Научная статья на тему 'РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ'

РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тунчик Татьяна Степановна, Дмитриев Дмитрий Борисович

В статье на основе изучения ряда нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, федеральные конституционные законы «О военном положении», «О чрезвычайном положении» и др.) сделан вывод о необходимости улучшения правовой регламентации режима особых условий, применяемого в лечебно-профилактических учреждениях. Выявлен ряд проблем регламентации правоограничений у осужденных в лечебно-профилактических учреждениях при введении режима особых условий, обеспечения исправительного воздействия в отношении их и иных вопросов. Обосновывается целесообразность корректировки уголовно-исполнительного и иного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тунчик Татьяна Степановна, Дмитриев Дмитрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIME OF SPECIAL CONDITIONS IN MEDICAL AND PREVENTIVE INSTITUTIONS: SOME REGULATORY ISSUES

Based on the study of a number of normative legal acts (the Penal Code of the Russian Federation, the Federal Constitutional Law “On Martial Law”, the Federal Constitutional Law “On the State of Emergency”, etc.), it is concluded that it is necessary to improve the legal regulation of the special conditions regime used in medical and preventive institutions. A number of problems of regulating the legal restrictions of convicts in medical and preventive institutions with the introduction of a regime of special conditions, ensuring correctional impact on them and other issues have been identified. The expediency of adjusting the penal and other legislation is justified.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ»

УДК 343.82

DOI 10.33463/2687-122X.2021.16(1-4).3.312-317

ТАТЬЯНА СТЕПАНОВНА ТУНЧИК,

начальник организационно-научного обеспечения и редакционно-издательского отдела, Университет ФСИН России, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ ДМИТРИЕВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

Для цитирования

Тунчик, Т. С. Режим особых условий в лечебно-профилактических учреждениях: некоторые вопросы регламентации / Т. С. Тунчик, Д. Б. Дмитриев // Уголовно-исполнительное право. - 2021. - Т. 16(1-4), № 3. - С. 312-317. - DOI : 10.33463/2687-122X.2021.16 (1-4).3.312-317.

Аннотация. В статье на основе изучения ряда нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, федеральные конституционные законы «О военном положении», «О чрезвычайном положении» и др.) сделан вывод о необходимости улучшения правовой регламентации режима особых условий, применяемого в лечебно-профилактических учреждениях. Выявлен ряд проблем регламентации правоограничений у осужденных в лечебно-профилактических учреждениях при введении режима особых условий, обеспечения исправительного воздействия в отношении их и иных вопросов. Обосновывается целесообразность корректировки уголовно-исполнительного и иного законодательства.

Ключевые слова: режим особых условий в исправительных учреждениях, лечебно-профилактические учреждения, правоограничения осужденных.

© Тунчик Т. С., Дмитриев Д. Б., 2021

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Регламентация режима особых условий в исправительных учреждениях (ИУ) определяется в ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (данный правовой институт активно изучается в юридической литературе [1, 2, 3, с. 68-71; 4, с. 52-56; 5, с. 74-80; 6, с. 56-61]). Согласно этой норме уголовно-исполнительного закона:

- основаниями введения режима особых условий являются стихийное бедствие, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных (ч. 1 ст. 85 УИК РФ);

- данный режим может быть введен в ИУ, то есть согласно ст. 74 УИК РФ в отношении колоний-поселений, исправительных колоний общего режима, исправительных колоний строгого режима, исправительных колоний особого режима, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, лечебных исправительных учреждений, а также лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);

- в период действия режима особых условий в ИУ может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, получение посылок, передач и бандеролей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы ИУ и др.), введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных (ч. 2 ст. 85 УИК РФ);

- режим особых условий вводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором (ч. 3 ст. 85 УИК РФ);

- режим особых условий вводится на срок до 30 суток, но может быть продлен еще на такой же период (ч. 3 ст. 85 УИК РФ);

- в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить указанные меры самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае такое должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер (ч. 4 ст. 85 УИК РФ).

Очевидно, что при введении режима особых условий деятельность всех служб ИУ (кроме медико-санитарных) будет подвергнута существенной реорганизации, а осужденные - дополнительным правоограничениям. Введение режима особых условий - это право (не обязанность) соответствующих должностных лиц, что также подчеркивается в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 14) без какой-либо конкретизации. При этом в ст. 48 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» режим особых условий в местах содержания под стражей регламентируется более детально, чем в ст. 85 УИК РФ. Например, раскрываются основания введения рассматриваемого режима в местах содержания под стражей (к ним относятся стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, обширные очаги возгораний, крупные аварии систем жизнеобеспечения, массовые беспорядки, захват заложников и другие террористические акты или неповиновение подозреваемых и обвиняемых либо наличие реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей), возможность правоогра-

ничений в отношении содержащихся лиц (могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, прекращается прием посылок и передач, усиливается охрана, пропускной режим, надзор и пр.).

Кроме того, регламентация режима особых условий для ИУ в ст. 85 УИК РФ не учитывает некоторые особенности ЛПУ, которые в соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ представлены в виде больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц. Во-первых, ЛПУ преимущественно ориентированы на оказание стационарной медицинской помощи осужденным, ввиду чего с учетом положений ч. 2 ст. 85 УИК РФ их деятельность не будет существенно реорганизована по сравнению, например, с исправительными колониями. Во-вторых, правила раздельного или изолированного содержания в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах различных категорий осужденных, предусмотренных в п. 133 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295; далее - ПВР ИУ), не изменяются при введении режима особых условий (изолированно в ЛПУ содержатся мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме и пр.). Не подлежит пересмотру и положение о том, что осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний (п. 133 ПВР ИУ). В-третьих, осужденные в ЛПУ, находящиеся на лечении, и так подвергаются дополнительным правоограничениям в сравнении с исправительными колониями и даже без введения режима особых условий. Например, по п. 134 ПВР ИУ длительные свидания осужденным, находящимся на лечении в ЛПУ, не предоставляются, они могут быть заменены краткосрочными либо перенесены на период, следующий за выпиской из ЛПУ, а при карантине или в случае, если посещение больного может привести к ухудшению его здоровья, начальник ЛПУ по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения временно приостанавливает предоставление ему свиданий с иными лицами, кроме адвокатов и лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. В-четвертых, в соответствии со ст. 96-97 УИК РФ права на передвижение без конвоя или сопровождения, а также на выезд за пределы ИУ в ЛПУ осужденными не реализуются, так как они применяются только в исправительных и воспитательных колониях, а также в следственных изоляторах и тюрьмах в отношении осужденных, оставленных для ведения работ по хозяйственному обслуживанию.

Следует помнить, что в ЛПУ отсутствует, как таковое, промышленное производство, осужденные не выводятся на работу, они не получают зарплату и пр. (исключение составляют осужденные для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, но их меньшинство среди общей массы содержащихся лиц). Массовые воспитательные мероприятия в ЛПУ обычно не проводятся ввиду необходимости раздельного содержания различных категорий больных осужденных в зависимости от вида заболевания и иных индивидуальных характеристик осужденных, а применение ряда режимных мероприятий трудноосуществимо по причине тяжелого состояния больных осужденных и их нахождения на стационарном лечении.

В результате на практике большую часть времени в ЛПУ осужденные находятся в больничных палатах, где получают соответствующее лечение, и выводятся из них только для проведения отдельных медицинских и иных мероприятий. При этом, исходя

из положений гл. ХХ ПВР ИУ, ряд категорий осужденных, которые по общим правилам отбывания лишения свободы должны содержаться раздельно (изолированно), в ЛПУ могут находиться в основной массе содержащихся лиц:

- лица, ранее отбывавшие лишение свободы, и впервые осужденные (ч. 1 ст. 80 УИК РФ);

- осужденные к лишению свободы на определенный срок к отбыванию наказания в исправительных колониях общего, строгого или особого режимов (ст. 74 УИК РФ);

- осужденные-нарушители, которые должны в соответствии со ст. 115 УИК РФ отбывать взыскание в отдельных изолированных помещениях (например, в камерах штрафного изолятора), так как к ним могут применяться в ЛПУ меры взыскания только в тех случаях, если они не противоречат медицинским показаниям (п. 137 ПВР ИУ) и т. п.

Вместе с тем в ЛПУ, в отличие от исправительных колоний, уголовно-исполнительным законом не предусматривается отдельное содержание осужденных, злостных нарушителей режима и переведенных в строгие условия отбывания наказания (признанных таковыми еще в исправительных колониях до этапирования в ЛПУ на стационарное лечение), от основной массы содержащихся лиц. Это может ухудшать оперативную обстановку (на что еще в советское время обращали внимание исследователи [7, с. 42]).

Совместное содержание таких различающихся категорий осужденных негативно влияет на оперативную обстановку в самом учреждении, провоцирует конфликтные ситуации среди осужденных, способствует совершению ими нарушений установленного порядка отбывания наказания, в том числе злостных согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ [8, с. 23-25; 9, с. 94-97; 10, с. 71-73]. Между тем положения ст. 80 УИК РФ не распространяются именно на лечебные исправительные учреждения, но не ЛПУ (подобная коллизия на практике обычно решается в «пользу» п. 133 ПВР ИУ). При этом согласно п. 138 ПВР ИУ осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ и возвращены по прежнему месту содержания только в случаях, когда это позволяют медицинские показания. Получается, что к таким тяжелобольным и находящимся на стационарном лечении в ЛПУ осужденным не представляется возможным ни эффективное применение взысканий, ни их этапирование обратно в соответствующую исправительную колонию, определенную в приговоре суда, что существенно снижает возможность профилактики подобных нарушений и реагирования на них со стороны администрации учреждения.

Таким образом, по уголовно-исполнительному закону введение режима особых условий в ЛПУ не подразумевает существенное изменение организации деятельности его служб, так как нормативные предписания не позволяют администрации учреждения существенно корректировать исправительное воздействие в отношении осужденных и их лечение. В частности, сложности влияния администрации ЛПУ на оперативную обстановку будут проявляться, например, при массовых беспорядках и групповых неповиновениях осужденных. Вместе с тем, как отмечалось ранее, основаниями введения режима особых условий в ИУ являются действия и (или) явления, существенно влияющие как на деятельность государственных органов, так и на функционирование различных общественных институтов.

Представляется, что ограничения некоторых прав осужденных вряд ли будут обоснованными в условиях чрезвычайного положения или военного времени [11, с. 147-153; 12, с. 244-248]. Так, осужденные не смогут поддерживать связь с близкими родственниками в ИУ ввиду запрета на переписку, телефонные разговоры и т. п. При этом в со-

ответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» предусматривается применение таких мер, как усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, временное отселение жителей в безопасные районы, запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиямии, что непосредственно может затрагивать любые категории населения. Похожие меры предусмотрены и в ст. 11-13 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений, введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий и т. д. Отсутствие информации у осужденных о жизни и здоровье своих близких родственниках, особенно на протяжении длительного времени, может негативно влиять на их поведение и на оперативную обстановку в учреждениях.

Кроме того, ограничения на просмотр телепередач и прослушивание радиопередач будут затруднять получение осужденными объективной информации об указанных экстремальных ситуациях (этот термин введен авторским коллективом монографии по уголовно-исполнительному законодательству в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения [1]). Это может вносить дополнительную нервозность и в целом отрицательно влиять на оперативную обстановку в ЛПУ. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие применение этих мер, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения (ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении»). В этом случае еще до введения военного положения могут быть изданы нормативные правовые акты, закрепляющие особенности деятельности ИУ в такой период (чего в настоящее время нет).

Таким образом, регулирование режима особых условий не учитывает особенности ЛПУ, что требует корректировки уголовно-исполнительного и иного законодательства.

Библиографический список

1. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения : монография / под общ. ред. А. А. Кры-мова ; под науч. ред. А. П. Скибы. 3-е изд., испр. и доп. М. : Криминол. б-ка, 2020. 360 с.

2. Фефелов В. В. Режим особых условий как элемент обеспечения безопасности в исправительном учреждении. Уфа : Вост. ун-т, 2005. 139 с.

3. Кулешов М. А. Об обеспечении прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3(21). С. 68-71.

4. Малолеткина Н. С. Эффективность деятельности общественных наблюдательных комиссий в условиях эпидемии: некоторые правовые и технические аспекты // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 2(43). С. 52-56.

5. Салаев Н. С. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в чрезвычайных условиях в Узбекистане // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16(1-4), № 1. С. 74-80.

6. Сиряков А. Н. Режим особых условий в исправительных учреждениях Содружества Независимых Государств // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1(41). С. 56-61.

7. Ковалев В. Лечить. Но и воспитывать! // Воспитание и правопорядок. 1989. № 11.

8. Ким В. В. Проблемы применения мер взыскания к осужденным, находящимся на лечении в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 3(178). С. 23-25.

9. Скиба А. П. Правовые предпосылки распространения криминальной субкультуры в лечебно-профилактических учреждениях ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2006. № 4. С. 94-97.

10. Тунчик Т. С. Актуальные вопросы правового положения осужденных, содержащихся в лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ius Publicum et Privatum. 2018. № 2(2). С. 71-73.

11. Ефремова И. А., Скиба А. П. Условно-досрочное освобождение осужденного: проблемы реализации в условиях чрезвычайного положения // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16(1-4), № 2. С. 147-153.

12. Дергачев А. В., Скиба А. П. Чрезвычайное положение как основание введения режима особых условий в исправительных учреждениях: проблемы регулирования // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 3. С. 244-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.