Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ЛЕСОВ УКРАИНЫ ОТ ИХ НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ЛЕСОВ УКРАИНЫ ОТ ИХ НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ НА УКРАИНЕ / НЕЗАКОННАЯ ВЫРУБКА И ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСА / УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хань Александр Александрович, Певко Станислав Геннадиевич, Юшкевич Елена Геннадиевна

В результате проведенного исследования установлена несогласованность отдельных норм уголовного и административного права Украины, которые формируют составы правонарушений в сфере незаконной вырубки леса в стране, определяют вид и меру ответственности за их совершение. Эта несогласованность находит проявление, в частности, в конкуренции отдельных норм, их неэффективности, отсутствии ответственности за отдельные общественно опасные действия, связанные с незаконной вырубкой и повреждением деревьев. Осуществлен сравнительный анализ уголовных и административных правонарушений в указанной сфере и сформулированы рекомендации по совершенствованию уголовного и административного законодательства, нормами которого поставлены под охрану общественные отношения в сфере охраны лесов на Украине. Так, предложено: 1) дополнить ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях путем установления ответственности за сбыт незаконно вырубленной древесины или кустарников; 2) дополнить ст. 246 Уголовного кодекса Украины и ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях путем введения административной ответственности за приобретение незаконно срубленных деревьев или кустарников, а также уголовной ответственности за приобретение незаконно срубленных деревьев или кустарников, причинившее существенный вред; 3) дополнить ст. 246 Уголовного кодекса Украины введением уголовной ответственности за уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление, которое нанесло существенный вред охраняемым общественным отношениям. Представленные предложения по совершенствованию действующего уголовного и административного законодательства Украины направлены на повышение эффективности противодействия незаконной вырубке леса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хань Александр Александрович, Певко Станислав Геннадиевич, Юшкевич Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE MEASURES TO PROTECT FORESTS FROM ILLEGAL LOGGING IN UKRAINE

The conducted research showed a lack of coordination between different norms of Ukrainian criminal and administrative laws that define the offences in the sphere of illegal logging, and determine the type and degree of liability for committing them. This lack of coordination is manifested, specifically, in the competition of certain norms, their ineffectiveness, and the absence of liability for certain publicly dangerous actions connected with illegal logging and damaging trees. The authors carried out a comparative analysis of criminal administrative offences in this sphere and formulated recommendation on improving criminal and administrative legislations that protect public relations in the sphere of protecting forests in Ukraine. They suggest the following: 1) amending Art. 65 of the Code of Ukraine on Administrative Offences by establishing liability for selling illegally logged timber or shrubs; 2) amending Art. 246 of the Criminal Code of Ukraine and Art. 65 the Code of Ukraine on Administrative Offences by introducing administrative liability for buying illegally logged timber or shrubs, as well as criminal liability for buying illegally logged timber or shrubs if it inflicted considerable damage; 3) amending Art. 246 of the Criminal Code of Ukraine by introducing criminal liability for destroying or damaging forest plantations, seedlings, young plants in tree nurseries and plantations, as well as young trees of natural origin and self-seed plants in the areas designated for reforestation if that inflicted considerable damage on protected public relations. The presented suggestions on improving current criminal and administrative legislations of Ukraine are aimed at improving the effectiveness of counteracting illegal logging in the country.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ЛЕСОВ УКРАИНЫ ОТ ИХ НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ»

Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 5. С. 605-612 ISSN 2500-4255-

Научная статья

УДК 502.7(477):[342.95+343.3/7+341.221.8] DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(5).605-612

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ЛЕСОВ УКРАИНЫ ОТ ИХ НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ

А.А. Хань, С.Г. Певко, Е.Г. Юшкевич

Харьковский национальный университет внутренних дел, г. Харьков, Украина

Аннотация. В результате проведенного исследования установлена несогласованность отдельных норм уголовного и административного права Украины, которые формируют составы правонарушений в сфере незаконной вырубки леса в стране, определяют вид и меру ответственности за их совершение. Эта несогласованность находит проявление, в частности, в конкуренции отдельных норм, их неэффективности, отсутствии ответственности за отдельные общественно опасные действия, связанные с незаконной вырубкой и повреждением деревьев. Осуществлен сравнительный анализ уголовных и административных правонарушений в указанной сфере и сформулированы рекомендации по совершенствованию уголовного и административного законодательства, нормами которого поставлены под охрану общественные отношения в сфере охраны лесов на Украине. Так, предложено: 1) дополнить ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях путем установления ответственности за сбыт незаконно вырубленной древесины или кустарников; 2) дополнить ст. 246 Уголовного кодекса Украины и ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях путем введения административной ответственности за приобретение незаконно срубленных деревьев или кустарников, а также уголовной ответственности за приобретение незаконно срубленных деревьев или кустарников, причинившее существенный вред; 3) дополнить ст. 246 Уголовного кодекса Украины введением уголовной ответственности за уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление, которое нанесло существенный вред охраняемым общественным отношениям. Представленные предложения по совершенствованию действующего уголовного и административного законодательства Украины направлены на повышение эффективности противодействия незаконной вырубке леса в стране.

Original article

CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE MEASURES TO PROTECT FORESTS FROM ILLEGAL LOGGING IN UKRAINE

Aleksandr A. Khan, Stanislav G. Pevko, Elena G. Ushkevich

Kharkiv National University of Internal Affairs, Kharkiv, Ukraine

Abstract. The conducted research showed a lack of coordination between different norms of Ukrainian criminal and administrative laws that define the offences in the sphere of illegal logging, and determine the type and degree of liability for committing them. This lack of coordination is manifested, specifically, in the competition of certain norms, their ineffectiveness, and the absence of liability for certain publicly dangerous actions connected with illegal logging and damaging trees. The authors carried out a comparative analysis of criminal administrative offences in this sphere and formulated recommendation on improving criminal and administrative legislations that protect public relations in the sphere of protecting forests in Ukraine. They suggest the following: 1) amending Art. 65 of the Code of Ukraine on Administrative Offences by establishing liability for selling illegally logged timber or shrubs; 2) amending Art. 246 of the Criminal Code of Ukraine and Art. 65 the Code of Ukraine on Administrative Offences by introducing administrative liability for buying illegally logged timber or shrubs, as well as criminal liability for buying illegally logged timber or shrubs if it inflicted considerable damage; 3) amending Art. 246 of the Criminal Code of Ukraine by

Информация о статье

Дата поступления 13 апреля 2021 г.

Дата принятия в печать 3 ноября 2021 г.

Дата онлайн-размещения 25 ноября 2021 г.

Ключевые слова

Правовая охрана лесов на Украине; незаконная вырубка и повреждение леса; уголовная и административная ответственность

Article info

Received 2021 April 13

Accepted ^ 2021 November 3

^ Available online | 2021 November 25

Q

lS Keywords

u Legal protection of forests in Ukraine;

g illegal logging and forest damage;

^ criminal and administrative liability

<

introducing criminal liability for destroying or damaging forest plantations, seedlings, young plants in tree nurseries and plantations, as well as young trees of natural origin and self-seed plants in the areas designated for reforestation if that inflicted considerable damage on protected public relations. The presented suggestions on improving current criminal and administrative legislations of Ukraine are aimed at improving the effectiveness of counteracting illegal logging in the country.

Украинский законодатель определил, что леса Украины являются ее национальным богатством, они выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную, рекреационную, эстетическую, воспитательную, другие функции и представляют собой источник удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах. Все леса на территории Украины находятся под охраной государства1.

В то же время официальные статистические данные указывают на реальность проблемы с незаконной вырубкой лесов. Согласно отчету Счетной палаты Украины, в 2014-2016 гг. в стране незаконно вырублено 93,8 тыс. м3 леса, вследствие чего причинен ущерб на 362 500 000 гривен. Подразделениями гослесохраны в течение 2014-2018 гг. выявлено 31,7 тыс. случаев незаконной вырубки леса, в результате которых вырублено 106,9 тыс. м3 леса2.

Исследование доли незаконной вырубки леса в общем количестве преступлений против окружающей среды показывает рост удельного веса этой категории преступлений: 2008 г. — 34,9 %, 2009 г. — 38,5 %, 2010 г. — 31,3 %, 2011 г. — 38,5 %, 2012 г. — 37,9 %, 2013 г. — 33,4 %, 2014 г. — 39,3 %, 2015 г. — 46,7 %, 2016 г. — 58,7 %, 2017 г. — 60,5 %. По состоянию на 2017 г. незаконная вырубка леса стала наиболее распространенным преступлением против окружающей среды [1, с. 64]. По данным Генеральной прокуратуры Украины, динамика преступности в этой сфере остается примерно на уровне 2016-2017 гг.: в 2018 г. доля рассматриваемых деяний составила 59 %, в 2019 г. — 52 %, в 2020 г. — 56 %3.

^совий кодекс УкраУни : закон УкраУни вщ 21 ач. 1994 р. № 3852-XII. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/ show/3852-12#Text.

2 Звп" про результати аудиту ефективносп виконан-ня повноважень органами державноУ влади в частит забезпечення повноти справляння податюв та шших надходжень до державного бюджету суб'ектами госпо-дарювання у сферi л^ового господарства. КиУв : Рахунк. Палата, 2017. 53 с. URL: http://search.ligazakon.ua.

3Офщмна статистична звiтнiсть ГенеральноУ про-

куратури УкраУни. 2021. URL: https://www.gp.gov.ua/ua/ stat n st?dir id=113653&libid=100820&c=edit& c=fo#.

Часть правонарушений в сфере незаконной вырубки леса, а также смежных противоправных деяний, например, таких как перевозка и хранение незаконно срубленных деревьев или кустарников, отнесена законодателем к категории административных правонарушений (их соотношение с аналогичными действиями, которые являются уголовно наказуемыми, далее будет проанализировано в рамках исследования). Однако на сегодняшний день официальные статистические наблюдения относительно совершения административных правонарушений в этой сфере практически отсутствуют. Так, Государственная служба статистики Украины приводит данные только за 2018 г., согласно которым было выявлено 3 578 случаев незаконной вырубки лесных культур. Что касается других периодов, то начиная с 1990 по 2017 г. такая статистика велась в обобщающем виде, т.е. по всем административным правонарушениям, предусмотренным Кодексом Украины об административных правонарушениях4. Недостаток государственной политики в этом направлении состоит в том, что за указанный период (1990-2017 гг.) невозможно определить уровень административных правонарушений в сфере экологии, как и в других сферах. Также не представляется возможным анализ его динамики в зависимости от внедрения реформ в сфере охраны лесов, хотя за эти годы таких процессов было немало.

Проблемами правовой политики государства в сфере охраны лесов от незаконной вырубки на Украине занимались такие исследователи, как Т.П. Егорова, В.Ф. Сторожук, А.А. Дудоров, Е.А. Письменский, А.А. Сасов, В.М. Завгород-няя, Н.В. Марфина, П.В. Мельник, А.Д. Кузык, В.В. Попович, М.О. Попков, Г.И. Балюк, А.П. Геть-ман, Т.Г. Ковальчук, И.Г. Травина, В.Л. Бредихина, В.И. Цымбалюк, Ю.А. Турлова, Г.С. Полищук.

С момента вступления в силу Уголовного кодекса Украины 2001 г. появилось множество интересных и содержательных научных работ, посвященных актуальным вопросам квалифи-

4Статистична шформа^я ДержавноУ служби статистики УкраУни. Адмчшстративш правопорушення в УкраУш. 2019. URL: http://www.ukrstat.gov.ua.

кации как преступлении против окружающей среды в целом, так и незаконной вырубки леса в частности. В то же время рассматриваемую проблематику (особенно ее практическую составляющую) вряд ли можно признать исчерпанной. В юридической литературе освещаются различные проблемы, касающиеся обеспечения правильной, полной и точной квалификации незаконной вырубки леса. Однако до сих пор нет единства относительно большинства актуальных вопросов, возникающих в процессе уголовно-правовой оценки данного деяния. Отсутствие единой и устойчивой позиции (как на научном, так и на правоприменительном уровне) по решению ряда вопросов квалификации незаконной вырубки леса влечет за собой неодинаковое применение уголовного и административного законодательства, вызывает противоречия при установлении тех или иных признаков состава этого преступления и т.п. [2, с. 5]. Труды указанных ученых были направлены на решение проблем государственного управления сферой лесного хозяйства на Украине, освещение причин и последствий незаконной деятельности в этой сфере, криминализации незаконной вырубки леса. Однако они не касались проблем соотношения административной и уголовной квалификации незаконной вырубки леса в стране.

Лес имеет чрезвычайно важное значение как природный ресурс и источник удовлетворения потребностей человека в древесине и другой лесной продукции. Кроме того, этот объект природы оказывает благотворное влияние на климат, атмосферу, выполняет почвозащитную, водоохранную и другие полезные функции, а также играет свою роль с точки зрения оздоровления, отдыха, обеспечения культурных и эстетических потребностей общества. Статья 6 Лесного кодекса Украины к полезным свойствам лесов относит их способность уменьшать негативные последствия природных явлений, защищать почву от эрозии, предотвращать загрязнение окружающей природной среды и очищать ее, способствовать регулированию стока воды, оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию и т.п.5

Незаконные рубки леса вызывают серьезные экологические проблемы, такие как сокращение запасов углерода, ухудшение биоразнообразия, снижение качества воды, и

5Л^овий кодекс УкраУни : закон УкраУни вщ 21 ач. 1994 р. № 3852-ХМ.

препятствуют устойчивому развитию лесозаготовок и управлению лесным хозяйством, подрывая таким образом конкурентоспособность деятельности по легальному использованию лесных ресурсов [3, р. 26]. Разрушается и защитная функция лесов — все чаще возникают различные природные катастрофы, например массовые оползни и наводнения [4].

Основными причинами незаконных рубок западные исследователи называют бедность, а также отсутствие эффективных механизмов управления сферой лесного хозяйства [5, р. 270].

К экономическим факторам незаконной вырубки леса на Украине относят следующие: 1) самоокупаемость и неудовлетворительный уровень финансового обеспечения специализированных государственных и коммунальных лесохозяйственных предприятий, низкий уровень оплаты труда их работников; 2) структурный дисбаланс в способах заготовки древесины, а также занижение ее качества и стоимости; 3) непрозрачный механизм ценообразования на лесоматериалы и пиломатериалы и торговли продукцией, изготовленной из них; 4) высокий спрос на дешевое древесное сырье с Украины на внешних рынках и ненадлежащий таможенный контроль за законностью перемещения лесоматериалов через государственную границу Украины в режиме «экспорт»; 5) низкий уровень внедрения электронного учета древесины и проверки законности ее происхождения; 6) резкий рост цен на энергоносители, повышение коммунальных тарифов и высокий спрос на топливную древесину (дрова) среди населения; 7) разветвленная сеть теневой переработки лесоматериалов; 8) глобализация внешней торговли, расширение границ рынков сырья [1, с. 92].

Одним из направлений противодействия незаконной вырубке леса является совершенствование тех юридических норм, которые положены в основу охраны соответствующих общественных отношений. Эта деятельность — внешнее выражение верной правовой политики государства. Последнюю определяют как средство упорядочения правовой сферы, которое приводит к оптимизации политических, экономических, социальных и других отношений [6, с. 32]. Иными словами, правовая политика — это политика государства, направленная на обеспечение прав и свобод граждан, законности и правопорядка в общественных отношениях.

Формой реализации правовой политики выступает правотворчество, которое заключается в создании компетентными органами публичной власти соответствующих правовых норм, их усовершенствовании, систематизации. В связи с этим реализация цели данного исследования предполагает анализ качества правовых норм, принятых законодателем с целью охраны леса от незаконной вырубки.

В относительно недавнем докладе Всемирного банка утверждается, что, несмотря на усилия, направленные на борьбу с преступлениями в сфере охраны леса, основное внимание сосредоточено на профилактических мероприятиях, что не позволяет остановить процесс динамичного исчезновения лесных ресурсов в мире. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых идей и стратегий для борьбы с преступностью в данной сфере [7, р. 42].

Определения незаконной вырубки лесов в литературе различаются. Некоторые ученые используют этот термин для обозначения относительно узкого вида деятельности, связанного с заготовкой древесины без необходимых разрешительных документов или с нарушением указанных в таких документах условий. Другие применяют более широкий подход, включая в его содержание кроме незаконной рубки деревьев ряд правонарушений, связанных с транспортировкой, переработкой незаконно срубленной древесины и торговлей ею. Иногда в это понятие включают и уклонение от уплаты налогов и сборов в связи с нелегальным характером такой деятельности [8, р. 93; 9, р. 26].

В последние годы украинский законодатель встал на путь защиты национальной экономики, в том числе путем внедрения европейских практик по охране леса от незаконных рубок. Так, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» от 6 сентября 2018 г. № 2531^!!! (действует с 1 января 2019 г.) предложена новая редакция ст. 246 Уголовного кодекса Украины «Незаконная порубка или незаконная перевозка, хранение, сбыт леса», внесены изменения в ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Незаконная порубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка». Также была принята специальная статья 201-1 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая уголовную

ответственность за контрабанду леса6. Отдельные вопросы незаконного перемещения леса через государственную границу Украины нами уже ранее освещались [10], поэтому более детально остановимся на проблемах уголовной и административной ответственности за незаконную вырубку леса.

Уголовный кодекс Украины в ст. 246 определяет, что уголовно наказуемыми являются незаконная вырубка деревьев или кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждений, перевозка, хранение, сбыт незаконно срубленных деревьев или кустарников, причинившие существенный вред. Указанные противоправные действия наказываются штрафом от 1 000 до 1 500 необлагаемых минимумов доходов граждан, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок7.

В свою очередь, в Кодексе Украины об административных правонарушениях имеется похожая охранная норма, содержащая состав административного проступка и предусматривающая, соответственно, не уголовную, а административную ответственность. Так, ст. 65 признает административным правонарушением незаконную вырубку и повреждение деревьев или кустарников; перевозку, хранение незаконно срубленных деревьев или кустарников; уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление. За указанные действия предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 60 необлагаемых минимумов доходов граждан, а если субъектом проступка является должностное лицо — от 150 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Сравнительный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о наличии разногласий в формулировке законодателем круга общественно опасных действий, которые являются уголовно и административно наказуемыми.

6 Про внесення змш до деяких законодавчих ак"пв УкраУни щодо збереження украУнських лiсiв та запобн гання незаконному вивезенню необроблених л^омате-рiалiв : закон УкраУни вщ 6 верес. 2018 р. № 2531-VIII. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2531-19.

7 Кримшальний кодекс УкраУни : закон УкраУни вщ 5 квп\ 2001 р. № 2341-III : (ред. 16 верес. 2021 р.). URL:

https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2341-14#n2115.

Так, Уголовный кодекс Украины признает преступными такие действия, как: 1) незаконная порубка деревьев или кустарников; 2) перевозка, хранение и сбыт незаконно срубленных деревьев или кустарников. При этом обязательным условием преступности таких действий выступает нанесение существенного вреда тем общественным отношениям в сфере лесного хозяйства, которые поставлены под охрану законом.

Кодекс Украины об административных правонарушениях аналогично считает противоправными: 1) незаконную вырубку деревьев или кустарников, 2) перевозку и 3) хранение незаконно срубленных деревьев или кустарников8. Привлекает внимание, что, во-первых, законодатель не признает административным правонарушением сбыт незаконно срубленных деревьев или кустарников, если такие действия не повлекли причинение существенного вреда. Во-вторых, в составе общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях, предусмотрено дополнительно как альтернативный вид правонарушения по сравнению с незаконной вырубкой деревьев или кустарников их незаконное повреждение. Эти два обстоятельства требуют критического анализа.

Представляется, что отсутствие административной ответственности за сбыт незаконно вырубленных деревьев или кустарников является существенным пробелом в законодательстве. Это обосновывается тем, что такие действия наносят ущерб общественным отношениям в сфере охраны лесов на Украине, содействуют незаконной вырубке лесных насаждений, хотя и в небольших размерах. Отсутствие административной ответственности за такие действия приводит к тому, что за совершение по сути антисоциальных действий реальная правовая ответственность не наступает. В связи с этим предлагается дополнить ч. 1 ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях после слова «хранение» словом «сбыт», что позволит предусмотреть ответственность за сбыт незаконно вырубленной древесины, не причинивший существенного вреда охраняемым общественным отношениям.

Ответ на другой вопрос исследования требует определить соотношение объема понятий

8 Кодекс УкраУни про адмЫстративш правопо-рушення : закон УкраУни вщ 7 груд. 1984 р. № 8073-X : (ред. 15 лип. 2021 р.). URL: https://zakon.rada.gov.ua/ laws/show/80731-10#Tex.

«вырубка» и «повреждение». Понятие «вырубка», как отмечает А.А. Дудоров, в контексте ст. 246 Уголовного кодекса Украины означает: 1) полное отделение дерева или кустарника от корня любым способом (спиливание, срубка и т.п.); 2) выкорчевывание — удаление древостоя с корнем; 3) повреждение дерева или кустарника до состояния прекращения роста (например, отделение основных ветвей от ствола дерева). К поврежденным до состояния прекращения роста относятся деревья с переломанными стволами, ободранной корой (на более чем 30 % периметра дерева независимо от длины по высоте ствола), ободранной кроной более чем на половину ее длины, ободранными и сломанными скелетными корнями более чем на половину периметра ствола, а также поваленные деревья и имеющие наклон более 30 ° от вертикальной оси [11, с. 776].

Итак, согласно позиции ученого, следует определять и повреждение деревьев или кустарников, причем не во всех случаях, а только в таких, которые привели к состоянию прекращения роста. Данный подход, по нашему мнению, сужает объем общественно опасного деяния. Ведь непреступными остаются повреждения деревьев, которым нанесен существенный вред, не приведший, однако, к прекращению их роста. В таком случае они должны квалифицироваться как административные проступки. А с учетом того что такими действиями все же был нанесен существенный вред окружающей среде, по степени общественной опасности они тяготеют к преступлениям.

Кабинет Министров Украины в постановлении «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного лесу» от 23 июля 2008 г. № 6659 выделяет ущерб, причиненный лесу предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами путем повреждения деревьев и кустарников до степени непрекращения и, соответственно, до степени прекращения их роста. Ущерб в этих случаях различается только размером, выраженным в национальной денежной единице. То есть в случае включения в состав общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 246 Уголовного кодекса Украины, повреждения деревьев и кустарников, которое

9 Про затвердження такс для обчислення роз/^ру шкоди, заподiяноУ л^у : постанова Кабшету МЫст^в УкраУни вщ 23 лип. 2008 р. № 665 : (ред. 9 верес. 2020 р.). URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/665-2008-%D0%BF#Text.

по качественным показателям не привело к прекращению роста деревьев и кустарников, но по количеству (объему) поврежденных предметов имело последствия в виде существенного вреда, такие действия будут уголовно наказуемыми, как и в случае с повреждением лесов, которое привело к остановке роста деревьев. В связи с этим мы не согласны с позицией А.А. Дудорова.

Как отмечалось ранее, для квалификации этих действий как преступления следует установить наличие существенного вреда. Таким считается ущерб, в 20 и более раз превышающий необлагаемый минимум доходов граждан, или другой существенный вред, причиненный окружающей среде в части обеспечения эффективной охраны, надлежащей защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.

Необлагаемый минимум доходов граждан, указанный в диспозиции для наступления административной и уголовной ответственности, равен одной второй прожиточного минимума для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января текущего года. Законом Украины «О государственном бюджете на 2021 год» от 15 декабря 2020 г. № 1082-IX10 прожиточный минимум для трудоспособных лиц определен в размере 2 270 гривен, т.е. размер ущерба в национальной валюте должен составлять не менее 22 700 гривен. Для исчисления размера ущерба, причиненного таким преступлением, применяется постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного лесу» от 23 июля 2008 г. № 665, в соответствии с которым определяется стоимость вырубленного или поврежденного дерева либо кустарника в зависимости от его диаметра в коре у шейки корня.

Сравнительный анализ диспозиций ст. 246 Уголовного кодекса Украины и ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях указывает также на различие в уровне общественной опасности предусмотренных данными статьями правонарушений. В частности, ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях дополнительно, в отличие от ст. 246 Уголовного кодекса Украины, считает противоправными такие действия, как уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на

10 Про державний бюджет на 2021 рт : закон УкраУни вщ 15 груд. 2020 р. № 1082-IX : (ред. 15 лип. 2021 р.). URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1082-20#Text.

плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление. Данный тип правонарушений может наносить существенный вред охраняемым общественным отношениям. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного лесу» от 23 июля 2008 г. № 665, в случае уничтожения или повреждения одного гектара лесных культур, естественного подроста и самосева размер ущерба в зависимости от их возраста составляет от 17 918 гривен (возраст пять и менее лет в случае уничтожения) и от 8 959 гривен (возраст пять и менее лет в случае повреждения). Относительно лесных культур в возрасте от шести до десяти лет размер ущерба в случае уничтожения или повреждения одного их гектара составляет 23 188 гривен в случае уничтожения и 11 594 гривны в случае повреждения.

Фактически указанное означает, что и такие действия, как уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева, могут наносить существенный вред окружающей естественной среде. Сегодня за такие действия предусмотрена административная ответственность, хотя по уровню общественной опасности (в соответствии с размером ущерба) они идентичны рубке или уничтожению деревьев и кустарников, ведь тоже имеют следствием нанесение существенного вреда лесам Украины. На основании изложенного предлагаем дополнить ч. 1 ст. 246 Уголовного кодекса Украины после слова «кустарников» словами «а также уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление».

Обобщая представленные в статье изменения законодательства, предлагаем ч. 1 ст. 246 Уголовного кодекса Украины изложить в следующей редакции:

«Статья 246. Незаконная порубка или незаконная перевозка, хранение, сбыт леса

1. Незаконная порубка деревьев или кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждений, перевозка, хранение, сбыт, приобретение незаконно срубленных деревьев или кустарников, а также уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или са-

женцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление, причинившие существенный вред, —

наказываются штрафом от тысячи до тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок» (курсив наш. — Авт.).

В свою очередь, ч. 1 ст. 65 Кодекса Украины об административных правонарушениях предлагается изложить в следующей редакции:

«Статья 65. Незаконная порубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка Незаконная порубка и повреждение деревьев или кустарников; перевозка, хранение,

сбыт, приобретение незаконно срубленных деревьев или кустарников; уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление, —

влекут наложение штрафа на граждан от тридцати до шестидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от ста пятидесяти до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан» (курсив наш. — Авт.).

Напоследок следует отметить, что предложенные изменения действующего уголовного и административного законодательства Украины направлены на устранение пробелов в части охраны общественных отношений в сфере экологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заiчко О.В. Запоб^ання незаконнш порубц або незаконному перевезенню, збер^анню, збуту лку / О.В. Заiчко. — Хар^в : Право, 2019. — 192 с.

2. Дудоров О.О. КримЫально-правова квалiфiкацiя незаконно! порубки лку : практ. пособие / О.О. Дудоров, £.О. Пись-менський. — Северодонецьк : РВВ ЛДУВС i/w. Е.О. Дщоренк, 2017. — 213 с.

3. Modelling the Impacts of Policy Measures to Prevent Import of Illegal Wood and Wood Products / A. Moiseyev, B. Solberg, B. Michie, A.M.I. Kallio. — DOI 10.1016/j.forpol.2009.09.015 // Forest Policy and Economics. — 2010. — Vol. 12, iss. 1. — P. 24-30.

4. Magallona M.M. The Philippines, 2004 top News on Environment in Asia / M.M. Magallona ; Institute for Global Environmental Strategies. — 2005. — 77 p. — URL: http://www.iges.or.jp/en/pub/pdf/asia2004/full_text.pdf.

5. Bouriaud L. Causes of Illegal Logging in Central and Eastern Europe / L. Bouriaud. — DOI 10.1007/s11842-005-0017-6 // Small-scale Forestry. — 2005. — Vol. 4, iss. 3. — P. 269-291.

6. Кравчук М. Правова полтика в сучасый Укра'шг сул-лсть, особливосп формування та реалiзацií / М. Кравчук, В. Ма-тола // Актуальн проблеми правознавства. — 2018. — Вип. 1 (13). — С. 29-35.

7. Justice for Forests. Improving Criminal Justice Efforts to Combat Illegal Logging / M.P. Goncalves, M. Panjer, T.S. Green-berg, W.B. Magrath. — Washington : The World Bank, 2012. — 60 p. — URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/6011/676190PUB0EPI0067882B09780821389782.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

8. Kishor N. Crime and Justice in the Garden of Eden: Improving Governance and Reducing Corruption in the Forestry Sector / N. Kishor, R. Damania // The Many Faces of Corruption / ed. J.E. Campos, S. Pradhan. — Washington, 2007. — P. 89-114.

9. Contreras-Hermosilla A. Law Compliance in the Forestry Sector : an Overview / A. Contreras-Hermosilla. — Washington : World Bank, 2002. — 47 p.

10. Measures to Combat Smuggling and Corruption in the Customs Clearance of Commercial Goods in Ukraine / A. Kulish, V. Chumak, R. Chernysh [et al.]. — DOI http://dx.doi.org/10.34069/AI/2020.30.06.10 // Amazonia Investiga. — 2020. — Vol. 9, iss. 30. — P. 99-110.

11. Науково-практичний коментар Криминального кодексу Укра'ни / за ред. М.1. Мельника, М.1. Хавронюка. — 10-те вид., переробл. та допов. — Ки'в : Дакор, 2018. — 1360 c.

REFERENCES

1. Zaichko O.V. Prevention of illegal logging, transportation, storage, selling of timber. Kharkiv, Pravo Publ., 2019. 192 p.

2. Dudorov O.O., Pysmenskyy Ye.O. Criminal-Legal Qualification of Illegal Logging. Severodonetsk, RVV LDUVS named after E.O. Didorenko Publ., 2017. 213 p.

3. Moiseyev A., Solberg B., Michie B., Kallio A.M.I. Modelling the Impacts of Policy Measures to Prevent Import of Illegal Wood and Wood Products. Forest Policy and Economics, 2010, vol. 12, iss. 1, pp. 24-30. DOI: 10.1016/j.forpol.2009.09.015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Magallona M.M. The Philippines, 2004 top News on Environment in Asia. Institute for Global Environmental Strategies, 2005. 77 p. Available at: http://www.iges.or.jp/en/pub/pdf/asia2004/full_text.pdf.

5. Bouriaud L. Causes of Illegal Logging in Central and Eastern Europe. Small-scale Forestry, 2005, vol. 4, iss. 3, pp. 269-291. DOI: 10.1007/s11842-005-0017-6.

6. Kravchuk M., Matola V. Legal Policy in Modern Ukraine: Essence, Specifics of Formation and Implementation. Aktual'nye problemy pravovedeniya = Actual Problems of Jurisprudence, 2018, iss. 1, pp. 29 - 35. (In Ukrainian).

7. Goncalves M.P., Panjer M, Greenberg T.S., Magrath W.B. Justice for Forests. Improving Criminal Justice Efforts to Combat Illegal Logging. Washington, The World Bank, 2012. 60 p. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/ 10986/6011/676190PUB0EPI0067882B09780821389782.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

8. Kishor N., Damania R. Crime and Justice in the Garden of Eden: Improving Governance and Reducing Corruption in the Forestry Sector. In Campos J.E., Pradhan S. (eds.). The Many Faces of Corruption. Washington, World Bank, 2007, pp. 89-114.

9. Contreras-Hermosilla A. Law Compliance in the Forestry Sector: an Overview. Washington, The World Bank, 2002. 47 p.

10. Kulish A., Chumak V., Chernysh R., Khan O., Havrik R. Measures to Combat Smuggling and Corruption in the Customs Clearance of Commercial Goods in Ukraine. Amazonia Investiga, 2020, vol. 9, iss. 30, p. 99-110. DOI: http://dx.doi.org/10.34069/ AI/2020.30.06.10.

11. Melnik M.I., Khavronyuka M.I. (eds.). Scientific and Practical Commentary on the Crimean Code of Ukraine. 10th ed. Kiev, Dakor Publ., 2018. 1360 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Хань Александр Александрович — доцент кафедры уголовного процесса и организации досудебного следствия Харьковского национального университета внутренних дел, кандидат юридических наук, г. Харьков, Украина; e-mail: aa_khan@ukr.net.

Певко Станислав Геннадиевич — доцент кафедры фундаментальных и юридических дисциплин Харьковского национального университета внутренних дел, доктор философии по специальности 081-право, г. Харьков, Украина; e-mail: Stanislav.advocate@gmail.com.

Юшкевич Елена Геннадиевна — доцент кафедры теории и истории государства и права Харьковского национального университета внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент, г. Харьков, Украина; e-mail: el.iushkevich@gmail.com.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Хань А.А. Уголовно-правовые и административно-правовые меры охраны лесов Украины от их незаконной вырубки / А.А. Хань, С.Г. Певко, Е.Г. Юшкевич. — DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(5).605-612 // Всероссийский криминологический журнал. — 2021. — Т. 15, № 5. — С. 605-612.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Khan, Aleksandr A. — Ass. Professor, Chair of Criminal Procedure and Organization of Pre-Trial Investigation, Kharkiv National University of Internal Affairs, Ph.D. in Law, Kharkiv, Ukraine; e-mail: aa_khan@ukr.net.

Pevko, Stanislav G. — Ass. Professor, Chair of Fundamental and Legal Disciplines, Kharkiv National University of Internal Affairs, Doctor of Philosophy in Law, Kharkiv, Ukraine; e-mail: Stanislav.advocate@gmail.com.

Yushkevich, Elena G. — Ass. Professor, Chair of Theory and History of State and Law, Kharkiv National University of Internal Affairs, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Kharkiv, Ukraine; e-mail: el.iushkevich@gmail.com.

FOR CITATION Khan A.A., Pevko S.G., Yushkevich E.G. Criminal and administrative measures to protect forests from illegal logging in Ukraine. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2021, vol. 15, no. 5, pp. 605-612. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(5).605-612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.