Научная статья на тему 'УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айсханова Екатерина Султановна

В статье автором рассматриваются роль и место уголовного права в системе национальной безопасности. Автор проводит соответствующий анализ и делает ряд выводов. В частности, сделан вывод о том, что законодатель на первое место поставил охрану прав и свобод человека и гражданина, но в тоже время, в качестве приоритетного направления выделил вопросы уголовно-правовой охраны общественных отношений по реализации национальных интересов Российской Федерации в сфере уголовноправового обеспечения ее национальной безопасности. Государственный же интерес в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации уголовно-правовыми средствами как раз предполагает необходимость надежной защиты прав личности, охраняемых интересов общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW IN THE SYSTEM OF LEGAL SUPPORT OF NATIONAL SECURITY

The author considers the role and place of criminal law in the national security system. The author conducts an appropriate analysis and draws a number of conclusions. In particular, it is concluded that the legislator has put the protection of human and civil rights and freedoms in the first place, but at the same time, the issues of criminal law protection of public relations for the implementation of the national interests of the Russian Federation in the field of criminal law ensuring its national security as a priority. The state interest in ensuring the national security of the Russian Federation by criminal law means implies the need for reliable protection of individual rights, protected interests of society and the state.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1329_2020_11_254

УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АЙСХАНОВА Екатерина Султановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Россия. Е-mail: k-a-2011@mail.ru

Краткая аннотация: в статье автором рассматриваются роль и место уголовного права в системе национальной безопасности. Автор проводит соответствующий анализ и делает ряд выводов. В частности, сделан вывод о том, что законодатель на первое место поставил охрану прав и свобод человека и гражданина, но в тоже время, в качестве приоритетного направления выделил вопросы уголовно-правовой охраны общественных отношений по реализации национальных интересов Российской Федерации в сфере уголовно-правового обеспечения ее национальной безопасности. Государственный же интерес в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации уголовно-правовыми средствами как раз предполагает необходимость надежной защиты прав личности, охраняемых интересов общества и государства.

Abstract: the author considers the role and place of criminal law in the national security system. The author conducts an appropriate analysis and draws a number of conclusions. In particular, it is concluded that the legislator has put the protection of human and civil rights and freedoms in the first place, but at the same time, the issues of criminal law protection of public relations for the implementation of the national interests of the Russian Federation in the field of criminal law ensuring its national security as a priority. The state interest in ensuring the national security of the Russian Federation by criminal law means implies the need for reliable protection of individual rights, protected interests of society and the state.

Ключевые слова: уголовное право, безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, права и свободы личности, правовое обеспечение.

Keywords: criminal law, security, national security, national interests, individual rights and freedoms, legal support.

Однозначно, национальная неуязвимость от внешних и внутренних угроз равносильно общей безопасности отражает уровень жизнедеятельности государства. Она позволяет развиваться личности и державе, защищает ее национальные запросы. Бесспорно, уголовное право в системе правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, составляющей систему юридических норм и принципов политики защищенности граждан, общества и государства от внешних и внутренних угроз, получило особую роль. Фактически, оно является единственным качественным механизмом у государства для защиты общественных отношений от криминала, несущего угрозу и национальной безопасности, в том числе. Поэтому мы соглашаемся с мыслью С.Я. Лебедева, подчеркивающего, что большое количество преступлений, прописанных в уголовном законодательстве, ярко свидетельствует об истинных размерах криминальных угроз для индивидуальной неуязвимости, общества, страны. И беглого взгляда на любую из сфер безопасности России достаточно, чтобы выявить в каждом из ее положений криминогенные и антикриминогенные потенциальные и фактические качества, умеющие независимо влиять на систему безопасности. [1,с.159] Эксперт легко установит эти свойства не только в перечне аспектов, создающих угрозу той или иной сферы безопасности, но и в перечне важнейших направлений ее гарантирования, и к тому же в числе жизненно важных интересов верховной власти и человеческих общностей.

Призвание уголовного законодательства в структуре правового обеспечения национальной безопасности РФ мы рассматриваем в исполнении функций, прописанных во второй статье Уголовного Кодекса России, куда относятся:

- оберегание прав и свобод людей, имущества, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя страны от происков криминала;

- поддержание мира и безопасности социума;

- профилактика правонарушений. [2,с.91] Ранее мы подчеркивали необходимость разделения безопасности на два вида:

1. Предположительное отсутствие опасности и предпосылок к любым потрясениям.

2. Реальная защищенность общества от угроз, наличие механизмов противостоять всем вызовам.

Фактически безопасность представляет состояние объекта, когда ему не угрожает опасность.

Творец законов под угрозой понимает комплекс условий и факторов, предполагающих нанесение вреда жизненно важным интересам. С подобной формулировкой мы не согласны, ведь данное определение больше подходит для источника опасности. Поэтому если опасность, это возможный вред, то угроза, это реальная форма опасности, образуемая целенаправленными действиями враждебных агентов. [3,с.31]

Классификация угроз строится на непохожести их предпосылок. Кроме того угрозы группируются и по реальности активации данных оснований. При этом насыщение определения безопасности характеристикой угроз или жизненно важных интересов не приводит к желаемому результату, так как в подобных определениях состояние защищенности частично не раскрывается.

Понятие защищенность выступает высшей стадией мероприятий защиты, их продолжением. Защита выражается в волевой сознательной работе, направленной на ликвидацию опасности, проводимой конкретными субъектами. Состояние безопасности допускается лишь при неимении совокупности условий и факторов способных причинить ущерб. Данные рассуждения наталкивают на вывод, что термин безопасность - это более широкое понятие защищенности. [5,с.140]

Рассмотрев разные мнения, учтя разделение угроз безопасности на реальные и возможные проявления, мы пришли к вы-

воду, что безопасное положение допускается при отсутствии объективных факторов опасности, а при их наличии для достижения безопасности требуется устранение источников угроз путем проведения защитных мероприятий. Следовательно, безопасное состояние охватывает и гипотетическое неимение опасности, саму вероятность любой смуты, бедствий для людской общности и осязаемую неуязвимость к любым враждебным проявлениям, умение надежно предотвратить ущерб, усугубляющий его состояние, задающий его прогрессу отрицательную динамику или параметры (характер, темпы, геометрию и т.п.).

Творец законов не видит надобности в четком определении терминов реальная и возможная угроза, ему достаточно факта, что они исходят от источника опасности. Между тем следует знать, что реальными считаются угрозы, способные материализоваться и нанести ущерб в любую минуту. Второй вариант угроз способен нанести урон лишь при определенных условиях. Нередко потенциальная угроза дополняет реальное проявление, многократно увеличивая наносимый вред. В то же время система угроз безопасности представляет собой динамическую структуру причинно-следственных связей, чья концентрация способна многократно наращивать продуктивность приведения в действие определенной угрозы.

Анализ источников опасности показывает, что эта миссия свойственна деструктивным, враждебным условиям и факторам, чье происхождение носит естественно-природный, техногенный или социальный характер. Здесь разговор идет о недружелюбных силах, причиняющих вред при потере людьми контроля над ними. По степени влияния человеческого фактора источники опасности делятся на объективные проявления, возникающие без участия людей (наводнения, цунами, землетрясения), и субъективные, активируемые человеком. Роль источника угрозы нередко исполняют объекты материального мира и прочие условия и аспекты.

Угроза считается прямой формой выражения опасности. Она обладает потенциалом нанесения ущерба путем использования разного числа источников. Возможная или потенциальная угроза обычно обрисовывает побудителя опасности, таящего в себе вероятное бедствие, происходящее лишь при стечении ряда условий. Реальная угроза же таит осязаемую опасность, включая и потенциал уже активированных побудителей.

Данная работа послужит площадкой для разбора ключевых угроз национальной безопасности и выбора наиболее качественных мер противодействия им из действующего криминального законодательства. Итак, мы рассмотрим следующие проявления:

■ финансовое жульничество;

■ приверженность к крайним взглядам и террору;

■ ОПГ;

■ продажность должностных лиц.

Опасности экономического типа выделяются комплексностью и выражаются в падении ВВП, снижении вложений в бизнес,

урезании инновационной и научно-технической активности, развале сельскохозяйственного сектора, разладе кредитно-финансовой отрасли, увеличении госдолга пред внешними и отечественными кредиторами, расширении зависимости от сырьевого экспорта, продуктового импорта, и резко от зарубежных поставок предметов первой надобности.

Стоит отметить, что нездоровые процессы в промышленном и финансовом секторах ложатся в основу сепаратистских убеждений ряда регионов нашей отчизны. Подобные тенденции расшатывают политическую стабильность, разлаживают общее экономическое поле нашей государства, вредят его производственно-технологическим и транспортным коммуникациям, кредитному и фискальному аппарату. Вдобавок к этому нарастающее расщепление некогда единой экономики, расслоение общества по величине материального достатка, нравственно-духовная деградация усиливают число противоречий и сепаратные настроения во взаимоотношениях верховной власти и российских территориальных субъектов, превращаясь в осязаемую угрозу федеративной структуре и социально-экономическому укладу России. [6,с.14]

Выходит, этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, являющиеся идеологией немалого числа общественных организаций, плюс неуправляемая миграция благоприятствуют усилению нацизма и расизма, политического и религиозного экстремизма, формирующих среду для возникновения кровавых противостояний.

Синхронно ширится осязаемая опасность разгосударствления взаимосвязей в социуме, чему потворствует не останавливающаяся модернизация армии, промышленной, социальной и политической областей, слабость государственных надзорных и регулировочных механизмов, противоречивость законодательной базы, падение духовно-нравственного образования жителей, коррумпированность власти. Эти проявления ведут к снижению правового контроля в стране, и спайке отдельных властных структур с преступными синдикатами. Вдобавок такая ситуация способствует проникновению криминала в банковский бизнес и крупное промышленное производство. Поэтому противодействие коррупционерам и преступникам переходит из правового поля в политическую плоскость.

Преобразование форм владения имуществом и эскалация борьбы за власть на основе этнических и националистических противоречий стало причиной умножения террористических, экстремистских, организованных преступных групп и разрастания коррупционных связей. Эта тенденция и отсутствие качественного аппарата профилактики злодеяний, слабая материально-техническая и правовая оснащенность структур, противостоящих терроризму и организованному криминалитету, юридический нигилизм, нехватка квалифицированных сотрудников в силовых ведомствах многократно увеличивают значимость криминальной угрозы для личности, общества и отечества.

Противостояние криминалитету и продажности считается главнейшим предназначением уголовного законодательства и пра-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 11(191)

воведов. Но без консолидации всех ресурсов успех в данном противостоянии невозможен. Наша страна чрезвычайно нуждается в ликвидации экономической и общественно-политической базы социально-опасных активностей, в разработке и внедрении комплексной системы решений для действенной защиты индивида, общества и государства от противоправных покушений.

Необходимо выделить, что первостепенную значимость приобретает построение системы решений продуктивной социальной профилактики и пестование законопослушных членов общества. Разработанные меры должны охранять права и свободы, нравственность, здоровье, и имущество всех жителей без любых дискриминационных ограничений (раса, религия, социальный статус, прочее). [7,с.137]

По нашему мнению, термин национальная безопасность сегодня эксплуатируется разными общественными дисциплинами, где объектом исследования становится система социальных запросов индивида, людских общностей, страны, и проектирование образцового аппарата безопасности с обоснованием его целей, приоритетов, наполнения и основных векторов работы.

Учение о национальной безопасности в России пребывает в зачаточной стадии (отделение собственного предмета и подбор методологии), чем и отличается от западной науки, где оно выделено в отдельный раздел теории международных связей.

Однако в нынешних юридических изысканиях, предпринимаемых исследователями из РФ, термин безопасность встречается довольно часто, и эксплуатируется сообразно разнообразным метаморфозам, как натурального, так и социального толка, путем манипуляции такими выражениями как, госбезопасность, национальная, транснациональная и глобальная неуязвимость, прочее.

Одновременно термин безопасность выделяется многогранностью, что выражается в существовании множества трактовок ее определения и в отсутствии бесспорного понятийного аппарата теории безопасности. В связи с чем мы соглашаемся с мыслью Т.С. Латыпова, считающему, что термин безопасность в научных трудах до сего момента не имеет строгой формулировки, а еще важнее, что общество не обладает целостной концепцией его истолкования. [8,с.208] Но при этом неуязвимость остается базовой потребностью и первостепенной целью и отдельного индивида, и социума.

Прежде мы отмечали, что еще в стародавние времена фундаментальным запросом, укрепляемым и расширяемым по мере роста угроз и опасностей для граждан не только от внешних напастей, но и со стороны богатейших членов родного социума была безопасность. И в этом заключается ее самобытность. Поэтому данная проблема не утрачивает свою актуальность для общества, государства и личности даже пройдя через множество столетий.

Сегодняшние видные умы нашей и зарубежной науки не дают безопасности однозначного истолкования. К примеру, в психологии она интерпретируется, как чувствование и переживание нужности в защите насущных запросов человечества, в философии, как

одно из состояний в эволюции человеческих общностей и их структур, в юриспруденции, как система закрепления законами правовых гарантий защищенности индивида и общества, поддержания нормальной жизнедеятельности прав и свобод.

Приняв в расчет сложившуюся ситуацию, мы считаем целесообразным провести анализ дефиниции опасность, что поможет приблизиться к объективному пониманию наполнения таких терминов, как безопасность национального и общего толка.

К примеру, категория опасность имеет множество объяснений, носящих исключительно дескриптивный оценочно-описательный характер, различающихся между собой лишь перечнем входящих в них элементов описания свойств данного проявления. А в формулировке национальная безопасность неизменно присутствует внутренняя нелогичность.

Проблематика национальной неуязвимости от внешних и внутренних агрессий выходит за границы правоведения и затрагивает абсолютно все отрасли современной науки: социология, право, экономика, философия, экология, медицина, прочее.

С нашей позиции отметим, что данное концептуальное изучение национальной безопасности РФ выражается в стремлении выявить ее политико-правовые основы, в проведении анализа методов к определению и пониманию ее сути, наполнения, структуры и механизма ее восполнения.

Мы соглашаемся с выводами ученых, считающих, что рост эксплуатации формулировки национальная безопасность в официальном законотворчестве является триггером, запустившим активную исследовательскую работу ученых по теоретико-методологическому объяснению данного термина, разработке его научного толкования и выяснению сути, отражаемой им социальной реальности.

И по сей день несколько фактов об анализируемой сфере вызывают немало споров в научной среде:

1. Неимение современной концепции национальной безопасности.

2. Отсутствие единой исследовательской методологии для ее изучения.

3. Неимение унифицированного подхода к толкованию самого понятия национальная безопасность, ее наполнения, схемы.

4. Отсутствие комплексных механизмов ее гарантирования в РФ.

5. Прочее.

Формулировка и содержимое национальной безопасности нуждаются в безостановочной научной проработке для познания наполнения, сущности и предназначения этой аномалии.

Мы предполагаем, что многогранность национальной безопасности трудно вместить в формулировку, удовлетворяющую межотраслевые и междисциплинарные требования, что и делает этот термин популярным в разнообразных фундаментальных дисциплинах, в текстах законов и подзаконных постановлений. В реалиях

нарастания транснациональных противоречий, экономического давления западных стран, направленного против РФ, проблематика теории национальной безопасности приобретает сильную значимость, если станет базой для проектирования и исполнения шагов по гарантированию национальной безопасности нашего отечества.

А пока формируется довольно парадоксальная картина, когда определения безопасности не похоже друг на дружку в разных учебниках. И только зарождающаяся отечественная парадигма национальной безопасности пока наполнена системными противоречиями и не имеет ни четкой терминологии, ни четкой концепции, ни общей методологии.

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации составляет систему юридических норм и прин-Библиография:

ципов реализации политики осуществления защищенности граждан, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Основным направлениям работы по гарантированию защищенности от враждебны агентов из вне, и внутри самой страны выступает проектирование и претворение в жизнь уголовно-правовых механизмов и карательных мер для следующих угроз:

1. Правонарушения экономического класса.

2. Экстремизм и терроризм.

3. ОПГ.

4. Продажность и взяточничество.

Мы считаем, противоборство с вышеприведенными угрозами требует проработки общегосударственного комплекса эффективных контрмер.

1. Саидов З.А., Бидова Б.Б. Анализ правового механизма обеспечения национальных интересов //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №4. С. 157-160.

2. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. 2015. № 3. С. 90-98.

3. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2018. № 9. С. 31.

4. Санникова С.С. Принципы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 3 (36). С. 15.

5. Беляева Г.С. К вопросу о механизме обеспечения реализации национальных интересов //Вестник чеченского государственного университета. 2020. № 2 (38). С. 138-143.

6. Кутьин Н.Г. Безопасность. понятие, виды, определения // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 1. С. 1016.

7. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Проспект, 2018. 236с.

8. Латыпов Т.С. Национальная безопасность как правовая категория // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 205-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.