Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: СТРУКТУРА И НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ'

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: СТРУКТУРА И НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Малолеткина Наталья Сергеевна

Уголовно-исполнительный кодекс Донецкой Народной Республики в целом по своему содержанию аналогичен Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Вместе с тем формирование уголовно-исполнительного законодательства Донецкой Народной Республики на основе российского опыта находится в начальной стадии. В статье акцентировано внимание на ряде вопросов, недостаточно урегулированных в Уголовно-исполнительном кодексе Донецкой Народной Республики: об учете положений международных договоров и рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными; деятельности различных общественных формирований по общественному воздействию в контексте исправления осужденных; возможности участия общественных организаций в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Малолеткина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PENAL CODE OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC: STRUCTURE AND SOME PROVISIONS

The Penal Code of the Donetsk People’s Republic as a whole is similar in content to the Penal Code of the Russian Federation. At the same time, the formation of the penal legislation of the Donetsk People’s Republic based on the Russian experience is in the initial stage. In the article, the authors focus on a number of issues that are insufficiently regulated in the Penal Code of the Donetsk People’s Republic: on taking into account the provisions of international treaties and recommendations of international organizations on the execution of sentences and treatment of convicts; the activities of various public formations for public influence in the context of convicts correction; the possibility of participation of public organizations in the implementation of public control over the provision of human rights, etc.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: СТРУКТУРА И НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

УДК 343.8(477)

DOI 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).1.033-037

АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ СКИБА,

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];

НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА МАЛОЛЕТКИНА, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: СТРУКТУРА И НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для цитирования

Скиба, А. П. Уголовно-исполнительный кодекс Донецкой Народной Республики: структура и некоторые положения / А. П. Скиба, Н. С. Малолеткина // Уголовно-исполнительное право. - 2022. - Т. 17(1-4), № 1. - С. 33-37. - DOI : 10.33463/2687-122X.2022.17 (1-4).1.033-037.

Аннотация. Уголовно-исполнительный кодекс Донецкой Народной Республики в целом по своему содержанию аналогичен Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Вместе с тем формирование уголовно-исполнительного законодательства Донецкой Народной Республики на основе российского опыта находится в начальной стадии. В статье акцентировано внимание на ряде вопросов, недостаточно урегулированных в Уголовно-исполнительном кодексе Донецкой Народной Республики: об учете положений международных договоров и рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными; деятельности различных общественных формирований по общественному воздействию в контексте исправления осужденных; возможности участия общественных организаций в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека и пр.

Ключевые слова: структура Уголовно-исполнительного кодекса, исполнение наказаний, исправление осужденных, общественное воздействие, общественный контроль, международные договоры.

© Скиба А. П., Малолеткина Н. С., 2022

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Уголовно-исполнительный кодекс Донецкой Народной Республики (УИК ДНР) - это нормативный правовой акт, принятый постановлением Народного Совета ДНР в виде Закона ДНР от 30 июня 2021 г. № 299-IIHC. Представляется, что его изучение, как и иных нормативных правовых актов подобных территориальных образований [1-4], крайне актуально в настоящее время с учетом проведения Российской Федерацией специальной военной операции по защите ДНР и Луганской Народной Республики, а также разработки уголовно-исполнительного законодательства в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения [5-7].

УИК ДНР должен был вступить в законную силу 1 января 2022 г. Однако постановлением Народного Совета ДНР в виде Закона ДНР № 334-IIHC от 24 декабря 2021 г. срок его вступления в законную силу был перенесен на 1 июля 2022 г. путем изменения ч. 1 ст. 202 УИК ДНР «Заключительные и переходные положения» (перенос данного срока, по всей видимости, обусловлен сложностями военно-политической обстановки, сложившейся вокруг ДНР, имеющей место во время подготовки настоящей статьи в январе-феврале 2022 г.). В ч. 10 ст. 202 УИК ДНР также предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Кодекса на территории ДНР не будет применяться Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. № 1129-IV.

УИК ДНР, состоящий из 203 статей, в целом аналогичен Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (УИК РФ). Он разделен на Общую и Особенную части, содержащие 24 и 179 статей соответственно. Общая часть включает в себя один раздел «Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Донецкой Народной Республики», который разделен на три главы: «Общие положения», «Правовое положение осужденных» и «Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью».

Особенная часть содержит семь разделов (2-8): «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества», «Исполнение наказания в виде ареста», «Исполнение наказания в виде лишения свободы», «Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих», «Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними», «Исполнение наказания в виде смертной казни» и «Контроль за условно осужденными». Раздел II включает в себя несколько глав (4-10): «Исполнение наказания в виде обязательных работ», «Исполнение наказания в виде штрафа», «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», «Исполнение наказания в виде исправительных работ», «Исполнение наказания в виде ограничения свободы», «Исполнение наказания в виде принудительных работ», «Исполнение дополнительных видов наказаний»; раздел III - гл. 11 «Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста»; раздел IV - семь глав (12-18): «Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы», «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения», «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях», «Труд, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы», «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы», «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов» и «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях»; раздел V - три главы (19-21): «Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе», «Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих» и «Исполнение наказания

в виде содержания в дисциплинарной воинской части»; раздел VI - две главы (22-23): «Освобождение от отбывания наказания» и «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними»; раздел VII - гл. 24 «Исполнение наказания в виде смертной казни»; раздел VIII - две главы (25-26): «Осуществление контроля за поведением условно осужденных» и «Заключительные и переходные положения».

В целом структура УИК ДНР, перечень видов наказаний, подход к регулированию правового положения осужденных, отбыванию ими наказаний аналогичны УИК РФ. При этом введение в действие многих положений УИК ДНР специально отложено:

- гл. 8, посвященная исполнению наказания в виде ограничения свободы, - по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2025 г. (ч. 1 ст. 202 УИК ДНР);

- положения об исполнении наказания в виде смертной казни вводятся в действие с 1 января 2025 г. (ч. 9 ст. 202 УИК ДНР);

- разд. V, посвященный исполнению наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста в отношении осужденных военнослужащих и содержания в дисциплинарной воинской части, - по мере создания необходимых органов и условий для исполнения данных видов наказания, но не позднее 2025 г. (ч. 7 ст. 202 УИК ДНР);

- гл. 18 о реализации облегченных, льготных и строгих условий отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях - со дня вступления в силу законодательства, регламентирующего порядок создания в воспитательных колониях облегченных, льготных и строгих условий отбывания наказания, но не позднее 2023 г. (ч. 6 ст. 202 УИК ДНР);

- нормы, регулирующие постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, вводятся в действие со дня вступления в силу закона ДНР, определяющего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ДНР, но не позднее 2023 г. (ч. 9 ст. 202 УИК ДНР);

- нормы, регулирующие облегченные условия содержания осужденных в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, вводятся в действие со дня создания в уголовно-исполнительной системе ДНР облегченных условий содержания осужденных в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов и особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, но не позднее 2023 г. (ч. 3 ст. 202 УИК ДНР);

- нормы, регулирующие строгий режим содержания осужденных в тюрьмах и их перевод в строгий режим содержания, вводятся в действие со дня создания в уголовно-исполнительной системе ДНР строгого вида режима в тюрьмах, но не позднее 2023 г. (ч. 4 ст. 202 УИК ДНР);

- нормы, регламентирующие правовой статус лечебных исправительных учреждений, вводятся в действие со дня вступления в силу законодательства, но не позднее 2023 г. (ч. 5 ст. 202 УИК ДНР) и пр.

Кроме того, в соответствии со ст. 203 УИК ДНР Правительству ДНР в течение шести месяцев со дня введения в действие данного нормативно-правового акта следует: привести свои нормативные правовые акты в соответствие с УИК ДНР и принять нормативные правовые акты, предусмотренные Кодексом; обеспечить приведение нормативных правовых актов других органов исполнительной власти ДНР в соответствие с УИК ДНР, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных Кодексом. Республи-

канскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере юстиции, необходимо разработать и направить на утверждение Правительству ДНР проекты нормативных правовых актов, предусмотренных УИК ДНР, а также издать нормативные правовые акты, предусмотренные УИК ДНР.

Среди нормативных правовых актов, которые должны быть дополнительно приняты, уголовно-исполнительный закон ДНР называет: правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (ч. 1 ст. 5), правила внутреннего распорядка исправительных центров (ч. 1 ст. 56); правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 3 ст. 93) и др.

Несмотря на общую значительную схожесть с российскими нормами, в УИК ДНР отсутствует ряд положений, имеющих место в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации (например, в ст. 3, 23, 172.1 УИК РФ):

- нет нормы об учете положений международных договоров и рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве ДНР (по всей видимости, ввиду особенностей статуса самой ДНР);

- не предусмотрена деятельность различных общественных организаций, осуществляющих общественное воздействие, в контексте исправления осужденных и содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания: попечительских советов при исправительных учреждениях, общественных наблюдательных комиссий, родительских комитетов при воспитательных колониях и т. п. (такие субъекты общественного воздействия предусмотрены в УИК РФ);

- осужденным не предоставлена возможность обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные организации (объединения), а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (при этом по ч. 4 ст. 15 УИК ДНР цензуре не подлежат предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в соответствии с международными договорами ДНР в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них);

- не закреплено право участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека;

- не предусмотрено уведомление потерпевшего или его законного представителя об освобождении осужденного от отбывания наказания в виде лишения свободы и т. п.

В отдельных случаях УИК ДНР содержит терминологию, отличающуюся от российской, при в целом аналогичных подходах к регулированию и реализации даже подобных правовых институтов. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 81, ч. 2 ст. 112 УИК ДНР среди видов исправительных учреждений указаны «учреждения здравоохранения уголовно-исполнительной системы», которые фактически представляют собой российские лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных (ч. 8 ст. 74 УИК РФ).

Таким образом, очевидно, что формирование уголовно-исполнительного законодательства Донецкой Народной Республики на основе российского опыта находится в начальной стадии, требует своей активизации и акцентирования внимания на ряде вопросов, недостаточно урегулированных на законодательном уровне (об учете положений международных договоров и рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными; деятельности различных общественных формирований по общественному воздействию в контексте исправле-

ния осужденных; возможности участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека и т. п.).

Библиографический список

1. Абакшина Н. А. Концептуальный подход к оценке влияния мотивации трудовой деятельности осужденных на процессы трудовой адаптации в учреждениях, исполняющих наказания // Донецкие чтения: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : сб. материалов VI Междунар. науч. конф. Донецк, 2019. С. 210-212.

2. Введенская В. В. Государственная служба исполнения наказаний в Донецкой Народной Республике: становление, административно-правовой статус // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7, № 5А. С. 162-178.

3. Загорная Т. О., Абакшина Н. А. Организация труда осужденных в системе адаптации к трудовой деятельности // Новое в экономической кибернетике. 2020. № 1. С. 114-122.

4. Одегова Л. Ю. К вопросу о признании гражданства Донецкой Народной Республики за отдельными категориями лиц // Вестник Института экономических исследований. 2018. № 4(12). С. 184-191.

5. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения : монография / И. А. Ефремова, Ю. А. Кашуба, В. Н. Орлов [и др.] ; под общ. ред. А. А. Крымова ; науч. ред. А. П. Скибы. 4-е изд., испр. и доп. М. : Криминологическая библиотека, 2022. 360 с.

6. Скиба А. П., Малолеткина Н. С. Правовое положение осужденных военнопленных: постановка проблемы // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в Республике Казахстан и зарубежных странах : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 30-летию независимости Республики Казахстан (Ал-маты, Университет «Туран», 5 нояб. 2021 г.) / отв. ред. Л. Т. Жанузакова, Т. К. Акимжанов, Б. К. Нургазинов. Алматы : Университет «Туран», 2022. С. 187-191.

7. Скиба А. П., Кийко Н. В. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь в случае стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения - Специальная часть Уголовно-исполнительного кодекса // Актуальные вопросы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: тез. докл. Междунар. науч.-практ. онлайн-семинара (Минск, 10 апр. 2018 г.) / отв. ред. Н. В. Кийко. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2018. С. 74-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.