Научная статья на тему 'Уголовно-правовые аспекты пиратства в Российской Федерации'

Уголовно-правовые аспекты пиратства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
679
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые аспекты пиратства в Российской Федерации»

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

заний было допустимо лишь в совокупности с освобождением от основного наказания. Если осужденный был условно-досрочно освобожден от основного наказания, а дополнительное наказание оставлено для частичного или полного отбытия, повторно вопрос об условно-досрочном освобождении от дополнительного наказания не ставился* 1 2.

Вывод: вопрос о повторном обращении осужденного об освобождении от дополнительного наказания может быть рассмотрен не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения судом постановления об отказе в полном или частичном условно-досрочном освобождении от дополнительного наказания.

Для устранения имеющихся противоречий в судебной практике необходимы изменения в редакции ст. 86 УК РФ и принятие Пленумом Верховного Суда РФ постановления о практике применения судами Российской Федерации института судимости.

С.А. Пень*о*

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПИРАТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время проблема уголовного преследования и наказания за морское пиратство в Российской Федерации является актуальной не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Морское пиратство - это реальное и активно прогрессирующее явление, поэтому разработка мер по борьбе с ним как на международном, так и на национальном уровне, достаточно своевременна.

Необходимо отметить, что в современном мире наблюдается постепенное увеличение числа случаев морского пиратства и его глобальное распространение. В 2008 году количество нападений пиратов на иностранные морские судна выросло на 11 % - до 293 случаев. При этом количество нападений у восточного побережья Сомали и в Аденском заливе увеличилось вдвое - до 111 случаев. Всего за прошлый год пираты захватили 49 судов с 889 заложниками,

из них 42 судна с 815 членами экипажей были захвачены сомалийскими пира-

2

тами .

С 90-х годов пиратство у берегов Сомали стало основным источником заработка части местного населения, а интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценным грузом представляет собой

Аспирант кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Ткачевский Ю.М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Законодательство. 2004. № 8.

2 Ежегодный доклад Международного морского бюро (ММБ) за 2008 год. URL: http://www.icc-ccs.org/

150

2009

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

массу объектов для потенциального захвата и по сей день. Сейчас перед мировым сообществом стоит задача ужесточения наказания за указанное преступление, а также установление универсальной юрисдикции государств по уголовному преследованию и осуждению за совершение пиратства.

Советом Безопасности ООН (далее, СБ ООН) в связи с кризисной ситуацией 2 июня 2008 г. была принята Резолюция 1816 (2008), которая разрешила военно-морским силам других государств входить в территориальные воды Сомали для пресечения актов пиратства1. СБ ООН также призвал заинтересованные государства активизировать и координировать усилия по противодействию актам пиратства. В октябре и ноябре 2008 г. СБ ООН призвал все государства принять активное участие в борьбе с пиратством путем развертывания военных кораблей и военной авиации2, а также предложил государствам принять меры против физических и юридических лиц, финансирующих пиратство и препятствующих процессу укрепления Переходного федерального правительства Сомали3 4. Следующая резолюция СБ ООН продлила на год срок действия разрешения на борьбу с пиратами в территориальных водах Сомали и поддержала инициативу Европейского союза и НАТО о проведении военной

4

операции против пиратов .

Действительно, как отмечается Р.В. Нигматуллиным, нет возможности разрешить проблему пиратства исключительно военными средствами. Она будет решена, если наряду с военной операцией мировое сообщество окажет помощь Сомали в стабилизации политической ситуации в стране и поможет сомалийскому народу в восстановлении экономики5.

Среди международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, уголовно-правовые аспекты пиратства регулируют Женевская конвенция об открытом море 1958 г.6, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.7, Конвенция «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства»8 и Протокол «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на

1 Док. ООН S/RES/1816 (2008). URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/.

2 Док. ООН S/RES/1838(2008). URL: http://oon.bsu.edu.ru/docs/6.somali-resl838.doc.

3 Док. ООН S/RES/1844(2008). URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/resl 844.htm.

4 URL: www.lenta.ru.

5 Нигматуллин Р.В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право. 2009. № 2. С. 27-30.

6 Женевская конвенция об открытом море 1958 r URL: http://www.law.edu.ru/norm/norm. asp?normlD=1241518.

7 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/lawsea.html; Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 30-ФЗ. URL: http://www.kadis.ru/texts/index. phtml?id=19521 &PrintVersion=l.

8 О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства: конвенция. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/maritme.html.

151

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

континентальном шельфе»1. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ2, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При этом российский уголовный закон также предусматривает уголовную ответственность за пиратство и определяет его как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения3 4.

Так, в соответствии со ст. 101 Конвенции 1982 г. и, аналогично, ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г., пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна и направленный в открытом море против другого судна или против лиц или имущества, находящихся на его борту; против какого-либо судна, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства; любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно является пиратским судном; любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению таких действий.

Правильно отмечается кандидатом юридических наук Додоновым В.Н., что российское законодательное понятие пиратства не соответствует конвенционному понятию, признанному международным правом. Также он отмечает, что смысл специальной криминализации пиратства заключается в формулировании особого деяния, в отношении которого данное государство готово осуществлять универсальную юрисдикцию. Это деяние должно носить именно международный характер, поскольку было бы неоправданным устанавливать универсальную юрисдикцию в отношении актов разбоя, совершенных в реч-

4

ных или иных внутренних водах другого государства .

Согласно ст. 11, 12 УК РФ, лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории РФ (в том числе в пределах территориального моря, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном пространстве вне пределов РФ), подлежит уголовной ответственности по российскому законодательству. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ (к кото-

1 О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе: протокол // Собрание законодательства РФ. 2001. № 48. Ст. 4470.

2 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 янв.

3 См.: ст. 227 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4 Додонов В.Н. Ответственность за пиратство (морской разбой) в современном уголовном праве // Правовое государство. 2008. № 4. С. 31-35.

152

2009

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

рым обычно относятся пираты), совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Таким образом, в Конституции РФ и в Уголовном кодексе РФ непосредственно существуют ссылки на необходимость применения норм международного права. Следует согласиться с утверждением А.С. Климова, что в ст. 227 УК РФ отсутствует указание на нахождение судна в открытом море либо в другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, и в этом случае сама формулировка указанной статьи заложила проблемные аспекты, разрешение которых возможно только после законодательной корректировки данной нормы1. Также необходимо отметить следующее: статья УК РФ, регулирующая данные правоотношения, должна применяться согласно международному законодательству, а в обратном случае указанная норма права бездействует, является мёртвой нормой.

Считаем, что необходимо внести изменения в ст. 227 УК РФ с целью приведения норм национального уголовного права в соответствие с международными стандартами, а также необходимо разработать реально действующий в России механизм привлечения к уголовной ответственности за совершение морского пиратства. При этом Российская Федерация вправе определить в своем законодательстве условия и порядок осуществления универсальной юрисдикции2 в отношении соответствующих международных преступлений, в том числе и в отношении пиратства.

Показателен пример государственных властей Японии, которыми был создан судебный прецедент рассмотрения дел, где были осуждены и приговорены к тюремному заключению 14 индонезийских пиратов за похищение в 1999 году японского сухогруза Alondra Rainbow. В России же практика применения статьи УК РФ о пиратстве носит в основном внутренний характер и, соответственно, не применяется.

С одной стороны, основываясь на положениях международных конвенций в открытом море или в любом другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, Россия может задержать пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне лиц и находящееся на нем имущество. Суды РФ также могут выносить приговоры о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении пиратских судов и имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц.

1 Климов А.С. Проблемы квалификации пиратства по Уголовному кодексу РФ // Внешнеторговое право. 2008. № 2.

2 Подробнее об универсальной юрисдикции см. Королев Г.А. Универсальная юрисдикция: определение, основания применения // Журнал российского права. 2009. № 2.

153

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Следовательно, эти нормы Конвенций прямо устанавливает универсальную юрисдикцию над пиратами* 1.

С другой стороны, решение практических вопросов, связанных с привлечением к суду и проведением судебного преследования лиц, обвиняемых в пиратских действиях, сопряжено с многочисленными трудностями юридического и организационного характера, а также весьма значительными финансовыми издержками. При организации судебного заседания возникнут проблемы, связанные с обеспечением перевода, вызова свидетелей (доставкой их к месту проведения судебного заседания) и т.п.

Оптимальным представляется предложение, с которым выступил президент Российской Федерации Д.А. Медведев, - создать для рассмотрения дел с участием лиц, подозреваемых в совершении пиратских действий, международный или региональный уголовный трибунал2. Так как в настоящее время не разработана единая оптимальная модель противодействия морскому пиратству, целесообразным видится создание собственного внутреннего механизма привлечения к уголовной ответственности пиратов российскими властями по особой процессуальной процедуре.

В.И. Емешов*

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает два возможных способа формирования представительных органов муниципальных образований на районном уровне. Согласно ч. 4 ст. 35 вышеуказанного закона представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения нормой представительства.

По одноименному Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ формирование представительных органов муниципальных районов осуществ-

Соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Halberstam M. Terrorisn on the High Seas: The Achille Lauro, Piracy and the IMO Convention on Maritime Safety // American Journal of International Law. April 1988. P. 289.

2 URL: http://www.baltinfo.ru/news/Kremr-predlagaet-sozdat'-mezhdunarodnyi'-tribunal-dlya-piratov.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.