Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ И ПРИГРАНИЧНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ'

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ И ПРИГРАНИЧНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
государственная граница / национальная безопасность / преступность / исправительные учреждения / осужденные.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Потоцкий Н.К., Родионов Д.А.

В статье, на основе проведённого анализа происходящих в демократической России социально – политических, экономических, демографических, миграционных, криминальных и иных процессов, рассматриваются предпосылок для роста преступности вообще и незаконного пересечения государственной границы в частности. Особое внимание уделяется ФСИН, ее нынешнее состояние и деятельность, которая в определённой степени несёт опасность для национальной безопасности России и ее государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Потоцкий Н.К., Родионов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ И ПРИГРАНИЧНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ»

ПОТОЦКИЙ Николай Карлович,

кандидат юридических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского университета «ИМПЭ им.А.С.Грибоедова», e-mail: pototsky@adm.iile.ru

РОДИОНОВ Дмитрий Алексеевич.

Аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: pskov. 1980@mail.ru

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ И ПРИГРАНИЧНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ

Аннотация. В статье, на основе проведенного анализа происходящих в демократической России социально - политических, экономических, демографических, миграционных, криминальных и иных процессов, рассматриваются предпосылок для роста преступности вообще и незаконного пересечения государственной границы в частности. Особое внимание уделяется ФСИН, ее нынешнее состояние и деятельность, которая в определенной степени несет опасность для национальной безопасности России и ее государственной границы.

Ключевые слова: государственная граница, национальная безопасность, преступность, исправительные учреждения, осужденные.

POTOCKI Nikolay Karlovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education Of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminology and Penal Enforcement Law Moscow University "IMPE named after A.S.Griboyedov"

RODIONOV Dmitry Alekseevich,

Postgraduate student of the Department of Criminal Law Disciplines of the South Russian Institute Administration of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

THE RUSSIAN PENAL ENFORCEMENT SYSTEM AS A SOURCE OF THREATS TO THE STATE BORDER AND BORDER TERRITORIES

Annotation. The article, based on the analysis of the socio-political, economic, demographic, migration, criminal and other processes taking place in democratic Russia, examines the prerequisites for the growth of crime in general and illegal crossing of the state border in particular. Special attention is paid to the Federal Penitentiary Service, its current state and activities, which to a certain extent pose a danger to the national security of Russia and its state border.

Key words: state border, national security, crime, correctional institutions, convicts.

чтттжжжжжжжжжжжжттттттжжшжжжттттттття/жжжжеттттттт*^^

94 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ - № 12 - 2022

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-12-94-105 NIION: 2021-0079-12/22-239 MOSURED: 77/27-025-2022-12-239

Интеллектуалы прежних веков много писали о признаках государства. Классически государство состоит из трех составных частей: территория, народ и власть. Любое государство начинается с Государственной границы. Территория государства определяется и закрепляется Государственной границей. Есть граница, есть государство. Нет границы, нет государства. Учение о государственной границе родилось не сразу. Как пишут современные исследователи, «вопросы о границах и размерах территории государства, пределах действия внутригосударственного права, пределах национального суверенитета в работах ученых нашли отражение не сразу. Только в XVII в. Государство стало рассматриваться как триада признаков «территория», «население» и «власть» [1].

В современной России роль Государственной границы закреплена в законе о Государственной границе. Как отмечается в ст. 1. Закона о Государственной границе Российской Федерации, «Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» [2].

Современная государственная граница Российской Федерации пребывает в крайне сложном и тяжелом положении. В 1991 году в результате реализации «Гарвардского проекта» США в СССР произошел государственный переворот. Высшие должностные лица СССР «сдали» Советский Союз, Большую Россию, как Мировой остров, Хартленд, его геополитическому противнику, Мировому Океану, Западу и США. Сразу же после распада Большой России начались процессы суверенизации бывших союзных республик. Распад Советского Союза моментально разрушил систему защиты Государственной границы России, а следовательно, и Российского государства. Внешние границы бывшего СССР стали внешними границами новых суверенных республик. Возникла сложнейшая необходимость демаркации новой границы Российской Федерации.

Сложность определения новой границы РСФСР состояла в том, что это были внутренние территории СССР. На этапе формирования империи Россия включала в свой состав народы, чаще всего не имевшие четко закрепленной территории. На Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке включаемые в состав империи этносы нередко вели кочевой, полукочевой, бродячий образ жизни. Создавая союзные респу-

блики в составе СССР, Правительство определяло их территориальные владения «на глазок», без оценки прежних территориальных владений титульных наций. После октябрьского 1917 года государственного переворота новая Власть принялась создавать режим наибольшего благоприятствования для некогда «диких» народов. Для них были созданы национальные республики, со своими Конституциями, знаменами, чего не было в РСФСР для государство-образующего русского народа. Советская власть законодательно закрепила за создаваемыми союзными республиками территории, которые ранее не принадлежали титульным народам. К примеру, Казахстану были отданы земли, по которым ранее и не бродили казахские племена (джузы). На этапе суверенизации бывшие советские республики, естественно, захватили закрепленные ранее за ними территории. Многие из которых имели весьма условные границы непосредственно с РСФСР, ибо это были внутренние границы государства. Что давало основания новым суверенным республикам предъявлять территориальные претензии к России. К примеру, Эстония претендовала на Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом. РСФСР пришлось заново определять свои внешние границы, обустраивать саму границу. И только тогда начинать разрабатывать пограничную политику обеспечения безопасности и неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации. Проблемы взаимоотношений Российской Федерации с новыми суверенными республиками были отражены в «Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р. [3]

На сегодняшний день Россия граничит с 18 государствами; из которых 8 - бывшие союзные республики СССР, с которыми пришлось создавать совершенно новые границы. Которые вполне естественно подвергаются многочисленным незаконным пересечениям. Незаконные пересечения Государственной границы осуществляются двумя путями: через пункты пропуска и за пределами пунктов пропуска. Как отмечают современные политики, «две трети пунктов пропуска изношены более чем на 65 процентов, техническое состояние оборудования и инженерных сетей большинства пунктов не отвечает современным требованиям контрольных органов, насчитывается более 60 объектов незавершенного строительства». Причина низкого уровня технической оснащенности границы заключается в том, что «сфера обустройства российской границы долгое время пребывала в плачевном состоянии» [4]. Таким образом, приходится соглашаться с мне-

нием многочисленных экспертов о слабой обустроенности Государственной границы России. А следовательно, и о низком уровне пограничной безопасности.

Одна из причин этого заключается в том, что, как утверждают эксперты, отсутствует анализ причин «такого положения на достаточно высоком управленческом уровне». По мнению Идаятова Р.И. защита государственной границы требует законодательного обеспечения. «Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает, прежде всего, создание и совершенствование нормативно-правовой базы, устанавливающей ответственность за нарушение неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации» [5].

Анализ происходящих в демократической России социально - политических, экономических, демографических, миграционных, криминальных и иных процессов позволяет говорить о наличии предпосылок для роста преступности вообще и незаконного пересечения государственной границы в частности.

Современные Российские криминологи выделяют ряд причин и условий роста преступности [6]. Криминология определяет такие причины преступности, как «общесоциальные»; «Социально - психологические»; «Социально - психологические» и др. На наш взгляд, преступность необходимо разделить на два основных блока. Первый, естественная преступность. Убийства, грабежи, изнасилования и остальные многочисленные преступления есть в любом обществе на любом этапе его развития [7]. Это - естественное проявление «зверолюдности» в человеке; стечения обстоятельств и др. На наш взгляд, назрела необходимость разработки «ДНК-криминологии», об исследовании социально - генетических причин определенных видов преступности. Политики выдвинули лозунг, что «терроризм не имеет национальности и религии». Между тем, международный терроризм имеет ярко выраженный этнический и религиозный характер. Современные исследователи говорят о наличии среди населения планеты Земля различных ветвей человечества: «Хомо сапиенс сапиенс», «Хомоха-билус», «Хомоэректус», «Хомонеандерталенсис» и иных архантропов. Они утверждают, что «помимо «божественного» начала в человеке присутствует «животное» и, более того, начало, которое по концентрации отрицательных признаков свойственно только человеку; ни один из представителей животного мира такого сплава изощренной жестокости, садизма, цинизма, болезней и извращений просто не вынес бы и прекратил бы свое существование как вид» [8].

Второй блок преступлений, преступность, порождаемая государственной властью. Совре-

менная криминология четко прослеживает «исторические особенности», эволюцию преступности. Когда преступность «подстраивалась» под власть и воспроизводилась действиями власти. «Эпоха тоталитаризма, политических репрессий, Вторая мировая война (1939-1945 гг.) способствовали появлению новых криминальных «профессий», вооруженности преступных групп, их организованности». Хрущевская «оттепель» и хрущевские реформы породили «теневой» сектор в экономике, преступления экономической направленности [9]. «В 60-80 годы ХХ века происходили «процесс сращивания цеховиков (теневых дельцов), фармазонщиков (мошенников), валютчиков, уголовных авторитетов и коррумпированных должностных лиц» [10]. Реализация Гарвардского проекта, развал СССР, «демократические реформы и преобразования» способствовали формированию «пятой колонны» во власти; криминализации общества и всех структур власти [11].

Напомним, что государство состоит из трех составных частей, трех блоков: государственная территория, народ, власть. Все, что происходит на государственный территории с народом и среди народа, регулируется государственной властью. За счет формирования нормативно -правовой базы; за счет создания организационных структур противодействия преступности; эффективности деятельности органов государственной власти.

Современная криминология активно разрабатывает проблемы «политической преступности» [12]. Отечественная криминология дает различные определения политической преступности. В частности, Ю.Н. Климова предлагает понимать под политической преступностью: 1) совокупность совершенных в целях борьбы за власть уголовно-наказуемых деяний, направленных против политической системы общества, либо имеющих политический характер; 2) совокупность уголовно-наказуемых деяний, имеющих политическую направленность в связи с прямым указанием закона; 3) определения почти такое же, как и во втором варианте, только конкретизируются участники правоотношений: преступник, жертва, общество [13].

Другой криминолог, А.Ф. Кулаков считает, что «политическая преступность - это система особо опасных противоправных деяний, разрушающих конституционную государственно-правовую власть в обществе, её базовые социальные ценности» [14].

Основная часть криминологов рассматривает государственную власть как объект преступлений. Между тем, власть может быть и субъектом формирования негативных процессов в

обществе; развития преступности. Современная Россия служит ярким тому подтверждением.

В годы Советской власти, до 1991 г., население СССР жило в условиях мощнейшей защищенности со стороны государства. Бесплатные медицина, образование, санаторно- курортное лечение, гарантированное получение квартир. Мощные спецслужбы и четко работающие правоохранительные органы. Все это формировало особое социально - политическое, психологическое состояние населения защищенности в завтрашнем дне, уважения к своему государству.

После крушения СССР в 1991 г. в результате реализации Гарвардского проекта США рухнула сверхдержава, СССР. Как говорил советник директора Росгвардии на военно- исторической конференции Клуба военачальников генерал -полковник Шевцов Л.П, крушению Советской державы полностью способствовала правящая элита СССР. «Нас не победили в ВОВ, но державу разрушили в результате предательства так называемых элит, за счет пятой колонны во вла-сти...В течение 15 лет с 1985-2000 годы мы были чемпионами мира по пятой колонне во власти, в результате действий которой мы утратили большую страну, невзирая на желание 75% населения, наличие мощнейшей армии.» [15]

Население России лишилось бесплатного образования, медицины, жилья. Возникла миллионная безработица среди самых высококвалифицированных слоев населения. Началось формирование этнической организованной преступности; наркомании; работорговли; проституции. На территории республики Ичкерия были созданы учебные центры подготовки боевиков и террористов. Возникли первая и вторая чеченские войны. Во многих регионах России, в том числе на Северном Кавказе, в Москве и др. началось совершение диверсионно - террористических актов. В ряде городов были взорваны жилые дома с людьми. Чеченскими бандформированиями были захвачены заложники в Буденовске, Кизляре, Первомайском, Москве, Беслане. Все это происходило на фоне «необузданной коррупции»; деформации образа жизни миллионов людей, утративших личную перспективу. Что способствовало резкому росту преступности и заполнению учреждений УИС осужденными. Среди которых было много высококвалифицированных боевиков; профессиональных убийц и др. Все эти явления стали следствием «демократических реформ и преобразований», которые проводились на основе создаваемого законодательства и постановлений Правительства РФ. И как результат: разрушение спецслужб, милиции; превращение следственной и судебной систем в сверх коррумпированные структуры, и др. На наш взгляд, для понимания влияния законода-

тельных и управленческих процессов органов законодательной и исполнительной власти на формирование преступности, разрушение национальной безопасности государства, назрела необходимость создания нового направления в криминологии: «криминологии власти».

С точки зрения обеспечения безопасности государственной границы и территории России, на наш взгляд, особого внимания заслуживает Федеральная служба исполнения наказаний [16]. Ее нынешнее состояние и деятельность несет потенциальную опасность для национальной безопасности России и ее государственной границы. Применительно к безопасности государственной границы учреждения уголовно - исполнительной системы необходимо рассматривать в двух видах. Вид первый: учреждения уголовно - исполнительной системы Российской Федерации превращены в инкубаторы формирования особой злобности и особой жестокости как постоянного офицерского, так и переменного составов, самих осужденных. Это - постоянный резерв для силового и незаконного пересечения государственной границы; использования криминальной проницаемости государственной границы.

Вид второй. Еще в советское время все колонии и тюрьмы СССР были на учете в Силах специальных операций США и НАТО. В час «Ч» предусматривался выброс десанта ДРФ и ДРГ к расположению учреждений УИС; захват учреждений; освобождение заключенных и формирование из них вооруженных банд и партизанских отрядов. В современных условиях учреждения уголовно - исполнительной системы являются объектами потенциального захвата международными силами диверсионно-разведывательными формированиями и Сил специальных операций нацистской Украины. Чтобы из числа освобожденных заключенных сформировать вооруженные банды для действий на территории России.

Прежде всего, нынешнее состояние уголовно - исполнительной системы; ее резкое заполнение осужденными к лишению свободы, тесно связано с теми геополитическими, социально - политическими, экономическими, военными и иными процессами, которые стали результатом реализации Гарвардского проекта.

В трудах многочисленных криминологов, политологов и др. интеллектуалов, обсуждающих проблемы преступности после крушения СССР, есть одна особенность. Никто не отвечает на вопрос: почему в условиях демократии, снятия различного рода «тоталитарных ограничений», декриминализации многих деяний; появления прав и свобод человека, произошли массовое «озверение» населения и всплеск преступности? Почему возникли педофилия, наркомания; про-

ституция, работорговля, организованная преступность; появились наемные убийцы; возникла межрасовая и межнациональная ненависть? Почему законодатель при всякой правовой регламентации не запрещал те виды поведения в обществе, что вели к появлению новых видов преступности? Почему в обществе ослабли отношения, которые не поддаются правовому регулированию, но служат основой существования здорового общества? Почему при увеличении количества и жестокости преступлений власть Российская отменила смертную казнь? [17]

Состояние и рост преступности в реформируемой и демократизируемой России оказались тесно связаны с криминальной проницаемостью государственной границы. Развитие наркомании; международной работорговли и проституции; поставки на территорию России огнестрельного оружия и взрывчатых веществ возможны только при криминальной проницаемости границы. В современных условиях Россия активно заполняется мигрантами, имеющими опыт криминальной деятельности; владения огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами. На территорию Россию постоянно пытаются проникнуть через границу лица, связанные с международным терроризмом и международной преступностью. Как отмечают эксперты погранслужбы, на современной Государственной границе «сохранялись риски проникновения на российскую территорию лиц, причастных к деятельности международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, а также контрабанды средств диверсии и террора. В 2020 году пограничными органами выявлено более 400 лиц, имеющих отношение к террористической деятельности, и около 2,5 тыс. человек, находившихся в розыске. В пунктах пропуска и на приграничной территории изъято свыше 120 единиц огнестрельного оружия, около 125 кг взрывчатых веществ и более 18 тыс. боеприпасов...» [18].

Уголовно-исполнительная система непосредственным образом связана с уголовно- правовой политикой государства.

При резком росте преступности; при резком увеличении количество осужденных к лишению свободы, сама УИС и ее учреждения оказались не готовы к приему большого количества спецконтингента.

После распада СССР на территории России продолжали функционировать 742 колонии; 61 воспитательная колония; 13 тюрем [19].

Учреждения УИС оказались не рассчитаны на такое количество спецконтингента. В СИЗО на каждого задержанного приходилась половина квадратного метра полезной площади камеры при установленной норме четыре [20]. Вдобавок, материальная база пребывала в плачевном

состоянии. В условиях недофинансирования осужденные получали питание низкого качестве. Учреждения УИС были охвачены инфекционными заболеваниями, туберкулезом и пр., что вело к повышенной смертности спецконтингента. [21]

Эксперты приходят к выводу, что уголовно-исполнительная система России по своему кадровому составу, материально - техническому обеспечению, правовому регулированию не пригодна для решения задач перевоспитания заключенных. Как гласит ст. 1 УИК РФ, «Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ», «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами». Наука не отвечает на вопрос, каким образом в условиях изоляции можно «перевоспитать» лицо, которое уже сложилось, как личность, со своими моральными, нравственными, идеологическими установками. И совершившее тяжкое умышленное преступление. Что такое «неисправимые преступники» и др. Во всех этих научных спорах речь идет о категории людей, умышленно совершающих преступления с особой жестокостью.

Специалисты в области тюрьмоведения приходят к выводу, что в России пребывание в местах лишения свободы способствует «озверению осужденных». У них формируется особая жестокость; происходит обмен криминальным опытом; формируются межличностные связи [22].

Учреждения УИС «пропитаны» «духом ГУЛАГа», ненависти к спецконтингенту. Что выражается в избиениях и изнасилованиях осужденных офицерами ФСИН. В 2021 г. осужденный С. Савельев, находясь в Саратовской ОТБ-1, записывал в компьютер информацию о массовых избиениях и изнасилованиях офицерами заключенных. Видеозаписи делали сами офицеры, а потом передавали Савельеву для сохранения в компьютере. После отбытия наказания Савельев выехал за рубеж, откуда опубликовал информацию о пытках и изнасилованиях в сети. «После того как видеозаписи были опубликованы, следственное управление СКР по Саратовской области возбудило пять уголовных дел по факту противоправных действий в отношении осужденных, находившихся в туберкулезной больнице» [23].

В 2021 г. Президентский Совет по правам человека в ходе инспекции российских колоний выявил многочисленные факты избиений и изнасилований заключенных офицерами ФСИН, о «вымогательстве денег и принуждении к чистосердечным признаниям» [24]. Беспредел офицеров ФСИН принял такие масштабы, что на защиту осужденных встали лидеры негласных структур управления, «воры в законе». Российские воры

в законе опубличили новые правила, которые призывают не считать арестантов, подвергшихся сексуальному насилию со стороны тюремных активистов, отверженным. Таким образом, криминальный мир объявил войну пыткам и насилию над заключенными, которые в последнее время стали обыденностью в российской пенитенциарной системе» [25].

Концентрация в учреждениях УИС убийц, насильников, боевиков, террористов привела к формированию среди осужденных своих криминальных структур «власти», своей системы «управления». Которая часто вступает в организованный конфликт с администрацией учреждений УИС. В учреждениях УИС наблюдаются процессы формирования массового криминального субъекта противодействия администрации УИС [26]. Что проявляется в массовых беспорядках, погромах колоний, нападениях на сотрудников ФСИН и пр.

Таким образом, на сегодняшний день учреждения УИС являются центрами содержания и воспитания озлобленных людей, имеющих опыт совершения тяжких преступлений; опыт владения огнестрельным оружием.

Учреждения УИС пропитаны духом и структурами движения АУЕ («Арестантский уклад един»). «Идеи группировки с ценностями тюремной субкультуры» на сегодняшний день охватили около 40 регионов, демонстрируя «хорошую структурированность и управляемость» организации» [27].

В расположении учреждений УИС времен СССР была одна особенность: они строились и функционировали преимущественно в Зауралье, Сибири, на Дальнем Востоке. Где была низкой плотность населения и высока потребность в рабочей силе. По мнению экспертов, значительная часть учреждений УИС находилась «в отдалении от современных социально-экономических центров, что порождает необходимость перевозить осужденных на дальние расстояния, ограничивает возможность рекрутирования персонала, осложняет привлечение заключенных к труду, препятствует поддержанию контактов осужденных с семьями и затрудняет внешний контроль за соблюдением их прав» [28]. Одновременно это затрудняло организацию побегов осужденных и доступ к ним организованных криминальных структур.

В ходе демократических реформ и преобразований уголовно - исполнительной системы было принято решение обеспечить отбывание осужденными наказания в учреждениях УИС в своих субъектах федерации [29]. В настоящее время в террористически опасных регионах Северного Кавказа, Приукраинских субъекта федерации находится значительное количество

учреждений УИС. Которые являются потенциальным объектом нападений ДРФ и ДРГ. К примеру, в КБР находится 1 СИЗО и 4 колонии; в КЧР -1 СИЗО; в Ставропольском крае- 2 СИЗО; 8 ИК; 1 ИЦ; в Чеченской республике- 2 СИЗО; 1 ИК; 1 КП.

В Белгородской области, на границе с Украиной в пределах проникновения ДРГ: 2 СИЗО, 5 ИК, 1 ВК; в Брянской области- 2 СИЗО; 5 ИК; 1 КП; 1 ВК. И так далее.

Учреждения УИС являются объектом пристального внимания войск специального назначения геополитических противников России.

В системе вооруженных сил стран Мирового Океана большое внимание уделяется войскам специального назначения, диверсионно -разведывательным формированиям. На сегодняшний день спецконтингент учреждений УИС является потенциальным резервом создания ДРФ и ДРГ. Проведение специальной военной операции на Украине демонстрирует все возрастающую роль ДРФ и ДРГ, которые уже начинают действовать на территории субъектов Российской Федерации в приграничной зоне. Специалистов по диверсиям, террору, партизанской войне готовят высококвалифицированные инструктора зарубежных спецслужб. Уже в апреле 2022 г. на Украину были направлены около 20 специалистов по диверсиям и партизанской войне «из состава Особой воздушной службы Великобритании (Special Air Service — SAS) во Львовскую область Украины заброшены» [30]. По словам экспертов, «они являются одними из самых высококвалифицированных специалистов в мире в области организации государственных переворотов, массовых протестных митингов, заказных убийств политических деятелей, вербовки агентуры, в том числе в высших эшелонах власти, подготовки терактов» [31]. На территории Эстонии «НАТО занимается .подготовкой диверсантов для атак на Россию. Эстония сейчас готовит диверсантов для работы на территории Российской Федерации» [32].

На Украине более десяти лет действуют два полка Сил специальных операций. При чем, личный состав полков формируют, готовят и направляют для совершения диверсионно - террористических актов специалисты США. Подготовленных диверсантов направляют в Россию [33]. Созданы и активно действуют учебные центры подготовки диверсантов из числа националистически настроенного населения Украины [34]. Выпускники учебных центров проходят стажировку в Сирии [35]. В подготовке диверсантов активное участие принимают зарубежные наемники, имеющие опыт диверсионно - террористической деятельности [36]. По примеру гитлеровской диверсионной школы «Гемфурт» [37] на территории Украины

готовят малолетних диверсантов и террористов. В Западной Украине малолетних диверсантов готовят по программе школ УПА [38].

Для руководства силами и средствами ДРФ США создали на Украине особое Управление специальных операций. Что говорит о высоком уровне управления диверсионно - разведывательными группами [39].

Одной из задач ДРФ является формирование вооруженных банд, партизанских отрядов на территории противника. В данном случае России. Самым оптимальным объектом для подбора «подкрепления» из числа местного населения являются учреждения уголовно - исполнительной системы.

Непосредственно на самом Кавказе и в приграничной зоне Южной границы СКФО существует достаточно разветвленная диверсионно -террористическая сеть, активно использующая криминальную проницаемость Государственной границы России. На территории Сирии в рядах ИГИЛ и других незаконных банд формирований в большом количестве действуют выходцы из республик Северного Кавказа. Это знаменитая структура «Катиба Аль Баттар» («Батальон мечей»)». [40] В Панкинском ущелье на территории Грузии, в непосредственной близости от границы России, постоянно находятся боевики. На территории Грузии созданы спецроты НАТО, в которых служит молодежь из республик Северного Кавказа. Украинские террористы - практиканты во время нахождения в Сирии вступали в личные контакты с кавказскими боевиками. Что способствовало созданию террористического интернационала [41].

Диверсионно - разведывательные группы можно разделить на две категории: прифронтовые ДРГ и оперативные ДРГ. Прифронтовые ДРГ действуют в прифронтовой зоне, совершают

диверсии на территориях на объектах ЛЭП, железнодорожного транспорта, предприятиях и т.п. Оперативные ДРГ забрасываются через границу на территорию России. Где объектами их нападений могут стать как должностные лица органов власти, так и учреждениях УИС. Для захвата территории исправительной колонии достаточно с помощью квадрокоптера забросить огнестрельное оружие заключенным, когда они будут находиться на построении либо передвигаться строем. Все остальное они сделают сами.

Нас в данном случае интересует государственная граница. Незаконное пересечение государственной границы относится к политической преступности.

В ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы рассматривается, «как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации». Решение этой сложнейшей задачи возлагается на все, без исключения федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Которые должны проводить согласованную деятельности «в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер» [42].

На наш взгляд, требуется объединение усилий ПС, ФСБ РФ, МВД РФ, Росгвардии и ФСИН в защите Государственной границы и приграничной территории в местах нахождения учреждений УИС в приграничной зоне.

Список литературы:

[1] Гурьянов А.А. Статус Государственной границы Российской Федерации в условиях современной глобализации//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. №3. С. 97- 98.

[2] Закон О Государственной границе Российской Федерации// https://docs.cntd.ru/ document/9033575?marker

[3] Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации// http://www.scrf.gov.ru/ security/State/document29/

[4] Полетаев В.В. Пограничные пропускные пункты формируют облик страны// http://council.gov. ru/services/discussions/blogs/79624/

[5] Идаятов Р.И. Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические проблемы: региональный аспект// http://www.dslib.net/kriminal-pravo/nezakonnoe-peresechenie-gosudarstvennoj-granicy-rossijskoj-federacii-ugolovno.html#2816591

[6] К числу основных из них относят:«популярность и расширение границ криминальной субкультуры», «воровских законов, традиций, обычаев»; «изменения социальных ценностей и морали, падение общего культурного уровня масс»; «распространенное среди основной части населения чувство неуверенности в своей безопасности..., в благоприятной перспективе для себя и своих близких; «неверие

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^

100 ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ - № 12 - 2022

в способность и желание власть имущих вести управление и реформирование государства в интересах населения»; «утрата этических ориентиров, позволяющих объективно оценивать допустимость и недопустимость определенных поступков в решении жизненных проблем»; «распространение алкоголизма и наркомании в молодежной среде»; «растлевающее влияние средств массовой информации и коммуникации»; «традиционно низкий в последние годы уровень солидарности населения с правоохранительными органами в их деятельности по предупреждению преступлений»; «избрание все большей частью населения главной целью жизни высокого материального положения» и др (См. Л.М. Про-зументов, А.В. Шеслер. Криминология. Общая часть. Учебник. Томск. 2007. С.115 - 170). 1 См.: Пасту-шеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника (психологический аспект): дис. ... д-ра пси-хологич. наук. М., 2000. С. 465-466.«традиционно низкий в последние годы уровень солидарности населения с правоохранительными органами в их деятельности по предупреждению преступлений»; «избрание все большей частью населения главной целью жизни высокого материального положения» и др (См. Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер. Криминология. Общая часть. Учебник. Томск. 2007. С.115 - 170).

[7] Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. - М., 2001. — С.544. Преступность, криминология, криминологическая защита. — М., 2007. — С.360.

[8] Специалист в области биологической антропии А. Белов разработал «теорию биологической антропии», или, как ее еще называют, «теорию озверения человека». Идея не новая, ее исповедовали еще античные авторы, утверждавшие, что отход человека от нормального человеческого общества ведет к его одичанию.

[9] См. Антонян Ю.М., Звизжова О.Ю. Преступность в истории человечества: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. С. 54-136

[10] Криминология. Общая часть. Учебник. Под редакцией Ф.К. Зиннурова. Казань. 2019. С. 72.

[11] Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юридическая литература, 1990.

[12] Зелинская Н.А. К вопросу о понятии политического преступления и политической преступности // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Серия 8: Политическая криминология. - Нижнекамск, 2005; Зелинская Н.А. Политические преступления в системе международной преступности. - Одесса, 2003; Зелинский С.А. Терроризм как преступная политика и политическое преступление // Актуальн проблеми держави та права: Зб. наук. праць. / Голов. ред. С.В. К'валов. - Одеса, 2000. - Вып.8; Иншаков С.М. Криминологическая характеристика и предупреждение политической преступности // Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Ава-несова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005;

[13] Климова Ю.Н. «Политическая преступность» и «политическая коррупция»: соотношение понятий // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Серия 8: Политическая криминология. - Нижнекамск, 2002. c.28

[14] Кулаков А.Ф. Политическая преступность: криминологический и правовой аспекты: Дисс. ... кандид. юрид. наук. - Рязань., 2002. С. 38; Кулаков А.Ф. Понятие и классификация политической преступности // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Серия 8: Политическая криминология. - Нижнекамск, 2002. С. 33.

[15] Шевцов Л.П. Роль и место войск Национальной гвардии в системе обеспечения общественной и государственной безопасности//Состояние и современные тенденции общественной безопасности, ее влияние на обороноспособность Российской Федерации. 17 октября 2019. М. 2019

[16] Горбунова Я.П., Литвинов Н.Д. Сальников М.В. Овчинников В.В., Потоцкий Н.К. //Проблемы и результаты административной реформы уголовно - исполнительной системы России в период демократических преобразований и реформирования//Юридическая наука: история и современность. 2022. №4. С. 116 - 150

[17] Криминология. Общая часть. Учебник. Под редакцией Ф.К. Зиннурова. Казань. 2019.

[18] «Основные результаты пограничной деятельности и перспективные задачи пограничных органов по противодействию угрозам пограничной безопасности»// http://ps.fsb.ru/fps/smi/appearance/ detail.htm% 21id%3D10322006%40fsbAppearance.h tml.

[19] Локтев В. Амнистия//Труд. 30 января 1999 г.

[20] Наумов И. Тюрьмам дали срок. На исправление// Парламентская газета, № 803, 13 сентября

2001

[21] Тюрьма по-русски в ожидании перемен//Российская газета. 22 апреля 1999 г. Как отмечалось в апреле 1999 г., «полностью изношена материальная база 40% колоний, каждый шестой СИЗО находится в аварийном состоянии, 26 из них вообще признаны непригодными к эксплуатации». (Тюрьма - народам//Коммерсант - Власть. 29 июня 1999 г).

[22] Горбунова Я.П., Литвинов Н.Д. Сальников М.В. Овчинников В.В., Потоцкий Н.К. //Проблемы и результаты административной реформы уголовно - исполнительсной системы России в период демократических преобразований и реформирования//Юридическая наука:история и современность. 2022. №4. С. 116 - 150

[23] Саратовская прокуратура отменила уголовное дело в отношении Сергея Савельева// https:// news.mail.ru/incident/48718587/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[24] До президента допытались// https://www. kommersant. ru/doc/5104122

[25] Григорьев Д., Ваганов А. Воры в законе объявили войну пыткам во ФСИН// https://ura.news/ articles/1036283617

[26] Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М. 1924. с.36.

[27] Арестантский уклад выгоняют из школы// https://news.mail.ru/society/43005329/

[28] Эксперты подготовили доклад о состоянии российской пенитенциарной системы// https:// news.mail.ru/incident/38953787/

[29] «Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 N 540 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)».

[30] Великобритания забросила специалистов по диверсиям на Украину// https://lenta.ru/ news/2022/04/23/diversi/

[31] Великобритания забросила специалистов по диверсиям на Украину// https://lenta.ru/ news/2022/04/23/diversi/

[32] Военный эксперт рассказал о подготовке в Эстонии диверсантов против России// https:// lenta.ru/news/2022/09/03/terror/

[33] Американцы готовят украинских диверсантов для глубинной разведки в России// http:// ya-russ.ru/amerikantsyi-gotovyat-ukrainskih-diversantov-dlya-glubinnoy-razvedki-v-rossii/

[34] Куденко А. Украинские нацисты убивают в Мариуполе до 235 человек в сутки// https://ria. ru/20220320/mariupol-1779179077.html?in=t; Сверхсекретные документы: лагеря подготовки международных террористов находятся на Украине//https://pikabu.ru/story/sverkhsekretnyie_dokumentyiJagerya_ podgotovki_mezhdunarodnyikh_terroristov_nakhodyatsya_na_ukraine_5728507

[35] Иностранные боевики в рядах террористических организаций в Сирии и Ираке. Москва-Белград. 2019. С. 13; Пять террористических группировок создали в Сирии единый центр руководства/ https://ria.ru/20180225/1515256496.html

[36] А. «Собрались со всего мира». Кто едет воевать на Украину// https://ria.ru/20220311/ spetsoperatsiya-1777516637.html?in=t

[37] Гемфурт: как советские дети становились нацистскими диверсантами// https://www.m24.ru/ articles/deti/26042014/43216

[38] Ильяшевич А. «Война близко»: зачем на Украине создают военизированные детские лагеря// https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/25072018-voyna-blizko-zachem-na-ukraine-sozdayut-voenizirovannye-detskie-lagerya/

[39] Ананских И.А., Литвинов Н.Д., Сальников М.В., Лавров О.Л., Миронов И.К., Нагирняк Ю.И.,Овчинников В.В. Национал-политические силы Украины как источник угроз диверсионно-терро-ристической деятельности на территории России//Юридическая наука: история и современность. 2022. №2.с. 120 - 168.

[40] В Сирии уничтожена группа боевиков из России (осторожно, жестокие кадры)// http:// kolokolrussia.ru/geopolitika/v-sirii-unichtojena-gruppa-boevikov-iz-rossii-ostorojno-jestokie-kadr

[41] Горбунова Я.П., Литвинов Н.Д. Сальников М.В. Овчинников В.В., Потоцкий Н.К. //Проблемы и результаты административной реформы уголовно - исполнительсной системы России в период демократических преобразований и реформирования//Юридическая наука:история и современность. 2022. №4. С. 116 - 150

[42] Закон О Государственной границе Российской Федерации// https://docs.cntd.ru/ document/9033575?marker

Spisok literatury:

[1] Gur'yanov A.A. Status Gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii v us-loviyah sovremennoj glo-balizacii//Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2015. №3. S. 97- 98.

[2] Zakon O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii// https://docs.cntd.ru/docu-ment/9033575?marker

[3] Koncepciya prigranichnogo sotrudnichestva v Rossijskoj Federacii//http://www.scrf.gov.ru/security/ State/document29/

[4] Poletaev V.V. Pogranichnye propusknye punkty formiruyut oblik strany// http://council.gov.ru/ser-vices/discussions/blogs/79624/

[5] Idayatov R.I. Nezakonnoe peresechenie gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii: ugolovno-pra-vovye i kriminologicheskie problemy: regional'nyj aspekt// http://www.dslib.net/kriminal-pravo/nezakon-noe-peresechenie-gosudarstvennoj-granicy-rossijskoj-federacii-ugolovno.html#2816591

[6] K chislu osnovnyh iz nih otnosyat: «populyarnost' i rasshirenie granic kriminal'noj subkul'tury», «vor-ovskih zakonov, tradicij, obychaev»; «izmeneniya social'nyh cennostej i morali, padenie obshchego kul'turnogo urovnya mass»; «rasprostranennoe sredi osnovnoj chasti naseleniya chuvstvo neuverennosti v svoej bezopas-nosti..., v blagopriyatnojperspektive dlya sebya i svoih blizkih; «neverie v sposobnost' izhelanie vlast' imush-chih vesti upravlenie i reformirovanie gosudarstva v interesah naseleniya»; «utrata eticheskih orientirov, pozvol-yayushchih ob"ektivno ocenivat' dopustimost' i nedopustimost' opredelennyh postupkov v reshenii zhiznen-nyh problem»; «rasprostranenie alkogolizma i narkomanii v molodezhnoj srede»; «rastlevayushchee vliyanie sredstv massovoj informacii i kommunikacii»; «tradicionno nizkij vposlednie gody uroven' solidarnosti naseleniya s pravoohranitel'nymi organami v ih deyatel'nosti po preduprezhdeniyu prestuplenij»; «izbranie vse bol'shej chast'yu naseleniya glavnoj cel'yu zhizni vysokogo material'nogo polozheniya» i dr (Sm. L.M. Prozu-mentov, A.V. SHesler. Kriminologiya. Obshchaya chast'. Uchebnik. Tomsk. 2007. S.115 - 170). 1 Sm.: Pas-tushenya A.N. Kriminogennaya sushchnost'lichnostiprestupnika (psihologicheskijaspekt): dis.... d-ra psiho-logich. nauk. M., 2000. S. 465-466.«tradicionno nizkij v poslednie gody uroven' solidarnosti naseleniya s pravoohranitel'nymi organami v ih deyatel'nosti po preduprezhdeniyu prestuplenij»; «izbranie vse bol'shej chast'yu naseleniya glavnoj cel'yu zhizni vysokogo material'nogo polozheniya» i dr (Sm. L.M. Prozumentov, A.V. SHesler. Kriminologiya. Obshchaya chast'. Uchebnik. Tomsk. 2007. S.115 - 170).

[7] Zakonomernosti prestupnosti, strategiya bor'by i zakon. - M., 2001. — S.544. Prestupnost', kriminologiya, kriminologicheskaya zashchita. — M., 2007. — S.360.

[8] Specialist v oblasti biologicheskoj antropii A. Belov razrabotal «teoriyu biologicheskoj antropii», ili, kak ee eshche nazyvayut, «teoriyu ozvereniya cheloveka». Ideya ne novaya, ee ispovedovali eshche antichnye avtory, utverzhdavshie, chto othod cheloveka ot normal'nogo chelovecheskogo obshchestva vedet k ego odichaniyu.

[9] Sm. Antonyan YU.M., Zvizzhova O.YU. Prestupnost' v istorii chelovechestva: mo-nografiya. M.: Norma: INFRA-M, 2015. S. 54-136

[10] Kriminologiya. Obshchaya chast'. Uchebnik. Pod redakciej F.K. Zinnurova. Ka-zan'. 2019. S. 72.

[11] Gurov A.I. Professional'naya prestupnost': proshloe i sovremennost'. M.: YUridicheskaya literatura,

1990.

[12] Zelinskaya N.A. K voprosu o ponyatii politicheskogo prestupleniya i politiche-skoj prestupnosti // Vestnik nauchnyh trudov Nizhnekamskogo filiala Moskovskogo gu-manitarno-ekonomicheskogo instituta. Seriya 8: Politicheskaya kriminologiya. - Nizhne-kamsk, 2005; Zelinskaya N.A. Politicheskie prestupleniya v sisteme mezhdunarodnoj pre-stupnosti. - Odessa, 2003; Zelinskij S.A. Terrorizm kak prestupnaya politika i politicheskoe prestuplenie // Aktual'ni problemi derzhavi ta prava: Zb. nauk. prac'. / Golov. red. S.V Kivalov. - Odesa, 2000. - Vyp.8; Inshakov S.M. Kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie politicheskoj prestupnosti// Kriminologiya: Uchebnik/ Pod red. G.A. Avanesova. 3-e izd., pererab. i dop. - M., 2005;

[13] Klimova YU.N. «Politicheskaya prestupnost'» i «politicheskaya korrupciya»: so-otnoshenie ponyatij // Vestnik nauchnyh trudov Nizhnekamskogo filiala Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. Seriya 8: Politicheskaya kriminologiya. - Nizhne-kamsk, 2002. c.28

[14] Kulakov A.F. Politicheskaya prestupnost': kriminologicheskij i pravovoj as-pekty: Diss. ... kandid. yurid. nauk. - Ryazan'., 2002. S. 38; Kulakov A.F. Ponyatie i klas-sifikaciya politicheskoj prestupnosti // Vestnik nauchnyh trudov Nizhnekamskogo fi-liala Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. Seriya 8: Politicheskaya kri-minologiya. - Nizhnekamsk, 2002. S. 33.

[15] SHevcov L.P. Rol' i mesto vojsk Nacional'noj gvardii v sisteme obespeche-niya obshchestvennoj i gosudarstvennoj bezopasnosti//Sostoyanie i sovremennye tendencii obshchestvennoj bezopasnosti, ee vli-yanie na oboronosposobnost' Rossijskoj Federacii. 17 oktyabrya 2019. M. 2019

[16] Gorbunova YA.P., LitvinovN.D. Sal'nikovM.V. Ovchinnikov V.V., PotockijN.K. //Problemy irezul'taty administrativnoj reformy ugolovno - ispolnitel'noj sistemy Rossii v period demokraticheskih preobrazovanij i reformirova-niya//YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2022. №4. S. 116 - 150

[17] Kriminologiya. Obshchaya chast'. Uchebnik. PodredakciejF.K. Zinnurova. Kazan'. 2019.

[18] «Osnovnye rezul'taty pogranichnoj deyatel'nosti i perspektivnye zadachi pogranichnyh organov po protivodejstviyu ugrozam pogranichnoj bezopasnosti»// http://ps.fsb.ru/fps/smi/appearance/detail. htm%21id%3D10322006%40fsbAppearance.html.

[19] Loktev V. Amnistiya//Trud. 30 yanvarya 1999 g.

[20] Naumov I. Tyur'mam dali srok. Na ispravlenie// Parlamentskaya gazeta, № 803, 13 sentyabrya

2001

[21] Tyur'ma po-russki v ozhidanii peremen//Rossijskaya gazeta. 22 aprelya 1999 g. Kak otmechalos' v aprele 1999 g., «polnost'yu iznoshena material'naya baza 40% kolonij, kazhdyj shestoj SIZO nahoditsya v ava-rijnom sostoyanii, 26 iz nih voobshche priznany ne-prigodnymi k ekspluatacii». (Tyur'ma - narodam//Kommer-sant - Vlast'. 29 iyunya 1999 g).

[22] Gorbunova YA.P., Litvinov N.D. Sal'nikov M.V. Ovchinnikov V.V., Potockij N.K. //Problemy i rezul'taty administrativnoj reformy ugolovno - ispolnitel'snoj sistemy Rossii v period demokraticheskih preobrazovanij i reformirova-niya//YUridicheskaya nauka:istoriya i sovremennost'. 2022. №4. S. 116 - 150

[23] Saratovskaya prokuratura otmenila ugolovnoe delo v otnoshenii Sergeya Sa-vel'eva//https://news. mail. ru/inciden t/48718587/

[24] Do prezidenta dopytalis'// https://www.kommersant.ru/doc/5104122

[25] Grigor'ev D., Vaganov A. Vory v zakone ob"yavili vojnu pytkam vo FSIN// https://ura.news/arti-cles/1036283617

[26] Poznyshev S.V Osnovy penitenciarnoj nauki. M. 1924. s.36.

[27] Arestantskij uklad vygonyayut iz shkoly// https://news.mail.ru/society/43005329/

[28] Eksperty podgotovili doklad o sostoyanii rossijskoj penitenciarnoj sistemy// https://news.mail.ru/ incident/38953787/

[29] «Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.09.2006 N 540 «O federal'noj cele-voj programme "Razvitie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (2007 - 2016 gody)».

[30] Velikobritaniya zabrosila specialistov po diversiyam na Ukrainu// https://lenta.ru/news/2022/04/23/ diversi/

[31] Velikobritaniya zabrosila specialistov po diversiyam na Ukrainu// https://lenta.ru/news/2022/04/23/ diversi/

[32] Voennyj ekspert rasskazal o podgotovke v Estonii diversantov protiv Ros-sii// https://lenta.ru/ news/2022/09/03/terror/

[33] Amerikancy gotovyat ukrainskih diversantov dlya glubinnoj razvedki v Ros-sii// http://ya-russ.ru/ amerikantsyi-gotovyat-ukrainskih-diversantov-dlya-glubinnoy-razvedki-v-rossii/

[34] Kudenko A. Ukrainskie nacisty ubivayut v Mariupole do 235 chelovek v su-tki// https://ria. ru/20220320/mariupol-1779179077.html?in=t; Sverhsekretnye dokumenty: lagerya podgotovki mezhdunar-odnyh terroristov nahodyatsya na Ukrai-ne//https://pikabu.ru/story/sverkhsekretnyie_dokumentyi_lagerya_ podgotovki_mezhdunarodnyikh_terroristov_nakhodyatsya_na_ukraine_5728507

[35] Inostrannye boeviki v ryadah terroristicheskih organizacij v Sirii i Ira-ke. Moskva- Belgrad. 2019. S. 13; Pyat' terroristicheskih gruppirovok sozdali v Sirii edinyj centr rukovodstva/ https://ria. ru/20180225/1515256496.html

[36] A. "Sobralis' so vsego mira". Kto edet voevat' na Ukrainu// https://ria.ru/20220311/spetsoperat-siya-1777516637.html?in=t

[37] Gemfurt: kak sovetskie deti stanovilis' nacistskimi diversantami// https://www.m24.ru/articles/ deti/26042014/43216

[38] Il'yashevich A. «Vojna blizko»: zachem na Ukraine sozdayut voenizirovannye detskie lagerya// https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/25072018-voyna-blizko-zachem-na-ukraine-soz-dayut-voenizirovannye-detskie-lagerya/

[39] Ananskih I.A., Litvinov N.D., Sal'nikov M.V., Lavrov O.L., Mironov I.K., Nagirnyak YU.I.,Ovchinnikov V.V. Nacional-politicheskie sily Ukrainy kakistochnikugroz diversionno-terroristicheskoj deyatel'nostina terri-torii Rossii//YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2022. №2.s. 120 - 168.

[40] V Sirii unichtozhena gruppa boevikov iz Rossii (ostorozhno, zhestokie kad-ry)// http://kolokolrussia. ru/geopolitika/v-sirii-unichtojena-gruppa-boevikov-iz-rossii-ostorojno-jestokie-kadr

[41] Gorbunova YA.P., LitvinovN.D. Sal'nikovM.V. Ovchinnikov V.V., PotockijN.K. //Problemy irezul'taty administrativnoj reformy ugolovno - ispolnitel'snoj sistemy Rossii v period demokraticheskih preobrazovanij i reformirova-niya//YUridicheskaya nauka:istoriya i sovremennost'. 2022. №4. S. 116 - 150

[42] Zakon O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii// https://docs.cntd.ru/docu-ment/9033575?marker

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.