Научная статья на тему 'Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма'

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕРРОРИЗМА / ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безниско М. О.

Рассматривается проблема уголовно-правовой характеристики терроризма, объективные и субъективные признаки состава преступления, состояние, динамика и география терроризма. Выделены особенности выявления и предотвращения террористических актов, ответственность и наказание за терроризм. Актуальность угрозы террористической деятельности для РФ отмечается в Концепции национальной безопасности: «Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России». У современного терроризма много различных причин и проявлений, множество этих проявлений зависит от культурных традиций, социальной структуры общества и других особенностей различных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма»

ПРАВО

(Специальность 12.00.01)

© 2013 г. М.О. Безниско УДК 340

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА

Criminal-and-law characteristics of terrorism

In this article the problem of criminal characteristics of terrorism, the objective and subjective elements of crime, the state, the dynamics and the geography of terrorism has been analyzed and revealed. The author highlights importance of the features of detects and prevents of terrorist acts. The threat of terrorism is an urgent problem in Russia, in this regard, the concept of national security was adopted. The modern terrorism has many different causes and manifestations, consequently many of these symptoms depend on the cultural traditions, social structure and other characteristics of different countries.

Key words: problem of criminal characteristics of terrorism, prevention of terrorist acts, destabilization of situation, national security, consciousness, law.

Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Терроризм как массовое явление проявляет себя, когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для воздействия на государственную власть, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый, даже кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт [1].

Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением[2].

В России в конце XX - начале XXI в. опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Дерзкие террористические акты в Москве, Волгодонске, Буденновске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являются реальной угрозой для безопасности общества и государства. Необходимо тщательно изучить вопрос, затрагивающий основные проблемы истории философии, изучить философское понимание бытия, сущности человека и его сознания, общества и его законов, специфики науки и научного познания [3].

На наш взгляд, общественная безопасность - это не только состояние защищенности (отсутствие опасности) общества и его основных благ от угроз и источников опасности, но и снижение, ослабление, устранение и предупреждение опасности и угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также поддержание достаточного для нормального функционирования общества уровня их защищенности.

Основной непосредственный объект террористического акта - конкретные общественные отношения, которые поставлены под охрану уголовного закона и которым причиняется ущерб преступлением [2]. При совершении террористического акта таковыми являются общественные отношения, содержание которых составляет общественная безопасность.

Систематизируя названные позиции, можно сделать вывод, что мнения ученых едины в том, что террористический акт - многообъектное преступление, но расходятся в том, что именно является непосредственным объектом террористического акта. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что основным непосредственным объектом террористического акта являются общественные отношения, обеспечивающие общественную без-

опасность, а дополнительным непосредственным объектом - общественные отношения, обеспечивающие альтернативно: безопасность жизни или здоровья личности; права собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ; нормальное функционирование органов власти и международных организаций.

Таким образом, непосредственным объектом (основным) террористического акта являются те конкретные общественные отношения, содержание которых составляет общественная безопасность, которые поставлены под охрану уголовного закона и которым причиняется ущерб преступлением (террористическим актом). Террористический акт является многообъектным преступлением, направленным против неопределенно широкого круга общественных отношений (в том числе обеспечивающих охрану личности, общества и государства) и объективно требует выделения основных и дополнительных непосредственных объектов [4].

Причинение вреда материальным предметам или физическим лицам - не главная цель террористов, а своего рода способ достижения намеченной цели - воздействия на принятие выгодного террористам решения органами власти или международными организациями. Для террористов не важно, причинен ли вред, например, зданию или транспорту, чиновнику или прохожему, -главное, чтобы это получило широкий общественный резонанс, который позволит достичь террористических целей. Террористический акт затрагивает интересы не конкретно определенных лиц, а лишь интересы тех, кто оказывается в зоне их преступных интересов [1].

Терроризм представляет собой настолько сложное, многоплановое явление, что формулирование четкого, оптимального определения понятия «терроризм» стало по-настоящему серьезной проблемой. Очевидно, что действующее уголовное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании в целях эффективного противодействия терроризму, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Исполнитель - важная фигура в террористической деятельности, совершенной в соучастии [5]. Поведение исполнителя террористической деятельности влияет на юридическую оценку содеянного остальными соучастниками. Отсутствие исполнителя исключает соучастие в преступлении. По окончании действий исполнителя определяется степень завершенности

преступления. Исполнитель - лицо, прежде всего выполняющее объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренные законом. Зачастую исполнителями террористического акта являются члены различных преступных группировок, бандитских, экстремистских, националистических и религиозных.

Особенность цели терроризма в том, что она оправдывает исключительно общественно опасные средства своего достижения, в связи с чем деятельность лица становится преступной не только в силу объективных признаков общественно опасного деяния, но и благодаря ее общей целевой направленности. Уголовно-правовую оценку должны получать не цель, средство и результат изолированно друг от друга, а целенаправленная деятельность в целом [4].

Терроризм во всем многообразии его проявлений считается одной из самых острых глобальных проблем современности. Начиная с 1990-х гг. ХХ столетия, эта угроза коснулась и России [6]. Терроризм представляет угрозу национальной безопасности нашего государства, его национальным интересам со стороны как террористических групп на территории страны, так и транснациональных экстремистских и террористических организаций, пытающихся влиять на политические процессы в России, прикрываясь этнополи-тическими и религиозными лозунгами[2].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что среди основных источников угроз национальной безопасности является « деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия, либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ ...» [7].

После 11 сентября 2001 г. были приняты новые международные нормативно-правовые акты, создающие условия для эффективной борьбы с терроризмом. Изучение зарубежного законодательства позволяет выделить некоторые закономерности правовой регламентации данной борьбы:

1. На своем интернет сайте кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует их более эффективному применению;

2. законодательство западноевропейских стран своевременно реагирует на изменения в международной практике в области борьбы с терроризмом, отражая все ее позитивные начала;

3. государства предусматривают повышенную меру ответственности за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;

4. уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту, предусматривается нормами чрезвычайного антитеррористического законодательства [8].

Национальный антитеррористический комитет дает статистику и анализ террористических актов на территории Российской Федерации за последний период [8].

В 2008 г. в Российской Федерации зафиксировано 2 террористических акта. Они совершены в Республике Северная Осетия - Алания (подрыв 6 ноября террористом-смертником маршрутного такси в г. Владикавказе (погибли - 12, ранены - 43 человека) и в Республике Дагестан (вооруженное сопротивление членов бандподполья в ходе проведения КТО в г. Махачкале; погибших и раненых нет).

В 2009 г. в стране зафиксировано 6 террористических актов. С использованием взрывных устройств (подрыв транспортных средств - 4; подрыв сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей - 1; подрыв мест дислокации войсковых частей, отделов внутренних дел, контрольно-пропускных пунктов на федеральных трассах - 1). В Чеченской Республике совершено 2 теракта (погибли - 4, ранены - 6 человек), из которых 1 совершил террорист-смертник; в Республике Дагестан - 2 теракта (пострадавших нет); в Республике Ингушетия - 1 теракт (погибли - 4, ранены - 7 человек); в Тверской области - 1 теракт (погибли - 26, ранены - 96 человек) [9].

В 2010 г. совершено 23 террористических акта. С использованием взрывных устройств (подрыв транспортных средств - 9; подрыв сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей - 3; подрыв мест дислокации войсковых частей, отделов внутренних дел, контрольно-пропускных пунктов на федеральных трассах - 3; подрыв в ме-

стах массового пребывания людей - 6; подрыв критически важных объектов инфраструктуры - 1). С использованием огнестрельного оружия (обстрел сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей - 1). Террористические акты совершены в г. Санкт-Петербурге - 1 теракт (1 человек ранен); г. Москве - 2 теракта (погибли - 40, ранены - 88 человек) совершили две террористки-смертницы; в Республике Дагестан - 11 терактов (погибли - 20, ранены - 132 человека), из которых 4 совершили террористы-смертники; в Республике Ингушетия - 2 теракта (погибли - 2, ранены - 11 человек), из которых 1 совершил террорист-смертник; в Кабардино-Балкарской Республике - 1 теракт (погиб - 1, ранены - 29 человек); в Ставропольском крае - 3 теракта (погибли - 7, ранен - 71 человек); в Республике Северная Осетия-Алания - 1 теракт (погибли - 19, ранены - 182 человека) совершил террорист-смертник; в Краснодарском крае - 1 теракт (пострадавших нет); в г. Орел - 1 теракт (пострадавших нет).

В 2011 г. совершено 10 террористических актов. С использованием взрывных устройств (подрыв сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей - 2; подрыв мест дислокации войсковых частей, ОВД, КПП на федеральных трассах - 2; подрыв в местах массового пребывания людей - 5). С использованием огнестрельного оружия (обстрел сотрудников силовых ведомств при исполнении ими своих должностных обязанностей - 1). В Республике Дагестан совершено 6 терактов (погибли - 12, ранены - 125 человек), из которых 2 совершили террористы-смертники; в Чеченской Республике - 2 теракта (погибли - 9, ранены -22 человека), из которых 1 - совершили 3 террориста-смертника; в Московской области - 1 теракт (погибли - 36, ранен - 191 человек) совершил террорист-смертник; в Хабаровском крае -1 теракт (ранен - 1 человек).

Несмотря на принимаемые меры, в стране не удалось предотвратить ряд резонансных террористических актов [9]. Среди них серия взрывов 29 марта 2010 г. в московском метро на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры» (радиальная).

В особом ряду стоит теракт 24 января 2011 г. в аэропорту «Домодедово», в результате которого 36 человек погибли и 191 человек получил ранения различной степени тяжести. Террористический акт вызвал большой общественный и политический резонанс. Это обусловлено следующими причина-

ми. Он произошел на охраняемом стратегическом объекте, крупнейшем аэропорте страны. Среди жертв террористического акта оказались и иностранные граждане - 8 человек из разных стран. Это скомпрометировало один из лучших аэропортов страны. Россия в последнее время принимает на своей территории немало международных форумов, спортивных мероприятий, фестивалей и т.п. Авторитет всех подобных мероприятий в первую очередь зависит от эффективности обеспечения безопасности их участников. Большой общественный резонанс обусловлен и тем, что для граждан России, получившим широкие возможности для выездов за пределы страны для отдыха и по делам бизнеса, пользование услугами авиационного транспорта стало жизненно необходимым. Пассажиропоток только этого аэропорта в 2010 г. составил 22,4 млн. человек. Поэтому вопросы безопасности для них - далеко не отвлеченное понятие. Из анализа этого теракта видно, что современный терроризм в своих целях использует достижения глобализации и техногенной цивилизации. Как следствие, террористические акты становятся все изощреннее, растет общее поражающее воздействие терроризма [9].

Недавний теракт в Бостоне уже в 2013 г. поразил масштабами, циничностью весь мир.

Из данного анализа видно, что не уменьшается количество терактов с использованием «террористов-смертников». В 2008-2012 гг. отмечается дальнейшая активизация и совершенствование методов и тактики борьбы с терроризмом. Об этом свидетельствуют результаты деятельности правоохранительных органов и внутренних войск. Было предотвращено 97 терактов, уничтожено 200 боевиков и главарей бандгрупп. За преступления террористической и экстремистской направленности осуждено около 900 человек. Из незаконного оборота изъято более 4 тыс. ед. огнестрельного оружия, свыше 2 млн. боеприпасов, около 4 тыс. взрывных устройств, около 8 тонн взрывчатки. В результате принятых мер только за последний год ФСБ России удалось предотвратить более 80 терактов. Для 2011-2013 гг. характерно проведение масштабных контртеррористических операций (КТО) на территории Северного Кавказа. В стране в последние годы на основе анализа сложившейся террологической ситуации и поиска путей ее оптимизации, быстрого реагирования на проявления терроризма, выработана единая, целостная, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция, учитываю-

щая международные правовые акты [10] и реалии государственного и общественного устройства страны. В нее входят решения Президента и Правительства России [11], Совета Безопасности Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета, антитеррористических комиссий субъектов РФ. В настоящее время они стали носить в большей мере упреждающий характер [12]. Сделан значительный шаг в преодолении разобщенности действий силовых структур. Больше стало уделяться внимания противодействию идеологии терроризма. Антитеррористическая политика России является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности. Ее основные положения нашли свое отражение в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [7]. В ней изложены основные задачи противодействия терроризму.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгова А.И. Конкретизация понятия терроризма в криминологических и правовых целях // Уголовное право. 2003. №2.

2. Российское уголовное право: В двух томах т. Т. 2. Особенная часть // Под ред. А.И. Рарога. М., 2003

3. Жаров Л.В., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Основы философии. Ростов-на-Дону, 2013.

4. Емельянов В.П. «Субъективная сторона терроризма». Право и политика. 2000. № 12.

5. Иванов Н.Г. Понятие и формы соучастия в советском уголовном праве. Саратов, 1991.

6. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

7. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 5 октября 2009 года.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 - ФЗ (ред. от 29.12.2009) // СПС Консультант Плюс по состоянию на 14 апреля 2010 года.

9. Концепция национальной безопасности Российской федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300).

10.«Всеобщая декларация прав человека» (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)

11.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

12.Антонян Ю.М. «Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование». М., 1998 г.

REFERENCES

1. Dolgova A. The concretization of the concept of terrorism in criminological and legal order / / Criminal Law. 2003. No 2.

2. Russian criminal law: In two volumes, 2 vols. The special part / / Ed. AI Rarog. M., 2003

3. Zharov L.V., Matyash T.P., Nesmejanov E.E. Fundamentals of Philosophy. Rostov-on-Don, 2013. 4. Emelyanov V. The subjective aspect of terrorism. Law and policy. 2000. No 12.

4. Ivanov N.G. The concept and forms of complicity in the Soviet criminal law. Saratov, 1991.

5. Fromm E. The soul of man. Moscow, 1992.

6. The concept of counter-terrorism in the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev October 5, 2009.

7. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63 - FZ (as amended on 29.12.2009) / / PCA Consultant Plus, as of April 14, 2010.

8. National Security Concept of the Russian Federation (approved by the Decree of the President of the Russian Federation of December 17, 1997 number 1300).

9. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly 10.12.1948)

10.Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 N 537 "On the Strategy of National Security of the Russian Federation up to 2020"

11..Antonian Y.M. Terrorism. Criminological and criminal law research. M., 1998

Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

г. Москва, Россия_12 июля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.