Уголовная политика, преступность и криминология
Зацепин Михаил Николаевич,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, аналитик управления научных исследований и международного сотрудничества УрГЮУ, вице-президент Российской криминологической ассоциации E-mail: [email protected]
Зацепин Александр Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права УрГЮУ, член Российской криминологической ассоциации, прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью Свердловской области
E-mail: [email protected]
Глушкова Елена Михайловна,
кандидат юридических наук, доцент, член Российской криминологической ассоциации, нотариус г. Екатеринбурга E-mail: [email protected]
Уголовная политика сложная система в государственном образовании, проблемы борьбы с преступностью являются ее составной частью, рассмотрение их с помощью криминологической характеристики, как важной составной части системы общих социальных и специальных предупредительных мер, направленных на совершенствование уголовного правосудия и повышения уровня социальной защищенности граждан, выявляет и показывает ее слабость и уязвимость. Взаимообусловленность с идущими ни одно десятилетие преобразованиями в гражданском обществе политического, социально-экономического, правового развития российской государственности, разграничения полномочий правоохранительных органов, судов показывает возникающие проблемы в формируемой государством рыночной (капиталистической) экономике. Методология криминологической характеристики преступности сегодня наиболее соответствует существующему федеративному законодательству, ее эффективному соотношению с мировыми правовыми системами посредством унификации и имплементации норм, материалов исследований криминологов в различных отраслях юридических знаний.
Ключевые слова: уголовная политика, преступность, рост преступности, криминология, уголовная политика.
сч со
Накопленный опыт имплементации, специализации и унификации в таких сферах, как политика, экономика, законодательство, администрирование позволяет воздействовать на их содержание через структуру и вектор развития криминологических исследований в уголовно-правовой сфере. Правоохранительная и судебная деятельность показывает, что «опережение» на одном участке борьбы и «отставание» на другом - серьезное препятствие на пути реализации задач уголовной политики государства. Этими объективными и не исключающими друг друга закономерностями характеризуется современная социально-юридическая практика существующих проблем, решаемых в ходе обеспечения задач уголовной политики.
Интенсивный и продолжающийся рост преступности - не сама болезнь общества, а лишь показательный симптом его более серьезных, в основном, социально-экономических недугов. Среди причин ухудшения криминальной обстановки, «ножниц» между растущей преступностью и отстающим их обоснованием исследованиями криминологов, контролем над ней, традиционным усилением уголовно-правовой регламентации сегодня не работают на достижение поставленных задач. Решая проблему преступности необходимо учитывать криминологическую характеристику её предупреждения, и она более реализуема в уголовной политике если будет корректироваться непрерывно соответствующая политическая, экономическая, организационная, правовая, эмпирическая и аналитическая базы. [7]
В направлениях практической реализации уголовной политики применяя криминологическую характеристику в уголовно-политической концепции борьбы с преступностью, принимаемых изменений и дополнений в уголовное законодательство, а также правоприменительной деятельности эта необходимость является дополняющими друг друга категориями и, они настолько тесно взаимосвязаны, что их раздельное существование не приводит к поставленным задачам в борьбе с преступностью. В существующей действительности анализ криминологической характеристики преступности не учитывается государственной законотворческой уголовной политикой.
История отечественного уголовного законодательства это: либо безмерная централизация в жесткой форме административно-командной системы, либо безграничная либерализация и демократия сверху донизу. Смещение акцентов в соотношении этих характеристик, как показывает практика, не дает желаемых результатов, нарушает намеченное исполнение уголовной политики. [6]
Не учитывая диалектику методологии криминологической характеристики, не будет и резуль-
тативной борьба с преступностью. «Выравнивая» и «усиливая» в создавшейся ситуации уголовное законодательство - специализируя и унифицируя, имплементируя его не дает возможности всесторонне учитывать состояние преступности в России. Уголовная политика не должна представлять собой и структуру криминологической характеристики преступности, но должна учитывать, т.к. мировые тенденции преступности не дают основания для ее благоприятного криминологического прогноза, особенно в России. Через структуру криминологической характеристики, комплекса основополагающих положений, идей, имеющих научное обоснование, те цели, которые необходимо достичь для гражданского общества. Общее число зарегистрированных преступлений при высокой латентности продолжает расти и коэффициент преступности при сохранении текущей обстановки будет только возрастать, а «порог насыщения преступностью, определяемый дрейфующим уровнем терпимости общества, может быстро подойти к критической точки. Разработка уголовной политики должна начинаться с определения основных целей криминологической характеристики преступности и подведение под нее результатов криминологических исследований. Роль криминологической характеристики в данном случае заключается в том, что с ее помощью осуществляется поиск соответствующих целей правоохранительной деятельности и производится их обоснование. Опираясь на результаты криминологических исследований, обозначится ряд основных положений уголовной политики и включит осознание опасностей для общества и государства, а главное принятие необходимых предупредительно-профилактических мер.[1 ]
Основная цель криминологической характеристики в данном случае - предвидеть, узнать такие опасности и своевременно предупреждать их, опираясь, когда это нужно и на уголовно-правовые средства. А общественным интересам служит защита людей от гибельных последствий некомпетентности и беспринципности, волюнтаризма и безответственности правоохранительных и судебных органов. Тогда цель декларируемой уголовной политики будет заключаться в том, чтобы гарантировать общественную безопасность, а не в том, чтобы воздействовать на их осознание угрозой применения репрессивного уголовного правосудия, для того чтобы обеспечить спокойный и творческий труд, а не способствовать формированию такой обстановки, когда человек рассматривается как правонарушитель, очень важно активизировать процесс трансформации принудительной функции уголовного права в профилактическую. Тем не менее, всегда находится множество острых и первоочередных проблем, которые отодвигают вопрос о более эффективном и комплексном контроле над преступностью на более благоприятное будущее. Хотя очевидно, что решение экономических и других проблем общества становится невозможным в отрыве об уголовной политики и как части от борьбы с преступностью, так как идет ак-
тивный процесс криминализации всех общественных отношений. Поэтому борьба с ней становится необходимым условием национального движения вперед, в той мере, в какой государство может обеспечить безопасность своих граждан и основных институтов, достижений, в той мере будет сдерживаться экономическое, социальное и культурное развитие общества. [3]
Правильность этого факта доказывает состояние преступности и методы борьбы с нею в различные исторические и социальные эпохи формируют тактику и методы борьбы с ней, где определенную роль играют политические, экономические, социальные и культурные связи. производственные отношения и складывающиеся на их основе социально-общественные отношения. Формирующие жизнь общества, связанные с ними культурные условия находят соответствующее отражение в состоянии преступности, а методы борьбы с преступностью соответствуют особенностям общественных отношений различных социально-экономических, исторических эпох. Во все времена государственный строй осуществляет свою политику, то есть практическую деятельность, имеющую целью сохранение своего господства, которая охватывает все стороны жизни общества. Подобно тому как в формировании экономических, социальных и культурных отношений определяющую роль играет государственная деятельность, выражающая волю и интересы власти, так и в борьбе с преступностью проводится политика, соответствующая этим требованиям. Уголовная политика существует с того времени, когда появилась преступность, то есть со времени появления общества и государства. С созданием государства начинает проводится государственная политика, определяемая волей существующей власти, хотя об уголовной политике это и не упоминается. В последнее время все чаще стали появляться высказывания политиков о том, что проблема преступности в настоящее время более приоритетна, чем решение социально-экономических вопросов, но это другая крайность, в борьбе с преступностью нельзя достичь заметных успехов без параллельного улучшения жизни и общественной активности граждан. [5]
Следовательно, государственные органы определяют принципы уголовной политики, которые отражают изменения в общественно-политических отношениях и динамике преступности. Криминологи отмечают, что принцип ы уголовной политики могут быть выражены не только в законах, указах, постановлениях, специально посвященных этому вопросу, но также в законах и указах, постановлениях, регулирующих определенные общественные отношения, в распоряжениях государственных органов, а равно в судебных постановлениях принципиального характера. С формами осуществления уголовной политики мы многократно встречаемся в общих государственных решениях, иных органов власти, высказывания политиков и общественных деятелей, которые выражают «требования» обще-
5 -о
сз ж
■с
ства относительно борьбы с преступностью и которые влияют на формирование уголовной политики и способствуют ее эффективному проведению в жизнь. Государственное формирование приоритетов уголовно-правовой политики склоняется в сторону репрессий и наказаний, сложно представленную обоснованную структуру ее целей. Хотя потребность в специальной разработке приоритетов уголовно-правового воздействия - настойчивое желание общественности, и реализовать его возможно, только опираясь на научное предвидение исследований криминологов. [4]
Если исходить в уголовной политике что общественность «осуществляет» надзор за уголовно-правовой и правоохранительной деятельностью, то на каких основаниях и в каких пределах? Или общественный надзор «вообще» не должен касаться уголовно-правовых мер, поскольку они связаны с применением специальных методов, форм, средств и относятся к исключительной компетенции правоохранительных и судебных органов, регулируются законом. Однозначных ответов на эти вопросы в юридической литературе и на практике как не было, так и нет. При том необходимо подчеркнуть, что полномочия общественности по осуществлению надзора базируются хотя и на конституционной основе, а надзор за соблюдением законов при проведении уголовной политики - не исключение из общего правила входит и в сферу деятельности государственного контроля. Закон, хотя и не содержит специальных норм, определяющих полномочия общественности по осуществлению надзора за соблюдением законности в уголовной политике, но и не ограничивает надзор за процессуальной деятельностью правоохранительных и судебных органов. Контроль общественных институтов позволяет сегодня не допускать и пресекать незаконные методы получения доказательств, использование возможностей уголовно-правовой регламентации для оказания давления на подозреваемых с целью получения от них признания в совершении преступления. Отрицательные последствия чрезмерной уголовно-правовой «замкнутости», составляющей исключительную компетенцию правоохранительных и судебных органов, не ограничивается незаконными задержаниями и арестами, а также и необоснованным осуждением общественности. А отсутствие какого-либо внешнего общественного контроля, уголовно-правовых гарантий правомерности применения уголовно-правовых мер дают им возможность скрывать свою пассивность и бездействие по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, что также рассматривается обществом как нарушение закона. [8]
Общеизвестно о том, что контроль общественных институтов имеет право осуществлять преду— предительную, профилактическую функцию за со-2 блюдением законности в правоохранительной Я и судебной деятельности, вряд ли может вызвать ° серьезные возражения если будет учитываться ав и методология криминологической характерис-
тики. Вместе с тем, в период формирования или внесения изменений уголовной политики государства пришла пора инкорпорировать законы нормами, регламентирующими дополнительными полномочиями публичного контроля по осуществлению такого надзора. Не вызывает, к примеру, сомнения, что общественный контроль обязан реагировать на поступившие данные о нарушениях закона в правоохранительной и судебной деятельности. В связи с этим возникает и ряд вопросов, начиная с первого: предоставят ли общественности для проверки «все» уголовно-правовые материалы или ознакомят только с некоторыми из них. Если не предоставят, то на основании какой нормы закона представитель общественности может потребовать их от правоохранительных и судебных органов. Нет возможности непосредственного ознакомления представителя общественности с материалами, полученными уголовно-процессуальным путем, поскольку непосредственной нормой закона это не предусмотрено. Процессуальный характер материалов не исключает возможности ознакомления с ними представителя общественности, ибо такие ознакомления не означают их участия в самой правоохранительной деятельности. К тому же, в уголовно-процессуальном законе нет норм и запрещающих ознакомление с данными уголовно-правовой деятельности, которые сами по себе, без проверки их процессуальным путем не имеют доказательственного значения. Вместе с тем, осуществляя общественный контроль за соблюдением законности в правоохранительной и судебной деятельности, общественность не должна вмешиваться в проведение уголовно-правовых и процессуальных мер, а общественный надзор по силам и следует заменить в социально-общественной части ведомственный контроль за правоохранительной и судебной деятельностью. [2]
Криминология возникла и формировалась на основополагающей базе материалов, исследованного другими отраслями науки, поскольку предмет криминологии - преступность представляет собой многостороннее и комплексное явление, которое в силу своего характера изучено различными науками. Вследствие этого в течении долгого времени спорными остаются вопросы о самостоятельности криминологии, о ее месте в системе наук, а равно о задачах и методах ее исследования. Сегодня самостоятельность криминологии уже никем не оспаривается, то в решении остальных вопросов до сих пор имеются существенные разногласия. Одна из причин существования различных позиций заключается в том, что «смежные» отрасли науки, занимающиеся преступностью, сами себе присваивают исключительную или чрезмерную роль в познании и объяснении этого явления. При всем притом основной источник существования различных направлений следует искать в мировоззренческих отличиях. Преступность представляет собой особое социальное явление, поэтому теоретические позиции, связанные с пониманием преступности, определяются характером мировоззре-
ния. Оно оказывает влияние на позиции, касающиеся принципиальных и методологических проблем криминологии. Эти различия являются источником тех споров, которые служат развитию криминологии, так как ведут к формированию более обоснованных принципиальных позиций. Тот факт, что до сих пор продолжаются дискуссии по упомянутым выше проблемам, что во многим основополагающим вопросам мы не можем еще говорить о наличии сформированных, прочных, общепризнанных позиций, объясняется тем, что криминология относится к числу так называемых молодых наук, хотя первые разработки ее относятся к прошлому столетию. В последние годы криминологическая наука, не по своей воле, находится в депрессии, ее отсутствие сказывается на общественной практике в жизни социума и потребности уголовной политики, а равно тот факт, что схоластика препятствует развитию фактических наук.
В Настоящее время в отечественной правовой системе звучит много тревожных, вполне оправданных заявлений и констатаций ученых и практических работников, главная сила юридической науки, состоит не в эмоциональном призыве, а в рациональном осмыслении криминологических исследований и принятии оптимальных решений для использования в уголовной политике. Известная формула Б. Спинозы - ученый должен «не плакать, не смеяться, но понимать», не только для ученых, но и политиков, законодателей и работников правоохранительных органов и судов - трезво понять, что же на самом деле происходит с преступностью через аналитические исследования препарировать концептуальную суть процессов, протекающих в обществе, их направленность и динамику. В последние годы российские ученые озабочены происходящими процессами в обществе, появилась тенденция к определенной изоляции от внешнего мира, в том числе, а может, прежде всего, в области и уголовной политики. Выдвигаются на первый план идеи уникальности, неповторимости всего российского, необходимости решения всех проблем и теории и практики исключительно собственными силами, однако подобный изоляционизм непродуктивен и опасен. Такое «самозамыкание», как свидетельствует история, никому и нигде еще не приносило пользы, - ни самому изолирующемуся обществу, ни миру. Накоплен бесценный опыт интеллектуальных богатств в правоохранительной области знаний и не очень рационально сбрасывать со счетов этот огромный ресурс всего мирового сообщества. Одновременно много ценного, полезного и применимого есть и в нашем, отечественном правоохранительном опыте - того, что мы забыли или на что не обращаем внимания при использовании уголовной политики. При этом крайне важно не пытаться вытаскивать из бесценного отечественного опыта выборочно отдельные идеи, элементы теории или практики, несправедливо подавленные и забытые, а в полном объеме видеть весь отечественный правоприменительный процесс.[9]
В настоящее время свои «первые» шаги криминологии нет необходимости начинать с разработки теоретических основ, которые опирались бы на исследовательские материалы. Необходима работа по определению «новых» системных взаимосвязей, основных принципов, предмета и метода криминологии в существующих экономических реалиях для организации фактических исследований. В настоящее время при отсутствии результатов предварительных исследований эти принципиальные и методологические выводы носят в определенном смысле гипотетический характер, и последующие эмпирические исследования должны их подтвердить. Проводимые фактические исследования сегодня, естественно, не избавились еще от недостатков, сопутствующих первым шагам криминологии. Они пока еще не отвечают потребностям формирования теории, что является основной целью научного исследования, а большей частью направлены на удовлетворение нужд уголовной политики. И тем не менее они сегодня пригодны для того, чтобы на основании их результатов проверить криминологические принципиальные позиции и произвести соответствующую корректировку, это является целью криминологии.
Процесс осмысления истории и опыта уголовной политики всегда был характерен широким спектром криминологических подходов, оценок и предлагаемых решений. Не вырывать из контекста отдельные элементы теоретических осмыслений и накопленного опыта борьбы с преступностью, не бросаться в крайности от централизации в бескрайний либерализм о обратно, видеть через методологию криминологической характеристики весь процесс борьбы с преступностью живым механизмом. Выводы необходимо делать не на основе «эмоционального и импульсивного» присоединения к отдельным элементам процесса борьбы с преступностью, а с учетом всего комплексна криминальных факторов, условий и результатов.[9]
Уголовная политика, преступность и криминология без исторического обзора, в ходе которого, применяется исторический метод в процессе исследований криминологами не имеет практической перспективы. В исследованиях используя предмет криминологии - преступность как массовое явление и преступление как индивидуальное явление, они подвергаются исследованию в историческом анализе. С позиций задач криминологии, направленных на познание закономерностей преступности, где одной из основных является изучение проблематики причинной связи, а в данном изложении и выводах опираются на опыт эмпирических исследований. В с вязи с комплексным характером криминологии очень важным является выяснение ее места в системе уголовно-правовых и не только наук, а также связей и разграничения с ними. Роль криминологии в уголовной политике, которая, в сущности, определяет весь круг ее задач, а опираясь на опыт практических исследований, излагаются положения относительно общих проблем методологии и технических методов исследования.
5 -о
сз ж
■с
Учитывая характер исследованной темы, мы в своих выводах не претендуем на законченное решение, цель публикации состоит в том, чтобы служить основой для дальнейших дискуссий и тем самым способствовать развитию криминологии.
Литература
1. В августе и сентябре 2021 года в интернете появилось более 100 подозрительных доменов со словосочетанием Ьапкрау и рауЬапк. Ресурсы маскирующиеся под системы переводов денег, нацелены на кражу платежных данных россиян // Расплата по счетам. 16.09.2021 г. Российская Газета. № 212 (8563) www.rg.ru/ С. 1-2.
2. Верховный суд выпустил второй обзор практики за 2021 год: важное. 01.07.2021 г. // https:// pravo.ru/story/232301/.
3. Как снизилась преступность за 12 лет: ин-фографика. 25.06.21 г. // https://pravo.ru/ news/232805/.
4. Накопилось недоверие: 80% предпринимателей не считают ведение бизнеса в России безопасным. 12.07.21 г. // https://newadaynews.ru/ moscow/729729/.
5. Новое и хорошо забытое старое: за что преследуют бизнесменов. 09.06.2021 г. // https:// pravo.ru/story/232363/.
6. Правозащитники опубликовали статистику пыток с 2000 года. 31.08.21 г. // https://pravo.ru/ news/234319/.
7. Путин утвердил национальный план противодействия коррупции. 17.08.21 г. // https://pravo. ru/news/233986/.; Коррупция в России достигла максимума за восемь лет. 30.08.21 г. https:// pravo.ru/news/234309/.
8. ЦБ раскрыл почти 150 финансовых пирамид с начала года. 29.07.21 г. // https://pravo.ru/ news/233598/.
9. http://ecsocman.hse.ru/
CRIMINAL POLICY, CRIMINITY AND CRIMINOLOGY
Zatsepin M.N., Zatsepin A.M., Glushkova E.M.
USUE; Russian criminological Association
Criminal policy is a complex system in public education, the problems of combating crime are its integral part, considering them with the help of criminological characteristics, as an important part of the system of general social and special preventive measures aimed at improving criminal justice and increasing the level of social protection of citizens, reveals and shows her weakness and vulnerability. The interdependence of the political, socio-economic, legal development of the Russian statehood, the delimitation of the powers of law enforcement agencies, courts, with ongoing transformations in civil society for more than a decade, shows the emerging problems in the market (capitalist) economy being formed by the state. The methodology of the criminological characterization of crime today is most consistent with the existing federal legislation, its effective correlation with world legal systems through the unification and implementation of norms, research materials of criminologists in various branches of legal knowledge.
Keywords: criminal policy, crime, crime growth, criminology, criminal policy.
References
1. In August and September 2021, more than 100 suspicious domains with the phrase bankpay and paybank appeared on the Internet. Resources masquerading as money transfer systems are aimed at stealing the payment data of Russians // Payback. 09/16/2021 Rossiyskaya Gazeta. No. 212 (8563) www.rg.ru/ C. 1-2.
2. The Supreme Court issued a second review of practice for 2021: important. 07/01/2021 // https://pravo.ru/story/232301/.
3. How crime has decreased over 12 years: infographic. 06/25/21 // https://pravo.ru/news/232805/.
4. Mistrust has accumulated: 80% of entrepreneurs do not consider doing business in Russia safe. 07/12/21 // https://newaday-news.ru/moscow/729729/.
5. New and well-forgotten old: what businessmen are persecuted for. 06/09/2021 // https://pravo.ru/story/232363/.
6. Human rights activists have published torture statistics since 2000. 08/31/21 // https://pravo.ru/news/234319/.
7. Putin approved the national anti-corruption plan. 08/17/21 // https://pravo.ru/news/233986/.; Corruption in Russia has reached its highest level in eight years. 08/30/21 https://pravo. ru/news/234309/.
8. The Central Bank has opened almost 150 pyramid schemes since the beginning of the year. July 29, 21 // https://pravo.ru/ news/233598/.
9. http://ecsocman.hse.ru/
СЧ CO