УДК 343.3/.7
Серебренникова А.В. профессор, д.ю.н. МГУ им. М.В.Ломоносова Г. Москва Российская Федерация Лебедев М.В. аспирант МГУ им. М.В.Ломоносова Г. Москва Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10490 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИЗМ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ
РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ
Serebrennikova A. V.
Doctor of law, Professor of criminal law and criminology Moscow state University. M. V. Lomonosov
Russia, Moscow Lebedev M. V.
Postgraduate student, Department of criminal law and criminology Moscow state University M. V. Lomonosov, Russia, Moscow
CRIMINAL LIABILITY FOR TERRORISM UNDER THE CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC
OF GEORGIA
Аннотация
Предотвращение преступлений террористической направленности и эффективная борьба с ними является важной задачей любого современного государства и мирового сообщества в целом, на пути укрепления законности и правопорядка. Повышение эффективности в предупреждении преступлений террористической направленности играет немаловажную роль в борьбе с преступностью. В ряде зарубежных стран, как и в Российской Федерации, в уголовном законодательстве выделяются главы, содержащие нормы, предусматривающие ответственность за совершение террористических актов и преступлений террористической направленности. Для того, чтобы усовершенствовать нормы уголовного законодательства нашей страны, полезным будет рассмотреть опыт стран ближнего и дальнего зарубежья по вопросам законодательного регулирования уголовной ответственности за преступления террористической направленности.
Abstract
The prevention of crimes of a terrorist nature and the effective fight against them is an important task of any modern state and the world community as a whole on the way to strengthening law and order. Improving efficiency in the prevention of terrorist crimes plays an important role in the fight against crime. In a number of foreign countries, as well as in the Russian Federation, in the criminal legislation there are chapters that contain norms providing for responsibility for the commission of terrorist acts and crimes of a terrorist nature. In order to improve the norms of criminal legislation of our country, it will be useful to consider the experience of the countries of the near and far abroad on legislative regulation of criminal responsibility for crimes of a terrorist nature.
Ключевые слова: Уголовный Кодекс Грузии, Уголовное законодательство Грузии, терроризм, преступления террористической направленности, противодействие терроризму.
Key words: Georgian Criminal Code, Georgian Criminal Legislation, terrorism, terrorist crimes, countering terrorism.
Проблема распространения терроризма является одной из самых глобальных для всего мирового сообщества. Терроризм в наше время интегрировался с организованной преступностью, без особого труда преодолевает государственные границы, при этом нанося непоправимый ущерб как национальной безопасности отдельных государств, так и международной стабильности в целом. «Является очевидным тот факт, что на сегодняшний день существуют пробелы в законодательстве на национальном уровне, и как следствие отмечается несовершенство в законодательной и правоприменительной практиках» [1].
Уголовный Кодекс Грузии (УК Грузии) введен в действие 01.07.2001 г., имеет ряд идентификационных черт, относительно рассматриваемых нами деяний, отличающих УК Грузии от Уголовных кодексов всех остальных стран. Главной отличительной особенностью является то, что в нем содержится самостоятельная глава XXXVIII «Терроризм», которая содержит ряд специальных составов, направленных на противодействие терроризму (ст.323-331 УК Грузии) которые располагаются в разделе «Преступления против государства». К ним относится ст. 323 УК Грузии (Террористический акт); ст. 324 УК Грузии (Технологический терроризм); ст.325 УК Грузии
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ГОМБРЯГОБЖЕ
(Нападение на политическое должностное лицо Грузии); ст. 326 УК Грузии (Нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой); ст. 327 УК Грузии (Создание террористической организации или руководство ею, либо участие в ней); ст. 328 УК Грузии (Объединение в иностранной террористической организации или в такой организации, подконтрольной иностранному государству, либо оказание ей в помощи); ст.329 УК Грузии (Захват заложника в террористических целях); ст. 330 УК Грузии (Захват или блокирование объектов стратегического или особого значения в террористических целях); ст.331 УК Грузии (Ложное сообщение о терроризма).
Большинство государств, как уже нами было отмечено, содержит нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления террористической направленности в главе, посвященной «Преступлениям против общественной безопасности и порядка» [4]. Так же в уголовном законодательстве Грузии присутствуют иные нормативно -правовые акты, содержащие принципы борьбы с терроризмом и его проявлениями, а также определен вектор противодействия преступлениям террористической направленности. Так Правительство Грузии утвердило, разработанную Службой Госбезопасности Грузии, Национальную стратегию по борьбе с терроризмом на 2019-2021 годы [2]. Общей целью стратегии является формирование государственного видения Грузии в направлении борьбы против терроризма и экстремизма, а также определение совместных действий государства, международных партнеров, частного сектора и гражданского общества для того, чтобы справиться с угрозами, исходящими от террористических организаций, экстремистских группировок и их отдельных сторонников [3].
Для целей настоящей работы осветим только некоторые из перечисленных норм, содержащихся в УК Грузии:
Часть 1 ст. 323 УК Грузии предусматривает уголовную ответственность за террористический акт. Под террористическим актом понимается: «..взрыв, поджог, применение оружия или иные деяния, создающие угрозу смерти человека, причинения значительного имущественного вреда или наступления иных тяжких последствий и посягающие на общественную безопасность, стратегические, политические или экономические интересы государства, совершенные в целях устрашения населения или оказания воздействия на органы вла-сти»[5]. ч.1 ст.323 УК Грузии предусматривает санкцию за совершение «простого» террористического акта сроком от пяти до десяти лет лишения свободы.
Часть 2 ст. ст.323 УК Грузии предусматривает в качестве квалифицирующего признака, совершение преступления по ч.1 ст.323 Грузии в составе группы лиц; по принципу неоднократности; с применением оружия массового поражения и наказывается от восьми до пятнадцати лет лишения свободы.
По ч. 3 и ч.4 ст.323 УК Грузии лицо может быть привлечено за совершение деяния, предусмотренного ч.1 и ч.2 ст.323 УК Грузии, в случае если оно повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы от десяти до восьми лет и на срок от пятнадцати до двадцати лет или бессрочным лишением свободы соответственно.
Примечанием к статье 323 УК Грузии предусмотрено основание освобождения от уголовной ответственности за террористический акт лица, при условии своевременного предупреждения органов власти или иного способствованию предотвращения террористического акта. Лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности только в том случае, если в действиях виновного не содержится признаков иных составов совершенных преступлений.
Отличительной особенностью является тот факт, что в УК Грузии одновременно используется определение и террористического акта, и дефиниция терроризма. Так в ст.324 УК Грузии «технологический терроризм» дано следующее определение терроризма: «..применение ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия либо его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных или вредных для здоровья человека иных веществ или угроза их применения, в том числе захват объекта, представляющего ядерную, химическую или сильную технологическую или экологическую опасность, посягающий на общественную безопасность, стратегические, политические или экономические интересы государства, совершенный в целях устрашения населения или воздействия на органы власти» [5]. Из данного определения можно сделать вывод, что если исключить из нормы специальный «технологический» признак, то под терроризмом следует понимать «совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, посягающего на общественную безопасность, стратегические, политические или экономические интересы государства, совершенного в целях устрашения населения или воздействия на органы власти». Возможно ли полагать так, или законодатель специально предусмотрел данную конструкцию, применительно лишь к технологическому терроризму в качестве исключения, остается вопросом неразрешенным и дискуссионным.
Определение «терроризма» в «чистом виде» в УК Грузии не приводится, зато есть норма предусматривающая уголовную ответственность за ложное сообщение о терроризме и предусматривает наказание до трех лет лишения свободы.
Так же в уголовном законе широко используется определение специальной «террористической цели», под которой в ст.329 УК Грузии понимается совершения преступления в целях понуждения органов власти, международных либо религиозных организаций к совершению каких-либо деяний, либо отказаться от их совершения при условии неисполнения угрозы.
По нашему мнению, все предписания грузинского законодателя, рассмотренные в настоящей статье, направлены на более эффективную борьбу с таким особо опасным и распространенным в наше время преступлением, как терроризм, представляющим реальную опасность для национальной безопасности Республики Грузия и для мирового сообщества в целом. Изучение опыта зарубежных стран, несмотря на ее специфику, представляет особый интерес для российского правоведа с целью дальнейшего совершенствования норм нашей страны, устанавливающих уголовную ответственность за преступления террористической направленности.
Список литературы
1. Галиакбаров Р.Р. Борьба с групповыми преступлениями. Вопросы квалификации. Краснодар, 2000. с.
2. Грузия назвала главные террористические угрозы // ШрБ^/зрШшк-
georgia.ru/reviews/20190126/244068837/Gruziya-nazvala-glavnye-terroristicheskie-ugrozy.html
3. Национальная Стратегия Борьбы с терроризмом на 2019-21годы. дА^зб^^о ЗгобфАфдАгоАоЪф^^о ЪфАбфд^об 2019-2021 http://gov.ge/files/524_69782_874672_rotated_53.pdf ?fbclid=IwAR25TZYW_udVPdXlN7tZ2FmHq3CElz ugyILRxnYlTqZQ6 8sCq 1tEqMGGPXg
4. Теоретические и методологические аспекты развития современной науки. Выпуск 5. Коллективная монография / А. В. Серебренникова, М. В. Лебедев, В. Н. Ермолаев и др. — Издательство НИЦ МИСИ Москва, 2019. — 156 с.
5. Уголовный кодекс Грузии/ под ред. д.ю.н. З.К. Бигвава, перевод И. Мериджинашвили. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.409 с. (С.335) ISBN 5-94201-039-0