Научная статья на тему 'Основные черты модели уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью'

Основные черты модели уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL LAW POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECONOMIC CRIME / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / CRIMINALIZATION AND DECRIMINALIZATION / ПЕНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ / PENALIZATION AND DEPENALIZATION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / DIFFERENTIATION OF THE CRIMINAL RESPONSIBILITY / НЕСТАБИЛЬНАЯ РАЗНОВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / UNSTABLE MULTIVECTOR MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Утаров Константин Алимтаевич

В статье дано определение понятия экономической преступности, исследовано состояние, структура и тенденции современной экономической преступности в России, дана общая характеристика изменений уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления в период с 1997 по 2013 г. Делается общий вывод о формировании в России нестабильной разновекторной модели уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main features of the model of the criminal policy of struggle against economic criminality

The article gives a definition of economic crime, investigated the status, structure and tendencies of modern economic crime in Russia, its general characteristics of changes in the criminal legislation on the responsibility for economic crimes in the period from 1997 to 2013. Articulates the conclusion about the formation in Russia of unstable multivector mode of criminal law policy of economic crime.

Текст научной работы на тему «Основные черты модели уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью»

К.А. Утаров

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МОДЕЛИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Непредвзятый анализ новейшей уголовной политики России (как, впрочем, и любого другого государства ближнего или дальнего зарубежья) показывает, что ее ядром является уголовно-правовая политика в сфере экономики. Государственная власть изначально тяготеет к решению экономических проблем общества при помощи уголовного закона, на что в свое время обратил внимание один из виднейших теоретиков уголовной политики Франц фон Лист1. В этой связи одна из базовых посылок современной теории уголовного права о том, что оно выполняет исключительно охранительную функцию и не занимается регулированием общественных отношений, представляется нам не вполне верной.

В своем исследовании мы исходим из того, что к экономической преступности относятся все преступления, посягающие на экономические интересы человека, общества (в том числе мирового сообщества, отдельных хозяйствующих субъектов и их объединений) и государства, включая интересы владения, пользования и распоряжения имуществом, а также собственности в целом, производства, обмена, распределения и потребления товаров (включая, услуги и работы), в том числе порядка осуществления экономической деятельности .

* Докторант Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

1 См.: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2004.

2 Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ответственность за которые предусмотрена статьями гл. 23 УК РФ, по нашему мнению, не относятся к собственно экономическим преступлениям, поскольку посягают в основном на порядок управления юридическими лицами. Более подробно см.: Максимов С.В., Утаров К.А. Преступность в сфере экономики. М.; Чимкент, 2012. С. 9-11.

44

Труды Института государства и права Российской академии наук. № 3/2014

О предыстории вопроса

Для периода действия УК РСФСР 1960 г. была характерна тенденция роста как количества зарегистрированных экономических преступлений, так и лиц, выявленных в связи с их совершением3. Доля экономической преступности в структуре общей преступности составляла тогда в среднем 63% (60% - преступления против собственности и 3% - преступления в сфере экономической деятельности). Из этого, однако, не следует, что данный показатель оставался неизменным на протяжении всего указанного периода. Например, доля зарегистрированной части экономической преступности в общем объеме зарегистрированной в России преступности в 1986 г. составляла 55,6%, в 1991 г. - 71,2%, в 1996 г. -64%4.

Одновременно необходимо учитывать следующие обстоятельства: а) политическая и экономическая ситуация в стране оставалась до начала 1990-х гг. практически неизменной; б) до середины 1990-х гг. круг уголовно наказуемых форм посягательств на собственность и незаконной экономической (хозяйственной) деятельности изменялся незначительно; в) до 1 января 1997 г. к числу экономических относились и экологические преступления; г) динамика зарегистрированной экономической преступности в значительной степени зависела от динамики регистрируемых краж, которые составляют 2/3 объема данного вида преступности. Например, зафиксированное в 1996 г. снижение удельного веса зарегистрированной экономической преступности статистически было обусловлено, прежде всего, значительным снижением числа зарегистрированных краж.

Принятый 13 июня 1996 г. УК РФ отразил существенные изменения уголовно-правовой политики государства по отношению к экономической преступности: были декриминализированы 19 видов преступлений против собственности и хозяйственных преступлений (согласно терминологии законодателя - преступлений в сфере экономической деятельности) и криминализованы 17 новых видов преступлений в сфере экономической деятельности.

3 См., например: Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. 2-е изд. М., 2004. С. 368-369.

4 См.: Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 5-е изд. М., 2013. С. 486.

Первоначально в гл. 21 «Преступления против собственности» Особенной части УК РФ содержалось 11 статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение соответствующих деяний (ст. 158-168), а в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» - 32 статьи (ст. 169-200).

В последующем были декриминализированы четыре вида преступлений в сфере экономической деятельности: 1) заведомо ложная реклама (ст. 182 - 2003 г.), 2) обман потребителей (ст. 200 -2003 г.), 3) лжепредпринимательство (ст. 173 - 2010 г.); 4) контрабанда (ст. 188 - 2011 г.), на долю которых приходилось свыше половины всех зарегистрированных преступлений в указанной сфере. При этом следует иметь в виду, что часть преступлений (по оценкам опрошенных нами в 2004 г. экспертов из числа сотрудников оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, доля таких преступлений составляла около 30% от числа ранее зарегистрированных случаев уголовно наказуемого обмана потребителей), которые до 2003 г. регистрировались как обман потребителей, стали регистрироваться как мошенничество.

В декабре 2003 г. практически все виды экономических преступлений были депенализированы в результате общей реформы по гуманизации уголовного законодательства; в 2013 г. депенализации подвергся один из самых распространенных видов экономической преступности - мошенничество - путем установления более низких уровней наказуемости шести форм данного вида преступлений. В наибольшей степени это коснулось мошенничества в сфере предпринимательской деятельности.

Параллельно декриминализации и депенализации законодатель осуществил криминализацию 15 новых видов преступлений в сфере экономической деятельности, дополнив гл. 22 УК РФ рядом новых статей: 1) ст. 1701 «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета» (2010 г.); 2) ст. 1711 «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции» (1999 г.); 3) ст. 1712 «Незаконные организация и проведение азартных игр» (2011 г.); 4) ст. 1731 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» (2011 г.); 5) ст. 1732 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» (2011 г.); 6) ст. 1741 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имуще-

ства, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» (2001 г.); 7) ст. 1851 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» (2009 г.); 8) ст. 1852 «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» (2009 г.); 9) ст. 1853 «Манипулирование рынком» (2009 г.); 10) ст. 1854 «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг» (2009 г.); 11) ст. 1855 «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества» (2010 г.); 12) ст. 1856 «Неправомерное использование инсайдерской информации» (2010 г.); 13) ст. 1991 «Неисполнение обязанностей налогового агента» (2003 г.); 14) ст. 1992 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» (2003 г.); 15) ст. 2001 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (2013 г.).

Всего после 1996 г. в статьи, помещенные в гл. 21, изменения вносились 10 раз, а в статьи гл. 22 - более 30 раз.

Как свидетельствуют статистические данные, в 1997-2012 гг. общее число зарегистрированных экономических преступлений существенно изменилось (табл. 1).

Таблица 1

Динамика зарегистрированных экономических преступлений (1997-2012 гг., Россия)5

Виды экономических преступлений Число зарегистрированных преступлений

1997 г. 2012 г.

Преступления против собственности 1 382 610 1 399 998

Преступления в сфере экономической деятельности 61 689 39 372

Анализ приведенных данных показывает, что несмотря масштабную криминализацию общественно опасных деяний в сфере экономической деятельности, число зарегистрированных преступ-

5 См.: Состояние преступности в России за 1997 год. М., 1998. С. 4-77; Единый отчет о преступности. Сведения за 2012 год. М., 2013. С. 20-28.

лений этой группы за последние 15 лет сократилось почти вдвое, что, на наш взгляд, указывает на действительный смысл этой криминализации - общая превенция новых видов криминальной активности в сфере предпринимательства, которые не носят массового характера и одновременно обладают очень высоким уровнем латентности и, соответственно, трудно выявляются.

Следует иметь в виду, что тенденции законодательной активности лишь в определенной степени отражают тенденции наиболее распространенных видов регистрируемой экономической преступности.

Несмотря на то что объем криминализации общественно опасных деяний, посягающих на собственность, в рассматриваемый период практически не изменился, изменение наказуемости (двукратная общая и избирательная депенализация) довольно заметно влияло на общее число зарегистрированных наиболее распространенных видов преступлений против собственности - краж и мошенничеств (табл. 2).

Таблица 2

Динамика зарегистрированных фактов краж и мошенничества

в Российской Федерации (1997-2011 гг.)6

Годы Зарегистрировано преступлений по ст. 158 УК РФ Темпы прироста, % Зарегистрировано преступлений по ст. 159 УК РФ Темпы прироста, %

1997 1 053 894 - 77 757 -

1998 1 143 311 8,5 76 695 -1,4

1999 1 413 747 23,7 83 624 9

2000 1 310 009 -7,3 81 456 -2,6

2001 1 273 120 -2,8 79 296 -2,7

2002 926 808 27,2 69 346 -12,5

6 Данные приведены по сборнику ГИЦ МВД России «Состояние преступности в России» за 1997-2012 гг.

Окончание таб. 2

2003 1 150 770 24,2 87 471 26,1

2004 1 276 880 11,0 126 047 44,1

2005 1 572 996 23,2 179 553 42,4

2006 1 676 983 6,6 225 326 25,5

2007 1 566 970 -6,6 211 277 -6,2

2008 1 326 342 -15,4 192 490 -8,9

2009 1 188 574 -10,4 188 723 -2

2010 1 108 369 -6,7 160 081 -15,2

2011 1 038 566 -6,3 147 468 -7,9

Основные направления новейшей уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в России Рассмотрим отдельные элементы нестабильной разновектор-ной модели развития уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью.

Изменения, внесенные в гл. 21 и 22 УК РФ, характеризуются: 1) криминализацией и декриминализацией, 2) пенализацией и де-пенализацией. Вместе с тем часть этих изменений не укладывается в рамки указанных процессов и может быть описана посредством категорий как дифференциации уголовной ответственности (в том числе наказания), так и дедифференциации, т.е. снижения уровня детализации уголовной ответственности, которые составляют третью пару направлений уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью. Вместе с тем в научной литературе встречаются и иные подходы к определению направлений и этапов

7

этой политики в новейший период .

1. Криминализация осуществлена:

7 См., например: Епихин А.Ю. Основные направления уголовной политики России на современном этапе // Вестник Удмуртского ун-та. Серия «Экономика и право». 2012. № 3. С. 140-145.

1) Федеральным законом от 9 июля 1999 г.

введена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 1711 УК РФ);

2) Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ9, в соответствии с которым изменена редакция ст. 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», согласно которой вводилась ответственность за соответствующие действия в отношении сведений, составляющих налоговую тайну;

3) Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 23-ФЗ10, установившим уголовную ответственность за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 1851 УК РФ);

4) Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 50-ФЗ11, расширившим перечень форм деяний, подпадающих под признаки преступления, предусмотренного ст. 188 «Контрабанда» УК РФ, и установившим ответственность за незаконную передачу соответствующих предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

5) Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 72-ФЗ12, которым установлена ответственность за новые формы деяний, предусмотренных ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» и 171 «Незаконное предпринимательство»;

6) Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ13, исключившим такой обязательный признак криминализации деяний, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ, как крупный размер предмета. Одновременно в ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» расширен перечень форм уголовно наказуемых деяний. Этим же Законом круг предметов преступле-

8 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3491.

9 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3424.

10 СЗ РФ. 2002. № 10. Ст. 966.

11 СЗ РФ. 2002. № 19. Ст. 1795.

12 СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2518.

13 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848 50

ний, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, расширен за счет сборов и установлена ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ) и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ);

7) Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 161-ФЗ14. В соответствии с ним из описания состава преступления, предусмотренного ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство», исключена такая цель, как введение в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, что привело к расширению круга деяний, подлежащих ответственности по данной статье. Этим же Законом из описания состава преступления, предусмотренного в ст. 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство», исключен такой ограничительный признак субъективной стороны, как совершение действий в личных интересах или интересах третьих лиц;

8) Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. № 335-ФЗ15, которым был расширен перечень предметов и, соответственно, объем состава преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ «Контрабанда»;

9) Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. № 66-ФЗ16, установившим ответственность за хранение и перевозку поддельных денег и ценных бумаг (ст. 186 УК РФ); сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

10) Федеральным законом от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ17, которым была установлена ответственность за предусмотренные ст. 178 УК РФ формы недопущения, ограничения или устранения конкуренции, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере;

11) Федеральным законом от 30 октября 2009 г. № 241-ФЗ18, которым введена уголовная ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 1852 УК РФ), манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ст. 1853 УК РФ), воспрепятствова-

14 СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 1). Ст. 5574.

15 СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6248.

16 СЗ РФ. 2009. № 18 (ч. 1). Ст. 2146.

17 СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3922.

18 СЗ РФ. 2009. № 44. Ст. 5170.

ние осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 1854 УК РФ);

12) Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 92-ФЗ19, в соответствии с которым состав преступления, предусмотренного ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве» УК РФ, дополнен новой формой - деяние, совершенное в «иной финансовой организации»;

13) Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ20, согласно которому УК РФ был дополнен ст. 1701, установившей ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета, и ст. 185, установившей ответственность за фальсификацию решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Одновременно ст. 1852 была дополнена ч. 3, предусматривающей ответственность за специальную форму нарушения порядка учета прав на ценные бумаги;

14) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ21, которым установлена ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 1856 УК РФ);

15) Федеральным законом от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ22, установившим ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр (ст. 1712 УК РФ);

16) Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 419-ФЗ23, которым установлена уголовная ответственность за незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

РФ) и незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица

17) Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ24, в соответствии с которым для преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, понижен порог криминализации за счет уменьшения размера предмета преступления, с достижением которого воз-

19 СЗ РФ. 2010. № 21. Ст. 2530.

20 СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3431.

21 СЗ РФ. 2010. № 31 Ст. 4193.

22 СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4598.

23 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7361.

24 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362. 52

никает одно из обязательных условий наступления уголовной ответственности.

2. Декриминализация осуществлена:

1) Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ25, которым была введена новая редакция ст. 174 УК РФ, предусматривающая ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами лишь преступным, а не любым противоправным путем. Одновременно были установлены нижняя граница размера предмета преступления (крупный размер) обязательная цель преступления -придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, отменившим ответственность за не связанное с неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (ч. 1 ст. 168 УК РФ), заведомо ложную рекламу (ст. 182 УК РФ), обман потребителей (ст. 200 УК РФ). Тем же Законом из числа способов преступного приобретения имущества, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ, исключены действия, предусмотренные ст. 1991 и 1992 УК РФ, а в состав преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» включен новый обязательный признак объективной стороны «причинение крупного ущерба»;

3) Федеральным законом от 21 июля 2004 г. № 73-ФЗ26, в соответствии с которым из ст. 171 УК РФ, устанавливающей ответственность за незаконное предпринимательство, исключено примечание и тем самым увеличен крупный размер незаконно извлекаемого дохода, необходимого для привлечения к ответственности по данной статье;

4) Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ27, увеличившим крупный размер предмета преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 198 и 199 УК РФ;

5) Федеральным законом от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ28, которым отменена ответственность за лжепредпринимательство,

25 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3424.

26 СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3091.

27 СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 4.

предусмотренное ст. 173 УК РФ; в примечании к ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» увеличены размеры крупного и особо крупного ущерба, дохода либо задолженности для статей гл. 22 УК РФ (за исключением ст. 174, 1741, 178, 185-1854, 193, 194, 198, 199 и 1991), т. е. отменена ответственность за деяния, для которых указанные последствия являлись обязательным признаком основного состава преступления. Подобные изменения коснулись и ст. 193 и 194 УК РФ. Обязательным признаком деяния, предусмотренного ст. 1741 УК РФ, стало наличие крупного размера;

6) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ, в соответствии с которым увеличены крупные размеры ущерба, излишних доходов и убытков как криминообразующих признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 185 УК РФ «Манипулирование рынком»;

7) Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, исключившим ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, в размере, не превышающим крупный (ст. 165 УК РФ)29. Кроме того, исключены ст. 188 «Контрабанда», а из ст. 171 - описание такой формы уголовно наказуемого деяния, как совершение его с нарушением правил регистрации или представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведений. Для предмета преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга», установлен крупный размер.

3. Пенализация осуществлена:

Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 161-ФЗ, которым был увеличен размер наказания в виде лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ).

4. Депенализация осуществлена:

Федеральным законом от 31 октября 2002 г. № 133-ФЗ30.

28 СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1756.

29 Крупным размером согласно п. 4 примечаний к ст. 158 УК РФ признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб.

30 СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4298.

5. Дифференциация (дедифференциация) ответственности осуществлена:

1) Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ, в соответствии с которым УК РФ дополнен новой ст. 1741, установившей ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Ранее ответственность за данное преступление могла наступать по общим нормам ст. 174 УК РФ, но, как правило, не наступала из-за неопределенности формулировки состава преступления;

2) Федеральным законом от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ31, согласно которому ст. 139 УК РФ дополнена примечанием, содержащим определение понятия жилища, которое применимо и к преступлениям против собственности, и к иным экономическим преступлениям;

3) Федеральным законом от 31 октября 2002 г. № 133-ФЗ, дополнившим примечания к ст. 158 УК РФ определениями понятий «помещение» и «хранилище»;

4) Федеральным законом от 17 июня 2010 г. № 120-ФЗ32, которым примечание к ст. 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» дополнено положением, устанавливающим специальное условие освобождения от уголовной ответственности;

5) Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ33, в соответствии с которым были уточнены признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 1853 УК РФ «Манипулирование рынком» деяния.

Нельзя также не обратить внимания на псевдодифференциацию уголовной ответственности, которая, в сущности, представляет собой латентную криминализацию или декриминализацию общественно опасных деяний в сфере экономики (например, путем конкретизации признаков состава преступления, характеризующих его объективную сторону, в ст. 1701 «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев цен-

31 СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1140.

32 СЗ РФ. 2010. № 25. Ст. 3071.

33 СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4291.

ных бумаг или системы депозитарного учета», ст. 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», ст. 1853 «Манипулирование рынком», ст. 1855 «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества» УК РФ34).

Анализ показывает, что названные пары направлений развития уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в течение последних 15 лет находились примерно в равновесном состоянии. Этот вывод не распространяется на соотношение процессов внутри этих направлений. Около 40 федеральных законов, которыми вносились изменения в УК РФ в период с 1997 по 2013 г., были направлены на криминализацию новых общественно опасных деяний в экономике и на усиление наказуемости за уже предусмотренные законодателем формы экономических преступлений. В то же время, несмотря на то, что на декриминализацию и депенализацию экономических преступлений было направлено значительно меньшее число федеральных законов, суммарные результаты этих процессов «перевесили» результаты криминализации и пенализации. Данный вывод вытекает из результатов анализа не только уголовной статистики зарегистрированной экономической преступности, но и содержания соответствующих законов, некоторые из которых обеспечили депенализацию экономических преступлений и опосредованно через механизмы уголовного процесса ограничили основания для возбуждения уголовных дел по фактам совершения данных деяний. В частности, речь идет о федеральных законах от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, от 11 марта 2004 г. № 12-ФЗ35, от 5 января 2006 г. № 11-ФЗ36, от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ37, от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ, от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ.

При этом в одном и том же нормативном правовом акте законодатель нередко пытался решить задачи криминализации, декри-

34 См.: федеральные законы от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ; от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ; от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ; от 6 мая 2010 г. № 81-ФЗ; от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ и от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ.

35 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 914.

36 СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 176.

37 СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3921.

минализации, пенализации, депенализации, дифференциации и де-дифференциации уголовной ответственности одновременно, что, на наш взгляд, привело к нарушению относительно сбалансированной системы уголовно-правовых запретов на общественно опасное экономическое поведение и, как следствие, к дезориентации правоприменителя и граждан в оценке характера и степени социальной опасности и уровня наказуемости соответствующего поведения.

Общим итогом анализа основных тенденций уголовно-правового нормотворчества в сфере борьбы с экономической преступностью после 1996 г. служит вывод о формировании новой для России модели такой политики, которую кратко можно охарактеризовать как нестабильную разновекторную модель. Наибольшее число противоречивых решений при этом приходится на период после 2008 г., что отчасти может быть объяснено попытками государства найти уголовно-правовые решения проблем, обострившихся с началом новейшего мирового экономического кризиса.

Ю.Г. Васин*

ТЕНДЕНЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отношение государства к защите права собственности с достаточно большой степенью достоверности определяет не только сам вектор направленности репрессивной политики, но и во многом является отражением уровня развития демократических институтов общества.

Вместе с тем необходимо отметить, что исторически сначала утверждалось «священное» право собственности, а затем формировались правила демократического социума. Поэтому определенный интерес представляют тенденции развития средств уголовно-правовой защиты сферы экономической деятельности, рассматри-

* Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.