Е. П. Новикова,
кандидат юридических наук, доцент
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
CRIMINAL LAW ASSESSMENT OF NON-VIOLENT SEXUAL CRIMES COMMITTED AGAINST MINORS
Статья посвящена уголовно-правовой оценке половых преступлений, совершаемых без применения насилия в отношении несовершеннолетних и анализу существующих в уголовном законодательстве недостатков, проявляющихся при квалификации преступлений данного вида
The article is devoted to the criminal-legal assessment of sexual crimes committed without the use of violence against minors and the analysis of the existing shortcomings in the criminal legislation, manifested in the qualification of crimes of this type
Уголовное законодательство нашего государства всесторонне осуществляет охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе и в области половой свободы и половой неприкосновенности личности. Глава 18 Уголовного кодекса РФ предусматривает исчерпывающий перечень деяний, признаваемых половыми преступлениями. Среди половых преступлений выделяют посягательства, связанные с применением насилия и посягательства, не связанные с применением насилия. К насильственным половым преступлениям относятся деяния, предусмотренные статьей 131 «Изнасилование», статьей 132 «Насильственные действия сексуального характера» и статьей 133 «Понуждение к действиям сексуального характера» УК РФ.
Статья 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» и статья 135 «Развратные действия» УК РФ закрепляют в своих диспозициях ответственность за ненасильственные сексуальные посягательства, состоя-
щие в грубом нарушении половой морали по отношению к лицам молодого возраста.
Статья 134 УК РФ в части 1 предусматривает ответственность за половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет. Объектом преступления является несовершеннолетний (как мужского, так и женского пола). Здесь не имеют значения для законодателя ни степень половой развитости потерпевшего, ни его способность к совокуплению, зачатию, беременности.
Объективная сторона данного деяния выражена в добровольном естественном половом акте лица, достигшего совершеннолетия, с лицом, не достигшим 16 лет. Если к жертве применяется психическое насилие до начала полового акта, то такие деяния квалифицируются по совокупности статей 133 и 134 УК РФ [2]. Если же над жертвой совершается не психическое, а физическое насилие, то данное деяние квалифицируется в совокупности с положением статьи 132 УК РФ.
Часть 2 статьи 134 УК РФ предусматривает ответственность за совершение таких деяний,
как лесбиянство и мужеложство, в отношении лица, не достигшего 16 лет. В части 3 статьи 134 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение как естественного полового акта, так и мужеложства и лесбиянства в отношении малолетних лиц, т.е. достигших 12, но не достигших 14 лет. Части 4 и 5 рассматриваемой статьи квалифицируют соответственно указанные деяния, если они совершаются в отношении двух или более лиц, либо группой лиц, либо группой лиц по предварительному сговору, либо организованной преступной группой.
Часть 6 статьи 134 УК РФ содержит в себе ответственность за деяние, предусмотренное в части 3 статьи 134 УК РФ, совершенное лицом, ранее имеющим судимость по части 3 статьи 134 УК РФ. Данное преступление относится к категории особо тяжких, так как лицо, совершившее такое преступление, страдает нарушением сексуальных предпочтений, что не исключает его вменяемости. Уголовный закон в этом случае предусматривает суровые наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы.
Субъективная сторона данного преступления выражена прямым умыслом. При этом преступник должен осознавать, что он совершает сексуальное посягательство в отношении подростка, не достигшего 16 лет и не до конца сформировавшегося в области полового развития, и желает совершения таких действий.
Субъект данного деяния является специальным, так как им выступает обязательно совершеннолетнее лицо, когда по большинству составов УК РФ по общему правилу ответственность наступает с 16 лет.
Анализируя название статьи 134 УК РФ — «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста», — важно указать на то, что иные действия сексуального характера подпадают под объективную сторону части 2 статьи 134 УК РФ, если они совершены путем мужеложства или лесбиянства. Однако уголовное законодательство не охватывает всего многообразия действий, направленных на удовлетворение половой страсти [3]. Ввиду отсутствия своего законодательного определения такие действия носят оценочный характер и могут быть квалифицированы по статье 135 УК РФ.
Логичнее было бы разделить иные действия сексуального характера на контактные и бесконтактные формы удовлетворения половой страсти [4]. Контактные формы половых взаимоотношений характеризуются проникновением в естественные полости тела человека и должны относиться к разновидностям половых актов. Однако в
настоящий момент оральный секс или секс с использованием инородных предметов не относятся к категории полового акта. Таким образом, например, акт мужеложства квалифицируется по части 2 статьи 134 УК РФ и может повлечь наказание до 6 лет лишения свободы, а введение инородного предмета в заднепроходное отверстие мальчика, не достигшего 16-летнего возраста, будет квалифицировано по части 1 статьи 135 УК РФ, в которой предусмотрено наказание всего лишь до 3 лет лишения свободы. Аналогичное наказание наступает за совершение орального секса с лицом, не достигшим 16-летнего возраста. Хотя все представленные деяния носят аналогичную степень общественной опасности.
Бесконтактные формы удовлетворения половой страсти должны квалифицироваться по статье 135 УК РФ и относиться к разряду развратных действий.
Также можно сделать вывод о логичности разделения естественного полового сношения и актов мужеложства и лесбиянства на части 1 и 2 статьи 134 УК РФ, но наказание, предусмотренное за совершение данных сексуальных посягательств, вносит большой диссонанс в анализ ответственности за преступления, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 134 УК РФ[6].
Так, совершение добровольного полового акта в естественной форме (т.е. в результате которого может произойти зачатие) предусматривает ответственность до 4 лет лишения свободы, а совершение акта мужеложства или лесбиянства в добровольной форме предполагает ответственность до 6 лет лишения свободы, что автоматически относит эти деяния к категории тяжких преступлений. Таким образом законодатель подчеркивает более высокий уровень общественной опасности мужеложства или лесбиянства как деяний, посягающих не только на половую неприкосновенность несовершеннолетнего, но и на его нравственность и на самостоятельную возможность определения своих половых предпочтений. Однако если речь идет о добровольных формах различных видов половых актов, то общественная опасность естественных половых отношений и мужеложства с лесбиянством должна быть одинакова. Так как часть 2 статьи 134 УК РФ относится к категории тяжких преступлений, то, соответственно, для лиц, совершивших данные преступления, невозможно освобождение от уголовной ответственности и наказания по некоторым основаниям (в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением сторон, в связи с назначением судебного штрафа, в связи с изменением обстановки). В этом можно увидеть нарушение принципа справедливости наказания.
На наш взгляд, данная проблема должна быть решена на законодательном уровне, а оценка степени общественной опасности ненасильственных половых актов, совершаемых с лицами, не достигшими 16 лет, должна основываться на предполагаемых негативных последствиях для несовершеннолетних. Негативные последствия для несовершеннолетнего могут характеризоваться по разным признакам:
1. Последствия, влекущие расстройства личности: психические расстройства, депрессии, психозы.
2. Последствия, влекущие расстройства здоровья: ссадины, синяки, причинение вреда здоровью различных степеней тяжести.
3. Последствия, влекущие физиологические расстройства: раннее половое созревание, нарушение сексуального самоопределения, половая дисфункция.
4. Заражение венерическими заболеваниями.
5. Ранняя беременность и др.
Статья 134 УК РФ снабжена двумя примечаниями, первое из которых указывает на утрату степени общественной опасности совершенного преступления в случае вступления виновного в брак с жертвой преступления. В данном случае законодатель считает возможным освободить лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью 1 статьи 134, от наказания. Часть 1 статьи 134 УК РФ предусматривает половое сношение с партнером противоположного пола, таким образом, добровольные половые сношения в форме мужеложства или лесбиянства не образуют обстоятельств, освобождающих от наказания. Примечание 1 к статье 134 УК РФ предусматривает основанием освобождения от уголовной ответственности вступление в брак с жертвой поступления, однако данное положение подвергается критике, которая указывает на дискриминацию лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, ввиду невозможности вступления ими в брак на территории РФ.
Второе же примечание объясняет важность разницы в возрасте — если она не превышает 4 лет, то к субъекту преступления не может быть применена санкция в виде лишения свободы за половое сношение с несовершеннолетним, не достигшим 16 лет.
Большое количество дискуссий вызывает субъект рассматриваемого преступления. Исходя из частей 1 и 2 статьи 134 УК РФ, следует, что уголовному наказанию подвергаются лица, достигшие 18 лет. Однако в последующих частях возраст субъекта не упоминается, а содержится ссылка на первые две части. Некоторые исследователи считают, что при решении вопроса о воз-
расте виновного необходимо учитывать положение статьи 20 УК РФ, часть 3 которой содержит положение о заключении в основу определения возраста лица, которое может быть субъектом преступления, а также возможности виновного осознавать общественно опасный характер своих действий и руководить ими. Исходя из этих характеристик, для субъекта преступления по статьям 134, 135 УК РФ определен возраст 18 лет.
Общественная опасность преступления, предусмотренного статьей 135 УК РФ, состоит в том, что совершаемые действия могут вызвать половое возбуждение у малолетних, а также неподдельный интерес к сексуальным отношениям, тем самым нарушив процесс нормального психического и физического развития подростков. Непосредственным объектом данного деяния выступают общественные отношения, направленные на защиту половой неприкосновенности несовершеннолетних и нормальное развитие морали и нравственности у подростков. Потерпевшими могут выступать как мальчики, так и девочки, не достигшие возраста 16 лет.
Развратными действиями, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы», признаются любые действия, кроме полового сношения, мужеложства и лесбиянства, совершенные в отношении лиц, достигших 12 лет, но не достигших 16 лет, которые были направлены на удовлетворение сексуального влечения виновного, или на вызывание сексуального возбуждения у потерпевшего лица, или на пробуждение у него интереса к сексуальным отношениям.
Развратными могут признаваться и такие действия, при которых непосредственный физический контакт с телом потерпевшего лица отсутствовал, включая действия, совершенные с использованием сети Интернет, иных информационно-телекоммуникационных сетей [1].
Состав преступления формальный, оно окончено с момента начала совершения развратных действий.
Квалифицирующие признаки данной статьи аналогичны с квалифицирующими признаками статьи 134 УК РФ.
Насильник осознает, что совершает действия в отношении подростка, не достигшего 16 лет, и желает их совершить, в этом и выражается субъективная сторона данного преступления, т.е. формой прямого умысла.
Лицо мужского или женского пола, достигшее возраста 18 лет, является субъектом преступления.
Традиционно развратные действия разделяют на 2 категории:
- физические (обнажение половых органов, мастурбация, совершение полового сношения и иных сексуальных действий физического характера в присутствии потерпевших, прикосновение к их половым органам);
- интеллектуальные (демонстрация подросткам порнографических материалов, ведение бесед на сексуальные темы, уговоры к совершению каких-либо сексуальных действий с лицом, достигшим совершеннолетия, либо между собой).
Критерием данного разделения выступает совершение манипуляций с телом жертвы преступления, виновного или других лиц. Правда, для правоприменительной деятельности такое деление носит лишь формальный характер и не влияет ни на квалификацию деяния, ни на размер наказания.
Также из сферы уголовно-правовой охраны выпадает такое деяние, как склонение к сексуальным действиям — любые умышленные действия, как однократные, так и многократные, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить действия, направленные на удовлетворение половой страсти, а именно удовлетворение своих сексуальных потребностей, сексуальных потребностей третьих лиц или самого виновного. Состав рассматриваемого деяния может считаться оконченным с момента начала склонения подростка к совершению действий сексуального характера, т.е. виновному не требуется вступать в последующем в сексуальный контакт с потерпевшим. К формам склонения относятся уговоры, обещания, предложение вознаграждения. В случае, если склонение перерастет в шантаж, угрозы уничтожением, повреждения или изъятия имущества либо будет осуществляться с использованием какой-либо зависимости жертвы, данное деяние является понуждением к совершению действий сексуального характера и квалифицируются по статье 133 УК РФ.
Помимо этого в состав преступления включена демонстрация не только реально совершаемых действий, но и искусственно созданных материалов, например картин или рисунков, которые изображают вымышленные действия сексуального характера.
Проблема уголовно-правовой оценки развратных действий, совершаемых в отношении лиц, не достигших 12-летнего возраста, также вызывает огромное количество дискуссий. Несмотря на наличие пояснительного примечания
в статье 131 УК РФ, которым законодатель объявил такого малолетнего лицом, находящимся в беспомощном состоянии, имеет место прием юридической фикции. При совершении таких деяний, примечание указывает на переквалификацию частей 3, 4, 5 статьи 134 УК РФ и частей 2, 3, 4 статьи 135 УК РФ как изнасилование или насильственные действия сексуального характера (пункт «б» части 4 статьи 131 УК РФ, пункт «б» части 4 статьи 132 УК РФ). Однако в юридической литературе имеется мнение о несовпадении данных квалифицирующих признаков статей 131, 132 УК РФ с объективными характеристиками статьи 135 УК РФ. Просвещение в сексуальной сфере вряд ли сочетается по степени общественной опасности с признаком использования беспомощного состояния потерпевшего. Отсюда следует, что необходима корректировка статьи 135 УК РФ и примечания к статье 131 УК РФ [5].
Итак, положения статей 134, 135 УК РФ содержат в себе нормы, направленные на защиту половой неприкосновенности лиц, не достигших 16 лет. Анализ данных составов показал, что при квалификации сексуальных посягательств статей 134, 135 УК РФ имеется ряд проблем при их разграничении и регламентации ответственности. При квалификации необходимо отделять действия сексуального характера, ответственность за которые предусмотрена статьей 134 УК РФ, от развратных действий. По смыслу статьи 134 УК РФ, все, что не является половым сношением, мужеложством или лесбиянством, хотя наименование статьи предусматривает совершение иных действий сексуального характера, будет считаться развратными действиями. Исходя из проблемы квалификации, возникает вопрос при регламентации ответственности. Логично продублировать мужеложство и лесбиянство в статье 135 УК РФ, тем самым образуя баланс между статьями, предусмотренными главой 18 УК РФ, а также провести регламентацию ответственности в соответствии с возможными последствиями от совершенных деяний, привязав их к конкретным формам сексуальных действий. Такими формами являются действия сексуального характера, совершенные с проникновением в тело или без такового. Такую классификацию целесообразно сформировать на основании опроса специалистов в сфере здравоохранения с целью полного и объективного разделения возможных последствий.
ЛИТЕРАТУРА
1. О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2019).
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / С. А. Боженок [и др.] ; отв. ред. А. И. Рарог. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2016. — С. 349.
3. Аванесян В. Вопросы квалификации ст. 134 УК РФ // Уголовное право. — 2017. — № 5. — С. 7.
4. Бимбинов А. А. Проблемы законодательной регламентации ответственности за совершение действий сексуального характера с лицом, не
достигшим шестнадцатилетнего возраста // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.07.2019).
5. Давтян Д. В., Лобанова Л. В. Еще раз о беспомощном состоянии потерпевшего при убийстве и в преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности // Российский следователь. — 2008. — № 20. — С. 16—18.
6. Новицкая Н. В. Отграничение иных действий сексуального характера, связанных с ненасильственными половыми посягательствами против несовершеннолетних, от развратных действий // Закон и право. — 2017. — № 12. — С. 73.
REFERENCES
1. O sudebnoy praktike po delam o prestupleni-yah protiv polovoy neprikosnovennosti i polovoy svobodyi lichnosti : postanovlenie Plenuma Verhov-nogo Suda RF ot 04.12.2014 # 16 // SPS «Konsult-antPlyus» (data obrascheniya: 07.07.2019).
2. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Ros-siyskoy Federatsii / S. A. Bozhenok, [i dr.] ; otv. red. A. I. Rarog. — 10-e izd., pererab. i dop. — M. : Prospekt, 2016. — S. 349.
3. Avanesyan V. Voprosyi kvalifikatsii st. 134 UK RF // Ugolovnoe pravo. — 2017. — # 5. — S. 7.
4. Bimbinov A. A. Problemyi zakonodatelnoy reglamentatsii otvetstvennosti za sovershenie
deystviy seksualnogo haraktera s litsom, ne dostigshim shestnadtsatiletnego vozrasta // SPS «Konsultant Plyus» (data obrascheniya: 12.07.2019).
5. Davtyan D. V., Lobanova L. V. Esche raz o bespomoschnom sostoyanii poterpevshego pri ubiystve i v prestupleniyah protiv polovoy svobodyi i polovoy neprikosnovennosti // Rossiyskiy sledovatel. — 2008. — # 20. — S. 16—18.
6. Novitskaya N. V. Otgranichenie inyih deystviy seksualnogo haraktera, svyazannyih s ne-nasilstvennyimi polovyimi posyagatelstvami protiv nesovershennoletnih, ot razvratnyih deystviy // Za-kon i pravo. — 2017. — # 12. — S. 73.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Новикова Елена Павловна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-32.
Novikova Elena Pavlovna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-32.
Ключевые слова: половые преступления; половое сношение; развратные действия; несовершеннолетний; половая свобода и половая неприкосновенность личности.
Key words: sexual offences; sexual intercourse; indecent assault; juvenile; sexual freedom and sexual integrity of the person.
УДК 343.7