Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В ПРАВОВЫХ АКТАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В ПРАВОВЫХ АКТАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / CRIMINAL-LEGAL MEASURES / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CORRUPTION CRIMES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / INTERNATIONAL LEGAL ACTS / ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / OFFICIAL STATISTICS / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION / ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ОДКБ / THE MEMBER STATES OF THE CSTO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанский Дмитрий Юрьевич

В статье рассматриваются некоторые аспекты уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией на основе анализа международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания преступлений указанной категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINAL-LEGAL MEASURES TO COMBAT CORRUPTION FIXED IN LEGAL ACTS OF THE INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

The article considers some aspects of criminal-legal measures to combat corruption of the basis of analysis of international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches and the author“s understanding about the crimes of the specified category

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В ПРАВОВЫХ АКТАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК - 343 КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,

ББК - 67.52 аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,

e-mail: kamyshanski_dmitri@mail.ru

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В ПРАВОВЫХ АКТАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией на основе анализа международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания преступлений указанной категории.

Ключевые слова: коррупция, уголовно-правовые меры, коррупционные преступления, международные правовые акты, официальная статистика, Организация Договора о коллективной безопасности, государства - члены ОДКБ.

KAMYSHANSKIY Dmitriy Yur'evich,

postgraduate student, EMPA them. A.S. Griboedov

THE CRIMINAL-LEGAL MEASURES TO COMBAT CORRUPTION FIXED IN LEGAL ACTS OF THE INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Summary. The article considers some aspects of criminal-legal measures to combat corruption of the basis of analysis of international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches and the author"s understanding about the crimes of the specified category.

Keywords: corruption, criminal-legal measures, corruption crimes, international legal acts, official statistics, Collective Security Treaty Organization, the member States of the CSTO.

В разрешении проблем противодействия коррупции на международном уровне ведущая роль отводится правовым актам Организации Объединенных Наций, Организации экономического сотрудничества и развития, Совета Европы, Европейского союза, Организации Американских государств, а также других организаций.

В последние годы в различных регионах мира был принят ряд деклараций и конвенций, направленных на противодействие коррупции. В принимаемых конвенциях закрепляются нормы права международного характера, обязательные для стран, ратифицирующих эти конвенции.

В первую очередь необходимо рассмотреть международно-правовые акты в сфере борьбы с коррупцией, имеющие уголовно-правовое значение.

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. [6, 9]

Указанная Конвенция носит обязательный характер для 130 государств-участников. Конвенция содержит определения понятий «коррупция» (как вида транснациональной преступности), «отмывание доходов» от преступной деятельности.

В ней также предусмотрено требование криминализировать акты коррупции, то есть получение и передачу взятки, и предпринять иные законодательные, административные меры для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц для обеспечения эффективной борьбы с коррупцией на основе единых стандартов для внутренних законов.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [4, 11] В основу разработки данной Конвенции были положены двадцать руководящих принципов борьбы с коррупцией, утвержденные Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997 г. Из закрепленных в данной резолюции принципов, имеющих значение для уголовного права, необходимо выделить следующие:

— принятие эффективных мер для предупреждения коррупции и в связи с этим поощрение этичного поведения;

— обеспечение скоординированной криминализации национальной и международной коррупции;

— обеспечение независимости лиц, осуществляющих функции по предупреждению, расследованию, обвинению и правосудию в отношении коррупции, предоставление им средств для эффективного собирания доказательств, защита лиц, сотрудничающих с правосудием в борьбе с коррупции, и обеспечение тайны расследования;

— принятие адекватных мер предупреждения использования юридических лиц для совершения коррупционных преступлений;

— ограничение иммунитета должностных лиц от уголовной ответственности до степени, минимально необходимой в демократическом обществе.

Кроме того, Конвенция выделяет 13 видов коррупционных преступлений:

— активный подкуп национальных государственных должностных лиц;

— пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц;

— подкуп членов национальных государственных собраний;

— подкуп иностранных государственных должностных лиц и членов иностранных государственных собраний;

— активный и пассивный подкуп в частном секторе;

— подкуп должностных лиц международных организаций;

— подкуп членов международных парламентских собраний;

— подкуп судей и должностных лиц международных судов;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

— использование служебного положения в корыстных целях;

— отмывание денег, полученных от коррупционных преступлений;

— преступления, касающиеся операций со счетами.

В соответствии со ст. 1 Конвенции субъектом коррупционного преступления является публичное должностное лицо. Следует учитывать, что понятие «публичное должностное лицо» охватывает определения «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» и «судья», существующие в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства [12]. Термин «судья» включает прокуроров и лиц, занимающих должности в судебных органах.

В главе II Конвенции содержится обширный перечень мер, которые должны быть приняты на национальном уровне государствами - участниками Конвенции. Прежде всего это относится к криминализации деяний коррупционного характера. Конвенцией предусмотрено также осуществление контроля над выполнением ее предписаний (гл. III Конвенции). Согласно ст. 24 Конвенции, функции контроля возложены на Группу государств против коррупции (GRECO)1.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупциии [5, 10].

Конвенция ООН против коррупции была принята 31 октября 2003 г. на 58 сес-

1 В состав GRECO входят автоматически все государства, ратифицировавшие Конвенцию. Статут GRECO был принят Комитетом министров в мае 1999 г. Цель деятельности данной организации в соответствии с этим документом определяется следующим образом: «...повышать способность своих членов бороться с коррупцией путем наблюдения за соблюдением ими своих обязательств в этой области, используя динамический процесс взаимной оценки и контрольного давления» (ст. 1). GRECO осуществляет постоянный мониторинг имплементации Конвенции государствами-участниками на основе предоставляемых ими на регулярной основе отчетов о выполнении Конвенции, вносит предложения о совершенствовании норм Конвенции, дополнении ее дополнительными протоколами.

сии Генеральной Ассамблеи ООН. В преамбуле Конвенции стороны выражают озабоченность проблемой коррупции, серьезностью порождаемых ею последствий для мирового развития. Положения данной Конвенции основаны на результатах исследований, проведенных ООН и другими международными организациями в сфере противодействия коррупции. В соответствии с основными положениями Конвенции в целях эффективной борьбы с коррупцией существует необходимость в проведении следующих мероприятий:

— создать специализированные государственные органы по борьбе с коррупцией;

— организовать подбор кадров в аппарат государства;

— принять кодексы поведения для служащих и иных должностных лиц;

— обеспечить прозрачность конкуренции при осуществлении государственных закупок и подрядов;

— привлекать гражданское общество к борьбе с коррупцией, в первую очередь, через доступ к информации о деятельности государственных органов.

Конвенция предлагает странам-участницам признать в качестве коррупции и криминализировать следующие противоправные деяния:

— подкуп национальных публичных должностных лиц;

— подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;

— хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом;

— злоупотребление влиянием в корыстных целях;

— злоупотребление служебным положением;

— незаконное обогащение;

— подкуп в частном секторе;

— хищение имущества в частном секторе;

— отмывание доходов от преступлений;

— сокрытие;

— воспрепятствование осуществлению правосудия.

Рассматриваемая Конвенция рекомендует также ввести ответственность юри-

дических лиц за совершение преступлений коррупционной направленности.

Что касается установления ответственности за коррупционные преступления, то следует отметить, что положениями Конвенции предусмотрено, что «каждое Государство-участник за совершение какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, предусматривает применение таких уголовных санкций, которые учитывают степень опасности этого преступления», а также содержат рекомендации о максимально возможном ограничении иммунитетов от уголовного преследования за коррупционные преступления.

Кроме того, в качестве санкции за совершение коррупционного преступления Конвенция рекомендует назначать виновным в коррупционных преступлениях, с учетом степени опасности деяния, наказание в виде лишения права на определенный срок занимать публичную должность или занимать должность на каком-либо предприятии, полностью или частично находящемся в собственности государства.

Интересно, что немалое внимание уделено вопросу конфискации имущества как санкции за преступления коррупционной направленности. В итоге конфискация может быть применена в отношении:

— доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;

— имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

Вообще, возвращение активов представляет собой если не основополагающий принцип рассматриваемой Конвенции, то, по крайней мере, один из основных [3]. Ввиду особой важности, нормы о сотрудничестве в вопросах конфискации и возвращения активов содержатся в отдельной главе V. Она закрепляет меры предупреждения перевода активов путем ужесточения банковского контроля над подозрительными сделками и счетами, а также устанав-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

ливает правила непосредственного взаимодействия государств в вопросах конфискации и возвращения активов. Однако в решении этих вопросов сохраняются некоторые неясности, в частности, возникает коллизия права при необходимости правового регулирования вышеописанных процедур.

Важно подчеркнуть, что в Конвенции отмечается необходимость закрепления обязательства должностных лиц подавать декларации об имуществе и доходах и разработки кодекса поведения публичных должностных лиц. В качестве механизма реализации данных положений Конвенция предусматривает создание системы финансового контроля, проверки имущественного положения, источников доходов и расходов публичных должностных лиц.

Стоит отметить, что в Конвенции не содержится положения, указывающего на ее обратную силу. Таким образом, остается нерешенным вопрос о возвращении активов, которые были незаконно приобретены до подписания Конвенции.

Эксперты и ученые высказывают мнение о том, что многие положения Конвенции ООН против коррупции нуждаются в корректировке с целью устранения неточностей в формулировках и преодоления двойных стандартов, предоставляющих государствам право действовать по собственному усмотрению и лишающих Конвенцию возможности достижения поставленных в ней целей [8].

Открытым остается также вопрос об ответственности государств — основных субъектов международного публичного права, нарушивших принятые на себя международные обязательства. Современная международная практика оказания правовой помощи при осуществлении института экстрадиции или выдачи обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений подтверждает невозможность реализации ответственности государств [1].

Важно учитывать, что вопросы противодействия коррупции отражены и в международных правовых актах таких организаций, как ОБСЕ и Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

Так, например, отдельного рассмотрения заслуживает Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при заключении международных коммерческих сделок, принятая 21 ноября 1997 г. и вступившая в силу 15 февраля 1999 г. Конвенция предусматривает уголовное наказание для лиц, совершающих подкуп иностранных государственных должностных лиц с целью провести коммерческие операции. Она охватывает коррупцию государственных должностных лиц любого государства, а не только тех государств, которые являются сторонами Конвенции.

В соответствии со ст. 1 Конвенции под коррупционным преступлением понимается деяние в виде «предложения, обещания или предоставления какой-либо неправомерной денежной или иной выгоды иностранному государственному должностному лицу для этого должностного лица или для третьей стороны с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или воздержалось от совершения действия, касающегося выполнения им его служебных обязанностей, с целью получения или сохранения заказов или иной неправомерной выгоды при осуществлении международных деловых операций» [7]. Кроме того, соучастие в даче взятки и подстрекательство к таковой также являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

Вопрос об ответственности юридических лиц за совершение преступлений коррупционной направленности рассмотрен в данной Конвенции следующим образом. Конвенция не возлагает на страны, в которых не предусматривается подобная ответственность, обязательства внесения соответствующих изменений в национальное уголовное право и установления уголовной ответственности юридических лиц. Такие страны взяли на себя обязательство ввести действенные и соразмерные правовые санкции (в основном денежные) не уголовного характера, заставляющие отказаться от намерения совершить подобное преступление. Это должно ограничить риск расхождений между странами, где юридические лица являются субъектом уголовного права, и странами, где они таким

субъектом не являются. Введение даже не уголовного наказания в отношении юридических лиц, где такая система вообще не существует, может привести к серьезным изменениям в законодательстве.

Положения Конвенции подкреплены переработанными Рекомендациями Совета ОЭСР по борьбе со взяточничеством в международных деловых операциях от 23 мая 1997 г. Рекомендации содержат обширный перечень профилактических мер борьбы с транснациональным подкупом, а их реализация осуществляется, прежде всего, в налоговом, банковском и гражданском законодательстве. Особое внимание уделено сфере государственных закупок и независимого аудита.

Региональный уровень межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия коррупции представлен документами региональных международных организаций, таких, как Совет Европы, Европейский союз, Организация Американских Государств (ОАГ), СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и др.

Конвенции Совета Европы схожи с Межамериканской Конвенцией по борьбе с коррупцией Организации Американских Государств (ОАГ) 1996 г. Данную Конвенцию подписало 21 латиноамериканское государство, к ней присоединились США и Канада. Конвенция вступила в силу 20 марта 1997 г. Данный правовой акт представляет собой региональное соглашение и требует, чтобы присоединившиеся к Конвенции страны приняли меры как против разрушительных действий коррупции на территориях, подчиненных их конституциям, так и действий, совершенных их соотечественниками и резидентами за границей. Согласно соглашению, действия, относимые к коррупции, признаются вне закона независимо от активной или пассивной формы коррупции.

Конвенция призвана регулировать сотрудничество государств для облегчения эффективных мер и действий по предотвращению, выявлению, наказанию и искоренению коррупции при осуществлении публичных функций и актов коррупции, непосредственно связанных с такими функциями. В соответствии со ст. 6 Конвенции

коррупционными преступлениями следует считать следующие противоправные деяния:

— получение, предложение или передача, прямо или косвенно, правительственным должностным лицом любого предмета, имеющего денежную ценность, иные выгоды, такие, как подарок, услуга, обещание или имущества для него самого, другого лица в обмен на какое-либо действие, или бездействия при исполнении его служебных обязанностей, любое действие или бездействие должностным лицом с целью незаконного получения выгод для себя или третьей стороны;

— предложение или предоставление, прямо или косвенно, правительственному должностному лицу или человеку, который находится на государственной службе, предметов денежно-кредитного значения или другой выгоды в виде подарка, покровительства, обещания или преимущества для себя или для любого третьего лица или объекта в обмен на любое действие или бездействие при выполнении служебных полномочий должностным лицом;

— любое действие или бездействие при выполнении служебных полномочий правительственным должностным лицом или человеком, который находится на государственной службе, в целях незаконного извлечения выгоды для себя или для третьих лиц;

— незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного от любой деятельности, указанной в этой статье;

— участие в качестве главы или его помощника, подстрекателя, сообщника или соучастника по факту, или иным другим способом в совершении или попытке совершения преступления, или в любом объединении или заговоре о совершении преступления, или в любом действии.

Кроме того, к коррупционным преступлениям Конвенцией отнесено международное взяточничество, т.е. «предложение или предоставление, прямо или косвенно, ее гражданами, людьми, имеющими постоянное проживание на данной территории, и юридическими лицами, расположенными там же, правительственному должностно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

му лицу другого Государства предметов денежно-кредитного значения или другой выгоды в виде подарка, покровительства, обещания преимущества по любой экономической или коммерческой сделке в обмен на любое действие или бездействие в порядке выполнения служебных полномочий должностным лицом». Коррупционным признается также незаконное обогащение, под которым принято понимать преступные действия, связанные с существенным увеличением имущества правительственного должностного лица, которое он не может разумно объяснить в соответствии со своим законным доходом, полученным во время своей государственной деятельности.

В соответствии с рассматриваемой Конвенцией коррупционным преступлением также следует считать:

— неправомерное использование правительственным должностным лицом или человеком, находящимся на государственной службе, для его собственной выгоды или любого третьего лица любого вида секретной или конфиденциальной информации, которую должностное лицо или человек, находящийся на государственной службе, получил в силу или при исполнении своего служебного положения;

— неправомерное использование правительственным должностным лицом или человеком, находящимся на государственной службе, для его собственной выгоды или третьего лица любого вида имущества, принадлежащего Государству, фирме или учреждению, в которых Государство имеет свою долю собственности и к которому данное должностное лицо имеет доступ в силу служебного положения;

— любое действие или бездействие любого человека, который лично через третью сторону или как посредник стремится получить такое решение от органа государственной власти, посредством которого он незаконно получает для себя или для другого лица любую выгоду или доход независимо от того, вредит или нет такое действие или бездействие государственной собственности;

— отклонение правительственным должностным лицом с целями, не связанными

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с первоначально предназначенными, для его собственной выгоды или выгоды третьего лица любого движимого или недвижимого имущества, сумм денег или ценных бумаг, принадлежащих государству, независимому юридическому лицу или индивидууму, которые данное должностное лицо получило в силу служебного положения в целях управления сохранения или по другим причинам.

Таким образом, Конвенция устанавливает ответственность не только за активный и пассивный подкуп, но и за другие действия или бездействие должностных лиц, направленные на получение незаконной выгоды, на использование и сокрытие имущества, полученного в результате коррупции [2]. Следует отметить, что данный правовой документ распространяется на преступления, совершенные как внутри страны, так и в транснациональных отношениях. Уголовным преступлением является любой подкуп иностранного должностного лица (не только предоставление взятки, но и предложение ее взять).

ОАГ в настоящее время разрабатывает обширный комплекс мероприятий по борьбе с коррупцией, включая меры не уголовно-правового характера. Изучение международного законодательства о борьбе с коррупцией дает основание сделать вывод, что в международных правовых актах понятие коррупции не сводится к простому взяточничеству. Анализ показал, что проявления коррупции многообразны: лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и другие изощренные технологии. Результаты анализа международных правовых актов, регламентирующих вопросы установления уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, позволяют определить сте-

пень имплементации международных правовых норм в рассматриваемой сфере в модельное и национальное уголовное законодательство государств - членов ОДКБ.

Список литературы:

[1] Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности: Материалы «круглого стола» // Государство и право. 2007. № 12.

[2] Григорьев В.А., Дорошин В.В. Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды // [Электронный ресурс] URL: http://www. lawmix.ru/comm/2042 (дата обращения: 25 января 2017 г.).

[3] Коваль А.В. К вопросу о понятии коррупции и объекте преступлений коррупционной направленности (уголовно-правовой аспект) // Следователь. 2013. № 10.

[4] Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2394; Бюллетень международных договоров. 2009. № 9.

[5] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780; Бюллетень международных договоров. 2006. № 10.

[6] Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882; Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.

[7] Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок // Развитие частного сектора. Приложение № 2. 1998.

[8] Кузнецов Ю.А., Силинский Ю.Р., Хому-това А.В. Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции. Владивосток, 1999.

[9] Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ с заявлениями.

[10] Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ с заявлениями.

[11] Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ.

[12] Хабриева Т.Я. Коррупция. Природа, про-

явления, противодействие. М.: Юриспруденция, 2012.

Spisok literatury:

[1] Globalizaciya obshhej, organizovannoj i korrupcionnoj prestupnosti: Materialy' «kruglogo stola» // Gosudarstvo i pravo. 2007. № 12.

[2] Grigor'ev V.A., Doroshin V.V. Korrupci-onnoe prestuplenie: ponyatie, priznaki, vidy' // [E'lektronny'j resurs] URL: http://www. lawmix.ru/comm/2042 (data obrashheniya: 25 yanvarya 2017 g.).

[3] Koval' A.V. K voprosu o ponyatii korrupcii i ob»ekte prestuplenij korrupcionnoj naprav-lennosti (ugolovno-pravovoj aspekt) // Sledovatel'. 2013. № 10.

[4] Konvenciya ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrupciyu ETS № 173 (Strasburg, 27 yanvarya 1999 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2009. № 20. St. 2394; Byulleten' mezhdunarodny'x dogovorov. 2009. № 9.

[5] Konvenciya Organizacii Ob»edinenny'x Nacij protiv korrupcii (prinyata General'noj Assambleej OON 31 oktyabrya 2003 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2006. № 26. St. 2780; Byulleten' mezhdunarodny'x dogovorov. 2006. № 10.

[6] Konvenciya Organizacii Ob»edinenny'x Nacij protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti ot 15 noyabrya 2000 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2004. № 40. St. 3882; Byulleten' mezhdunarodny'x dogo-vorov. 2005. № 2.

[7] Konvenciya Organizacii E'konomi-cheskogo Sotrudnichestva i Razvitiya po bor'be s podkupom inostranny'x dolzhnostny'x lic pri zaklyuchenii mezhdunarodny'x kommer-cheskix sdelok // Razvitie chastnogo sektora. Prilozhenie № 2. 1998.

[8] Kuznecov Yu.A., Silinskij Yu.R., Xomu-tova A.V. Rossijskoe i zarubezhnoe zakonoda-tel'stvo o merax protivodejstviya korrupcii. Vladivostok, 1999.

[9] Federal'ny'j zakon ot 26 aprelya 2004 g. № 26-FZ s zayavleniyami.

[10] Federal'ny'j zakon ot 8 marta 2006 g. № 40-FZ s zayavleniyami.

[11] Federal'ny'j zakon ot 25 iyulya 2006 g. № 125-FZ.

[12] Xabrieva T.Ya. Korrupciya. Priroda, proyavleniya, protivodejstvie. M.: Yurispruden-ciya, 2012.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.