ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА ПРЕСТУПЛЕНИЮ «МОРСКОЕ ПИРАТСТВО» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Р. С. ГАЛИЕВ,
адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.10 — международное право, европейское право
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России, доктор юридических наук Р.А. Каламкарян;
Рецензент: профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России, доктор юридических наук И.И. Котляров
Аннотация. Рассмотрено противодействие преступлению — морскому пиратству, одному из крупнейших преступлений международного характера. Акты морского пиратства сопряжены с созданием угрозы для жизни и здоровья людей, посягают на их личную свободу и неприкосновенность, а также в целом на общественную безопасность. Раскрываются причины появления морского пиратства в конце XX в., механизмы международного сотрудничества государств в противодействии мирового сообщества морскому пиратству.
Ключевые слова: морское пиратство, противодействие, мировое сообщество, ООН, преступность, Сомали.
COUNTERACTION OF THE WORLD COMMUNITY TO A CRIME «A SEA PIRACY» AT THE PRESENT STAGE
R.S. GALIEV,
post-graduate student for the department of human rights and international law
of Moscow University of MVD Russian Federation
Annotation. The article is devoted to opposition of crime — The Sea Piracy. Nowadays it is the one of the biggest international crimes. Acts of the sea piracy entail with threat of people life and health, encroach on their freedom and personal immunity and also all in all the common safety. This article says about the beginnings reasons of The Sea Piracy in the end of XX century, machinery of international government collaboration against The Sea Piracy.
Keywords: sea piracy, countering, the world community, UN, crime, the Republic of Somalia.
Человечество издавна связывало морские пространства с жизненно важными интересами. Эти интересы определяются потребностями государств в защите суверенитета и территориальной целостности, а также развитием судоходства, разведкой и добычей живых и неживых ресурсов, размещением в пределах морей отдельных элементов инфраструктуры, защитой и сохранением морской среды и природных ресурсов, проведением научных исследований, использованием мирового океана как арены международного сотрудничества в экономической и других областях, представляющих взаимный интерес. Однако мировой океан используется
не только на благо человечества. В пределах морских пространств совершаются акты, представляющие угрозу интересам государств. Одним из таких актов является морское пиратство.
Пиратство — один из видов преступлений, имеющих древние корни в международном праве. Как заявил заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Л. Пэскоу: «Морское пиратство сегодня, это угроза, которая опережает усилия международного сообщества по ее сдерживанию».
По итогам работы первой Международной конференции по унификации уголовного законо-
Актуальные проблемы международного права
дательства, проходившей в 1927 г. в Варшаве, пиратство было отнесено к международным преступлениям1. В доктрине международного права морское пиратство классифицируется по-разному. С.В. Черниченко, говоря о пиратстве как о преступлении против международного права, указывает, что оно не настолько опасно, чтобы отнести его к преступлениям против мира и безопасности человечества2. И.И. Лукашук и А.В. Наумов относят пиратство к конвенционным преступлениям3. По мнению президента ассоциации международного морского права А.Л. Колодкина4 и Ю.С. Ро-машева5, в настоящее время морское пиратство является одним из крупнейших преступлений международного характера. Что же касается западной юридической литературы, то в ней пиратство, по мнению некоторых ученых, рассматривается как международное преступление6.
Наиболее яркий пример проявления морского пиратства и противодействия мирового сообщества данному преступлению — так называемые «Сомалийские пираты». В Сомалийской Республике в 1990-х гг. прошлого столетия все начиналось, как попытка сомалийских рыбаков защитить свои воды от браконьеров, которая спустя десятилетия превратилась в морской разбой.
Каждый третий акт пиратства приходится на долю Сомалийских пиратов. Очевидно, что первопричина бурного развития пиратства в Сомали кроется в сложной политической и экономической ситуации в республике7. Полагаем, что проблема пиратства не имеет только лишь военного решения. Акты пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали являются признаком нестабильности и отсутствия верховенства права в этой стране, где отсутствует эффективная система управления со времени свержения правительства Сиада Барре 31 января 1991 г. В результате население страны на протяжении двух десятилетий живет в условиях беззакония. Наличие безработицы привело к тому, что многие молодые сомалийцы вступили в ряды вооруженных группировок и формирований или втянулись в преступную деятельность, включая пиратство. Сомалийская молодежь откажется от пиратства только тогда, когда риски занятия данной деятельностью перевесят вероятность получения добычи в качестве вознаграждения за приложенные усилия. Для этого необходи-
мо: стабильное и сильное правительство Сомали, которое сможет обеспечить своих граждан рабочими местами; улучшение гуманитарной обстановки в стране; надлежащие силы безопасности на материковой части и в территориальных водах Сомали. Все это требует времени, особенно если учесть, что южная часть Сомали находится большей частью в руках исламистских повстанцев.
По мнению профессора В.С. Котляра, всплеск морского пиратства у берегов Сомали застал мировое сообщество врасплох8. Противодействие морскому пиратству ввиду его специфичности и сложности не может быть прерогативой какого-то отдельного государства и может быть успешным только при условии тесного взаимодействия государств и международных организаций.
Весьма значимым для теории международного права является принятие Резолюции Совета Безопасности ООН 1816 (2008), в которой впервые сняты ограничения сферы действия морского пиратства. Государствам, которые сотрудничают с переходным федеральным правительством Сомали в борьбе с морским пиратством и вооруженным разбоем на море, разрешено входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права и использовать все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя. Резолюция СБ ООН — это обязательный документ для исполнения.
Мы разделяем мнение А.Л. Колодкина и Е.С. Смирновой, которые считают, что действия, предпринимаемые с 2008 г. по противодействию морскому пиратству у берегов Сомали в рамках
1 Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976. С. 396.
2 Черниченко С.В. Теория международного права: в 2-х т. Т. 1: Современные теоретические проблемы. 1999. С. 414.
3 Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 112.
4 Выступление А.Л. Колодкина на международной конференции «Морское пиратство: возможные пути решения проблемы» 10 июня 2009 г. URL: http://www.dipacademy.ru/news387.shtml
5 Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право. М., 2010.
6 Trealiise on International Criminal Law. vol. I—II Springfield. 1973.
7 Хатам-заде Ф.Э. Международно-правовое регулирование борьбы с пиратством на современном этапе // ЕврАзЮж. 2010. № 6 (25).
8 Котляр В.С. Пиратство в XXI веке // Международная жизнь. 2009. № 2—3.
-ii.^'fe-
Актуальные проблемы международного права
ООН, можно назвать в определенной степени эффективными9.
ООН сообщает о несомненном успехе военно-морской операции Европейского союза «Ата-ланта» по предотвращению захватов пиратами судов и обеспечению безопасности морских путей у берегов Сомали. В рамках «Аталанта» действует и ВМС России. Экипажи кораблей и воздушных судов, принимающие участие в операции «Аталанта», захватывают пиратов, уничтожают пиратское снаряжение и передают преступников в руки правоохранительных органов Кении или Сейшельских островов. С этими государствами у некоторых государств и у ЕС имеются специальные двусторонние соглашения. Но в настоящее время суды Кении перегружены, тюрьмы переполнены, выделенных ООН средств на содержание заключенных не хватает. Соглашения с Данией и Англией уже официально расторгнуты, планируется расторжение остальных соглашений с США, Канадой и Китаем. Кроме того, проводимые в рамках операции «Аталанта» попытки блокады пиратских баз вдоль побережья Сомали привели к тому, что пираты стали уходить в океан на захваченных ранее торговых судах, используя пленных моряков в качестве рабочей силы. Пираты давно уже использовали захваченные ранее суда в качестве пиратских баз для выхода далеко в океан, но раньше для этого использовались суда типа доу и небольшие рыболовецкие суда, но никогда до 2010 г. они не выходили в океан на огромных торговых судах. К примеру, захваченный в апреле 2010 г. супертанкер «Samho Dream» с 250—280 тыс. тонн сырой нефти. Супертанкер с таким количеством нефти на борту в руках пиратов представляет существенную угрозу экологической безопасности всего региона.
В докладе вице-премьера Российской Федерации С.Б. Иванова говорится, что российские военные за 2010 г. в коридоре Восток-Запад провели за год 189 судов, ни одно не было захвачено, а в сутки этим коридором проходит до 200 судов.
Многонациональный военно-морской экспедиционный корпус, состоящий из ВМС ЕС Операция «Аталанта», 150-й и 151-й Объединенных оперативных групп, Постоянно действующей морской группы НАТО, а также из сил, действующих вне составов коалиций, но с той же целью, имеет
один очень существенный недостаток, выражающийся в отсутствии единого командования в регионе. Отсутствие четко сформулированных задач и приоритетов также значительно ухудшает эффективность предпринимаемых ими мер в деле борьбы с морским пиратством.
По состоянию на 24 апреля 2011 г. в пиратском плену находятся девять торговых и три рыболовецких судна (все три не имеют номера IMO, и подозреваются в браконьерстве), 451 моряк и 55 рыбаков. Кроме того, пираты удерживают в плену девять яхтсменов (по данным журнала «Морской бюллетень — Совфрахт»). И это лишь статистика судов, осуществляющих легальные перевозки и имеющих номера, присвоенные Международной морской организацией (ИМО).
При этом нужно учитывать, что многие капитаны при захвате их судов не докладывают об этом в Центр информации о пиратстве (The Piracy Reporting Centre) в Куала-Лумпур, не рассчитывая на действенную помощь. Данный центр основан в 1992 г., и в круглосуточном режиме отслеживает случаи нападения на суда, информирует суда и судоходные компании о произошедших в районах плавания актах пиратства, предупреждает о наиболее опасных акваториях и в необходимых случаях связывается с национальными спасательно-координационными центрами для принятия неотложных практических мер10.
В январе 2011 г. министром юстиции Сомали Абдуллахи Абьян Нур был внесен на рассмотрение законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за пиратство, который призван создать возможность судить пиратов в судах Сомали. Но, выступая на обсуждении данного законопроекта, депутат Мохамед Мохамуд Хейд отметил, что данная норма несовместима с законом ислама, и к тому же пираты, по его мнению, охраняют прибрежные воды Сомали от иностранных судов, вылавливающих рыбу и другие морские ресурсы. В результате законопроект был отклонен большинством голосов11. Видимо именно с этим связан п. 23 Резолюции
9 КолодкинА.Л., Смирнова Е.С. Правовое регулирование борьбы с морским пиратством на международном и национальном уровнях: состояние и перспектива в начале XXI в. М., 2009.
10 Ромашев Ю.С., КорбутЛ.В. Основы борьбы с актами терроризма и пиратства на море. М., 2002.
11 URL: http://www.pravo.ru/interpravo/news/view/46690/
Актуальные проблемы международного права
Совета Безопасности ООН 1976 (2011) принятой 11 апреля 2011 г., в котором Совет Безопасности просит переходное федеральное правительство при содействии ЮНОДК (Управление ООН по наркотикам и преступности) разработать и принять полный свод законов о борьбе с пиратством.
Одной из главных проблем противодействия морскому пиратству является проблема привлечения пиратов к ответственности. Безнаказанность пиратов порождается действиями государства, осуществляющих морское патрулирование, не заключивших соглашений с государствами региона о передаче подозреваемых и проводящих в жизнь политику конфискации оружия и последующего освобождения подозреваемых. Государства не желают самостоятельно привлекать пиратов к ответственности по причине законодательных и правовых аномалий, проблем надлежащих доказательств, логистических проблем вызова свидетелей, отсутствия пригодных тюрем для осужденных пиратов, смеси реальных и воображаемых неудобств и политических трудностей, а также стоимости судопроизводства и содержания в местах лишения свободы, несмотря на существование международных и национальных механизмов противодействия данному виду преступления. Так, в соответствии со ст. 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в открытом море и вне юрисдикции какого бы то не было государства любое государство может захватить пиратское судно, арестовать лиц находящихся на судне. А судебные учреждения государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний. Кроме того, как отмечалось выше, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1816 (2008) и резолюциями 1846 (2008), 1851 (2008), 1897 (2009), 1950 (2010), 1976 (2011) государства, сотрудничающие с Переходным Федеральным правительством Сомали в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море у побережья Сомали, могут входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права.
Одной из мер противодействия морскому пиратству в сложившейся ситуации будет создание специализированного судебного органа по рас-
смотрению дел о морском пиратстве. 26 июля 2010 г. в своем докладе генеральный секретарь Совета Безопасности ООН предложил семь различных вариантов создания подобного органа. Стоит отметить, что инициатором создания этого института выступило Министерство иностранных дел Нидерландов, которое при поддержке России организовало в июле 2009 г. неформальный семинар в Гааге для продвижения идеи создания международного трибунала по морскому пиратству. На накопленный ООН опыт, однако, дает основания полагать, что на реализацию идеи создания единого судебного органа уйдут годы.
Рассмотрев некоторые проблемные вопросы противодействия морскому пиратству, можно утверждать, что противодействие морскому пиратству должно в первую очередь быть направлено на искоренение социальных причин его существования. Это, в первую очередь, борьба с бедностью в странах африканского рога, установление стабильного политического режима, широкомасштабная гуманитарная помощь.
В то же время нельзя также забывать о военной составляющей в деле борьбы с морским пиратством. Но здесь необходима должная организация военных операций, а именно централизованное руководство, определение задач и приоритетов. В последнее время ВМФ различных государств, применяя оружие при пресечении пиратских действий, пренебрегают жизнями моряков, видя перед собой одну единственную цель — уничтожение пиратов и достигая ее ценой жизни экипажей захваченных кораблей.
Необходимо создание международного судебного органа по рассмотрению дел о пиратстве. Отсутствие механизма привлечения пиратов к ответственности порождает безнаказанность лиц, совершающих пиратские действия. Зачастую военные, захватившие пиратов, разоружают их, и высаживают на берег. И те, чувствуя свою безнаказанность, продолжают заниматься морским разбоем.
Одной из эффективных мер противодействия морскому пиратству, значительно снижающей риск нападения на судно, по нашему мнению, может стать, оказание владельцам судоходных компаний охранных услуг частными вооруженными организациями.