Научная статья на тему 'УГРОЗА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

УГРОЗА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РЕЛИГИЯ / УГРОЗА / НАЦИОНАЛИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фозилова А.

В данной статье рассматривается традиционная система ценностей религиозного радикализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГРОЗА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Фозилова А. учитель общественных наук Самаркандский государственный институт архитектуры и строительства УГРОЗА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Аннотация: В данной статье рассматривается традиционная система ценностей религиозного радикализма

Ключевые слова: Центральная Азия, религия, угроза, национализм, радикализм, ценность

После распада Советского Союза и смены общественно -политического строя в почву, «очищенную» от прежней интернационалистской коммунистической атеистической идеологии, стали вносится новые «семена», в которых национализм и религиозность стали преобладающими, основными составляющими, которые целом находятся в состоянии оппозиции. Как указывал и предполагал Р.Г. Ланда в начале 90 -годов, «одной из причин неудачи фундаменталистов на всем постсоветском пространстве будут национализм и регионализм (1, с. 267). Однако, несмотря на то, что в целом данный прогноз находит своё подтверждение вплоть до настоящего времени, между национализмом в государствах Центральной Азии и религиозным радикализмом существует глубокая внутренняя связь, проявляющаяся в том, что оба они опираются в значительной мере на традиционализм и, соответственно, традиционную систему ценностей, что обеспечивает им обоим чрезвычайную прочность и устойчивость. Значительное ослабление государственных институтов в ряде центрально -азиатских государств, часто не располагающих необходимыми средствами и кадрами для ведения продуманной и эффективной внутренней и внешней политики, привели к росту сепаратизма, националистических настроений тенденций, межэтнических трений конфликтов, а также значительному усилению религиозно - политических процессов.

В условиях нестабильности, массовой идеологической и ценностной дезориентации при резкой девальвации предшествующих ценностей одними из самых востребованных идей, особенно в молодежной среде, стали радикальные идеи, как наиболее простые, доходчивые и формально конструктивные, обещающие быстрые положительные изменение. В условиях глубокого системного кризиса, порождающего неуверенность в ближайшем и отдаленным будущем, невостребованности обществом молодых людей, как правило, не обладающих серьезными профессиональными навыками, в производительном общественно - полезном труде являются весьма благоприятной почвой для крайних политических форм, в том числе религиозной. Молодые люди или во всяком случае определенная их часть, для которой, как показывает огромный исторический опыт, наиболее привлекательны простые, радикальные идеи, являются самым

подходящим материалом для формирования всевозможных экстремистских групп и организации, опасность которых для общества и государства значительно возрастает именно в связи с тем, что они могут обосновывать свою преступную деятельность, оправдывать ее именем Бога, Аллаха, служением высшей цели и т.д.

Исламский радикализм, стремящийся к установлению абсолютного господства религии в жизни обществе и государства, видит в политике лишь средство достижения своей цели, которая, однако, не достижима без и вне политики. На неразрывности ислама и политики настаивают многие современные исследователи.

Несомненно, благоприятной предпосылкой для возникновения и роста исламского радикализма в Центральной Азии является национально -территориальное устройство, а вернее, определенные его недочеты, оставшиеся в наследство от советской политико-территориальной системы, устройства. Что, конечно, не способствует установлению межгосударственного и межэтнического согласия и взаимопонимания.

Не менее значимой и благоприятной предпосылкой для всех республик Центральной Азии, для любого рода радикализма, в том числе религиозного является то обстоятельство, что политическая борьба в каждой из республик тесно связана с борьбой за власть между региональными элитами, а при сложной этнической ситуации - между отдельными этническими образованиями, которые, впрочем, также ориентированы на клановые и региональные интересы.

Российский исследователь М.С. Стецевич утверждает, что в постсоветских регионах, где «ваххабизм» получил наибольшее распространение, а именно в Таджикистане, Узбекистане, Дагестане и Чечне, около 70% населения продолжают жить в системе традиционных отношений и ценностей, по сути, в традиционном обществе с мало изменившимся в советские годы укладом, и его представители противодействуют новой системе ценностей (4, с. 59).

Как на существенный фактор, способствующий распространению и усилению исламского радикализма, следует указать на значительную криминализацию экономик и общественно - политической жизни государств Центральной Азии. А также, на соседство Афганистана, дестабилизирующим ситуацию и создающим значительное напряжение в регионе, которое усиливается вследствие организации наркотрафика через территорию Центрально Азиатских государств. С. Шерматова указывает на то, что религия в постсоветское время в Центральной Азии «оказалась тесно переплетена с политикой и деятельностью уголовного характера. При исследовании конфликтов, в которых задействованы исламские радикалы, подчас трудно разглядеть черту, отделяющую, к примеру, идеологию так называемых ваххабитов от уголовных преступлений, связанных с участием в незаконных вооруженных формированиях, похищениях людей или

незаконном обороте наркотиков. А криминалитет, в свою очередь, имеет выходы на политические и властные группировки, которые связаны с радикалами» (5, с. 205).

Конфликты на ценностной основе, а противостояние цивилизаций это не в последнюю очередь конфликт ценностей, носят особенно острый длительный характер. Для Центрально Азиатских государств, находящихся на границах мусульманского мира, конфликт ценностей со временем будет только усиливаться. И именно по этой причине выглядит вполне закономерным тот факт, что как справедливо отмечают многие аналитики, источником угрозы безопасности Центральной Азии является растущая исламизация по ваххабитскому образцу. Так, немецкий исследователь проблем Центральной Азии У. Хальбах в своей статье «Ваххабиты на Кавказе и в Центральной Азии» отмечает, что исламские группировки радикального толка усилились помимо Таджикистана в Ферганской долине, в Узбекистане и на юге Кыргызстана (6, с. 1).

В Центральной Азии, исламский радикализм существует во многом благодаря внешней финансовой поддержки. Среди источников финансирования исламских экстремистов и радикалов наиболее значимыми являются: государства - спонсоры, всевозможные исламские организации, криминальные источники, в которых наиболее значим наркобизнес, и самофинансирование.

Использованные источники:

1. Ланда Р.Г. Ислам в истории России (Текст)\ Р.Г. Ланда. - М. : Восточная литература, 1995. - 312 с.

2. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариат на проблемы современности (Текст) \ Г.М. Керимов. - СПБ . :ДИЛЯ,2009.

3. Трофимов, Д. К вопросу об этнотерриториальных и пограничных проблемах в Центральной Азии (Текст) \ Д. Трофимов \ \ Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - No 1. - С. 60 - 71.

4. Стецевич М.С. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России (Текст) \ Стецевич М.С. \ \ Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90 - летия профессорф М.И. Шахновича. - СПб: Изд - во СПбФО, 2002. - С. 57 - 68.

5. Элебаева, А.Б. Джусупбеков, А.К., Омуралиев, Н.А. Ошский межнациональный конфликт: социологический анализ (Текст) \ А.Б. Элебаева, А.К. Джусупбеков, Н.А. Омуралиев \ \ Гуманитарные проблемы современности. - Вып. 12. - Бишкек, 2010. С. 696 - 714.

6. Taylor, P. Hackers: Crime in the Digital Sublime (Text) \ P. Taylor. -London. New York: Routledge, 1999. - 134 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.