Научная статья на тему 'Международно-правовая квалификация пиратства и терроризма и проблемы их соотношения'

Международно-правовая квалификация пиратства и терроризма и проблемы их соотношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1095
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРАТСТВО / PIRACY / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / МОРСКОЙ ТЕРРОРИЗМ / SEA TERRORISM / КОНВЕНЦИЯ / CONVENTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Микуленко Дарья Геннадиевна

В статье рассматривается пиратство как новый аспект военной безопасности в XXI столетии. Дается определение понятий пиратства и морского терроризма, анализируется их соотношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL QUALIFICATION OF PIRACY AND TERRORISM AND PROBLEMS OF THEIR CORRELATION

The article deals with piracy as a new aspect of military security of the 21st century. It gives definition of the terms “piracy” and “sea terrorism” and analyzes their correlation.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая квалификация пиратства и терроризма и проблемы их соотношения»

Д.Г. Микуленко

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПИРАТСТВА И ТЕРРОРИЗМА И ПРОБЛЕМЫ ИХ СООТНОШЕНИЯ

INTERNATIONAL LEGAL QUALIFICATION OF PIRACY AND TERRORISM AND PROBLEMS OF THEIR CORRELATION

В статье рассматривается пиратство как новый аспект военной безопасности в XXI столетии. Дается определение понятий пиратства и морского терроризма, анализируется их соотношение.

Ключевые слова: пиратство, терроризм, морской терроризм, конвенция.

The article deals with piracy as a new aspect of military security of the 21st century. It gives definition of the terms "piracy" and "sea terrorism" and analyzes their correlation.

Key words: piracy, terrorism, sea terrorism, convention.

Сегодня активизируются новые вызовы и угрозы, чреватые дестабилизацией международных отношений. Среди них - распространение оружия массового уничтожения, терроризм, незаконный оборот оружия, наркотрафик, сепаратизм и пр. В этой связи проблема обеспечения безопасности, включая безопасность на море, становится все более актуальной.

Особую значимость в связи с активным развитием мировой торговли и интенсификацией контактов между странами приобрела проблема борьбы с морским пиратством. С самого момента возникновения данное явление представляло угрозу морскому судоходству и торговле, а борьба с ним являлась одной из приоритетных задач многих государств. В XXI в. пиратство вновь заявляет о себе, но уже в принципиально ином обличии. Герои фильмов и фантастических рассказов уходят в прошлое, их сменяют профессионально организованные преступные группировки, вооруженные по последнему слову техники. Как правило, в их арсенале находятся пулеметы, автоматы и гранатометы, а также спутниковые телефоны и GPS. Впрочем, пожалуй, единственное, что объединяет современных пиратов с «рыцарями» прошлого, - их жестокость и беспощадность.

Меняется и дислокация: если в прежние века с пиратами, как правило, связывали Карибский регион, в XXI столетии пираты действуют в Восточной и Юго-Восточной Азии, в районе Бразилии, в прибрежных водах Западной, а

главное - Восточной Африки, где, собственно, и располагается полуостров Сомали - пожалуй, главная цитадель пиратов современности. Кроме того, сегодня пиратство активно процветает в Малаккском проливе, у берегов Индонезии и плавно перемещается из восточной части Африканского континента в западную. Однако это не меняет ситуацию, поскольку угроза по-прежнему сохраняется.

Следует подчеркнуть, что вплоть до окончания Второй мировой войны отсутствовал единый подход к определению пиратства, а правовой основой борьбы с данным явлением служили международно-правовые обычаи, что создавало определенные сложности. Впервые официальное закрепление понятие получило в Женевской конвенции об открытом море, принятой 29 апреля 1958 г., в связи с чем наметилась процедура борьбы. Согласно статье 15, пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

1) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

a) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

b) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или пиратским летательным аппаратом;

3) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпунктах 1 и 2 настоящей статьи [1].

Эти определения практически дословно повторяется в статье 101 Конвенции ООН по морскому праву, принятой 10 декабря 1982 г. и вступившей в силу спустя 12 лет - 16 ноября 1994 г. [2]

Определения, закрепленные в конвенциях, признаны большинством государств и нашли отражение в уголовном законодательстве некоторых стран. В частности, российское законодательство (ст. 227 УК РФ) трактует пиратство как «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения» [3]. Однако борьба с данным явлением существенно осложня-

ется тем, что пиратские нападения, как правило, совершаются в открытом море, а не в территориальных водах государства.

Еще одним международно-правовым документом, квалифицирующим пиратство как преступление, является принятая 10 марта 1988 г. Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства [4]. В отличие от предыдущих конвенций данная конвенция направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств. В качестве предмета регулирования называется борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве. Кроме того, существенное отличие заключается в сфере применения: действие данной конвенции распространяется на преступления, совершаемые как во внутренних морских водах, так и в территориальных водах и в открытом море.

Пиратство довольно тесно переплетается с таким явлением, как терроризм. Сегодня сфера действий террористов включает не только сухопутную территорию, но и охватывает воздушное и морское пространства, а также территории, находящиеся за пределами юрисдикции государства, - открытое море и воздушное пространство над ним. Морской терроризм, являясь одним из аспектов терроризма в широком понимании, отличается от него лишь тем, что сферой действия морских террористов являются открытое море, береговые сооружения, территориальное море, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, т.е. охватывается пространство как в рамках юрисдикции государств, так и за ее пределами.

Определение терроризма и его различных аспектов закреплено во многих международных соглашениях. Однако нет ни одного действующего универсального международно-правового акта, который бы определял действия, относимые к террористическим акциям на море, и предусматривал меры борьбы с ними [5]. Это положение актуально и для российской правовой науки, в которой отсутствует определение понятия «морской терроризм». Однако многими исследователями предпринимаются попытки дать подобное определение. Так, А.В. Бреев под морским терроризмом понимает действия противоправного характера (захват или угон, взрыв морского судна), которые повлекли за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб с целью запугивания органов государственной власти или выражения несогласия с тем или иным политическим решением [6].

В некоторых работах оба этих явления отождествляются: морской терроризм рассматривается как акт пиратства (терроризма), предпринятый в территориальных водах государства или в открытом океане по личным, финансовым или политическим мотивам против военнослужащих или граждан-

ских лиц негосударственными субъектами. Также морской терроризм трактуется как акт пиратства, проведенный с целью финансирования террористических организаций [7] .

При анализе соотношения морского терроризма и пиратства следует выявить общие черты данных явлений и найти различия между ними. Так, общей чертой, которая характерна как для пиратства, так и для морского терроризма, является тактика поведения, рассчитанная на то, чтобы вызвать сильный испуг с целью, чтобы терроризируемый был готов выполнить любое требование террористов [8]. Другой общий признак заключается в том, что и те и другие выступают как частные лица или члены организации и, во всяком случае, формально не зависят от государства, которое, в свою очередь, не несет ответственности за их действия и причиненный ими ущерб [9]. По словам члена американского Совета по международным отношениям, специалиста по проблемам Африки Стефани Хансон, пираты и террористы, будучи негосударственными формированиями, отъединяют себя от своего государства и создают экстерриториальные союзы. Они совершают преступные деяния против гражданских лиц в личных целях [10].

Следует отметить, что мотивы, побуждающие как пиратов, так и террористов к совершению преступных деяний совпадают. В качестве мотивов могут выступать как психологические особенности преступников, так и уровень благополучия их государств. Как правило, пиратские нападения и террористические акты совершаются представителями т.н. «несостоявшихся государств», для которых характерен развал политических институтов, законодательной системы. Подобные государства являются реальными или потенциальными очагами конфликтов.

Так, например, с 1991 г. Сомали фактически перестало существовать как государство, а территория страны, на которой было создано несколько разрозненных образований, контролируется отдельными полевыми командирами. Пиратство является основным источником заработка местного населения. В стране, насыщенной оружием, не составляет большого труда организовать хорошо оснащенные рейдерские группы. Местные власти не заинтересованы в каком-либо противодействии пиратству, поскольку оно не оказывает влияния на их международный статус. Они либо закрывают глаза на пиратский промысел, либо участвуют в нем сами. Отсутствие власти в стране дает возможность пиратам приводить суда в бухты вдоль побережья Сомали и держать там сколь угодно долго, до получения за суда и экипажи выкупа. Поэтому представляется, что наиболее эффективный метод в борьбе с этими явлениями заключается в создании международным сообществом необходи-

мых условий для проведениями подобными государствами необходимых экономических и политических реформ.

Кроме того, объектами нападений как пиратов, так и морских террористов служат суда, имущество пассажиров и членов экипажа, а в конечном счете - свобода морей и безопасность мореплавания, являющиеся основополагающими принципами международного права.

Различия же между этими явлениями заключаются в целях, которые преследуют исполнители. Для пиратов первоочередная задача заключается в получении денежной прибыли, обогащении, т.е. пираты преследуют личные цели. Цель морских террористов, по мнению А. Крикунова, заключается в запугивании властей, как правило, с целью выполнения политических требований [11]. Другими словами, цели террористов носят явно выраженный политический характер. Кроме того, пираты избегают афиширования своих действий и прибегают к силе в последнюю очередь, морские террористы, как правило, стремятся к афишированию творимого ими насилия.

Однако на практике границы между этими явлениями зачастую оказываются размытыми. Единственное, что можно смело утверждать, - морской терроризм незначительно отличается от известного с незапамятных времен пиратства. В последнее время становится все сложнее определить четкую грань между ними. Так, например, в Сомали между пиратами и террористическими организациями давно существуют прочные связи. Регионы современного пиратства - Аденский залив, Аравийское море, Индийский океан и Южно-Китайское море - привлекают к себе все большее внимание террористических организаций. Используя пиратскую тактику, террористы стремятся распространить джихад и на морские рубежи [12].

Также следует понимать, что терроризм и пиратство больше не являются обособленными проблемами и бороться с ними следует как с единым целым. Для подвергающихся нападению членов экипажа и пассажиров судов не имеет значения, являются ли они жертвами грабителей или лиц, преследующих политические или религиозные цели.

По вопросу о борьбе с терроризмом на море имеется значительное число исследований, например сборник трудов английских и американских авторов «Насилие на море: обзор терроризма, актов войны и пиратства и контрмеры для предупреждения терроризма», выпущенный в Париже в 1986 г. Широкий аспект мнений, представленных в сборнике, охватывает как теорию, так и практику терроризма на море, причем как в условиях мира, так и в ходе военных действий. Следует согласиться с авторами книги, усматривающими в пиратстве предшественника терроризма на море, борьба с которым

должна основываться на тех же международно-правовых принципах, на каких ведется борьба с пиратством. Эту точку зрения разделяют и американские ученые, в частности, Б.А. Бозек [13].

Таким образом, как пиратство, так и терроризм в широком понимании представляют угрозу для всего международного сообщества. Поэтому борьба с данными явлениями должна базироваться на осознании каждым государством опасности подобных явлений и носить комплексный характер, т.е. быть направленной на ликвидацию причин и затрагивать все сферы общественной жизни.

Список использованных источников и литературы

1. Конвенция ООН об открытом море // Официальный сайт ООН. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf

2. Конвенция ООН по морскому праву // Официальный сайт ООН. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изменениями и дополнениями) // Гарант: информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/1 /#block_1000

4. Конвенция ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства // Официальный сайт ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/maritme.shtml

5. Моджорян Л.А.Терроризм на море. Борьба государств за безопасность морского судоходства: учеб. пособие. - М., 1991. - С. 5.

6. Бреев А.В. Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 212.

7. Пиратство и терроризм - две стороны одной медали // Центральный военно-морской портал. - 19.07.2010. - Режим доступа: http://flot.com/nowadays/tasks/piracy/twofaces/

8. Моджорян Л.А. Терроризм на море. Борьба государств за безопасность морского судоходства: учеб. пособие. - С. 27.

9. Там же. С. 37.

10. Пиратство и терроризм - две стороны одной медали // Центральный военно-морской портал. - 19.07.2010. - Режим доступа:

http://flot.com/nowadays/tasks/piracy/twofaces/

11. Крикунов А.В. Современный морской терроризм // Военный дипломат. - 2008. - № 2. - C. 141.

12. Бреев А.В. Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 211.

13. Boczek B.A. Piracy and Maritime Terrorism: the Need for a Progressive Development of International Law // XVII Conference «Pacem in Maribus». June 26-30, 1989. - Moscow, 1989.

Коротко об авторе

Микуленко Дарья Геннадиевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

Briefly about author

Mikulenko Daria Gennadievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.