Научная статья на тему 'Ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, представляющих угрозу общественной безопасности и здоровью населения'

Ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, представляющих угрозу общественной безопасности и здоровью населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1396
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / СОКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ТЕХНОГЕННАЯ АВАРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин Антон Евгеньевич

В статье рассматриваются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ. Отражена обществен ная опасность таких преступных деяний и их социально-негативные последствия. Предложены криминологические меры, направленные на предупреждение, пресечение и предотвращение пре ступлений, связанных с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amenability for Hiding Information about Circumstances, Constituting Threat for Public Security and Population Health

The paper deals with objective and subjective elements of crime, provided for in article 237 of the Criminal Code of the Russian Federation. Social danger of such criminal acts and their socially negative consequences are reflected. Criminological means of prevention and suppression of crimes, connected with hiding information about circumstances constituting threat for public security and population health, are suggested.

Текст научной работы на тему «Ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, представляющих угрозу общественной безопасности и здоровью населения»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Право

УДК 340.62

Ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, представляющих угрозу общественной безопасности и здоровью населения

Шалагин А.Е.

Кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России

В статье рассматриваются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного cm. 237 УК РФ. Отражена общественная опасность таких преступных деяний и их социально-негативные последствия. Предложены криминологические меры, направленные на предупреждение, пресечение и предотвращение преступлений, связанных с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья населения.

Ключевые слова: общественная безопасность, здоровье населения, сокрытие информации, социально значимая информация, экологическая катастрофа, техногенная авария.

В Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24); сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом (ст. 41) [1, с. 44].

Развитие и совершенствование производственных (антропогенных) процессов, которыми были отмечены ХХ и начало XXI столетий позволяют сделать прогноз о дальнейшем ухудшении экологической обстановки. Непродуманная деятельность человека может нарушить природное равновесие, привести к кризисным явлениям, дестабилизации общественного спокойствия, катастрофам техногенного и социального характера.

В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25 июня 2012 г.) [2], граждане Российской Федерации имеют право на получение от организаций и их должностных лиц полных и достоверных сведений:

- о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных и гигиенических правилах;

200

- о принимаемых мерах по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- о качестве товаров, работ и услуг, предоставляемых гражданам.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25 июня 2012 г.) [3] определено, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о фактах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное воздействие, включая сведения о состоянии района проживания, рациональных нормах питания, качестве воды и пищевых продуктов, товаров народного потребления и их соответствии нормативам (стандартам).

Установление в Уголовном кодексе РФ ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ) является уголовно-правовой гарантией права граждан на получение своевременной и исчерпывающей информации о любых обстоятельствах, имеющих значение для их жизнедеятельности. Трагедия в Чернобыле (СССР), авария на химическом заводе в Севезо (Италия), выброс цианистых соединений в Бхопале (Индия), заражение питьевой воды в Бангладеш, гибель Аральского моря (Казахстан), авария на АЭС Фукусима (Япония) - результат человеческого деятельности,

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Право

которая привела к экологической катастрофе, человеческим жертвам и изменению среды обитания человека. Ученые многих стран пытаются ответить на вопрос, как можно предупредить и не допустить подобных инцидентов в будущем.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, являются сведения о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей природной среды. В частности, к ней относится информация о чрезвычайных природных или техногенных ситуациях, массовом загрязнении воды, воздуха, погодных аномалиях, вспышках инфекционных заболеваний, обнаружении источников радиации, химического заражения, криминогенной ситуации в регионе [4, c. 730]. Само понятие информации дается в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5].

Информационные ресурсы Российской Федерации являются общедоступными и открытыми. Исключение может составлять информация ограниченного доступа (секретная или конфиденциальная). К такой информации запрещается относить сведения о событиях и фактах, создающих опасность для жизни (здоровья) людей, чрезвычайных ситуациях, санитарно-эпидемиологическую, метеорологическую, экологическую и иную информацию, необходимую для поддержания жизнедеятельности населенных пунктов, обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Безопасность жизни и здоровья граждан зависит от многих факторов. К их числу следует отнести: биологические (вирусные, бактериальные, паразитные), химические и физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия труда и отдыха), а также другие, оказывающие воздействие на человека и окружающую среду [6, c. 21].

Причиной возникновения общественно опасных последствий являются не только объективные и субъективные факторы, а также отсутствие достоверной и полной информации, способной повлиять на жизнедеятельность населения [7, c. 544]. Например, своевременное информирование граждан о наводнении в г. Крымске Краснодарского края в 2012 г. позволило бы принять экстренные меры и минимизировать вред, причиненный людям и их имуществу.

Основным объектом преступления выступает здоровье населения, дополнительным - конституционное право граждан на получение достоверной и полной информации, а факультативным - здоровье отдельной личности [8, с. 501].

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, выражается в сокрытии или искажении информации. Под сокрытием информации следует понимать как умалчивание о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья граждан (окружающей среды), так и поведение должностного лица, выразившееся в отказе предоставить информацию, принятие решения о ее засекречивании (признание сведений государственной, военной, служебной или коммерческой тайной).

Искажение информации - это предоставление не соответствующих действительности сведений об опасности, усыпляющей внимание, бдительность людей (например, сообщение в средствах массовой информации о том, что уровень радиации не создает опасности для жизни и здоровья населения, тогда как в реальной действительности он превышает допустимые нормы).

Состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступное деяние считается оконченным с момента сокрытия или искажения информации. Наступления каких-либо опасных последствий в рамках основного состава преступления не требуется (см.: табл. 1).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цели и мотивы квалифицирующего значения не имеют. Субъект преступления - специальный, т.е. лицо, обязанное обеспечивать соответствующей информацией население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности. Это могут быть руководители СМИ, сотрудники государственных органов и органов местного самоуправления, администрация предприятий и учреждений, работники специальных служб и инспекций. Эта обязанность может вытекать из закона, нормативных правовых актов либо из должностных инструкций.

Должностное лицо - постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти,

Таблица 1

Количество зарегистрированных преступлений в РФ по ст. 237 УК РФ и число лиц, привлеченных к ответственности, по этой категории дел за 2006-2012 гг. [9]

Год Количество зарегистрированных преступлений по ст 237 УК РФ Выявлено лиц, совершивших преступление по ст. 237 УК РФ Зарегистрировано преступлений по наиболее тяжкому составу (ч. 2 ст. 237 УК РФ)

2006 7 9 5

2007 7 12 4

2008 3 8 5

2009 4 7 1

2010 6 4 3

2011 7 9 6

2012 9 6 4

201

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Право

выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, правоохранительных органах Российской Федерации [10, c. 12].

В ч. 2 ст. 237 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав за сокрытие или искажение информации лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо повлекшее причинение вреда здоровью или иные тяжкие последствия.

Причинение вреда здоровью человека предполагает вред любой тяжести, в том числе заражение инфекционными, профессиональными, иными заболеваниями, отравление людей. Иные тяжкие последствия - существенное нарушение экологической обстановки (например, загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожение флоры и фауны и т.д.), нарушение нормального жизнеобеспечения населения [11, с. 481]. Во всех перечисленных случаях необходимо устанавливать причинно-следственную связь между сокрытием или искажением информации и наступившими последствиями.

В Российской Федерации создана единая система ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций, которая объединяет силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, в полномочия которых входит обеспечение общественной безопасности, организация своевременного оповещения и информирование населения о складывающейся ситуации, минимизация негативных последствий.

Бездействие должностных лиц и других субъектов, обязанных предоставлять населению или отдельным гражданам информацию, требует квалифицированной юридической оценки и своевременного реагирования, в том числе на основе административных и уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за различные формы утаивания социально значимой информации [12, с. 5].

Выявление административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации), может рассматриваться как эффективная мера предупреждения преступлений, указанных в ст. 237 УК РФ. К мерам предупреждения таких преступлений следует отнести:

- профилактику правового инфантилизма и нигилизма;

- повышение уровня общественного правосознания;

- борьбу с коррупцией и должностными злоупотреблениями;

- искоренение в сфере государственной и муниципальной службы таких явлений, как протекционизм, фаворитизм, непотизм;

- принятие и реализацию административных регламентов;

- контроль за деятельностью должностных лиц и принятием ими управленческих решений.

Литература:

1. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции РФ. -М.: Книжный мир, 2010. - 272 с.

2. Закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25 июня 2012 г.) // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 2436; 2003. - № 27.

- Ч. 1. - Ст. 2700; 2012. - № 26. - Ст. 3446.

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25 июня 2012 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724; 2012. - № 26.

- Ст. 3446.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 1104 с.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3448.

6. Любавина М.А. Предмет преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ // Криминалистъ. -2012. - № 1. - С. 20-26.

7. Уголовное право. Особенная часть: учеб. / Отв. ред. И.А. Подройкина, Е.В. Серегина, С.И. Улезь-ко. - М.: Юрайт, 2012. - 912 с.

8. Уголовное право России. Особенная часть: учеб. / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. - М.: Статут, 2012. - 943 с.

9. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск за период с 2006 по 2012 гг.: Аналитические материалы.

- М.: ГИАЦ МВД России, 2012.

202

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Право

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Омега-Л, 2013. - 416 с.

11. Уголовное право. Особенная часть: учеб. / Под ред. И.В. Шишко. - М.: Проспект, 2012. - 752 с.

12. Грошиков К.К. Уголовная ответственность за утаивание социально значимой информации: ав-тореф. ...канд. юрид. наук. - М.: РПА МЮ РФ,

2009. - 18 с.

Amenability for Hiding Information about Circumstances, Constituting Threat for Public Security and Population Health

A.E. Shalagin

The Kazan Legal Institute MIA of Russia

The paper deals with objective and subjective elements of crime, provided for in article 237 of the Criminal Code of the Russian Federation. Social danger of such criminal acts and their socially negative consequences are reflected. Criminological means of prevention and suppression of crimes, connected with hiding information about circumstances constituting threat for public security and population health, are suggested.

Key words: public security, population health, information hiding, socially important information, ecological catastrophe, technogenic accident, models of state policy in the sport sector.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.