ШИГАЛУГОВА Мариана Хасановна,
старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета МВД России, подполковник полиции, кандидат педагогических наук, e-mail: mail@law-books.ru
КОДЗОКОВ Беслан Валерьевич,
преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета
МВД России, майор полиции, e-mail: mail@law-books.ru
УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ
Аннотация. Терроризм постоянно изменяется и эволюционирует, его прогресс не стоит на месте, преступники изобретают все новые способы нанесения вреда своим противникам. За счет массового внедрения цифровых технологий террористические движения стали использовать иные методы воздействия, активно применяют виртуальное пространство. При комплексном подходе к борьбе с кибернетическим терроризмом, а именно принятие мер не только в рамках одного государства, но и международного сотрудничества можно добиться существенного повышения качества работы системы национальной безопасности и снизить исходящую от террористов угрозу. Информационный терроризм развивается вне границ стран, эта проблема носит глобальный характер, так как злоумышленники могут находиться в любой точке мира и распространять вредоносную информацию или получать доступ к засекреченным данным при помощи хакерских атак и иных методов воздействия. Угроза от кибертеррористов обращает на себя внимание не только со стороны органов госбезопасности, но и индустрии технологий, СМИ.
Ключевые слова: информационный терроризм, цифровые технологии, кибертеррористы, угроза национальной безопасности.
SHIGALUGOVA Mariana Kh.,
Senior lecturer of the State, Civil and Law disciplines Department Candidate of pedagogical sciences of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, the Candidate of Pedagogical Sciences,
Lieutenant colonel.
KBR, Nalchik
KODZOKOV Beslan Valerievich,
Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police major
THREATS TO RUSSIA'S SECURITY. INFORMATIONAL TERRORISM
Annotation. Terrorism is constantly changing and evolving, its progress does not stand still, criminals invent new ways to harm their opponents. Due to the massive introduction of digital technologies, terrorist movements began to use other methods of influence, actively use virtual space. With an integrated approach to the fight against cyber terrorism, namely the adoption of measures not only within the framework of one
чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-120-124 NIION: 2021-0079-3/23-156 MOSURED: 77/27-025-2023-03-156
state, but also international cooperation, it is possible to achieve a significant improvement in the quality of the work of the national security system and reduce the threat posed by terrorists. Information terrorism develops outside the borders of countries, this problem is global in nature, since attackers can be located anywhere in the world and distribute malicious information or gain access to classified data using hacker attacks and other methods of influence. The threat from cyberterrorists draws attention not only from the state security agencies, but also from the technology industry and the media.
Key words: information terrorism, digital technologies, cyberterrorists, national security threat.
Информационный терроризм — это проблема государственного уровня, которая появилась в связи с развитием информационного общества. Цифровизация многих государственных процессов породила не только удобство, но и угрозу национальной безопасности со стороны террористов, которые могут активно вмешиваться во многие процессы, происходящие в цифровом пространстве.
Обеспечение национальной безопасности — это один из наиболее важных процессов, которым занимается государство. Современные условия требуют внимательного отношения и грамотного решения задач информационного характера. Этот вопрос стоит исследовать внимательно, так как информационные технологии постоянно развиваются, а террористы стараются не отставать от прогресса и используют самые современные инструменты борьбы с государственными структурами.
Террористы стараются охватить как можно большую аудиторию, вмешаться в государственные процессы, для чего постоянно изучают инструменты, способные пригодиться им для достижения целей. Например, использование кибернетических технологий позволяет им добиваться поставленных задач, кроме этого, расширять географию своих действий, находясь при этом в любой точке мира. Государство отводит важную роль борьбе с информационным терроризмом, так как без этого было бы невозможно обеспечить национальную безопасность.
Проведенное теоретическое исследование показывает, что за счет массового внедрения цифровых технологий террористические движения стали использовать иные методы воздействия, активно применяют виртуальное пространство. При комплексном подходе к борьбе с кибернетическим терроризмом, а именно принятие мер не только в рамках одного государства, но и международного сотрудничества можно добиться существенного повышения качества работы системы национальной безопасности и снизить исходящую от террористов угрозу [2-5].
Информационный терроризм развивается вне границ стран, эта проблема носит глобальный характер, так как злоумышленники могут находиться в любой точке мира и распространять вредоносную информацию или получать доступ к
засекреченным данным при помощи хакерских атак и иных методов воздействия. Угроза от кибертеррористов обращает на себя внимание не только со стороны органов госбезопасности, но и индустрии технологий, СМИ. При помощи средств массовой информации, некоторых политиков, журналистов, даже экспертов уже создан образ того, как кибертеррористы взламывают компьютеры и устраивают чуть ли не конец света. Однако ни одного такого случая в реальности пока выявлено не было.
Кибертерроризм является одной из форм терроризма, однако как отдельное понятие существовать не может. К этому понятию относят атаки хакеров на различные объекты, в том числе компьютеры, принадлежащие различным государственным структурам. Может совершаться хищение информации или иные действия, направленные на запугивание населения, давление на власть. Атака нацелена на причинение вреда, она должна вызвать чувство страха, неуверенности в завтрашнем дне, тревожности. Некоторые нападения на информационные ресурсы могут вызывать гибель людей, вызывать серьезные финансовые потери. Атаки кибертеррористов могут нарушать график движения транспорта, мешать работе служб.
Кибертерроризм появился в 90-х годах. Когда только начали развиваться информационные сети, появился интернет. Тогда на проблему безопасности практически не обращали внимания, однако со временем она вышла на первый план, так как кибернетическое пространство стало использоваться повсеместно и проникло практически во все сферы жизни людей. Высокотехнологичные сети стали сталкиваться с постоянными рисками, что потребовало отдельного исследования. Даже потенциальные угрозы вызывают серьезные опасения.
Многие эксперты и политики говорят о том, что при несоблюдении мер безопасности и непринятии ответных мер кибертеррористы могут взломать правительственные сайты, добраться до базы данных, нанести ущерб различным секторам экономики, например, военному или финансовому. Тревожность в обществе действительно высокая, при этом реальных успешных атак в РФ зафиксировано не было [1; 7; 8].
Террористы могут применять кибернетическое пространство для своих целей, и этот способ кажется им достаточно привлекательным. Он способен наносить ущербы, сохранять анонимность, помогает быстро координировать действия различных групп, находясь при этом в любой стране мира. Интернет привлекательнее, чем СМИ, так как дает больше возможностей манипулировать массами, оказывать воздействие на принятие решений правительством РФ.
Не всегда кибератаки проходят успешно, поэтому национальной инфраструктуре достаточно редко наносится вред, который можно характеризовать как кибертерроризм. Информационный терроризм становится идеологией, использующей разные методы противодействия действующей власти. Всемирная сеть используется активистами в качестве средства для распространения пропаганды, распространения разнообразных материалов, в том числе радикальной направленности. Нередко хакерские атаки совершаются на сайты муниципальных органов, банков, Центризбиркомы, сайт администрации президента, ФСБ, правительства РФ. Например, успешная атака по крупному банку может серьезно навредить финансовой системе страны, принести серьезные убытки, окажет определенное воздействие на экономику.
Спецслужбам сложно в полной мере контролировать киберпространство, своевременно выявлять и препятствовать кибератакам. Важной целью становится ликвидация дезинформации, блокировка ее распространения. Научные круги обсуждают проблему развития кибертерроризма и прочат ему развитие в будущем. Этому способствует появление более совершенных технологий, новых технических средств, которые станут доступны террористам, как и другим людям.
Например, если раньше террористам для захвата самолета требовалась вооруженная группа, то теперь вполне реально перехватить управление из удаленной точки на земле и взять под контроль электронику на борту. Этого достаточно, чтобы сбить самолет с курса или заставить его лететь в нужном им направлении. Таким образом, преступники могут оставаться незаметными, при этом захватить физическую цель [3; 4].
Работа с компьютерной техникой породила множество слов с приставками «кибер», «компьютер», «информация», что также создает определенную путаницу. Таким образом, появился термин, вместо которого военные и правоохранители раньше пользовались словосочетанием «новый терроризм».
Делая выводы, можно сказать, что информационный терроризм, хоть и не самый распространенный вид деятельности радикально настроенных группировок, но представляет
высокий уровень опасности для государства. Он может влиять на различные сферы жизни, деятельность государственных органов, общество, наносить моральный и физический вред, распространять ложную информацию, сеять панику среди гражданского населения.
Целью информационного терроризма является дестабилизация работы органов государственной власти, нанесение вреда отдельным целям, создание напряженности в обществе, недовольства властью. Ученые и практики активно разрабатывают эффективные методики противодействия информационному терроризму, создается международная база, нацеленная на противодействие террористам. Международное сотрудничество и создание совместной системы безопасности позволит эффективно бороться с возникшей опасностью.
Терроризм постоянно изменяется и эволюционирует, его прогресс не стоит на месте, преступники изобретают все новые способы нанесения вреда своим противникам. Например, современные технологии позволили преступным группировкам создать наиболее опасный и сложный в расследовании и противодействии вид терроризма — кибертерроризм. Для этого они применяют информационные технологии, пользуются киберпространством. Совершение преступлений террористической направленности требует серьезной подготовки от исполнителей. Им требуются информационные ресурсы, поддержка, люди для проведения уже физических акций.
Для этого могут создаваться специальные группы и подразделения, например, так было во время Чеченской войны, однако в те годы терроризм имел скорее физическую форму проявления и выражался в минировании различных объектов. Однако появлялись и информационные террористы: например, М. Угодов создал с этой целью подразделение, получившее название «Информационное агентство «Кавказ-центр»». Действовала организация в интернет-ресурсах, имела свой сайт.
Основным видом деятельности группы было распространение дезинформации. На сайте публиковались данные о больших потерях Российской Федерации, об успешно проведенных акциях террористов. Зачастую все это было вымышленными фактами, не имеющими каких-либо доказательств. Целью террористов было сформировать негативное отношение к Российской Федерации у иностранных партнеров.
Данная преступная акция смогла привлечь более 100 сайтов, где размещалась информация, составленная террористами. Она была переведена на разные мировые языки, получила широкое распространение. Лидеры групп создали
свои информационные центры, базировавшиеся в разных странах: Грузии, Польше, Азербайджане, Финляндии, Украине, Литве, Турции. Через них ложная информация распространялась по разным источникам, становилась доступной для широкого круга лиц, которые уже не могли отличить ее от реальной. Такая информация нужна была террористам для формирования мнения на Западе, распространения мифа о зверствах русских.
В данном случае мы видим яркий пример информационного терроризма, в результате которого может пострадать репутация государства. Кибертеррористы не всегда предпринимают атаки на интересующие их объекты, они могут
действовать и при помощи распространения ложных сведений, тем самым нанося не меньший урон государственной системе.
Какой бы метод ни использовался, целью преступников является дезорганизация работы государственной власти, создание напряжения и паники среди населения, саботаж. Использование современных технических средств и глобальной сети интернет облегчает их задачи, позволяет распространять ложные сведения, идеи, инструкции, управлять террористическими группами на расстоянии, захватывать некоторые объекты, наносить им физический урон, создавать угрозу гибели человека или вызывать тяжелые последствия, влекущие смерть многих людей.
Список литературы:
[1] Бороздина Я.А., Теряев М.С. Информационный терроризм как глобальная проблема современности: международно-правовой аспект // Общество. 2022. № 2-2 (25). С. 10-15.
[2] Капнинова К.А., Кухарев Ю.С. Понятие информационного терроризма в современных реалиях // В сборнике: Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции. Курск, 2022. С. 222-225.
[3] Ляшенко В.Р. Информационный терроризм как угроза российской государственности // В сборнике: Вопросы деятельности служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Сборник статей вузовской научно-практической конференции. 2021. С. 123-127.
[4] Манукян А.Р. Проблемы противодействия терроризму и экстремизму в сети интернет в условиях повсеместной цифровизации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 37-41.
[5] Темботов Р.А. Проблемы установления уголовной ответственности за информационный терроризм // В сборнике: Право, общество, государство: проблемы истории, теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. Под общей редакцией С.Г. Куликовой, М.В. Конопляниковой. Москва, 2022. С. 42-44.
[6] Черкесов А.Ю. Глобализация, как среда, благоприятствующая распространению информационного экстремизма и терроризма // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 49-52.
[7] Четвертакова Ж.В. Информационный терроризм как угроза национальной безопасности России // В сборнике: Военная безопасность России: взгляд в будущее. Материалы 6-й Международной межведомственной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук. В 3-х томах. Москва, 2021. С. 397-402.
[8] Шаруда А.А., Ярмонова В.В. Информационный терроризм // В сборнике: Молодежный научный форум. сборник статей по материалам ^XVI студенческой международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 37-42.
Spisok literatury:
[1] Borozdina YA.A., Teryaev M.S. Informacionnyj terrorizm kak global'naya problema sovremennosti: mezhdunarodno-pravovoj aspekt // Obshchestvo. 2022. № 2-2 (25). S. 10-15.
[2] Kapninova K.A., Kuharev YU.S. Ponyatie informacionnogo terrorizma v sovremennyh realiyah // V sbornike: Evolyuciya gosudarstva i prava: problemy i perspektivy. Sbornik nauchnyh trudov 4-j Mezhdunarod-noj nauchnoj konferencii. Kursk, 2022. S. 222-225.
[3] Lyashenko V.R. Informacionnyj terrorizm kak ugroza rossijskoj gosudarstvennosti // V sbornike: Voprosy deyatel'nosti sluzhb i podrazdelenij organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Sbornik statej vuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2021. S. 123-127.
[4] Manukyan A.R. Problemy protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu v seti internet v usloviyah povse-mestnoj cifrovizacii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 3. S. 37-41.
•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^
[5] Tembotov R.A. Problemy ustanovleniya ugolovnoj otvetstvennosti za informacionnyj terrorizm // V sbornike: Pravo, obshchestvo, gosudarstvo: problemy istorii, teorii i praktiki. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej S.G. Kulikovoj, M.V. Konoplyanikovoj. Moskva, 2022. S. 42-44.
[6] CHerkesovA.YU. Globalizaciya, kaksreda, blagopriyatstvuyushchaya rasprostraneniyu informacion-nogo ekstremizma i terrorizma // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 49-52.
[7] CHetvertakova ZH.V. Informacionnyj terrorizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii // V sbornike: Voennaya bezopasnost' Rossii: vzglyad v budushchee. Materialy 6-j Mezhdunarodnoj mezhvedom-stvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii nauchnogo otdeleniya № 10 Rossijskoj akademii raketnyh i artill-erijskih nauk. V 3-h tomah. Moskva, 2021. S. 397-402.
[8] SHaruda A.A., YArmonova V.V. Informacionnyj terrorizm // Vsbornike: Molodezhnyjnauchnyj forum. sbornik statej po materialam SLXVI studencheskoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022. S. 37-42.
'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^