Научная статья на тему 'Уголовно-исполнительная политика и ее роль в предупреждении преступлений в местах лишения свободы'

Уголовно-исполнительная политика и ее роль в предупреждении преступлений в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / PENAL ENFORCEMENT POLICY / CRIMES IN PLACES OF INCARCERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишигеев Владимир Степанович, Пузикова Анастасия Витальевна

Конституция Российской Федерации занимает особое значение в местах лишения свободы; карательная политика государства смягчена, усилена борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Преступность в местах лишения свободы характеризуется особой жестокостью, совсем незначительная часть преступлений регистрируется. Довольно часто в местах лишения свободы встречается нападение на персонал. Лица, которые осуждены за совершение преступлений, в местах лишения свободы все чаще совершают новые преступления. Исходя из «Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года», должно быть два вида исправительных учреждений, фактически, данная концепция не реализована. Для достижения целей наказания необходима необходимо реформировать уголовно-исполнительную систему. Следует решить вопрос об организации труда у осужденных. Считаем, необходимостью ввести участие уголовно-исполнительной систему в предпринимательскую деятельность. Необходимо ввести общественный контроль за ме6стами лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ишигеев Владимир Степанович, Пузикова Анастасия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Penal Enforcement Policy and Its Role in Preventing Crimes in Places of Confinement

The Constitution of the Russian Federation has a special significance in places of confinement; the penal policy of the state is mitigated, the struggle against grave and especially grave crimes is intensified. Crimes in places of incarceration are characterized by severe violence and just a minor fraction of them gets registered. Attacks against the personnel are quite common in places of confinement. It is becoming more and more common that persons convicted for some crime commit new crimes in confinement. Based on the “Concept of Developing the Penitentiary System until 2020”, there should be two types of penitentiary institutions, in fact, this strategy is not implemented. To achieve the goals of punishment, it is necessary to reform the penitentiary system. The problem of organizing workplaces for the inmates should be solved. The authors believe that it is necessary to have entrepreneurial activities in the penitentiary system. There should be public control over places of confinement.

Текст научной работы на тему «Уголовно-исполнительная политика и ее роль в предупреждении преступлений в местах лишения свободы»

УДК 343.81

В.С. Ишигеев, А.В Пузикова

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Конституция Российской Федерации занимает особое значение в местах лишения свободы; карательная политика государства смягчена, усилена борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Преступность в местах лишения свободы характеризуется особой жестокостью, совсем незначительная часть преступлений регистрируется. Довольно часто в местах лишения свободы встречается нападение на персонал. Лица, которые осуждены за совершение преступлений, в местах лишения свободы все чаще совершают новые преступления. Исходя из «Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года», должно быть два вида исправительных учреждений, фактически, данная концепция не реализована. Для достижения целей наказания необходима необходимо реформировать уголовно-исполнительную систему. Следует решить вопрос об организации труда у осужденных. Считаем, необходимостью ввести участие уголовно-исполнительной систему в

предпринимательскую деятельность. Необходимо ввести общественный контроль за мебстами лишения свободы.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, уголовно-исполнительная политика, преступность в местах лишения свободы.

V.S. Ishigeev, A.V. Puzikova

PENAL ENFORCEMENT POLICY AND ITS ROLE IN PREVENTING CRIMES IN PLACES OF CONFINEMENT

The Constitution of the Russian Federation has a special significance in places of confinement; the penal policy of the state is mitigated, the struggle against grave and especially grave crimes is intensified. Crimes in places of incarceration are characterized by severe violence and just a minor fraction of them gets registered. Attacks against the personnel are quite common in places of confinement. It is becoming more and more common that persons convicted for some crime commit new crimes in confinement. Based on the "Concept of Developing the Penitentiary System until 2020", there should be two types of penitentiary institutions, in fact, this strategy is not implemented. To achieve the goals of punishment, it is necessary to reform the penitentiary system. The problem of organizing workplaces for the inmates should be solved. The authors believe that it is necessary to have entrepreneurial activities in the penitentiary system. There should be public control over places of confinement.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, penal enforcement policy, crimes in places of incarceration.

Конституция Российской Федерации - это основной закон страны, занимающий особое место в жизни любого государства, закрепляющее важнейшие права и свободы гражданина и человека во всех сферах общества, в том числе и местах лишения свободы. В настоящее время, по данным Минюста Российской Федерации в исправительных учреждениях содержится 558777 тысяч человек [1, с. 5]. Сокращение численности осужденных в исправительных колониях обусловлена общим смягчением карательной политики государства в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, и одновременно усилением борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, за совершение которых, однозначно лица их совершившие, осуждаются к лишению свободы.

По данным ФСИН Российской Федерации в настоящее время в местах лишения свободы, как отмечает Агильдин В.В., «более 57 % всех осужденных судимы неоднократно, более 100 воров в законе содержится во всех исправительных колониях, образуются различные группировки «отрицательной» направленности» [2, с. 50-55].

Одним из важных показателей работы исправительных учреждений, как отмечает В.С. Ишигеев, «является количество и характер, совершаемых в них учреждениях, и это является одним из парадоксов мест лишения свободы,

заключающийся в том, что лица, помещенные туда за совершения преступлений, и для того, чтобы исправиться, они совершают новые преступления» [3, с. 20]. Поэтому совершенно правильно А.П. Стуканов пишет, что «преступность в местах лишения свободы опасна по характеру и отличается своей жестокостью, регистрируется лишь незначительная их часть» [4, с. 34]. И это стало возможным, потому что «в настоящее время продолжает ухудшаться криминологическая характеристика контингента. Вдвое возросли темпы роста числа осужденных при особо опасном рецидиве. Ежегодно регистрируется порядка 150 случаев нападения на персонал» [5], тем самым насилие определяет характер всей пенитенциарной преступности, и общественная опасность данных преступлений становится еще выше, так как они совершаются лицами, которые уже признаны преступниками, но тем не менее вновь совершают преступления, игнорируя уголовно-правовые запреты. Тем самым, одним из наиболее опасных для общества и государства негативных явлений, является преступность, так как она наносит наиболее существенный вред общественным отношениям, в том числе, и в местах лишения свободы, препятствуя исправлению осужденных, в связи с чем государство вырабатывает комплекс мер по осуществлению конкретных мер воздействия на лиц, совершивших преступления для их возвращения к нормальной жизни, то есть, вырабатывают уголовно-исполнительную политику определенной цели исполнения наказания, государственно-правового механизма их реализации и создания режима отбывания наказания, обеспечивают исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений.

Между тем, несмотря на существенные изменения социально-политической и экономической обстановки, происходящей в стране, уголовно-исполнительная система по-прежнему сохранила преемственность советской исправительно-трудовой системы, где также продолжает действовать исправительные колонии (без употребления трудовые), тюрьмы, которые согласно «Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года» [6.] должны быть реформированы в два вида исправительных учреждений: колонии-поселения и тюрьмы, в соответствии с международными стандартами, но, фактически концепция реализована не была, ведь не случайно С. И. Дементьев отмечал, что уголовно-исполнительная система зашла в тупик» [7, с. 71] .

Можно констатировать, что в настоящее время отсутствует концептуально оформленная стратегия по противодействию преступности в местах лишения свободы, то есть. Необходима адекватная уголовно-исполнительная политика государства по реформированию уголовно-исполнительной системы для достижения целей наказания.

Следует учесть мнение С.И. Дементьева о том, что «наказание в виде лишения свободы должно применяться только к лицам, представляющим опасность для общества» [8, с. 117-120]. Таким образом в этом случае произойдет соединение целей уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УПК РФ) - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Одновременно. По

предложению Р.В. Мазюка «к лицам, совершившим преступления не представляющим большой опасности, судебный штраф и другие меры уголовно-правового характера» [9, с. 126-137].

А в отношении осужденных, направленных в места лишения свободы, следует решить вопрос об организации труда лишенных свободы, так как, с учетом реалий сегодняшнего дня, доля осужденных, не занятых трудом, значительно выросла и это объяснимо тем, что вся пенитенциарная система по выражению В.М. Курицына «нуждалась в дешевой рабочей силе в период индустриализации страны» [10, с. 6]. И действительно, труд осужденных был активно использован в строительстве каналов, городов- случников Комсомольска на Амуре, Норильска, Ангарска и других, а в настоящее время, в условиях рыночной экономики, уголовно-исполнительная система по-прежнему продолжает оставаться в условиях «плановой экономики социализма, и большая часть осужденных не участвует в трудовой деятельности, фактически являются безработными» [11, с. 8]. Хотя труд по-прежнему является средством исправления. Думается, что в настоящее время следует разработать стратегию в уголовно-исполнительной политике об участии уголовно-исполнительной системы в предпринимательской деятельности, ориентированной на систематическое извлечение прибыли, в этом случае большая часть осужденных будет занята на производстве и соответственно у них будет возможность получать достойную заработную плату, ведь «государство обязано организовывать пенитенциарную систему таким образом, чтобы не оскорблять достоинства лиц, содержащихся там» [12, с. 127], мизерной заработной платой, едва хватающей на собственное содержание.

Одним из направлений современной уголовно-исполнительной политики должен являться общественный контроль за местами лишения свободы, так как скандал, охвативший события в Ярославской колонии, где сотрудники учреждения избивали осужденного Макарова и других, свидетельствует о том, что в настоящее время необходимо выработать приоритеты охраны личности, так как «благо любой общественной системы определяется в конечном счете и благополучием людей» [13, с. 22].

Наиболее важным аспектом уголовно-исполнительной политики является противодействие криминальной субкультуре мест лишения свободы, которая является одним из факторов пенитенциарной преступности и влияющий на формирование молодежной субкультуры (АУЕ), а также борьбы с радикальными исламистами, активно проповедующими идеи ваххабизма в колониях!

Список использованной литературы

1. Агильдин В.В. Организованная преступность: понятие, признаки,

вопросы, требующие разрешения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 50-55.

2. Антонов А.Т. К вопросу о возможности снижения рецидива преступлений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2018. - С. 2-7.

3. Владимирова О.А. К вопросу об особенностях договорных обязательств с участием учреждений уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2019. - № 2. - С. 7-13.

4. Дементьев С.И. Четверть века в лагерях и колониях Советского союза. Правда и вымысел. - Краснодар.: Кубанский государственный аграрный университет, 2002. - 451 с.

5. Дементьев С.И. Конструирование уголовно-правовых санкций с учетом повторности преступлений // Советское государство и право. - 1985. - № 4. -С. 117-120.

6. Ишигеев В.С., Кернаджук И.В. Наказание и предупреждение преступлений в местах лишения свободы : моногр. - Хабаровск : Дальневост. ин-т менеджмента, бизнеса и права, 2003. - 130 с.

7. Корниенко Г.А. Заседание коллегии ФСИН РФ 11 марта 2015 г. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 4. - С. 6-10.

8. Курицын, В. М. История отечественного государства и права. 1929 г. -22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической и социально-политической базы будущей победы в Великой Отечественной войне: учеб. пособ. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.

9. Мазюк Р.В. Судебный штраф // Уголовное право. - 2017. - №1. - С. 126137.

10. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический аспект. - Москва; Рязань: Акад. ФСИН, 2009. -31 с.

11. Смирнова И.Г. Социальная ценность российского уголовного судопроизводства. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - Томск, 2012. - 50 с.

12. Смолькова И.В. Признание обвиняемым своей вины: доказательственное и правовое значение. - М.: Изд-во Юрлитинформ, 2017. -423 с.

13. Стуканов А. П. «Кресты»: история побегов. - СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2001. - 76 с.

Информация об авторах

Владимир Степанович Ишигеев - Заслуженный юрист Республики Бурятия, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса, Институт государства и права, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Анастасия Витальевна Пузикова - ассистент кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса, Институт государства и права, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11; e-mail: Puzikova.AV@yandex.ru.

Information about the authors

Ishigeev, Vladimir S. - Honorary Lawyer of the Republic of Buryatia, Doctor of Law, Professor, Chair of Criminal Law, Criminology and Criminal Process, Institute of State and Law, Baikal State University, 11, Lenin st., 664003, Irkutsk.

Puzikova, Anastasiya V. - Junior Lecturer, Chair of Criminal Law, Criminology and Criminal Process, Institute of State and Law, Baikal State University, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk; e-mail: Puzikova.AV@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.