Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ'

ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LEGAL REGULATION / IDEOLOGY / SOVIET STATE / SECURITY / NATIONAL SECURITY / STATE SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яхъяева Мархат Увайсовна

Автором на основе историко-правового анализа соответствующих источников и документов исследованы вопросы становление и развитие правового регулирования национальной безопасности, в период от Октябрьской революции 2017 года до нынешнего времени. Автором представлены основные этапы развития национальной безопасности России в анализируемый период. Сделаны выводы о том, что система правового регулирования национальной безопасности выступает соразмерной реакцией государства на возникающие угрозы ее суверенитету, жизненно важным интересам личности, общества и государства и выражается в нормативно-правовом закреплении стратегических мер по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS SYSTEM OF LEGAL SECURITY IN THE SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS

Based on the historical and legal analysis of relevant sources and documents, the author examines the formation and development of legal regulation of national security in the period from the October revolution of 2017 to the present time. The author presents the main stages of development of national security of Russia in the analyzed period. It is concluded that the system of legal regulation of national security acts as a proportionate response of the state to emerging threats to its sovereignty, vital interests of the individual, society and the state and is expressed in the normative and legal consolidation of strategic measures to eliminate them.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ»

ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ ЯХЪЯЕВА Мархат Увайсовна,

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Россия. Е-таМ: marhat-95@mail.ru

Краткая аннотация: автором на основе историко-правового анализа соответствующих источников и документов исследованы вопросы становление и развитие правового регулирования национальной безопасности, в период от Октябрьской революции 2017 года до нынешнего времени. Автором представлены основные этапы развития национальной безопасности России в анализируемый период. Сделаны выводы о том, что система правового регулирования национальной безопасности выступает соразмерной реакцией государства на возникающие угрозы ее суверенитету, жизненно важным интересам личности, общества и государства и выражается в нормативно-правовом закреплении стратегических мер по их устранению.

Abstract: based on the historical and legal analysis of relevant sources and documents, the author examines the formation and development of legal regulation of national security in the period from the October revolution of 2017 to the present time. The author presents the main stages of development of national security of Russia in the analyzed period. It is concluded that the system of legal regulation of national security acts as a proportionate response of the state to emerging threats to its sovereignty, vital interests of the individual, society and the state and is expressed in the normative and legal consolidation of strategic measures to eliminate them.

Ключевые слова: правовое регулирование, идеология, советское государство, безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность.

Keywords: legal regulation, ideology, Soviet state, security, national security, state security.

Идеология советского государства базировалась на ленинской теории социалистической революции, считающей капиталистическое окружение главной угрозой советской стране. Поэтому внешняя политика СССР строилась на тезисе враждебности западных государств коммунистической державе, и использовании их противоречий для достижения собственных интересов. [1 ,с.90]

Для поддержки госбезопасности в Конституции РСФСР от 1918 года закреплялся долг гражданина оберегать социалистическое Отечество и право трудового народа на вооруженную защиту революции. 19-я статья Главного закона о задачах защиты революционных завоеваний устанавливала всеобщее прохождение воинской службы. [2,с.7]

В главном законе Советской республики от 11.05.1925 положения, закрепленные в версии 1918 года, были продублированы. Статья 10 этой конституции утверждала всеобщую воинскую обязанность для защиты завоеваний Октября. Причем почетное право оберегания Революции с оружием в руках дается лишь трудящимся, на прочих граждан возлагается исполнение других военных нужд.

Термин госбезопасность получил официальный статус в 1934 году вместе с образованием ГУ государственной безопасности под крылом НКВД. Новая структура получила полномочия ОГПУ после его расформирования. В тексте Конституции понятие госбезопасность официально включили в 1936 году. С этого момента оно употребляется в официальных документах властных органов. [3,с.40]

Во времена ВОВ законодательная база по обороне дополнилась несколькими особыми нормативами в чрезвычайном ключе. Данное действие объяснялось необ-

ходимостью перевода Красной Армии из мирного в военное положение. [4,с.46]

Отметим важный вклад СССР в создании механизма международной безопасности в послевоенный период. Например, универсальная международная организация по предупреждению военных угроз стала плодом работы Ялтинской конференции глав стран из антигитлеровской коалиции.

Когда минула середина 20-го века, все концепции гарантирования национальной безопасности закрепляются в союзной Конституции 1977 года. В ней первый раз целая глава отдается под раздел "Защита социалистического Отечества", где 31 статья говорит, что оберегание страны является важнейшей задачей власти и делом всех жителей. Также в этой версии Главного закона страны закрепляется и всеобщая обязанность армейской службы. [5,с.106]

Изучение УК РСФСР в редакциях 1922, 1926 и 1960 годов показывает, что безопасность во всех своих проявлениях выступала объектом пристального внимания со стороны верховной власти. Этот факт подтверждается и поступательным ростом ужесточения наказаний за преступления, совершенные в военное время, и обособлением юридической ответственности военных и штатских индивидов, а также введением в употребление термина «общественная опасность» в виде мерила для определения характера преступления и применения соответствующего возмездия.

Подводя итог вышеперечисленной информации, скажем, что советский этап трансформации упорядочивания безопасности в нашей стране, предшествовавший современному этапу эволюции характеризуется следующими

проявлениями:

- молодая советская власть первые годы своего господства применяла классовый подход к юридическому закреплению и использованию законодательства в области госбезопасности;

- миссия верховной власти и жителей в деле поддержания госбезопасности закреплялась на конституционном уровне;

- большое внимание уделялось конструированию правообеспечения транснациональной неуязвимости, особо во времена ВОВ и до ее завершения;

- при скрупулезном юридическом регламентировании вопросов госбезопасности, неуязвимость человеческих общностей и личности, как немаловажные компоненты национальной безопасности, почти полностью игнорировались.

Последний этап трансформации правового регулирования безопасности стартовала с развалом советской страны.

Узкоспециализированный норматив, всецело отражавший вопросы безопасности - Закон РФ «О безопасности» верховная власть ратифицировала в 1992 году. Это был первый подобный случай в истории становления отечества. Закон вступил в силу 5 марта того же года, а его 1 статья содержала формулировку безопасности - положение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от происков внешних врагов и притязаний внутренних деструктивных элементов. [6,с.172]

Данный закон устанавливал правовые базисы гарантирования неприкосновенности личности, человеческих общностей, государства, задавал систему безопасности, ее миссию, закреплял последовательность строительства и финансирования структур гарантирования безопасности и органов, ведущих надзор за их работой.

В эпопее рождения российского государства в первый раз закон причислял личность с ее правами и свободами, а также человеческую общность с ее материальными и духовными ценностями, страну с ее территориальной суверенностью и конституционным строем к важнейшим объектам неуязвимости.

Вдобавок, Закон от 1992 года содержал раздел, посвященный Совету Безопасности РФ - конституционному аппарату, подготавливающему президентские инициативы в сфере защищенности.

Далее целый массив законов касательно безопасности присоединился к вышеприведенному нормативу в период 90-х годов 20-го столетия. Так, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 1995 года было впервые закреплено понятие

национальной безопасности также были приняты Федеральный закон от 13 декабря 1996 года «Об оружии» Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и другие.

Подписанная главой государства в 1997 году Концепция национальной безопасности РФ представляется первым нормативным указом, воспроизводящим совокупную официальную позицию на задачи и национальную стратегию в сфере гарантирования безопасности личности, социума и отечества. Концепция содержит формулировки главенствующих векторов и идей государственной политики, затрагивающих статус России на мировой площадке, национальные запросы страны, ее нацбезопасность. Документ послужил базисом для проектирования узконаправленных программ и организационных документов в области госбезопасности и национальной неприкосновенности.

Концепция от 1997 года послужила основой для принятия ряда доктрин, гарантировавших безопасность:

1. Военная доктрина РФ, ратифицированная в 2000 году, базирующаяся на постулатах ее предшественницы 1993 года. Документ детализировал применительно к военной области цели Концепции 1997 года, а точнее главные угрозы военной защищенности, военной организации страны и руководства ею, военно-стратегические основы и прочее.

2. Доктрина информационной безопасности, подписанная Президентом России 9.08.2000 года, основанная на той же Концепции, детализировала комплекс официальных мнений на принципы и основные направления гарантирования безопасности информационного поля страны.

По причине смены главных приоритетов государственной политики РФ еще 2 версии концептуальных документов, касающихся госбезопасности, были приняты далее. Стратегия национальной безопасности 2009 года и действующий ныне вариант от 2015 года.

Документ 2009 года устанавливал проблематику долгосрочных национальных интересов: эволюцию демократии и гражданского общества, рост конкурентоспособности отечественной промышленности, прочность конституционного строя, поддержание территориальной целостности РФ, трансформация России в транснационального лидера. [7,с.11]

По Стратегии 2009 года национальная оборона, государственная и общественная безопасность выступают ключевыми приоритетами национальной защищенности России от враждебных проявлений отечественного типа и из вне.

Деятельность ряда крупных зарубежных государств, ориентированная на военное превосходство, оценивается верховной властью РФ в виде серьезной угрозы военной безопасности страны, поэтому была задумана качественная модернизация армии России с сохранением возможностей ядерных сил, увеличением числа подразделений постоянной готовности, приумножение боевой подготовки вооруженных сил.

Стратегия 2009 года определяла субъекты проповедующие акты террора, экстремизм и разведывательную работу зарубежных разведок главными проблемами государственной и общественной защищенности. Поэтому повышение качества исполнения своих профессиональных обязанностей силовыми ведомствами и спецслужбами, образование единой системы предупреждения преступлений, снижение коррупции и криминализации социума выступало как необходимое действие. Кроме того, рост качества жизни жителей страны также являлся одной из стратегических задач национальной безопасности.

ФЗ за номером 390 «О безопасности» был подписан 28 декабря 2010 года. Его положения существенно уточняют аспекты и наполнение процедур по поддержанию безопасности, определяют главные цели интернационального взаимодействия, расширяют компетенции главы государства, устанавливают меры противодействия терроризму и экстремизму, а также защите граждан от незаконных проявлений, пересматривают основную миссию Совета Безопасности РФ и президентские полномочия в направлении увеличения их перечня.

Обновленная Стратегия национальной безопасности РФ заработала в 2015 году. Ее принятие обусловлено появлением новых угроз для нашей отчизны. Ее текст содержит стратегические национальные приоритеты и запросы, механизмы внутренней и внешней политики для упрочнения национальной безопасности РФ и не снижаемого совершенствования с задумкой на далекое будущее.

К примеру, в перечне национальных запросов РФ присутствуют: усиление обороноспособности страны, поддержка нерушимости конституционного уклада, независимости, региональной целостности, укрепление национального единодушия, равновесия в политической и социальной сферах, поступательный рост демографии, повышение эффективности промышленности, занятие лидирующих позиций на транснациональных площадках.

Вдобавок выделены ключевые угрозы государственной и социальной безопасности. К ним отнесены следующие проявления: активность зарубежных разведок, деятельность террористов, радикальных образований, ОПГ, коррупционная составляющая. Меры по устранению

этих опасностей также прописаны в новой Стратегии.

Вдобавок в документе представлены шаги, заточенные на рост качества жизни жителей страны: поддержание продовольственной безопасности, доступность комфортного жилья, хорошего образования и медпомощи, создание высокоэффективных рабочих мест, улучшение условий труда и рост заработной платы, подобающее пенсионное обеспечение.

Сверх того, перечислены мероприятия по гарантированию экономической безопасности государства, а также защищенности в науке, технологиях, культуре, экологии, образовании, прочем.

Кроме перечисленных направлений Стратегия уделяет внимание вопросам активной международной политики, нужной для поддержания стратегического равновесия и равноправного партнерства.

Анализ современного этапа правового обеспечения позволяет выделить его основные характеристики:

- отечественное законодательство последнего десятилетия 20 столетия закрепило совершенно новый для нашего государства метод подхода к проблеме безопасности, базирующийся на утверждении высшими ценностями прав, свобод и законных интересов общества и индивида;

- впервые в российской истории термин национальная безопасность РФ, представленный в виде защищенности ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единоличного властного источника в стране был закреплен в законодательстве;

- национальная безопасность России в амплуа сегмента международной безопасности в границах определенной государства;

- случилась значительная систематизация и разделение опасностей для национальной российской неуязвимости;

- выстроена правильная система гарантирования национальной безопасности.

Резюмируя знакомство с трансформацией правового обеспечения безопасности в нашей стране, подчеркнем, что нужность в поддержании защищенности от внешних и внутренних угроз перекликается с становлением и эволюцией страны. Вопросы обеспечения национальной безопасности напрямую связаны с обеспечением национальных интересов и формированием права с помощью правовых средств, способствующих защите и реализации государственных интересов и правопорядка.

Исследуя эволюцию правового обеспечения безопасности, мы установили прямую зависимость последствий юридического закрепления компонентов обеспечения безопасности, от уровня познания и группирования верховной

властью угроз безопасности страны на определенном этапе ее исторического преобразования. Таким образом, на большей части исторических вех главенствующими направлениями правовой регламентации безопасности выступала военная защищенность, причем вначале она предназначалась для реализации задач по захвату и освоению новых локаций, а далее для обеспечения целостности и

независимости на территории государства и ее обороне.

Получается, изменение законодательства в области обеспечения безопасности является здоровой реакцией верховной власти на появляющиеся угрозы для независимости страны, жизненных интересов личности, социума и государства с целью быстрой выработки действенных меры по их ликвидации.

Библиография:

1. Кийко М.Ю. Эволюция Российской системы национальной безопасности: историко-правовой аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2. С. 88-94.

2. Алексеева А. Н. Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы развития российского конституционализма // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 7-8.

3. Беляева Г.С., Беляев В.П. К вопросу о некоторых направлениях оптимизации механизма обеспечения национальной безопасности в России // Национальная безопасность. 2018. № 5. С. 37 - 46.

4. Бидова Б.Б. Национальная безопасность и национальные интересы: феноменологическая характеристика //Право и политика. 2020. №6. С. 39-55.

5. Неверов А.Я. Становление и развитие правового регулирования вопросов обеспечения национальной безопасности в исторической ретроспективе развития общества //Современное общество и власть. 2018. № 3(17). С. 105-108.

6. Бидова Б.Б. Обеспечение национальных интересов России в контексте стратегии национальной безопасности. Кисловодск: АНО ДПОН «УЦ «Магистр». Кисловодск, 2018. 236 с.

7. Кузниченко С.А. Исторические аспекты введения административно-правовых режимов //Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. № 2. С.8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.