больше всего боятся:

- плохого отношения к себе одноклассников (42 %),

- негативной оценки работы группы со стороны учителя (26 %),

- ошибиться и тем самым подвести группу (25 %)

- несправедливого распределения обязанностей в группе (20 %),

- перемены учебного места (парты) (14 %).

Попутно отметим, что неудачи ребенка в других

детских коллективах (в спортивной секции, музыкальной или художественной школе и т. п.) не воспринимаются младшими школьниками как угрозы и имеют низкую значимость. Только 12 % детей считают, что отсутствие успехов в этих образовательных учреждениях повлечет за собой негативные последствия в отношениях с другими детьми. Это объясняется доминантой учебной деятельности в жизни младших школьников.

Таким образом, наибольшую угрозу социального развития младших школьников в классном коллективе составляют смена педагога, смена детского коллектива, страх критики со стороны учителя и одноклассников, собственно школьные проблемы, связанные с учебной деятельностью.

Проанализируем угрозы социального развития младших школьников, действующие в дворовой компании (см. табл. 3).

Таблица 3

Угрозы социального развития детей младшего школьного возраста, действующие в дворовой компании

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы Количество выборов младших школьников, %

Негативное отношение дворовой группы как фактор эмоционального неблагополучия 81

Трудности налаживания контактов с дворовой группой 62

Незнакомые дети во дворе как источник эмоционального неблагополучия 49

Социум как источник безопасности, защиты от угрозы 91

Примечание. Указано количество свободных предпочтений в группе.

Дворовая компания, возникающая на основе общности места жительства, субъективно представляет опасность для социального развития 81 % младших школьников. Наибольшую опасность при этом представляют трудности налаживания контактов со сверстниками и наличие незнакомых детей во дворе, младшие школьники уверены, что они будут демонстрировать враждебное отношение. Однако эту ситуацию дети не воспринимают как безвыходную, поэтому можно говорить о том, что в целом дворовое сообщество воспринимается детьми как социализирующая среда. Около половины младших школьников ответили, что в ситуации нескладывающихся отношений с детьми во дворе они будут искать себе новых друзей. Около 40 % детей готовы пойти на уступки («помирюсь», «подружусь»). Только 4 % школьников отметили, что они готовы идти на открытый конфликт со сверстниками, а 6 % - предпочтут скрыться от всех дома и проводить время в одиночестве.

Уточним перечень угроз, мешающих, по мнению младших школьников, их общению с другими детьми во дворе. Первую группу угроз составляют отрицательные качества личности сверстников: жадность и неумение делиться (33 %), неумение выслушать и помочь (26 %), агрессивность и драчливость (18 %). Вторую группу составляют собственные эмоции (страх, неуверенность, волнение) (15 % детей). В третью группу вошли угрозы, связанные с семьей и семейными взаимоотношениями. Так, по мнению младших школьников, общение со сверстниками во дворе затрудняют: материальная обеспеченность семьи (26 %), запреты родители на общение и дружбу с кем-либо из сверстников (20 %), неполная семья (10 %), плохие взаимоотношения ребенка с родителями (15 %). Отметим также, что для 15 % детей препятствием для общения является другая национальность сверстника.

Исследование показало, что большинству младших школьников (91 %) присуща вера в то, что окружающие взрослые (соседи и даже незнакомые люди) смогут помочь им в случае опасности. Между тем на вопрос о том, помогли бы вы незнакомому взрослому на улице, большинство детей ответили отрицательно. Свой выбор младшие школьники объяснили тем, что такой поступок будет негативно оценен со стороны родителей (51 %). Кроме того, половина детей испытывают страх перед незнакомым взрослым (49 %).

Таким образом, наибольшую угрозу социального развития младших школьников в дворовой компании составляет страх, вызванный конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Отношение к незнакомому взрослому человеку у младших школьников противоречиво: с одной стороны, страх, с другой - надежда на оказание помощи в случае необходимости.

Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что в целом полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне угроз социального развития детей в указанных микросредах. Общей чертой кризисных реакций младшего школьника является потеря им чувства защищенности, вы-

званная тревожной, напряженной обстановкой в семье, общением с незнакомыми сверстниками, новым учителем в школе, сменой места жительства и неприязненным отношением окружающих.

Для социального развития младшего школьника крайне важны его эмоциональные связи с родителями, учителем, сверстниками. Эти связи создают для ребенка базу безопасности, опираясь на которую, он может расширять свой окружающий мир. Нарушение эмоциональных контактов со значимыми людьми приводит к снижению чувства защищенности, к отклонениям в поведении и нарушению психического здоровья детей. Отсутствие таких связей препятствует развитию более поздних эмоциональных привязанностей, лишает ребенка опоры в преодолении тревоги и стресса.

Литература

1. Безопасность развития личности в процессе социализации: словарь-справ. / под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. - Череповец, 2010.

2. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности / В.С. Мухина. - М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.