Научная статья на тему 'Уголовно-экологическая политика России: постановка проблемы'

Уголовно-экологическая политика России: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL CRIMES / CRIMINAL ENVIRONMENTAL POLICIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин Виктор Михайлович

В статье автором представлено научное обоснование существования уголовно-экологической политики. На основе теоретических и практических подходов, автор предлагает развитие концепции уголовноэкологической политики. Автор приходит к выводу о том, что современная уголовно-экологическая политика недостаточно эффективна, требует дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal ecological policy of Russia: problem statement

Article analyzes the scientific approaches to the existence of criminal policy and environmental policy of Russia on the basis of which the author comes to the conclusion that the question of the existence of criminal environmental policies. On the basis of theoretical and practical approaches, the author develops the concept of the existence of criminal environmental policies, and then gives a definition of the latter. The author comes to the conclusion that the modern criminal environmental policy as a whole to acknowledge insufficient and require further improvement.

Текст научной работы на тему «Уголовно-экологическая политика России: постановка проблемы»

5. Шумилин С.Ф., Завидов, Б. Д. Методологические, тактические и юридические проблемы допроса — М.: Эксмо, 2003.

6. Дымов Г.А. Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними II Российский следователь. — 2005. — № 5. — С. 43-47.

7. Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений. — М., 1930.

©Чеботарёва Т.В., 2017

УДК 343.77 ШЕНШИН Виктор Михайлович

Преподаватель кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат юридических наук. Адрес^ Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1.

Тел.: +7 (951) 684-13-20, E-mail: [email protected].

SHENSHIN Victor Mikhailovich

Lecturer in constitutional and administrative law of the faculty of the Saint—Petersburg Military Institute ofNational Guard Troops ofthe Russian Federation, candidate ofjuridical sciences.

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (951) 684-13-20, E-mail: [email protected].

Уголовно-экологическая политика России: постановка проблемы Criminal ecological policy of Russia: problem statement

В статье автором представлено научное обоснование существования уголовно-экологической политики. На основе теоретических и практических подходов, автор предлагает развитие концепции уголовно-экологической политики. Автор приходит к выводу о том, что современная уголовно-экологическая политика недостаточно эффективна, требует дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: уголовная политика, экологическая политика, экологические преступления, уголовно-экологическая политика.

Article analyzes the scientific approaches to the existence of criminal policy and environmental policy of Russia on the basis of which the author comes to the conclusion that the question of the existence of criminal environmental policies. On the basis of theoretical and practical approaches, the author develops the concept of the existence of criminal environmental policies, and then gives a definition of the latter. The author comes to the conclusion that the modern criminal environmental policy as a whole to acknowledge insufficient and require further improvement.

Keywords: criminal policy, environmental policy, environmental crimes, criminal environmental policies.

Уголовное право, являющееся самостоятельной отраслью права, представляет собой юридические нормы, устанавливающие общественно-опасные деяния, признающиеся преступлениями, наказания за их совершение, уголовно-правовые меры, применяемые к совершившим преступления лицам.

Ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ) установлено, что задачами уголовного законодательства в сфере экологии являются охрана окружающей среды от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Указанные задачи решаются на федеральном уровне, поскольку в соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится уголовное законодательство, состоящее из УК РФ и новых законов, предусматривающих уголовную ответственность, и подлежащих включению в УК РФ.

Анализ изменений, внесенных в гл. 26 УК РФ, показывает, что они в основе своей предусматривают криминализацию санкций статей, вводя большие размеры часов, отводимых на обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы. Наша точка зрения сводится к тому, что за совершение преступлений, предусмотренных гл. 26 УК РФ, следует по всем составам преступлений изменять размеры штрафов, увеличивая их. В обоснование сказанного следует отметить, что последствия экологических преступлений наносят существенное ухудшение

качества окружающей среды, на устранение которого потребуется значительное время и большие финансовые и материальные затраты. Кроме того, последствия таких деяний препятствуют сохранению и правомерному использованию окружающей среды.

Указанные положения находят своё отражение в законопроекте, разработанном депутатом ГД ФС РФ И. Сухаревым в конце 2016 г. [1]. Его рассмотрение планируется к рассмотрению в профильном комитете в феврале 2017 г. Данный законопроект предусматривает десятикратное увеличение штрафов для юридических лиц за экологические преступления — до 1,5 миллиона рублей. Автор законопроекта отметил, что все штрафы по статьям, предусмотренным гл. 26 УК РФ, необходимо увеличить.

Указанные факторы позволяют утверждать, что к неблагоприятным явлениям современного российского общества следует отнести и экологическую преступность, которая рассматривается как общественно-правовые явления, представляющие собой ряд отдельных преступлений, которые создают предпосылки к нарушению стабильности экологических правоотношений. Она входит в число наиболее опасных для общества видов преступности и имеет массовое распространение.

Статистика экологических преступлений демонстрирует тенденцию к их увеличению. В целом в России за 2007 г. зарегистрировано 41242 преступления, в 2009 г. - 46607, в 2010 г. - 39160, в 2012 г. - 27580,

в 2013 г. - 24730, в 2014 г. - 25530. В 2015 г. зарегистрировано 24740 экологических преступлений, что на 3,1 % ниже, чем в 2014 г. [2] И хотя в 2007 г. экологических преступлений по сравнению с 2015 г. зарегистрировано практически на 60 % больше, не будем забывать о том, что латентность таких преступлений приближается к 100 %. Статистика отражает только малую часть совершаемых экологических преступлений. Исчерпывающей информации о реальной распространенности экологических преступлений в настоящее время нет. Есть основания предполагать, что удельный вес фактически совершенных экологических преступлений среди всех видов преступлений в России составляет не менее 15—20 %, а не 1,4 %. Важно учитывать, что с негативными последствиями многих преступлений, совершённых сегодня, мы столкнёмся только в будущем, о котором, к сожалению, не задумываемся.

Решение проблемы формирования уголовно-экологической политики России, по нашему мнению, невозможно без комплексного исследования уголовной политики, всесторонний анализ которой позволит в дальнейшем сформировать концепцию уголовно-экологической политики государства.

Экологическое преступление является общественно опасным, наиболее распространенным видом противоправных деяний. Вместе с иными экологическими правонарушениями (прежде всего административными проступками), исходя из тяжести наступивших неблагоприятных последствий, особенно экологического и социального характера, экологические преступления оказывают многостороннее воздействие на состояние национальной безопасности России. Сущностная корреляция экологических преступлений показывает, что такие преступления являются в большей мере и экономическими (противоправное пользование природными ресурсами), и корыстными (незаконная охота, рыбный промысел).

Все составы преступлений, предусмотренные гл. 26 УК РФ, посягают на окружающую среду, однако определения экологического преступления она не содержит. Рассмотрение понятия «экологическое преступление» необходимо для выяснения ряда вопросов:

1) все ли входящие в указанную группу преступления являются экологическими, или они по различным причинам регламентированы другими главами УК РФ;

2) что общего имеется у экологических преступлений, какие юридические последствия влечет признание преступлений (групп преступлений) экологическими:

3) можно ли говорить о достаточно полном и последовательном уголовно-правовом регулировании поведения по отношению к объектам окружающей среды?

Понятие «экологическое преступление» должно базироваться на следующих предпосылках. Первой группой таких предпосылок является наличие опасности антропогенного воздействия, которое причиняет ущерб окружающей среде, который в реальности негативно воздействует на условия существования человека, нарушает деятельность человеческого общества. Установление ответственности за экологические преступления выступает инструментом самозащиты общества от преступлений.

Ко второй группе предпосылок относятся установленные законом условия наступления и реализации

уголовной ответственности. Экологическое преступление — это прежде всего вид, группа преступлений, содержащихся в УК РФ. Исходя из этого, описывающие их понятия отражают и учитывают специфику вредного поведения (социального и экологического), общие черты преступлений, т. е. уголовно наказуемых деяний, вырабатываемых с учётом ст. 14 УК РФ «Понятие преступления» и норм специального экологического законодательства.

В юридической литературе немало работ, затрагивающих проблему определения понятия «экологическое преступление», в которых авторы рассматривают различные его аспекты, предпринимают попытки классифицировались признаки экологических преступлений, рассматривают их особенности [5, с. 111-116].

Обобщая вышеизложенное, полагаем возможным сформулировать данное понятие следующим образом: экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и её компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на них) как социальной ценности, приводящей к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды. Как видно из предлагаемого определения экологического преступления, экологическая безопасность в нём присутствует в качестве самостоятельного предмета, что, на наш взгляд, более точно отражает превалирующие тенденции в развитии российского экологического законодательства.

Для того чтобы эффективно оказывать воздействие на преступность, необходимо осуществлять комплексную политику, одной из целей которой является борьба с преступностью, которая называется «уголовная политика».

Понятие «уголовная политика» исследовалось со второй половины XIX в. Достаточно активно вопросы уголовной политики рассматриваются и сегодня. Так, рядом авторов, предлагается принять Основы государственной политики борьбы с преступностью в Российской Федерации. Первые упоминания об уголовной политике появились в России в конце XIX в., но до сих пор юридическая наука не выработала единого взгляда на определение уголовной политики.

Уголовно-экологическая политика выступает как составной элемент уголовной политики государства, т. к. действующий УК РФ содержит составы экологических преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность для лиц, их совершивших. Об уголовно-экологическом контексте уголовной политики необходимо говорить и потому, что в сфере охраны окружающей среды действует единая судебная система, а также единое законодательство. Обособленность уголовно-экологической политики предполагает существование своего предмета правового регулирования — экологической безопасности государства.

Под экологической безопасностью целесообразно понимать состояние защищённости личности, общества и государства от деяний (действия или бездействия), направленных на причинение вреда окружа-

ющей среде, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Выступая в качестве объекта экологических преступлений, экологическая безопасность государства институционализирована разд. IX УК РФ — «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и входящей в него гл. 26 УК РФ — «Экологические преступления». Общеизвестно, что на экологическую безопасность оказывают воздействие и другие преступления, не указанные в гл. 26 УК РФ, а также общественно опасные деяния, криминализация которых уже давно назрела. Осуществление охраны экологической безопасности России комплексом средств, к которым следует отнести и уголовно-правовые, составляет суть уголовно-экологической политики.

Целесообразно отметить существование особого института правового регулирования — комплекса отношений, связанных с экологической безопасностью государства, т. е. наличие отдельной отрасли права — экологического права, предметом регулирования которого выступают природоресурсные и природоохранительные отношения, возникающие в процессе деятельности государства в сфере экологии. Рассмотрение проблем уголовной ответственности за экологические преступления в отрыве от экологического права невозможно, поскольку практически все диспозиции составов преступлений против экологической безопасности прописаны законодателем как бланкетные, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение специальных правил. Множественность нормативных правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды и устанавливающих при этом уголовную ответственность, также позволяет говорить об обособленной специфике уголовно-экологической политики России.

Н.И. Загородников утверждает, что «уголовная политика — это отношения между классами, нациями, социальными группами, обществом и личностью, имеющие своим содержанием участие граждан в деятельности государства в сфере борьбы с преступностью; это определение содержания, форм и задач деятельности государства и его органов, а также общественных организаций, направленной на защиту завоеваний трудящихся, интересов государства, личности и её прав, созданного народом правопорядка от преступных посягательств» [3, с. 85—87].

Целями уголовно-экологической политики, по нашему мнению, являются: 1) охрана прав и свобод личности, общества и государства от экологических преступлений; 2) предупреждение экологических преступлений, а также снижение такой преступности.

Субъектами уголовно-экологической политики выступают органы государственной власти: законодательные — Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительные — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы государственной власти, правоохранительные — Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, прокуратура, следственные органы, судебные — суды различных уровней, научные организации, ведущие разработку проблем уголовно-экологической политики.

Все эти субъекты принимают участие в правотворческой деятельности, нацеленной на реализацию уголовно-экологической политики, в правоприменительной деятельности, в образовании научных подходов и предложений, направленных на совершенствование уголовно-экологической политики.

Уголовно-экологическая политика оперирует правотворческими, правоприменительными, организационными, социальными, экономическими, статистическими и научными средствами.

Уголовно-экологическая политика существует в форме системы научных знаний, о чем свидетельствует объём научных знаний, содержащихся в работах, посвящённых проблемам ответственности за экологические преступления и криминологии.

Таким образом, уголовно-экологическая политика характеризуется научными знаниями о преступности в сфере охраны окружающей среды и её предупреждении, и отличается от других аспектов уголовно-экологической политики содержанием и формами.

Рассмотрение уголовно-экологической политики, выраженной в деятельности органов государственной власти в виде системы научных знаний о преступности и её предупреждении, не ограничивается только этим. Отметим, что, по нашему мнению, уголовно-экологическая политика существует в виде системы взглядов на уголовное законодательство в сфере охраны окружающей среды, преступность и наказуемость деяний, уголовную ответственность и наказания. Это обусловлено ретроспективным анализом развития уголовного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Нам представляется необходимым выделить в качестве предмета уголовно-экологической политики такой элемент, как проблемы международно-правового сотрудничества в области противодействия совершению экологических преступлений. Такая точка зрения основывается на значении международно-правовой охраны окружающей среды для решения как глобальных проблем экологии, так и охраны окружающей среды в российском государстве.

Такое международное уголовно-экологическое сотрудничество должно основываться на следующих направлениях.

1. Обмен опытом, лицами, совершившими экологические преступления, координация деятельности государств.

2. Разработка и осуществление научно обоснованных систем мер предупреждения экологической преступности.

3. Определение принципов международной уголовно-экологической политики и стратегии поведения человечества по отношению к окружающей среде в мировом масштабе.

A.A. Пионтковский под уголовной политикой понимал «отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучение средств борьбы с преступностью, задачей — целесообразное построение этих средств» [2, с. 65].

Законодательные, исполнительные, судебные органы государственной власти, а также политические партии и общественные объединения занимаются выработкой определённой стратегии и тактики в сфере противодействия преступности, использованием в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых происходит формирование, изменение и допол-

нение уголовного законодательства, происходит определение преступности и наказуемости деяний, установление целей, задач, форм и порядка воздействия на лиц, совершивших преступления.

Уголовно-экологическая политика должна базироваться на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, решениях Конституционного Суда РФ.

Существующие условия претворения в жизнь демократических преобразований ставят перед государством и особые задачи — такие, как разработка и реализация нормативно-правовых и организационно-управленческих мер по противодействию экологической преступности, а также проведение множественного комплекса мероприятий, преследующих цель удержать её на социально приемлемом уровне.

Необходимо отметить, что уголовно-экологическая политика не определяется только нормами права. Отметим и такой источник постановки проблем перед органами государственной власти, как ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в которых задаются основные импульсы развития государственной политики, в т. ч. уголовно-экологической.

В послании Президента РФ 2005 г. было отмечено, что «организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов» [6]. В 2009 г. Президентом РФ прямо был задан ориентир на совершенствование уголовного закона — необходимо шире применять в качестве уголовной санкции штрафы [7]. В 2010 г. вновь говорилось о совершенствовании уголовного законодательства [8]. В послании 2016 г. Президент РФ сказал: «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, на улучшение экологии, здоровья людей, на развитие образования и культуры» [9].

Таким образом, определяя основные векторы развития государственной политики в уголовно-экологической сфере на ближайшую и последующую перспективу, послания Президента РФ содержат указания органам государственной власти различных уровней и различных ветвей власти на внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее рассматриваемую сферу.

Уголовно-экологическая политика не может выражаться только в уголовном праве или в экологическом праве. Нет, такая политика немыслима без принятия мер социальной направленности, которые явно находятся вне уголовно-правовой сферы. Будет ошибочным полагать, что уголовно-экологическая политика выражается через уголовное право, а вернее, его нормы.

Уголовно-экологическая политика включает в себя и деятельность в сфере экологического просвещения, образования в духе нетерпимости к совершению экологических преступлений.

Важным направлением, характеризующим рассматриваемую проблему, является совершенствование системы экологической информации. Само понятие «экологическая информация» в законе не закреплено, что также требует научных исследований.

Уголовно-экологическая политика России выступает как сложный, исторический, самостоятельный вид и этап государственной политики, сконцентрировавший в себе тенденции и противоречия дореволюционного, советского и современного этапа развития политики государства в сфере предупреждения экологических преступлений.

Поскольку уголовно-экологическая политика выступает одним из видов осуществляемой политики Российского государства, она через специфику своего объекта оказывает существенное воздействие на политику государства в целом, изменяя сущность последней.

Показатели экологической преступности (количественные и качественные), не могут выступать как определяющие критерии эффективности уголовно-экологической политики, они достаточно точно указывают на причины и направления устранения последней.

Уголовно-экологическую политику можно представить, как одно из направлений государственной политики по противодействию экологической преступности, устранению её причин и условий, осуществляемое как органами государственной власти, так и общественностью.

Все вышесказанное дает основания констатировать существование определённой системы взглядов на уголовное законодательство в сфере экологии, преступности и наказуемости деяний, т. е. уголовно-экологическая политика претворяется как система научных взглядов на обозначенные институты.

К предмету уголовно-экологической политики мы относим такие элементы, как:

1) принципы уголовно-экологической политики;

2) криминализацию и декриминализацию экологических общественно опасных деяний;

3) пенализацию и депенализацию экологических преступлений;

4) оценку эффективности применения уголовных норм за экологические преступления, определение путей её повышения;

5) систему воздействия на экологическую преступность;

6) международное уголовно-экологическое взаимодействие, осуществляемое по следующим направлениям: осуществление процедуры обмена опытом в сфере противодействия экологическим преступлениям, а также выдача лиц, совершивших экологические преступления, которые в соответствии с заключенными договорами подлежат такой выдаче; разработка и осуществление научно обоснованных мер противодействия экологической преступности; определение принципов международной уголовно-экологической политики и стратегии поведения человечества по отношению к окружающей среде в мировом масштабе.

К методам уголовно-экологической политики следует отнести: криминализацию, декриминализацию, пенализацию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности.

Функциями уголовно-экологической политики являются предупреждение и устранение экологической преступности, карательная, доктринально-

идеологическая, нормативно-прогностическая.

Основу концепции уголовно-экологической политики России должны составлять стратегическая установка на предупреждение преступности с основанием на выявление основных причин и условий последней,

совершенствование уголовного, уголовно-

процессуального, уголовно-исполнительного и иных отраслей российского законодательства, улучшение функционирования и эффективности правоохранительного механизма, разработка и претворение на практике системы различных мер предупреждения экологических преступлений.

Характеризуя уголовно-экологическую политику отметим, что она выражается: в деятельности органов государственной власти, направленной на обеспечение экологической безопасности, на снижение количества преступлений, предупреждение совершения экологических преступлений средствами уголовно-экологической политики; в комплексных научных знаниях об уголовном законодательстве в сфере экологии, пределах его действия, о реализации уголовной ответственности; в виде системы взглядов на уголовное законодательство в сфере экологических пре-

ступлений, преступность и наказуемость деяний, феномен преступности, уголовную ответственность и наказания, применяемые к гражданам; в деятельности органов государственной власти, направленной на противодействие преступности в сфере экологии средствами и методами уголовного права; в международном уголовно-экологическом сотрудничестве в сферах осуществления процедур обмена опытом в сфере противодействия экологическим преступлениям, а также выдачи лиц, совершивших экологические преступления, которые в соответствии с заключенными договорами подлежат такой выдаче, разработка и осуществление научно обоснованных систем мер противодействия экологической преступности, определение принципов международной уголовно-экологической политики и стратегии поведения человечества по отношению к окружающей среде в мировом масштабе.

Список литературы

1. Селиверстова, Н. В Госдуме предлагают увеличить штрафы за экологические преступления [Электронный ресурс] II Официальный сайт «РИА новости». — 2017. — 5 янв. — URL: https://ria.ru/society/20170105/1485179471.html (дата обращения: 10.01.2017).

2. Состояние преступности — январь-декабрь 2015 года [Электронный ресурс] II Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Режим доступа: М1р8://мвд.рф/герог1з/11ет/7087734 (дата обращения: 21.12.2016).

3. Кобылинская, С. В. Уголовная ответственность за экологические преступления II Проблемы российского и международного права: сб. статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. A.A. Сукиасян. — ООО «Аэтерна», 2014.

4. Пионтковский A.A. Наука уголовного права, ее предмет, задачи, содержание и значение II Российский криминологический взгляд. — 2007. — №4. — С. 65—76.

5. Веревичева М.И. Понятие и система экологических преступлений (методологические аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. — Казань. 2004.

6. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. II Российская газета. — 2005. — 26 аир.

7. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. II Российская газета. — 2009. — 13 нояб.

8. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. II Российская газета. — 2010. — 1 дек.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря. 2016 г. II Парламентская газета. — 2016. — 8 дек.

©Шеншин В.М., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.