Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей'

Уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4803
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / СОКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ТЕХНОГЕННАЯ АВАРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин А. Е.

В статье рассматриваются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ. Отражена общественная опасность таких преступных деяний и их социально-негативные последствия. Предложены криминологические меры, направленные на предупреждение, пресечение и предотвращение преступлений, связанных с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей»

А.Е. Шалагин,

кандидат юридических наук, доцент (КЮИ МВД России)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, СОЗДАЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ

В статье рассматриваются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ. Отражена общественная опасность таких преступных деяний и их социально-негативные последствия. Предложены криминологические меры, направленные на предупреждение, пресечение и предотвращение преступлений, связанных с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья населения.

Ключевые слова: общественная безопасность, здоровье населения, сокрытие информации, социально значимая информация, экологическая катастрофа, техногенная авария.

The paper deals with objective and subjective elements of crime, provided for in article 237 of the Criminal Code of the Russian Federation. Social danger of such criminal acts and their socially negative consequences are reflected. Criminological means ofprevention and suppression of crimes, connected with hiding information about circumstances constituting threat for public security and population health, are suggested.

Key words: public security, population health, information hiding, socially important information, ecological catastrophe, technogenic accident.

Социально значимая информация -это правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информация о состоянии окружающей среды, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами [1].

К преступлениям, посягающим на социально значимую информацию, следует отнести: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140 УК РФ); воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК РФ); злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодатель-

ством РФ о ценных бумагах (ст.1851 УК РФ); неправомерные действия при банкротстве (ст.195 УК РФ); фиктивное банкротство (ст.197 УК РФ); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237 УК РФ).

Объектом преступлений, связанных с непредставлением уполномоченными субъектами социально значимой информации, следует признать общественные отношения, охраняющие право населения, государственных или муниципальных органов, а также конкретных граждан получать информацию о событиях, фактах, явлениях и процессах, которые могут представлять опасность и причинить существенный вред жизни, здоровью, правам, свободам и законным интересам людей. Именно такая информация должна признаваться социально значимой, обязывающей ее обладателя своевременно, объективно и полно предоставлять требуемые сведения [2, С.117-118].

В настоящей статье уголовно-правовому и криминологическому анализу будет

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(13)2013

подвергнута норма, предусматривающая ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для окружающей среды, а также здоровью населения. Здоровье населения в уголовно-правовом контексте представляет собой охраняемую уголовным законом, обособленную группу общественных отношений, отражающих физическое и психическое благополучие людей, проживающих на одной территории, объединенных общими условиями жизнедеятельности, труда и отдыха [3, С.29].

Конституцией Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст.24); сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом (ст.41) [4, С.44]. Рост научно-технических и производственных процессов, которыми отмечены ХХ и ХХ! столетия, позволяет прогнозировать дальнейшее ухудшение экологической обстановки, падение уровня защищенности населения от воздействия неблагоприятных факторов крупных мегаполисов, увеличение наряду с природными катаклизмами доли опасностей техногенного и социального характера.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25 июня 2012 г.) [5] граждане Российской Федерации имеют право на получение от организаций и их должностных лиц полных и достоверных сведений:

- о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных и гигиенических правилах;

- о принимаемых мерах по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- о качестве товаров, работ и услуг, предоставляемых гражданам.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25 июня 2012 г.) [6] определено, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о фактах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное воздействие, включая сведения о состоянии района проживания, рациональных нормах питания, качестве воды и пищевых продуктов, товаров народного потребления и их соответствии нормативам (стандартам).

Установление в Уголовном кодексе РФ ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст.237 УК РФ), является уголовно-правовой гарантией права граждан на получение своевременной и исчерпывающей информации о любых обстоятельствах, имеющих значение для их жизнедеятельности. Трагедия в Чернобыле (СССР), авария на химическом заводе в Севезо (Италия), выброс цианистых соединений в Бхопале (Индия), заражение питьевой воды в Бангладеш, гибель Аральского моря (Казахстан), авария на АЭС Фукусима (Япония) - результат человеческой деятельности, который привел к экологической катастрофе, человеческим жертвам и изменению среды обитания человека. Ученые многих стран пытаются ответить на вопрос, как можно предупредить и не допустить подобных инцидентов в будущем.

Предметом преступления, предусмотренного ст.237 УК РФ, являются сведения о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей природной среды. В частности, к ней относится информация о чрезвычайных природных или техногенных ситуациях, массовом загрязнении воды, воздуха, погодных аномалиях, вспышках инфекционных заболеваний, обнаружении источников радиации, химического заражения, криминогенной ситуации в регионе [7, С.730]. Само понятие информации

дается в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8].

Государственные информационные ресурсы России являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, по условиям ее правового режима, подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную информацию. К информации с ограниченным доступом запрещено относить сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Безопасность жизни и здоровья граждан зависит от многих факторов. К их числу следует отнести биологические (вирусные, бактериальные, паразитные), химические и физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия труда и отдыха), а также другие, оказывающие воздействие на человека и окружающую среду [9, С.21].

Причиной возникновения общественно опасных последствий являются не только объективные и субъективные факторы, а также отсутствие достоверной и полной информации, способной повлиять на жизнедеятельность населения [10, С. 544]. Например, своевременное информирование граждан о наводнении в г. Крымске Краснодарского края в 2012 году позволило бы принять экстренные меры и минимизировать вред, причиненный людям и их имуществу.

Основным объектом преступления выступает здоровье населения, дополнительным - конституционное право граждан на получение достоверной и полной информации, а факультативным - здоровье отдельной личности [11, С.501].

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.237 УК РФ, выражается в сокрытии или искажении информации. Под сокрытием информации следует понимать как умалчивание о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья граждан (окружающей среды), так и поведение должностного лица, выразившееся в отказе предоставить информацию, принятие решения о ее засекречивании (признание сведений государственной, военной, служебной или коммерческой тайной).

Искажение информации - это предоставление не соответствующих действительности сведений об опасности, усыпляющей внимание, бдительность людей (например, сообщение в средствах массовой информации о том, что уровень радиации не создает опасности для жизни и здоровья населения, тогда как в реальной действительности он превышает допустимые нормы).

Состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступное деяние считается оконченным с момента сокрытия или искажения информации. Наступление каких-либо опасных последствий в рамках основного состава преступления не требуется. Количество зарегистрированных преступлений в Российской Федерации по ст.237 УК РФ и число лиц, привлеченных к ответственности по этой категории дел, за 2006-2012 гг. см. (в табл. 1) [12].

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цели и мотивы квалифицирующего значения не имеют. Субъект преступления - специальный, т.е. лицо, обязанное обеспечивать соответствующей информацией население, и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности. Это могут быть руководители СМИ, сотрудники государственных органов и органов местного самоуправления, администрация предприятий и учреждений, работники специальных служб и инспекций. Эта обязанность может вытекать из закона, нормативных правовых актов либо из должностных инструкций.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(13)2013

Таблица 1.

Год Количество зарегистрированных преступлений по ст.237 УК РФ Выявлено лиц, совершивших преступление по ст.237 УК РФ Зарегистрировано преступлений по наиболее тяжкому составу (ч.2 ст.237 УК РФ)

2006 7 9 5

2007 7 12 4

2008 3 8 5

2009 4 7 1

2010 6 4 3

2011 7 9 6

2012 9 6 4

Должностное лицо - постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, правоохранительных органах Российской Федерации [13, С.12].

В части 2 ст.237 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав за сокрытие или искажение информации лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.

Причинение вреда здоровью человека предполагает вред любой тяжести, в том числе заражение инфекционными, профессиональными, иными заболеваниями, отравление людей. Иные тяжкие последствия - существенное нарушение экологической обстановки (например, загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожение флоры и фауны и т.д.), нарушение нормального жизнеобеспечения населения [14, С.481]. Во всех перечисленных случаях необходимо устанавливать причинно-следственную связь между сокрытием или искажением инфор-

мации и наступившими последствиями.

В Российской Федерации создана единая система ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций, которая объединяет силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, в полномочия которых входит обеспечение общественной безопасности, организация своевременного оповещения и информирование населения о складывающейся ситуации, минимизация негативных последствий.

Бездействие должностных лиц и других субъектов, обязанных предоставлять населению или отдельным гражданам информацию, требуют квалифицированной юридической оценки и своевременного реагирования, в том числе на основе административных и уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за различные формы утаивания социально значимой информации [15, С.5].

Выявление административных правонарушений, предусмотренных ст.8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации), может рассматриваться как эффективная мера предупреждения преступлений, указанных в ст.237 УК РФ. К мерам предупреждения таких преступлений следует отнести:

- профилактику правового инфантилизма и нигилизма;

- повышение уровня общественного правосознания;

- борьбу с коррупцией и должностными злоупотреблениями;

- искоренение в сфере государственной и муниципальной службы таких явлений,

как протекционизм, фаворитизм, непотизм;

- принятие и реализацию административных регламентов;

- контроль за деятельностью должностных лиц и принятием ими управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь финансовых и юридических терминов: интернет версия системы Консультант Плюс URL: http: // www. consultant. ru

2. Грошиков К.К. Социально значимая информация и ее уголовно-правовая охрана: монография. М.: Юрлитинформ, 2011. 144 с.

3. Шалагин А.Е. Преступления против здоровья населения: понятие, виды, общественная опасность // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 3(5). С.28-33.

4. См.: Борисов А.Б. Комментарий к Конституции РФ. М.: Книжный мир, 2010.

5. СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.2436; 2003. № 27. Ч.1. Ст.2700; 2012. № 26. Ст.3446.

6. СЗ РФ 2011. № 48. Ст.6724; 2012. № 26. Ст.3446.

7. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

8. СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст.3448.

9. См.: Любавина М.А. Предмет преступления, предусмотренного ст.237 УК РФ // Кримина-листъ. 2012. № 1. С.20-26.

10. См.: Уголовное право. Особенная часть: учебник/ отв. ред. И.А. Подройкина, Е.В. Серегина, С И. Улезько. М.: Юрайт, 2012.

11. Уголовное право России. Особенная часть: учебник/ под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012.

12. ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» URL: http://www. mvd. ru

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Омега-Л, 2013.

14. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. И.В. Шишко. М.: Проспект, 2012.

15. См.: Грошиков К.К. Уголовная ответственность за утаивание социально значимой информации: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М.: РПА МЮ РФ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.