Научная статья на тему 'Уголовно-правовая политика: предложения по совершенствованию'

Уголовно-правовая политика: предложения по совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / MEASURES OF FIGHTING CRIME / ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА СОБСТВЕННОСТЬ / OFFENCES AGAINST PROPERTY / ОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА / ORGANIZED GROUP / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL LAW POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васин Юрий Геннадьевич

Предпринята попытка продемонстрировать, что для повышения эффективности противодействия конкретному виду преступности целесообразно применять подход, основанный на постоянном мониторинге не только криминогенной обстановки, но и тенденций уголовно-правовой политики, с построением соответствующих уголовно-правовых и криминологических моделей, использованием как количественных, так и качественных показателей. Указанные модели предлагается учитывать при разработке и реализации планов практических мероприятий борьбы с преступностью с обязательным уточнением путей и методов достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal Law Policy: Recommendations for Improvement

The author attempts to prove that to increase effectiveness of counteracting a certain type of crime it is reasonable to apply the approach based on the constant monitoring not only of criminogenic conditions but also of tendencies in criminal law policy, with appropriate criminal law and criminological models being used including both qualitative and quantitative indices. The models mentioned should be considered when developing and implementing schemes of practical measures of fighting crime with mandatory specification of ways and methods of achieving the goals.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая политика: предложения по совершенствованию»

УДК 343.2/.7 © Ю. Г. Васин, 2015

Уголовно-правовая политика: предложения по совершенствованию

Ю. Г. Васин

Предпринята попытка продемонстрировать, что для повышения эффективности противодействия конкретному виду преступности целесообразно применять подход, основанный на постоянном мониторинге не только криминогенной обстановки, но и тенденций уголовно-правовой политики, с построением соответствующих уголовно-правовых и криминологических моделей, использованием как количественных, так и качественных показателей. Указанные модели предлагается учитывать при разработке и реализации планов практических мероприятий борьбы с преступностью с обязательным уточнением путей и методов достижения поставленных целей.

Ключевые слова: меры борьбы с преступностью, посягательства на собственность, организованная группа,

уголовно-правовая политика.

Вопросы эффективности уголовно-правовой политики целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с результатами борьбы с преступностью или ее конкретными видами . При этом одним из распространенных направлений оценки эффективности правоохранительной деятельности является анализ статистических показателей, характеризующих результаты деятельности в сфере борьбы с тем или иным видом преступности . Однако при реализации данного направления работы, оценке результатов борьбы с преступностью и обозначении направлений уголовно-правовой политики необходимо учитывать несколько существенных положений

Важное значение имеет определение критерия эффективности правоохранительной деятельности В данном случае превалируют два подхода, оба из которых, на наш взгляд, далеко не идеальны .

Согласно первому подходу считается, что уменьшение количества зарегистрированных преступлений демонстрирует позитивные тенденции в ограничении криминогенных факторов Сторонники второго подхода, наоборот, считают, что увеличение количества зарегистрированных преступлений свидетельствует об успехе в выявлении и пресечении преступной активности

Подчеркнем, что оба подхода не приводят, на наш взгляд, к более или менее объективному отражению реальной картины, и применяться они должны в совокупности и с большой аккуратностью в интерпретации полученных результатов

Эти подходы ориентированы, скорее, на оценку статистических показателей, характеризующих борьбу с преступностью или отдельными ее видами При-

менять их целесообразно в строгом соотношении, во-первых, с учетом тенденций и результатов изменения уголовно-правовой политики в отношении анализируемого вида преступности, и, во-вторых, во взаимосвязи с предшествующими значениями рассматриваемых показателей При этом период ретроспективного анализа зависит от вектора устойчивости уголовно-правовой политики и от категории тех задач, которые мы решаем в результате проводимого анализа . Так, при формировании прогностических суждений о будущем состоянии, тенденциях и фазах развития тех или иных результатов борьбы с преступностью время, необходимое для анализа ретроспективной информации, увеличивается в несколько раз

При анализе статистических показателей, характеризующих конкретный вид или род преступности, также представляется целесообразным сопоставлять их изменения с тенденциями, свойственными либо всему объему преступности, либо ее какому-нибудь массовому виду, поскольку при сужении поля статистического анализа возрастает опасность возникновения значительных ситуационных погрешностей

Кроме того, подобный подход призван способствовать сокращению числа погрешностей, которые могут быть вызваны целенаправленным формированием статистических показателей

Таким образом, двумя основными моментами, которые надо учитывать при оценке количественных показателей, характеризующих тот или иной вид преступности, являются: 1) оценка конкретного количественного показателя во взаимосвязи с тенденциями не только его изменения, но и изменениями более массовидных явлений, частью которых рассма-

триваемый вид является либо с которыми он тесно связан; 2) учет при этом изменений в законодательстве, определяющих признаки, в соответствии с которыми деяние признается преступлением, устанавливаются вид и размер наказания, правила назначения и освобождения от наказания, организационные меры борьбы с тем или иным видом преступлений и т п

Наиболее применим данный подход, по нашему мнению, при анализе латентных умышленных преступлений, характеризуемых потенциальной возможностью изменения и расширения форм и методов преступной деятельности

Продемонстрируем изложенное на примере анализа тенденций результатов борьбы с организованной преступностью, посягающей на собственность

Начнем с анализа общего объема преступности .

За весь период действия предыдущего уголовного закона — Уголовного кодекса РСФСР 1 (далее — УК РСФСР), вплоть до 1996 г. , можно отметить устойчивую тенденцию к увеличению количества как зарегистрированных преступлений, так и выявленных лиц, совершивших преступления .

Начиная с 1961 г. количество зарегистрированных на территории России преступлений неуклонно росло: от немногим более 500 тыс. преступных посягательств в год до более чем 2 млн 600 тыс преступлений, зарегистрированных в 1996 г. 2 В 1980 г. был перейден рубеж в 1 млн зарегистрированных преступлений, а в 1991 г. число таких деяний превысило 2 млн

Аналогичная ситуация складывалась и с данными о выявленных лицах, совершивших преступления в России . С 1966 г. , когда было установлено около 600 тыс . преступников, количество выявленных лиц, нарушивших уголовно-правовые запреты, имело тенденцию к росту. В 1983 г. показатель выявленных лиц, совершивших преступления, превысил 1 млн человек 3 . Несмотря на то что в период с 1987 по 1991 гг объем выявленных преступников был несколько ниже указанного уровня, начиная с 1992 г. их число опять превысило 1 млн человек, и к 1996 г. составило 1 млн 600 тыс человек

При этом в 1990-1996 гг. в структуре общей преступности деяния против собственности составляли в среднем порядка 60%. Однако оценивая эти данные, следует принимать во внимание то, что посягательствам на собственность, особенно личную, высокая латентность, как правило, несвойственна, но, с другой стороны, процесс доказывания совершения этих деяний в составе организованной группы или преступного сообщества сопряжен со значительны-митрудностями как правового, так и организационно-управленческого характера

Систематически сведения о результатах борьбы с организованной преступностью в России стали фиксироваться с 1989 г. При этом подавляющее количество проявлений организованной преступности (более 70%), попавших в поле зрения правоохранительных органов, составляли именно преступления против собственности (кражи и вымогательства)

При анализе статистических данных можно отметить, что начиная с 1989 г. количество зарегистрированных преступлений, совершенных в составе организованной группы, к 1996 г. увеличилось почти в 10 раз и составило 26 433 преступления 4 .

Таким образом, можно предположить, что в период действия УК РСФСР факторы воспроизводства и роста организованной преступности, посягающей на собственность, имели тенденции к усилению и расширению масштабов действия .

В этих условиях с 1 января 1997 г. вступил в действие Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ)

Первоначально в главе 21 «Преступления против собственности» Особенной части УК РФ содержалось 11 статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение соответствующих деяний (ст. ст. 158-168 УК РФ) .

За время действия УК РФ (по состоянию на 20 октября 2013 г.) был принят 131 федеральный закон, предусматривающий внесение изменений в УК РФ При этом наибольшее количество федеральных законов об изменении положений УК РФ вносилось в период с 2009 по 2012 гг. (2009 г. — 13 федеральных законов, 2010 г. — 22, 2011 г. — 12 и 2012 г. — 14 федеральных законов).

И если отсутствие законодательной активности в 1997 г. может быть объяснено недостаточно наработанной практикой применения уголовно-правовых запретов, то изменение положений УК РФ в дальнейшем требует более подробного и самостоятельного изучения

Отметим, что внесению изменений и дополнений в главу 21 УК РФ посвящено свыше 10 федеральных законов, которые принимались, начиная с 2001 г. , в среднем 1-2 раза в год . Подчеркнем, что в данном случае имеются в виду непосредственные изменения статей рассматриваемой главы, а не изменения общих положений уголовного законодательства . По состоянию на 20 ноября 2013 г. в главе 21 «Преступления против собственности» Особенной части УК РФ содержится 17 статей (за счет добавления ст. ст. 1591-1596 УК РФ) .

В таблице 1 отражено, как за последние 15 лет менялись показатели, характеризующие количественные свойства преступности

Похожие изменения свойственны и преступности, посягающей на собственность В качестве демон-

страции указанных изменений рассмотрим результаты борьбы с кражами (ст. 158 УК РФ) и мошенничествами (ст. 159 УК РФ) (табл . 2) .

Теперь рассмотрим результаты борьбы с организованной преступностью (табл 3)

Таким образом, можно отметить, что принятие федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ, не совпадает однозначно с изменением количественных показателей преступности.

Полагаем, что при определении ориентиров в установлении направлений и этапов развития уголовно-правовой политики борьбы с преступностью, посягающей на собственность, следует проанализировать содержание актов федерального законодательства, вносящих изменения и дополнения в рассматриваемую область уголовного законодательства

Подчеркнем, что современной уголовно-правовой политике присущи практически все направления уголовной политики в целом. Из всех внесенных в УК РФ изменений и дополнений можно выделить криминализацию и декриминализацию, пенализа-цию и депенализацию, а также уточнение уголовно-правовых норм и приведение их в соответствие с другими направлениями уголовной политики.

Необходимо указать, что наибольшее число федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в УК РФ, посвящено вопросам криминализации (порядка 40 федеральных законов), пенализации (более 30 федеральных законов), уточнению уголовно-правовых норм и приведению их в соответствие с другими направлениями уголовной политики (около 40 федеральных законов) В то же время вопросам депенализации посвящены федеральные законы, затрагивающие наибольшее количество уголовно-правовых положений (например, Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ 8) .

При этом часто в одном нормативном правовом акте присутствуют два и более направления уголовной политики (например, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ 9 (в ред . федеральных законов от 11 марта 2004 г. № 12-ФЗ, от 5 января 2006 г. № 11-ФЗ, от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ, от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ, от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ) содержит нормы, направленные на криминализацию и декриминализацию, пенализацию и депенализацию)

В качестве основных источников уголовно-правовой политики можно указать следующие:

1) федеральные законы от 9 марта 2001 г № 25-ФЗ 10 и от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ;

2) федеральные законы от 29 июня 2009 г № 141-ФЗ 11, от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ 12 и от 6 мая 2010 г. № 81-ФЗ13;

3) федеральные законы от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ 14 и от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ.

Таблица 1. Общий объем преступности 5

Год Зарегистрировано преступлений Темп прироста, % Выявлено лиц, совершивших преступления Темп прироста, %

1997 2 397 311 - 1 372 161 -

1998 2 581 940 7,7 1 481 503 8,0

1999 3 001 748 16,3 1 716 679 15,9

2000 2 952 367 -1,6 1 741 439 1,5

2001 2 968 255 0,5 1 644 242 -5,6

2002 2 526 305 -14,9 1 257 700 -23,5

2003 2 756 398 9,1 1 236 733 -1,3

2004 2 893 810 5,0 1 222 504 -1,2

2005 3 554 738 22,8 1 297 123 6,1

2006 3 855 373 8,5 1 360 860 4,9

2007 3 582 541 -7,1 1 317 582 -3,2

2008 3 209 862 -10,4 1 256 199 -4,7

2009 2 994 820 -6,7 1 219 789 -2,9

2010 2 628 799 -12,2 1 111 145 -8,9

2011 2 404 807 -8,5 1 041 340 -6,3

2012 2 302 168 -4,3 1 010 938 -2,9

В юридической литературе можно встретить и другие подходы к определению направлений и этапов уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в новейший период 15, однако считаем, что расхождения не являются принципиальными и подчеркивают актуальность данной темы и важность ее дальнейшего развития

С учетом анализа положений федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ, к направлениям уголовно-правовой политики борьбы с организованной преступностью, посягающей на собственность, следует отнести депенализацию и уточнение уголовно-правовых положений . В качестве примеров реализации указанных направлений можно привести следующие федеральные законы

Депенализация, выражающаяся в смягчении наказания и ином улучшении положения лица, совершившего преступление, была выражена, например, в Федеральном законе от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ 16 и др Так, указанным федеральным законом в рассматриваемых статьях нижний предел наказания в виде лишения свободы был установлен равным минимальному размеру данного вида наказания .

Определению понятий, используемых при квалификации деяния и назначении наказания за его совершение, т. е . уточнению уголовно-правовых положений, были посвящены нормы, закрепленные, например, в Федеральном законе от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ 17, в соответствии с которым УК РФ был дополнен

Таблица 2. Объем совершенных краж и мошенничеств 6

Год Зарегистрировано преступлений по ст. 158 УК РФ Темп прироста, % Зарегистрировано преступлений по ст. 159 УК РФ Темп прироста, %

1997 1 053 894 - 77 757 -

1998 1 143 311 8,5 76 695 -1,4

1999 1 413 747 23,7 83 624 9,0

2000 1 310 009 -7,3 81 456 -2,6

2001 1 273 120 -2,8 79 296 -2,7

2002 926808 -27,2 69 346 -12,5

2003 1 150 770 24,2 87 471 26,1

2004 1 276 880 11,0 126 047 44,1

2005 1 572 996 23,2 179 553 42,4

2006 1 676 983 6,6 225 326 25,5

2007 1 566 970 -6,6 211277 -6,2

2008 1 326 342 -15,4 192 490 -8,9

2009 1 188 574 -10,4 188 723 -2,0

2010 1 108 369 -6,7 160 081 -15,2

2011 1 038 566 -6,3 147 468 -7,9

2012 992 238 -4,5 161 969 9,8

Таблица 3. Объем преступлений, совершенных организованной группой 7

Год Зарегистрировано преступлений Темп прироста, % Выявлено лиц, совершивших преступления Темп прироста, %

1997 28 497 - 16 100 -

1998 28 688 0,7 16 037 -0,4

1999 32 858 14,5 17 557 9,5

2000 36 015 9,6 17 647 0,5

2001 33 452 -7,1 16 482 -6,6

2002 26 038 -22,2 11 553 -29,9

2003 25 671 -1,4 10 321 -10,7

2004 28 161 9,7 10 713 3,8

2005 28 611 1,6 10 748 0,3

2006 30 209 5,6 11 715 9,0

2007 34 814 15,2 11 543 -1,5

2008 36 601 5,1 10 591 -8,2

2009 31 643 -13,5 10 179 -3,9

2010 22 251 -29,7 8770 -13,8

2011 17 691 -20,5 7487 -14,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 18 016 1,8 7444 -0,6

ст. ст. 1591 «Мошенничество в сфере кредитования, 1592 «Мошенничество при получении выплат», 1593 «Мошенничество с использованием платежных карт», 1594 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», 1595 «Мошенничество в сфере страхования», 1596 «Мошенничество в сфере компьютерной информации», которые, если судить по санкциям чч. 1-3 указанных статей УК РФ, являются привилегированными составами мошенничества (ст. 159 УК РФ) .

Необходимо отметить, что само понятие организованной группы, содержащееся в уголовном законодательстве Российской Федерации, с момента его принятия в 1994 г. остается неизменным. В статьях же главы 21 УК РФ данный признак содержится в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующего во всех статьях, за исключением ст. ст. 1594, 167 и 168 УК РФ.

При этом, не отрицая целесообразности рассмотрения возможности изменения мер государственного принуждения, применяемых к лицу, признанному виновным в совершении преступления в сфере экономики, ставим под сомнение перспективность либерализации уголовного законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью

Анализируя предпринятые законодателем усилия по увеличению количества альтернативных наказаний в рамках одной статьи (части статьи) с расшире-

нием границ размера конкретного наказания (обычно за счет понижения минимального размера), считаем, что для традиционных для отечественного уголовного права составов преступлений, посягающих на собственность, совершенных организованными группами, такой подход вряд ли целесообразен

Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования борьбы с экономической преступностью в России являются предметом научной дискуссии практически с самого момента принятия УК РФ 18 . Еще тогда ставился вопрос о необходимости принятия на государственном уровне концепции уголовной политики. Отмечалось, что: «ее (концепцию уголовной политики . — Ю. В.) отсутствие, в свою очередь, порождает ряд других проблем, в том числе в законодательном и нормативном регулировании борьбы с преступностью, ее планировании и координации деятельности системы уголовной юстиции, а также в правоприменительной практике» 19. К сожалению, приходится констатировать, что решение данной проблемы и в настоящее время не потеряло своей актуальности

На основании изложенного можно сделать вывод, что повышение эффективности борьбы с организованной преступностью только средствами и методами уголовно-правовой политики может вылиться в повышение казуистичности уже имеющихся диспозиций, увеличение числа статей, охраняющих

одни и те же общественные отношения, но под разными названиями, и практически бесполезное увеличение квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, предусматривающих ответственность за совершение преступления в составе организованной группы

При этом возможны попытки решения имеющихся проблем в уголовно-правовой охране путем усиления уголовной ответственности за счет увеличения размеров наказания Такой подход, примененный без соответствующего организационно-политического обеспечения, на наш взгляд, заранее обречен на неудачу

Поэтому более целесообразным представляется подход, основанный на расширении практики принятия и реализации планов мероприятий (дорожных карт), направленных на координацию правоохранительной деятельности, при постоянном мониторинге криминогенной обстановки с построением соответствующих уголовно-правовых и криминологических теоретических моделей для уточнения принятой стратегии деятельности

1 Уголовный кодекс РСФСР : утв. Верх. Советом РСФСР 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40, ст. 591.

2 Преступность, статистика, закон / под ред . А . И. Долговой. М. , 1997. С. 210-211.

3 Там же . С. 212.

4 Лунеев В. В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции . М . , 1997. С. 303-304.

5 Состояние преступности в России за январь-декабрь 1997 г. М .: ГИАЦ МВД РФ. 56 с ; то же, за январь-декабрь 1998 г. ; то же, за январь-декабрь 1999 г. ; то же, за январь-декабрь 2000 г. ; то же, за январь-декабрь 2001 г. ; то же, за январь-декабрь 2002 г. ; то же, за январь-декабрь 2003 г. ; то же, за январь-декабрь 2004 г. ; то же, за январь-декабрь 2005 г. ; то же, за январь-декабрь 2006 г. ; то же, за январь-декабрь 2007 г. ; то же, за январь-декабрь 2008 г. ; то же, за январь-декабрь 2009 г. ; то же, за январь-декабрь 2010 г. ; то же, за январь-декабрь 2011 г. ; то же, за январь-декабрь 2012 г

6 Там же .

7 Там же .

8 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 ноября 2011 г. , одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 29 ноября 2011 г.) // Рос . газета . 2011. 9 дек.

9 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 ноября 2003 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 ноября 2003 г.) // Рос . газета . 2003 16 дек

10 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 9 марта 2001 г № 25-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 февраля 2001 г , одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 22 февр . 2001 г.) // Рос . газета . 2001. 14 марта .

11 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 июня 2009 г , одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17 июня 2009 г.) // Рос. газета. 2009. 3 июля .

12 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы : федеральный закон от 27 декабря 2009 г № 377-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 декабря 2009 г , одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 декабря 2009 г.) // Рос . газета 2009 30 дек

13 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ : федеральный закон от 6 мая 2010 г № 81-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 апреля 2010 г. , одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 апреля 2010 г.) // Рос . газета . 2010 . 11 мая .

14 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 7 марта 2011 г № 26-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 февраля 2011 г , одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2 марта 2011 г.) // Рос. газета. 2011 . 11 марта.

15 Епихин А. Ю. Основные направления уголовной политики России на современном этапе // Вестник Удмуртского университета . Серия «Экономика и право». 2012. № 3 . С. 140-145.

16 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 7 марта 2011 г № 26-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 февраля 2011 г , одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2 марта 2011 г.) // Рос. газета. 2011 . 11 марта.

17 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2012 г № 207-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 ноября 2012 г.) // Рос . газета 2012 29 нояб

18 Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США : мат-лы междунар. конф. (20-21 мая 1997 г.) . М. , 1997. 129 с.

19 Босхолов С. С. Уголовная политика на новом этапе // Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США : мат-лы междунар. конф. (20-21 мая 1997 г.) . М ., 1997. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.