Научная статья на тему 'Угрозы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте* *исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 11-06-01065а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»'

Угрозы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте* *исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 11-06-01065а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
391
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОДРОСТКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ / МИКРОСРЕДА / SOCIAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILDREN / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / TEENAGERS / LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / THREATS OF DEVELOPMENT / MICRO ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

В статье представлены результаты экспериментального исследования угроз социального развития дошкольников, младших школьников и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Представленные данные позволяют определить перечень наиболее опасных факторов микросреды жизнедеятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте* *исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 11-06-01065а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376.3

О.А. Денисова, О.Л. Леханова

УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ, МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ*

*Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 11-06-01065а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»

В статье представлены результаты экспериментального исследования угроз социального развития дошкольников, младших школьников и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Представленные данные позволяют определить перечень наиболее опасных факторов микросреды жизнедеятельности детей.

Социальное развитие, дошкольники, младшие школьники, подростки, ограниченные возможности здоровья, угрозы развития, микросреда.

The article presents the results of the research of threats of social development of preschool children and junior schoolchildren and teenagers with limited possibilities of health. The presented data allows to define the list of the most dangerous factors of micro environment of children’s vital activity.

Social development, preschool children, junior schoolchildren, teenagers, limited possibilities of health, threats of development, micro environment.

Социальное развитие детей, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, ее качественными и количественными характеристиками. Институтами первичной социализации ребенка являются семья и образовательное учреждение. Значимые взрослые (родители, близкие родственники, педагоги) и референтная детская группа оказывают наибольшее влияние на эффективность усвоения ребенком социальных норм и умений, на общую адаптированность личности, на ее предпочтения, поведение, образ жизни, социальную идентичность.

Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социального развития детей. В связи с этим возникает особый социокультурный статус ребенка с психофизическими недостатками. Общая закономерность развития детей с ОВЗ заключается в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.

Согласно подходу Л.С. Выготского [1], сам дефект не осложняет социальное развитие, но провоцирует возникновение «социального вывиха», приводящего к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка. Факторы микросреды жизнедеятельности либо усиливают негативное воздействие психофизического недостатка, либо определяют благоприятную для развития социальную ситуацию. Выраженность угроз социального развития ребенка напрямую связана с субъективным отношением детей к определенным факторам микросреды жизнедеятельности. Эти факторы приобретают личностный смысл и позволяют ранжировать уг-

розы социального развития по степени их опасности.

С целью выявления угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Исследование реализовано в рамках научно-исследовательского проекта «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности» и поддержано грантом Российского гуманитарного научного фонда. Эксперимент реализован на базе компенсирующих групп для детей с ЗПР МДОУ комбинированного вида № 131 и на базе 1 - 7-х классов коррекционно-развивающего обучения МСОУШ № 13 и 30 г. Череповца. При проведении исследования изучены угрозы социального развития детей с ОВЗ трех возрастных групп: дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Совокупная выборка составила 150 детей (по 50 детей в каждой возрастной группе). С целью унификации условий эксперимента, для исследования были выбраны дети из полных семей, находящиеся в детском коллективе длительное время и не переживающие воздействие нетипичных микросредовых факторов. Методика исследования разработана научным коллективом, работающим в рамках научно-исследовательского проекта, она включала 20 вопросов закрытого и открытого типов. Вопросы позволяли определять отношение детей к тем или иным факторам микросреды жизнедеятельности и были нацелены на выявление субъективной оценки выраженности угрозы социального развития в семье, в образовательном учреждении и дворовой компании. Во время проведения опроса эксперимен-

татор при необходимости пояснял вопросы, добиваясь осмысленного, личностно-значимого ответа.

При исследовании семьи как возможного источника угроз социального развития детей был изучен субъективный порог восприимчивости определенных факторов семейной ситуации и семейных отношений (см. табл. 1).

В представленном материале отражены типологические и возрастные варианты субъективной оценки угроз социального развития детей с ОВЗ. Для всех возрастов распад семьи, развод родителей и переезд семьи на новое место жительства является тяжелой, травмирующей ситуацией. Это может стать источником стрессовых переживаний, эмоционального и социального неблагополучия, что в конечном счете может нанести существенный урон социальному развитию детей с ОВЗ. Для подростков с ОВЗ распад семьи - не только тяжелый эмоциональный факт, но и источник потери статуса в коллективе сверстников, возможная причина потери дружеских отношений и симпатий в детском коллективе. С точки зрения угроз социальному развитию, наказание и насилие в семье, а также появление в ней сиблингов не столь значимы для детей с ОВЗ. Причем, по мнению подростков, семейное насилие редко провоцирует появление у ребенка вариантов асоциального или антисоциального поведения. Младшие школьники практически не воспринимают появление в семье братьев и сестер как угрожающий фактор. Для них это, скорее, радостное, чем угрожающее событие, что, в принципе, соотносится с возрастными тенденциями.

Любопытны данные относительно того, что именно в пространственном континууме семьи значимо для детей с ОВЗ (рис. 1).

Таблица 1

Выраженность субъективного восприятия семьи как источника угроз социального развития (в %)

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы До- школьники (6 - 7 лет) Младшие школьники (7 - 10 лет) Подростки (10 -13 лет) Сред- нее значе- ние

Распад семьи как фактор эмоционального неблагополучия 100 96 100 98,7

Распад семьи как фактор потери статуса и дружеских отношений 54 44 81 59,7

Потеря постоянства пространственного континуума семьи 94 96 86 92,0

Наказания и насилие в семье как фактор, провоцирующий агрессию ребенка по отношению к окружающим 48 36 38 40,7

Появление сестер и братьев как фактор эмоционального неблагополучия 20 4 15 13,0

Рис. 1. Значимые для социального развития детей с ОВЗ факторы семейного (домашнего)

пространственного континуума:

Как видно из рис. 1, наполнение пространства семьи значимыми факторами существенно различается в возрастных выборках. Так, для дошкольников и младших школьников наиболее важны игрушки, для подростков - мебель, вещи и школьные принадлежности. Для дошкольников значимыми являются компьютер и диски с мультфильмами, для младших школьников - кровать, домашние животные, одежда и школьные принадлежности. 24 % подростков считают значимыми факторами компьютер, животных, членов семьи и друзей. Крайне тревожны тенденции, выявленные в результате свободного опроса детей. Ориентированность на мир вещей в ущерб миру людей, большая значимость предметных источников отдыха и удовольствия, чем социальных, должны вызывать тревогу и опасения как признаки ограниченности социально-коммуникативных потребностей детей с ОВЗ.

Помимо выделенных, были изучены и проанализированы источники угроз социального развития, действующие на ребенка в детском коллективе школы или дошкольного образовательного учреждения (см. табл. 2).

Самым опасным источником угроз социального развития детей с ОВЗ является негативное, недоброжелательное отношение к ним окружающих. Ситуация, при которой ребенка считают плохим, относятся к нему скверно, является травмирующей и, по мнению детей, может серьезно навредить их благополучию. Причем чем старше становится ребенок, тем большую угрозу представляет этот фактор. Не менее важна для детей стабильность педагогического состава. Приход нового педагога, потеря сложившихся (даже не вполне успешных) отношений с учителем или воспитателем переживается детьми с ОВЗ очень тяжело и может нанести серьезный вред. Подчеркнем, что данный фактор оказался наиболее значимым для подростков. Согласно представленным данным, 42 ребенка из 50 (84 %) воспринимают незнакомый коллектив сверстников как источник враждебного, неприязненного отношения, что относится

к субъективным факторам угроз социальному развитию детей с ОВЗ. Для дошкольников угроза неприятия также значима (56 %). Для младших школьников значимыми (50 % и более) являются плохие оценки. Для подростков с ОВЗ значимой угрозой является и смена детского коллектива. Проанализируем, что именно пугает детей в данном случае (рис. 2).

Таблица 2

Выраженность субъективного восприятия детского коллектива как источника угроз социального развития (в %)

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы До-школьники (6 - 7 лет) Млад шие школь ники (7 - 10 лет) Под- рост- ки (10- 13 лет) Сред- нее значе- ние

Смена детского коллектива как угроза потери дружеских отношений 8 18 88 38,0

Смена педагога как фактор эмоционального неблагополучия 80 86 82 82,7

Наказания и насилие в детском коллективе как фактор, провоцирующий агрессию ребенка по отношению к окружающим 54 44 46 48,0

Негативное отношение окружающих как фактор эмоционального неблагополучия 80 82 96 86,0

Рис. 2. Значимые для социального развития детей с ОВЗ факторы пространственного континуума образовательного учреждения:

■ дошкольники (6 - 7 пет);

- подростки (10 - 13 лет)

- младшие школьники (7-10 лет);

Как видно из рис. 2, дошкольников в детском саду больше всего могут напугать страшные игрушки или ситуации, при которых физическому существованию детей что-то угрожает. Для младших школьников самая опасная ситуация - получение плохой оценки. Далее важным фактором является угроза неприятия со стороны детей. Для младших школьников значимы и собственные эмоции стеснения. Это, по их мнению, может серьезно помешать нормальной жизни в коллективе сверстников. Для подростков с ОВЗ имеет значение один генеральный фактор

- непонимание, неприятие со стороны сверстников. Все остальные угрозы в коллективе образовательного учреждения воспринимаются как незначимые.

Выделим угрозы социального развития детей с ОВЗ, действующие в дворовой компании (табл. 3).

Таблица 3

Выраженность субъективного восприятия дворовой группы как источника угроз социального развития (в %)

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы Дошколь- ники (6 - 7 лет) Младшие школьники (7 - 10 лет) Подростки (10 - 13 лет) Среднее значе- ние

Негативное отношение дворовой группы как фактор эмоционального неблагополучия 34 80 66 60,0

Трудности налаживания контактов с дворовой группой 34 58 74 55,3

Незнакомые дети во дворе как источник эмоционального неблагополучия 80 26 78 61,3

Социум как источник безопасности, защиты от угрозы 74 94 88 85,3

В целом дворовая компания и территориальное сообщество, возникающее на основе общности места жительства, субъективно представляют опасность для социального развития примерно 65 % детей с ОВЗ. Для подростков наибольшую опасность представляют незнакомые сверстники. Дети считают, что они будут демонстрировать враждебное, неприязненное отношение. Причем, по мнению 88 % подростков, в случае опасности, беды можно надеяться на помощь посторонних взрослых людей или товарищей. Подростки с ОВЗ считают, что незнакомые взрослые, соседи могут спасти их от вероятной беды. Младшие школьники с ОВЗ (94 %) еще больше верят в окружающих и надеются на их помощь. Дошкольники меньше всех верят в доброту незнакомых

взрослых, и незнакомые дети во дворе представляют для них серьезную угрозу. Вообще, если сравнить семью, детский коллектив в школе (ДОУ) и дворовое сообщество по степени субъективной опасности, то наибольшим источником угроз, по мнению детей, является дворовая компания (65 %), далее, согласно рейтингу, детский коллектив в образовательном учреждении (63,9 %) и семья (60,8 %, т.е. последнее место). Но все эти показатели превышают 50 %-ный барьер, что говорит о высоком уровне угроз социального развития детей в указанных средах. Укажем перечень угроз, которые дети с ОВЗ называют источником опасности для их социального, а нередко и физического существования во дворе (рис. 3).

Как видно из рис. 3, дети с ОВЗ наиболее часто определяют в качестве опасности во дворе физический источник, угрожающий их жизни и здоровью. Для дошкольников двор - это что-то сродни сказочному пространству или медиапространству. Во дворе водятся чудовища, сказочные существа, маньяки, бандиты, злые дети, кусачие собаки, опасные игрушки и пролегают коварные пути-дорожки. Младшие школьники с ОВЗ тоже боятся бандитов и злых собак, но в целом воспринимают дворовую территорию более реалистично. Они определяют как достаточно опасное явление машины, риск насильственной потери имущества и киднепинг. Подростки более сдержанно воспринимают все угрозы. Для них сверстники, прекращение общения с ними и риск потери имущества не являются угрозой. В целом дворовое сообщество не воспринимается детьми с ОВЗ как социализирующая среда.

Попытки оценить рефлексируемые социальные качества, которые мешают полноценному и гармоничному социальному развитию детей, оказались малоинформативными. В большинстве случаев дети (особенно это касается дошкольников), считают, что они достаточно уверены, самостоятельны, активны и инициативны. Им ничто или практически ничто не мешает проявлять эти качества. Наиболее выраженными источниками, которые мешают проявлять социальные качества, дошкольники с ОВЗ считают других детей, младшие школьники - стеснительность и лень, подростки - лень. Нарастание фактора инактивности, нежелание что-то делать для социального развития может быть расценено как дополнительный внутриличностный источник угроз социального развития детей с ОВЗ.

Таким образом, в проведенном исследовании выявлены угрозы социального развития детей с ОВЗ, действующие в семье, в группе сверстников и в дворовой компании. Также уточнен и конкретизирован перечень угроз, действующих в указанных сферах жизнедеятельности детей. Наибольшую опасность для детей с ОВЗ представляют: распад семьи, смена места жительства и неприязненное отношение окружающих. Данные факторы воспринимаются и оцениваются как наибольший источник угроз.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

о%

о.

■тз

Рис. 3. Значимые для социального развития детей с ОВЗ угрозы дворового сообщества:

- дошкольники (6-7 лет); - младшие школьники (7 - 10 лет);

- подростки (10- 13 лет)

Литература

1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2003.

УДК 37.016:002

В.А. Касторнова, А. Ф. Касторнов

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В настоящей работе представлен опыт организации и проведения мероприятий, направленных на реализацию перехода школьного образования на новые образовательные стандарты с точки зрения обеспечения образовательных программ. Показан опыт работы кафедры прикладной информатики ЧГУ с учителями Вологодской области по внедрению средств ИКТ в современное образовательное учреждение путем проведения научно-практических конференций по этой тематике.

Образовательный стандарт, основная образовательная программа, ИКТ-компетентность, образовательное пространство, информационно-образовательная среда образовательного учреждения, информационно-методическая поддержка образовательного процесса, информационное рабочее место, электронная (цифровая) школа, дистанционное обучение.

The article considers the experience of organization and holding the events aimed at transition of school education on new educational standards from the point of view of the provision of educational programs. The paper presents the experience of the department of applied information theory of Cherepovets state university with the teachers of Vologda region on introducing the means of ICT into contemporary educational institution by carrying out scientific-practical conferences on this subject.

Educational standard, main educational program, ICT-competence, educational environment, information-educational environment of educational institution, information and methodological support of educational process, information working place, electronic (digital) school, distance learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.