ШИКУЛА Ильмира Рифкатьевна,
профессор кафедры уголовного права ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», заведующая кафедрой гражданского и уголовного права и процесса Московского международного университета, доктор юридических наук, доцент член экспертного совета комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, член-корреспондент РАЕН,
e-mail: [email protected]
КУЗНЕЦОВА Надежда Вячеславовна,
доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Вологодского института права и экономики, ФСИН России, майор внутренней службы, e-mail: nadezda17041976 @yandex.ru
К ВОПРОСУ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРЕТОВ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются изменения отечественного уголовного закона касающихся криминализации деяний, связанных с публичным распространением информации заведомо не соответствующей действительности об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, общественно значимой информации, повлекшей тяжкие последствия, информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий. Авторами оценивается общественная опасность новых преступлений, анализируются отдельные объективные причины, способствующие совершению рассматриваемых противоправных деяний. Прогнозируются возможные негативные последствия рассматриваемой деятельности, их влияние на безопасность личности, общества и государства. Авторы пришли к выводу, что противодействие указанным деяниям возможно не только при помощи технических или уголовно-правовых средств, но и при деятельном участии гражданского общества.
Ключевые слова: заведомо ложная информация, общественно значимая информация, тяжкие последствия, социальные сети, информационные технологии, противоправные действия, публичные призывы, общественная безопасность, уголовный кодекс, объективные причины.
SHIKULA Ilmira Rifkatievna,
Professor, Department of Criminal Law FSBEI HE "Russian State University of Justice, "Head of the Department Civil and Criminal Law and Process Moscow International University, Doctor of Law, Associate Professor, Member of the expert Council of the Committee of the State Duma
of the Russian Federation on family, women and children, Corresponding Member of RAEN
KUZNETSOVA Nadezhda Vyacheslavovna,
Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Faculty of Law Vologda Institute of Law and Economics, Federal Penitentiary
Service of Russia, major of the internal service
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-42-45 NIION: 2018-0076-9/23-666 MOSURED: 77/27-023-2023-9-666
ON THE ISSUE OF THE INTRODUCTION OF CRIMINAL LAW PROHIBITIONS PUBLIC DISSEMINATION OF DELIBERATELY FALSE
INFORMATION
Annotation. The article discusses the changes in the domestic criminal law concerning the criminalization of acts related to the public dissemination of information that is obviously untrue about circumstances that threaten the life and safety of citizens, socially significant information that entailed grave consequences, information about the use of the Armed Forces of the Russian Federation, the execution of their powers by state bodies of the Russian Federation. The public danger is assessed, individual objective reasons contributing to the commission of the considered illegal acts are analyzed. The possible negative consequences of the considered.
Key words: deliberately false information, socially significant information, grave consequences, social networks, information technology, illegal actions, public appeals, public safety, criminal Code, objective reasons.
В современный период развитие информационных технологий достигло качественно нового уровня, распространившись практически на все сферы жизнедеятельности общества. К сожалению, наряду с положительными аспектами данной деятельности возникли и отрицательные моменты. Как правило, они связаны с участившимися случаями публичного распространения не достоверной общественно значимой информации, особенно об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. В период проведения специальной военной операции - ложных сообщений об использовании Вооруженных сил РФ и исполнении полномочий государственными органами РФ и т.д. Публичное распространение перечисленных сведений негативно влияет на поведение отдельных людей, вызывает панику среди населения, способствуя дискредитации действующей власти, критике принимаемых решений.
В этой связи представляется нужным не только проанализировать причинный комплекс, способствующий массовому распространению сведений, не соответствующих действительности, но и обратить внимание на имеющиеся нормы уголовного закона, направленные на пресечение публичного распространения не соответствующей действительности информации.
В настоящее время востребованным средством коммуникации широкой аудитории стали социальные сети, что позволяет не только донести собственную точку зрения до значительного числа граждан, но и получить значимую для себя информацию. К сожалению, к указанным средствам общения прибегают не только добросовестные пользователи, но и злоумышленники, размещая недостоверную информацию или публично призывая граждан к совершению противоправных действий. Следует отметить, что социальные сети уже давно используются для пропаганды насилия,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
а также распространения иного нежелательного контента, в том числе, экстремисткой идеологии, криминальной субкультуры и т.д.
К сожалению, в последнее время распространение ложных сведений в общедоступном пространстве увеличилось в разы. Так общее количество недостоверной информации, которая распространяется в сети, по сравнению с 2021 годом увеличилось в 6 раз (с 1,5 млн. до 9 млн.). В целом интерес пользователей к «фейковой тематике» увеличился в 2022 году на 68 % [3].
Как правило, злоумышленники манипулируют сознанием пользователей. Они воздействуют на психические структуры мозга человека, ставят перед собой задачу по установлению контроля поведения посредством изменения представлений, мнений, побуждений в нужном направлении. Цель подобной деятельности вполне понятна - распространить ложные сведения о событиях, вызвавших наибольший общественный резонанс, спровоцировать население или отдельную его часть на негативные высказывания в адрес действующей власти и (или) осуществление в конечном итоге противоправных действий. Так, например, некоторое время назад, большой общественный резонанс получила трагедия, произошедшая в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» (2018 год, г. Кемерово). После пожара в «Интернете» активно распространялись ложные сведения о количестве погибших и пострадавших, акцент делался на то, что содеянное является террористическим актом, формируя соответствующее общественное мнение о трагедии. Итогом печальных событий стала организация митинга, на котором высказывались недовольства в адрес местной власти, не обеспечившей, по мнению, собравшихся, безопасность в родном городе.
Распространение новой коронавирусной инфекции и объявленные ограничения в связи с пандемией также обусловили в 2020 году распро-
странение заведомо ложной информации о введении, например, в столице комендантского часа со всеми вытекающими ограничениями. Данная новость была подкреплена изображением копии соответствующего приказа Министерства обороны РФ. Значительное количество пользователей восприняли данный «документ» как настоящий, и стали последовательно распространять его с пакетом видеоматериалов о километровых колоннах автобусов с солдатами, направляющихся в сторону Москвы. Население не оставило без внимания ложные новости об огромном количестве заболевших и умерших, перебоях с поставками продуктов питания и предметов первой необходимости и т.д. [4 С. 78]. И такие примеры не единичны. Достаточно вспомнить количество не соответствующих реальности, новостей о специальной военной операции на Украине, распространяемой в информационных сетях. Безусловно данная деятельность представляет опасность как для отдельной личности, так для общества и государства в целом.
Освоение новых технологий преступниками требует разработки мер противодействия, которые, как представляется, должны быть направлены не только на предупреждение их противоправной деятельности, но и на выявление, а затем и расследование совершенных преступлений. Задачи общей и частной превенции рассматриваемой деятельности уже решает действующий уголовный закон [5]. На сегодняшний день, существенно расширены пределы криминализации деяний, связанных с различными публичными действиями. Новеллой действующего уголовного закона страны является установление ответственности за:
- публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК РФ);
- публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия (ст. 207.2 УК РФ);
- публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (ст. 207.3 УК РФ) [6]. Указанные деяния могут совершаться только путем активных действий направленных на сообщение заведомо недостоверных сведений неограниченному кругу лиц, представляется, что форма подачи информации не имеет значения.
Текущая ситуация с массовым распространением не соответствующей действительности информации, безусловно требует уголовно-правовых средств противодействия, но в первую очередь необходимо установить причины указанных выше преступлений. Среди некоторых факторов, детерминирующих данные виды противоправного поведения можно выделить следующие:
1. Недостаток контроля публикаций, иной информации, которая размещается без ограничений. Это связано с отсутствием верификации размещаемых сведений. Если новости распространяется через традиционные средства массовой информации, то они перед размещением или трансляцией проходят проверки на достоверность, соответствие цензурным требованиям, со ссылкой на авторитетные источники [1, С.26]. В «онлайн» ресурсах, к сожалению, информация может распространяться и без соблюдения соответствующих условий. В указанном случае осуществление достаточного государственного контроля альтернативных каналов проблематично [2, С.156].
2. Низкий уровень доверия населения к официальным информационным каналам и службам. Если население испытывает недоверие к государственным информационным источникам, то это может привести к убежденности, что представители власти скрывают истинное положение вещей. Люди будут искать альтернативный источник информации, доверяя всему, что найдут на интересующую тему.
3. Отсутствие информации или её неполнота. Отсутствие официальных сведений порождают предположения, выдумки, различные версии развития интересуемых событий, которыми пользователи делятся в социальных сетях.
4. Монетизация информации. В настоящее время функционирование частных информационно-коммуникационных сетей в большей степени направлено на получение прибыли. С этой целью владельцы преднамеренно искажают информацию, которая может иметь большой общественный резонанс. Сознательное искажение информации, или распространение заведомо ложных сведений, особенно с негативной направленностью привлекут большую аудиторию, что обеспечит получение доходов.
5. Технология распространения информации в социальных сетях (технология репостов). Для быстрого распространения информации используется так называемая технология репо-стов, которая представляет собой вторичное размещение сведений, полученных от других пользователей, в социальной сети или блоге со ссылкой на первоисточник. Такой способ достаточно прост, он способствуют большему охвату аудитории, что
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
повышают интерес к распространяемой информации.
Таким образом, причины, которые способствуют распространению ложной информации в социальных сетях, связаны с развитием и активным использованием информационных технологий и ресурсов, позволяющих быстро распространить сведений, недостатками государственного надзора и контроля, низким уровнем доверия населения к официальным источникам, в отдельных случаях отсутствие информации, её комерци-ализация.
Представляется, что борьба с дезинформацией может быть эффективна, если сами пользователи будут критически относиться к фейковым новостям, соблюдая информационную гигиену при пользовании социальными сетями.
Таким образом, при публичном распространении заведомо ложной информации граждане лишаются доступа к объективным, соответствующим действительности сведениям, особенно если речь идет об обстоятельствах, представляющих угрозу для жизнедеятельности человека, либо могут повлечь иные тяжкие последствия.
Общественная опасность таких действий для личности, общества и государства является очевидной, поскольку публичное распространение ложной информации может спровоцировать возникновение паники, массовых неповиновений, что будет способствовать подрыву не только авторитета действующей власти, но и создаст угрозу национальной безопасности государства в целом и нормальной жизнедеятельности населения в частности. В этой связи для достижения превентивного эффекта акцент должен быть направлен на устранение, во-первых, причинного комплекса и, во-вторых, системное применение различных мер противодействия: технических, криминологических, уголовно-правовых.
Список литературы:
[1] Ваховский, А.М. Распространение недостоверной информации в интернете в контексте современного политического процесса /А.М. Ваховский // Известия Тул ГУ. Гуманитарные науки. - 2021. - № 3. - С 25-35.
[2] Дубовиченко, С.В., Карлов, В.П. Уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации (ст.ст. 207.1, 207.2 УК РФ) / С.В. Дубовиченко, В.П. Карлов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -2020. - №3. - Т.3. - С. 154 - 163.
[3] Количество фейков в сети в 2022 году выросло в шесть раз. Информационное агентство ТАСС: официальный сайт. - URL. https://tass.ru/ obschestvo/16642301?ysclid=ll3oan7avt344625949 (дата обращения: 09.08.2023)
[4] Трахов, А.И., Бешукова, З.М. Распространение заведомо ложной информации (ст. 207.1 И 207.2 УК РФ): новые составы преступлений с признаком публичности / А.И. Трахов, З.М. Бешукова // Теория и практика общественного развития. -2020. - №6 (148). - Ст. 78 - 92.
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 25.03.2022) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
[6] Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2022. - № 10. - Ст. 1389.
Spisok literatury:
[1] Vahovskij, A.M. Rasprostranenie nedos-tovernoj informacii v internete v kontekste sovremen-nogo politicheskogo processa /A.M. Vahovskij // Izvestiya Tul GU. Gumanitarnye nauki. - 2021. - № 3. - S 25-35.
[2] Dubovichenko, S.V., Karlov, V.P. Ugolovnaya otvetstvennost' za publichnoe rasprostranenie zave-domo lozhnoj informacii (st.st. 207.1, 207.2 UK RF) / S.V. Dubovichenko, V.P. Karlov //Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. -2020. - №3. - T.3. - S. 154 - 163.
[3] Kolichestvo fejkov v seti v 2022 godu vyroslo v shest' raz. Informacionnoe agentstvo TASS: ofi-cial'nyj sajt. - URL. https://tass.ru/obschest-vo/16642301?ysclid=ll3oan7avt344625949 (data obrashcheniya: 09.08.2023)
[4] Trahov, A.I., Beshukova, Z.M. Rasprostranenie zavedomo lozhnoj informacii (st. 207.1 I 207.2 UK RF): novye sostavy prestuplenij s priznakom publichnosti / A.I. Trahov, Z.M. Beshukova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2020. - №6 (148). - St. 78 - 92.
[5] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 25.03.2022) // SZ RF. -1996. - № 25. - St. 2954.
[6] Federal'nyj zakon ot 04.03.2022 № 32-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 31 i 151 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2022. - № 10. - St. 1389.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023