УДК 343.9
Куемжиева Елена Геннадьевна
преподаватель кафедры гражданского процесса Кубанского государственного агарного университета [email protected]
К ВОПРОСУ
О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ ИЛИ СИСТЕМЫ ДЕПОЗИТАРНОГО УЧЕТА
Elena G. Kuemzhieva
lecturer at the Department of civil process. Kuban State Agrarian University [email protected]
To the question about
the FORENSIC NOTION OF the falsification of integrated state register of
LEGAL ENTITIES, REGISTER OF OWNERS OF STOCKS OR SYSTEMS OF
depository stocktaking
Аннотация. В статье раскрывается криминалистическое понятие фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. На основе действующего законодательства анализируются категории «фальсификация», «заведомо ложные данные», «недостоверные сведения», «единый государственный реестра юридических лиц», «реестр владельцев ценных бумаг», «система депозитарного учета».
Ключевые слова: фальсификация, криминалистическое понятие, расследование, единый государственный реестр, юридические лица, ценные бумаги, депозитарный учет, реестр, заведомо ложные данные, недостоверные сведения.
Annotation. In the article there is revealed the forensic notion of falsification of the integrated state register of legal entities, the register of owners of stocks or the system of depository stocktaking. The categories «falsification», «knowingly false information», «not true data», «integrated state register of legal entities», «register of stocks», and «system of depository stocktaking» are analyzed on the basis of the acting legislation.
Keywords: falsification, forensic notion, investigation, integrated state register, body corporate, stocks, depository stocktaking, register, knowingly false information, not true data.
В настоящее время важное место отводится охране от преступных посягательств информационных ресурсов, к которым относятся единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. Это связано с тем, что, по справедливому замечанию М.А. Струко-ва-Сивой, на сегодняшний день незаконное посягательство на реестры, находящиеся в ведении органов власти, поставлено на промышленную основу [1, с. 3], о чем свидетельствует судебная практика.
Действительно, в последнее десятилетие получили распространение такие противоправные деяния, как «рейдерские захваты» организаций, фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета и др.
При этом появление в уголовном законе новых статей, обеспечивающих охрану единых государственных реестров, не устранило проблемы в данной сфере. Такое положение обусловлено тем, что в законодательстве нет четкого определения единых государственных реестров. В свою очередь, уголовно-правовые нормы не позволяют в должной мере противодействовать фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.
Вместе с тем, незаконное манипулирование охраняемой информацией, содержащейся в реестрах, является в отдельных случаях способом совершения, сокрытия, подготовки более тяжких преступлений, в частности, мошенничеств, хищений, различных злоупотреблений. Так, одной из наиболее распространенных схем, которые используют при недружественном поглощении предприятия (хозяйствующего субъекта) против воли его собственников, является внесение в Единый государственный реестр юридических
344
лиц недостоверных сведений о переназначении единоличного исполнительного органа, перепродаже долей в уставном капитале или внесение иных изменений в учредительные документы хозяйственного общества [2]. Кроме того, пробелы в действующем законодательстве в сфере оборота единых государственных реестров (в частности, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ [3], в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ [4], в Федеральном законе от
21.07.1997 № 122-ФЗ [5], Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - «ГК РФ») [6], Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ [7]) используются для совершения иных экономических преступлений.
Полагаем, особенность экономической ситуации в России в настоящее время такова, что значительная часть гражданско-правовых институтов практически не может нормально функционировать без административно- и уголовно-правового, уголовно-процессуального, криминологического и криминалистического обеспечения. Это обеспечение необходимо для становления цивилизованных рыночных отношений.
Каждой науке, каждой отрасли знаний присуща собственная терминология, которая отражает характерные особенности и свойства предмета познания и регулирования. Важнейшая задача науки криминалистики состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятии и научном определении те процессы и явления, которые отражаются в объективной действительности при совершении преступлений.
Криминалистическое понятие не имеет нормативного характера, в то же время оно включает те сведения о процессах, явлениях, их свойствах и признаках, которые позволяют следователю установить достаточные данные, указывающие на признаки преступления, необходимые для принятия законного и обоснованного процессуального решения и для расследования преступления.
В связи с этим считаем необходимым проанализировать понятия, категории, которые характеризуют фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета, поскольку при анализе нормы уголовного закона, прежде всего, определяется значение терминов, которое необходимо для установления события преступления, способов их совершения и других обстоятельств, подлежащих доказыванию.
В целях охраны данных экономических отношений и ужесточения уголовной ответственности за их нарушение был принят Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ [8], который дополнил уголовный закон, в том числе статьей 170.1 УК РФ, предусматривающей фактически два самостоятельных состава преступления: фальсификация единого государственного реестра юридических лиц и реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.
Как представляется, целью введения данной
нормы было ужесточение наказания за получение преступного контроля над имуществом, имущественными и неимущественными правами, денежными средствами предприятий различных форм собственности. Достаточно длительное время не было механизмов противодействия так называемым «серым» схемам рейдерства, а также ответственности за подделку документов, являющихся основанием для внесения записей в единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг. Регистратор принимал такие документы по формальным признакам, регистрировал право собственности и выдавал подлинное государственное регистрационное свидетельство. Ответственность по закону наступала только в тех случаях, когда документы изготавливались с целью их дальнейшего использования.
В. Плескачевский еще в 2007 году верно отмечал, что «рейдерство» приобрело угрожающий масштаб для развития экономики. В настоящий момент в России института защиты прав собственника акций, по сути, нет, и захват предприятия в нашей стране сводится по большому счету к захвату реестра [9].
Законодатель в уголовном законе установил, что при совершении данного преступления нарушаются общественные отношения, обеспечивающие ведение государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. При этом нарушаться могут и отношения, регламентирующие порядок обращения документов, имеющих юридическое значение, права и законные интересы граждан и организаций [10]. Данные правовые отношения регулируются большим количеством нормативных правовых актов. При расследовании таких преступлений следователю достаточно сложно квалифицировать деяние, определиться с обстоятельствами, подлежащими установлению, построению программ расследования для разрешения следственных ситуаций, которые сложились на его первоначальном этапе. Кроме того, терминологическая неточность нормы приводит к неоднозначному ее толкованию.
Так, термин «фальсификация», определяется как преднамеренное искажение каких-либо данных, их подделка, изменение с корыстной целью вида или свойства предметов [11, с. 636]. В то же время, нужно исходить из того, что реестр является документом, т.е. материальным носителем с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения [12]. Значит, внесение в него заведомо ложных данных может осуществляться путем полной или частичной подделки. При полной подделке документ целиком со всеми реквизитами изготавливается подделывателем самостоятельно. Частичная подделка заключается во внесении в документ каких-либо изменений, ее выявление возможно при использовании технических средств. К частичной подделке относятся: подчистка, травление, допечатка, под-
345
делка подписей, оттисков печатей и штампов [13, с. 235-237].
Между тем, в диспозиции нормы законодатель указывает, что фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета совершается путем представления документов, содержащих заведомо ложные данные. При этом целями такого предоставления является внесение недостоверных сведений в реестры. Кроме того, в ч. 2 ст. 170.1 УК РФ устанавливается, что фальсификация реестра владельцев ценных бумаг и системы депозитарного учета может также осуществляться путем неправомерного доступа к реестру. Вместе с тем, такой доступ может быть сопряжен с насилием или с угрозой его применения.
С этих позиций можно сделать вывод, что в понятие «фальсификация» законодатель вкладывал несколько иной смысл, охватывая подделку самих реестров. Тем самым можно гипотетически предположить, что ответственность за такие действия должно нести должностное лицо, которое составляет реестры. В норме установлено, что субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Таким образом, содержание нормы уже, чем ее название.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, в частности, единый государственный реестр юридических лиц, содержащий соответственно и сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении ими деятельности в качестве таковых, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Кроме того, ведется реестр владельцев ценных бумаг, в котором содержится совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающих идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемых на лицевых счетах зарегистрированных лиц, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством РФ.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Порядок их ведения и содержание определяются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом система депозитарного учета, например, регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и другими нормативными правовыми актами.
Так, в частности, постановлением ФКЦБ РФ от
02.10.1997 № 27 утверждено Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг [14], в котором указано, что деятельность по ведению такого реестра может осуществляться только юридическими лицами, которые не вправе совершать сделки с ценными бумагами эми-
те н тов [15], ведение реестров которых оно осуществляет. Держателем реестра может быть эмитент, в том числе кредитная организация, самостоятельно ведущий свой реестр, или регистратор, оказывающий услуги по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.
В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» организациями, осуществляющими учет прав на ценные бумаги, т.е. деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, имеют право проводить только юридические лица, в том числе и иностранные. Они являются держателями реестра (регистраторами), которые призваны в первую очередь подтверждать права кредиторов (владельцев), закрепленные в ценных бумагах, перед должником (эмитентом), подтверждая в то же время и учитываемые им вещные права на ценные бумаги как имущество [16, с. 56].
Таким образом, к организациям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги, могут быть отнесены:
1) организации, осуществляющие депозитарную деятельность, которой признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», п. 1 Положения о депозитарной деятельности [17]);
2) организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», п. 2 Положения о реестре владельцев ценных бумаг [14]).
В реестре владельцев ценных бумаг содержится информация: об эмитенте; обо всех выпусках именных ценных бумаг эмитента; о зарегистрированных лицах, виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости, государственном регистрационном номере выпусков ценных бумаг, учитываемых на их лицевых счетах, и об операциях по лицевым счетам.
Ведение реестра предусматривает: ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц; ведение учета ценных бумаг на эмиссионном и лицевом счете эмитента; ведение журнала учета входящих документов, поступающих запросов и выдачи документов; ведение регистрационного журнала по всем ценным бумагам эмитента; ведение журнала учета выданных, погашенных и утраченных сертификатов (при документарной форме выпуска ценных бумаг); хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр; учет начисленных доходов по ценным бумагам; предоставление информации из реестра; иные действий.
По общему правилу, этот вид деятельности осуществляет специализированный профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию [18] на ее осуществление, - специализиро-
346
ванный регистратор. Такой участник в соответствии с законом наделяется исключительной правоспособностью, т.е. он не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме указанной (ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Сделано это для того, чтобы устранить внешние предпосылки для возникновения конфликта интересов между этими субъектами и иными участниками рынка ценных бумаг [19, с. 83-87, 87-92].
В исключительных случаях, когда число владельцев голосующих акций акционерного общества не более 50, а иных именных ценных бумаг - не более 500, держателем реестра может быть сам эмитент (ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», п. 3 ст. 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» [20]). При этом все требования к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг, предъявляемые к специализированному регистратору, обязательны для эмитента, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг самостоятельно (п. 1 Положения о реестре владельцев ценных бумаг [14]).
Следует иметь в виду, что развитие рыночных отношений в России самым тесным образом связано с развитием института ценных бумаг, увеличением их оборота и надлежащим правовым обеспечением. Они используются для кредитования и платежа, мобилизации свободных денежных средств, участия широких слоев граждан в предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 142 ГК РФ [6], ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). Выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.
Следует учитывать, что ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ (бездокументарные ценные бумаги).
Ценная бумага, кроме того, является объектом гражданско-правовых отношений, имуществом, по поводу которого совершаются сделки. Поэтому ценная бумага сама по себе является объектом вещных прав (например, права собственности и т.п.). С этой точки зрения, пишет С.П. Гришаев, правомерно говорить о праве на ценную бумагу как на имущество. Это право определяет отношения между ее собственником и всеми
Литература:
1. Струкова-Сивой М.А. Уголовно-правовая охрана оборота единых государственных реестров в Российской Федерации : автореф.
другими лицами - «потенциальными» собственниками ценной бумаги. Свойством, отличающим ценную бумагу (как совокупность закрепленных в ней прав) от обычных правоотношений между кредиторами и должниками, является, по мнению указанного автора, именно наделение ее всеми свойствами имущества, то есть ее «оборотоспособность», включая возможность самостоятельно становиться объектом гражданскоправовых отношений [21].
Для определения содержания понятия фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета криминалистическое значение имеют свойства и стоимость ценных бумаг. Именно в эти параметры могут быть внесены заведомо ложные сведения с целью предоставления недостоверных сведений в реестры.
При расследовании преступлений следователю достаточно сложно провести разграничение между системами государственного учета юридических лиц и учета прав на ценные бумаги для установления достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Деяние выражается в предоставлении документов, содержащих заведомо ложные данные, или недостоверных сведений в систему депозитарного учета, неправомерном доступе к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета, в отдельных случаях оно может быть сопряжено с насилием или с угрозой его применения. Ложные сведения должны касаться данных: об учредителях (участниках) юридического лица; о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества; о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг; о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг; об обременении ценной бумаги или доли; о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования; о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. При этом целями совершения данного преступления являются искажения действительных сведений для незаконного приобретения права на чужое имущество.
Перечисленные основные документы, в которых отражена деятельность единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг, системы депозитарного учета, являются основными типовыми фактическими данными, которые исследованы в процессе расследования фальсификации.
Literature:
1. Strukova-Sivoi М.А. The criminal-legal protection of t he circulation of the integrated state registers in the Russian Federation : author's abstract of the
347
дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 3.
2. Справка к заседанию Научно-консультативного совета Следственного комитета при Прокуратуре РФ, 2010. Следственный комитет Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.sledcom.ru/ (дата обращения: 25.04.2012).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014). Российская газета. № 165. 29.07.2006.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Российская газета. № 153— 154. 10.08.2001.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Российская газета. № 145. 30.07.1997.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
02.11.2013). Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.
7. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рынке ценных бумаг». Российская газета, № 79, 25.04.1996.
8. Федерации и в статью 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 145. 05.07.2010.
9. Плескачевский В. Рейдерство угрожает нашей экономике // ЭЖ-Юрист. 2007. № 38.
10. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / С.А. Балеев, Л.Л. Кругликов, А.П. Кузнецов и др.; под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Та-лан. М. : Статут, 2012. 943 с. СПС «Консультант-Плюс». URL: http:// base.consultant.ru/ (дата обращения: 09.02.2014).
11. Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 636.
12. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обязательном экземпляре документов». Российская газета. № 11-12. 17.01.1995.
13. Руководство для следователей по осмотру места происшествия: учебно-практическое пособие. Под ред. И.А. Попова, Г.В. Костылевой, Н.Е. Муженской. М. : Проспект, 2013. С. 235-237.
14. Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27 (ред. от 20.04.1998) «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. № 7. 14.10.1997. URL: http:// base.consultant.ru/ (дата обращения: 09.02.2014).
15. Эмитент - организация, выпустившая (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и фи-
PhD in Law. М., 2013. P. 3.
2. Reference to the meeting of the Scientific-Consultative Council of the Investigatory Committee at the Public Prosecutor's Office of the RF, 2010. Investigatory Committee of the RF [site]. URL: http:// www.sledcom.ru/ (date of address: 25.04.2012).
3. Federal Law of 27.07.2006 № 149-FL (ed. from
28.12.2013) «On information, information technologies and protection of information» (with changes and additions, came into effect since 01.02.2014) // Russian newspaper. № 165. 29.07.2006.
4. Federal Law of 08.08.2001 № 129-FL (ed. from
21.12.2013) «On state registration of corporate bodies and individual business owners» // Russian newspaper. № 153-154. 10.08.2001.
5. Federal Law of 21.07.1997 № 122-FL (ed. from
21.12.2013) «On state registration of rights on immovable property and transactions with it» // Russian newspaper. № 145. 30.07.1997.
6. Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 № 51-FL (ed. from 02.11.2013) // Russian newspaper. № 238-239. 08.12.1994.
7. Federal Law of 22.04.1996 № 39-FL (ed. from
28.12.2013) «On the market of stocks». Russian newspaper, № 79, 25.04.1996.
8. Federal Law of 01.07.2010 № 147-FL»On making changes into the Criminal Code of the Russian Federation and into the Act 151 of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation» // Russian newspaper. № 145. 05.07.2010.
9. Pleskachevskii V. Raiding threatens our economy // EZH-Lawyer. 2007. № 38.
10. Criminal law of Russia. Special part : manual /
S.A. Baleev, L.L. Kruglikov, A.P. Kuznetsov et al.; under ed. F.R.Sundurova, М^. Talan. М. : Statut, 2012. P. 943. SPS «ConsultantPlus». URL: http:// base.consultant.ru/ (date of address: 09.02.2014).
11. Modern dictionary of foreign words. М., 1992. P. 636.
12. Federal Law of 29.12.1994 № 77-FL (ed. from 11.07.2011) «On obligatory example of documents» // Russian newspaper. № 11-12. 17.01.1995.
13. The guidance for investigators on the examination of the place of incident: practical manual / under e d . I . А. P o pov, G.V. Kostyleva, N.E. Muzhenskaya. М. : Prospect, 2013. P. 235-237.
14. The Regulation of FCSM of the RF from
02.10.1997 № 27 (ed. from 20.04.1998) «On the statement on the administration of the register of stockholders» // Bulletin of FCSM of the RF. № 7. 14.10.1997. URL: http:// base.consultant.ru/ (date of address: 09.02.2014).
15. Issuer - an organization issued stocks for the development and financing of its activity.
348
нансирования своей деятельности.
16. Смирнов Г.К. Новое в уголовном законодательстве о преступлениях в сфере учета прав на ценные бумаги // Цивилист. 2011. № 1. С. 56.
17. Постановление ФКЦБ РФ от 16.10.1997 № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения». Вестник ФКЦБ России. № 8. 05.11.1997.
18. Приказ ФСФР РФ от 25.01.2011 № 11-5/пз-н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 20. 16.05.2011.
19. Смирнов Г.К. Новое в уголовном законодательстве о преступлениях в сфере учета прав на ценные бумаги. Цивилист. 2011. № 1. С. 83-87; № 2. С. 87-92.
20. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об акционерных обществах». Российская газета, № 248, 29.12.1995.
21. Гришаев С.П. Новое в законодательстве о ценных бумагах. СПС КонсультантПлюс. 2013.
16. Smirnov G.K. A new in the Criminal legislation on crimes in the sphere of stocktaking of rights on stocks // Tsivilist. 2011. № 1. P. 56.
17. The regulation of FCSM of the RF from
16.10.1997 № 36 «On the statement of the Regulation on depository activity of the Russian Federation, establishment of the order of it's introduction into a ct ion and spheres of its application» // Bulletin of FCSM of the RF. № 8. 05.11.1997.
18. The Order of FFMS of the RF from 25.01.2011 № 11-5/ «On the statement of administrative regulations on the assignment of the Federal Service on financial markets of the state service on licensing of the activity of professional participants of stock market» // Bulletin of normative acts of federal organs in the executive branch. № 20. 16.05.2011.
19. Smirnov G.K. A new in the Criminal legislation on crimes in the sphere of stocktaking of rights on stocks // Tsivilist. 2011. № 1. P. 83-87; № 2. P. 87-92.
20. Federal Law of 26.12.1995 № 208-FL (ed. from
28.12.2013) «On joint-stock companies» // Russian newspaper, № 248. 29.12.1995.
21. Grishaev S.P. A new in the legislation on stocks. RLS ConsultantPlus. 2013.
349