Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЙ, УГРОЖАЮЩИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЙ, УГРОЖАЮЩИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефарова Марина Николаевна

В статье анализируются вопросы уголовно-правовой оценки действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Автором рассматриваются особенности толкования отдельных признаков состава преступления, приводятся критерии разграничения от смежных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW CHARACTERISTICS OF ACTIONS THAT THREATEN THE SAFE OPERATION OF VEHICLES

The article analyzes the issues of criminal legal assessment of actions that threaten the safe operation of vehicles. The author examines the peculiarities of the interpretation of individual elements of the corpus delicti, provides criteria for distinguishing from related norms.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЙ, УГРОЖАЮЩИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Научная статья

УДК 343.34

Уголовно-правовая характеристика действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств

Ефарова Марина Николаевна

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия,

solovyova11557@gmail.com

Аннотация. В статье анализируются вопросы уголовно-правовой оценки действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Автором рассматриваются особенности толкования отдельных признаков состава преступления, приводятся критерии разграничения от смежных норм.

Ключевые слова: уголовно-правовая характеристика, состав преступления, безопасность эксплуатации, транспортное средство

Благодарности: выражаю благодарность своему научному руководителю доценту кафедры уголовного права УрЮИ МВД России кандидату юридических наук, доценту Щетининой Наталье Валерьевне, а также профессорско-преподавательскому составу кафедры уголовного права УрЮИ МВД России в подготовке научной статьи.

Для цитирования: Ефарова М. Н. Уголовно-правовая характеристика действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 1. С. 164-167.

Original article

Criminal law characteristics of actions that threaten the safe operation of vehicles

Efarova Marina N.

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia,

solovyova11557@gmail.com

Abstract. The article analyzes the issues of criminal legal assessment of actions that threaten the safe operation of vehicles. The author examines the peculiarities of the interpretation of individual elements of the corpus delicti, provides criteria for distinguishing from related norms.

Keywords: criminal-legal characteristics, corpus delicti, operational safety, vehicle

Acknowledgments: I would like to express my gratitude to my supervisor, Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Candidate of Law, Associate Professor Natalya Valerievna Shchetinina, as well as the teaching staff of the Department of Criminal Law of the Ural Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the preparation of a scientific article.

For citation: Efarova M. N. Criminal law characteristics of actions that threaten the safe operation of vehicles // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1. P. 164-167.

© Ефарова М. Н., 2022

С момента криминализации действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств [1], норма, содержащаяся в ст. 2671 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), становилась предметом исследования многих научных работ. Однако они не внесли полной ясности в характеристику признаков анализируемого состава. Кроме того, представители правоохранительных органов до сих пор считают ст. 2671 УК РФ не эффективной. Такая ситуация обусловлена непониманием содержания отдельных признаков данного состава преступления, несовершенством используемых формулировок и понятийного аппарата, отсутствием четкой корреляции между смежными нормами, а также нормами уголовного и административного законодательства.

Данные проблемы предопределяют необходимость уголовно-правового анализа признаков состава преступления, предусматривающего ответственность за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 2671 УК РФ, являются общественные отношения, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, под которой необходимо понимать состояние, характеризующееся отсутствием факторов, представляющих опасность процессу использования транспортного средства. При этом под эксплуатацией подразумевается использование транспортного средства как во время движения, так и вне его.

Весьма убедительны по этому поводу высказывания А. И. Чучаева и А. Ю. Пожарского. Авторы полагают, что совершенно логично считать, что в ст. 2671 УК РФ, принятой для реализации целей гл. 27 УК РФ (защита общественных отношений, связанных с безопасностью движения и эксплуатации транспорта), термин «эксплуатация транспортных средств» используется в широком смысле, подразумевая и безопасность их движения [2, с. 146].

В качестве факультативного объекта анализируемого преступления выступают общественные отношения, охраняющие жизнь и здоровье, собственность и окружающую природную среду. Такой вывод можно сделать на основании законодательного термина «безопасность на транспорте». Под последней понимается состояние транспортной системы, позволяющее предотвращать (минимизировать) вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде [3]. При определении данного вида объекта необходимо учесть также позиции специалистов, которые склоняются к тому, что составы преступлений, помещенные в гл. 27 УК РФ, введены главным образом для охраны жизни, здоровья, собственности, природной среды в процессе движения и эксплуатации транспорта [4, с. 50; 5, с. 93; 6, с. 82]. Кроме того, анализ материалов судебной практики свидетельствует, что суды, оценивая характер и степень действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, указывают, что такие

действия создают угрозу жизни и здоровья граждан [7, 8, 9], причинения имущественного вреда [8, 10], загрязнения окружающей среды [10], кораблекрушения [10], схода пассажирского поезда [9] и т. д.

Обязательным признаком объекта ст. 2671 УК РФ является предмет преступления - транспортное средство, к которому в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [11] относятся транспортные средства автомобильного транспорта, транспортные средства городского наземного электрического транспорта, воздушные судна гражданской авиации, используемые в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, суда внутреннего водного плавания и торгового мореплавания, эксплуатация которых непосредственно связана с присутствием на таких суднах людей и материального имущества, железнодорожные транспортные средства, а также транспортные средства внеуличного транспорта (метрополитена).

Воздействие на предмет преступления может быть как непосредственным, когда виновное лицо направляет свои действия напрямую на части и механизмы транспортного средства (отключение топливного насоса генераторного автомата морского судна в целях невозможности дальнейшего его эксплуатирования), так и опосредованным - влияние на предмет преступления осуществляется через иные материальные ориентиры (например, ослепление пилота самолета во время полета, опасное вождение, при котором водители транспортных средств, безопасная эксплуатация которых ставится под угрозу, прибегают к экстренному торможению и др.).

Объективная сторона анализируемого состава преступления выражена действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств. Под угрожающими следует считать такие действия, которые ставят в опасность жизнь, здоровье людей и сохранность имущества в процессе эксплуатации транспортных средств. Угроза (опасность) должна быть реальной, то есть характеризоваться возникновением обстановки, которая повлекла бы предусмотренные уголовным законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица. Например, на оживленной трассе агрессивный водитель совершает резкое торможение и перестроение перед попутно движущимися транспортными средствами, однако столкновения не происходит из-за своевременной реакции водителей иных транспортных средств, применивших экстренное торможение.

Несмотря на отсутствие в диспозиции ст. 2671 УК РФ указания на нарушение норм позитивного права, действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, могут выражаться в неисполнении требований нормативных правовых актов (например, Правил дорожного движения Российской Федерации, правил эксплуатации транспортных

средств). В частности, приговором мирового судьи судебного участка г. Усолье-Сибирское Усольского района Иркутской области признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 2671 УК РФ, гражданин Т. Он, двигаясь на своем транспортном средстве в нарушение п. 1.1, 1.3, 1.5, 2.4, 2.7, 3.2, 10.1 Правил дорожного движения РФ, столкнулся с автомобилем сотрудников ДПС ГИБДД РФ, вследствие чего автомобиль сотрудников откинуло в сторону встречно движущегося транспортного средства.

В результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшие получили телесные повреждения, не приравнивающиеся к вреду здоровью [12].

Место совершения преступления не имеет уголовно-правового значения для рассматриваемого состава, поэтому действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, могут быть совершены как на транспортном средстве, безопасность эксплуатации которого ставится под угрозу, так и вне него. Не исключается совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации, и на ином транспортном средстве.

По конструкции объективной стороны комментируемый состав является так называемым составом по-ставления в опасность, при котором уголовная ответственность предусматривается за сам факт создания опасной для общественно важных интересов ситуации. Преступление является оконченным с момента совершения действий, которые ставят в опасность жизнь, здоровье, сохранность имущества в процессе эксплуатации транспортного средства.

Следует отличать действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, совершаемые на том транспортном средстве, безопасность эксплуатации которого ставится под угрозу, от хулиганства на железнодорожном, водном, воздушном и ином транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ). Критерием разграничения является характер совершаемых виновным действий. Так, если пассажир на борту самолета начинает приставать к гражданам, высказываться нецензурной бранью в отношении других пассажиров и экипажа самолета, пытаться открыть эвакуационную дверь, демонстративно показывая свое «Я», тем самым грубо нарушать общественный порядок, выражая явное неуважение к присутствующим, содеянное следует квалифицировать по п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ, т. к. вред причиняется отношениям по охране общественного порядка на транспорте общего пользования. Если же пассажир проникает в кабину пилота, начинает хватать его за одежду и руки, пытаясь вырвать штурвал, нажимает на датчики управления самолетом, что ставит под угрозу состояние защищенности полета воздушного судна, его действия содержат признаки состава преступления, предусмотренного ст. 2671 УК РФ, т. к. страдают отношения безопасной эксплуатации транспортных средств.

Между тем следует отличать действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств,

от разрушения, повреждения или приведения иным образом транспортное средство в негодное для эксплуатации, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц (ч. 1 ст. 267 УК РФ), как представляется, по временному промежутку совершаемых действий. Так, если лицо повреждает двигатель автомобиля, не подвергающегося эксплуатации в данный момент (стоит на стоянке), то такие действия необходимо оценивать как приведение в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства и квалифицировать по ч. 1 ст. 267 УК РФ. В частности, приговором Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по ч. 1 ст. 267 УК РФ назначено наказание гражданину Б., который, находясь на поле аэродрома и управляя спецтранспортом для погрузки багажа, осуществляя движение задним ходом в сторону багажного отсека, совершил столкновение с воздушным судном, находящимся на стоянке. В результате чего повредил его обшивку и внутренний силовой набор фюзеляжа, приведя указанное транспортное средство в негодное для эксплуатации состояние [13].

В случае когда виновный повреждает, например, тормозной диск автомобиля в процессе его эксплуатации иными лицами (при передвижении по дороге), такое поведение следует расценивать как действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортного средства.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 2671 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Не имеет юридического значения для квалификации действий виновного по анализируемой норме его должностное положение. Им может быть как лицо, на котором не лежит обязанность соблюдения правил безопасности и иных требований, так и лицо, обязанное соблюдать соответствующие нормативные предписания. В частности, приговором Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края признан виновным в совершении действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, механик морского буксира З., который в силу занимаемой должности обязан обеспечивать и поддерживать нормальное функционирование электрооборудования морского судна [10].

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 2671 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла и хулиганскими побуждениями. Лицо должно осознавать общественную опасность действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, и желать их совершения.

Хулиганские побуждения как обязательный признак необходимо рассматривать с учетом специфики охраняемых анализируемой статьей интересов, которые подвергаются угрозе. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, необходимо считать совершенными из хулиганских по-

буждений в том случае, когда поведение лица было обусловлено явным неуважением к обществу, желанием противопоставить себя участникам отношений безопасной эксплуатации транспортных средств, продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к ним.

Список источников

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Чучаев А. И., Пожарский А. Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: моногр. М.: Проспект, 2018. 256 с.

3. Модельный закон о безопасности на транспорте [Электронный ресурс]: постановление на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31 октября 2007 г. № 29-9 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Бохан А. П. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 211 с.

5. Авдалян М.Э. Основание криминализации и криминообразующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис____канд. юрид. наук. Москва, 2015. 199 с.

6. Исаев Н. И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. . канд. юрид. наук. Москва, 2009. 206 с.

7. Приговор мирового судьи судебного участка № 2 Новолялинского судебного района Свердловской области от 12 апреля 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru.

8. Приговор мирового судьи судебного участка № 4 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 10 января 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru.

9. Приговор мирового судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 16 апреля 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru.

10. Приговор Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 9 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru.

11. О транспортной безопасности [Электронный ресурс]: Федерал ьный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

12. Приговор мирового судьи судебного участка г. Усолье-Сибирское Усольского района Иркутской области от 10 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://bsr.sudrf.ru.

13. Приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru.

References

1. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation [Electronic resource]: Federal Law of April 3, 2017 No. 60-FZ // Consultant Plus SPS.

2. Chuchaev A. I., Pozharsky A. Yu. Transport crimes: concept, types, characteristics: monograph. M.: Prospekt, 2018. 256 p.

3. Model law on transport security [Electronic resource]: resolution at the 29th plenary meeting of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States dated October 31, 2007 No. 29-9 // ATP "ConsultantPlus".

4. Bokhan A.P. Criminal liability for violation of the rules of the road and the operation of vehicles: dis. ... cand. legal Sciences. Rostov-on-Don, 2002. 211 p.

5. Avdalyan M.E. The basis of criminalization and crime-forming signs of violation of the rules of the road and the operation of vehicles: dis. ... cand. legal Sciences. Moscow, 2015. 199 p.

6. Isaev N. I. Criminal liability for violation of the rules of the road and the operation of vehicles: dis. ... cand. legal Sciences. Moscow, 2009. 206 p.

7. The verdict of the justice of the peace of the judicial district No. 2 of the Novolyalinsky judicial district of the Sverdlovsk region of April 12, 2019 [Electronic resource]. URL: https://sudrf.ru.

8. The verdict of the magistrate of the court district No. 4 of the Nizhny Novgorod judicial district of the city of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod region of January 10, 2018 [Electronic resource]. URL: https://sudrf.ru.

9. The verdict of the justice of the peace of the Sol-Iletsk district court of the Orenburg region of April 16, 2019 [Electronic resource]. URL: https://sudrf.ru.

10. Sentence of the Sovetsko-Gavansky City Court of the Khabarovsk Territory of June 9, 2018 [Electronic resource]. URL: https://sudrf.ru.

11. On transport security [Electronic resource]: Federal Law of February 9, 2007 No. 16-FZ // SPS "Consultant Plus".

12. The verdict of the justice of the peace of the judicial district of the city of Usolye-Sibirskoye, Usolsky district of the Irkutsk region of September 10, 2018 [Electronic resource]. URL: https://bsr.sudrf.ru.

13. The verdict of the Yakut City Court of the Republic of Sakha (Yakutia) dated October 25, 2016 [Electronic resource]. URL: https://sudrf.ru.

Статья поступила в редакцию 08.12.2021; одобрена после рецензирования 28.12.2021; принята к публикации 24.03.2022.

The article was submitted 08.12.2021; approved after reviewing 28.12.2021; accepted for publication 24.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.