Научная статья на тему 'УГРОЗЫ МОРСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В ПРИБРЕЖНЫХ РЕГИОНАХ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ'

УГРОЗЫ МОРСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В ПРИБРЕЖНЫХ РЕГИОНАХ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
НЕЗАКОННОЕ ВООРУЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / НАРКОТРАФИК / МОРСКОЙ ТЕРРОРИЗМ / ПИРАТСТВО / МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ / ILLEGAL ARMED FORMATION / DRUG TRAFFICKING / SEA TERRORISM / PIRACY / STRAIT OF MOLUCCA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михлин Александр Александрович, Молочный Вячеслав Вячеславович, Баландин Владислав Александрович, Охремчук Сергей Николаевич, Коэметс Тоомас Мартович

Анализируются угрозы морской экономической деятельности России в прибрежных регионах Индийского океана и Юго-Восточной Азии (ЮВА), связанные с терроризмом, пиратством, наркоторговлей и другой противоправной деятельностью незаконных вооруженных формирований (НВФ). Предлагаются меры по повышению эффективности применения Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации (РФ) в интересах обеспечения безопасности мореплавания в данных районах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO RUSSIA’S MARITIME ECONOMIC ACTIVITY IN THE COASTAL AREAS OF THE INDIAN OCEAN AND SOUTHEAST ASIA

The paper analyzes threats to Russia’s maritime economic activity in the coastal areas of the Indian Ocean and Southeast Asia related to terrorism, piracy, drug trafficking and other unlawful acts by illegal armed formations (IAF). It also suggests measures to improve the efficiency of RF Navy employment in the interests of rendering navigation safe in these areas.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ МОРСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В ПРИБРЕЖНЫХ РЕГИОНАХ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ»

Угрозы морской экономической деятельности России в прибрежных регионах Индийского океана и Юго-Восточной Азии

АЛ. МИШИН Капитан 1 ранга В.В. МОЛОЧНЫЙ Капитан 1 ранга С.Н. ОХРЕМЧУК Капитан 2 ранга В.А. БАЛАНДИН Капитан 3 ранга Т.М. КОЭМЕТС

АННОТАЦИЯ

Анализируются угрозы морской экономической деятельности России в прибрежных регионах Индийского океана и Юго-Восточной Азии (ЮВА), связанные с терроризмом, пиратством, наркоторговлей и другой противоправной деятельностью незаконных вооруженных формирований (НВФ). Предлагаются меры по повышению эффективности применения Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации (РФ) в интересах обеспечения безопасности мореплавания в данных районах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Незаконное вооруженное формирование, наркотрафик, морской терроризм, пиратство, Малаккский пролив.

ABSTRACT

The paper analyzes threats to Russia's maritime economic activity in the coastal areas of the Indian Ocean and Southeast Asia related to terrorism, piracy, drug trafficking and other unlawful acts by illegal armed formations (IAF). It also suggests measures to improve the efficiency of RF Navy employment in the interests of rendering navigation safe in these areas.

KEYWORDS

Illegal armed formation; drug trafficking; sea terrorism; piracy; Strait of Molucca.

АНАЛИЗ событий первых десятилетий XXI века свидетельствует о том, что традиционные военные конфликты, в которых участвуют регулярные вооруженные силы (ВС) отдельных государств или их коалиций, под мощным воздействием новых вызовов и угроз (международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, морское пиратство и др.) постепенно трансформируются в вооруженные противоборства нового типа — когнитивные, смысловые (с использованием в том числе технологий нейролингвистического программирования), прокси- и гибридные войны1.

Соответственно меняется как характер военных действий, так и состав их участников. Вооруженное противоборство все чаще ведется в условиях отсутствия четко выраженных линий фронта и непосредственного соприкосновения с противником. В нем активно задействованы негосударственные, социальные, политические, религиозные акторы и, что особенно важно, транснациональные преступные группировки, нередко находящиеся в многолетних конфликтах с правительствами собственных стран и действующие уже не только в рамках одного государства, но и в рамках группы государств какого-либо региона.

Для достижения своих геополитических целей в том или ином районе планеты развитые государства, в первую очередь США, все чаще становятся инициаторами развязывания так называемых асимметричных войн, в которых в качестве мощного силового инструмента используются НВФ, тесно связанные с транснациональными преступными группировками, занимающимися морским разбоем, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми, нелегальной миграцией, рэкетом, проституцией и другими криминальными деяниями. Яркое тому подтверждение — действия косоварских бандитов из террористической организации «Армия освобождения Косово» в разгар бомбардировок силами НАТО Югославии (1999).

Можно утверждать, что транснациональная организованная преступность, являясь крупным теневым участником международных отношений XXI века, выходит на качественно новый, глобальный уровень, с легкостью преодолевая границы национальных государств и целых регионов, становится причиной развязывания локальных, региональных и между-

народных конфликтов (войн) различной интенсивности.

Относительно самого понятия «незаконное вооруженное формирование» в уголовно-правовой литературе высказываются различные точки зрения. Так, российский ученый В.В. Мальцев предлагает следующую формулировку данного термина: незаконное вооруженное формирование — неподконтрольная законному правительству воинская часть или близкая к ней по своим основным параметрам (численности боевиков, наличию оружия, дисциплине и подготовленности к ведению боевых действий) вооруженная организация. По его мнению, к НВФ можно отнести разного рода социал-экстремистские отряды, вооруженные организации партий, общественных движений, коммерческих структур и граждан, мафиозные объединения и банды при их многочисленности, достаточной вооруженности, организации и построении по военному образцу2.

Другой российский ученый Р.Х. Кубов также относит НВФ к разновидности преступной организации. По его мнению, это образование по типу воинского формирования, предполагающее структурность, иерархичность, устойчивость, и кроме того, состоящее из нескольких самостоятельных подразделений3.

Признаки, причины и условия, способствующие образованию НВФ, а также сферы их противоправной деятельности разнообразны, но есть и некоторые объединяющие характеристики (рис. 1).

Функционирование данных организованных преступных устойчивых структур, прикрывающихся в своей деятельности подчас религиозными и политическими лозунгами, — проявление преступного экстремизма. Характерная особенность групповой вооруженной преступности — тенденция к ее ро-

Незаконное вооруженное формирование — неподконтрольная законному правительству и организованная без соблюдения норм действующего законодательства воинская часть или близкая к ней по основным параметрам (численности боевиков, наличию оружия, дисциплине и подготовленности к ведению боевых действий) вооруженная преступная организация, предполагающая структурность, иерархичность, устойчивость и состоящая из нескольких самостоятельных подразделений.

ПРИЗНАКИ:

• большая численность боевиков (от нескольких сотен до нескольких тысяч человек);

• наличие подразделений, обладающих относительной самостоятельностью (отделений, отрядов, батальонов и т.п.) во главе с их руководителями;

• относительная устойчивость НВФ, проявляющаяся в более или менее длительном сроке существования, достаточно сильная сплоченность их членов;

• многонациональный состав боевиков вследствие вербовки значительного количества наемников и добровольцев из числа граждан иностранных государств, а также местных жителей;

• прохождение боевиками специальной военной и идеологической подготовки в учебных лагерях (центрах) под руководством опытных инструкторов, как правило, иностранцев;

• наличие международных связей с террористическими зарубежными организациями, получение от них финансовой и иной помощи

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ:

• обострение межнациональных отношений, сепаратизма и иных конфликтов;

• проявление нетерпимости на межэтнической и межконфессиональной почве, других негативных социальных явлений;

• серьезные столкновения по социально-политическим, экономическим, религиозным и расовым мотивам.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЮ:

• низкий уровень социально-экономического и политического развития той или иной страны (группы стран региона);

• рост конфликтов на межэтнической и межконфессиональной основе;

• коррумпированность власти, ее подверженность влиянию транснациональных корпораций, спецслужб иностранных государств и преступных организаций;

• недостаточная эффективность деятельности государственных структур и правоохранительных органов;

• наличие запрещенных видов деятельности, приносящих большие доходы;

• социальная напряженность в обществе, жизненная неустроенность большого числа граждан, низкий уровень жизни, безработица;

• недостаточный уровень культуры и правосознания, падение нравственности значительной части населения;

• расширение возможностей в доступе граждан к огнестрельному оружию

ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

• нахождение вне закона вследствие владения и использования огнестрельного оружия в преступных целях;

• использование насилия, диверсионно-террористических методов при осуществлении незаконной деятельности;

• вовлеченность в незаконный оборот наркотиков и др.

СФЕРЫ ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• терроризм, в том числе морской;

• морской разбой, пиратство, нарко- и работорговля;

• торговля оружием и боеприпасами;

• нелегальная миграция, рэкет, проституция и др.

Рис. 1. Признаки, причины и условия, способствующие образованию НВФ, сферы их противоправной деятельности и объединяющие характеристики

сту в количественном и качественном выражении в наиболее сложные и тяжелые периоды развития того или иного государства.

В последние десятилетия основную обеспокоенность вызывали и вызывают незаконный оборот наркотиков, оружия и боеприпасов, нелегальная миграция и торговля людьми, морское пиратство, терроризм, в том числе морской, что в значительной степени обусловлено быстрым сращиванием транснациональной организованной преступности, составным компонентом которой также являются НВФ, с новыми вызовами и угрозами XXI столетия.

Этому способствуют следующие основные предпосылки:

• распространяющаяся быстрыми темпами глобализация;

• резкое расслоение государств на очень богатых и очень бедных, очень сильных и очень слабых;

• растущее количество военных конфликтов различной интенсивности;

• отсутствие верховенства закона;

• развитие новых технологий и средств связи на глобальном уровне.

Необходимо также отметить, что в последнее время прослеживается устойчивая тенденция четкого разделения НВФ в ряде регионов мира по специфике совершаемых ими преступлений на сухопутные и морские и их тесной связи с различными транснациональными преступными синдикатами. Яркий пример этого — небезызвестная террористическая группировка ЬТТЕ (Тигры освобождения Тамил И лама).

Морские террористы, используя все более современные суда и боевые средства, стали переносить свои операции к берегам наиболее цивилизованных и развитых в военном и экономическом отношении государств, нередко вторгаясь в их территориальные воды, нанося вне-

запные удары в портах и на рейдах, провоцируя ВС этих государств на жесткие ответные действия. В настоящее время морской терроризм и пиратские действия охватывают все новые и новые регионы мира. Так, близость маршрутов транспортировки ценных товаров в страны, характеризующиеся слабостью государственного управления, становится существенным фактором появления современного пиратства в районе Африканского Рога.

В этом регионе достигнуты некоторые успехи в борьбе с экономической моделью пиратства, однако в последнее время участились нападения на суда в Гвинейском заливе у берегов Западной Африки. По данным Международного морского бюро (ММБ), с января по сентябрь 2018 года в мире зарегистрировано 156 пиратских нападений на суда по сравнению со 121 нападением за аналогичный период предыдущего года. Захвачено 107 судов и совершены 32 попытки захвата, обстреляно 13 судов и угнано 4. В Гвинейском заливе зафиксировано 57 нападений, 41 из которых произошло в территориальных водах Нигерии4. Всего с начала XXI века нападениям пиратов подверглись суда 62 стран мира в прибрежных водах 56 стран. Морским разбоем занимаются более 100 группировок. Учитывая столь высокий размах организованной преступности на море, пиратство отнесено к основным угрозам государственной и общественной безопасности РФ5.

Несмотря на кажущееся сходство характерных черт морского терроризма, морского разбоя и морского пиратства, у этих преступлений есть и существенные различия.

Морской терроризм подразумевает захват объектов морской экономической деятельности (буровых установок, платформ, рыболовецких, иных судов и др.), заложников,

Транснациональная организованная преступность, являясь крупным теневым участником международных отношений XXI века, выходит на качественно новый, глобальный уровень, преодолевая границы национальных государств и целых регионов, становится причиной

развязывания локальных, региональных и международных конфликтов (войн) различной интенсивности.

организацию терактов на судах. Экономического значения, флага и национальности не имеет, его основные задачи — оказание давления на правительства прибрежных государств в политических, религиозных и иных целях, парализация деятельности органов государственной власти, создание хаоса, что в конечном счете ведет к изменению международных отношений в том или ином регионе Мирового океана. Морские террористы широко афишируют творимое ими насилие, действуют дерзко и вызывающе.

Морской разбой — силовой захват судна, имущества и грузов с целью наживы. Осуществляется скрытно в территориальных водах того или иного государства, имеет национальность, вследствие чего данное преступление квалифицируется и преследуется по законам этого государства.

Морское пиратство — схожее с морским разбоем преступление, но, равно как и морской терроризм, не имеет национальности и флага, осуществляется в открытом море (нейтральных водах). Пираты действуют скрытно, ответственности за захват судна не берут, через посредников выходят на судовладельцев с требованием выкупа. По данным ММБ, с января по сентябрь 2018 года пиратами Гвинейского залива с целью

получения выкупа похищены 37 из 39 экипажей судов6.

География террористических актов, прокатившихся по всему миру в последние годы, позволяет утверждать, что ни одна отдельно взятая страна, ни один регион мира не застрахован от жестоких действий со стороны экстремистов и террористов всех мастей, в том числе входящих в НВФ.

В результате террористических актов, совершенных в разных частях планеты, погибли тысячи ни в чем не повинных мирных жителей. Некоторые из террористических организаций, действующих, например, на территории Индонезии, при осуществлении противоправной деятельности зачастую прибегают к поддержке со стороны местных организованных преступных группировок в целях финансирования своих ячеек. Оружие на территорию Индонезии помогают доставлять не только контрабандисты, но и пираты, действующие в прибрежных водах. Криминальные элементы также активно привлекаются к проведению террористических актов и вооруженных нападений на банки, из которых было украдено более 2 млрд рупий (примерно 133 млн долларов США)7.

Львиную долю доходов террористические организации и НВФ получают от торговли наркотиками, поставляемыми по различным маршрутам. Один из них начинается с Макранского побережья, удаленной пустынной местности, протянувшейся от иранской границы к востоку, вдоль Аравийского моря и до самого Карачи, вблизи границы с Индией8.

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), в 2017 году под незаконную культивацию опийного мака в мире было занято порядка 304 800 га, (рост на 8 % по сравнению с 2015 годом). Всего в мире было произ-

ведено 6380 тонн опия (рост на 34 % по сравнению с 2015 годом). Из этого количества 4300 тонн переработано в героин (448 тонн). В 2017 году в мире изъято 587 тонн опиума (рост на 11 % по сравнению с 2015 годом), 80 тонн героина (снижение на 5 % по сравнению с предыдущим годом) 9,6 тонн морфина (снижение на 54 % по сравнению с 2015 годом)9.

Богатые и могущественные наркосиндикаты располагают достаточными возможностями и ресурсами для того, чтобы путем подкупа обезопасить себя от внимания со стороны компетентных органов, политиков и делового сектора, усиливая тем самым коррупцию. Производство и распространение наркотиков приносят большую прибыль, особенно на заключительном этапе данного бизнеса. Поэтому главный мотив для участия НВФ (как сухопутных, так и морских), в том числе террористических организаций, в незаконном обороте наркотиков или его поддержке — огромные доходы.

В некоторых странах мира наркоторговля приводила в ряде случаев к усложнению и затягиванию вооруженных конфликтов на десятилетия, вследствие чего в разы увеличивалось число жертв. Показательный пример — деятельность одиозной наркотеррористической группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии».

В последние десятилетия значительное количество достаточно опасных НВФ различной направленности активизировали свою противоправную деятельность в прибрежных районах Индийского океана и ЮВА. В определенной степени это объясняется соседством с зонами двух наиболее крупных вооруженных конфликтов первого десятилетия XXI века — в Афганистане и Ираке, а также высокой уязвимостью ряда участков морской транспорти-

ровки товаров (прежде всего углеводородов) и, как следствие, растущей активностью пиратов в районе Африканского Рога, Сингапурского и Малаккского проливов.

Между тем страны данного региона, не находившиеся ранее в центре глобальной геополитики, стали в последнее время играть все возрастающую роль в мировой экономике, обусловленную близостью к основным нефте- и газодобывающим регионам мира и перекрестьям главных торговых путей из Средиземноморья, Персидского залива и Восточной Африки в страны Южной и Восточной Азии.

Существенно повысилось стратегическое значение Индийского океана, поскольку через него пролегают наиболее легкие и дешевые маршруты транспортировки нефтегазового и иного сырья с Ближнего Востока и из Восточной Африки в страны ЮВА и Восточной Азии. По подсчетам экспертов, через него осуществляется до 50 % контейнерных перевозок в мире и 70 % морских перевозок нефтепродуктов. В год через Малаккский пролив проходит около 50 тыс. судов, на которые приходится по разным оценкам от 20 % до 25 % всего морского товарооборота, транспортируется более 30 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов — более 50 % морской нефтеторговли. Почти 40 % оффшорной нефтедобычи приходится на Индийский океан. По мнению некоторых специалистов, к 2030 году число танкеров, занятых перевозкой нефти через Ормузский и Малаккский проливы, удвоится10.

Однако прибрежные районы Индийского океана и ЮВА по-прежнему остаются крайне опасными и уязвимыми с точки зрения глобальной безопасности. Действующие здесь пиратские синдикаты, по сути — морские НВФ, имеют разветвленную разведывательную сеть. Они тесно связаны с различными

международными террористическими организациями, наркосиндикатами и преступными группировками, действующими на территории ряда прибрежных государств. Все эти НВФ представляют значительную угрозу для коммерческого торгового судоходства и морской экономической деятельности многих стран мира, в том числе и Россий-

ской Федерации. Рассмотрим наиболее опасные из них.

В иранской и пакистанской частях Белуджистана (рис. 2) действует достаточно агрессивная террористическая организация Джундалла (Воины Аллаха), которая провозгласила своей основной целью защиту интересов белуджей-суннитов — меньшинства в шиитском Иране.

ТЕГЕРАН

КАБУЛ

афганистан

КАНДАГАР

ИСЛАМАБАД

пакистан

# КВЕТТА

белу;

:истан

ГВАДАР

Рис. 2. Белуджистан административно разделен на провинции, входящие в состав Ирана, Пакистана и Афганистана

На территории данной страны проживает порядка 1,5—2 млн белуджей, в то время как большинство (6—8 млн) проживает в Пакистане и еще от 0,5 до 2 млн — в Афганистане. В связи с этим обстановка с преступностью в иранском Белуджистане складывается весьма непростая, так как для части белуджских племен главными средствами заработка являются контрабанда, похищение людей, торговля наркотиками и оружием.

Как это нередко бывает в подобных случаях, способами борьбы Джундаллы стали террористические акты, разжигание вражды между суннитами и шиитами, нападения на военных и государственных

служащих, контрабанда и торговля наркотиками. Подтверждение тому — серия взрывов в пограничном иранском городе Пишин, (провинция Систан-Белуджистан) 18 октября 2009 года, сотрудничество белуджских радикалов с пакистанскими структурами «Аль-Каиды», активизация в 2014 году в пакистанской Кветте структур «Исламского государства» (ИГ) (запрещена в России), нашедшего поддержку среди боевиков-фанатиков, ранее входивших в состав одиозных радикальных группировок «Техрик-и-Талибан» и «Лашкар-э-Джангви».

В настоящее время Белуджистан представляет для ИГ один из наиболее интересных в стратегическом

отношении регионов, где его пропагандисты активно раздувают весьма болезненную тему межконфессиональных и этнических противоречий. Плохо контролируемая пакистанскими властями ситуация, почти прозрачные границы с Ираном и Афганистаном, давние сепаратистские настроения — все это создает идеальную почву для разжигания в Белуджистане очередной кровавой «войны за веру». Правительство Пакистана не в состоянии контролировать обширные пустоши и горные твердыни Белуджистана, населенные племенами контрабандистов, мятежников и разбойников (дакойтов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние десятилетия шесть миллионов белуджей четырежды поднимали восстания против пакистанских военных и дискриминации на экономической и политической почве. Самое масштабное из них, в котором сражались примерно 80 тыс. пакистанских солдат и 55 тыс. белуджских воинов, длилось с 1973 по 1977 год и вышло за региональные, племенные и классовые рамки11.

Укрепление позиций ИГ в Белуджистане представляет большую опасность для данного региона. Здесь весьма высок риск начала этнических и религиозных чисток, наподобие тех, что ИГ проводило в недавнем прошлом в Ираке и Сирии против христиан, шиитов и езидов. Только в Белуджистане жертвами геноцида могут стать шииты-хазарейцы, представители других народностей и религиозных течений. Можно лишь предполагать, что станет с Белуджистаном и регионом в целом, если он превратится в арену полномасштабных боевых действий на религиозной почве12.

Тревожная ситуация складывается и в так называемой Зоне племен на северо-западе Пакистана. В этой особой зоне, созданной англичанами еще в 1901 году, горские племена

на протяжении длительного времени сохраняли самоуправление. С получением Пакистаном независимости от Британии (1947), пакистанские власти не сочли нужным что-то менять в системе, установленной еще при колониальном режиме, объявив ее Территорией племен федерального управления. Данная зона делится на так называемые политические агентства для определения системы отношений горцев и центральной власти. За порядок в Зоне племен отвечают пуштунские полувоенные формирования бойцов племенных отрядов — хасадаров.

Формально Зона племен является частью Пакистана, однако здесь не действуют его законы, судебная власть, пакистанская полиция, процветает торговля оружием, наркотиками, нередко имеют место случаи похищения людей с целью получения выкупа. В Хайберском ущелье, которое считается сердцем Зоны племен, берет свое начало одно из самых жестких направлений радикального ислама — движение Талибан13.

В странах ЮВА также действуют несколько достаточно агрессивных НВФ, тесно связанных с международными преступными синдикатами (табл. 1).

На прошедшем саммите С20 в турецкой Анталье (2015) премьер-министр Сингапура Ли Сянг Лун заявил, что регион ЮВА становится одним из ключевых по вербовке боевиков для террористической группировки ИГ. По его словам, сотни выходцев из стран ЮВА присоединились к террористам. И это не удивительно, если принять во внимание, что данный регион — важная неотъемлемая часть мусульманского мира. Из 1,4 млрд мусульманского населения современного мира 80 % проживают в Азии, из них 236 млн (15 % всех мусульман) — в странах ЮВА. Особенно высока их доля среди жи-

Таблица 1

Наиболее агрессивные НВФ, действующие в странах ЮВА14

Страна Наименование НВФ Направления противоправной деятельности

Индонезия Джамаа Исламия Создана 1 января 1993 года на основе конфедерации исламистских группировок, восходит к радикальному исламистскому движению «Даруль Ислам». Использует террор в целях реализации проекта по созданию исламского халифата в ЮВА. Включена ООН в список террористических организаций, связанных с Аль-Каидой и движением Талибан

Джемаа Аншарут Таухид (ДжАТ) Основана в 2008 году в качестве так называемой структуры зонтичного типа с 9 подразделениями на Яве, в Бантене, Джакарте, в восточной части Нуса Тангара, на Суматре, в Аче и Макасаре. Насчитывает около 3—5 тыс. человек, исповедует салафистско-джи-хадистскую идеологию. Она открыта для всех, кто заинтересован в создании халифата в Индонезии

Муджахиддин Индонезия Тимур (МИТ) Считается самой опасной экстремистской группировкой в Индонезии, известной также как Ист Индонерия Муджахидин. Создана в 2010—2011 годах из местных боевиков, принимавших участие в конфликте на религиозной почве в Посо и на Сулавеси. Выступает как трансиндонезийская преступная организация с основными базами на Яве и Сулавеси, а также имеет другие подразделения, разбросанные по всей стране

Таиланд Барисан Революси Насионал — Координаси (БРН-К), ее НВФ — Рунда Кумпулан Кечил Самая мощная террористическая группировка, ставящая своей целью доведение численности рядов до 400 тыс. человек. Исповедует исламское учение салафистского толка. Отличается особой жестокостью при совершении терактов. Причастна к нападениям на военнослужащих и гражданских лиц Таиланда, поджогам, взрывам на дорогах и в местах массового скопления людей

Мусульманское движение моджахедов Патани (ГМИП) Причастна к многочисленным нападениям на военнослужащих и гражданских лиц, поджогам, закладкам взрывных устройств на дорогах и в местах массового скопления людей

Барисан Берсати Муджахиддин Патани (ББМП) Также известна как «Берсату». Создана еще в 1989 году с задачей превращения в головную организацию по координации повстанческих действий в южных районах Таиланда. Но после ареста ее лидеров (2004) перестала существовать как коалиция, но сохранилась как террористическая группировка

Объединенная организация освобождения Патани (ПУЛО) Движение националистического толка, сформированное в целях создания независимого государства Патани. Использует любые средства, вплоть до вооруженной борьбы. Сегодняшнее доминирование в организации салафитов предопределяет ее стратегический сдвиг от достижения сугубо националистической цели возрождения Патани к созданию исламского халифата

Филиппины Абу-Сайяф Одна из самых малочисленных (200—400 человек), но весьма воинственных организаций террористического и сепаратистского толка, создана в 1991 году. Действует в основном в южных районах Филиппин, на острове Минданао и архипелаге Холо, где проживает мусульманское меньшинство — народ моро (около 4 млн человек). С 1994 по 2013 год совершила более 200 терактов. С сентября 2014 года стала заниматься похищением людей в целях получения выкупа «во имя ИГ». Имеет тесные контакты с Аль-Каидой, индонезийскими террористическими группировками Джамаа Исламия и ДжАТ

телей Индонезии (88,22 %), Брунея (67,17 %) и Малайзии (60,36 %).

Хотя в целом ислам в ЮВА характеризуется как умеренный, тем не менее среди его последователей встречаются весьма ревностные мусульмане, которые разделяют исламские идеологические воззрения, в том числе и радикального толка. Здесь также действует несколько экстремистских и террористических организаций, ставящих целью распространение радикальной интерпретации ислама насильственным путем и намеревающихся построить в ЮВА исламский халифат.

Поэтому главная опасность заключается в распространении в данном регионе влияния ИГ с сопутствующим укреплением позиций местного радикального исламизма. У здешних террористических организаций имеются руководящие центры и сетевые ячейки, а также готовность террористов джихадист-ского толка присягнуть на верность халифату, что сделали уже примерно 30 террористических группировок, действующих в данном регионе. К тому же здесь имеется весьма восприимчивая к этой идее социальная база — около трех тысяч жителей Индонезии выразили свою преданность боевикам ИГ посредством использования социальных сетей. Также существует опасность, что численность сторонников ИГ может возрасти в разы в случае активизации пропагандистской деятельности местных джихадистов, прошедших военную подготовку и имеющих соответствующие международные связи, после их возращения на родину с Ближнего Востока15.

Можно констатировать, что сегодня деятельность экстремистских и террористических организаций в ЮВА приобрела транснациональный и трансграничный характер. Сеть ячеек различных радикальных

География террористических актов, прокатившихся по всему миру в последние годы, позволяет утверждать, что

ни одна отдельно взятая страна, ни один регион мира не застрахован от жестоких

действий со стороны экстремистов и террористов всех мастей.

террористических организаций покрывает практически весь указанный регион и прежде всего те государства, в которых преобладает мусульманское население. С начала XXI века сильным катализатором проявления радикальных и экстремистских настроений являются межконфессиональные конфликты на этнической почве, регулярно происходящие в странах ЮВА. Такие конфликты являются идеальным средством для подпитки данных настроений среди мусульманского населения, оправдывают насилие с применением оружия, создают благоприятную почву для усиления радикальной исламской пропаганды в духе джихадизма и набора новых членов.

Угроза терроризма и внутренних вооруженных конфликтов в прибрежных регионах Тихого океана и ЮВА обусловлена незаконной деятельностью приведенных выше региональных террористических группировок, а также внутренними, преимущественно этноконфес-сиональными по своему характеру противоречиями, в рамках которых повстанцы активно применяют ди-версионно-террористические методы борьбы.

Кроме того, распространение морского терроризма и пиратства в Малаккском проливе превращает его в наиболее уязвимое место Ми-

рового океана (рис. 3). По оценкам экспертов ММБ, пиратские атаки в Малаккском проливе по негативным последствиям существенно превосходят нападения у берегов Африки. Как отмечается в отчете регионального центра по обмену информацией о пиратских нападениях (ReCAAP Information Sharing Center), с января по сентябрь 2018 года в данном регионе произошли 64 случая нападения пиратов (за аналогичный период 2017 года — 62 нападения)16.

От безопасности судоходства в проливе и прилегающих к нему акваториях зависит товарооборот не только стран ЮВА, но также Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня и США. Более 60 % населения стран ЮВА живут за счет ресурсов моря и прибрежной зоны.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982) обеспечение безопасности Малаккского пролива возложено на Индонезию, Сингапур

и Малайзию. В свою очередь, Индия и Таиланд проявили заинтересованность в патрулировании прилегающих к проливу акваторий. Индия, рассматривающая морские инициативы в регионе в рамках своей политики «Взгляд на Восток», также совместно с Индонезией организовала патрулирование акватории между индонезийской провинцией Аче и Никобарскими островами.

Растут в ЮВА и объемы наркотрафика, который осуществляется в основном морским путем, в частности через такие туристические хабы, как Фиджи, Новая Каледония и Вануату, с использованием коммерческих круизных лайнеров и рекреационных судов. Развитие туризма и прямые связи с Азией, а также совершение чартерных рейсов частных воздушных судов в страны (территории), расположенные в акватории Тихого океана, послужили своеобразным «драйвером» активизации наркотрафика воздушным путем внутри региона и через него. В Восточной Азии, ЮВА и Океании находится крупнейший наркорынок (преимущественно метамфетами-на) в мире. Так, между 2009 и 2014 годами объемы его изъятия в данных регионах увеличились в четыре раза. В июне 2016 года в Новой Зеландии единовременно было конфисковано 448 кг метамфетамина — крупнейшая партия наркотиков, когда-либо обнаруженная в стране17.

Данная тенденция существенно изменила систему наркотранзита в регионе и на сопредельных территориях. Восточная Азия, помимо того что через нее проходили старые маршруты, стала частью новых, трансрегиональных путей транспор-

Рис. 3. Малаккский пролив становится наиболее пиратоопасным местом Мирового океана

тировки опиума из стран «Золотого треугольника» (Мьянма, Лаос, Таиланд), а в самом регионе сформировались внутрирегиональные сети сбыта синтезируемых наркотических средств.

Под предлогом борьбы с терроризмом и наркоторговлей некоторые государства и транснациональные корпорации, не останавливаясь перед использованием наркотеррористических группировок в своих целях, усиливают влияние в регионе для обеспечения добычи различных ресурсов с минимальными затратами и оправдания наращивания там военного присутствия.

Для России противодействие вызовам и угрозам XXI столетия

остается одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности, тесно связанным с усилиями по строительству новой эффективной системы международной безопасности. Сотрудничество со странами ЮВА зафиксировано в важных, основополагающих документах стратегического характера, в частности в Концепции внешней политики РФ 2016 года18. Поэтому Россия принимает самое активное участие в решении изложенных проблем безопасности прибрежных регионов Индийского океана и ЮВА, в том числе в рамках нескольких многоуровневых форматов многостороннего сотрудничества в борьбе с новыми вызовами и угрозами (табл. 2).

Организации и форумы Состав участников Направления и задачи сотрудничества

Организация 193 страны мира В рамках деятельности УНП ООН разрабатываются и реализуются различные проекты по антитеррористической, антинаркотической и антипиратской проблематике. Оно тесно взаимодействует с Международным комитетом по контролю над наркотиками, Международной организацией уголовной полиции — Интерполом и другими специализированными международными организациями

Шанхайская организация Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан В рамках ШОС действует специальная Региональная антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Ташкенте. Вопросы противодействия новым угрозам обсуждаются также в рамках совещаний секретарей советов безопасности стран ШОС. С 2005 года в рамках ШОС ежегодно проводятся совместные учения «Мирная миссия» антитеррористической направленности. В соответствии с Концепцией внешней политики РФ19 наша страна считает важным дальнейшее укрепление позиций ШОС при решении глобальных и региональных проблем, осуществление в ее рамках практических мер, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центральной Азии20, в том числе в борьбе с терроризмом и другими вызовами и угрозами XXI века

Ассоциация государств Юго- Восточной Азии (АСЕАН) Малайзия, Таиланд, Сингапур, Камбоджа, Бруней, Индонезия, Мьянма (Бирма), Лаос, Вьетнам, Филиппины Основное направление деятельности, определенное на 14-м саммите Ассоциации (2009), — политические аспекты и вопросы безопасности, достижения целей политического развития, формирования общей нормативной культуры, эффективного предотвращения и разрешения конфликтов, постконфликтного урегулирования и создания соответствующих механизмов их реализации. Важнейшие направления сотрудничества в области безопасности обсуждаются также в рамках ежегодного совещания министров обороны государств — членов АСЕАН. Первое из них состоялось в 2006 году

Таблица 2

Многоуровневые форматы сотрудничества по противодействию новым вызовам и угрозам в прибрежных регионах Индийского океана и ЮВА

Продолжение таблицы 2

Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) Страны АСЕАН, а также Австралия, Бангладеш, Даруссалам, ЕС, Индия, Канада, КНР, КНДР, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа- Новая Гвинея, Республика Корея, Россия, США, Тимор-Лешти, Шри-Ланка, Япония Является единственной организацией, которая непосредственно занимается широким спектром проблем безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ATP). Создана в 1993 году. Является площадкой для конструктивного диалога по проблемам безопасности всех заинтересованных участников. Задачи: проведение консультаций по политическим вопросам и вопросам безопасности; укрепление мер доверия и превентивной дипломатии в АТР. Основные направления деятельности: взаимодействие по правительственной линии и мероприятиям на официальном уровне; обеспечение сотрудничества и обмен мнениями на уровне экспертов стран — членов АРФ

«Диалог Шангри-ла» и оборонной дипломатии Страны АСЕАН, а также Австралия, Бангладеш, Великобритания, Германия, Индия, Канада, КНР, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея, Россия, США, Тимор-Лешти, Франция, Чили, Шри-Ланка, Япония Относительно новое направление сотрудничества по безопасности в АТР. Идея дискуссионного форума, в рамках которого могли бы обмениваться мнениями представители оборонных ведомств стран данного региона, возникла еще в середине 1990-х годов, когда практически одновременно с подобными инициативами выступили министры обороны США и Таиланда. Однако первая встреча прошла в Сингапуре в отеле «Шангри-ла» (отсюда название) только в июле 2002 года и была организована Международным институтом стратегических исследований21

Стремясь к расширению всестороннего сотрудничества со странами ЮВА, Россия кровно заинтересована в обеспечении безопасности морской торгово-экономической деятельности в прибрежных районах Индийского океана вплоть до предоставления помощи государствам региона в решении данной проблемы. Существенная роль в этом вопросе принадлежит ВС РФ. Правовая основа для этого имеется. Среди задач,

определенных ВС РФ Военной доктриной, указаны и такие, как участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН; борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства и экономической деятельности РФ в Мировом океане; борьба с терроризмом на территории РФ и пресечение международной террористической деятельности за пределами ее территории22.

ВС РФ не занимаются правоохранительной деятельностью, но при этом они могут оказывать существенную и эффективную помощь в борьбе с нарко-террористическими, пиратскими и иными преступными группировками и организациями, в том числе в Мировом океане — на даль-

Учитывая высокий размах организованной преступности на море, пиратство отнесено к основным угрозам государственной и общественной безопасности Российской Федерации

них подступах к РФ, одновременно выполняя и другие специфические задачи в соответствии со своим предназначением. Особенно действенная, на наш взгляд, помощь может предоставляться по таким направлени-

ям, как обмен данными и оказание технической поддержки, проведение совместных антитеррористических учений, таких, например, как «Мирная миссия» в рамках сотрудничества стран-участниц ШОС (рис. 4).

Рис. 4. Ежегодные учения «Мирная миссия» с участием воинских контингентов стран ШОС носят антитеррористический характер

Наиболее эффективно действовать в регионах Индийского океана и ЮВА способен ВМФ России, в задачи которого входит создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морской экономической деятельности РФ, обеспечение военно-морского присутствия РФ, демонстрация флага и военной силы в Мировом океане, участие в борьбе с пиратством, в проводимых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ, осуществление заходов кораблей и судов ВМФ в порты иностранных государств23.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от

30 ноября 2009 года и поручением Президента РФ от 6 февраля 2014 года корабли ВМФ России на ротационной основе решают задачи по защите судоходства в пиратоопас-ных районах Мирового океана с интенсивностью четыре-пять походов в год. ВМФ России может не только успешно противодействовать террористической деятельности, пиратству и наркоторговле в указанных регионах Мирового океана, но и обеспечивать интересы РФ, оказывать воздействие на развитие военно-политической обстановки и тем самым укреплять рычаги воздействия на определенные государства.

Рис. 5. Морские пехотинцы ВМФ России демонстрируют сейшельским коллегам свои навыки борьбы с пиратами

ствами-партнерами. В связи с этим представляется весьма полезным рассмотреть вопрос заключения международных договоров по созданию или совместному использованию уже существующих постов наблюдения за морской и воздушной обстановкой, организации совместного патрулирования, обеспечению постоянного военно-морского присутствия.

Силы ВМФ следует привлекать не только для обнаружения и слежения, но и для непосредственного силового воздействия на суда, используемые транснациональными преступными синдикатами для перевозки оружия и наркотиков, поиска, сопровождения и досмотра подозрительных объектов, проведения совместных учений по борьбе с террористическими угрозами, пиратством и наркобизнесом совместно с другими силовыми ведомствами и ВС взаимодействующих государств, в том числе в составе многонациональных сил (рис. 5).

Все это достигается путем тщательной аналитической работы, реализации мероприятий информационного противоборства, проведения совместных учений и гуманитарных операций с ВС стран, расположенных в регионах Индийского океана и ЮВА, в целях устранения террористических угроз, пресечения транспортировки наркотиков, обеспечения безопасности судоходства, охраны источников добычи сырьевых ресурсов, укрепления военных связей, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, осуществления контроля торгово-экономической деятельности на море.

Для успешной борьбы с НВФ и распространением наркотиков необходимо вести постоянный воздушный, наземный и морской мониторинг маршрутов наркотрафика в тесном взаимодействии с другими силовыми ведомствами и государ-

Кроме того, ВМФ России может оказывать помощь в расширении внутренних возможностей стран-партнеров, где действуют НВФ, производятся или проходят потоки оружия, нелегальных наркотиков, а также поддерживать взаимодействие с их ВС и правоохранительными органами в интересах предотвращения их ввоза в РФ. На уровне межгосударственного партнерства целесообразно также принимать участие в подготовке кадров иностранных государств и их техническом оснащении, что будет иметь далеко идущие положительные последствия.

Требуется, на наш взгляд, и многосторонняя поддержка со стороны Минобороны России деятельности других силовых ведомств РФ, которым в соответствии с действующим законодательством вменена обязанность вести борьбу с терроризмом и наркобизнесом. Она может включать следующие основные мероприятия:

• применение состоящих на вооружении средств мониторинга обстановки, в том числе пилотируемой авиации и беспилотных летательных аппаратов;

• проведение сбора, обработки и анализа информации, оперативное предоставление ее заинтересованным ведомствам;

• обеспечение и участие в подготовке задействованных в этой работе контингентов других силовых ведомств;

• возможную дополнительную подготовку сотрудников Министерства обороны РФ на базе других силовых ведомств.

Для успешного решения задач обеспечения безопасности морской экономической деятельности РФ в прибрежных регионах Индийского океана и ЮВА необходимо добиться постоянного, бесперебойного межведомственного взаимодействия как внутри государства, так и со страна-

ми-партнерами, тщательного планирования, подготовки и эффективного проведения совместных мероприятий по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков, морскому пиратству и другим вызовам и угрозам XXI столетия.

В связи с тем что средства управления и связи различных силовых ведомств в большинстве случаев несовместимы, решать задачи планирования, организации межведомственного и межгосударственного взаимодействия по нейтрализации угроз XXI века целесообразно, на наш взгляд, на базе и при ведущей роли Национального центра управления обороной РФ с использованием имеющейся технической и нормативной правовой базы.

ВМФ России периодически принимает участие в различных международных операциях и учениях, направленных на обеспечение безопасности морской экономической деятельности. Приведем только некоторые из них:

• операции НАТО «Активные усилия» в акватории Средиземного моря (2006—2008) по предотвращению контрабанды материалов, которые могут быть использованы террористами, в том числе взрывчатки и оружия массового поражения;

• операции ВМС Турции и других государств региона «Черноморская гармония» по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового поражения в Черном море (2007—2015 и 2017);

• совместные учения «Шторм» (Россия—Никарагуа) в Карибском море, «Аравийский муссон» (Россия—Пакистан) в Аравийском море, «Морское взаимодействие» (Россия—Китай) в акваториях Балтийского, Японского и других морей (рис. 6);

• многонациональное военно-морское учение «СМОА-плюс-2016» по морской безопасности и противодей-

Рис. 6. Отработка совместного маневрирования боевых кораблей в ходе российско-китайского учения «Морское взаимодействие»

ствию терроризму в акватории Южно-Китайского моря.

Данную практику следует развивать и расширять. Это необходимое, но явно недостаточное условие обеспечения национальной безопасности России в Мировом океане. Требуется также всеобъемлющее, ускоренное поступательное развитие сил и средств ВМФ в целях успешной нейтрализации новых вызовов и угроз, становящихся все более сложными и взаимосвязанными.

В условиях быстро глобализирующегося мира ни одна страна, в какой бы части света она ни находилась и какой бы высокоразвитой ни была, не в состоянии в одиночку справиться с вызовами и угрозами XXI века. Поэтому при планировании мероприятий по борьбе с террориз-

ПРИМЕЧАНИЯ 1 Курносое Ю.В. Аналитика и разведка. Размышления профессионала. М.: ООО «Ритм», 2018. С. 19.

Решать задачи по нейтрализации угроз XXI века целесообразно на базе и при ведущей роли Национального центра управления обороной РФ с использованием имеющейся технической и нормативной правовой базы.

мом, морским разбоем, пиратством и наркотрафиком необходима комплексная целенаправленная работа по пресечению противоправной деятельности НВФ не только на региональном, но и на глобальном уровне с применением всех имеющихся политических и международно-правовых инструментов.

2 Мальцев В.В. Ответственность за организацию или участие в незаконных вооруженных формированиях // Российская юстиция. 1995. № 9. URL: https://

wiselawyer.ru/poleznoe/13344-otvetst-vennost-organizaciyu-nezakonnogo-voo-ruzhennogo-formirovaniya-uchastie (дата обращения: 10.11.2018).

3 Кубов Р.Х. Особенности квалификации сложных форм соучастия. URL: http://refleader.ru/jgeujgatyrnajge.html (дата обращения: 10.11.2018).

4 Abiodun Е. Report: Nigeria leads in piracy attacks in Gulf of Guinea. URL: https://www.thisdaylive.com/index.php/ 2018/11/09/report-nigeria-leads-in-piracy-attacks-in-gulf-of-guinea/ (дата обращения: 12.12.2018).

5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2015. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 12.12.2018).

6 Abiodun Е. Report: Nigeria leads in piracy attacks in Gulf of Guinea.

7 Рогожина H. Радикальный исламизм в Юго-Восточной Азии. Краткий обзор основных экстремистских организаций и их лидеров в странах АСЕАН. URL: http:// russiancouncil.ru/asean-extremism (дата обращения: 12.12. 2018).

8 The Afghan Opiate Trade and Africa -A Baseline Assessment, UNODC Research, 2016. URL: https://www.unodc.org/docu-ments/data-and-analysis/Afghanistan/Af-ghan_Opiate_trade_Africa_2016_web.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

9 The World Drug Report 2017. URL: https://www.unodc.org/wdr2017/field/ WDR_2017_presentation_lauch_version. pdf (дата обращения: 16.12. 2018).

10 Волхонский Б.М. Индийский океан как арена геополитического соперничества Китая и Индии // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 1 (22). URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/ 2014/1/05_pdf (дата обращения: 16.12. 2018).

11 Каплан Р. Муссон. Индийский океан и будущее американской политики. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. С. 6.

12 Полонский И. Террор в Белуджистане. Как пакистанская провинция превращается в плацдарм для экстремистов. URL: https://topwar.ru/99383-terror-v-be-

ludzhistane-kak-pakistanskaya-provinci-ya-prevraschaetsya-v-placdarm-dlya-ek-stremistov.html (дата обращения: 16.12.2018).

13 Пахомов Е. Зона племен (История). URL: http://afghanistan.ru/doc/603.html (дата обращения: 16.12.2018).

14 Рогожина Н. Радикальный исламизм в Юго-Восточной Азии. Краткий обзор основных экстремистских организаций и их лидеров в странах АСЕАН.

15 Ефимова Л.М. Юго-Восточная Азия становится вербовочным центром «Исламского государства»? URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/ yugo-vostochnaya-aziya-stanovitsya-ver-bovochnym-tsentrom-islamskogo-gosu-darstva/ (дата обращения: 18.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 ReCAAP. Piracy and armed robbery against ships in Asia, 3rd quarter report. January-September 2018. URL: http://www.re-caap.org/resources/ck/files/reports/quarter-ly/ReCAAP%20ISC%203rd%20Quarter%20 2018%20Report.pdf (дата обращения: 18.12.2018).

17 Transnational Organized Crime in the Pacific: a Threat Assessment. UNODC., September 2016. URL: https://www.unodc.org/ documents/southeastasiaandpacific/Pub-lications/2016/2016.09.16_TO CTA_Pacif-ic_web.pdf (дата обращения: 18.12.2018).

18 Концепция внешней политики Российской Федерации. 2016. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 18.12.2018).

19 Там же.

20 Там же.

21 Проблемы безопасности в АТР. URL: https://textbooks.studio/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/problemyi-bezopasnosti-atr-22417.html (дата обращения: 25.11.2018).

22 Военная доктрина РФ. 2014. URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 20.12.2018).

23 Морская доктрина Российской Федерации. 2015. URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ uAFi5nvux2twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pd (дата обращения: 29.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.