Научная статья на тему 'Уголовно-правовые средства обеспечения экономической безопасности России'

Уголовно-правовые средства обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
996
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ И ФАКТОРЫ / ОПАСНОСТИ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CRIMINAL-LEGAL ASPECT / RISKS / ECONOMIC SECURITY / CRIMINAL-LEGAL MEASURES / EXTERNAL AND INTERNAL THREATS AND FACTORS / DANGERS / LEGAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долинко В. И.

В статье рассматриваются вопросы уголовно-правового аспекта системы правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Силовые ведомства нашей страны надежно стоят на охране экономической безопасности России и экономического суверенитета нашего государства, защищая Россию от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Criminal Law Means of Ensuring Economic Security of Russia

The article deals with the issues of the criminal-legal aspect of the legal provision of economic security of the Russian Federation. The security agencies of our country are reliably protecting the economic security of Russia and the economic sovereignty of our sovereign state, protecting Russia from the destructive impact of external and internal threats and factors, from the dangers and various negative challenges and risks in the field of economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые средства обеспечения экономической безопасности России»

Уголовно-правовые средства обеспечения экономической безопасности России

В. И. ДОЛИНКО,

начальник редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: Dol273@yandex.ru

The Criminal Law Means of Ensuring Economic Security

of Russia

V. I. DOLINKO,

Head of Editorial and Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье рассматриваются вопросы уголовно-правового аспекта системы правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Силовые ведомства нашей страны надежно стоят на охране экономической безопасности России и экономического суверенитета нашего государства, защищая Россию от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области экономической безопасности России.

Уголовно-правовой аспект, риски, экономическая безопасность, уголовно-правовые меры, внешние и внутренние угрозы и факторы, опасности, правовое обеспечение.

УДК 338.2:343

The article deals with the issues of the criminal-legal aspect of the legal provision of economic security of the Russian Federation. The security agencies of our country are reliably protecting the economic security of Russia and the economic sovereignty of our sovereign state, protecting Russia from the destructive impact of external and internal threats and factors, from the dangers and various negative challenges and risks in the field of economic security of Russia.

Criminal-legal aspect, risks, economic security, criminal-legal measures, external and internal threats and factors, dangers, legal support.

Современная и довольно неоднозначная криминологическая обстановка в России, безусловно, требует от государственных структур укрепления экономической безопасности страны, а также проведения всесторонних и скрупулезных исследований в этом направлении, направленных на поиск эффективных мер ее обеспечения. Это прежде всего обусловлено необходимостью создания условий, обеспечивающих экономическую безопасность государства и ее граждан. Основополагающим и базовым среди подобных условий является эффективное правовое обеспечение экономической безопасности России.

Автором под правовым обеспечением понимается определенный процесс, связанный с формированием правовой основы в этой области (в данном случае — экономической безопас-

ности). Как считают ученые, правовая основа экономической безопасности — это тщательно выверенное и научно обоснованное моделирование развития общественных отношений в области экономической безопасности путем установления в системе правовых актов [1, 2, 4], принципов, средств, целей и методов, с помощью которых обеспечивается достижение предполагаемого нами результата — эффективное обеспечение экономической безопасности России [3].

Правовая основа формирует должные правила обеспечения экономической безопасности России. Требуемое поведение при обеспечении экономической безопасности России обозначается посредством определенных норм-принципов, норм-дефиниций, норм-целей, конкретно определяющих объем и пределы полномочий, правовые средства их эффективной

реализации. Правовая основа экономической безопасности России характеризуется целым рядом особенностей, которые четко отражают ее суть: а) строгая системность правовых актов; б) научная обоснованность ее положений; в) законность правовых предписаний и т. д. Правовое обеспечение экономической безопасности России следует воспринимать как стройную систему строгих правовых актов, эффективно обеспечивающих экономическую безопасность государства и ее граждан, а также как единое направление качественного правового регулирования, как систему скрупулезных знаний и учебную дисциплину. Подчеркнем, что существуют различные направления и аспекты понятия «Правовое обеспечение экономической безопасности». Данные направления и аспекты правового регулирования во все времена являлись системным, т. к. в них широко использовались и используются нормы из разных отраслей международного права (в том числе и российского современного права), например, из конституционного права РФ, административного права РФ, уголовного права и гражданского права России.

Для определения четкой и ясной характеристики правовых основ обеспечения экономической безопасности России нам следует исходить из того, что непосредственные интересы нашей великой страны состоят не только в целостности и нерушимости конституционного строя Российской Федерации, территориальной целостности, но и в политической, экономической, военной и социальной ее стабильности; в полнейшем обеспечении законности в России и в строгом и неукоснительном поддержании правопорядка в нашей стране; в эффективном развитии равноправного и удобного для всех добросовестных сторон международного взаимодействия во всемирном масштабе. Вместе с тем отметим, что качественная реализация экономических интересов России возможна только на основе планомерного развития современной экономики. В связи с этим экономическим интересам России в данной сфере принадлежит важнейшая ключевая (приоритетная) роль.

Именно для минимизации угроз и рисков российской экономики специально и был создан Резервный фонд, а именно:

1) в случае резкого падения на мировых рынках цен на экспортируемые Россией энергоносители (нефть, газ, уголь, уран);

2) для поддержания макроэкономической стабильности в России и борьбы с высокой инфляцией, что напрямую направлено на рост денежных доходов всего населения (особенно это актуально для пенсионеров, инвалидов и других малообеспеченных слоев населения России).

Отметим, что на характер внешних и внутренних рисков и угроз экономической безопасности существенно и критично влияют следующие отрицательные факторы: а) неустойчивое состояние российской экономики; б) несовершенство государственных органов власти и гражданского общества в России; в) резко негативная социальная и политическая поляризация российского общества; г) криминализация общественных отношений; д) рост «профессионализма» организованной преступности (рей-дерство, киберпреступность и т. д.); е) расширение масштабов терроризма (борьба с ИГИЛ (запрещенной в России террористической организацией) во всем мире, в том числе на Северном Кавказе, в Ираке и Сирии); ё) «тлеющие» межнациональные конфликты; ж) осложнение международных отношений во всем мире и т. д.

В области экономической безопасности риски и угрозы носят комплексный характер и обусловлены следующими указанными факторами:

1) величиной внутреннего валового продукта России;

2) состоянием инвестиционной и инновационной активности;

3) состоянием научно-технического потенциала страны и региона;

4) сбалансированностью банковской системы государства;

5) состоянием сельского хозяйства и размерами государственного долга;

6) размерами в экспортных поставках то-пливно-сырьевой и энергетической составляющих российских предприятий;

7) объемами доли медикаментов, продовольствия и предметов потребления (одежда, обувь, техника и т. д.) в импортных поставках в Россию.

Отметим, что при этом наибольшие риски и угрозы для России связаны с:

1) резким ослаблением научно-технического потенциала России;

2) сокращением исследований на стратегически важных направлениях;

3) эмиграцией специалистов и «утечкой» интеллектуальной собственности (на Западе и в США некоторые фирмы специально устраивают «охоту» на талантливых российских студентов и ученых, с целью материальными ценностями (высокая зарплата, бесплатное жилье, компенсация учебы детей и т. д.) переманить их для работы у себя на благо своих компаний);

4) утратой Россией передовых международных позиций (многие на Западе и в США просто перестают считаться с Россией по многим вопросам);

5) деградацией наукоемких производств — примером тому служат аварии в нашей космонавтике;

6) усилением внешней технологической зависимости от развитых стран;

7) снижением уровня обороноспособности из-за отсутствия финансирования многие связанные с обороной программы «замораживаются».

Подчеркнем, что, с одной стороны, некоторое отрицательное развитие экономических процессов способствует резкому усилению политической нестабильности в стране и нарушает целостность экономического пространства России (транспортные, производственные и технологические связи, финансовую, банковскую, кредитную, налоговую и многие другие системы). С другой стороны, социальная дифференциация нашего общества и некоторая девальвация духовных ценностей усиливают напряженность во взаимоотношениях регионов и ее центра Москвы, что представляет реальную, а не мнимую угрозу устойчивому экономическому укладу России и ее многонациональному населению, а также стабильному развитию.

На основе скрупулезного обобщения содержания различных источников и систематизации собранных сведений основные задачи в области обеспечения экономической безопасности России автором считаются:

1) стабильный подъем экономики России, а также проведение нашей страной независимого и социально ориентированного экономического курса;

2) преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников (собственное развитие науки и техники) — Россия критично отстает от развитых стран по уровню развития технологий;

3) обеспечение партнерского и равноправного сотрудничества нашей страны с ведущими государствами планеты;

4) поддержание на высоком уровне военного потенциала России (Наполеон говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую армию — армию неприятеля, армию противника»).

Из этого следует, что в качестве приоритетов внешней политики России в сфере экономической безопасности выделяются следующие приоритеты:

а) проведение самостоятельного внешнеполитического курса;

б) упрочнение всех механизмов управления мировыми экономическими процессами (под эгидой и руководством Совета Безопасности ООН);

в) обеспечение всех условий для эффективного социального, политического и экономического развития нашей страны, сохранения стабильности в государстве и в обществе;

г) защита всех законных интересов граждан нашей страны за рубежом (включая меры дипломатического, политического, экономического, военного и иного характера);

д) развитие добрососедских отношений со странами СНГ (Содружества Независимых Государств), дальнейшей интеграции в рамках СНГ;

е) полноправное участие нашей страны в экономических и политических структурах на всех уровнях (мировых и региональных) [2].

Для реализации вышеуказанных приоритетов автором определены важнейшие задачи России во внешнеэкономической мировой деятельности:

а) создание благоприятных условий для международной поэтапной интеграции экономики России в мировую экономику. При этом особую важность приобретает сбалансированность кредитно-финансовой политики России, нацеленная на сокращение зависимости нашего государства от внешних займов и укрепление ее экономических позиций в мировых финансовых и экономических организациях;

б) расширение рынков сбыта продукции нашей промышленности и сельского хозяйства;

в) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

г) усиление роли государственных институтов в эффективном регулировании деятельности зарубежных фирм и компаний [2].

К приоритетным и важнейшим направлениям обеспечения безопасности нашей страны во вну-триэкономической деятельности относятся:

1) эффективное правовое обеспечение реформ и создание механизма контроля за полным и всесторонним соблюдением российского законодательства [5];

2) усиление роли государственного регулирования в экономике Российской Федерации [7];

3) принятие действенных мер по преодолению экономического кризиса;

4) развитие научно-технического и технологического потенциала;

5) переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф;

6) повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

7) подъем промышленности и резкое улучшение благосостояния российского народа.

Для реализации приоритетных направлений внутригосударственные задачи в сфере экономической безопасности России составляют:

а) поэтапное развитие конкурентоспособных отраслей и производств экономики; расширение рынка сбыта российской продукции; принятие необходимых мер, которые будут эффективно стимулировать передачу современных технологий военно-промышленного комплекса в гражданскую сферу экономики; внедрение в производство передовых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность российских товаров (услуг) на мировом глобальном рынке товаров и услуг [2];

б) устранение деформаций и дезинтеграций в структуре современной экономики России; обеспечение опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки (чистоты), современных нанотехнологий; стабильная поддержка отраслей расширенного воспроизводства и обеспечение высокого уровня занятости населения страны;

в) усиление государственной поддержки инновационной и инвестиционной активности; принятие мер по устойчивости банковской системы страны; облегчение свободного доступа юридических лиц к финансовым средствам на финансирование капитальных вложений; оказание реальной государственной поддержки российским компаниям (заводам, фирмам и производствам) в сфере процветания и экономического развития [2].

Отметим, что решение задач в области экономической безопасности России предполагает концентрацию всех имеющихся ресурсов нашего государства: а) на приоритетных направлениях науки, техники и образования;

б) на оказании поддержки научным школам;

в) на формировании научно-технического задела научной базы [2]; г) на привлечении частного капитала; д) на продуманной реализации программ опережающего развития территорий (субъектов и регионов), обладающих необходимым научным и техническим потенциалом; е) на создании инфраструктуры, обеспечивающей реализацию результатов научных и исследовательских разработок при защите интеллектуальной собственности [2]; ё) на эффективном развитии высокотехнологичной сети научной информации (базы данных).

Органы власти должны: а) содействовать созданию единых равноправных условий для развития конкурентоспособности производства (фирм и компаний) независимо от формы собственности (в том числе малый и средний бизнес); б) способствовать качественному росту благосостояния населения и прогрессу науки и образования; в) содействовать нравственному развитию социума; г) стоять на страже прав потребителей.

Главенствующий приоритет экономической безопасности России в социальной сфере важен: а) для укрепления государственного обеспечения социальных гарантий граждан;

б) для развития механизмов ответственности;

в) для социального партнерства в современном российском обществе.

Важна и справедливая государственная политика в области распределения доходов российского бюджета. При обеспечении внутриполитической стабильности в нашей многонациональной стране требуется: а) интеграция и сближение интересов всех народов и наций страны; б) взаимовыгодное налаживание всестороннего сотрудничества; в) проведение взвешенной государственной политики (в т. ч. национальной и региональной).

Особого внимания заслуживает проблема консолидации всех усилий, направленных на непреклонную борьбу с преступностью (в том числе и с организованной преступностью) и коррупцией в государственных органах [10]. Руководство России постоянно и неоднократно заявляет свою крайнюю заинтересованность в искоренении экономической и социально-политической основы таких общественных отрицательных явлений. Закон един для всех граждан России, и те, кто его преступает, должны нести ответственность независимо от занимаемых званий и должности. Именно в данном направлении крайне необходима разработка качественной системы мер для полной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств [8].

Автор делает вывод, что главными рисками и угрозами экономической безопасности нашей страны на перспективу являются: а) дальнейшее сохранение экспортно-сырьевой модели развития российской экономики; б) снижение конкурентоспособности российской продукции и высокая зависимость ее от внешнеэкономической мировой конъюнктуры; в) ухудшение состояния сырьевой базы и энергетического комплекса; г) неравномерное развитие российских регионов и постоянно прогрессирующая недостаточность трудовых ресурсов; д) низкая устойчивость финансовой системы России; е) сохранение возможных условий и предпосылок для коррупции и криминализации хозяйственных и финансовых отношений, незаконной миграции и т. д. [11].

Таким образом, правую основу экономической безопасности России составляют Конституция России, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стра-

тегическом планировании в Российской Федерации», УК РФ, УПК РФ, Федеральный закон РФ «О полиции», другие федеральные законы РФ, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, нормативные правовые акты Президента России и Правительства РФ, ряд других программных документов. В России создана и действует единая база для реализации правовых основ обеспечения экономической безопасности России уполномоченными органами государственной власти страны, включая и правоохранительные ведомства нашего государства (в том числе и органы внутренних дел МВД России) [6]. Вместе с этим отметим, что имеются также колоссальные резервы для качественного увеличения социальных, по-

литических и экономических ресурсов для бесперебойного и эффективного правового обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами [9].

Бесперебойное, полное и качественное правовое обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми мерами осуществляется путем совместной, плодотворной и целенаправленной деятельности всех государственных, а также общественных институтов и граждан, принимающих активное участие в пресечении, предупреждении и выявлении различных рисков и угроз экономической безопасности индивидуума, общества и страны в целом, а также в активном противодействии им и выступает обязательным условием качественной защиты важнейших экономических интересов России.

Список литературы

1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

2. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. 3 янв. № 1. Ст. 2.

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

5. Васильев Ф. П., Долинко В. И. Федеральная служба по финансовому мониторингу как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12.

6. Гапоненко В. Ф, Долинко В. И. Анализ специфики материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях // Общество и право. 2012. № 5 (42).

7. Гапоненко В. Ф, Долинко В. И. Обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях. М., 2014.

8. Долинко В. И. Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок // Российский следователь. 2011. № 7.

9. Долинко В. И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).

10. Долинко В. И. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности тыла органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

11. Дорофеев И. Н, Строгалов В. В., Долинко В. И. Организация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства: учебно-методическое пособие. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.