Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОНТРАБАНДА / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / COUNTERACTION / SMUGGLING / FOREIGN COUNTRIES / CRIMINAL LIABILITY / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лепина Татьяна Геннадьевна

Классифицированы положения законодательства иностранных государств, предусматривающие ответственность за совершение контрабанды. Один из видов классификации основывается на наличии (либо отсутствии) соответствующих положений в уголовном законодательстве, другие обусловлены перечнем видов контрабанды, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Исследование зарубежного опыта позволит применять положительно зарекомендовавшие себя положения в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лепина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR SMUGGLING IN FOREIGN COUNTRIES

The author of the article aims to study the design features of legal norms that provide for criminal prosecution for the commission of various types of smuggling in foreign countries. As a result of applying the comparative legal method and analyzing the provisions of the criminal laws of foreign countries, the author's position on the grounds for their classification is formed. The first classification is based on the presence (or absence) of criminal law provisions governing the criminal liability for the illegal movement of goods across the border. Depending on it, countries are divided into three groups. In the countries of the first group, there is no criminal liability for smuggling at all. In the countries of the second group, the relevant provisions are contained in separate regulations. In the countries of the third group, criminal liability for smuggling is enshrined in criminal codes. The second type of classification is based on the list of types of smuggling for which criminal liability is provided. So, there are countries whose legislation is primarily aimed at countering economic smuggling. Criminal laws of other countries regulate liability both for committing economic smuggling and for smuggling items that are restricted in circulation or prohibited from circulation. In some countries, priority is given to criminal-law measures to counteract the smuggling of goods that are restricted or prohibited from circulation. The third classification is based on the type of object of criminal law protection (according to the legislator) that a person who has committed the illegal import or export of certain goods or objects encroaches on. So, in some countries, smuggling can be attributed to crimes against the individual and public safety. In some countries, the corresponding offenses are classified as economic or related to falsification (fraud). In some countries, smuggling may be attributed to an act against environmental safety. As a result, a number of conclusions are drawn. Given the analysis of the provisions of foreign law, it can be noted that targets of acts related to smuggling differ. The methods of criminal law protection also differ. It is difficult to single out common features even in states of the same legal family. As a rule, in foreign criminal laws, among the punishable acts under one article, not only illegal movement of goods across the border is mentioned, but also other actions (inaction) are listed. The introduction of a criminal law prohibition by highlighting certain acts in separate norms leads to the expansion of the domestic criminal law, which is not always justified. In the author's opinion, illegal cross-border movement (as a criminal act) can be included in the rules governing criminal liability for the manufacture, sale, storage, movement (and other) of the relevant targets of crime. This would help to optimize criminal law.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Вестник Томского государственного университета. 2020. № 454. С. 226-232. Б01: 10.17223/15617793/454/28

УДК 343

Т. Г. Лепина

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Классифицированы положения законодательства иностранных государств, предусматривающие ответственность за совершение контрабанды. Один из видов классификации основывается на наличии (либо отсутствии) соответствующих положений в уголовном законодательстве, другие обусловлены перечнем видов контрабанды, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Исследование зарубежного опыта позволит применять положительно зарекомендовавшие себя положения в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: противодействие; контрабанда; зарубежные страны; уголовная ответственность; экспорт; импорт.

Введение

Правонарушения, связанные с контрабандой, уже давно приняли характер массового остро негативного явления, представляющего угрозу важным экономическим интересам любого государства. Наблюдается постоянный рост числа преступлений, связанных с незаконным перемещением через границу товаров и ресурсов [1. С. 205]. Противодействие этим деяниям зачастую требует согласованной деятельности двух или более государств одновременно. Различные подходы к регламентации ответственности за совершение контрабанды могут порождать определенные сложности. Так, например, одинаковые по степени общественной опасности деяния могут быть в одних государствах уголовно наказуемыми, а в других - повлечь административные санкции. России следует стремиться к поиску новых направлений сотрудничества с зарубежными странами, демонстрирующими накопление положительного опыта правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере [2. С. 112; 3. С. 59]. В связи с этим представляется важным рассмотреть отличия, обусловленные содержанием правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение контрабанды.

Основное исследование

Полагаем, что первый вид классификации зарубежных стран должен основываться на наличии (либо отсутствии) в уголовном законодательстве страны положений, регламентирующих уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров через границу. Так, Н.В. Кузнецова справедливо указывает, что даже правовые системы стран Европейского союза демонстрируют рассогласованность в данной сфере [3. С. 62]. Думается, что страны можно разделить на следующие группы:

А. Государства, в законодательстве которых отсутствует уголовная ответственность за контрабанду товаров (Австрия, Бельгия, Норвегия) [4. С. 62].

Б. Страны, в правовых системах которых уголовная ответственность за совершение контрабанды установлена не в уголовном кодексе, а в иных законах. Так, например, в Ираке закон «О таможне» 1984 г. содержит ряд положений, касающихся контрабанды. В нем предусмотрена дифференциация наказания,

обусловленная тяжестью совершенного деяния (проступка или преступления) [5. С. 27]. В Индии установлена уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, а также психотропных веществ (Акт о веществах и косметике 1940 г. и Акт о наркотических средствах и психотропных веществах 1985 г.) [6. С. 168-173]. Кроме того, в США положения, предусматривающие ответственность за контрабанду, не кодифицированы. Например, уголовная ответственность за незаконный вывоз оружия, а также материалов и технологий, которые могут использоваться в военных целях, регламентируется Законом о контроле над экспортом оружия. Помимо этого, ответственность за деяния, связанные с контрабандой может предусматриваться и другими нормативно-правовыми актами (Закон 1979 г. «Об управлении экспортом» и др.). Последний призван контролировать вывоз из страны товаров и современных технологий [7. С. 4].

В. Государства, в уголовных законах которых предусмотрена уголовная ответственность за совершение контрабанды (Иран, Голландия, ФРГ, Франция и др.).

Следующая классификация зарубежных стран обусловлена перечнем видов контрабанды, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Данная дифференциация вызвана тем, что в правовых системах ряда государств акцент делается на противодействии экономическим преступлениям, связанным с незаконным ввозом и вывозом определенных товаров. В других в первую очередь криминализируются деяния, связанные с контрабандой предметов, изъятых из гражданского оборота. В связи с этим государства можно разделить на следующие группы:

А. Государства, в которых к уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие экономическую контрабанду. Например, они осуществляют перемещение через границу контрафактных товаров или средств их индивидуализации (УК Голландии). Это могут быть поддельные деньги (ст. 209), ложные, фальсифицированные или незаконно произведенные клейма, печати и знаки или предметы, на которые они незаконно поставлены (ст. 220). В части 1 ст. 337 регламентируется наступление уголовной ответственности за контрабанду: фальсифицированных или незаконно произведенных торговых марок, товаров или

тары с незаконно используемыми фирменными наименованиями или товарным знаком и др. [8].

Уголовный кодекс Швеции также ориентирован на противодействие экономической контрабанде. В ст. 1 гл. 11 ч. 2 данного уголовного закона установлена уголовная ответственность для лица, объявленного банкротом, которое вывозит из страны имущество, чтобы утаить его от процедуры банкротства [9].

Б. Зарубежные страны, криминализирующие широкий круг деяний, которые можно отнести как к экономической контрабанде, так и к контрабанде предметов, ограниченных в обороте или запрещенных к обороту. Эту группу можно разделить на две подгруппы.

1. Страны первой подгруппы преимущественно ориентированы на противодействие ввозу и вывозу на территорию (с территории) государств определенных предметов или товаров. Например, в УК Сан-Марино предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил ввоза наркотических средств (в том числе по неосторожности) (ст. 244, 250) и за контрабанду оружия и взрывных устройств (ст. 251). Максимальное наказание за данные деяния составляет 3 года (ст. 244) и 1 год лишения свободы (ст. 251). При этом наиболее строгое наказание предусмотрено за контрабандный ввоз на территорию Республики питательных веществ и веществ, используемых в медицинских целях - до 10 лет лишения свободы (ст. 242) [10. С. 70].

2. Государства второй подгруппы в первую очередь ориентированы на противодействие контрабанде, посягающей на экономические интересы страны.

В УК Аргентины к уголовной ответственности привлекается «тот, кто подделал деньги, имеющие законное хождение в Республике, а также тот, кто ввез, сбыл или ввел в оборот такого рода фальшивые деньги» (ст. 282). В соответствии со ст. 283 под угрозой наказания запрещено уменьшение веса или изменение монет, имеющих законное хождение, а также их ввоз, сбыт или введение в оборот.

Согласно § 169 УК Дании к уголовной ответственности должно привлекаться любое лицо, которое импортирует поддельные деньги или ценные бумаги. В § 170 установлена уголовная ответственность за импорт векселя на предъявителя в качестве платежного средства для узкого или широкого обращения или такого, который мог бы быть использован подобным образом. Данное положение не распространяется на иностранные банкноты.

УК Ирана предусматривает привлечение к уголовной ответственности за ввоз на территорию страны: 1) поддельных национальных и иностранных монет золотой и серебряной чеканки (ст. 518) - наказание в виде тюремного заключения на срок от 1 года до 10 лет; 2) поддельных национальных и иностранных монет, отчеканенных не из драгоценных металлов (ст. 520) - наказание в виде тюремного заключения на срок от 1 года до 3 лет; 3) поддельных указов, печатей высших органов власти, решений судов (ст. 525, 526 УК Ирана) [10. С. 72].

В. Страны, в которых приоритетное значение имеют уголовно-правовые меры противодействия

контрабанде товаров, ограниченных или запрещенных в обороте. Так, УК Японии предусматривает привлечение к уголовной ответственности в случае незаконного перемещения через границу опия или приборов для курения опия (ст. 136-138) [11]. Или, например, при незаконном ввозе или вывозе материалов, посягающих на государственные или общественные устои, а также связанных с призывами к неповиновению (УК Израиля). Так, например, контрабанда оружия наказывается тюремным заключением сроком на 15 лет (Раздел хет: «Причинение вреда государственным и общественным устоям»; Глава алеф: «Призыв к неповиновению»; ст. 144; бет). В то же время другое преступление этого раздела наказывается не столь строго: ввоз материала, который может призвать к неповиновению, наказывается тюремным заключением сроком на 5 лет (Раздел хет: «Причинение вреда государственным и общественным устоям»; глава алеф: «Призыв к неповиновению»; ст. 134; бет). При этом ввоз поддельных векселя или драгоценной монеты влечет наказание в виде тюремного заключения сроком на 7 лет (Раздел йюд бет: «Подделка денег и марок»; главы алеф и бет; ст. 462 (2), 476) [12].

УК ФРГ также регламентирует привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших различные виды контрабанды. Так, в § 275 в числе деяний, представляющих собой способы подготовки к подделке служебных удостоверений, назван ввоз и вывоз, например, матриц, бумаги, подобной бумаге, соответствующих бланков.

Согласно § 276, к уголовной ответственности могут привлекаться лица, совершившие ввоз и вывоз «фальсифицированного служебного удостоверения или служебного удостоверения, которое содержит фальшивое засвидетельствование».

За совершение таких преступлений предусмотрено наказание в виде 2 лет лишения свободы или денежного штрафа. Однако если соответствующие деяния являются промыслом или лицо состоит в банде (квалифицированные составы), оно подлежит наказанию от 3 месяцев до 5 лет лишения свободы. Оба этих параграфа (275 и 276) расположены в разделе 23 «Подделка документов».

Помимо этого, УК ФРГ (ч. 1 § 328) регламентирует привлечение к уголовной ответственности лиц, ввозящих или вывозящих горючие ядерные вещества; иные радиоактивные вещества, которые по своему роду, свойству или количеству могут причинить смерть или тяжкий вред здоровью другого человека. За совершение данного деяния предусмотрено наказание в виде 5 лет лишения свободы или штрафа [13].

В УК Швейцарии уголовная ответственность установлена за незаконный ввоз и вывоз товаров, связанный с посягательствами на «элементарные ценности», на имущественные права, информационную безопасность, общественное здоровье. Например, ввоз фотоснимков, изображений, других предметов, которые не подлежат защите в силу своей незначительной культурной или научной ценности, изображающих «жестокость в отношении людей или животных» и тяжким образом нарушающих элементарные ценности (ст. 135). Согласно ст. 236 преступным является

ввоз корма, вредного для здоровья животных. Также уголовная ответственность предусмотрена за ввоз программ, призванных изменять, ликвидировать или делать неприменимыми данные (ч. 2 ст. 144 bis), а также ввоз и вывоз техники, ее составных частей или программ для обработки данных, которые предназначены для незаконной расшифровки радиопрограмм или служб телекоммуникации (ст. 150). Деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 144 bis, наказываются одинаково с контрабандой фальшивых денег (ст. 244) -каторжной тюрьмой на срок до 5 лет.

Согласно УК Республики Корея к уголовной ответственности должно привлекаться лицо, виновное в совершении контрабанды взрывчатых веществ во время войны либо в период военного инцидента (ст. 121). Помимо этого, уголовные наказания предусмотрены за импорт опиума, морфина или их производных (ст. 198). Статья 199 устанавливает запрет на импорт приспособления для курения опиума. В части 4 ст. 207 УК Кореи регламентируется уголовная ответственность за ввоз или вывоз валюты с целью сбыта. В статьях 211, 217, 222 устанавливается запрет на совершение ввоза или вывоза поддельных денежных знаков, ценных бумаг, а также облигаций государственного займа, государственных и почтовых штампов и печатей, выпущенных в Республике Корея или других иностранных государствах с намерением продать [14].

В уголовном законодательстве Турции преступными признаются несколько видов контрабанды. Так, предусмотрено привлечение к уголовной ответственности за контрабанду поддельных или фальшивых денег, национальных золотых украшений (ст. 316 УК Турции); за ввоз поддельных и фальшивых знаков оплаты (ценных бумаг, талонов, марок) (ст. 322 УК Турции). В статье 426 предусмотрена ответственность за контрабанду предметов непристойного содержания. Однако наиболее строгое наказание предусмотрено в случае совершения контрабанды наркотиков. В соответствии с ч. 1 ст. 403 за ввоз в страну наркотических веществ без наличия разрешения либо вопреки условиям разрешения предусмотрено тяжкое заключение на срок от 10 до 20 лет и тяжкий денежный штраф в размере 500 тыс. лир за каждый грамм с дробью наркотических веществ. За вывоз их из страны (ч. 2) - тяжкое заключение на срок от 6 до 12 лет и тяжкий денежный штраф в размере 50 тыс. лир за каждый грамм с дробью наркотических веществ. Согласно ч. 3 ст. 403 УК Турции вывоз из страны наркотических веществ после их переработки или ввоз наказывается тяжким заключением на срок от 10 до 20 лет и тяжким денежным штрафом в размере 500 тыс. лир за каждый грамм с дробью наркотических веществ [10. С. 76].

В некоторых странах за совершение контрабанды наркотиков предусмотрена смертная казнь (Афганистан, Китай, Египет, Индия, Иран, Катар, Сомали, Зимбабве) [15. С. 161; 16. С. 261-263].

УК КНР предусматривает наступление уголовной ответственности за совершение различных видов контрабанды, например:

- контрабанда оружия, боеприпасов, ядерных материалов или фальшивой валюты (ч. 1 ст. 151);

- контрабанда запрещенных государством к вывозу из страны культурных ценностей, золота, серебра и прочих драгоценных металлов, а также запрещенных государством к ввозу в страну ценных животных и произведенной из них продукции (ч. 2 ст. 151).

Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 151, при особо отягчающих обстоятельствах наказываются бессрочным лишением свободы или смертной казнью, а также конфискацией имущества.

Согласно ч. 3 ст. 151 УК КНР уголовная ответственность также предусмотрена за совершение контрабанды запрещенных государством к вывозу из страны уникальных растений и продукции из них. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до 5 лет и (или) штраф; при отягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок свыше 5 лет и штраф.

Помимо перечисленных выше преступлений, уголовная ответственность также предусмотрена за совершение контрабанды порнографической продукции с целью извлечения прибыли или распространения (ст. 152); контрабанды товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов (ст. 153).

УК КНР предусматривает наказание за незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста товаров, запрещенных государством к ввозу в страну (ст. 155), вооруженное прикрытие контрабанды (ст. 157).

Правительство КНР уделяет большое внимание проблеме распространения наркотиков, что получило отражение в законодательстве. В прошлые годы нередко на стадионах производились публичные расстрелы преступников в присутствии большого количества зрителей (в настоящее время в результате влияния мировой общественности такие меры больше не применяются) [17. С. 31-36]. Современные уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления в данной сфере, отличаются строгостью санкций. В статье 346 регламентируется привлечение к уголовной ответственности за совершение контрабанды наркотических средств. Строгость наказания зависит от количества перевозимых веществ. Наиболее строгие санкции в виде лишения свободы на срок 15 лет, бессрочного лишения свободы или смертной казни обусловлены наличием следующих обстоятельств:

а) совершение контрабанды наркотических веществ в крупном объеме;

б) руководство группой, занимающейся контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков;

в) вооруженное прикрытие контрабанды, продажи, транспортировки и изготовления наркотиков;

г) сопротивление с применением насилия проведению досмотра, задержанию и аресту, при отягчающих обстоятельствах;

д) участие в организованной международной торговле наркотиками [18].

Уголовный закон Франции устанавливает наказание за контрабанду наркотиков в виде 10 лет тюремного заключения и штрафа в размере 50 000 000 франков. Квалифицированный состав (совершение деяния организованной бандой) влечет наказание в виде 30 лет уголовного заключения и штрафа в размере 50 000 000 франков (ст. 222-36 УК Франции).

Контрабанда взрывчатых веществ криминализируется в соответствии со ст. 421-1 УК Франции. Указанное деяние в некоторых случаях может быть отнесено к актам терроризма. Установление данного обстоятельства существенным образом ужесточает наказание [19].

Третья классификация проводится в соответствии с тем, на какой объект уголовно-правовой охраны (по мнению законодателя) посягает лицо, виновное в контрабанде товаров.

1. Страны, в которых контрабанда может рассматриваться как посягательство на личность, например Франция. Так, согласно УК Франции уголовная ответственность за контрабанду наркотиков регламентирована ст. 222-36, расположенной в отделе IV «О незаконной торговле наркотиками», который включен в главу II «О посягательствах на физическую или психическую неприкосновенность личности». Согласно УК Швейцарии ввоз в страну звуковых записей, фотоснимков, изображений, на которых изображены сцены жестокости в отношении людей или животных (ст. 135), включен в раздел «Преступные деяния против жизни и здоровья».

2. Государства, в уголовных законах которых контрабанда поддельной валюты или денежных инструментов отнесена к преступлениям, связанным с фальсификацией и обманом, например, Аргентина, Голландия, Дания, Израиль, Северная Корея, Таиланд. Как правило, эти преступления отнесены к подделке, фальсификации, подмене или обману и содержатся в соответствующих главах и (или) разделах уголовных законов. В соответствии с УК Аргентины объектом рассматриваемых деяний выступает общественное доверие (раздел XII).

3. Страны, в которых незаконный ввоз или вывоз определенных товаров относится к преступлениям против общественного порядка или общественной безопасности.

В уголовном законе Сан-Марино в главе I «Преступления против безопасности, общественного здравоохранения и окружающей среды» раздела третьего «Преступления против общества» расположена контрабанда:

- водных растворов или питательных либо медицинских веществ, опасных для здоровья (ст. 242);

- веществ, предназначенных для потребления, кроме перечисленных в предыдущем пункте, которые представляют опасность для здоровья (ст. 234);

- наркотических средств (ст. 244).

Важно отметить, что в той же главе содержится ст. 251, предусматривающая ответственность за ввоз оружия, бомб, газа либо взрывных устройств и воспламеняющихся материалов или взрывчатых веществ. Данное деяние отнесено не к преступлениям, а к проступкам.

Также в третьем разделе в главе 3 «Преступления против общественной морали» содержится ст. 280, регламентирующая ответственность за ввоз на территорию Республики Сан-Марино спирта, ликера для алкогольных напитков либо алкогольные напитки.

В УК Швейцарии ст. 236 «Введение в обращение корма, вредного для здоровья животных» (в которой криминализируется ввоз вредного для здоровья животных корма или средства для корма) расположена в

восьмом разделе «Преступления и проступки против общественного здоровья».

В УК Израиля ввоз материалов, которые могут призвать к неповиновению (ст. 134), а также контрабанда оружия (ст. 144) отнесены к деяниям, связанным с причинением вреда государственным и общественным устоям (раздел хет).

В УК Северной Кореи контрабанда взрывчатых веществ (ст. 121) отнесена к преступлениям против общественного порядка (глава V).

4. Страны, в которых контрабанда объектов интеллектуальной собственности, как правило, отнесена к экономическим преступлениям. Например, УК Сан-Марино. В третьем разделе «Преступления против общества» в главу 4 «Преступления против государственной экономики» включены ст. 309 «Продукты и авторские произведения с маркировкой, предназначенной для обмена» и ст. 319 «Злоупотребления при снабжении товарами и продовольствием». Первая вводит запрет на ввоз авторских произведений искусства, промышленной или сельскохозяйственной продукции с названиями, маркировкой и другими знаками, вводящими в заблуждение относительно происхождения, качества или состава продукта и авторского произведения. Данное деяние является преступлением. В статье 319 установлен запрет на ввоз или вывоз товаров и продовольствия без разрешения властей. Это деяние отнесено к проступкам.

В разделе XXV «Обман» УК Голландии (ст. 337) предусмотрена уголовная ответственность за ввоз в страну товаров с незаконно нанесенным товарным знаком.

В статье 275 УК Таиланда вводится запрет под угрозой наказания на ввоз товаров, имеющих образ, искусственную марку или любое буквенное обозначение, или товаров, имеющих подделанную или сымитированную торговую марку, принадлежащую другому лицу. Это деяние расположено в разделе VIII «Преступления, относящиеся к торговле».

5. В некоторых странах отдельные виды контрабанды отнесены к преступлениям, посягающим на безопасность окружающей среды, например, УК Сан-Марино, ФРГ.

Так, в разделе 29 «Наказуемые деяния против окружающей среды» УК ФРГ в § 328 регламентирована уголовная ответственность за контрабанду ядерных или радиоактивных веществ.

Заключение

С учетом анализа представленных выше положений зарубежного законодательства можно отметить, что объекты (и предметы) деяний, связанных с контрабандой, различаются. Также различаются и способы уголовно-правовой охраны. Затруднительно выделить общие черты даже в государствах одной правовой семьи (например, романо-германской). Некоторые исследователи придерживаются аналогичной точки зрения, отмечая, что на выборе модели ответственности за контрабанду не сказывается ни географический принцип, ни отнесение государства к определенной правовой семье [20. С. 141, 142].

В положениях уголовного закона многих стран существуют свои особенности. Например, нередко в иностранных государствах регламентируется уголовная ответственность за незаконное перемещение через границу поддельных денег. Полагаем, что соответствующее деяние могло бы быть включено и в диспозицию ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (с редактированием ее названия). Либо возможен другой вариант, при котором ответственность за незаконное перемещение через границу поддельных денег следовало бы регламентировать в ст. 186 УК РФ «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг».

Как правило, в иностранных уголовных законах в числе наказуемых деяний в рамках одной статьи названо не только незаконное перемещение товаров через границу, но также перечислены и иные действия (бездействие). Например, изготовление, хранение, транспортировка, приобретение и др. Введение уголовно-правового запрета путем выделения некоторых деяний в отдельные нормы приводит к разрастанию отечественного уголовного закона, что не всегда оправданно. Например, в ст. 228 регламентируется ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств и психотропных веществ; в ст. 229.1 УК РФ - за контрабанду этих же предметов. Существуют и иные примеры. Полагаем, что незаконное перемещение через границу (как преступное деяние) может быть включено в нормы, регламентирующие уголовную ответственность за изготовление, сбыт, хранение, перемещение (и другое) соответствующих предметов преступления. Это способствовало бы оптимизации уголовного законодательства России.

Решению рассмотренной выше задачи также способствовало бы разъединение составов, предусматри-

вающих охрану слишком разноплановых объектов. Например, в ст. 226.1 УК РФ регламентируется ответственность за контрабанду как радиоактивных веществ, так и культурных ценностей. Полагаем, что такое конструирование правовой нормы снижает эффективность охраны общественных отношений, прав и свобод, которым причиняется вред в результате совершения преступления, а также порождает сложности в правоприменительной деятельности.

Думается, что основным объектом контрабанды радиоактивных веществ является безопасность окружающей среды (подобная точка зрения отражена в УК ФРГ). Следовательно, в российском законодательстве данное деяние могло бы быть отнесено к экологическим преступлениям. Целесообразность акцентирования внимания на охране окружающей среды обусловлена масштабами преступности в соответствующей сфере, необходимостью решать вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности [21. С. 103-113]. При этом контрабанда культурных ценностей (объектом которой законодатель видит общественную безопасность) в первую очередь посягает на интересы государства по поводу владения и распоряжения культурными ценностями и сохранения культурного наследия народов России. Полагаем, что конструкцию ст. 226.1 УК РФ сложно назвать корректной. Многие исследователи указывают на существование недостатков в правовом регулировании привлечения к уголовной ответственности за совершение контрабанды [22. С. 54; 23. С. 577-586].

Думается, что изучение положений уголовного закона иностранных государств способствует эволюции отечественной правовой системы. Это позволяет рассматривать в качестве примера корректно сформулированные предписания, а также избежать копирования ошибок в законотворческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова Н.В. Сравнительная характеристика уголовного законодательства стран СНГ об ответственности за контрабанду // Современ-

ное состояние и пути развития уголовного права Российской Федерации: научные и методические аспекты : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессоров кафедры уголовного права В.А. Елеонского и Н.А. Огурцова / под ред. В.Ф. Лапшина. 2016. С. 205-211.

2. Кныш С.В., Селищев К.Н. Контрабанда оружия // Аллея науки. 2017. № 6. С. 110-113.

3. Кузнецова Н.В. Сравнительная характеристика наказаний за контрабанду в России и некоторых зарубежных странах // Вестник институ-

та: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 60-64.

4. Красота Т.Г., Красота Ю.Л. Таможенные правонарушения: выявление и предупреждение. Ульяновск : Зебра, 2017. 66 с.

5. Толстухина Т.В., Шервани Э.Н.К. Контрабанда наркотических средств в республике Ирак как объект уголовно-правового и криминали-

стического исследования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. № 2-2. С. 24-34.

6. Щербаков А.Д. Противодействие обороту наркотиков в Индии // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 7. С. 168-173.

7. Берзинь О.А. Таможенная служба США и особенности ее правоохранительной деятельности // Публично-правовые исследования. 2013.

№ 3. С. 1-12.

8. Уголовный кодекс Голландии. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242430&subID=100100457,100100458,100100510,100101139

(дата обращения: 05.03.2019).

9. Уголовный кодекс Швеции. URL: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ugolovnyj_kodeks_shvecii (дата обращения: 05.03.2019).

10. Прохоров Л.А. Правовые модели противодействия контрабанде: опыт зарубежного законотворчества // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 69-77.

11. Уголовный кодекс Японии. URL: https://constitutions.ru/?p=407&attempt=1 (дата обращения: 05.03.2019).

12. Уголовный кодекс Израиля. URL: https://constitutions.ru/?p=11071 (дата обращения: 05.03.2019).

13. Уголовный кодекс ФРГ. URL: https://constitutions.ru/?p=24969 (дата обращения: 05.03.2019).

14. Уголовный кодекс Республики Корея. URL: https://books.google.ru/books?id=qIJkCgAAQBAJ&pg=PT81&lpg=PT81&dq (дата обращения: 05.03.2019).

15. Нестерова М.В. Противодействие контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в рамках осуществления таможенного контроля // Сборник научных статей студентов специальности 38.05.02 - «Таможенное дело» «Современные вопросы таможенного дела». Брянск, 2018. С. 159-164.

16. Шахвердова К.М., Санжаревская Д. А. Некоторые проблемы таможенного сотрудничества России и Египта // European Research : сб. ст. победителей VIII междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Наука и просвещение, 2017. С. 261-263.

17. Трощинский П. В. Правовое регулирование борьбы китайского государства с незаконным оборотом наркотиков // Наркоконтроль. 2015. № 1. С. 31-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Уголовный кодекс КНР. URL: https://constitutions.ru/?p=403 (дата обращения: 05.03.2019).

19. Уголовный кодекс Франции. URL: https://constitutions.ru/?p=25017 (дата обращения: 05.03.2019).

20. Зайнуллина З.Ф., Тамаев Р.С. Уголовно-правовые меры противодействия контрабанде за рубежом // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 3 (50). С. 136-142.

21. Татьянина Л.Г., Лукомская А.С., Юлдошев Р.Р. Понятие, сущность и современные перспективы предупреждения экологической преступности в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 1. С. 105. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1).103-113

22. Талан М.В. Совершенствование уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники). 2018. № 7 (7). С. 47-55.

23. Пантелеева И.А., Бакшт Д.А. Проблемы уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 3. С. 577-586. DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(3).577-586

Статья представлена научной редакцией «Право» 8 февраля 2020 г.

Criminal Liability for Smuggling in Foreign Countries

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2020, 454, 226-232. DOI: 10.17223/15617793/454/28

Tatyana G. Lepina, Southwest State University (Kursk, Russian Federation). E-mail: lepina2813@mail.ru Keywords: counteraction; smuggling; foreign countries; criminal liability; export; import.

The author of the article aims to study the design features of legal norms that provide for criminal prosecution for the commission of various types of smuggling in foreign countries. As a result of applying the comparative legal method and analyzing the provisions of the criminal laws of foreign countries, the author's position on the grounds for their classification is formed. The first classification is based on the presence (or absence) of criminal law provisions governing the criminal liability for the illegal movement of goods across the border. Depending on it, countries are divided into three groups. In the countries of the first group, there is no criminal liability for smuggling at all. In the countries of the second group, the relevant provisions are contained in separate regulations. In the countries of the third group, criminal liability for smuggling is enshrined in criminal codes. The second type of classification is based on the list of types of smuggling for which criminal liability is provided. So, there are countries whose legislation is primarily aimed at countering economic smuggling. Criminal laws of other countries regulate liability both for committing economic smuggling and for smuggling items that are restricted in circulation or prohibited from circulation. In some countries, priority is given to criminal-law measures to counteract the smuggling of goods that are restricted or prohibited from circulation. The third classification is based on the type of object of criminal law protection (according to the legislator) that a person who has committed the illegal import or export of certain goods or objects encroaches on. So, in some countries, smuggling can be attributed to crimes against the individual and public safety. In some countries, the corresponding offenses are classified as economic or related to falsification (fraud). In some countries, smuggling may be attributed to an act against environmental safety. As a result, a number of conclusions are drawn. Given the analysis of the provisions of foreign law, it can be noted that targets of acts related to smuggling differ. The methods of criminal law protection also differ. It is difficult to single out common features even in states of the same legal family. As a rule, in foreign criminal laws, among the punishable acts under one article, not only illegal movement of goods across the border is mentioned, but also other actions (inaction) are listed. The introduction of a criminal law prohibition by highlighting certain acts in separate norms leads to the expansion of the domestic criminal law, which is not always justified. In the author's opinion, illegal cross-border movement (as a criminal act) can be included in the rules governing criminal liability for the manufacture, sale, storage, movement (and other) of the relevant targets of crime. This would help to optimize criminal law.

REFERENCES

1. Kuznetsova, N.V. (2016) [Comparative Characteristics of the Criminal Legislation of the CIS Countries on Liability for Smuggling]. Sovremennoe

sostoyanie i puti razvitiya ugolovnogo prava Rossiyskoy Federatsii: nauchnye i metodicheskie aspekty [Current Status and Development of Criminal Law of the Russian Federation: Scientific and Methodological Aspects]. Conference Proceedings. Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. pp. 205-211. (In Russian).

2. Knysh, S.V. & Selishchev, K.N. (2017) Kontrabanda oruzhiya [Arms Smuggling]. Alleya nauki. 6. pp. 110-113.

3. Kuznetsova, N.V. (2016) Comparative Characteristics of the Penalties for Smuggling in Russia and in Some Foreign Countries. Vestnik instituta:

prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 4 (36). pp. 60-64. (In Russian).

4. Krasota, T.G. & Krasota, Yu.L. (2017) Tamozhennye pravonarusheniya: vyyavlenie i preduprezhdenie [Customs Offenses: Identification and Pre-

vention]. Ul'yanovsk: Zebra.

5. Tolstukhina, T.V. & Shervani, E.N.K. (2014) Kontrabanda narkoticheskikh sredstv v respublike Irak kak ob"ekt ugolovno-pravovogo i kriminal-

isticheskogo issledovaniya [Smuggling of Narcotic Drugs in the Republic of Iraq as an Object of Criminal Law and Forensic Research]. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki — Izvestiya Tula State University. Economic and Legal Sciences. 2-2. pp. 24-34.

6. Shcherbakov, A.D. (2015) Protivodeystvie oborotu narkotikov v Indii [Counteracting Drug Trafficking in India]. Vestnik Universiteta imeni

O.E. Kutafina — Courier of the Kutafin Moscow State Law University. 7. pp. 168-173.

7. Berzin', O.A. (2013) Tamozhennaya sluzhba SShA i osobennosti ee pravookhranitel'noy deyatel'nosti [US Customs and Its Law Enforcement

Features]. Publichno-pravovye issledovaniya. 3. pp. 1-12.

8. Law.edu.ru. (2007) The Criminal Code of the Kingdom of Netherlands. [Online] Available from: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242430&subID=100100457,100100458,100100510,100101139. (Accessed: 05.03.2019). (In Russian).

9. Svenska Palmen. (1999) Swedish Penal Code. [Online] Available from: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ugolovnyj_kodeks_shvecii.

(Accessed: 05.03.2019).

10. Prokhorov, L.A. & Skachkova, A.V. (2013) Legal Models of Counteraction to Smuggling: Experience of Foreign Lawmaking. Obshchestvo i pravo — Society and Law. 2 (44). pp. 69-77. (In Russian).

11. Constitutions.ru. (2018) Penal Code of Japan. [Online] Available from: https://constitutions.ru/?p=407&attempt=1. (Accessed 05.03.2019). (In Russian).

12. Constitutions.ru. (2018) Penal Law of Israel. [Online] Available from: https://constitutions.ru/?p=11071. (Accessed: 05.03.2019). (In Russian).

13. (2019) German Penal Code. [Online] Available from: https://constitutions.ru/?p=24969. (Accessed: 05.03.2019). (In Russian).

14. Books.google.ru. (2017) Penal Code of Korea. [Online] Available from: https://books.google.ru/books?id=qIJkCgAAQBAJ&pg=PT81&lpg=PT81&dq. (Accessed: 05.03.2019).

15. Nesterova, M.V. (2018) Counteracting the Smuggling of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances in the Framework of Customs Control. In: Sovremennye voprosy tamozhennogo dela [Modern Customs Issues]. Bryansk: Bryansk State University. pp. 159-164. (In Russian).

16. Shakhverdova, K.M. & Sanzharevskaya, D.A. (2017) [Certain Problems of Customs Commonwealth Between Russia and Egypt]. European Research. Conference Proceedings. Penza: Nauka i Prosveshchenie.pp. 261-263. (In Russian).

17. Troshchinskiy, P.V. (2015) Legal Regulation of Counternarcotic Actions of the Chinese State. Narkokontrol'. 1. pp. 31-36. (In Russian).

18. Constitutions.ru. (2018) Criminal Law of the People's Republic of China. [Online] Available from: https://constitutions.ru/?p=403. (Accessed: 05.03.2019). (In Russian).

19. Constitutions.ru. (2019) French Penal Code. [Online] Available from: https://constitutions.ru/?p=25017. (Accessed: 05.03.2019).

20. Zaynullina, Z.F. & Tamaev, R.S. (2018) Ugolovno-pravovye mery protivodeystviya kontrabande za rubezhom [Criminal Law Measures to Combat Smuggling Abroad]. Uchenye trudy Rossiyskoy akademii advokatury i notariata — Scientific Works of the Russian Academy of Advocacy and Notary. 3 (50). pp. 136-142.

21. Tat'yanina, L.G., Lukomskaya, A.S. & Yuldoshev, R.R. (2019) The concept, essence and modern prospects of environmental crime prevention in the Russian Federation. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal — Russian Journal of Criminology. 13 (1). (In Russian). DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1).103-113

22. Talan, M.V. (2018) Sovershenstvovanie ugolovno-pravovykh norm ob otvetstvennosti za kontrabandu [Improving the Criminal Law on Liability for Smuggling]. Aktual'nye problemy ugolovnogo prava na sovremennom etape (voprosy differentsiatsii otvetstvennosti i zakonodatel'noy tekhniki). 7 (7). pp. 47-55.

23. Panteleeva, I.A. & Baksht, D.A. (2017) Issues of Criminal Liability for Smuggling Cultural Properties. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal - Russian Journal of Criminology. 11 (3). pp. 577-586. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(3).577-586

Received: 08 February 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.