Научная статья на тему 'Уголовно-правовые идеи эпохи Просвещения как истоки зарождения принципов уголовного права'

Уголовно-правовые идеи эпохи Просвещения как истоки зарождения принципов уголовного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕИ / IDEAS / ПРАВОВЫЕ ИДЕИ / LEGAL IDEAS / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ / CRIMINAL IDEAS / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF LAW / ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / AGE OF ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Дарья Александровна

В статье рассматривается понятие «уголовно-правовые идеи», используемое при исследовании зарождения принципов осуществления уголовного судопроизводства и назначения наказания, а также соотношение данного понятия с понятием «принципы уголовного права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Criminal Ideas in the Age of Enlightenment and the Present Principles of Criminal Law

The article is devoted to the definition of criminal ideas used in research studying of the origin of the principles of criminal procedure and determination of punishment, as well as the correlation the definition of criminal ideas with the definition of principles of criminal law.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые идеи эпохи Просвещения как истоки зарождения принципов уголовного права»

7 Подробнее об этом см.: Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб., 2003. С. 12-14.

8 См., например: Ушамирский А.Э. Механизм реализации субъективных прав военнослужащих в России (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 12-13.

9 Попов В.В. Обыкновения правоприменительной деятельности. Волгоград, 2003. С. 47.

Д.А. Герасимова

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА

В статье рассматривается понятие «уголовно-правовые идеи», используемое при исследовании зарождения принципов осуществления уголовного судопроизводства и назначения наказания, а также соотношение данного понятия с понятием «принципы уголовного права».

Ключевые слова: идеи, правовые идеи, уголовно-правовые идеи, принципы права, эпоха Просвещения.

D.A. Gerasimova

THE CRIMINAL IDEAS IN THE AGE OF ENLIGHTENMENT AND THE PRESENT PRINCIPLES OF CRIMINAL LAW

The article is devoted to the definition of criminal ideas used in research studying of the origin of the principles of criminal procedure and determination of punishment, as well as the correlation the definition of criminal ideas with the definition of principles of criminal law. Key words: ideas, legal ideas, criminal ideas, principles of law, age of Enlightenment.

Каждая отрасль юридической науки в своем категориальном аппарате апеллирует терминами, правовыми понятиями, правовыми категориями. История политических и правовых учений в свой предмет включает учения, взгляды, воззрения мыслителей прошлого, содержащие решения общих проблем теории государства и права, отраслевых юридических наук. Как система знаний о государственно-правовых явлениях она воспроизводит идеи в различных сочетаниях и комбинациях, отражая их в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства, меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп. Наука истории политических и правовых учений, излагая содержание политико-правовых учений различных периодов, использует категорию «правовые идеи». Наука уголовного права в свою очередь использует категорию «правовые принципы» или «принципы права».

Идеология Просвещения сформировала гуманный подход к наказанию и стремление установить легитимные границы репрессивной функции государства. Учения эпохи Просвещения и основные политико-правовые доктрины формирующегося буржуазного общества открыто отвергали идеологию феодального общества. Исходной точкой этих учений стала идея «естественных прав» человека, направленная против абсолютизма и теологии, не ставшая новой, но показавшая качественно иную трактовку содержания. В «естественных правах» видели продик-

© Герасимова Дарья Александровна, 2012

Аспирант кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: daria.gerasimova@yandex.ru

тованные разумом, от природы данные людям свойства: быть свободными, обладать и распоряжаться собственностью, быть равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п. Идею «естественных прав» развивала и дополняла концепция «общественного договора». Идеи народного суверенитета, правового государства, разделения властей, став ядром новых политико-правовых доктрин и опорой для буржуазно-правовой идеологии, оказали существенное влияние не только на политико-правовые воззрения в контексте вопросов публичного права, вопросов противопоставления общества и государства, человека, гражданина и власти, но и затронули проблемы уголовно-правовых отношений между человеком и государством, оставив тем самым след в уголовно-правовой мысли.

Естественно-правовая теория послужила основой, базисом для возможности формулирования и провозглашения новых постулатов, правил ведения уголовного судопроизводства, переустройства судебной системы, установления новых уголовно-правовых институтов. Концепция реформирования уголовных законов на принципах гуманности и законности повлекла за собой провозглашение презумпции невиновности, призыв к отмене смертной казни, запрету пыток и допросов с пристрастием, регламентации деятельности правосудия законом. Формулировка таких важнейших постулатов, как уголовное преследование за деяния людей, а не их слова и намерения, соразмерность наказания вреду, нанесенному нации или общественному благу, личности, классификация преступлений по степени их тяжести, защита прав обвиняемого, наукой уголовного права трактуется как заложение основных, руководящих начал уголовного судопроизводства, деятельности суда и органов, осуществляющих уголовное преследование, а также законодательной деятельности. ш

Можно утверждать, что выработанные наукой уголовного права и закреплен- н ные в современном уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве прин- С

а

ципы осуществления уголовного судопроизводства, назначения наказаний осно- т

о

ваны на идеях, высказанных в трудах мыслителей эпохи Просвещения (Монте- к

о

скье, Вольтера, Беккариа и др.). В науке теории государства и права многие уче- о' ные опираются на понятие «идеи» и используют его при определении и выведе- | нии понятия «принципы права». в

На наш взгляд, при проведении историко-правового исследования, предметом |

о

которого является формирование уголовно-правовых идей в эпоху Просвещения, Ю вышесказанное обнаруживает методологическую необходимость определять соот- и ношение словосочетаний «уголовно-правовые идеи» и «уголовно-правовые прин- с

к

ципы» по их природе и логико-семантическому содержанию. Так, И.Е. Винниц- а

кий последовательно обосновывает мнение о том, что использование в определе- Л

е

нии принципов права в качестве родового понятия «идея» позволяет дать им наи- | более точную и полную характеристику1. Он отмечает, что отождествление пра- • вового принципа с нормой права было бы неправильно, т. к. хотя принципы мо- 88 гут формально закрепляться в нормах права, они могут находить в них и кос- ^ венное выражение. Использование в определении принципов права понятия «на- § чало», по мнению автора, также не может быть признано вполне оправданным, т. к., говоря о принципах как о началах, сложно избежать их смешения, например, с идеологическими источниками права. Использование понятий «идеи», «установки», «положения», как отмечает И.Е. Винницкий, также является спорным: «Если употреблять понятие «положение» в указанном значении (как научное утверждение, теоретически сформулированную мысль) для характеристи- 39

ки принципов права, то фактически это будет равнозначно сведению последних к доктринальным, научным идеям, что, очевидно, является излишне ограничительным толкованием»2.

Принципы права носят культурно и исторически обусловленный характер. Характерные для культуры традиции, возникшие в различные периоды национальной истории и передаваемые из поколения в поколение, определяют и само содержание идей, приобретающих массовое распространение, и то, какие из них становятся базовыми, фундаментальными. Историческая обусловленность принципов права выражается в их детерминированности состоянием и уровнем развития правовой системы и общества в целом, характерными для конкретной эпохи.

Принципы права выступают единицами правового сознания - доктринально-го, профессионального, обыденного. Юридически формализуя те или иные идеи в качестве принципов права, «законодатель закрепляет не только свои собственные идеи, но и идеи того слоя общества, который в наибольшей степени оказывает влияние на общественные и политические процессы. В идеале законодатель через правотворчество отражает идеи, зародившиеся в правосознании общества»3.

Принципы, что характерно для любых других идей, не просто являются единицами, обобщающими опыт и выражающими отношение к существующей действительности, но и отражают в себе представления о должном, желаемом. Идея есть «то, что само по себе должно быть»4, потому наиболее адекватно отражающим сущность правовых принципов может быть признано понимание их как особого рода идей5.

Приведем некоторые другие определения принципов права с помощью родово-2 го понятия «идеи». А.Л. Захаров определяет принципы права как основные идеи, ? отражающие закономерности и связи развития общественных отношений, нор-со мативно закрепленные в позитивном праве, направляющие правовое регулирова-| ние и определяющие сущность и социальное назначение права6, В.М. Реуф — как I основополагающие правовые идеи, выражающие сущность права, определяющие

1 его содержание и предполагающие закрепление в законодательстве в той или иной

го

| форме7. То, что принципы права по своей природе принадлежат к области идей,

§ считают и С.С. Алексеев, А.В. Малько, А.Ф. Черданцев, А.И. Бобылев, В.Н. Кар-

| ташов, В.И. Гойман, В.И. Леушин, О.И. Цыбулевская и др.8

2 Признаком, позволяющим провести четкую грань между принципами права ° и другими правовыми идеями и в целом правосознанием, правовой идеологией ж выступает отражение принципов права в том или ином виде в правовых нормах. | Принципы права — это идеи, насквозь пронизывающие содержание права, как I бы растворенные в нем. «Поэтому задача исследователя видится в том, чтобы об-1 наружить уже содержащиеся в праве идеи, осмыслить их и привести в логиче-

0

° ски непротиворечивую систему»9, — пишет В.М. Реуф.

¿5 Похожее утверждение высказывает С.С. Алексеев: «Главное заключается в том,

1 что правовые идеи изначально пребывают в юридической материи, выраженной в | законах, судебных решениях, иных юридических реалиях. Они изначально «родились» в самой правовой материи и именно там растворены, «спрятаны», являются неотъемлемыми, органическими элементами самого содержания права, причем независимо от того, поняты ли они именно как «идеи» правоведами-практиками, наукой, выделяются ли они в качестве известных духовных, интеллектуальных начал, закреплены ли в текстах законов в виде норм-принципов. Независимо от

40

всего этого именно правовые идеи могут быть охарактеризованы в качестве самой

сути, центрального звена юридической организации (внутренней формы) правового материала — своего рода «стержня» юридических конструкций, «изюминки» того или иного структурного подразделения права, того, что в юридической науке нередко обозначается в виде «принципов отрасли», «начал» данной отрасли законодательства или даже особенностей «метода регулирования»10.

Метод определения содержания уголовно-правовых идей эпохи Просвещения, определения того, чем по своей природе они являются, и необходимость определения подхода к исследованию их формирования видятся нам в возможности сделать это через призму процесса перехода любых правовых идей в принципы права.

Любая правовая идея проходит путь от формирования идеи к ее осознанию («овладению массами»), а затем — к законодателю, а после принятия закона — от законодателя к правоприменению, к отношению людей к принятым и реализуемым законам. И, наконец, воплощенная в законе правовая идея вновь подвергается обобщающей, завершающей оценке профессионалов.

Так, А.Л. Захаров предлагает ввести в правовой оборот понятие «источники принципов права», под которыми понимается то, что лежит в основе формирования, «рождения» принципов права. Тем, что их «рождает», могут выступать: правосознание, правотворчество, юридическая техника, типы правопонимания, сущность права, законодательство, толкование, типология государства и права, политический режим и форма государственного устройства, принадлежность к правовой семье, процесс глобализации, судебная и юридическая практика. Формулирование принципов права законодателем учитывает типы правопонимания и сущность права, принадлежность к правовой семье, типологию государства и права, политический режим и форму государственного устройства. После закре- ш пления принципов права в нормах права они становятся частичкой законодатель- н ства, которое для единообразного и правильного применения подлежит толкова- С

а

нию, а затем применению в судебной и юридической практике11. т

о

С.С. Алекссев пишет: «...Идеи ... аккумулируют, переводят на язык правовых к

оо

категорий и представляют в концентрированном виде материальные, духовные, о' нравственные начала данного общества, заложенные в его строе интеллектуально- уа ценностные установки и тенденции»12. Такие правовые идеи влияют на характер, со- в

став и содержание субъективных прав, их соотношение с обязанностями, запретами, 1

о

ответственностью, на их место во всей правовой инфраструктуре, их реальность, обе- Ю спеченность, защищенность. Правовые идеи, образуя наиболее глубокий слой право- и вой материи, могут заполнять «пустоты» писаного права, а также могут прямо вхо- с

к

дить в правовую систему, в саму объективированную материю права, его догму13. а

Необходимо отметить, что в научных кругах существует мнение о том, что Л

е

представление принципов права в качестве идей приводит к утрате их практи- | ческого значения, нивелированию их роли в правовом регулировании. В связи • с этим принципы права характеризуются как правовые нормы общего характе- 88 ра, обладающие высоким уровнем абстракции, отражающие такие сущностные ^ свойства права, как свобода, формальное равенство и справедливость. В связи с § этим очень важно установить тип правопонимания, выработавший определенные представления о природе принципов права; мы также считаем, что это необходимо и при определении содержания уголовно-правовых идей в их зарождении.

В естественно-правовых концепциях в содержание принципов права включают морально-нравственные ценности, религиозные убеждения, этические предпочтения. В эпоху Просвещения впервые были провозглашены достаточно ясно 41

и четко, а затем и законодательно закреплены в ряде европейских государств того периода идеи гуманизма, равенства, свободы, справедливости. Современные уголовно-правовые принципы — принцип гуманизма, справедливости, равенства перед законом, принцип вины — несут в себе ценностное зерно идей в области уголовно-правовых отношений, зародившихся именно в ту эпоху и провозглашенных просветителями.

В заключение отметим, что «уголовно-правовые идеи» в науке истории политических и правовых учений есть конкретизированный термин. По своему содержанию уголовно-правовые идеи эпохи Просвещения являлись базой, основой, фундаментом, источником, послужили неким толчком для дальнейшего переосмысления и формирования современных уголовно-правовых принципов, неся в себе гуманистическое зерно идеологии данного течения. Таким образом, историко-правовое исследование формирования уголовно-правовых идей эпохи Просвещения предполагает выявление источников сформированных и закрепленных в современном законодательстве принципов уголовного права. Методологически такое исследование должно быть сведено к поиску центральных, движущих идей, изложенных в трудах просветителей.

1 См.: Винницкий И.Е. Проблема родового понятия в определении принципов права // История государства и права. 2011. № 15. С. 4-7.

2 Там же. С. 6.

3 Чураков А.Н. Принципы юридической ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 42.

4 Соловьев В.С. Красота в природе // Философия и психология права. 1989. Кн. 1. С. 14.

5 См.: Винницкий И.Е. Указ. соч.

6 См.: ЗахаровА.Л. Межотраслевые принципы права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 7.

7 См.: Реуф В.М. Специально-юридические принципы права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 7.

8 См.: Там же. С. 11.

9 Там же. С. 12-13.

10 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 297-298.

11 См.: Захаров А.Л. Указ. соч. С. 13-14.

12 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 298.

13 См.: Там же. С. 298-300.

А.А. Титова

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья посвящена исследованию вопроса места и роли конституционной ответственности в механизме правового регулирования. Раскрываются ее признаки, цели и функции.

Ключевые слова: конституционная ответственность, механизм правового регулирования, функции конституционной ответственности, правонарушение.

A.A. Titova

THE CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITY IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION

Article is devoted to research of a question of a place and a role of the constitutional responsibility in the mechanism of legal regulation. It is revealed, aims and functions.

Key words: constitutional responsibility, the mechanism of legal regulation, the functions of constitutional responsibility, offence.

© Титова Анжела Александровна, 2012 42 Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.