Научная статья на тему 'Уголовно-правовой анализ фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (статья 170. 1 уголовного кодекса Российской Федерации)'

Уголовно-правовой анализ фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (статья 170. 1 уголовного кодекса Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2221
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКУМЕНТЫ / РЕГИСТРАЦИЯ / РЕЕСТР / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГРОЗА / НАСИЛИЕ / НАКАЗУЕМОСТЬ / DOKUMENT / REGISTRATION / REGISTER / LEGAL ENTITIES / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / RESPONSIBILITY / CORPUS DELICTI / THREAT / VIOLENCE / PUNISHABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюк Михаил Федорович

Анализируются вопросы правового регулирования Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета; отражена специфика уголовно-правовой ответственности за их незаконный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костюк Михаил Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND LEGAL ANALYSIS OF FALSIFICATION OF THE UNIFIED STATE REGISTER OF LEGAL ENTITIES, REGISTER OF OWNERS OF SECURITIES OR SYSTEM OF THE DEPOSITORY ACCOUNT (ART. 170.1 OF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION)

Questions of legal regulation of the unified state register of legal entities, the register of owners of securities or system of the depository account are analyzed, specifics of criminal and legal responsibility for their illegal character are reflected.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовой анализ фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (статья 170. 1 уголовного кодекса Российской Федерации)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 20 (349). Экономика. Вып. 40. С. 82-88.

УДК 343.4 ББК 67.308

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ ИЛИ СИСТЕМЫ ДЕПОЗИТАРНОГО УЧЕТА (СТАТЬЯ 170.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

М. Ф. Костюк

ФГБОУ ВПО «Высшая школа государственного аудита (факультет) Московского государственного университета

имени М. В. Ломоносова», Москва, Россия

Анализируются вопросы правового регулирования Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета; отражена специфика уголовно-правовой ответственности за их незаконный характер.

Ключевые слова: документы, регистрация, реестр, юридические лица, индивидуальный предприниматель, ответственность, состав преступления, угроза, насилие, наказуемость.

Статья 170.1 введена в Уголовный кодекс (УК) РФ Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и призвана противодействовать негативным тенденциям, связанным с неправомерным (рейдерским) захватом предприятий, других объектов недвижимости, подготовкой иных преступлений.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. Дополнительным объектом могут быть общественные отношения, обеспечивающие права и законные интересы граждан и организаций. Применительно к ч. 3 ст. 170.1 УК РФ дополнительным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие психическое и физическое здоровье человека.

Предмет преступления — документы, содержащие заведомо ложные данные (сведения) о юридических лицах, владельцах ценных бумаг, об учредителях (участниках) юридического лица либо о ценных бумагах.

Деятельность по ведению единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета законодательно урегулирована. В зависимости от предмета правового регулирования следует выделить нормы гражданского законода-

тельства, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса (ГК) РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (ч. 3 ст. 49 ГК РФ). Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единого государственном реестре юридических лиц (ч. 2 ст. 51 ГК РФ).

Вопросы ведения единого государственного реестра нашли свое отражение при реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК РФ), регистрации недвижимости в едином государственном реестре (ст. 131 ГК РФ), закреплении в специальном реестре ценных бумаг (ст. 142 ГК РФ) и других нормах ГК РФ.

Процедура государственной регистрации единого государственного реестра отражена в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». В соответствии с п. 1 указанного постановления, Федеральная налоговая служба (ФНС

России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями (п. 4).

При этом ФНС России ведет в установленном порядке: единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и единый государственный реестр налогоплательщиков (п. 5.5.6).

Объективная сторона характеризуется совершением действий, выражающихся в предоставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные.

Это могут быть данные: об учредителях (участниках) юридического лица; о размерах и номинальной стоимости долей участия в уставном капитале хозяйственного общества; о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг; о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг; об обременении ценной бумаги или доли; о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования; о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество.

Диспозиция ст. 170.1 УК РФ носит бланкетный характер. Для установления ее содержания необходимо обратиться к нормативным актам, определяющим порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц, реестра

владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственная регистрация) — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным федеральным законом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (ст. 8).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического

лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государ-

ственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации возможен в следующих случаях (ст. 23):

- при непредставлении заявителем необходимых для государственной регистрации документов;

- представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

- несоблюдении нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

- подписании неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

- несоответствии сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

- получении регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

- если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек

- в других предусмотренных законом случаях.

Состав преступления — формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения любого из перечисленных в диспозиции деяний, вне зависимости от последствий внесения в реестр заведомо ложных сведений.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Об этом свидетельствуют указания законодателя на «заведомо ложные данные», содержащиеся в представляемых документах. Следовательно, лицо, представляющее документы, сознает факт недостоверности содержащейся в них информации и желает предъявить документы в таком виде. Обязательным ее признаком является наличие специальной, указанной в диспозиции цели — внесение недостоверных сведений в соответствующие реестры и систему депозитарного учета.

Мотив не является признаком субъективной стороны данного состава преступления и на квалификацию содеянного не влияет.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Это может быть индивидуальный предприниматель или представитель юридического лица, представившие в регистрирующий орган или организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, заведомо недостоверные сведения.

В ч. 2 ст. 170.1 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления, который предусматривает ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Неправомерным следует признать такой доступ к реестру владельцев ценных бумаг или к системе депозитарного учета, который осуществляется с помощью обмана, подкупа, злоупотребления полномочиями или подделкой, подчисткой документов, несанкционированным доступом в электронные системы и тому подобными действиями.

Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 22апреля 1996 г. № 39-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О рынке ценных бумаг». Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются депозитарии и держатели реестра (регистраторы). Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги (ст. 7). Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Они наделены определенными правами и обязанностями.

Депозитарий, осуществляющий расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли, именуется расчетным депозитарием. Так, в обязанности депозитария входят: регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами; передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг и др.

При этом депозитарий имеет право регистрироваться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в качестве номинального держателя в соответствии с депозитарным договором. Он несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8). Такой деятельностью имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Реестр владельцев ценных бумаг — формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством РФ.

Держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также с правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Требования к указанным правилам устанавливаются Банком России. Он несет ответственность за полноту и достоверность предоставленной из реестра информации, в том числе сведений, содержащихся в выписке из реестра по лицевому счету зарегистрированного лица.

Порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утверждены Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев

именных ценных бумаг» (в ред. от 20.04.1998). Содержащиеся в положении требования являются обязательными для исполнения регистраторами и эмитентами. Такая деятельность может осуществляться только юридическими лицами. Держателем реестра может быть эмитент (в том числе кредитная организация), самостоятельно ведущий свой реестр, или регистратор, оказывающий услуги по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. При этом ценная бумага определяется как именная эмиссионная ценная бумага.

Реестр — это совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам (ст. 2). Зарегистрированным лицом является физическое или юридическое лицо, информация о котором внесена в реестр.

В числе зарегистрированных лиц выделяются:

1) владелец — лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве;

2) номинальный держатель — профессиональный участник рынка ценных бумаг, который является держателем ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица, не являясь владельцем этих ценных бумаг;

3) доверительный управляющий — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (профессиональный участник рынка ценных бумаг), осуществляющий доверительное управление ценными бумагами, переданными ему во владение на определенный срок и принадлежащими другому лицу, в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц;

4) залогодержатель — кредитор по обеспеченному залогом обязательству, на имя которого оформлен залог ценных бумаг.

Реестр должен содержать данные, достаточные для идентификации зарегистрированных лиц. В нем содержится информация: об эмитенте; о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах; о всех выпусках ценных бумаг эмитента; о зарегистрированных лицах, виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости, государственном регистрационном

номере выпусков ценных бумаг, учитываемых на их лицевых счетах и об операциях по лицевым счетам (ст. 3).

Регистратор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по ведению и хранению реестра (в том числе необеспечение конфиденциальности информации реестра и предоставление недостоверных или неполных данных) в соответствии с законодательством РФ.

Условия осуществления депозитарной деятельности в РФ, требования, предъявляемые к ее осуществлению, общие правила ведения депозитарного учета, а также порядок государственного регулирования и надзора за депозитарной деятельностью определены Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 октября 1997 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения». В соответствии с п. 2.1. указанного положения основу депозитарной деятельности составляет учетная система на рынке ценных бумаг. Это совокупность учетных институтов — организаций, осуществляющих депозитарную деятельность, и организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Она выполняет функции подтверждения прав на ценные бумаги, а также подтверждения прав, закрепленных ценными бумагами, в целях передачи этих прав и их осуществления.

Депозитарной деятельностью признается профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. Лицо, осуществляющее такой вид деятельности, именуется депозитарием. Такая деятельность включает в себя обязательное предоставление клиентам (депонентам) услуг по учету и удостоверению прав на ценные бумаги, учету и удостоверению передачи ценных бумаг, включая случаи обременения ценных бумаг обязательствами.

За депозитарной деятельностью со стороны лицензирующих органов осуществляется контроль. Он может выражаться в форме регулярного предоставления депозитарием отчетности по депозитарным операциям; проверок документов депозитария, представленных по запросу лицензирующего органа; проверок деятельности депозитария со стороны лиц, уполномоченных лицензирующим органом.

Проверки деятельности депозитария вправе проводить лицензирующий орган. При выявлении фактов нарушения требований законов, лицензирующий орган вправе применить к депозитарию санкции, в том числе приостановить действие или аннулировать лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 (ред. от 14.06.2012) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливает процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения. При этом выделяются государственные ценные бумаги РФ, государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги (ст. 2). Они выпускаются, соответственно, от имени РФ и субъекта РФ, а муниципальные ценные бумаги — от имени муниципального образования. Исполнение обязательств по данным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг. По именным государственным и муниципальным ценным бумагам реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии (ст. 3). Данные бумаги размещаются выпусками, в рамках которых могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг (ст. 5).

Основаниями для отказа в государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг могут служить: нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства РФ, а также законодательства

РФ о ценных бумагах; несоответствие представленных на государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг требованиям законодательства РФ, а также иным нормативным правовым актам РФ;

нарушение эмитентом норм и предельных значений, установленных представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с указанным федеральным законом и с бюджетным законодательством РФ (ст. 10).

Отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг регулирует Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. №152-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об ипотечных ценных бумагах».

Ипотечными ценными бумагами признаются облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия. Облигация с ипотечным покрытием — это облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается залогом ипотечного покрытия (ст. 2). Учет требований и иного имущества, составляющих ипотечное покрытие, осуществляется путем ведения реестра ипотечного покрытия. Он должен вестись, в частности, с использованием электронной базы данных.

Управляющий ипотечным покрытием несет перед владельцами ипотечных сертификатов участия ответственность в размере реального ущерба в случае причинения им убытков.

Регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев ипотечных сертификатов участия, несет ответственность перед управляющим ипотечным покрытием за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по ведению указанного реестра.

В ч. 3 ст. 170.1 УК в качестве особо квалифицирующего признака указаны насилие или угроза его применения. Такое насилие может быть применено к лицам, в ведении которых находятся соответствующие реестры, для внесения недостоверных сведений. При этом насилие может выражаться в нанесении побоев, связывании лица, причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью.

Если результатом применения насилия явилось причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшего, содеянное квалифицируется по совокупности со ст. 111 или 105 УК РФ.

Угроза применением насилия может выражаться в угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, что охватывается ст. 170.1 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требует.

Сведения об авторе

Костюк Михаил Федорович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия. lawleb@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 20 (349).

Law. Issue. 40. P. 82-88.

CRIMINAL AND LEGAL ANALYSIS OF FALSIFICATION OF THE UNIFIED STATE REGISTER OF LEGAL ENTITIES, REGISTER OF OWNERS OF SECURITIES OR SYSTEM OF THE DEPOSITORY ACCOUNT (ART. 170.1 OF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION)

M. F. Kostiuk

Doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Department of economic and financial investigations of the Higher school of state audit (faculty) of Moscow state University named after M. C. Lomonosov, Moscow, Russia. lawleb@csu.ru

Questions of legal regulation of the unified state register of legal entities, the register of owners of securities or system of the depository account are analyzed, specifics of criminal and legal responsibility for their illegal character are reflected.

Keywords: dokument, registration, register, legal entities, individual entrepreneur, responsibility, corpus delicti, threat, violence, punishability.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.