Научная статья на тему 'Уголовный закон для малолетних преступников'

Уголовный закон для малолетних преступников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1118
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / МАЛОЛЕТНИЕ / ДЕВИАЦИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / БРОДЯЖНИЧЕСТВО / ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / LAW / JUVENILE / DEVIATION MINORS OFFENSE CRIMINAL ACTIVITY / NEGLECT / HOMELESSNESS / JUVENILE DELINQUENCY AND INVOLVEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Троицкая Е.В., Сулейманов М.М.

В статье рассматривается вопрос о состоянии подростковой преступности на современном этапе развития общества и проблема реагирования на правонарушения несовершеннолетних, в том числе обоснованность и целесообразность снижения возраста уголовной ответственности до 12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the state of juvenile delinquency at the present stage of development of society and the problem of responding to juvenile delinquency, including the feasibility and advisability of lowering the age of criminal responsibility to 12 years.

Текст научной работы на тему «Уголовный закон для малолетних преступников»

68

Вестник Академии знаний №15(4) 2015

Е.В. Троицкая

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Новороссийский филиал Краснодарского Университета МВД России

E.V. Troitskaya

senior teacher of chair of criminal law and criminology Novorossiysk branch Krasnodar university of interior Ministry of Russia (elena_troitskaya1 @mail.ru)

М.М. Сулейманов курсант, Новороссийский филиал Краснодарского Университета МВД России

M.M. Suleimanov Cadet Platoon Novorossiysk branch Krasnodar university of interior Ministry of Russia

УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН ДЛЯ «МАЛОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ»

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о состоянии подростковой преступности на современном этапе развития общества и проблема реагирования на правонарушения несовершеннолетних, в том числе обоснованность и целесообразность снижения возраста уголовной ответственности до 12 лет.

Annotation. The article discusses the state of juvenile delinquency at the present stage of development of society and the problem of responding to juvenile delinquency, including the feasibility and advisability of lowering the age of criminal responsibility to 12 years.

Ключевые слова: закон, малолетние, девиации, несовершеннолетние, правонарушение, преступная деятельность, безнадзорность, бродяжничество, детская преступность, вовлечение.

Key words: law, juvenile, deviation minors offense criminal activity, neglect, homelessness, juvenile delinquency and involvement.

В настоящее время в российском обществе активно обсуждается проблема реагирования на правонарушения несовершеннолетних. Идет дискуссия и вокруг проблемы семейного благополучия детей, связанной как с жестоким обращением с ребенком, так и с недостатками в воспитании, ведущими к девиациям и нарушениям закона со стороны несовершеннолетних.

Приоритетным направлением внутренней политики Российской Федерации является обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, в том числе защита детей от вовлечения в преступную деятельность.

Современный этап развития России характеризуется тем, что несовершеннолетние остаются наиболее криминально-пораженной категорией населения. Причины этого кроются в социальные экономических проблемах, ослаблении института семьи, увеличении коли-

Всероссийский журнал

69

чества разводов и неполных семей, насилии в семьях и многих других факторах, которые в немалой степени воздействуют на воспитание детей. В результате указанных выше причин число правонарушений среди несовершеннолетних продолжает оставаться на высоком уровне.

Как следствие этого - высокие показатели безнадзорности, бродяжничества, детской и подростковой преступности.

Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2009 году число осужденных несовершеннолетних в Российской Федерации составило 56 тыс. лиц (6,3%), в 2010 году - 47 тыс. лиц (5,6%), в 2011 году - 38,3 тыс. лиц (4,8%), в 2012 году - 32,5 тыс. лиц (4,4%) от общего числа осужденных, в 2013 - 29,2 несовершеннолетних, в 2014 году - 23,6 [1].

Юношеский возраст обладает своей особенностью, потому что именно в этом периоде жизни человека закладываются определяющие качества, отражающиеся затем на протяжении всей его будущей жизни. Вряд ли возможно передать словами всю трагичность судьбы подростка, который совершил преступление, искалечив этим поступком всю свою жизнь. В связи с этим хотелось бы остановиться на причинах и условиях, в результате которых подросток совершает преступление. И прежде всего обратим внимание на то, что совершение преступления несовершеннолетним является проявлением крайнего неблагополучия в его собственной судьбе и окружающих его ежедневно условий жизни.

Характеризуя особенности несовершеннолетних, отражающиеся на их поведении, можно выделить следующие возрастные периоды.

У подростка в 10-12 лет на основе восприятия способны сформироваться суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо. На эти понятия преобладающее значение оказывают взаимоотношения с родителями, сюжеты из фильмов о сверстниках, бытовые ситуации, которые непрерывно идут через его сознание.

В14-16 лет через свои суждения к подростку приходят убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что плохо не только для него, но и для окружающих. Убежденность становится результатом прожитых им лично различных жизненных ситуаций, в том числе и конфликтных, то хорошее и плохое, что произошло уже в его жизни. Убеждение в этом возрасте становится уже позицией. У подростка складываются свои представления о социальных ценностях и предпочтениях, в соответствии с которыми формируется его круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Он способен спорить, другими способами выражать и отстаивать свою точку зрения.

И только к 18-20 годам возникает мировоззрение, основываясь на сложившихся суждениях и убеждениях. Сформированное таким образом в конкретных условиях мировоззрение с трудом поддается трансформации. Для этого необходимо прилагать гораздо большие

70

Вестник Академии знаний №15(4) 2015

усилия, нежели на изменение убеждений либо суждений. Система взглядов, воззрений на природу, общество в значительной степени предопределяют дальнейший жизненный путь молодого человека.

Количественная и качественная характеристики преступности несовершеннолетних также обладают определенными особенностями. Подростковой преступности присуща более высокая степень активности и динамичности, нежели взрослой. Человек, вставший на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддается исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляет собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе упоминается, что преступность несовершеннолетних есть будущая преступность. Таким образом, логичным будет вывод о том, что преступность несовершеннолетних является одной из причин преступности взрослых. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения [2].

Отличительные черты личностного аспекта преступности несовершеннолетних обусловлены своеобразием проявления некоторых свойств психической деятельности, характерных для данного возраста, а также спецификой взаимодействия формирующейся личности и её окружающей среды. На этом этапе личность чрезвычайно пластична, подвержена внешним влияниям, в том числе и негативным. Из-за недостаточной развитости у молодых людей навыков самоконтроля дефекты социализации проявляются у них в виде противоправных проступков, нередко закрепляются как устойчивый образ поведения и трудно поддаются исправлению.

Антисоциальному поведению несовершеннолетнего способствуют такие факторы, как, отрицательное влияние в семье, отрицательное влияние ближайшего окружения, подстрекательство со стороны взрослых преступников. Возникновение антиобщественных взглядов и привычек также обусловлены длительным отсутствием определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, безнадзорность и отсутствие должного контроля за поведением.

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью - его досуг.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные

Всероссийский журнал

71

условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и другое. Чаще всего подростки, совершившие преступления, выходцы из неблагополучных семей. Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей.

Например, мы знаем, что Гитлера в детстве мучил, унижал и дразнил отец, и мать никогда не старалась ему в этом помешать. Нам известно также, что Гитлер отрицал свои истинные чувства к отцу. Таким образом, нам становится очевиден источник его ненависти.

Но нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители. А бывает, что и в неблагополучной семье, может сформироваться положительная личность, так как неблагоприятные внешние воздействия подросток может не воспринимать, бороться с ними.

К числу причин преступности несовершеннолетних относится низкий материальный уровень многих семей, значительно отстающий от минимального прожиточного уровня, побуждает детей в таких семьях к поиску любых источников средств существования, включая противоправные. Хочется отметить, что именно кражи составляют наибольший удельный вес в преступности несовершеннолетних и составляют примерно 58% от общего количества преступлений, совершённых несовершеннолетними [2].

Одной из серьезных проблем, которая способствует преступности несовершеннолетних, становится беспризорность детей. Семья, как социальный институт снизила свою значимость в воспитании детей. В связи с изменениями в законодательстве об образовании меньше уделяется внимания воспитанию и со стороны школы. Острее стала проблема социального сиротства. Детские дома, интернаты, приюты переполнены. А число социальных сирот, безнадзорных детей продолжает увеличиваться. Дети предоставлены сами себе и улице, а родители, если они не пьяницы, не наркоманы и не сидят в тюрьме, то озабочены тяготами собственной жизни, и на детей сил и времени у них нет.

Равнодушие, безразличие и жестокость родителей к своим детям просто потрясает. Матери буквально выгоняют своих детей на улицу просить милостыню, чтобы ребенок обеспечил себе кусок хлеба, да еще и родителям бутылку спиртного.

Для трудновоспитуемых подростков характерно негативное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы и т.п.

Кризисность подросткового возраста проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

72

Вестник Академии знаний №15(4) 2015

Потребность общения должна быть реализована в благоприятных условиях, а если этого не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и др.) оно может стать опасным криминализирующим фактором.

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы.

Совершение преступления в группе характерны потому, что многие преступления технически не выполнимы для одного подростка, помимо этого, действуя в группе, некоторые подростки смелеют, становятся дерзкими, так как это одобряется групповым авторитетом.

В.И. Васильев в своей работе «Юридическая психология» дает количественные и качественные характеристики, которые отражают криминальную направленность группы: «Участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе осознанного лидера, авторитетный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особенный ритуал поведения и т.д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений» [3].

Еще одна проблема, которую нельзя не назвать - это наркомания и алкоголизм среди подростков. Самые жестокие преступления совершаются подростками под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Социальную адаптацию несовершеннолетних могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае меры педагогической коррекции бывают недостаточны, необходимо вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Причины, способствующие совершению преступлений, действующие на несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.

Таким образом, бесспорно, наиболее значимо для подростка

Всероссийский журнал

73

ближайшее окружение - семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует все то, чему он у них научился. Важнейшей сферой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь несовершеннолетний сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от преодоления которой зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для ощущения собственной полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может влиять на конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать неудовлетворенность.

Подводя итог сказанному, отметим, что наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает, однако, фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Указанные причины и условия в определенной степени поддаются регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

Г осдума готовит законопроект, который позволит снизить планку минимального возраста привлечения детей к уголовной ответственности до 12 лет. Прежде всего речь идет о тяжких преступлениях: убийстве, похищении человека, краже, изнасиловании и т.д.

Мы относимся к этой идее, скорее, отрицательно. Человек в 12 лет - совсем еще ребенок с неустоявшейся психикой, который легко поддается любому влиянию. А мы видим, в какую среду погружены сегодня дети - нагнетающие обстановку СМИ, бесконечное насилие, которое льется с экранов...

Появление 12-летних преступников говорит о проблемах и болезнях общества, поэтому меры профилактического характера должны носить комплексный характер в отношении всех агентов социализации (семьи, школы, средств массовой информации и других).

Еще в 1970-е годы американский психолог Альберт Бандура провел известный эксперимент с куклой Бобо. Ребятишкам в возрасте от 3 до 5 лет показали фильм, в котором взрослый человек жестоко обращался с пластиковой куклой, а затем запустили их в игровую комнату, где среди прочих игрушек была похожая кукла. В результате дети пытались повторить с этой куклой все то, что видели в кино [4]. Это убедительно доказывает, что показ насилия делает возможным само насилие.

Мы уверены, что, если мы начнем сажать 12-летних, мы сделаем только хуже. Во-первых, мы поместим и без того неустойчивых детей в криминальную субкультуру, которая даст развитие всем тем чертам

74

Вестник Академии знаний №15(4) 2015

характера, что мы стремимся искоренить. Во-вторых, произойдет так называемая стигматизация - на человеке с детства будет клеймо преступника, и ему придется жить с ярлыком. А это трудности при заведении новых знакомств, устройстве на работу, другие неприятности. Даже взрослый, проведя в местах лишения свободы до 5 лет, не может сразу адаптироваться к обществу, а у детей ресоциализация идет гораздо быстрее.

Можно согласиться с тем, что некоторые малолетние преступники действительно мерзавцы и заслуживают серьезного наказания. Но надо знать, что это конвейер. И если мы его запустим, под раздачу попадут все, в том числе и ребята, которых еще можно вернуть обратно.

Поэтому современная теория считает и необходимым, и единственно рациональным применять к малолетним преступникам меры исключительно воспитательного характера.

Источники:

1. Судебная статистика // www.cdep.ru/Дата обращения 11.07.2015

2. Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. С. 187-192.

3. Васильев В.Л. «Юридическая психология», учебник, 6-е изд., перераб. и доп. -СПб.: 2009. - 608 с.

4. Диксон - мл., Двадцать великих открытий в детской психологии. 2-е межд. Издание. СПб: изд-во «Прайм-Еврознак». 2004. С.265-270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.