Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ОБОРОТ ВРЕДНЫХ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / УМЫШЛЕННЫЕ И НЕОСТОРОЖНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL POLLUTION / ENVIRONMENTAL DISASTER / TRAFFICKING OF HARMFUL AND RADIOACTIVE SUBSTANCES / DELIBERATE AND CARELESS CRIMES AGAINST THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатова Милена Алексеевна

Цель статьи заключается в выявлении основных тенденций развития уголовно-правовой политики стран Евросоюза в области борьбы с преступлениями против окружающей среды в условиях нарастающего мирового экологического кризиса и развития потребительского общества на примере Франции, ФРГ, Испании и Италии, раскрытии особенностей нормативной регламентации признаков экологических преступлений и назначаемых за них наказаний в законодательстве рассматриваемых стран. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значительной степенью общественной опасности экологических преступлений, большой их латентностью, в связи с чем борьба с посягательствами на окружающую среду признается одним из приоритетных направлений уголовной политики стран Евросоюза. Уголовное законодательство играет важнейшую роль в системе правовых норм противодействия экологическим преступлениям. Выводы. Несмотря на правовую интеграцию стран Евросоюза в области охраны окружающей среды и принятия Директивы Европейского парламента и Совета ЕС от 19.11.2008 1, накладывающую обязательства на страны-члены по внесению в национальные законодательства определенных составов преступных деяний, конституционные и уголовно-правовые нормы отдельных государств не отличаются единообразным подходом к охране природной среды. Однако законодательные нормативы Европейского парламента повлияли на реформирование в ряде стран уголовного законодательства в сторону усиления ответственности за экологические преступления и введения в уголовные кодексы специальных глав, объединяющих уголовно-наказуемые деяния, посягающие на природные объекты. Значимость природной среды, флоры и фауны как самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны недооценена, поэтому строгость уголовной репрессии зависит от такого признака как причинение вреда здоровью и жизни людей экологическими правонарушенями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW POLICY OF THE EU COUNTRIES IN THE FIELD OF COMBATING ENVIRONMENTAL CRIMES

The purpose of this article is to identify the main trends of development of criminal legal policy of EU countries in the field of combating crimes against the environment in the context of growing global environmental crisis and the development of consumer society the example of France, Germany, Spain and Italy, the features of statutory regulation of the characteristics of environmental crimes and prescribe the penalties in the legislation of the countries under consideration. The relevance of the problem under study is due to a significant degree of public danger of environmental crimes, their high latency, and therefore the fight against encroachments on the environment is recognized as one of the priority areas of the criminal policy of the EU countries. Criminal legislation plays a crucial role in the system of legal norms for countering environmental crimes. Conclusions. Despite the legal integration of EU countries in the field of environmental protection and the adoption of the Directive of the European Parliament and of the Council of 19.11.2008, which imposes obligations on member States to introduce certain elements of criminal acts into national legislation, the constitutional and criminal law norms of individual States do not differ in a uniform approach to environmental protection. However, the legislative regulations of the European Parliament have influenced the reform of criminal legislation in a number of countries in the direction of increasing responsibility for environmental crimes and introducing special chapters in the criminal codes that combine criminal acts that infringe on natural objects. The importance of the natural environment, flora and fauna as independent objects of criminal law protection is underestimated, so the severity of criminal repression depends on such a sign as causing harm to human health and life by environmental offenses.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ»

12.00.08 Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Criminal law and criminology; Criminal enforcement law

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-42-48

Уголовно-правовая политика стран Евросоюза в области противодействия экологическим преступлениям

М.А. Игнатова ©

Юридический институт Российского университета дружбы народов (РУДН), г. Москва, Российская Федерация

E-mail: ignatova_ma@rudn.ru

Аннотация. Цель статьи заключается в выявлении основных тенденций развития уголовно-правовой политики стран Евросоюза в области борьбы с преступлениями против окружающей среды в условиях нарастающего мирового экологического кризиса и развития потребительского общества на примере Франции, ФРГ, Испании и Италии, раскрытии особенностей нормативной регламентации признаков экологических преступлений и назначаемых за них наказаний в законодательстве рассматриваемых стран. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значительной степенью общественной опасности экологических преступлений, большой их латентностью, в связи с чем борьба с посягательствами на окружающую среду признается одним из приоритетных направлений уголовной политики стран Евросоюза. Уголовное законодательство играет важнейшую роль в системе правовых норм противодействия экологическим преступлениям. Выводы. Несмотря на правовую интеграцию стран Евросоюза в области охраны окружающей среды и принятия Директивы Европейского парламента и Совета ЕС от 19.11.2008 1, накладывающую обязательства на страны-члены по внесению в национальные законодательства определенных составов преступных деяний, конституционные и уголовно-правовые нормы отдельных государств не отличаются единообразным подходом к охране природной среды. Однако законодательные нормативы Европейского парламента повлияли на реформирование в ряде стран уголовного законодательства в сторону усиления ответственности за экологические преступления и введения в уголовные кодексы специальных глав, объединяющих уголовно-наказуемые деяния, посягающие на природные объекты. Значимость природной среды, флоры и фауны как самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны недооценена, поэтому строгость уголовной репрессии зависит от такого признака как причинение вреда здоровью и жизни людей экологическими правонарушенями.

Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, экологическая катастрофа, оборот вредных и радиоактивных веществ, умышленные и неосторожные преступления против окружающей среды

Благодарности. Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ. Проект № 12-011-00536

1 Директива № 2008/99/ЕС Европейского Парламента и Совета «Об уголовно-правовой охране окружающей среды». URL: https:// zakononHne.com.ua/documents/show/303787_303852.

Игнатова М.А.

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-42-48

Criminal law policy of the EU countries

in the field of combating environmental crimes

M.A. Ignatova ©

Law Institute, Peoples Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation

E-mail: ignatova_ma@rudn.ru

Abstract. The purpose of this article is to identify the main trends of development of criminal legal policy of EU countries in the field of combating crimes against the environment in the context of growing global environmental crisis and the development of consumer society the example of France, Germany, Spain and Italy, the features of statutory regulation of the characteristics of environmental crimes and prescribe the penalties in the legislation of the countries under consideration. The relevance of the problem under study is due to a significant degree of public danger of environmental crimes, their high latency, and therefore the fight against encroachments on the environment is recognized as one of the priority areas of the criminal policy of the EU countries. Criminal legislation plays a crucial role in the system of legal norms for countering environmental crimes. Conclusions. Despite the legal integration of EU countries in the field of environmental protection and the adoption of the Directive of the European Parliament and of the Council of 19.11.2008, which imposes obligations on member States to introduce certain elements of criminal acts into national legislation, the constitutional and criminal law norms of individual States do not differ in a uniform approach to environmental protection. However, the legislative regulations of the European Parliament have influenced the reform of criminal legislation in a number of countries in the direction of increasing responsibility for environmental crimes and introducing special chapters in the criminal codes that combine criminal acts that infringe on natural objects. The importance of the natural environment, flora and fauna as independent objects of criminal law protection is underestimated, so the severity of criminal repression depends on such a sign as causing harm to human health and life by environmental offenses.

Key words: environmental pollution, environmental disaster, trafficking of harmful and radioactive substances, deliberate and careless crimes against the environment.

Acknowledgments. The article was supported by RFBR grant 12-011-00536

FOR CITATION: Ignatova M .A. Criminal law policy of the EU countries in the field of combating environmental crimes. Sociopolitical Sciences. 2020. Vol. 10. No. 6. Pp . 42-48. (In Russ .) DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-42-48

V_J

ВВЕДЕНИЕ . ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На протяжении длительного времени международное сообщество не уделяло большого внимания борьбе с экологической преступностью. Преступные деяния, посягающие на окружающую среду, как правило, в зарубежных странах относились к менее тяжким преступлениям, к которым достаточно терпимо относилось общественное мнение. Однако со второй половины XX в. ученые развитых стран стали все чаще обращать внимание на страшные последствия потребительского отношения людей к природе и пренебрежения к экологическим проблемам.

В настоящее время охрана окружающей среды провозглашается одной из приоритетных задач всех развитых стран, в том числе и стран, входящих в Евросоюз. Уголовно-правовая политика в области экологии является неотъемлемой частью европейского интеграционного процесса [Каримов, 2013: 110]. Новым этапом в развитии уголовно-экологической политики явилось принятие Европейским парламентом Директивы от 19.11.2008 об охране окружающей среды мерами уголовно-правового воздействия. Директива обязала

все страны-члены Евросоюза ввести в национальные уголовные законодательства более строгие нормы об ответственности за экологические преступления, которые обеспечат эффективную защиту природной среды2. Уголовное законодательство стран Евросоюза наряду с нормативными актами других отраслей права должно стать эффективным инструментом предупреждения экологической преступности.

Однако менталитет людей современного потребительского общества, в том числе и законодателей, не готов к признанию высокой самостоятельной значимости окружающей среды, флоры и фауны, что не позволяет проводить эффективную уголовную политику в области защиты экологии и природных объектов. Несмотря на директивы Европейского парламента национальные законодательства стран-участников Евросоюза не отличаются единообразным подходом как к криминализации экологических посягательств, так и к наказуемости таких деяний [Копылов, 2014: 101].

2 Reati ambientali: la Commissione sollecita l'attuazione della nor-

mativa UE da parte di 12 Stati membri. URL: http://europa.eu/rapid/

press-release_IP-11-739_it.htm

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Не все страны Евросоюза имеют конституционные нормы об уголовно-правовой защите экологии, а также не все страны включают в свои уголовные кодексы разделы, устанавливающие ответственность за преступные деяния, посягающие на окружающую среду.

Во Франции 1 марта 2005 г. был принят закон № 2005-205, получивший название «Хартия окружающей среды», который провозгласил окружающую среду одной из конституционных ценностей. Однако, в тексте французской Конституции не нашли отражения положения об уголовной репрессии посягательств на окружающую среду, также и в тексте самой экологической Хартии не содержится какой-либо ссылки на уголовную ответственность. Действующая Конституция Италии также не уделяет большого внимания охране окружающей среды, в ст. 9 говорится только о том, что Республика охраняет природу страны. Аналогичным образом в Конституции ФРГ в ст. 20а провозглашается охрана государством окружающей среды как основы жизни, но не говорится об уголовных наказаниях, применяемых к нарушителям.

Иной подход наблюдается в Испании, Конституция которой в п. 3 ст. 45 указывает на применение мер уголовной или административной ответственности в от" 3

ношении тех, кто причиняет вред окружающей среде3.

А в конституции Греции содержится конкретная норма,

обязывающая государство принимать «специальные

превентивные или репрессивные меры» в целях охра" 4

ны окружающей среды4.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЭКОЛОГИИ

Экологическое уголовное право во Франции характеризуется большим разбросом законодательных актов, множественностью уголовных деяний, которые не сгруппированы четко и упорядоченно в Уголовном кодексе, но разбросаны в специальных законах или различных кодексах, в первую очередь в Экологическом кодексе, а также в Сельскохозяйственном кодексе, кодексе Здравоохранения и Градостроительном кодексе. Деяния, предусмотренные указанными кодифицированными актами, относятся к категории правонарушений по французскому уголовному праву, наказаниями за которые предусмотрены штрафные санкции. Социальная опасность таких деяний определяется вредом, причиняемым здоровью людей [Uliescu, 1993: 389]. Наибольшее количество репрессивных норм в отношении экологических правонарушений собрано в Экологическом кодексе Франции.

В то же время Уголовный кодекс Франции, вступивший в силу 1 марта 1994 г., лишь декларирует в ст. 410-1 включение в число основных интересов нации сохранение природной и окружающей среды страны, при этом не криминализируя конкретные преступные по-

3 Конституция Испанского Королевства от 27.12.1978. URL: https:// worldconstitutions.ru/?p=149

4 Конституция Греции от 11.06.1975. URL: https://worldconstitu-tions.ru/?p=153 (дата обращения: 15.11.2020).

сягательства на окружающую среду. УК Франции ввел только один состав преступления, посягающего на экологию - экологический терроризм, который является единственным преступлением в области окружающей среды (ст. 421-2)5. Под экологическим терроризмом понимается умышленное отравление воздуха, почвы, недр, воды веществами, которые могут угрожать здоровью и жизни людей, сохранности животных или растений. Однако следует отметить, что основным объектом этого состава как разновидности терроризма является национальная безопасность, и для наступления ответственности необходимо установить цель запугивания населения или террора, а сохранение окружающей среды является дополнительным объектом. Ответственность за такое деяние по французскому праву возлагается также и на юридических лиц [Терновая, 2016: 109].

Разброс экологических правонарушений во Франции по различным законодательным актам затрудняет процесс квалификации деяний и привлечения виновных к ответственности [Lacroi, 2010: 208].

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСПАНИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЭКОЛОГИИ

Во многих странах Евросоюза уголовная политика направлена на криминализацию растущих преступных посягательств на окружающую среду и введения соответствующих составов в уголовные кодексы.

В Испании экологические преступления систематизированы в уголовном кодексе. УК Испании 1995 г. содержит две главы6, которые предусматривают уголовную ответственность за большинство преступных деяний, посягающих на окружающую среду и природные ресурсы, а также причиняющие вред флоре и фауне либо домашним животным. Однако, ряд преступных деяний, наносящих вред как безопасности общества, так и природной среде, предусмотрен в иных разделах кодекса.

УК Испании устанавливает уголовную ответственность за загрязнение, включая радиоактивное, атмосферы, почвы, недр или вод (ст. 325 УК) и нарушение правил сбора, перевозки, переработки, утилизации отходов (ст. 326 УК); нарушение правил эксплуатации объектов, осуществляющих опасную деятельность либо хранение или использование вредных веществ и препаратов (ст. 326-2). Наказание за указанные деяния назначается в зависимости от последствий или создания угрозы их наступления. Наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до двух лет и штрафа назначается в случае причинения или создания угрозы существенного загрязнения воздуха, почвы или воды, причинения существенного ущерба животным или растениям. Более строгое наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет назначается, когда деяние ставит под угрозу серьезного нарушения баланса природных систем, а если в результате таких деяний возникает опасность причинения тяжкого вреда

5 Code penal de la Republique Française version a la date du 15.11.2020. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/ texte_lc/LEGITEXT000006070719/2020-11-15 (дата обращения: 20.11.2020).

6 УК Испании: раздел XVI главы III и IV.

Игнатова М.А. -

здоровью людей, то наказание в виде лишения свободы назначается ближе к верхнему пределу7.

В отдельную норму выделяется состав со специальным субъектом - должностным лицом или государ -ственным служащим, которое умышленно дает положительное заключение для предоставления лицензии предприятию, осуществляющему загрязнение окружающей среды, или скрывает выявленные в результате проверок экологические правонарушения такого предприятия. За такие преступления предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до трех лет и штраф.

Описанные нормы испанского законодательства о загрязнении природной среды показывают, что причинение даже серьезного вреда непосредственно природной среде, повлечет за собой наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и только лишь в случае угрозы здоровью человека лишение свободы может быть назначено на более длительный срок. При этом такие санкции установлены только для умышленных деяний, согласно ст. 331 испанского УК в случае совершения подобных деяний в результате грубой неосторожности, наказание будет смягчено.

Большинство европейских стран криминализируют нарушение правил обращения вредных для окружающей среды веществ. Испанский УК в этом отношении характеризуется достаточно большим количеством уголовно-правовых запретов, при этом выделяя не только общую норму положения об ответственности за такие посягательства, но и выделяя их разновидности [Тол-стов, 2013: 24-25].

Ответственность за такие деяния установлена в разд. XVII «О преступлениях против общественной безопасности», который содержит составы, объектами которых является и общественная безопасность и природная среда.

Так, в ст. 348 УК Испании предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до трех лет за изготовление, обращение, перевозку, хранение или сбыт взрывоопасных или легковоспламеняющихся веществ с нарушением правил безопасности и тем самым создание угрозы для жизни и здоровья людей и для природной среды. Аналогичные действия в отношении биологических организмов наказываются по ст. 349 УК Испании лишением свободы на срок от шести месяцев до одного года. В отдельную норму выделяется ответственность за создание лесного пожара, влекущее наказание в виде лишения свободы на срок от 1 до 5 лет и штраф (ст. 352 УК Испании). Во всех вышеперечисленных деяниях основным объектом является общественная безопасность, а природная среда - дополнительным.

Следует отметить, что в Испании нормы за преступные деяния, причиняющие вред окружающей среды, дополнены положениями о повышенной ответственности юридических лиц. Аналогичные положения содержатся во французском уголовном законодательстве. Величина причиняемого ущерба и невозможность возмещение его средствами физического лица становится одним из серьезных аргументов введение в большин-

7 Codigo Penal. URL: https://Www.conceptosjuridicos.com/codigo-penal/

стве европейских стран уголовной ответственности юридических лиц за такого рода деяния [Крылова, 2009: 76].

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЭКОЛОГИИ

Большое значение уголовно-правовой охране окружающей среды придается в самой развитой в промышленном отношении страны Евросоюза - ФРГ, нормативный материал которой в области экологических преступлений отличается значительной степенью проработанности [Люббе-Вольф, 2000: 11]. В УК ФРГ преступные деяния против природной среды собраны в разд. 29, который объединяет составы загрязнений: воды (§ 324), почв (§ 324а), воздуха (§ 325); составы нарушений правил обращения: с опасными отходами (§ 326 УК), с радиоактивными и другими опасными веществами и ресурсами (§ 328 УК); создание опасности подлежащей защите территории (§ 329), создание серьезной опасности из-за выбросов ядовитых веществ (§ 330а)8.

Уголовно-правовые запреты в УК ФРГ характеризуются четким определением предмета посягательства и последствий преступного деяния, в зависимости от которых дифференцируется наказание. В то же время критерии наказуемости установлены недостаточно четко, большинство норм являются бланкетными. В германской доктрине уголовного права такое построение уголовно-правовых норм получило название «административной акцессорности» [Попов, 2012: 10]. Как и в Испании причинение вреда только природной среде, а также растениям и животным, наказывается меньшими сроками лишения свободы, чем те же действия, повлекшие вред здоровью человека, либо поставившие его по угрозу. Нормы об ответственности за экологические преступления в ФРГ также предусматривают зависимость наказания от формы вины (умышленной или неосторожной), указывают в ряде случаев на наказуемость покушения [Кравцов, 2011: 96].

Уголовное законодательство ФРГ, подобно законодательству многих европейских стран, устанавливает недостаточно строгие меры наказания за совершение большинства преступлений против природной среды, в основном предусматривая максимальный срок лишения свободы 5 лет. Однако в качестве положительного момента следует отметить выделение состава особо тяжкого деяния против окружающей среды (§ 330а УК ФРГ), которым устанавливается строгое наказания в виде лишения свободы на срок до десяти лет безотносительно опасности деяния для человека. Особо тяжким деянием признается такое умышленное деяние, причиненный вред от которого водоемам, почве, территории, не может быть устранен либо требует чрезмерных усилий или времени для его устранения; длительное время угрожает существованию животных и растений, подлежащих вымиранию. Указанный состав демонстрирует самостоятельную высокую значимость природной среды как объекта уголовно-правовой охраны, отражает степень общественной опасности

8 Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии / пер. с нем. Н.С. Рачковой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

экологического преступления. В отличие от Франции и Испании юридические лица в ФРГ не являются самостоятельными субъектами уголовной ответственности за экологические и иные виды преступлений.

Эффективными в борьбе с экологической преступностью в ФРГ, по мнению О.Л. Дубовик, являются составы поставления в опасность [Дубовик, 2020: 38]. Аналогичные составы предусматривает испанское уголовное законодательство.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСПАНИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЭКОЛОГИИ

Большой интерес представляет реформа законодательства об ответственности за экологические преступные деяния в Италии. Более двадцати лет прошло в Италии со дня внесения предложения в Парламент до принятия им закона № 68 от 22 мая 2015 г. «Положения о преступлениях против окружающей среды», явившегося реформой в области так называемого уголовного экологического права [Lacroi, 2010: 207].

До реформы в законодательстве Италии не было предусмотрено строгих мер, направленных на борьбу с экологическими преступлениями, более того, в УК Италии не содержалось раздела о преступлениях против окружающей среды. Ответственность за правонарушения, наносящие вред экологии, предусматривалась отдельными нормативными актами в виде только штрафных санкций.

В 2015 г. в Италии был принят закон в целях усиления ответственности за экологические преступные деяния. Этот закон ввел в итальянский уголовный кодекс специальный раздел «О преступлениях против окружа-

" 9

ющей среды»9, в котором установил ответственность за такие составы, как: умышленное загрязнение окружающей среды, создание экологической катастрофы, неосторожное причинение вреда окружающей среде, а также нарушение правил обращения веществ с высокой радиоактивностью.

Итальянский УК выделяет ряд составов загрязнения окружающей среды: причинение значительных и измеряемых повреждений водам или воздуху, или значительным пространствам почвы, или недрам земли; любой экосистеме, биологическому разнообразию видов, в том сельскохозяйственным культурам, флоре или фауне (ст. 452-2), загрязнение окружающей среды, повлекшее по неосторожности смерть или физический вред человеку (ст. 452-3), создание экологической катастрофы (ст. 452-4). В указанных нормах говорится о «противозаконном загрязнении окружающей среды», что означает умышленные действия виновного, выражающиеся в нарушении правил безопасности или иных норм защиты окружающей среды. Если вред причиняется только природному объекту максимальный размер назначаемого наказания - 6 лет лишения свободы, при причинении физического вреда или смерти человеку загрязнением окружающей среды виновному может быть назначено в зависимости от тяжести последствий лишение свободы до 20 лет, за создание

9 Codice Penale aggiornato dal D.lgs 29 ottobre 2016 n. 202 e dalla L. 11 dicembre 2016 n. 236. http://www.altalex.com/documents/codi-ci-altalex/2014/10/30/codice-penale

экологической катастрофы предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет.

К экологической катастрофе итальянский законодатель относит следующие последствия преступных действий:

1) необратимые изменения баланса экосистемы;

2) изменения баланса экосистемы, восстановление которого тяжело достигается затратными и исключительными мероприятиями;

3) причинение вреда общественной безопасности путем распространения вредного воздействия вышеуказанных действий на значительное число людей или создание такой опасности (ст. 432-4).

Как видно из приведенных норм, в Италии существенно повысили размер наказания за загрязнения окружающей среды. Если до принятия закона такого рода деяния относились к категории проступков, за которые максимальным наказанием служил арест на срок до двух лет, то новый закон перевел загрязнение окружающей среды в разряд преступлений, наказуемых длительными сроками лишения свободы, особенно в случаях причинения телесного вреда или смерти человеку.

Как и в других рассмотренных выше странах в Италии наказание за преступления против окружающей среды зависит от субъективной стороны преступления. Согласно ст. 452-5 итальянского УК за загрязнение окружающей среды или создания экологической катастрофы по неосторожности, наказание, предусмотренное за аналогичные умышленные действия, назначается в размере, уменьшенном от одной трети до двух третей.

В отдельный состав итальянский законодатель выделил противоправный оборот веществ с высокой радиоактивностью, наказание за который зависит от тяжести наступивших последствий (ст. 452-6 УК).

В разряд преступлений перевел итальянский законодатель такое деяние, как воспрепятствование экологическому контролю. Виновный в этом преступлении осуждается к лишению свободы на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 452-7 УК).

Как известно, в Италии распространена организованная преступность, поэтому Закон предусмотрел для всех вышеперечисленных экологических преступлений такое отягчающее обстоятельство, как совершение их преступной группой или преступной группой мафиозного типа (ст. 452-8 УК Италии).

В то же время новый закон ввел в УК Италии и норму о деятельном раскаянии участника преступной организации. Согласно ст. 452-10 наказание снижается наполовину или на одну треть для лица, которое, будучи участником преступной организации или преступной организации типа мафии, предпринимает действия для недопущения последствий экологических преступлений, либо оказывает содействие правоохранительным органам в расследовании преступления и выявлении всех соучастников.

Важным является положение закона, обязывающее виновного в случае вынесения судом обвинительного приговора за любое из экологических преступлений компенсировать причиненный ущерб, а при возможности, восстановить состояние поврежденной окружающей среды (ст. 452-12 УК). Однако в Италии в отличие

Игнатова М.А. -

от Франции и Испании не являются самостоятельными субъектами уголовного права юридические лица. В связи с этим эффективность норм, обязывающих виновного возместить причиненный ущерб и восстановить нормальное состояние природной среды, вызывает большие сомнения. Именно затратность таких мероприятиях и послужила одним из серенных доводов для ведения института уголовной ответственности юридических лиц, в первую очередь за экономические и экологические преступления, во многих зарубежных странах.

ВЫВОДЫ

Европейский парламент с 1990-х гг. начал активно разрабатывать и проводить экологическую политику, принимая ряд основополагающих для защиты экологии нормативных документов. Несмотря на то, что меры уголовной репрессии считаются последней мерой в борьбе с каким-либо негативным явлением в обществе, юристы и экологи признают институт уголовной ответственности потенциально эффективным правовым инструментом.

Новым этапов в борьбе за сохранение природной среды стало принятие Директивы Европарламента и Совета ЕС 2009 г. об уголовно-правовых мерах охраны окружающей среды, руководствуясь положениями которой законодателя начали вносить серьезные изменения в национальные нормативные акты.

Реформирование уголовного законодательства в ФРГ, Испании и Италии привело к выделению в ко-

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубев C.M. Уголовная ответственность и наказание за экологические преступления по законодательству зарубежных стран // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 3. С. 140-152.

2. Дубовик О.Л. Уголовное право и охрана окружающей среды: реальный потенциал и ограничение возможности в условиях современных экологических кризисов // Юридические исследования. 2020. № 8. С. 30-38.

3. Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю. Правовое обеспечение охраны в рамках Европейского союза // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 4 (39). С. 109-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Копылов М.Н., Мишланова В.Л. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями по законодательству РФ и иностранных государств // Юридическая наука. 2014. № 1. С. 95-104.

5. Кравцов Р.В., Анищенко А.С. Уголовно-правовая политика в области охраны окружающей природной среды в России и странах Европы // Сибирский юридический вестник. 2011. № 1 (52). С. 91-97.

6. Крылова Н.Е. Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права. М.: Изд. Дом «Городец», 2009.

7. Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей природной среды Германии / пер. с нем. О.Л. Рад-чик // Государство и право. 2000. № 11. С. 47-53.

8. Попов И.В. Ответственность за преступления против природной среды по законодательству ФРГ // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Вып. 5. С. 10-15.

9. Терновая О.Л. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления по законодательству Франции // Аграрное и земельное право. 2016. № 10 (142). С. 107-112

10. Толстов П.В. Зарубежный опыт регулирования уголовной ответственности за нарушение правил обращения эколо-

дексах отдельных глав о преступлениях против окружающей среды и введению новых составов таких преступлений. Отстает в этом отношении Франция, которая пока не внесла соответствующих изменений в уголовный кодекс.

Обобщая положения уголовного законодательства норм об экологических преступлениях в ряде государств Евросоюза, можно выделить тенденцию усиления уголовной ответственности за преступные деяния, наносящие вред или ставящие под угрозу объекты окружающей природной среды. Национальные нормативные акты принимаются во исполнение директивных указаний Совета ЕС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на позитивные изменения в уголовном законодательстве стран Евросоюза, проблема вредного воздействия человека на окружающую среду остается острой, качество природных объектом ухудшается, появляются новые виды экологически вредного поведения.

Охрана окружающей среды, защита природных объектов и бережное отношение к природным ресурсам на сегодняшний день является приоритетной задачей для любого цивилизованного государства. Эффективное решение указанных проблем требует не только совершенствование национальных законодательств, но и объединения усилий всего международного сообщества, добросовестного исполнения всех международных договоров и конвенций в сфере охраны окружающей среды.

REFERENCES

1. Golubev C.I. Criminal liability and punishment for environmental crimes under the legislation of foreign countries. Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2014. No. 3. Pp. 140-152. (In Russ.)

2. Dubovik O.L. Criminal law and environmental protection: real potential and limited opportunities in modern environmental crises. Legal Research. 2020. No. 8. Pp. 30-38. (In Russ.)

3. Karimov R.R., Karimova G.Yu. Legal protection within the European Union. Legal State: Theory and Practice. 2013. No. 4 (39). Pp. 109-116. (In Russ.)

4. Kopylov M.N., Mishlanova V.L. Criminal-legal fight against environmental crimes under the legislation of the Russian Federation and foreign States. Legal Science. 2014. No. 1. Pp. 95-104. (In Russ.)

5. KravtsovR.V.,Anishchenko A.S. Criminal law policy in the field of environmental protection in Russia and Europe. Siberian Legal Bulletin. 2011. No. 1 (52). Pp. 91-97. (In Russ.)

6. Krylova N.E. Interaction of international and comparative criminal law. Moscow: Publishing House "Gorodets". 2009.

7. Lubbe-Wolf G. The main characteristics of the law of the environment of Germany. State and Law. 2000. No. 11, Рр. 47-53. (In Russ.)

8. Popov I.V. Responsibility for crimes against the natural environment under the legislation of the Federal Republic of Germany. International Research Journal. 2012. Issue 5. Рр. 10-15. (In Russ.)

9. Ternovaya O.L. Criminal liability of legal entities for environmental crimes under the legislation of France. Agricultural and Land Law. 2016. No. 10 (142). Pp. 107-112. (In Russ.)

10. Tolstov P.V. Foreign experience in regulating criminal liability for violation of the rules for handling environmentally

гически опасных веществ и отходов // Экологическое право. 2013. С. 24-25

11. Cont F., Kremer L. Environment crime in Europe. Groningen: Europa Law Publishing, 2004.

12 Lacroi V., Zaccai E. Quarante ans de politique environnementale en France: evolutions, avancees, constant // Revue française d'administration publique. 2/2010. No. 134. Pp. 205-232.

13. Masera L. I nuovi delitti contro l'ambiente. https://archiviod-pc.dirittopenaleuomo.org/d/4357-i-nuovi-delitti-contro-l-ambiente

14. Reati ambientali: la Commissione sollecita l'attuazione della normativa UE da parte di 12 Stati membri. URL: http://europa. eu/rapid/press-release_IP-11-739_it.htm (дата обращения: 14.02.2017).

15. Uliescu M. La responsabilite pour les dommages ecologique // Rеvue international de droit compare. Annee 1993. Vol. 45. No. 2. Pp. 389-391.

hazardous substances and waste. Environmental Law. 2013. Pp. 24-25. (In Russ.)

11. Cont F., Kremer L. Environment crime in Europe. Groningen: Europa Law Publishing, 2004.

12 Lacroi V., Zaccai E. Quarante ans de politique environnementale en France: evolutions, avancees, constant. Revue francaise d'administration publique. 2/2010. No. 134. Pp. 205-232.

13. Masera L. I nuovi delitti contro l'ambiente. https://archiviod-pc.dirittopenaleuomo.org/d/4357-i-nuovi-delitti-contro-l-ambiente

14. Reati ambientali: la Commissione sollecita l'attuazione della normativa UE da parte di 12 Stati membri. URL: http://europa. eu/rapid/press-release_IP-11-739_it.htm (date of access: 14.02.2017).

15. Uliescu M. La responsabilite pour les dommages ecologique. Rеvue international de droit compare. Annee 1993. Vol. 45. No. 2. Pp. 389-391.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 86,47%

Рецензент: Клебанов Л.Р., доктор юридических наук, доцент; профессор Российского университета дружбы народов (РУДН)

Статья поступила в редакцию 22.11.2020, принята к публикации 22.12.2020 The article was received on 22.11.2020, accepted for publication 22.12.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Игнатова Милена Алексеевна, кандидат юридических наук; доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН). Москва, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-00017220; Scopus ID: 57194871519; E-mail: ignatova_ma@ rudn.ru

ABOUT THE AUTHOR

Milena A. Ignatova, Cand. Sci. (Law); associate professor at the Department of Criminal Law, Criminal Process and Forensics of the Law Institute of the Peoples Friendship University of Russia (RUDN University). Moscow, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0001-7220; Scopus ID: 57194871519; E-mail: ignatova_ma@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.