Игнатов Александр Николаевич Сапрунов Александр Георгиевич
Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: совершенствование законодательной
регламентации
Проанализирована ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за содействие террористической деятельности. Выработаны предложения по ее совершенствованию как в части архитектоники, так и в части оптимизации содержательных и конструктивных признаков.
Ключевые слова: уголовное законодательство, ответственность, содействие, террористические преступления, террористическая деятельность.
Criminal liability for facilitating terrorist activity: improvement of legislative regulations
It is analyzed the article 205.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, which provides responsibility for the facilitating of terrorist activities. Proposals for its improvement have been developed, both in the part of architectonics, and in the part of optimizing the content and constructive features.
Key words: criminal legislation, responsibility, facilitating, terrorist crimes, terrorist activity.
Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь [1]. На национальном уровне деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, определена в качестве одной из основных угроз государственной и общественной безопасности России [2].
В целях обеспечения защиты человека, общества и государства от террористических посягательств Уголовный кодекс Российской Федерации [3] (далее - УК РФ) содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за преступления террористического характера. Однако архитектоника и содержание некоторых из этих норм, а также системность их законодательного закрепления вызывают некоторые теоретические возражения и трудности в применении на практике [4, с. 98-101].
В полной мере это касается законодательной регламентации уголовной ответственности за содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ).
Введение данной уголовно-правовой новеллы вызвало среди ученых немало споров как о ее целесообразности и практической эффективности вообще, так и безупречности с точки зрения законодательной техники. Немало дискуссий данная норма вызвала по поводу ее соотношения с положениями ст. 33 УК РФ.
Действительно, по сути ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности» предусматривает различные специфические виды соучастия. При этом, как справедливо отмечает З.Х. Гаджималикова, обязательный признак соучастия в преступлении - это взаимная осведомленность соучастников о совместных действиях, в то же время специфика терроризма такова, что он представляет собой не только единичные конкретные преступления или их серии, в большинстве случаев речь приходится вести именно о террористической деятельности как разновидности осознанной противоправной деятельности человека. При вовлечении в террористическую деятельность вовлекаемое лицо может быть не осведомлено о преступлении, в совершение которого его вовлекают. Такие ситуации могут иметь место в силу конспирации со стороны организаторов и руководителей террористической деятель-
39
ности и сокрытия ими на данном этапе дальнейших планов осуществления преступной деятельности, либо лицо может быть вовлечено в террористическую деятельность в качестве «запасного» участника. Как показывает практика, террористы часто используют так называемых «слиперов», вербуя их из числа профессиональных преступников или сочувствующих террористам лиц, без вхождения последних непосредственно в состав террористических организаций. В таком случае действия лица, склоняющего, вербующего или осуществляющее иное вовлечение лица в совершение пре-ступлений,предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, следует рассматривать как самостоятельное специфическое преступное деяние. Таким образом, по сути, в одной норме законодатель предусматривает ответственность за специальное общеопасное подстрекательство к террористической деятельности (при вовлечении в совершение какого-либо из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ) и за вовлечение в террористическую деятельность как самостоятельное специфическое преступное деяние [5, с. 34-35].
Указанное в полной мере относится и к остальным общеопасным видам соучастия, предусмотренным ст. 205.1 УК РФ. В случаях содействия террористической деятельности в виде соучастия в совершении конкретных преступлений террористической направленности указание при квалификации содеянного на ст. 33 УК РФ и конкретную норму Особенной части УК РФ не требуется, а применяется ч. 1 ст. 205 УК РФ как специальная по отношению к ним норма. В случаях осуществления содействия террористической деятельности как таковой, т.е. осуществления самостоятельного вида криминальной практики - организации, подстрекательства, пособничества террористической деятельности как специфического вида преступной деятельности (без конкретизации умысла непосредственно на совершение того или иного преступления, а с умыслом на содействие террористической деятельности в целом), ст. 205.1 УК РФ является единственным адекватным уголовно-правовым инструментом противодействия ей и превенции совершения конкретных преступлений террористической направленности [6, с. 55-58].
При всей целесообразности и обоснованности необходимости введения в УК РФ ст. 205.1 архитектоника данной нормы, к сожалению, далека от совершенства.
Часть 1 ст. 205.1 УК РФ предусматривает ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205.2, ч. 1 и 2 ст. 206, ст. 208, ч. 1-3 ст. 211, ст. 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, за вооружение или подготовку лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений и предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Часть 1.1 ст. 205.1 УК РФ регламентирует ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.3, 205,4, 205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211 УК РФ, за вооружение или подготовку лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма и предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненного лишения свободы [3].
На наш взгляд, чрезмерную конкретизацию и дифференциацию форм вовлечения в террористическую деятельность, а также смешение с другими видами соучастия (в части вооружения, подготовки лица, а также финансирования террористической деятельности) нельзя назвать обоснованными и целесообразными.
Необходимо в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ предусмотреть ответственность только за вовлечение в террористическую деятельность.
Последнюю следует понимать как совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205-205.5, ч. 5 ст. 206, ст. 207, 208, ч. 4 ст. 211, ст. 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 УК РФ. Статью 206 УК РФ, в свою очередь, необходимо дополнить частью 5, определяющей ответственность за «деяния, предусмотренные частями первой - четвертой данной статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности» [7].
С учетом указанного необходимо в примечании к ст. 205.1 УК РФ законодательно закрепить унифицированное понятие «террористическая деятельность» (поскольку именно в данной статье Особенной части УК РФ законодатель впервые оперирует понятием террористиче-
40
ской деятельности), изложив его в следующей редакции: «под террористической деятельностью в настоящем Кодексе понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205-205.5, частью пятой статьи 206, статьями 207, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 настоящего Кодекса».
Что касается наказания за деяния, предусмотренные ч. 1 и 1.1 ст. 205.1 УК РФ, то, на наш взгляд, санкции данных норм не являются сбалансированными и отвечающими тяжести совершаемых деяний. Искусственная дифференциация преступных деяний, в совершение которых лицо вовлекается или содействие совершению которых оно оказывает (в части вооружения, подготовки лица, а также финансирования террористической деятельности), на основании которой законодатель выделил соответствующие части анализируемой нормы, позволила законодателю необоснованно и нерационально предусмотреть по сути «вилку» наказания за вовлечение в террористическую деятельность от пяти до пятнадцати лет лишения свободы либо до пожизненного лишения свободы.
Относительно санкции ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненного лишения свободы следует отметить, что наказание в виде пожизненного лишения свободы, на наш взгляд, не иначе как конъюнктурным стремлением привести ответственность за вовлечение в террористическую деятельность «в соответствие» санкции ст. 205.3 УК РФ, предусматривающей наказание за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненного лишения свободы, объяснить нельзя. Кроме того, санкция данной нормы в качестве альтернативы наказания в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы. Возникает вопрос: почему законодатель не использовал карательный потенциал наказания в виде лишения свободы сроком от пятнадцати до двадцати лет, что позволило бы не ограничивать столь существенно дискрецию суда при выборе и назначении наказания?
Учитывая широкую распространенность и повышенную общественную опасность вовлечения в террористическую деятельность несовершеннолетних лиц, считаем необходимым предусмотреть в ст. 205.1 УК РФ данное обстоятельство в качестве квалифицирующего признака вовлечения в террористическую деятельность.
Часть 3 ст. 205.1 УК РФ предусматривает ответственность за пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, ч. 3 ст. 206, ч. 1 ст. 208 УК РФ.
Чем обосновано выборочное указание на три конкретных состава в ч. 3 ст. 205.1 УК РФ и как соотносится пособничество им с вооружением, подготовкой лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а также с финансированием терроризма - не понятно.
В примеч. 1.1 к анализируемой статье указывается, что «под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы», т.е. полностью дублируется содержание ч. 5 ст. 33 УК РФ, предусматривающей, что «пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы» [3].
Действующая редакция ч. 3 ст. 205.1 УК РФ предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет. На наш взгляд, характер пособничества как такового и пособничества террористической деятельности в частности предопределяет необходимость установления наряду с лишением свободы на определенный срок наказания в виде штрафа.
Необходимо соответствующую часть ст. 205.1 УК РФ изложить в новой редакции, предусмотрев ответственность «за вооружение, подготовку лица в целях осуществления терро-
41
ристической деятельности, финансирование террористической деятельности, а также иное пособничество в осуществлении террористической деятельности». При этом примеч. 1.1 к данной статье следует исключить.
Часть 4 ст. 205.1 УК РФ предусматривает ответственность за организацию совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211 УК РФ, или руководство его совершением, а равно организацию финансирования терроризма [3]. При этом не ясно, чем обосновано выборочное указание именно на данные составы преступлений.
Действующая редакция ч. 4 ст. 205.1 УК РФ предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненного лишения свободы. На наш взгляд, характер предусмотренных данной нормой преступных действий также предопределяет необходимость установления наряду с лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы наказания в виде штрафа.
Необходимо, на наш взгляд, соответствующую часть ст. 205.1 УК РФ изложить в новой редакции, предусмотрев ответственность за «организацию террористической деятельности или руководство ею, а равно организацию финансирования террористической деятельности».
Вопрос конкуренции данной нормы с иными составами «террористических преступлений» в случае организации конкретного преступления или руководства его совершением следует решать по правилам конкуренции общей и специальной норм.
В действующей редакции ч. 2 ст. 205.1 УК РФ предусматривается ответственность за «деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения» [3]. Не поддается объяснению, почему законодатель счел целесообразным использование служебного положения предусмотреть в качестве квалифицированного признака только лишь относительно склонения, вербовки или иного вовлечения лица в осуществление террористической деятельности, вооружения или подготовки лица в целях осуществления террористической деятельности, а также относительно финансирования терроризма.
Действующая редакция ч. 2 ст. 205.1 УК РФ предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного
миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненного лишения свободы. Здесь следует отметить, что законодатель счел возможным установление наказания в виде пожизненного лишения свободы только за совершение с использованием служебного положения деяний, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 205.1 УК РФ. В отношении же содействия террористической деятельности, осуществляемого в форме пособничества в совершении, в частности, преступлений, предусмотренных ст. 205, ч. 3 ст. 206, ч. 1 ст. 208 УК РФ, законодатель предусмотрел более мягкое наказание.
На наш взгляд, необходимо соответствующую часть ст. 205.1 УК РФ изложить в новой редакции, определив ответственность за «деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения».
Употребляемое в ст. 205.1 УК РФ словосочетание «финансирование терроризма» целесообразно заменить на словосочетание «финансирование террористической деятельности».
Терроризмом в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в редакции от 6 июля 2016 г.) «О противодействии терроризму» являются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [8]. В части «практики терроризма», т.е. террористической деятельности в различных ее проявлениях, предусмотренных данным законом, УК РФ содержит достаточную совокупность норм, устанавливающих ответственность за соответствующие преступные деяния. Что же касается «идеологии терроризма», то сам факт приверженности к какой-либо идеологии уголовно наказуемым быть не может. Уголовно наказуемыми должны быть и являются деяния, направленные на популяризацию и легализацию идеологии насилия и прочей идеологии террора, либо конкретные деяния, совершенные по тем или иным идеологическим мотивам. В соответствии с этим УК РФ предусматривает уголовную ответственность, в частности, за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма (ст. 205.2 УК РФ). Таким образом, указание в УК
42
РФ на уголовно наказуемый «терроризм» нецелесообразно, речь необходимо вести именно об уголовно наказуемой террористической деятельности, охватывающей, в том числе, и преступные действия по «культивированию» и распространению идеологии терроризма [7].
С учетом вышеуказанного соответствующее примечание к ст. 205.1 УК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Под финансированием террористической деятельности в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205-205.5, частью пятой статьи 206, статьями 207, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений».
Учитывая предложенные изменения, необходимо также внести коррективы в содержание поощрительной нормы, предусмотренной примеч. 2 к ст. 205.1 УК РФ, изложив соответствующее примечание в следующей редакции: «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, совершению которого содействовало, или способствовало выявлению, раскрытию или пресечению террористической деятельности, осуществлению которой оно содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Таким образом, с учетом изложенного предлагаем следующую редакцию ст. 205.1 УК РФ.
«Статья 205.1. Содействие террористической деятельности
1. Вовлечение в террористическую деятельность -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового.
2. То же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего лица, -
наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
3. Вооружение, подготовка лица в целях осуществления террористической деятельности, финансирование террористической деятельности, а также иное пособничество в осуществлении террористической деятельности -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
4. Организация террористической деятельности или руководство ею, а равно организация финансирования террористической деятельности -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечания. 1. Под террористической деятельностью в настоящем Кодексе понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205-205.5, частью пятой статьи 206, статьями 207, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 настоящего Кодекса.
2. Под финансированием террористической деятельности в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования совершения хотя бы одного из преступлений,
43
предусмотренных статьями 205-205.5, частью пятой статьи 206, статьями 207, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.
3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, совершению которого содействовало, или способство-
1. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февр. 2012 г. № 1. URL: http://ппвс.рф/result html?searchid=2154180&text=ППВС%20РФ%20 от%209%20февраля%202012%20г.%20№/о20 1&web=0 (дата обращения: 12.05.2018).
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II. Ст. 212.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 23 апр. 2018 г., с изм. от 25 апр. 2018 г.). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_10 699/2c54dfed2e09c1236bf059a9211bb37b2fcbb 8e1/(дата обращения: 12.05.2018).
4. Игнатов А.Н. Проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности за преступления террористического характера // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2017. № 6.
5. Гаджималикова З.Х. Вопросы соотношения понятий «вовлечение в террористическую деятельность» и «подстрекательство» // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Все-рос. науч.-практ. конф., 23 июня 2017 г.: в 2 т. / под общ. ред. С.А. Буткевича. Краснодар, 2017. Т. I.
6. Игнатов А.Н. Проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности за содействие террористической
вало выявлению, раскрытию или пресечению террористической деятельности, осуществлению которой оно содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Изложенные предложения в части совершенствования архитектоники анализируемой нормы, ее содержательных и конструктивных признаков позволят, на наш взгляд, в значительной мере решить проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности за содействие террористической деятельности, устранить противоречивость и обеспечить системность уголовного законодательства в части установления ответственности за террористическую деятельность, а также избежать правоприменительных ошибок и злоупотреблений при квалификации соответствующих преступных деяний.
1. On some issues of judicial practice in criminal cases on crimes of a terrorist nature: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Febr. 9, 2012 № 1. URL: http:// ppvs.rf/result.html?searchid=2154180&text=n-nBC%2OP0%2Oom%2O9%2Ofevralya%2O 2012%20e.%20N%201&web=0 (date of access: 12.O5.2O18).
2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 31, 2015 № 683 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. № 1, pt. II. Art. 212.
3. Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 № 63-FL (as amended on Apr. 23, 2018, Apr. 25, 2018). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ 2c54dfed2e09c1236bf059a9211bb37b2fcbb8e1/ (date of access: 12.05.2018).
4. Ignatov A.N. Problems of legislative regulation of criminal liability for crimes of a terrorist nature // Bull. of Moscow University of Russian MIA. 2017. № 6.
5. Gadzhimalikova Z.H. Questions of the relationship between the concepts of «involvement in terrorist activities» and «incitement» // Ensuring public security and counteracting crime: tasks, problems and prospects: proc. of All-Russian sci.-practical conf., June 23, 2017: in 2 vol. / gen. ed. by S.A. Butkevich. Krasnodar, 2017. Vol. I.
6. Ignatov A.N. Problems of legislative regulation of criminal liability for facilitating terrorist activity // Problems of application of criminal and criminal procedural legislation: coll. of papers of the intern. sci. and practical conf. / ed. by V.M. Zimin, T. Yu. No-
44
деятельности // Проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.М. Зимина, Т.Ю. Новиковой, Е.А. Ануфриевой, В. П. Бода-евского, Д.А. Захарова. Симферополь, 2018.
7. Игнатов А.Н. Понятие террористической деятельности и его уголовно-правовое закрепление // Вестн. Дальневосточного юрид. ин-та МВД России. 2018. № 2(43).
8. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 янв. 2017 г.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58840/4fdc493704d1 23d418c32ed33872ca5b3fb 16936/ (дата обращения: 12.05.2018).
vikova, E.A. Anufrieva, V.P. Bodaevsky, D.A. Za-kharov. Simferopol, 2018.
7. Ignatov A.N. The concept of terrorist activity and its fixing in criminal law // Bull. of Far Eastern Law Institute of Russian MIA. 2018. № 2(43).
8. On Counteracting Terrorism: fed. law d.d. March 6, 2006 № 35-FL (as amended on July 6, 2016, on Jan. 1, 2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ 4fdc493704d123d418c32ed33872ca5b3fb16936/ (date of access: 12.05.2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Игнатов Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Крымского филиала Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected];
Сапрунов Александр Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612584049.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
A.N. Ignatov, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
A.G. Saprunov, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612584049.
45