Научная статья на тему 'Современная политика России в отношении морских пиратов'

Современная политика России в отношении морских пиратов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
908
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пират / преступление / морской разбой / захват судна / борьба с пиратством / конвенция по морскому праву / pirate / crime / maritime banditry / capture of a ship / the struggle with piracy / United Nations Convention on the Law of the Sea

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пенько Сергей Александрович

Пиратство представляет угрозу наиболее важным торговым морским коммуни-кациям в мире и создает препятствия в развитии свободной торговли вследствиинеизбежного повышения страховых ставок, способствует возникновению и увеличе-нию напряженности между прибрежными государствами. Борьба с пиратством ста-новится международно-правовой обязанностью государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пенько Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN POLICY OF RUSSIA CONCERNING SEA PIRATES

The piracy represents the threat for the most important trading sea communications in the world and creates obstacles in the development of free trade in consequence of the inevitable increase of insurance rates, promotes the origin and the augmentation of the tension between the coastal states. The struggle with piracy becomes an international legal duty of the state.

Текст научной работы на тему «Современная политика России в отношении морских пиратов»

2012

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

УДК 347.799.4

С. А. Пенько

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ МОРСКИХ ПИРАТОВ

Пиратство представляет угрозу наиболее важным торговым морским коммуникациям в мире и создает препятствия в развитии свободной торговли вследствии неизбежного повышения страховых ставок, способствует возникновению и увеличению напряженности между прибрежными государствами. Борьба с пиратством становится международно-правовой обязанностью государства.

Ключевые слова: пират, преступление, морской разбой, захват судна, борьба с пиратством, конвенция по морскому праву

В последнее время морское пиратство приняло качественно новый характер. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1851 от 16 декабря 2008 года очень жестко поставил вопрос об усилении борьбы с морским пиратством. В Резолюции есть ссылка на главу 7 Устава ООН, в соответствии с которой акты морского пиратства могут рассматриваться как угроза международному миру и безопасности. Поэтому вполне правомерным является применение против пиратов силы с использованием морских и сухопутных подразделений стран - участниц ООН.

Специфика действий пиратов близ Африканского Рога заключается в том, что около 70-80 % нападений совершается в пределах территориального моря Сомали. В ряде случаев возникает необходимость преследовать налетчиков, пересекая границу сомалийских территориальных вод. В силу этого особое значение сегодня имеет заключение по инициативе сомалийской стороны специальных соглашений между правительством этой страны и государствами, военные корабли которых находятся вблизи территориальных вод Сомали с целью противодействия бандитским нападениям. Статус «сотрудничающего государства», позволяющий входить в сомалийские территориальные воды для преследования пиратов, получила и Россия. Резолюции 1851 дает возможность также осуществлять наземные операции с целью уничтожения баз морских разбойников1.

Согласно ст.11, 12 УК РФ лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории РФ (в том числе в пределах территориального моря, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном пространстве вне пределов РФ), подлежит уголовной ответственности по российскому законодательству. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ (к которым обычно относятся пираты), совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ, или постоянно прожи-

1 Бакланов А. Г. Пиратство опасно не только для морской торговли. URL: http://i-r-p.ru/ page/stream- exchange/index-23589.html (дата обращения 03.03.2010 года).

215

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

вающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Таким образом, в Конституции РФ и в Уголовном кодексе РФ непосредственно существуют ссылки на необходимость применения норм международного права. Сейчас поднимается вопрос о необходимости более широкого использования правых норм применительно к преступлениям такого рода, совершенным в районах Мирового океана, в том числе примыкающих к Сомали. Вместе с тем, в данном случае в юридическом отношении можно опираться на положения статьи 105 Конвенции ООН по морскому праву, в которой говорится о мерах противодействия морскому пиратству1.

Следует согласиться с утверждением А. С. Климова, что в ст. 227 УК РФ отсутствует указание на нахождение судна в открытом море либо в другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, и в этом случае сама формулировка указанной статьи заложила проблемные аспекты, разрешение которых возможно только после законодательной корректировки данной нормы1 2. Также необходимо заметить следующее: статья УК РФ, регулирующая данные правоотношения, должна применяться согласно международному законодательству, а в обратном случае указанная норма права бездействует, является мёртвой нормой.

Считаем, что РФ вправе определить в своем законодательстве условия и порядок осуществления универсальной юрисдикции3 в отношении соответствующих международных преступлений, в том числе и в отношении пиратства.

Показателен пример государственных властей Японии, которыми был создан судебный прецедент рассмотрения дел, где были осуждены и приговорены к тюремному заключению 14 индонезийских пиратов за похищение в 1999 году японского сухогруза Alondra Rainbow. В России же практика применения статьи УК РФ о пиратстве носит в основном внутренний характер и, соответственно, не применяется.

С одной стороны, основываясь на положениях международных конвенций в открытом море или в любом другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, Россия может задержать пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне лиц и находящееся на нем имущество. Суды РФ также могут выносить приговоры о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении пиратских судов и имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. В настоящее время ст. 105 Конвенции 1982 года устанавливает, что судебные учреждения государства, чей военный корабль захватил пиратское судно,

1 Бакланов А.Г. Пиратство опасно не только для морской торговли. URL: http://flot.com/ nowadavs/tasks/piracv/newafehan.htm (дата обращения 03.03.2010 года)

2 Климов А. С. Проблемы квалификации пиратства по Уголовному кодексу РФ // Внешнеторговое право. - 2008. - № 2.

3 Подробнее об универсальной юрисдикции см. Королёв Г. А. Универсальная юрисдикция: определение, основания применения // Журнал российского права.- 2009. - № 2.

216

2012

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

могут «выносить постановления о наложении наказаний», определять меры в отношении пиратских судов. Резолюция Совета Безопасности ООН N 1851 от 16 декабря 2008 года говорит о так называемых «шипрайдерах» из прибрежных к Аденскому заливу государств, которые могут проводить дознание на военных кораблях.

С другой стороны, решение практических вопросов, связанных с привлечением к суду и проведением судебного преследования лиц, обвиняемых в пиратских действиях, сопряжено с многочисленными трудностями юридического и организационного характера, а также весьма значительными финансовыми издержками.

При организации судебного заседания возникнут проблемы, связанные с обеспечением перевода, вызова свидетелей (доставкой их к месту проведения судебного заседания) и т. п. Решение практических вопросов, связанных с привлечением к суду и проведением судебного преследования лиц, обвиняемых в пиратских действиях, сопряжено с тем обстоятельством, что ряд стран не имеют в своем законодательстве каких-либо правовых норм по борьбе с пиратством.

При организации судебного заседания неминуемо возникнут непростые проблемы, связанные с установлением личности, осуществлением перевода на различные языки в ходе проверки и следствия, сбора доказательств, получения правовой помощи из других государств. Есть и экономические мотивы -транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания. С учетом этого многие государства уклоняются от привлечения пиратов к уголовной ответственности на своей территории, даже если это и позволяет их законодательство. Чаще стремятся передать их государствам прибрежной зоны, которые имеют соответствующие правовые возможности.

Оптимальным представляется предложение, с которым выступил президент РФ Д. А. Медведев, - создать для рассмотрения дел с участием лиц, подозреваемых в совершении пиратских действий, международный или региональный уголовный трибунал1. Так как в настоящее время не разработана единая оптимальная модель противодействия морскому пиратству, целесообразным видится создание собственного внутреннего механизма привлечения к уголовной ответственности пиратов российскими властями по особой процессуальной процедуре.

Кроме того, на наш взгляд, разрешить проблему пиратства исключительно военными средствами не удастся. Она будет решена, если наряду с военной операцией мировое сообщество окажет помощь Сомали в стабилизации политической ситуации в стране и поможет сомалийскому народу в восстановлении экономики1 2.

1 Кремль предлагает создать международный трибунал для пиратов. URL: http://www.baltinfo.ru/news/Kreml'-predlagaet-sozdat'-mezhdunarodnvi'-tribunal-dlya-piratov (дата обращения 03.03.2010 года)

2 Нигматуллин Р. В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право. - 2009. - № 2. - С. 27-30.

217

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

К сожалению, в мировом сообществе нет единства мнений ведущих стран в отношении оптимальной модели противодействия морскому терроризму. В частности, не все поддерживают идею создания международного трибунала, много «нестыковок» остается в других вопросах. Однако даже в том случае, если будет принято решение о формировании такого органа, необходимым будет решение финансирования его деятельности (издержки, связанные с его созданием и функционированием).

Одним из сложных моментов, который действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния.

Предпринимавшиеся до настоящего времени усилия - это в основном временные меры, не способные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного правового ответа на пиратские акты. Очевидно, что государствам следует принять дополнительные меры на международном уровне, направленные на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия.

Одним из последних значительных шагов, предпринятых на международном уровне по борьбе с пиратством, является принятие отдельного заявления в рамках «Группы восьми», которое состоялось в Риме. Указанное заявление представляет собой единый, хорошо сбалансированный документ, который условно можно разделить на два блока. Первый касается мер по борьбе с пиратством на национальном уровне:

констатировано, что в соответствии с международным правом государства вправе осуществлять уголовное преследование лиц, подозреваемых в пиратстве;

отмечена необходимость принятия мер по расширению возможностей для укрепления систем уголовного правосудия в регионах, затронутых явлением пиратства;

обращено внимание на необходимость применения справедливых и эффективных процедур в вопросах расследования, ареста и уголовного преследования лиц, совершивших акты пиратства, при полном соблюдении принципа надлежащего отправления правосудия и прав обвиняемых;

подчеркнута важность того, чтобы государства, пострадавшие от актов пиратства, например, в связи с тем, что нападения были совершены на суда, плавающие под их флагом, либо тем, что члены экипажа или пассажиры таких судов являются их гражданами, осуществляли уголовное преследование в тех случаях, где это необходимо;

выражена поддержка политике, направленной на лишение пиратов доходов от их преступной деятельности, включая проведение в соответствии с национальным законодательством совместных действий по возвращению активов, незаконно полученных пиратами.

Второй блок касается мер по борьбе с пиратством на международном уровне:

218

2012

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Римской/Лионской группе экспертов «восьмерки» поручено при координации с сотрудниками других ведомств рассмотреть вопросы политики и права, касающиеся борьбы с этим явлением, и укрепить потенциал государств «восьмерки» в вопросах как расследования, так и уголовного преследования в связи с актами пиратства;

признана настоятельная необходимость в сотрудничестве на международном уровне в целях решения вопросов расследования и уголовного преследования в связи с актами пиратства. С тем чтобы обеспечить в случае наличия явных доказательств пиратства привлечение к суду лиц, вовлеченных в пиратскую деятельность, тем самым повышая степень доверия к национальным и международным действиям в борьбе с пиратством и их эффективность;

признано, что важную роль в борьбе с пиратством играют договоренности между государствами, задержавшими пиратов, и государствами, желающими и имеющими возможность осуществить их уголовное преследование. А также выражена полная поддержка международным усилиям, направленным на выработку надлежащих правовых средств борьбы с пиратством.

Ранее также высказывались различные меры по борьбе с пиратством, но по сей день они остаются в практическом смысле нереализованными. Также существуют идеи создания - первоначально в масштабе акваторий Мирового океана, прилегающих к Сомали - международной группы быстрого реагирования, имеющей систему мониторинга ситуации и составленной на базе ротации и справедливого распределения расходов, систему боевого дежурства и использования военно-морских сил.

В связи с тем, что существуют значительные слабости в международноправовом регулировании борьбы с пиратством и антипиратском законодательстве многих стран, и указанное обстоятельство позволяет морским разбойникам оставаться безнаказанными, сегодня требуется объединить усилия наиболее квалифицированной части экспертного сообщества:

сформировать экспертную группу для подготовки соответствующих рекомендаций, в том числе - юридически выверенных и реалистичных - в отношении порядка передачи судебным властям лиц, которым предъявлено обвинение в подготовке и проведении операций по захвату морских судов;

инициировать создание международной экспертной группы по Сомали, Африканскому Рогу и борьбе с морским пиратством;

изменить стратегию подхода к урегулированию в Сомали, необходимо первоначально оказывать помощь тем районам, где относительно более спокойная обстановка. Сконцентрировать на этом направлении оказание всех видов помощи - гуманитарной, экономической, финансовой, миротворческой.

Таким образом, по проведённому исследованию следуют основные выводы:

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение морского пиратства. Таким образом, ст. 227 УК РФ «Пиратство» является специальной по отношению к общим нормам, предусматривающим ответственность за грабеж (ст. 161 УК РФ) или разбой (ст. 162 УК РФ).

В ст. 227 УК РФ отсутствует указание на нахождение судна в открытом море либо в другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы

219

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

то ни было государства, а также указано как морское, так и речное судно в качестве предмета посягательства, что, по нашему мнению, не приемлемо, так как речные суда не предназначены для плавания в открытых водах. Таком образом, в самой формулировке ст. 227 УК РФ заложены проблемные аспекты, разрешение которых возможно только после законодательной корректировки данной нормы.

Следует привести ст. 227 УК «Пиратство» в наиболее близкое соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. По нашему мнению, диспозиция пункта первого статьи 227 УК РФ должна выглядеть следующим образом:

«Статья 227. Пиратство

1. Нападение на судно водного транспорта в открытом море либо в другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, - ...».

Считаем, что РФ вправе определить в своем законодательстве условия и порядок осуществления универсальной юрисдикции в отношении соответствующих международных преступлений, в том числе и в отношении пиратства.

После принятия СБ ООН резолюции 1851 от 16 декабря 2008 года правомерным является применение против пиратов силы с использованием морских и сухопутных подразделений стран - участниц ООН. Однако представляется оптимальным предложение создать для рассмотрения дел с участием лиц, подозреваемых в совершении пиратских действий, международный или региональный уголовный трибунал.

S. A. Penko

THE MODERN POLICY OF RUSSIA CONCERNING SEA PIRATES

The piracy represents the threat for the most important trading sea communications in the world and creates obstacles in the development of free trade in consequence of the inevitable increase of insurance rates, promotes the origin and the augmentation of the tension between the coastal states. The struggle with piracy becomes an international legal duty of the state.

Keywords: pirate, crime, maritime banditry, capture of a ship, the struggle with piracy, United Nations Convention on the Law of the Sea.

ПЕНЬКО Сергей Александрович - аспирант кафедры уголовного права и процесса Марийского государственного университета, юрист Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола E-mail: [email protected]

PENKO Sergey Alexandrovich - Postgraduate Student of the Department of Criminal Law and Procedure of Mari State University, the Lawyer of the Ministry of Social Welfare and Labour of the Republic of Mari El, Yoshkar-Ola E-mail: [email protected]

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.