Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ТАКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОСНОВАНИЯ И ПРЕДЕЛЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / АЛГОРИТМАХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ТАКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIMES THAT HINDER THE PROVISION OF HEALTH CARE DURING THE COVID-19 PANDEMIC / THE COVID-19 PANDEMIC / NEW CORONAVIRUS INFECTION / CRIMINAL LEGAL MEANS OF PROVIDING HEALTH CARE / CRIMINOLOGICAL AND CRIMINAL LEGAL CHARACTERISTICS / CLASSIFICATION AND TYPES OF SUCH CRIMES / GROUNDS AND LIMITS OF CRIMINAL LIABILITY OF MEDICAL WORKERS / ALGORITHMS FOR ACTIONS WHEN DETECTING SUCH CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Данила Владимирович

В статье представлены результаты исследования проблем уголовно-правовой оценки преступных посягательств на систему здравоохранения в период пандемии COVID-19. Изучены социальные предпосылки такой преступности, ее криминологические характеристики. С учетом того, что большинство уголовно-правовых норм, направленных на предупреждение преступлений, снижающих потенциал государства в сфере борьбы с новой коронавирусной инфекцией, обстоятельно рассмотрена нормативно-правовая база противодействия распространению пандемии COVID-19, проанализированы федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы Минздрава России и других органов государственной власти, определяющие порядок функционирования государственных органов, медицинских учреждений и организаций, права и обязанности граждан и юридических лиц, в том числе дополнительно регламентированные в период пандемии COVID-19, меры по профилактике этого заболевания в различных сферах социальной жизни. Сформулирована задача оптимизации уголовно-правового обеспечения здравоохранения в период пандемии COVID-19 с учетом реально складывающейся ситуации с распространением указанной инфекции и практики по противодействию этому. В рамках решения указанной задачи, на основе критического анализа существующих в науке уголовного права подходов формулируется собственное понятие преступлений, посягающих на систему здравоохранения в период пандемии COVID-19, дается характеристика проблемы, изучается их правовая и социальная природа, проводится систематизация таких преступлений. На основе полученных данных дана общая характеристика преступлений, посягающих на систему здравоохранения в период пандемии COVID-19, рассмотрены их уголовно-правовые признаки, изучены теоретические подходы к определению их сущности, сформулирована авторская позиция по данному вопросу. Дана авторская классификация преступлений, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19. Последовательно рассмотрены группы таких преступлений. Выработаны предложения по совершенствованию толкования соответствующих уголовно-правовых норм в науке и правоприменительной практике. Статья адресована не только ученым и практическим работникам правоохранительных органов, но и медикам, зачастую работающих в условиях дефицита правовых знаниях о своих правах и обязанностях, квалификации тех или иных деяний с точки зрения уголовного закона, основаниях и пределах уголовной ответственности за те из них, которые образуют состав преступления, алгоритмах действий в случае обнаружения таких деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL MEANS OF PROVIDING HEALTH CARE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article presents the results of a study of the problems of criminal legal assessment of criminal attacks on the health care system during the COVID-19 pandemic. The social background of such crime and its criminological characteristics are studied. Given the fact that most of criminal law, aimed at preventing crime, reducing the capacity of the state in the fight against novel coronavirus infection treated in depth by the legal and regulatory framework is impeding the spread of the pandemic COVID-19, and analyzed Federal laws, decrees of the President of the Russian Federation, decisions and orders of the Government of the Russian Federation, orders of the Ministry of health of Russia and other state bodies governing the functioning of public authorities, medical institutions and organizations, the rights and obligations of citizens and legal entities, this includes measures for the prevention of this disease in various areas of social life that are additionally regulated during the COVID-19 pandemic. The task of optimizing the criminal law provision of health care during the COVID-19 pandemic is formulated, taking into account the actual situation with the spread of this infection and the practice of countering it. As part of this task, based on a critical analysis of existing approaches in the science of criminal law, we formulate our own concept of crimes that infringe on the health system during the COVID-19 pandemic, characterize the problem, study their legal and social nature, and systematize such crimes. On the basis of the obtained data, a General description of crimes that encroach on the health system during the COVID-19 pandemic is given, their criminal-legal features are considered, theoretical approaches to determining their essence are studied, and the author's position on this issue is formulated. The author's classification of crimes that hinder the provision of health care during the COVID-19 pandemic is given. Groups of such crimes are consistently considered. A General description of their objective and subjective characteristics is given. Proposals for improving the interpretation of the relevant criminal law norms in science and law enforcement practice have been developed, and suggestions for their improvement have been substantiated and formulated. The article is addressed not only to scientists and practitioners of law enforcement agencies, but also to doctors who often work in conditions of a lack of legal knowledge about their rights and obligations, the qualification of certain acts from the point of view of criminal law, the grounds and limits of criminal liability for those that constitute a crime, and algorithms for actions in case of detection of such acts.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Ильин Д.В.

12.00.08 Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Criminal law and criminology; Criminal enforcement law

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-31-41

Уголовно-правовые средства обеспечения здравоохранения в период пандемии COVID-19

Д.В. Ильин ©

НО Московская коллегия адвокатов «Единство Солидарность», г. Москва, Российская Федерация

E-mail: peter.rajkovsky@gmail.com

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблем уголовно-правовой оценки преступных посягательств на систему здравоохранения в период пандемии COVID-19. Изучены социальные предпосылки такой преступности, ее криминологические характеристики. С учетом того, что большинство уголовно-правовых норм, направленных на предупреждение преступлений, снижающих потенциал государства в сфере борьбы с новой коронавирусной инфекцией, обстоятельно рассмотрена нормативно-правовая база противодействия распространению пандемии COVID-19, проанализированы федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы Минздрава России и других органов государственной власти, определяющие порядок функционирования государственных органов, медицинских учреждений и организаций, права и обязанности граждан и юридических лиц, в том числе дополнительно регламентированные в период пандемии COVID-19, меры по профилактике этого заболевания в различных сферах социальной жизни. Сформулирована задача оптимизации уголовно-правового обеспечения здравоохранения в период пандемии COVID-19 с учетом реально складывающейся ситуации с распространением указанной инфекции и практики по противодействию этому. В рамках решения указанной задачи, на основе критического анализа существующих в науке уголовного права подходов формулируется собственное понятие преступлений, посягающих на систему здравоохранения в период пандемии COVID-19, дается характеристика проблемы, изучается их правовая и социальная природа, проводится систематизация таких преступлений. На основе полученных данных дана общая характеристика преступлений, посягающих на систему здравоохранения в период пандемии COVID-19, рассмотрены их уголовно-правовые признаки, изучены теоретические подходы к определению их сущности, сформулирована авторская позиция по данному вопросу. Дана авторская классификация преступлений, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19. Последовательно рассмотрены группы таких преступлений. Выработаны предложения по совершенствованию толкования соответствующих уголовно-правовых норм в науке и правоприменительной практике. Статья адресована не только ученым и практическим работникам правоохранительных органов, но и медикам, зачастую работающих в условиях дефицита правовых знаниях о своих правах и обязанностях, квалификации тех или иных деяний с точки зрения уголовного закона, основаниях и пределах уголовной ответственности за те из них, которые образуют состав преступления, алгоритмах действий в случае обнаружения таких деяний.

Ключевые слова: преступления, препятствующие обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19, пандемия COVID-19, новая коронавирусная инфекция, уголовно-правовые средства обеспечения здравоохранения, криминологическая и уголовно-правовая характеристика, классификация и виды таких преступлений, основания и пределы уголовной ответственности медицинских работников, алгоритмах действий при обнаружении таких преступлений

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-31-41

Criminal legal means of providing health care during the COVID-19 pandemic

D.V. Ilin ©

NO Moscow bar Association "Unity of Solidarity", Moscow, Russian Federation

E-mail: peter.rajkovsky@gmail.com

Abstract. The article presents the results of a study of the problems of criminal legal assessment of criminal attacks on the health care system during the COVID-19 pandemic. The social background of such crime and its criminological characteristics are studied. Given the fact that most of criminal law, aimed at preventing crime, reducing the capacity of the state in the fight against novel coronavirus infection treated in depth by the legal and regulatory framework is impeding the spread of the pandemic COVID-19, and analyzed Federal laws, decrees of the President of the Russian Federation, decisions and orders of the Government of the Russian Federation, orders of the Ministry of health of Russia and other state bodies governing the functioning of public authorities, medical institutions and organizations, the rights and obligations of citizens and legal entities, this includes measures for the prevention of this disease in various areas of social life that are additionally regulated during the COVID-19 pandemic. The task of optimizing the criminal law provision of health care during the COVID-19 pandemic is formulated, taking into account the actual situation with the spread of this infection and the practice of countering it. As part of this task, based on a critical analysis of existing approaches in the science of criminal law, we formulate our own concept of crimes that infringe on the health system during the COVID-19 pandemic, characterize the problem, study their legal and social nature, and systematize such crimes. On the basis of the obtained data, a General description of crimes that encroach on the health system during the COVID-19 pandemic is given, their criminal-legal features are considered, theoretical approaches to determining their essence are studied, and the author's position on this issue is formulated. The author's classification of crimes that hinder the provision of health care during the COVID-19 pandemic is given. Groups of such crimes are consistently considered. A General description of their objective and subjective characteristics is given. Proposals for improving the interpretation of the relevant criminal law norms in science and law enforcement practice have been developed, and suggestions for their improvement have been substantiated and formulated. The article is addressed not only to scientists and practitioners of law enforcement agencies, but also to doctors who often work in conditions of a lack of legal knowledge about their rights and obligations, the qualification of certain acts from the point of view of criminal law, the grounds and limits of criminal liability for those that constitute a crime, and algorithms for actions in case of detection of such acts.

Key words: crimes that hinder the provision of health care during the COVID-19 pandemic, the COVID-19 pandemic, a new coronavirus infection, criminal legal means of providing health care, criminological and criminal legal characteristics, classification and types of such crimes, grounds and limits of criminal liability of medical workers, algorithms for actions when detecting such crimes

FOR CITATION: Ilin D.V. Criminal legal means of providing health care during the COVID-19 pandemic. Sociopolitical Sciences. 2020.Vol. 10 . No . 6 . Pp . 31-41. (In Russ .) DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-31-41 V_/

ВВЕДЕНИЕ

В 2020 г. весь мир столкнулся с глобальной угрозой распространения новой коронавирусной инфекции -COVID-19, которая в короткие сроки приобрела характер пандемии. Этот вирус относится к семейству коро-навирусов, поражающих как людей, так и животных. Для большинства людей они знакомы с детства по заболеваниям ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) и в массовом сознании не воспринимались как источники серьезных заболеваний. Гораздо более опасным по симптомам и последствиям считался вирус гриппа.

Как правило, коронавирусы вызывают у человека респираторные инфекции в диапазоне от обычной простуды до более серьезных состояний. Однако последний из недавно открытых коронавирусов вызы-

вает заболевание COVID-19. Впервые его обнаружили в китайской провинции Ухань в декабре 2019 г. Но ввиду его высокой контагиозной способности (заразности) и открытости современного мира, постоянному перемещению больших потоков людей между странами посредством авиации, морского, железнодорожного и иного транспорта, весьма простых условий получения виз до пандемии, новый коронавирус быстро распространился по всему миру, вызвав пандемию, т.е. особо сильная эпидемия, распространившаяся на территории всего мира; высшая степень развития эпидемического процесса.

Он передается в первую очередь воздушно-капельным путем в результате вдыхания капель, выделяемых из дыхательных путей больного, например при кашле или чихании, а также капель слюны или выделений из носа. Также он может распространяться через

Ильин Д.В.

слизистые поверхности при непосредственном контакте с источником вируса. Так, вирус, попадая на руки человека впоследствии может быть перенесен на слизистые глаз или носа при непосредственном контакте.

Данное заболевание представляет смертельную опасность. По данным РБК на начало декабря 2020 г. во всем мире заразилось коронавирусом 66,5 млн человек. От заболеваний, вызванных этой инфекцией, умерло 1,5 млн человек. В России цифры, а также динамика их изменений также свидетельствуют о довольно угрожающей ситуации. С начала эпидемии COVID-19, по данным оперативного штаба по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, заболели свыше 2,46 млн человек. Всего в стране от ко-ронавируса умер 43 141 человек. Выздоровели с начала эпидемии 1,93 млн заболевших1.

Таким образом, данное заболевание по настоящее время представляет смертельную опасность. Эта ситуация усугубляется тем, что хотя по состоянию на декабрь 2020 г. создано и запатентовано несколько вакцин от коронавирусной инфекции (в том числе и российская вакцина Спутник V), массовая вакцинация населения пока не началась и высокий риск заражения для большинства людей сохраняется. Есть данные, что даже для тех, кто уже переболел этим заболеванием, не исключается возможность повторного заражения.

По данным интернет-портала стопкоронавирус.рф заразиться COVID-19 могут представители всех возрастных категорий. Как представляется, пожилые люди и люди, больные определенными заболеваниями (например, астмой, диабетом, болезнью сердца), подвержены повышенному риску развития тяжелых форм коронавирусной инфекции. ВОЗ рекомендует лицам любого возраста принимать меры по защите от заражения, в том числе посредством соблюдения гигиены рук и органов дыхания2.

В этой связи все государства мира принимают повышенные меры, обеспечивающие функционирование системы здравоохранения, бесперебойную работу медицинских учреждений, снабжение их необходимым оборудованием, лекарствами и другими медикаментами. В немалой степени эффективному противодействию пандемии коронавируса способствуют и правовые средства, направленные на регулирование и оптимизацию такой деятельности.

Начиная с марта 2020 г., когда в Российской Федерации стали фиксироваться первые случаи заболевания COVID-19 высшие органы власти предпринимают необходимые и оперативные шаги по минимизации и преодолению негативных социальных последствий, вызываемых пандемией. Самой заметной мерой стал режим нерабочих дней, введенный Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 28 марта 2020 г. и продлившийся до 3 апреля 2020 г. В последующем он продлевался дважды: Указом Президента от 02.04.2020 № 239 с 4 по 30 апреля, и Указом от 28.04.2020 № 294 -на период с 6 по 8 мая (см.: [5-7]).

1 См.: https://www.rbc.ru/society/06/12/2020/5e2fe9459a79479d102 bada6 (дата обращения: 06.12.2020).

2 См.: https://www.стопкоронавирус.рф/about-covid/#faq1 (дата

обращения: 06.12.2020).

Это было необходимо, чтобы снизить темпы распространения в стране коронавирусной инфекции после того, как официальное число заразившихся превысило 1 тыс. человек. Выступая с обращением к россиянам 25 марта, президент Владимир Путин подчеркнул, что безопаснее всего сейчас - просто «побыть дома»3.

Пандемия коронавируса, будучи самой опасной за последние десятилетия, выявила целый ряд проблем в отечественном здравоохранении, в том числе и уголовно-правового характера.

В этой связи важной задачей является определение круга и классификация преступлений, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19. Нормы о данных преступлениях предусматривают посягательства на различные объекты и расположены в различных главах (разделах) Особенной части УК РФ. Вместе с тем, они могут быть интегрированы в одну группу по признаку факультативного объекта, включающего общественные отношения в сфере обеспечения здравоохранения в период пандемии COVID-19. Соответственно, посягательства на этот объект могут доктринально рассматриваться как преступления, препятствующие обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19.

Разрозненное расположение норм о данных преступлениях в уголовном кодексе требует решения двух задач: определение таких преступлений и их классификация.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СОУЮ-19

Прежде чем дать такое определение, необходимо установить круг таких деяний. Это в свою очередь требует анализа признаков, которые могут послужить критерием для такой группировки. Представляется, что формулировка таких признаков прямо обусловлена направлениями государственной политики по противодействию распространению пандемии COVID-19. В литературе приводятся различные классификации угроз криминологической безопасности в сфере профилактической медицины (ПМ) (см., напр.: [16]).

В.Н. Бурлаков, В.Ф. Щепельков и Н.И. Дивеева строят классификацию угроз (или рисков), понижающих криминологическую безопасность в сфере ПМ, можно на основе локализации источников детерминации.

Первая группа рисков включает объективные причины криминализации сферы ПМ. К ним относятся: ятрогенные последствия медицины; коррупция в сфере здравоохранения; слабый публичный контроль за осуществлением медицинской практики; отказ рассматривать медицинскую помощь как проявление социальной политики государства и ее коммерциализация путем расширения платности и разнообразия медицинских услуг; медикализация; отсутствие четко работающего правового механизма возложения ответственности за некачественное предоставление медицинских услуг (например, в ст. 235 УК в простом составе не конкретизировано общественно опасное

3 См.: https://tass.ru/obschestvo/8103369 (дата обращения: 07.12.2020).

последствие - причинение вреда, в силу чего расширяется возможность правоприменительной криминализации, так как по этой статье можно привлечь к уголовной ответственности и за причинение легкого, средней тяжести, тяжкого вреда здоровью, а можно только в случае причинения тяжкого вреда здоровью); высокий риск возникновения коррупционных отношений и повышенная их латентность; высокий уровень доходности, стимулирующий проникновение в профилактическую деятельность организованной преступности.

Вторая группа рисков включает субъективные причины криминализации сферы ПМ. К ним относятся: нивелирование нравственной основы медицинской деятельности в этой сфере; формирование у медицинского работника профессиональной установки на оказание медицинской помощи как обычной платной услуги и понижение чувства профессиональной ответственности за их качество; формирование у населения (потенциальных и реальных пациентов) мнения о бесполезности, некачественности медицинской профилактической помощи; существование распространенного в общественном сознании страха скорее не избавиться от болезни, а заразиться ею (истории известны случаи, когда для преодоления таких страхов монарх первым делал прививку, чтобы дать своим подданным пример) [15].

При всей достоверности данной классификации следует отметить ее излишнюю наукообразность и недостаточную практическую ориентированность. Представляется, что более удачный критерий группировки преступлений, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19, представляют собой объективные признаки преступления, характеризующие объект и предмет преступления, само деяние, и возможные последствия.

1. К наиболее опасной группе посягательств, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19, косвенно относятся посягательства на жизнь и здоровье пациентов. К таким посягательствам могут быть отнесены:

а) причинение смерти по неосторожности (ст. 109

УК РФ);

б) причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);

в) неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);

г) воспрепятствование оказанию медицинской помощи (ст. 124.1 УК РФ);

д) оставление в опасности (ст. 125 УК РФ).

В литературе способность медицинской деятельности порождать заболевания или даже смерть называют ятрогенезом. К нему же может быть отнесено и непредотвращение заболевания в случаях, когда это было возможно и на медицинских работниках лежала обязанность по предотвращению заболевания, а также когда не минимизированы последствия, связанные с ухудшением здоровья человека [15].

С одной стороны, речь идет об общеуголовных составах преступлений, посягающих на личность, а с другой они могут быть применимы и в тех случаях, когда медицинские работники не выполняют своих обязанностей или выполняют их с нарушением установленных требований. Например, если диспетчер скорой помощи игнорирует вызов больного с симптомами

коронавируса, либо врач скорой помощи отказывается ее оказывать или доставлять пациента в больницу под различными предлогами, эти деяния можно квалифицировать, в зависимости от обстоятельств дела как неоказание помощи больному или оставление в опасности. Соответственно, неправильный диагноз, неквалифицированное лечение, назначение препаратов, не оказывающих лечебного эффекта или вызывающих осложнения, что в итоге приводит к тяжкому вреду здоровью или смерти пациента по неосторожности, следует квалифицировать по ст. 111 или 109 УК РФ.

К сожалению, на практике встречаются случаи воспрепятствования оказанию медицинской помощи. Это может быть обусловлено какими-либо религиозными соображениями либо хулиганскими мотивами. В любом случае такие деяния при наличии умысла и наступлении по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти пациента должны квалифицироваться по ст. 124.1 УК РФ.

2. К мерам по обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19, безусловно, следует отнести информационную политику. В условиях нового и опасного заболевания как никогда важно получение достоверной информации о его специфике и особенностях распространения. В первую очередь это важно для органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку только подлинная (не приукрашенная, но и не преувеличенная) картина развития пандемии может способствовать принятию своевременных, грамотных и эффективных управленческих решений по предотвращению (или, по крайней мере снижению скорости) ее распространения, минимизации негативных последствий и, в первую очередь, максимальному спасению жизни людей.

Не менее важна объективная информация для граждан, поскольку только обладание ею помогает правильно вести себя в этот непростой период, избежать излишнего риска заражения, сохранить свое здоровье и даже жизнь.

Наоборот, сокрытие такой информации, ее искажение, включая как занижение, так и завышение реальной опасности, может повлечь весьма тяжелые последствия, выражающиеся в принятии либо недостаточных, либо чрезмерно жестких мер по противодействию распространению пандемии COVID-19, строительства и переоборудования помещений больниц для лечения заболевших коронавирусом, недофинансирование закупок медикаментов, искаженное информирование населения о распространении и симптомах этой болезни и, как следствие - утрату авторитета органов власти и самоуправления, недоверие к проводимым мерам.

В этой связи, важным критерием отнесения преступлений, к деяниям, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19, является препятствие поступлению достоверной информации о ситуации с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Проблема сокрытия информации о коронавиру-се и подлинных сведений о количестве зараженных и умерших, к сожалению, весьма актуальна в последнее время. Так, по данным расследования интернет-портала «Медиазона» за время пандемии COVID-19 с апреля по октябрь 2020 г. в России умерло на 120 тыс. человек

Ильин Д.В.

больше, чем в среднем за этот период за последние 5 лет. Это следует из данных Росстата, которые изучила «Медиазона». Избыточная смертность составила 18%. Если учесть только период с апреля по сентябрь -те месяцы, по которым есть полные данные Росстата -то прирост смертности составит 106 тыс. человек.

По официальной же статистике Роспотребнадзора за апрель-сентябрь в России от COVID-19 умерло в пять раз меньше - 20 698 человек. Росстат, который ведет подсчет жертв коронавируса по другой методике, дает другую цифру - 55,6 тыс. человек. Но даже оценка Рос-стата не объясняет такую избыточную смертность [18].

Разумеется, рост смертности не всегда напрямую обусловлен коронавирусом. Однако он может иметь к этому косвенное отношение, например, вследствие перегруженности больниц и врачей не оказывается своевременная и надлежащая помощь пациентам, страдающим другими заболеваниями, что неизбежно приводит к росту летальных исходов.

Мотивы сокрытия подлинной информации очевидны - создание ложного представления у населения и высших органов власти об «эффективности» принимаемых мер и, соответственно, избежание критики и ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, просчеты и нарушения в противодействии распространению COVID-19.

Как отмечается в указанном выше расследовании манипулируют статистикой по коронавирусу те же регионы, которые делают это и в других сферах, в частности, Татарстан, Башкортостан, Чечня. Если мы посмотрим электоральную статистику или результаты переписи населения. И это проявляется абсолютно во всем. Это электоральная география, так и статистика по COVID точно так же себя ведет. Как привыкли, так и врут» [Там же].

Опасность такого сокрытия или недостоверного представления информации заключается в ряде аспектов. Во-первых, в обществе создается ложное мнение о недостаточно высокой опасности заболевания, не требующей серьезных мер предосторожности. Это в свою очередь ведет к недоверию государственной политике по противодействию пандемии, в частности, убежденности в избыточности жестких мер, связанных с ограничением передвижения, работы ряда предприятий и т.п.

Во-вторых, недостоверная информация может привести к необоснованным и неадекватным реальной ситуации властными решениям на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая муниципальным, например, о преждевременной отмене режима локдауна4.

4 Слово «локдаун» (от англ. - Lockdown) в современной интерпретации означает «блокировка». Но заимствовано оно из британского тюремного жаргона, в котором его смысл - «строгая изоляция». Применяли это слово, когда хотели акцентировать внимание на том, что заключенным запрещалось покидать камеры. В современном мире данное понятие стало широко использоваться в период пандемии коронавирусной инфекции. Слово локдаун обрело несколько другой смысл. Оно означает запрет свободного передвижения для жителей определенного населенного пункта или страны из-за чрезвычайной ситуации. В 2019-2020 г. понятие локдаун применили к жестким карантинным ограничениям во время пандемии, вызванной распространением опасного коронавируса SARS-CoV-2. Его цель - купирование роста заболеваемости COVID-19 в каждой отдельной стране и в целом в мире.

И то, и другое создает существенные препятствия для эффективной профилактической работы в сфере распространения новой коронавирусной инфекции, снижает авторитет государства и доверие к проводимой политике.

Уголовное законодательство предусматривает составы преступлений информационного характера, относящиеся к рассматриваемой проблеме:

а) публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК РФ);

б) публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия (ст. 207.2 УК РФ);

в) сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ);

г) отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ). Данная группа составов может быть отнесена к преступлениям, препятствующим поступлению достоверной информации о ситуации с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

3. Еще одним признаком, позволяющим отнести преступления к группе посягательств, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19, является нарушение правовых требований к оказанию медицинской помощи, фармацевтической и иной деятельности, производству и обороту товаров и услуг первоочередной необходимости в период пандемии.

Он охватывает весьма большой спектр деяний, совершаемых как медиками, фармацевтами, иными работниками системы здравоохранения, так и иными лицами, нарушающих нормы отраслевого законодательства, регламентирующего как оказание медицинской помощи в целом, так и осуществление мер по предупреждению распространения пандемии COVID-19, создание для этого необходимых условий, оказанию медицинской помощи заболевшим, в частности. Следует согласиться со специалистами в том, что «безопасность в сфере здравоохранения предполагает в идеале такую деятельность этой системы, при которой риски причинения вреда человеку самой системой сведены к минимуму или вовсе элиминированы. Понятие безопасности в сфере здравоохранения в Российской Федерации основано на понятии национальной безопасности» [15].

Уголовно-правовое предупреждение нарушение специальных норм и правил, в том числе - в сфере медицины, осуществляется посредством так называемых бланкетных норм. Как известно, сложносоставные бланкетные (опосредованно определяющие) нормы Общей части УК РФ - это нормы, содержащие отсылки к тексту обособленного правообразующего источника другой отраслевой принадлежности с целью демонстрации внешних логических системных связей УК РФ с соответствующим источником и исключения воспроизведения информации из данного источника в тексте УК РФ. Наличие в Общей части УК РФ бланкетных норм свидетельствует о существовании межотраслевых нормативных образований, а источники, к которым отсылает

УК РФ, фактически становятся дополнительными (косвенными) источниками уголовного права» [17].

Требования к оказанию медицинской помощи, фармацевтической и иной деятельности, производству и обороту товаров и услуг первоочередной необходимости регламентируются, прежде всего, отраслевым законодательством о здравоохранении, а также обращении лекарственных средств [3].

Однако ситуация с распространением коронавируса COVID-19 потребовала конкретизации регулирования ряда вопросов медицинской деятельности. В этой связи было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. № 973 «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих». В нем, в частности, говорится, что «медицинская помощь пациентам при угрозе распространения заболеваний оказывается в соответствии с утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком оказания медицинской помощи, включающим в том числе минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение заболевания. Контроль за соблюдением минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение заболевания, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при осуществлении государ -ственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Медицинская помощь пациентам при угрозе распространения заболеваний оказывается на основе клинических рекомендаций, разработанных по заболеваниям и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В случае отсутствия клинических рекомендаций медицинская помощь пациентам оказывается на основе утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации временных методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболевании.

Медицинская помощь при угрозе распространения заболеваний в случаях развития неблагоприятной эпидемической ситуации может оказываться в стационарных условиях в перепрофилируемых или дополнительно создаваемых структурных подразделениях медицинских и иных организаций. Норматив расчета необходимого коечного фонда утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации» [12]. Минздрав России, в свою очередь, разработал профильный документ, утвердивший новые правила и алгоритмы для работы медицинских организаций во время карантина, а именно Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (ред. от 02.04.2020) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». Этим приказом утверждены: • порядок взаимодействия федеральных дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19

и пневмоний с дистанционными консультативными центрами анестезиологии-реаниматологии в субъектах Российской Федерации по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и пневмоний;

• временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19;

• временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19;

• алгоритм действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями;

• основные принципы организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;

• алгоритм действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;

• протокол мероприятий, проводимых медицинскими работниками, по недопущению внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях.

Данный приказ обязателен для всех медицинских организаций любой формы собственности.

Деяния, нарушающие требования, содержащиеся в указанных документах, имеют различную правовую природу. Вместе с тем, ряд из них, могут подпадать под действие того или иного состава преступления.

Таким образом, важным криминообразующим признаком преступлений данной группы является нарушение нормативных требований, содержащихся в правовых актах, регламентирующих медицинскую, фармацевтическую или вспомогательную производственную, логистическую и иную деятельность.

Анализ уголовного закона позволил включить в данную группу следующие уголовно наказуемые деяния:

а) производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 171.1 УК РФ);

б) незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ)

в) незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (ст. 235 УК РФ);

г) незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий (ст. 235.1 УК РФ);

д) производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ильин Д.В.

е) обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ);

ж) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ);

з) нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ).

4. Следующую группу преступных деяний, препятствующих обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19, характеризует нарушение требований к технике безопасности в медицинских учреждениях, на производстве и в других местах массового скопления людей, влекущее опасность заражения коро-навирусной инфекцией.

Техника безопасности представляет собой собирательное (комплексное) понятие и применительно к рассматриваемой проблеме должна рассматриваться как совокупность правил, требований и предписаний, регламентирующих санитарные, эпидемиологические, технические и прочие условия оказания медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией COVID-19, а также профилактики ее распространения.

Соответственно, нормы, предусматривающие преступления, нарушающие технику безопасности, связанную с предупреждением распространения данной инфекции, относятся исключительно к категории бланкетных, т.е. для своего толкования требуют обращения к нормативным источникам указанных выше правил, требований и предписаний.

В группу преступлений, заключающихся в нарушении требований к технике безопасности в медицинских учреждениях, на производстве и в других местах массового скопления людей, влекущее опасность заражения коронавирусной инфекцией можно включить:

а) нарушение требований охраны труда (ст. 143 УК РФ);

б) нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ);

в) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ). Общественная опасность таких деяний очевидна и,

применительно к теме настоящего исследования, связана с угрозой массового заболевания людей, нарушением нормальной работы промышленных предприятий, транспорта, других социальных объектов.

Такие требования, как уже отмечалось, регламентируются отраслевым, как правило, трудовым законодательством.

Некоторые требования охраны труда перечислены в гл. 34 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Так, работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда.

Кроме трудового кодекса, требования охраны труда содержатся еще в федеральных законах, в числе которых основные: Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо-

леваний»; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Основная часть требований охраны труда содержится в подзаконных актах. К ним относятся: стандарты безопасности труда, санпины и пр.

Однако в условиях пандемии коронавируса на работодателей налагаются дополнительные обязанности.

В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВВЕДЕННЫХ С МАРТА ПО МАЙ 2020 Г УКАЗАМИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

В период отмены жесткого локдауна ограничения, как правило, носят для работодателей рекомендательный характер. Так, на официальном сайте правительственного штаба по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции приводятся следующие рекомендации:

• работодатель обязан проводить всем сотрудникам термометрию;

• нельзя допускать на работу лиц с любыми признаками респираторной инфекции - необходимо сразу отправить их людей домой для получения медицинской помощи и соблюдения карантина;

• максимально сократить массовые мероприятия, совещания, конференции; отменить командировки, за исключением носящих неотложный характер; ввести гибкий график работы;

• проветривать кабинеты;

• обеспечивать сотрудников средствами для дезинфекции;

• увеличить время работы столовых, чтобы исключить скопление людей в обеденный перерыв, и организовать еду «на вынос», использовать одноразовую посуду;

• часто проводить влажную уборку в помещении с применением антисептиков, особенно на рабочем месте;

• минимум раз в сутки проводить уборку всего здания, дезинфицируя дверные ручки, выключатели, поручни, перила, места общего пользования.

Между тем, есть и обязательные требования, невыполнение которых при наличии необходимых признаков может образовывать тот или иной состав преступления рассматриваемой группы. Примером могут служить Указы Президента РФ о нерабочих днях5, нарушение которых может подпадать под действие ст. 143 УК РФ («Нарушение требований охраны труда»), если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека либо двух или более лиц.

Для квалификации нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ) необходимо обратиться отраслевым нормативным правовым актам,

5 Речь идет о следующих указах: Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»; Указ Президента от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Указ Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

регламентирующим санитарные нормы и правила, в частности, постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Согласно этому документу, комплекс санитарно-эпидемиологических мер и требований для профилактики коронавирусной инфекции объединяется понятием «эпидемиологическая тактика при COVID-19», которое включает:

• принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);

• выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;

• установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;

• разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);

• проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);

• дезинфекцию;

• экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;

• профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях.

Устанавливаются конкретные императивные требования в отношении лиц, прибывших из неблагополучных по COVID-19 регионов. Они изолируются в домашних условиях (при наличии условий) в течение 14 календарных дней со дня прибытия. Прибывшие лица могут быть изолированы на дому или помещены в изолятор (обсерватор) по эпидемическим показаниям, по решениям главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации и главных государственных санитарных врачей федеральных органов исполнительной власти. За всеми прибывшими лицами медицинскими организациями осуществляется динамическое медицинское наблюдение. При появлении симптомов инфекционного заболевания (респираторный, кишечный, повышение температуры и другие) лиц, находящихся в изоляции, госпитализируют в соответствии с утвержденными критериями в инфекционный стационар с отбором проб биологического материала. При легких формах заболевания допускается нахождение в изоляции в домашних условиях (за исключением лиц, входящих в группу риска) при обеспечении отсутствия контакта с лицами, входящими в группы риска, указанными в п. 4.5 санитарных правил.

Лица, контактировавшие с больным COVID-19, должны быть изолированы на срок 14 календарных дней с проведением лабораторного обследования согласно п. 3.8 санитарных правил. Допускается изоляция указанных лиц в домашних условиях (при отсутствии эпидемиологических рисков для окружающих) с организацией динамического медицинского наблюдения.

Невыполнение этих требований, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий охватывается ч. 1 ст. 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрено ч. 2, а смерть двух или более лиц - ч. 3 указанной статьи.

Что касается нарушения правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), то у них нет самостоятельного источника. Нормы отраслевого законодательства, регламентирующие такие правила рассредоточены по разным нормативным правовым актам и содержатся, в частности в: Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 50), Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном законе от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; Указе Президента РФ от 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»; Положении о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, утв. Пост. Правительства РФ от 16.04.2012 № 317; Приказе Ро-спотребнадзора от 18.07.2012 № 771 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-моди-фицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»; ведомственных нормативных правовых актах (см., напр., Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469).

5. Должностные и иные служебные преступления, препятствующие обеспечению здравоохранения в период пандемии COVID-19. Следует отметить, что в силу специфичности рассматриваемой сферы в УК РФ отсутствуют специальные составы должностных (служебных) преступлений, препятствующих обеспечению

Ильин Д.В.

здравоохранения в период пандемии COVID-19. Поэтому они охватываются общими нормами, в частности:

а) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

б) нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);

в) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ);

г) отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ);

д) злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ). Очевидно, что в период пандемии принимаемые

решения должны быть централизованными и оперативными. В этой связи ключевая роль отводится должностным лицам, в первую очередь, в тех вопросах, которые касаются мер по развертывании дополнительных больничных площадей, увеличения коек, закупки лекарств и других медицинских препаратов. Это, в свою очередь, требует координации и дополнительных властных полномочий.

В этой связи в самом начале пандемии было принято решение о создании в стране сети оперативных штабов в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции и принятия необходимых организационно-распорядительных мер. Об этом, в частности, говорится в Поручении председателя Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № ММ-П12-1950. В нем предписывается в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции и принятия необходимых организационно-распорядительных мер создать ведомственные оперативные штабы и утвердить ведомственные планы неотложных мероприятий по предупреждению распространения новой ко-ронавирусной инфекции по прилагаемой примерной форме.

Соответственно, дополнительные обязанности возлагаются на всех чиновников, кто так или иначе связан со здравоохранением. С другой стороны, это налагает на них дополнительную ответственность за принятие неверных или непринятие необходимых решений. Как показывает практика, основной массив должностных (служебных) правонарушений, в том числе и преступлений связан с государственными закупками и подрядами на проведение строительных и ремонтных работ. Этому отчасти способствуют нормативные правовые акты, устанавливающие упрощенный порядок таких закупок в период пандемии, в частности, приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 мая 2020 г. № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий». В нем, в частности, указывается, что Начальная цена единицы медицинского изделия и (или) расходного материала и (или) услуги по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполните -

лем) на технические средства реабилитации, которые относятся к медицинским изделиям, предусмотренным федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, устанавливаются посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом источники ценовой информации определяются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1995-р.

Таким образом, принцип конкуренции при госзакупках заменяется целесообразностью и чиновничьим усмотрением, что влечет опасность злоупотреблений.

При этом возможности для злоупотреблений обусловлены большим количеством согласовательных и разрешительных полномочий со стороны сотрудников контролирующих органов (Роспотребнадзор, Санэ-пиднадзор и др.), высоким уровнем усмотрения в принятии решений, отсутствием надлежащего контроля за действиями таких чиновников.

На практике наблюдается и халатное отношение к выполнению своих обязанностей. Так, обращение в лечебное заведение с симптомами коронавируса далеко не всегда приводит к госпитализации, зачастую больных размещают в непригодных условиях (вне оборудованных больничных палат), затягивается оформление необходимых документов, что не позволяет оперативно оказывать медицинскую помощь.

Факты злоупотреблений при наличии необходимых квалифицирующих признаков должны квалифицироваться по нормам о должностных (служебных) преступлений, приведенных ранее.

ВЫВОДЫ

Очевидно, что решение этих проблем предполагает реализацию целого комплекса мер социального, экономического, организационного и правового характера. Не последнюю роль в этом должно играть и уголовное законодательство. Призванное реагировать на крайние (наиболее опасные) формы общественно опасного поведения, оно, разумеется, должно быть важным инструментом обеспечения здравоохранения и, в частности, реализации профилактики этого заболевания.

Настоящая статья адресована не только ученым и практическим работникам правоохранительных органов, но и медикам, зачастую работающих в условиях дефицита правовых знаниях о своих правах и обязанностях, квалификации тех или иных деяний с точки зрения уголовного закона, основаниях и пределах уголовной ответственности за те из них, которые образуют состав преступления, алгоритмах действий в случае обнаружения таких деяний. В этой связи, она в какой-то мере восполняет у них дефицит правовых знаний о возможных проявлениях преступного поведения, раскрывает юридические основания для защиты как публичных, так и личных интересов, обращения по таким фактам в правоохранительные органы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.12.2020).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.12.2020).

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.12.2020).

4. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.12.2020).

5. Указ Президента от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». URL: https://base.garant.ru/77398903/ (дата обращения: 07.12.2020).

6. Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». URL: https:// base.garant.ru/77398903/ (дата обращения: 07.12.2020).

7. Указ Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». URL: https://base. garant.ru/77398903/ (дата обращения: 07.12.2020).

8. Указ Президента РФ от 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю». URL: https://base.garant.ru/77398903/ (дата обращения: 07.12.2020).

9. Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, утв. Пост. Правительства РФ от 16.04.2012 № 317. URL: https://base.garant.ru/70163236 (дата обращения: 07.12.2020).

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, устанавливаются посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом источники ценовой информации определяются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1995-р // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.12.2020).

11. Поручение председателя Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № ММ-П12-1950. URL: https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1332592 (дата обращения: 07.12.2020).

12. Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (ред. от 02.04.2020) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007080007 (дата обращения: 05.12.2020).

13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 мая 2020 г. № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.12.2020).

REFRENCES

1. Federal Law No. 86-FZ of 05.07.1996 "On state regulation in the field of genetic engineering". SPS "ConsultantPlus" (date of access: 07.12.2020).

2. Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 "On Environmental Protection". SPS "ConsultantPlus" (date of access: 07.12.2020).

3. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation"; Federal Law No. 61-FZ of 12.04.2010 "On the circulation of medicines". SPS "ConsultantPlus" (date of access: 05.12.2020).

4. Federal Law No. 52-FZ of 30.03.1999 "On sanitary and epidemiological welfare of the population". SPS "ConsultantPlus" (date of access: 07.12.2020).

5. Presidential Decree No. 239 of 02.04.2020 "On measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population in the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)". URL: https://base.garant.ru/77398903/ (date of access: 07.12.2020).

6. Decree of the President of the Russian Federation of 25.03.2020 No. 206 "On the declaration of non-working days in the Russian Federation". URL: https://base.garant. ru/77398903/ (date of access: 07.12.2020).

7. Decree of the President of the Russian Federation of 28.04.2020 No. 294 "On the extension of measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population in the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)". URL: https://base.garant.ru/77398903/ (date of access: 07.12.2020).

8. Decree of the President of the Russian Federation No. 1083 of 20.08.2007 "On approval of the list of microorganisms, toxins, equipment and technologies subject to export control". URL: https://base.garant.ru/77398903/ (date of access: 07.12.2020).

9. Regulations on licensing of activities in the field of use of activators of infectious diseases of man and animals (with the exception of the case if the specified activity is carried out in the medical purposes) and genno-engineering-the modified organisms III and IV degrees of the potential danger, carried out in closed systems, approved. Post. Government of the Russian Federation No. 317 of 16.04.2012. URL: https://base.garant.ru/70163236 (date of access: 07.12.2020).

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2347-r of December 30, 2005, is established by applying the method of comparable market prices (market analysis). At the same time, the sources of price information are determined in accordance with the order of the Government of the Russian Federation No. 1995-r of September 18, 2017 (date of access: 07.12.2020).

11. Order of the Prime Minister of the Russian Federation No. MM-P12-1950 dated March 18, 2020. URL: https://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1332592 (date of access: 07.12.2020).

12. Order of the ministry of health of the Russian federation No. 198n of 19.03.2020 (as amended on 02.04.2020) "On the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of spreading a new corona-virus infection covid-19". URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202007080007 (date of access: 05.12.2020).

13. Order of the Ministry of health of the Russian Federation of may 15, 2020 № 450N "On approval of the procedure for determining initial (maximum) contract price, price of the contract concluded with single supplier (contractor, performer), and the initial unit price of the goods, works, services when implementing purchases of medical devices". SPS "Consultant-Plus" (date of access: 07.12.2020).

14. Rospotrebnadzor Order No. 771 of 18.07.2012 "On approval of the administrative regulations of the federal service for

Ильин Д.В.

14. Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 771 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»; ведомственных нормативных правовых актах (см., напр.: Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469). URL: https:// base.garant.ru/70228982

15. Бурлаков В.Н., Щепельков В.Ф., Дивеева Н.И. Криминологическая безопасность в сфере профилактической медицины: риски и их предупреждение // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 5. С. 650.

16. Варыгин А.Н. Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, и их предупреждение. М.: Юрлитинформ, 2013. 200 с.

17. Мадьярова А.В. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-правового регулирования. СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2002. С.117.

18. Официальный сайт интернет-портала «Медиазона». URL: https://yandex.rU/turbo/zona.media/s/article/2020/11/ 23/120k (дата обращения: 03.12.2020).

19. Официальный сайт Оперативного штаба по коронави-русу в России. URL: https://www.стопкоронавирус.рф/ about-covid/#faq1 (дата обращения: 06.12.2020).

20. Сайт информационного агентства РБК. URL: https://www. rbc.ru/society/06/12/2020/5e2fe9459a79479d102bada6 (дата обращения: 06.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

supervision of consumer rights protection and human welfare for the provision of state services for licensing activities in the field of the use of pathogens of infectious diseases of humans and animals (except for the case if the specified activity is carried out for medical purposes) and genetically engineered organisms of III and IV degrees of potential danger carried out in closed systems»; the departmental normative legal acts (see, eg., Veterinary-sanitary rules of gathering, recycling and destruction of biological waste, approved. Chief State Veterinary Inspector of the Russian Federation 04.12.1995 No. 13-7-2/469). URL: https://base.garant.ru/70228982 (date of access: 07.12.2020).

15. Burlakov V.N., Shchepelkov V.F., Diveeva N.I. Criminological safety in the field of preventive medicine: Risks and their prevention. All-Russian Criminological Journal. 2020. Vol. 14. No. 5. P. 650. (In Russ.)

16. Varygin A.N. Crimes committed in the field of health care, and their prevention. Moscow: Yurlitinform, 2013. 200 p.

17. Magyarova A. V. Explanations of the Supreme Court of the Russian Federation in the mechanism of criminal law regulation. St. Petersburg: Center Press, 2002. P. 117.

18. Official website of the Internet portal "Mediazona". URL: https://yandex.ru/turbo/zona.media/s/article/2020/11/23/ 120k. Date of access: 03.12.2020.

19. Official website of the operational headquarters for coro-navirus in Russia: https://www.cTonKopoHaBMpyc.p^/ about-covid/#faq1 (date of access: 06.12.2020).

20. Website of the RBC news agency. URL: https://www.rbc.ru/so-ciety/06/12/2020/5e2fe9459a79479d102bada6 (date of access: 06.12.2020).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 80,63% Рецензен т: Дворянсков И.В., доктор юридических наук, профессор

Статья поступила в редакцию 08.12.2020, принята к публикации 27.12.2020 The article was received on 08.12.2020, accepted for publication 27.12.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ильин Данила Владимирович, кандидат юридических наук, пенсионер МВД РФ, полковник полиции; адвокат НО Московской коллегии адвокатов «Единство Солидарность. Москва, Российская Федерация. Е-mail: peter. rajkovsky@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Danila V. Ilin, Cand. Sci. (Law), retired from the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Police Colonel; lawyer of the NO Moscow bar Association "Unity of solidarity". Moscow, Russian Federation. E-mail: peter. rajkovsky@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.