УДК 343.265
И. В. Дворянсков, Д. И. Иванов
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ ИЛИ МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
В условиях исполнения наказаний важнейшей задачей является организация этого процесса таким образом, чтобы соотношение его эффективности и затрачиваемых на это средств было оптимальным. Под эффективностью в данном случае понимается уровень достижения целей наказания, закрепленных в уголовном законе, и, прежде всего, предупреждения совершения новых преступлений. Статья посвящена изучению проблем предупреждения преступлений и прочих правонарушений осужденными к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества в аспекте эффективности и оптимизации затрачиваемых средств и ресурсов. Раскрываются механизм и условия применения к осужденным превентивных и карательных мер. Уголовно-правовые средства предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений осужденными рассматриваются как самостоятельный институт уголовного права. Уголовно-правовые средства предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений осужденными к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества имеют основания называться самостоятельным институтом уголовного права и подлежат дальнейшему изучению.
Ключевые слова: предупреждение преступлений и иных правонарушений; осужденные к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества; условное осуждение; исправительные работы; условия и обязанности, вытекающие из содержания наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества; средства контроля за поведением осужденных; средства, устанавливающие ответственность за невыполнение предписанных условий и обязанностей.
I. V. Dvoryanskov, D. I. Ivanov
CRIMINAL-LEGAL MEANS OF PREVENTING CRIMES AND OTHER OFFENCES CONVICTED TO PENALTIES OR MEASURES OF CRIMINAL AND LEGAL NATURE WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY
In the conditions of execution of punishments the major task is the organization of this process so that the ratio of its efficiency and the means spent for it was optimum. Efficiency in this case is understood as the level of achievement of the objectives of punishment, fixed in the criminal law, and, first of all, preventions of commission of new crimes. Article is devoted to studying of problems of the prevention of crimes and other offenses condemned to punishments or measures of criminal and legal character without isolation from society in aspect of efficiency and optimization of the spent means and resources. The mechanism and conditions of application to condemned preventive and punitive measures reveal. Criminal and legal means of the prevention of commission of crimes and other offenses are considered by the condemned as independent institute of criminal law. Criminal
© Дворянсков И. В., Иванов Д. И., 2015.
and legal warning facilities of commission of crimes and other offenses condemned to punishments or measures of criminal and legal character without isolation from society have the bases to be called as independent institute of criminal law and are subject to further studying.
Keywords: prevention of crimes and other offences; convicted to penalties or measures of criminal and legal nature without isolation from society; probation; corrective labour; conditions and obligations arising from the content of punishments and measures of criminal and legal nature without isolation from society; means of controlling the behaviour of convicts means establishing liability for failure to comply with the prescribed conditions and responsibilities.
В условиях исполнения наказаний важнейшей задачей является организация этого процесса таким образом, чтобы соотношение его эффективности и затрачиваемых на это средств было оптимальным. Под эффективностью в данном случае понимается уровень достижения целей наказания, закрепленных в уголовном законе, и, прежде всего, предупреждения совершения новых преступлений. На практике работникам уголовно-исполнительной системы зачастую приходится сталкиваться с игнорированием предъявляемых требований со стороны одних осужденных, открытым противостоянием — со стороны других. Таким образом, процесс исполнения наказания связан с необходимостью обеспечения не только его соответствия нормативным и судебным предписаниям. Реальное достижение целей наказания требует выработки и осуществления особых (профилактических) мероприятий, направленных на снижение вероятности развития девиан-тогенных явлений и процессов. Особенно это актуально в отношении осужденных к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. В отличие от лишенных свободы, такие лица более подвержены влиянию криминальных и девиантоген-ных факторов, поскольку они не находятся в условиях изоляции и сохраняют в целом социальные связи, в том числе продуцирующие их противоправное поведение.
В арсенале уголовного закона есть ряд правовых средств предупреждения совершения преступлений и иных пра-
вонарушений. Их можно классифицировать на три группы:
1) условия и обязанности, вытекающие из содержания наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества;
2) средства контроля за поведением осужденных;
3) средства, устанавливающие ответственность за невыполнение предписанных условий и обязанностей.
Первая группа характеризуется императивной регламентацией условий отбывания назначенных наказания или меры уголовно-правового характера. Они определяются прежде всего содержание карательного (правоограничи-тельного) механизма, применяемого к осужденному. Так, штраф предполагает размер, способ исчисления и порядок взыскания денежных средств с осужденного. Обязательные работы, как известно, заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Они устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Такая мера уголовно-правового характера, как условное осуждение, предполагает целый ряд условий и вытекающих из них обязанностей, которые должен выполнять осужденный: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без
уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Предупредительное значение данной группы правовых средств заключается в том, что осужденному задается определенный правовой режим поведения, который, с одной стороны, содержит императивные предписания, которые он должен исполнять самостоятельно, и правовые последствия их нарушения, тем самым запускает некий механизм самоконтроля. С другой стороны, эти предписания дают основание для контроля со стороны государства в лице специализированных органов. Как известно, возникновение ответственности возможно лишь при условии предварительного предъявления к поведению людей определенных требований, сформулированных устно или письменно в соответствующих правилах. Деяние, противоречащее этим требованиям, влечет ответственность нарушителя (не субъективные переживания, не угрызения совести), а вполне осязаемое государственное порицание, сопровождающееся принуждением.
Таким образом, установление условий и обязанностей поведения осужденного является субъективно-превентивным средством предупреждения.
Вторая группа средств предупреждения связана с контролем за поведением осужденных со стороны государства и субъектов, на которых законом возложены контролирующие функции. К таким средствам можно отнести:
- полномочия по исполнению уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера;
- контроль за поведением осужденного;
- полномочия по применению мер воздействия на осужденного, нарушающего предписания, вытекающие из закона и приговора суда;
- полномочия по принятию властных решений, обусловленных правонарушением.
К примеру, при исполнении исправительных работ уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных Кодексом; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об
уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.
Таким, образом, вторую группу можно назвать объективно-превентивными средствами.
Наконец, третья группа средств определяет правовые последствия невыполнения осужденным предъявляемых к нему требований. Так, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ. При условном осуждении варианты правовых последствий неисполнения осужденным возложенных на него обязанностей более дифференцированы. Если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонился от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, или совершил нарушение общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, может продлить испытательный срок, но не более чем на один год.
Если условно осужденный в течение продленного испытательного срока в связи с его уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, систематически уклоняется от возмещения указанного вреда, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, также может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, суд по представлению уголовно-
исполнительной инспекции может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.
Данная группа средств обладает объективно-субъективным механизмом воздействия. С одной стороны, нарушение предъявляемых к осужденному требований влечет для него негативные правовые последствия. С другой — предупреждение об этом призвано психологически удерживать его от совершения определенных деяний. В этом смысле воздействие данной группы средств схоже с наказанием. Мы полагаем, что это разновидность уголовно-правовых санкций, которые, исходя из их предназначения, можно назвать обеспечительными. Они обеспечивают исполнение осужденным требований закона и приговора суда.
В отличие от санкций, содержащихся в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, они имеют иные основания применения, а именно — нарушение порядка и условия отбывания наказания и иных мер уголовно-правового характера. Кроме того, является иным и порядок их применения. Функции установления, в том числе доказывания факта нарушения, возложены не на органы расследования, а на специализированные государственные органы, осуществляющие контроль за осужденными. Решение о применении меры воздействия выносит суд, но
по весьма упрощенной процедуре по сравнению с рассмотрением уголовного дела по существу. Основаниями изменения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера определение или постановление суда, вступившие в законную силу.
Данные санкции довольно схожи с уголовно-исполнительными мерами воздействия, применяемыми в аналогичных случаях. Например, согласно ч. 2 ст. 46 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания,
а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Вместе с тем, уголовно-исполнительные санкции имеют отличия — они назначаются не судом и имеют, если можно так выразиться, скорее процессуальный характер.
Подводя итог сказанному, следует сказать, что уголовно-правовые средства предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений осужденными к наказаниям или мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества имеют основания называться самостоятельным институтом уголовного права и подлежат дальнейшему изучению.
Сведения об авторах
Дворянсков Иван Владимирович: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), главный научный сотрудник НИЦ-2, доктор юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Иванов Дмитрий Иванович: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по Московской области (г. Лобня), начальник Лобненского отдела. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Dvoryanskov Ivan Vladimirovich: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow), chief scientific employee, doctor of law. E-mail: [email protected]
Ivanov Dmitry Ivanovich: the Department of Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography of the Russian Federation for Moscow region (Lobnya), head of Lobnensky Department. E-mail: [email protected]
УДК 343.823
Д. В. Горбань
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ И СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ
Современная уголовно-исполнительная политика, одним из приоритетных направлений которой являетсяресоциализация осужденных, в полной мере согласуется с целями наказания. Действительно, в процедуре исполнения отдельных видов уголовных наказаний, как связанных с изоляцией осужденного от общества, так и не связанных с данной изоляцией, остается сложной проблема оптимизации соотношения карательной и исправительной составляющих, что требует дальнейшего совершенствования механизма исправительного воздействия, усиления в нем мотивации
© Горбань Д. В., 2015.