Научная статья на тему 'Уголовно-правовые проблемы использования стволовых клеток в медицинской практике'

Уголовно-правовые проблемы использования стволовых клеток в медицинской практике Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
248
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Широков Владимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые проблемы использования стволовых клеток в медицинской практике»

ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП ХГАЭП

Владимир Широков, заслуженный юрист РФ, профессор, завкафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

Stem cells are a new remedy, the usage of which in medicine (after some necessary tests) is of great hope. The author is sure that legal regulation of surgeries, connected with stem cells ’ usage, should support scientific progress and useful technologies for the benefit of the society and not of a private business by controlling both man’s security and treatment effectiveness of a new type of medical services.

Стволовые клетки - это первые клетки зарождающегося человеческого организма, тот «строительный» материал, из которого образуются мозг, сердце, печень, желудок и другие органы человека. У новорождённого младенца стволовых клеток очень много, но с возрастом их количество резко снижается. Например, при рождении у ребенка одна стволовая клетка приходится на 10 тысяч других клеток, к 20 - 25 годам - 1 на 100 тысяч, к 30 годам - 1 на 300 тысяч, к 50 годам - 1 на 400 - 500 тысяч клеток, а к 60 годам - 1 на 2 миллиона.

Однако взрослому человеку стволовые клетки также нужны. Человек болеет, и для восстановления больных органов (а с возрастом их становится всё больше и больше) стволовых клеток уже не хватает. Человек начинает стариться. Именно так в современном научном мире объясняется процесс старения и смерти.

Стволовые клетки для ревитализации (омоложение организма клеточными инъекциями в комплексе с другими косметическими процедурами) используются более 70 лет. В 1932 г. швейцарский профессор Поль Ниганс основал клинику La Prairie по омолаживанию клетками новорождённых животных (чёрной овцы). В этой клинике курсы омоложения проходили Марлен Дитрих, Чарли Чаплин, Софи Лорен, Фрэнк Сина-тра, Уинстон Черчилль. По поводу эффективности такого омоложения высказывались сомнения, однако, учитывая, что одновременно с инъекциями стволовых клеток в клинике проводился комплекс оздоровительных процедур (массаж, сауна, занятия

спортом, специальное питание, косметические операции), физические показатели пациентов могли быть улучшены. В Немецком медицинском центре (Германия) в целях ревитализации использовали экстракты свежих эмбриональных клеток не только чёрной овцы, но и голубой акулы. Величайшим событием в клеточной биологии было выделение в 1998 г. американскими исследователями Джеймсом Томисоном и Джоном Герхартом эмбриональных стволовых клеток человека, что явилось третьим по значимости событием в биологии истекшего века после открытия спирали ДНК и генома человека. В настоящее время основными источниками стволовых клеток являются эмбрионы на ранней стадии развития. Прежде всего это бластоциста (ранний эмбрион, по своему размеру микроскопический шарик, состоящий из 30 - 150 клеток на 4 - 7 день развития) и фетальные ткани (от лат. fetus - плод), полученные в результате медицинских абортов, пуповинная /плацентарная кровь и околоплодовая жидкость.

Эмбриональные стволовые клетки (особенно полученные на самой ранней стадии своего развития) обладают самыми большими (по мнению медицины, неограниченными) возможностями по созданию разного типа дифференцированных клеток.

Названное достижение биомедицины поставило перед научным сообществом ряд проблем, прежде всего этико-правового характера. Извлечение стволовых клеток сопровождается разрушением оплодотворённой яйцеклетки или эмбриона на ранней

стадии развития, искусственным прерыванием беременности и т.д. Во многих странах (особенно католического мира) вмешательство в организм женщины, влекущее разрушение эмбриона, считается неэтичным и антигуманным поступком. Эмбрионы в любой стадии развития считаются там человеческим существом. Поэтому возник ряд вопросов. Прежде всего вопрос о том, с какого момента начинается жизнь: с момента начала родов или с начала зачатия человека? В настоящее время в России применительно к уголовно-правовой оценке этого явления существует мнение о том, что началом жизни является начало физиологических родов, и этим мнением руководствуется судебная практика. Но появилось и иное мнение. Во время наблюдения беременных женщин в медицинских учреждениях были установлены случаи подвижки плода, и это явление послужило основанием для вывода о том, что началом жизни человека является момент зачатия. Это мнение стало разделяться и юристами, полагавшими, что «о начале жизни можно говорить с момента зачатия или несколько позднего периода, когда у человеческого зародыша сформировались полностью его органы. Несомненно, посягательство на жизнь плода с биологической позиции является посягательством на жизнь человека». В зависимости от решения этого самого главного и пока неразрешённого вопроса возникают и другие вопросы. Можно ли использовать эмбрион человека в иных целях (кроме рождения человека)? Если можно, то в какой период времени? Каков статус эмбриона? Ответ на эти и другие вопросы наука пока не дала. Вся сложность в их решении заключается в том, чтобы меры правового характера (особенно если они носят форму запретов или ограничений) не препятствовали бы развитию науки и в то же время удовлетворяли сложившимся в обществе представлениям об общепризнанных человеческих ценностях. В ряде зарубежных стран (например, в США и Европе) использование эмбриона как средства для получения стволовых клеток было запрещено. Возникла необходимость искать новые источники получения стволовых клеток. Коллектив ученых, возглавляемый директором Института по исследованию стволовых клеток при Университете штата Миннесота (США) Кэрин Верфалье, решил

эту проблему. Универсальная стволовая клетка была обнаружена в костном мозге взрослого человека. Хотя стволовых клеток там было значительно меньше, чем в эмбрионе, однако это был (при запрете экспериментов на эмбрионе) большой шаг в развитии науки о стволовых клетках, и к тому же учёные разработали способ по выращиванию стволовых клеток, который и осуществляется в медицинской практике. В настоящее время стволовые клетки получают и из жировой ткани человека. В России пока нет ограничений на работу со стволовыми клетками. Медицинские центры, предлагающие лечение стволовыми клетками, нетрудно найти в рекламных изданиях. Перечень болезней, которые ранее считались неизлечимыми или трудноизлечимыми и которые в рекламных роликах или изданиях полагают возможным излечить с помощью упомянутых клеток, чрезвычайно широк. В некоторых источниках их количество колеблется от 70 до 100. К ним относятся болезни Паркинсона и Альцгеймера, рассеянный склероз, инсульты, травматические заболевания спинного мозга, инфаркт, врожденные пороки сердца, иммунодефициты, лейкемия и т.д.

Рекламные объявления подогреваются сообщениями с многообещающими заголовками: «Стволовые клетки излечат неизлечимые болезни!», «Клеточная терапия -медицина будущего», «Стволовые клетки вернут молодость» и т.д. Не ставя целью пересказ упомянутых публикаций, представляется необходимым остановиться только на одной: «Убежать от старости».

В ней говорится о том, что «клинически доказано» (совершенно голословное утверждение - В. Ш.), «что с помощью одного курса инъекций возможно сбросить десять - двадцать лет и вернуть давно забытые ощущения силы, юношеской уверенности в себе, бодрости», упомянутая процедура восстановит жизненные функции организма и обеспечит «красивую, здоровую внешность, хорошее настроение и сексуальную активность». Условие одно. За оказанную услугу нужно платить. Стоимость процедуры исчисляется сотнями тысяч «условных единиц». Как уже отмечалось, в России нет пока каких-либо запретов на использование эмбриональных стволовых клеток, и сложившаяся практика открывает большие возможности для их неконтролируемого

использования. В публикациях отмечалось, что не все салоны, занимающиеся омоложением, имеют лицензии. Согласно рекламе, лечение больных и процедуры омоложения осуществляются стволовыми эмбриональными клетками, однако проверить, действительно ли это так, далеко не всегда представляется возможным. Даже в том случае, если использовались стволовые клетки, не всегда можно получить объективную информацию о том, кто и как проводил забор стволовых клеток, проводилась ли проверка на наличие вируса иммунодефицита, каковы условия их консервации и хранения и многие другие вопросы, от ответа на которые может зависеть оценка эффективности процедуры омоложения или лечения, а порой и безопасности здоровья клиента. У некоторых лиц, заплативших большие деньги за сеансы омоложения, возникли сомнения в том, что упомянутая процедура осуществлялась с использованием эмбриональных стволовых клеток.

В качестве примера можно привести случай омоложения фармацевтического олигарха В. Брынцалова. Он решил избавиться от седых волос и морщин и прошёл процедуру омоложения путём инъекции смеси эмбриональных стволовых клеток. Положительного результата эта процедура не дала. Он остался таким же седым и морщинистым, и к тому же на его лице появились плотные образования размером с горошину. Хотя у Брынцалова и появились сомнения в целесообразности первичной процедуры, однако надежд на омоложение он все-таки не терял.

После удаления опухолей с лица он прошел ещё один курс омоложения, но на этот раз не с использованием эмбриональных стволовых клеток, а с использованием собственных клеток, взятых из его костного мозга. На омоложение и лечение он потратил (с его слов) сотни тысяч долларов, однако конечным результатом остался доволен: морщины разглаживаются, седина

проходит, он чувствует прилив энергии.

Восторженные отзывы о роли стволовых клеток в лечении и омоложении человека постепенно сменились более осторожными мнениями и даже пессимистичными взглядами на их роль в медицине.

Директор Республиканского центра репродукции человека А. Акопян отметил, что метод лечения стволовыми клетками

ещё не испытан до конца. Ажиотаж вокруг стволовых клеток рано или поздно стихнет, и «они займут своё место в медицине, но будет оно столь великим как предсказывали, лично я сомневаюсь».

Вице-президент РАМН Н. Бочков на вопрос о его отношении к многочисленным обещаниям «вернуть молодость», «вылечить» с помощью стволовых клеток ответил: «Большей профанации, большего вреда таким обещаниям никому неведомых учёных, вернее, не учёных даже, а ремесленников от науки новому методу принести нельзя. Они где-то подпольно изготавливают эти клетки, потому что правовой основы для применения их в широких масштабах нет. И так же подпольно «лечат». Количество рекламных журнальных и газетных статей по этим клеткам в России значительно превышает количество научных публикаций. Я уверен, что у нас существует некая группа людей, которая наживается на бедах необразованного человека.

Но как учёный должен со всей определённостью заявить: стволовые клетки действительно обещают стать очень перспективным методом лечения многих болезней. Однако это произойдет не сегодня и тем более не сейчас».

В прессе появляются публикации наподобие следующих: «История со стволовыми клетками - это мифология, которая существует зазеркально, параллельно научной медицине» и даже предупреждения: «Опасно! Лечение стволовыми клетками - шарлатанство». Это другая крайность. От прежних восторгов к полному отрицанию роли стволовых клеток в медицине. Получение стволовых клеток из таких источников, как пуповинная кровь, костный мозг или кожа не требуют каких-то этических ограничений. Решающее значение здесь имеет охрана здоровья и цель: получение объективной оценки степени риска и пользы при прохождении клинических исследований. Как отмечалось в научной литературе, «многие исследования проводятся скрытно и основаны на коммерции», а коммерциализация клеточной терапии «толкает некоторых исследователей на необоснованные операции, на создание дорогих клеточных препаратов». Начальник управления регистрации лекарственных средств и медицинской тех-

ники Росздравнадзора С. Ткаченко заметил: «Мода на омоложение стволовыми клетками дискредитирует клеточную технологию. Их используют сейчас все кому не лень, а серьёзные исследования из-за этого страдают, хотя положительные результаты есть...» По мнению специалистов, большую ценность для трансплантационных методов лечения имеют эмбриональные стволовые клетки, взятые из внутренней массы бластоцисты. Однако наряду с этическими проблемами, остаётся много и других нерешённых задач, главная из которых выражается в безопасности использования таких имплантатов. Эффективность названного метода лечения может быть оценена только после «длительных и тщательных клинических испытаний». По оценке многих зарубежных компаний, упомянутые технологии будут применяться в клиниках на рубеже 2012 - 2015 годов.

В настоящее время проблема использования стволовых клеток находится на пике мировой популярности. Эта проблема очень сложна, многогранна, но подаёт надежды. Для её решения нужно время и серьёзные финансовые вложения. Директор Института экспериментальной кардиологии Минздрава РФ академик РАМН В. Смирнов заметил: «Институт NIH (в США), крупнейшее медицинское учреждение мира, выделяет бешеные суммы на исследования в этой области. Будет ли работать в этом направлении Россия? Вопрос пока открыт».

Следует отметить, что наряду с перечисленными проблемами требуют решения и вопросы правового регулирования процессов, связанных с использованием стволовых клеток в медицинской практике.

Представляется, что наступило время принятия федерального закона, закрепляющего основные принципы и правила при испытании и использовании стволовых клеток, в частности:

1) уважение достоинства человека;

2) информированное согласие пациента, уважение частной жизни, конфиденциальность персональных данных;

3) справедливость и польза (в частности, объективная оценка соотношения риск / польза);

4) свобода исследований;

5) пропорциональность (применение минимального набора методов исследования для достижения поставленной цели).

Для защиты человека от различных злоупотреблений в сфере названных исследований необходим строгий контроль, осуществляемый независимым органом.

В юридической литературе правильно отмечалось, что фактически существующий «правовой вакуум в области исследований стволовых клеток - благодатная почва для бесконтрольного использования эмбрионов, эмбриональных и фетальных тканей, коммерциализация оборота стволовых клеток и их использование в якобы медицинских и косметических целях с непредсказуемыми последствиями для здоровья граждан».

В связи с использованием эмбриональных стволовых клеток в коммерческих целях возникла еще одна проблема. В Республике Украина молодым женщинам предлагают забеременеть, потом сделать аборт и продать эмбрион. За эту «услугу» они получат 100 фунтов стерлингов. Большинство эмбрионов продается в Россию по цене 5000 фунтов стерлингов. Покупателями выступают в основном столичные косметические фирмы. Одна из фирм обещает, что результат омоложения будет удивительным «просто 10 лет с лица долой».

Новизна метода и представление его в рекламных роликах как универсального способа лечения или омоложения (хотя необходимых научных подтверждений применения его на человеке, как уже упоминалось, пока не получено), возможность заработать большие деньги, рост конкуренции приведёт к повышению спроса на фетальные ткани. Ткани плода ребенка после аборта остаются пока самым дешёвым источником стволовых клеток.

Возникли опасения (не лишённые оснований), что некоторые женщины, получающие вознаграждение за разрешение на использование тканей плода ребенка после аборта, могут использовать подобный способ как средство по улучшению своего материального положения, и это спровоцирует рост абортов. Подобная ситуация (в из-

вестной степени) может негативно отразиться на политике государства по увеличению населения страны. В этой связи заслуживает внимания предложение о дополнении ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации частью второй, предусматривающей ответственность за незаконное прерывание беременности с корыстной целью, а также с целью использования клеток, органов или тканей эмбриона или плода.

По смыслу предлагаемой нормы субъектом этого преступления могут быть женщина, изъявившая желание сделать аборт с целью получения материального вознаграждения за ткани эмбриона или плода после аборта, и врач, который делает аборт только для того, чтобы получить упомянутые ткани для их использования в коммерческих целях. В последние годы в периодической литературе появились сообщения о выпуске в продажу сфальсифицированных лекарственных средств. Появлялись и сообщения лиц, прошедших процедуру омоложения, заплативших за неё большие деньги и не почувствовавших результата.

Действительно ли им делались инъекции стволовыми клетками либо каким-то другим оздоравливающим веществом? На этот вопрос ответить никто не может.

Мошеннические действия с лекарственными средствами, предназначенными для лечения человека, и безразличное отношение к судьбе больного, желание получить на подобных аферах большие доходы, всегда рассматривались как наиболее циничные формы обмана.

Представляется, что с подобными видами преступлений государство должно вести решительную и бескомпромиссную борьбу. С этой целью предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ специальной нормой «Фальсификация лекарственных средств, препаратов или тканей», предусматривающей ответственность за подобные действия в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а если эти деяния повлекли по неосторожности смерть человека - лишение свободы на срок до 10 лет.

Стволовые клетки - это новое средство, на использование которого в медицинской

практике (после прохождения необходимых испытаний) возлагаются большие надежды. Правовое регламентирование операций, связанных с использованием стволовых клеток, должно поддерживать научный прогресс и полезные технологии во имя интересов общества (а не частного бизнеса), контролируя при этом как безопасность для человека, так и лечебную эффективность нового вида медицинских услуг.

Литература

1. Крылова Н. Е. Биоэтические и уголовноправовые вопросы трансплантации эмбриональных (фетальных) органов и тканей человека // Правоведение. 2006. № 6. С. 109.

2. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Л. В. Ино-гамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М., 2006. С. 13.

3. Российская газета. 2007. 11 сентября

4. Коммерческая биотехнология // http : // www. cbio. ru/

5. Стволовые клетки помнят молодость... // Российская газета. 2004. 18 февраля.

6. Лопухин Ю. М., Гусев С. А. Стволовые клетки : научные возможности, моральные барьеры // Человек. 2005. № 1. С. 115.

7. Киселев С. Л., Лагарькова М. А. Эмбриональные стволовые клетки человека // Природа. 2006. № 10. С. 49 - 55.

8. http : // za-nauki. mipt. ru / hardcopies / 2003. 1630. stemcells-theedge. html

9. Хазова О. А. Стволовые клетки : проблемы правового регулирования // http : // www. cmbt. su / rus / publications / publication 124. html

10. Tom Parfitt, http : // observer, quardi-an.co. uk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.