Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИИ'

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Идрисова Марьям Камилевна

В статье рассматривается история коррупции в России, а также роль уголовной политики по противодействию коррупции в России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Идрисова Марьям Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИИ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ И ПРОЦЕСС

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

Идрисова Марьям Камилевна

Студентка

Российского государственного университета правосудия

(филиал г.Челябинск)

Аннотация: в статье рассматривается история коррупции в России, а также роль уголовной политики по противодействию коррупции в России на современном этапе.

В наши дни борьба с коррупцией стала одним из приоритетных направлений внутренней политики страны. Это вызвано высоким уровнем взяточничества, злоупотреблением должностных лиц своими полномочиями, развитием коррупции во всех сферах общественной жизни. Для искоренения такого неприятного для государства явления как коррупция, эксперты разрабатывают различные методы борьбы, проводя многочисленные исследования в данной области.

Истоки коррупции идут с самой древности. При изучении проблемных вопросов, связанных с коррупцией в нашей стране, надо прибегать к историческим аспектам.

Так, в наши дни весьма распространено мнение о том, что коррупция лежит в основе менталитета русского народа. Все еще действуют укоренившие установки: «деньги решают все», «начальник всегда прав», «не подмажешь, не подъедешь» и.т.д.

Углубившись в изучение истории государственных органов и систему управления нашей страны, мы увидим, что всем известная система кормлений, существовавшая в XII-XVI вв. основана на банальном взяточничестве. Сущность данной системы заключается в том, что наместники правителя имели возможность кормиться за счёт населения из-за отсутствия средств на их содержание у власти. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках [1, с. 383], чему никак не препятствовала вышестоящая власть, и даже, наоборот, изымала излишки якобы в пользу казны.

Проанализировав такую систему управления на местах, можно прийти к выводу, что в сознании народа еще в XII веке закрепился принцип: для того, чтобы чиновники осуществляли свою власть качественно, добросовестно выполняли свои обязанности необходимо содержать их, «задабривать» продуктами питания, денежными средствами, так как качество управления населением напрямую зависит от уровня обеспеченности наместников власти.

Одним из первых жестких борцов со взяточничеством был царь Иван IV, который по свидетельству очевидца событий, немецкого наемника Генриха фон Штадена, хотел взяточников «уничтожить так, чтобы и их родов в стране больше не осталось, всех несправедливых управителей и властителей в стране, которые не служили его предкам верно и добросовестно. И так хотел сделать, чтобы вершили суд новые управители, которых бы он посадил, по судебникам, без подношений, даров и пожертвований». [4, с. 400].

Петр I создал полицейско-бюрократическое по своей сути, в котором жизнь каждого человека жестко регламентировалась. Резко возрос бюрократический аппарат, что требовало все больших расходов, которые зачастую явно превышали материальные ресурсы государства. Нехватку финансирования чиновники компенсировали поборами с населения. Взятки нередко были для чиновников единственным способом выживания. [3, с. 205].

Согласно указу от 25 января 1715 г. Петр I предписал сообщать лично царю о важнейших делах:о замысле против царя; об измене; о казнокрадстве. Через три года третий пункт был передан для производства Юстиц-коллегии. По так называемому «третьему пункту» были реализованы десятки дел: «адмиралтейское ревельское дело» - о грандиозных злоупотреблениях и хищениях по военно-морскому ведомству в Ревельском порту; по доносу Зверева на майора Фунмкова по расхищению им казенных денег и имущества; об обвинении русского посла в Польше Г.Ф. Долгорукова во взяточничестве и т.д. [5, с. 150].

Многие из жителей нашей страны, становясь свидетелями коррупции, сегодня не обратятся в правоохранительные органы, так как коррупция для некоторых россиян сегодня - нормальное явление, один из элементов функционирования государства. Это связано с тем, что любой гражданин России, изучая историю нашей страны, обращает внимание на то, что коррупция была в нашей стране всегда, государство, хотя и применяя различные меры к искоренению рассматриваемого явления, смирилось с её существованием и даже старается извлекать какую-либо пользу. Коррупционное сознание плотно закрепилось в ментальности народа

Преподавая историю в школах и высших учебных заведениях, необходимо больше внимания уделять именно анализу государственного строя, а особенно тех его элементов, которые склонны к взяточничеству, и выявлять отрицательные последствия коррупции, формируя антикоррупционное правовое сознание молодёжи. Формирование правовой культуры в свою очередь нацелено на формирование системы убеждений и ценностных ориен-таций, навыков и привычек поведения. При таком методе изучения прошлого нашего государства, учащиеся смогут чётко понять, как проявляется, какие имеет последствия взяточничество, почему стоит отказаться от мнения о том коррупция - элемент любого государства.

Сегодня в Российской Федерации развёрнуты масштабные мероприятия по борьбе с коррупцией. В государственных структурах созданы под-

разделения по противодействию коррупции, осуществляется контроль за соблюдением служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.

Предупреждение коррупционных преступлений - сложная цель, но вполне реальная. Основные мероприятия по предупреждению коррупционных преступлений включил Национальный план противодействия коррупции на 2018 -2020 годы (далее - Национальный план) (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»).

Главной задачей Национального плана является координация усилий по противодействию коррупции в России, что является тенденцией уголовной политики по противодействию коррупции.

Особенности современного развития Российской Федерации создают и выработку подходов к уголовно-правовой политики в сфере противодействия коррупции.

Уголовно-правовая политика в этой сфере, главной своей составляющей должна иметь предупредительную направленность. Латентность коррупционных преступлений высока. Найти и привлечь к уголовной ответственности коррупционеров крайне сложно, особенно на низших и средних уровнях.

Страх перед уголовным наказанием, также осуществляет профилактическое воздействие на должностных лиц, которые склонны к коррупционным проявлениям.

В последнее время в СМИ зачастую можно увидеть информацию о том, как привлекают к уголовной ответственности лиц за получение взяток в особо крупном размере, которые замещают государственные должности в Российской федерации. Резонанс подобные дела вызывают высокий, что и создает условия для повышения эффективности предупреждения коррупционных преступлений [2, с. 138].

Интересный подход борьбы со взяточничеством в Польше. Там со-зданно антикоррупционное бюро. Метод борьбы в таком бюро заключается в следующем: сотрудники бюро входили в контакт с женами политиков и давали им денежные средства, после получения которых их арестовывали. Когда прошумел скандал, благодаря такому антикоррупционному бюро, политики Польши насторожились и перестали брать взятки. Между тем, бизнесмены были крайне недовольны случившемуся, так как депутаты отказывались от любого предложения денег, потому что видели за каждым взяткодателем руку «агента-провокатора».

В России была предложена подобная идея. Идея заключалось в создании организации, у которой было бы право проводить эксперименты на так называемое мнимое благоприятствование. Допустим гражданин приходит с пакетом документом к чиновнику и просит «побыстрее урегулировать его вопрос» и конечно же взамен предлагает взятку. Если чиновник не устоял,

то он будет нести ответственность административную с последующим увольнением его со службы, но не как не уголовную.

Может ли работать метод провокации в России? Идея создания такого органа, как антикоррупционное бюро имеет свои плюсы, но правоохранительные органы не имеют право заниматься провокационной практикой. Метод провокации исключен Федеральным законом от 12 августа 1995 г. №2 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так как оперативно-розыскная деятельность основана на таких принципах как: законность, уважение, соблюдение прав и свобод человека и гражданина (статья 3).

Нам нужны новые подходы в оперативной и следственной работе в борьбе с коррупцией, которые отвечают уровню их опасности, методом сокрытия преступления, а также уровню должностного положения виновных лиц. Необходимо изменить законодательство, которое регулирует уголовно-правовые отношения и оперативно-розыскную деятельность.

По моему мнению необходимо больше средств и сил направлять на противодействие взяточничеству. Это может способствовать сдвигам в образе мышления населения, так как чем больше мер государство применяет к искоренению данного явления, тем очевидней становится для общества, что коррупция - вовсе не нормальное явление для функционирования государственного аппарата, а, наоборот, серьезный недостаток.

Проблема противодействия коррупции в России приобрела системный и глобальный характер. Изучив анализ коррупционной обстановки в разные периоды развития русской государственности, можно понять основные причины высокого уровня коррупции в стране, а также выявить возможные методы борьбы с этим явлением. Также совершенствование нормативно-правовых актов по противодействию коррупции приведет к снижению рисков коррупциогенности. Правоохранительным органам важно продолжать противодействовать и бороться с коррупционной преступностью, так как это существенно подрывает авторитет государства и нарушает права и законные интересы граждан. Ведь как писал величайший древнегреческий философ Аристотель: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться".

Список литературы:

1. Воронцов, С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, - 2008. Сер. Высшее образование (Изд. 2-е). - 511 с.

2. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Вестник Поволжского института управления. - 2015. № 1 (46). -220 с.

3. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, - 2015. - 272 с.

4. Хлебушкин, А.Г. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. -М.: Проспект, 2016. - 464 с.

5. Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. - М.: Издательство «Юрлитин-форм», 2006. - 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.