Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ: ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ: ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / киберпреступность / информационное насилие / уголовно-правовая охрана информации / криминализация / дифференциация ответственности / публичные призывы / информационная безопасность / information / cybercrime / information violence / criminal law protection of information / criminalization / differentiation of responsibility / public appeals / information security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стяжкина Светлана Александровна

Широкое и повсеместное распространение цифровых технологий и систем, массовое внедрение новых информационных ресурсов и коммуникационных средств приводит к необходимости осмысления роли и значения информационных потоков в разных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства. В научной литературе все чаще встречается такое понятие, как «информационное насилие». Представляется, что термин «информационное насилие» вполне уместно использовать и для целей уголовно-правового регулирования вопросов противодействия киберпреступности. Посредством информационных ресурсов можно влиять как на отельные личности, так и общности людей, включая общество и государство. Информация является универсальным средством управления людьми. Суть насилия состоит в том, чтобы вынудить конкретного человека или сообщество людей к действиям, которые противоречат их собственным интересам. Можно выделить виды преступлений, которые образуют информационное насилие. Во-первых, это преступления, связанные с призывами и пропагандой противоправного и аморального поведения. Вторая группа преступлений – это преступления, связанные с публичным распространением заведомо ложной информации. Третьим видом будут выступать преступления, которые связаны с непредоставлением информации. Четвертая группа преступлений – преступления, направленные на незаконное получение охраняемой информации. Назрела острая необходимость систематизации и единообразного подхода к вопросам криминализации «информационных» преступлений и дифференциации ответственности за их совершение. Необходимо кардинально менять существующую систему преступлений в сфере информационной безопасности, выделяя самостоятельный объект и предмет уголовно-правовой охраны. Представляется, что в рассматриваемой главе должны быть объединены преступления, которые связаны с информационным насилием. Причем, необходима корректировка и унификация многих составов преступлений, которые предусматривают ответственность за информационное насилие. Необходимо предусмотреть универсальные термины и понятия, которые будут объединять в себе многочисленные формы проявления преступлений, связанных с информационным воздействием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стяжкина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR INFORMATION VIOLENCE: PROBLEMS OF CRIMINALIZATION AND SYSTEMATIZATION

Wide and ubiquitous spread of digital technologies and systems, mass introduction of new information resources and communication tools leads to the need to understand the role and importance of information flows in various spheres of life of an individual, society and the state. Such a concept as "information violence" is increasingly found in the scientific literature. It seems that the term "information violence" is quite appropriate to use for the purposes of criminal law regulation of issues of countering cybercrime. Through information resources, it is possible to influence both individual personalities and communities of people, including society and the state. Information is a universal means of managing people. The essence of violence is to force a particular person or community of people to take actions that are contrary to their own interests. It is possible to identify the types of crimes that form information violence. Firstly, these are crimes related to public appeals and propaganda of illegal and immoral behavior. The second group of crimes is crimes related to the public dissemination of deliberately false information. The third type will be crimes related to the failure to provide information. The fourth group of crimes is crimes aimed at illegally obtaining protected information. There is an urgent need for systematization and a uniform approach to the criminalization of "information" crimes and differentiation of responsibility for their commission. It is necessary to radically change the existing system of crimes in the field of information security, highlighting an independent object and subject of criminal law protection. It seems that the chapter under consideration should combine crimes that are related to information violence. Moreover, it is necessary to adjust and unify many elements of crimes that provide for responsibility for information violence. It is necessary to provide universal terms and concepts that will combine numerous forms of manifestation of crimes related to information impact.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ: ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ»

722

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.3/.7(045) С.А. Стяжкина

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ: ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ

Широкое и повсеместное распространение цифровых технологий и систем, массовое внедрение новых информационных ресурсов и коммуникационных средств приводит к необходимости осмысления роли и значения информационных потоков в разных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства. В научной литературе все чаще встречается такое понятие, как «информационное насилие». Представляется, что термин «информационное насилие» вполне уместно использовать и для целей уголовно-правового регулирования вопросов противодействия киберпреступности. Посредством информационных ресурсов можно влиять как на отельные личности, так и общности людей, включая общество и государство. Информация является универсальным средством управления людьми. Суть насилия состоит в том, чтобы вынудить конкретного человека или сообщество людей к действиям, которые противоречат их собственным интересам. Можно выделить виды преступлений, которые образуют информационное насилие.

Во-первых, это преступления, связанные с призывами и пропагандой противоправного и аморального поведения. Вторая группа преступлений - это преступления, связанные с публичным распространением заведомо ложной информации. Третьим видом будут выступать преступления, которые связаны с непредоставлением информации. Четвертая группа преступлений - преступления, направленные на незаконное получение охраняемой информации.

Назрела острая необходимость систематизации и единообразного подхода к вопросам криминализации «информационных» преступлений и дифференциации ответственности за их совершение. Необходимо кардинально менять существующую систему преступлений в сфере информационной безопасности, выделяя самостоятельный объект и предмет уголовно-правовой охраны. Представляется, что в рассматриваемой главе должны быть объединены преступления, которые связаны с информационным насилием. Причем, необходима корректировка и унификация многих составов преступлений, которые предусматривают ответственность за информационное насилие. Необходимо предусмотреть универсальные термины и понятия, которые будут объединять в себе многочисленные формы проявления преступлений, связанных с информационным воздействием.

Ключевые слова: информация, киберпреступность, информационное насилие, уголовно-правовая охрана информации, криминализация, дифференциация ответственности, публичные призывы, информационная безопасность.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-722-728

Широкое и повсеместное распространение цифровых технологий и систем, массовое внедрение новых информационных ресурсов и коммуникационных средств приводит к необходимости осмысления роли и значения информационных потоков в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства. Информация всегда была тем ресурсом, от которого зависела деятельность не только отдельных личностей, но и целых государств и мировых сообществ. Любое общество характеризуется определенным уровнем информационного развития. Причем, как справедливо отмечает Баранов А.Ю., «анализ хода общественного развития показывает, что со временем информационные потоки становятся более интенсивными» [1, с. 26]. Увеличивается как объем передаваемой, обрабатываемой, используемой информации, так и скорость ее передачи, обработки. Технологии позволяют хранить и обрабатывать огромное количество информации на небольших носителях. Современное общество строится на информационном пространстве, максимально используя информационные технологии и ресурсы. Информация становится наиболее ценным ресурсом и объектом потребления. «Информационное общество - порождение постиндустриального общества; это особая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания, наблюдается увеличение роли информации в жизни общества, возрастание доли коммуникаций в процессе труда, увеличение доли услуг в валовом внутреннем продукте» [7, с. 21]. Роль информации необычайно велика, «поскольку сегодня в ведении человечества нет другого ресурса, кроме информации, который послужил бы в роли уникального рычага преобразования общества и броска в процветание» [4, с. 63]. Но у процесса информатизации и компьютеризации, как и у любого явления, есть две стороны: прогрессивная, полезная и отрицательная, деструктивная. Предоставляя практически неограниченные возможности в создании, обмене, хранении, передачи информации, информаци-

онные системы и ресурсы одновременно и создают благоприятные условия и ресурсы для их криминального использования и негативного влияния на потребителей информационных продуктов и услуг. Интернет, создавая уникальные возможности для образования, экономического развития, социокультурного общения, одновременно и несет огромную угрозу безопасности личности, общества и государства. Интернет стал рассадником криминала и морального разложения. Ежедневно миллионы людей подвергаются кибератакам, целями которых являются как экономические ресурсы, так и психическое и нравственное благополучие людей. «Сегодня научный интерес многих исследователей в социологии обращен в сторону вопроса деструктивного влияния современной медиасреды на разные социальные системы» [1, с. 34]. В научной литературе появляется все больше публикаций, целью исследования которых является выяснения именно деструктивного, негативного влияния информации на личность, различные социальные группы и общество в целом. Неоспоримым является тот факт, что интернет пространство несет в себе огромную угрозу личности, обществу и государству в целом. Криминальный потенциал информационного пространства огромен и сейчас набирает обороты. Преступность всегда выступает флагманом освоения новых социальных сфер и ресурсов. Именно преступность показывает все несовершенство многих общественно-полезных социальных институтов и сфер, используя их для совершения криминальных деяний.

Проблема защиты личности от негативного влияния информационных потоков приобретает все большую актуальность. Эта проблема носит комплексный характер и требует адекватного реагирования со стороны государства и общества. Нельзя игнорировать все возрастающую роль информационно-телекоммуникационных систем в процессе формирования личности ребенка. Определяющим фактором в процессе воспитания и становления личности играет Интернет с его неконтролируемыми потоками информации, в основном коммерческого характера, формируя у детей извращенные, гипертрофированные потребности и интересы. Дети «живут» в социальных сетях и мессенджерах, постоянно подвергаясь воздействию различного рода информации. У многих теряется связь с реальностью, отсутствует контроль за своим поведением, нарушаются психо-эмоциональные структуры.

Кроме того, поведение человека во многом, если не определяющим образом, опосредовано влиянием информационных систем и ресурсов. Информационное медиапространство является той сферой, которая определяет социальное, культурное, нравственное состояние общества, от которого зависит политическая и экономическая структуры общества и государства.

«Особенно актуально стоит вопрос способов и механизмов защиты от негативного влияния информации, учитывая, что сегодня уровень развития медиасреды определил ее главную характеристику - открытость. Любой человек может иметь несколько способов доступа в глобальное информационное пространство, а также быть не только потребителем информации, но и ее производителем» [1, с. 34].

Одной из важнейших проблем информационного рынка стала проблема достоверности распространяемой информации. Потребляя информационные услуги и ресурсы, мы не знаем, соответствуют ли они действительности. Кроме того, практически невозможно проверить их достоверность и актуальность. Все сложнее становится ориентироваться в массе всевозможных ресурсов, сетей, каналов, публикаций и т. д. Никто не гарантирует реальность и достоверность того потока информации, который от них исходит. Так называемые «фейки» захлестнули интернет пространство, вводя в заблуждение миллионы людей. Ложная информация формирует ложное представление о фактах, событиях, зачастую имеющих существенное значение как в жизни общества, так и отдельной личности. Ложная информация толкает человека на те поступки, которые он бы не совершил, не получив такую информацию. Это касается как отдельных личностей, так и групп людей, сообществ, которые под влиянием недостоверной информации могут совершить в том числе и противоправные действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема защиты личности, общества и государства от негативного информационного воздействия является достаточно актуальной. Эта проблема носит комплексный, межотраслевой характер, требующий системного подхода.

Уголовно-правовая защита является крайней мерой государственного реагирования на злоупотребления информационными ресурсами и медиапространством. Безусловно, приоритетными мерами борьбы с негативными явлениями выступают меры административного, гражданского реагирования. Поэтому и при решении проблем криминализации деяний в сфере информационной безопасности необходимо учитывать потенциал других отраслей, в частности, административного права. Эффективным в сфере противодействия информационным преступлениям следует признать механизм административной преюдиции в уголовном праве. Представляется, что административная преюдиция

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

может быть тем ресурсом, благодаря которому реализуется принцип экономии уголовной репрессии, особенно в отношении рассматриваемых преступлений. Следует отметить, что криминализация деяний в информационной сфере - это сложный процесс, требующий осмысления роли и значения информации для общества, государства и отдельной личности.

Как показывает законодательная практика последних лет, реакция государства на информационные угрозы носит хаотичный и бессистемный характер. За последние несколько лет в Уголовном кодексе РФ появилось немало статей, предусматривающих ответственность за публичное распространение различного вида информации, причем эти статьи расположены в разных главах и разделах УК РФ. В частности, речь идет о ст. 207.1 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан», ст. 207.2 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия», ст. 207.3 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации», ст. 280.4 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства», ст. 282.4 УК РФ «Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» и ряд других.

Анализируя данные составы, их признаки можно сделать вывод, что многие из них дублируют друг друга, носят казуистичный характер. Бросается в глаза бессистемность и непоследовательность криминализации деяний, предусматривающих ответственность за распространение «вредной» информации.

Как нам представляется, необходим системный подход к решению вопросов уголовной ответственности за деяния, которые содержат в себе признаки информационного воздействия и информационного «насилия».

В научной литературе все чаще встречается такое понятие, как «информационное насилие», под которым понимают «не силовое (не вещественное и не энергетическое) упорядоченное воздействие на объекты, носящее антисоциальный, либо антиличностный характер» [2, с. 23]. Представляется, что термин «информационное насилие» вполне уместно использовать и для целей уголовно-правового регулирования вопросов противодействия киберпреступности.

Посредством информационных ресурсов можно влиять как на отельные личности, так и общности людей, включая общество и государство. Информация является универсальным средством управления людьми. «Суть насилия состоит в том, чтобы вынудить конкретного человека или сообщество людей к действиям, которые противоречат их собственным интересам» [2, с. 54].

Безусловно, объектом информационного насилия может быть как отельная личность, так и организации, социальные группы, а также государства и страны. Современные информационные ресурсы и технологии позволяют воздействовать на огромные аудитории, манипулировать сознанием людей, используя различные методы и способы.

Насилие - это всегда воздействие на личность, носящее деструктивный характер. Информационное насилие - это воздействие на личность, подавляющее его волю и принуждающее к определенному, противоправному или аморальному поведению, причиняющее вред его психическому и физическому здоровью, а также нравственному развитию. Информационное насилие может быть как самостоятельным преступлением, так и выступать способом совершения другого преступления. Представляется, что именно информационное насилие будет наиболее распространенным способом воздействия на общество, государства и отдельных личностей. Если при физическом насилии последствия очевидны и вполне определяемы, то при информационном насилии они могут носить отсроченный характер и не иметь объективного проявления. Сложность этого деяния заключается в его многочисленных особенностях, связанных со спецификой воздействия и его свойствами. Жертвами информационного насилия одновременно сможет стать огромный круг лиц. Разрушительная сила этого явления имеет накопительный характер и может проявиться в любое время и в любом месте, независимо от времени и места воздействия. Жертвой может стать любое лицо, независимо от возраста, пола, национальности, мест жительства и отношений с преступником. Здесь нет прямого кон-

такта «преступник-жертва». Снимаются психологические ограничения и запреты, которые иногда являются препятствием для совершения физического насилия. Виртуальное пространство создает новые типы преступников и жертв: киберпреступники и кибержертвы.

В научной литературе к основным формам информационного насилия относят: информационный прессинг, искаженная информация, недостаточная информация, нелегитимная информация [3, с. 38].

Отсюда наиболее общими механизмами информационного насилия являются: информационное давление, искажение информации, утаивание информации, незаконное получение информации.

Таким образом, можно выделить и виды преступлений, которые образуют информационное насилие.

Во-первых, это преступления, связанные с призывами и пропагандой противоправного и аморального поведения. Наиболее сложная группа преступлений, требующая, во-первых, определения жестких критериев «запрещенной» к пропаганде информации. Запрещенная информация должна содержать в себе призывы к совершению противоправных действий, объектом которых выступают безопасность жизни и здоровья человека, общественная безопасность и основы конституционного строя. Следует рассмотреть возможность установления уголовной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, за пропаганду экстремизма.

Во-вторых, как показывает практика, иногда проблемы возникают с оценкой действий лица, совершенных публично и содержащих призывы к активным противоправным действиям. Уголовная ответственность должна наступать только в случаях, если лицо публично призывает либо пропагандирует те или иные противоправные действия. У лица должно оставаться право на свободу мысли и совести. В соответствии с Конституцией РФ: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Идеи и взгляды, убеждения и интересы, отношения и ориентации личности должны быть неприкосновенны. Каждый вправе иметь свои суждения и взгляды, высказывать свое мнение по любым вопросам, пусть даже это мнение противоречит любым правовым, социальным, нравственным нормам. Нельзя допускать криминализации мыслей и убеждений, взглядов и отношений.

Глобальная информатизация всех сфер жизнедеятельности человека и массовый выход людей в публичное пространство, появившиеся неограниченные возможности публичной демонстрации своей жизни, своих интересов, своих взглядов и убеждений накладывают на человека и дополнительные ограничения, связанные, прежде всего, с той ответственностью, которую он должен нести за ту информацию, которую он распространяет на своих ресурсах. Чем больше возможностей и ресурсов, тем больше и ответственность за то, что предлагается в качестве информации. Получая доступ и возможности доведения до неограниченного круга лиц любой информации, лицо должно понимать, что оно несет ответственность за те сведения, которые он размещает.

Вторая группа преступлений - это преступления, связанные с публичным распространением заведомо ложной информации. Речь идет о так называемых «фейках». Следует отметить, что признаками данных составов следует признать, во-первых, ложность распространяемых сведений, во-вторых, публичность их распространения, а, в-третьих, целесообразным будет предусмотреть административную преюдицию для таких составов. Кроме того, необходимо учитывать, что распространяемые ложные сведения должны иметь общественную значимость и обладать способностью влиять на политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране или регионе, а также подрывать честь и достоинство отдельных лиц.

Третьим видом будут выступать преступления, которые связаны с непредоставлением информации. Общественная опасность данной группы преступлений заключается в том, что утаивание, сокрытие общественно-значимой информации может влечь неблагоприятные последствия для лиц, которым она должна быть предоставлена, нарушать их права. Конституция РФ предусматривает, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Ответственность должны нести должностные лица, отказывающие в предоставлении информации или умышленно скрывающие сведения, относящиеся к общедоступным и сведений, которые не могут быть ограничены в доступе, а также за непредоставление информации органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным организациям, которым, в соответствии с законом, они обязаны предоставлять эти сведения.

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Физические лица не должны быть субъектами рассматриваемых преступлений. Сокрытие лицом какой-либо информации не может рассматриваться как общественно-опасное деяние, речь идет о бездействии, а общественная опасность бездействия, как правило, связывается с наступлением общественно опасных последствий. Представляется, что уголовная ответственность физических лиц за непредоставление информации, подлежащей обязательному предоставлению, должна связываться с дополнительными условиями, такими как наступление неблагоприятных последствий либо мотивы преступления, свидетельствующие об особой степени общественной опасности бездействия. В связи с этим, вызывает много вопросов общественная опасность такого преступления, как ст. 330.2 УК РФ, где речь идет о несообщении сведений о наличии у гражданина РФ гражданства, подданства или вида на жительство иностранного государства.

Четвертая группа преступлений - преступления, направленные на незаконное получение охраняемой информации. Самая многочисленная группа преступлений. Здесь речь идет об уголовно-правовой охране информации, которую обладатель желает сохранить в тайне и к которой ограничивает доступ. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию и на информацию, доступ к которой ограничен, так называемую «информацию ограниченного доступа». К такой информации традиционно относят сведения, которые представляют для владельца особую значимость или ценность, распространение которой может причинить ущерб ее обладателю как экономического, материального характера, так и моральный вред, организационный вред и т. д. Это все виды тайн: коммерческая, налоговая, банковская, личная или семейная тайна, профессиональная или служебная тайны, сведения, составляющие государственную тайну и т. д. Таким образом, можно говорить о том, что уголовная ответственность должна быть предусмотрена за незаконный доступ к информации ограниченного доступа, за ее незаконное собирание и распространение.

Одним из вариантов решения проблемы уголовно-правовой защиты такой информации предлагается создание одной нормы, которая бы предусматривала ответственность за незаконный доступ к охраняемой законом информации, дифференцировав ответственность в зависимости от важности сведений.

Возможно, следует задуматься над проблемой выделения такого самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, как информационная безопасность. Как отмечается в литературе: «нормы, направленные на уголовно-правовую охрану информационной безопасности, помещены в различные разделы и главы УК РФ, что едва ли отвечает интенсивным темпам развития информационных технологий» [5, с. 60]. Представляется, что выделять данный объект необходимо на уровне видового. Речь должна идти об информационной безопасности общества, государства и отдельной личности. Выделение подобного объекта позволит объединить в рамках одной главы преступления, которые, по сути своей, выступают информационным насилием и связаны с информационным воздействием на различные объекты и субъекты. Такое решение вопроса устранит дублирование составов преступлений, систематизирует и унифицирует признаки «информационных» преступлений. «Став новой ценностью, основой жизни движущим фактором развития экономики и производства, информация требует сосредоточения сил государства на создании условий для обеспечения ее безопасности. Сложившиеся социальные реалии обусловливают необходимость признания информационной безопасности как самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны» [5, с. 60].

Представляется, что в рассматриваемой главе должны быть объединены преступления, которые связаны с информационным насилием. Причем, необходима корректировка и унификация многих составов преступлений, которые предусматривают ответственность за информационное насилие. Необходимо предусмотреть универсальные термины и понятия, которые будут объединять в себе многочисленные формы проявления преступлений, связанных с информационным воздействием. Нет необходимости множить и штамповать составы, схожие между собой по многим признакам и критериям и отличающиеся только зачастую содержанием распространяемой информации либо способом ее распространения. Типичным примером могут служить ст. 207.1 и 207.2 УК РФ. В обоих составах речь идет о публичном распространении заведомо ложной информации. Только в ст. 207.1 УК РФ предметом будет информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, а в ст. 207.2 УК РФ - общественно значимая информация.

Считаю, что эти два состава целесообразнее объединить в рамках одного, предусмотрев ответственность за распространение заведомо ложной общественно значимой информации, так как «информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств» вполне может соответствовать общественно значимой информации.

Кроме того, как свидетельствует судебная практика, по данным составам преступлений за 2022 года было привлечено к ответственности по ст. 207.1 УК РФ всего два человека, а по ст. 207.2 УК РФ -ни одного, в 2021 году по ст. 207.1 УК РФ было привлечено к ответственности 4 человека, а по ст. 207.2 УК РФ - ни одного. Возникает вопрос о целесообразности существования этих составов в том виде, в каком они существуют сейчас.

Это не единственный пример казуистичности и излишней криминализации деяний. Также практически идентичными нормами по своему предмету являются ст. 205.2 УК РФ и ст. 280 УК РФ. В обеих нормах речь идет о публичных призывах к экстремистской деятельности. И хотя в ст. 205.2 УК РФ в статье сказано о «публичных призывах к террористической деятельности», но, как известно, террористическая деятельность - это крайняя форма проявления экстремизма. Таким образом, составы являются практически идентичными по своему содержанию.

Не совсем ясна разница между ст. 207.3 УК РФ и ст. 280.3 УК РФ. В обеих статьях речь идет о дискредитации Вооруженных сил РФ. Здесь сразу несколько вопросов к законодателю. Во-первых, почему эти статьи расположены в разных главах и разделах Уголовного кодекса РФ, а во-вторых, есть ли необходимость криминализировать данные деяния, тем более с таким количеством признаков и словесных нагромождений.

В заключении следует отметить, что решение вопросов информационной безопасности уголовно-правовыми средствами является насущной проблемой и требует адекватного реагирования со стороны, прежде всего, законодателя. Хаотичное, бессистемное клонирование уголовно-правовых норм, направленных на защиту охраняемой информации, а также на защиту от негативной информации является неэффективным и малопродуктивным решением сложной и комплексной проблемы, носящей междисциплинарный характер. Назрела острая необходимость систематизации и единообразного подхода к вопросам криминализации «информационных» преступлений и дифференциации ответственности за их совершение. Необходимо кардинально менять существующую систему преступлений в сфере информационной безопасности, выделяя самостоятельный объект и предмет уголовно-правовой охраны. Все расширяющаяся роль информации и ее значение в уголовном праве предполагает и изменение подхода к ее уголовно-правовому регулированию. Большая часть преступлений в скором времени будет иметь информацию в качестве предмета преступления или средства и способа его совершения. Существует необходимость как охранять информацию от незаконного ее получения и распространения, так и защищаться от «вредной» информации, в том числе, уголовно-правовыми средствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.Ю. Роль информации в реализации насилия в контексте современного общества // Наука, техника и образование. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsii-v-realizatsii-nasiliya-v-kontekste-sovremennogo-obschestva

2. Борщов Н.А. Информационное насилие - механизмы и типологизация // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». №2. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-nasilie-mehanizmy-i-tipologizatsiya

3. Борщов Н.А. Информационное насилие в современном обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7informatsionnoe-nasilie-v-sovremennom-obschestve

4. Еляков А. Современное информационное общество//Высшее образование в России. 2001. № 4.

5. Ефремова М.А. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны информационной безопасности Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 222-230. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-36-222-230.

6. Иванищева О.Н. Фейки как разновидность социальной информации // Человек. Культура. Образование. 2020. № 1(35).

7. Маркина Ю.В. Концепт «информационное общество»: эволюция понятия и современное понимание // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. 2016. Т. 2 (68), № 4. С. 12-21

Поступила в редакцию 19.06.2024

Стяжкина Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: styazhkina.sv@yandex.ru

S.A. Styazhkina

CRIMINAL LIABILITY FOR INFORMATION VIOLENCE: PROBLEMS OF CRIMINALIZATION AND SYSTEMATIZATION

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-722-728

Wide and ubiquitous spread of digital technologies and systems, mass introduction of new information resources and communication tools leads to the need to understand the role and importance of information flows in various spheres of life of an individual, society and the state. Such a concept as "information violence" is increasingly found in the scientific literature. It seems that the term "information violence" is quite appropriate to use for the purposes of criminal law regulation of issues of countering cybercrime. Through information resources, it is possible to influence both individual personalities and communities of people, including society and the state. Information is a universal means of managing people. The essence of violence is to force a particular person or community of people to take actions that are contrary to their own interests. It is possible to identify the types of crimes that form information violence. Firstly, these are crimes related to public appeals and propaganda of illegal and immoral behavior. The second group of crimes is crimes related to the public dissemination of deliberately false information. The third type will be crimes related to the failure to provide information. The fourth group of crimes is crimes aimed at illegally obtaining protected information.

There is an urgent need for systematization and a uniform approach to the criminalization of "information" crimes and differentiation of responsibility for their commission. It is necessary to radically change the existing system of crimes in the field of information security, highlighting an independent object and subject of criminal law protection. It seems that the chapter under consideration should combine crimes that are related to information violence. Moreover, it is necessary to adjust and unify many elements of crimes that provide for responsibility for information violence. It is necessary to provide universal terms and concepts that will combine numerous forms of manifestation of crimes related to information impact.

Keywords: information, cybercrime, information violence, criminal law protection of information, criminalization, differentiation of responsibility, public appeals, information security.

Received 19.06.2024

Styazhkina S.A., Candidate of Law, Associate Professor at Department of Criminal Law and Criminology Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: styazhkina.sv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.