Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна (часть 1)'

Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
810
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВСТРИЯ / ЛИХТЕНШТЕЙН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА / ШПИОНАЖ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трефилов Александр Анатольевич

В данной статье автор на основе нормативных и доктринальных источников рассматривает особенности составов государственной измены и шпионажа в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна. Выявлены ключевые особенности, которые характерны для соответствующих уголовно-правовых институтов этих стран. Приведены актуальные официальные статистические данные. В необходимых случаях произведено сопоставление с российским законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for high treason and espionage in criminal law of Austria and Liechtenstein (Part 1)

In this article on the basis of normative and doctrinal sources the author considers features of high treason and espionage in Criminal law of Austria and Liechtenstein. Key features are identified which are characteristics for the respective criminal legal institutions of Austria and Liechtenstein. Current official statistics was also given. A comparison was made with the Russian legislation, where it was necessary.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна (часть 1)»

Трефилов А. А.

m

L. V. Gorbunova

ISSUES OF QUALIFICATION OF THEFT WITH THE USE OF BANK CARDS

The present article is devotedto the problems of qualification of theft of Bank cards for the subsequent collection of cash. This issue is relevant according to appearing practice in investigative bodies and the courts with problems of accountability for theft of Bank cards in cases when the person has not taken the subsequent action to withdrawal.

Key words: Criminal code of the Russian Federation, the theft from Bank cards, theft, fraud, qualification.

GORBUNOVA Larisa Vyacheslavovna - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal law and Procedure, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: laranka@mail.ru

УДК 343.321

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ И ШПИОНАЖ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ АВСТРИИ И ЛИХТЕНШТЕЙНА

(часть 1)

Трефилов Александр Анатольевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, г. Москва. E-mail: foreign1@izak.ru

В данной статье автор на основе нормативных и доктринальных источников рассматривает особенности составов государственной измены и шпионажа в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна. Выявлены ключевые особенности, которые характерны для соответствующих уголовно-правовых институтов этих стран. Приведены актуальные официальные статистические данные. В необходимых случаях произведено сопоставление с российским законодательством.

Ключевые слова: Австрия, Лихтенштейн, государственная измена, шпионаж.

Вопрос 1. Определения государственной измены и шпионажа. Несмотря на различия в размере территории, в форме правления, в судебной системе и других особенностях государственного устройства Австрии и Лихетнштейна, уголовное право данных государств имеет общие корни и единую основу.

Сопоставление Уголовных кодексов данных государств показывает, что большинство содержащихся в них глав и статей являются идентичными. Можно констатировать не только сходство в конструировании отдельных составов преступлений, включая государственную измену и шпионаж, но и дословное совпадение текста законов, тождество определений, формулировок, санкций составов преступлений.

Статьи, предусматривающие ответственность за государственную измену и шпионаж, в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна имеют одну и ту же нумерацию (например, § 242 в обеих правопорядках содержит состав государственной измены, а, например, § 252 предусматривает ответственность за умышленное разглашение государственной тайны и т. д.).

Рассматривая причины этого, А. В. Серебренникова обоснованно пишет, что Уголовный кодекс Лихтенштейна основывается на УК Австрии от 23 января 1974 года [2, с. 3]. При этом «содержательная сторона УК Лихтенштейна за некоторыми исключениями является копией УК Австрии» [2]. По мнению Э. Бергер, «в данном случае, за некоторыми исключениями, можно говорить об Уголовном кодексе Лихтенштейна как о рецепции австрийского УК, причем это стало уже свершившимся фактом» [2, с. 3; 3]. В этой связи она использует термин «der Transfer einer Kodifikation».

Сравнительно-правовой анализ показывает, что для Лихтенштейна и карликовых государств Европы является нередким обращение к правовым системам соседних государств, уголовное право которых прошло испытание временем и показало свою эффективность.

В обеих правопорядках государственная измена обозначается термином Hochverrat (дословно - высокая измена), который можно перевести с немецкого языка как государственная измена, измена Родине,

Уголовное право и процесс

предательство и т. д. [1, с. 232]' В целях единообразия уголовно-правовой терминологии представляется уместным использовать далее термин «государственная измена» (аналогично ст. 275 Уголовного кодекса РФ).

Государственная измена, согласно ст. 242 УК Австрии, понимается как совершенная с применением насилия или угрозой его применения попытка изменить Конституцию Австрийской республики или ее федеральных земель либо отделить от Австрийской республики принадлежащую ей территорию.

Государственная измена, согласно ст. 242 УК Лихтенштейна, понимается как совершенная с применением насилия или угрозой его применения попытка изменить Конституцию княжества Лихтенштейн либо отделить от княжества Лихтенштейн принадлежащую ему территорию.

В этой связи, как обоснованно пишет А. В. Серебренникова, «под государственной изменой по УК Лихтенштейна понимается не посягательство на главу государства, что является традиционным для уголовного законодательства монархии, а отделение от территории княжества определенной территории, принадлежащей ему, или насильственное или с угрозой применения насилия изменение Конституции княжества (абз. 1 § 242)» [2, с. 3].

Таким образом, данные нормы, по сути, имеют только одно различие (не считая указание на различные наименования данных государств в тексте Кодекса). Поскольку Австрия является федерацией1, а Лихтенштейн имеет признаки унитарного государства , австрийский законодатель понимает под государственной изменой попытку изменить не только Конституцию Австрийской республики, но и ее федеральных земель (Ländern). В связи с тем, что земли Лихтенштейна (Landschaften) не имеют своих Конституций, законодатель этой страны понимает государственную измену только как насильственную попытку изменения «общегосударственного» конституционного строя.

В обеих правопорядках шпионаж обозначается термином Landesverrat (дословно - измена земле), который можно перевести с немецкого языка как измена Родине, шпионаж, разглашение государственной тайны и т. д. [1, с. 232]. В целях единообразия уголовно-правовой терминологии представляется уместным

1 Согласно ст. 2 Конституции Австрии от 10 ноября 1920 года, Австрия является федеративным государством. Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австрии, Верхней Австрии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены.

2 Согласно ст. 1 Конституции Лихтенштейна от 5 октября 1921 года, княжество Лихтенштейн составляет путем объединения обеих своих земель Вадуц и Шелленберг нераздельное и неотъемлемое целое.

использовать далее термин «шпионаж» (аналогично ст. 276 УК РФ).

Шпионаж в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна, в отличие от традиционного для России подхода, образуют не отдельный состав преступления, а систему уголовно-наказуемых деяний. Глава 16 УК Австрии и глава 16 УК Лихтенштейна озаглавлены «Шпионаж». Следовательно, каждый состав преступления, помещенный в данную главу, рассматривается как шпионаж (в качестве его разновидности).

Какое-либо законодательное или доктринальное определение шпионажа в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна отсутствует, в связи с чем мы можем описательным образом сформулировать его самостоятельно. В данных правопорядках под шпионажем понимается умышленное разглашение государственной тайны, выдача государственной тайны, выведывание государственной тайны, тайная разведывательная деятельность в ущерб государству, а также шпионские подделки и уничтожение доказательств.

Обратим внимание, что нормы о государственной измене и шпионаже в рассматриваемых правопоряд-ках практически не меняются со временем: в Австрии изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса не вносились более 15 лет, а в Лихтенштейне - ни разу после его принятия.

Кратко осветим статистические аспекты применения данных норм.

В Австрии государственная измена и шпионаж не получили большого распространения. Согласно официальному сайту Правительства этой страны3, преступления против государства не входят в так называемую «большую пятерку» («Big Five»), к которой относятся экономические преступления, кражи (угоны) транспортных средств, насильственные преступления, вторжения в жилища и киберпреступления. Имеют место лишь единичные случаи государственной измены и шпионажа.

В Лихтенштейне, согласно официальному единому сайту государственных органов4, в 2013 году (более актуальная статистика не приводится) были зарегистрированы всего 4 преступления против государства5. Данная статистика обладает устойчивостью: так, в 2004 году зарегистрированы 3 таких преступления, в 2005 году - 5, в 2006 - ни одного, в 2007 - 5, в 2008 - 4, в 2009 - 6, в 2010 - 1, в 2011 - 8, в 2012 - 9. При этом необходимо иметь в виду, что далеко не все эти преступления являются государственной изменой и шпионажем.

3 URL: http://wwW'bmi'gV'at/cms/BK/publikationen/krim_statistik/ 2014/Sicherheit_2014.pdf (последний просмотр 01.11.2015).

4 URL: http://www.llv.li/#/40/ (последний просмотр 01.11.2015).

5 Статистика по отдельно взятым составам преступлений, к сожалению, не приводится.

Трефилов А. А.

Таким образом, отсюда можно прийти к выводу, что в УК Австрии и Лихтенштейна криминализация данных составов направлена не столько на наказание лиц, виновных в их совершении, сколько на преду -преждение соответствующих деяний и выполняет профилактическую, сдерживающую функцию. Кроме того, наличие в уголовном праве данных составов является исторической традицией в большинстве государств мира, в том числе в Австрии и Лихтенштейне.

Вопрос 2. Нормативно-правовые акты в данной сфере. Конституция Австрии от 10 ноября 1920 года и Конституция Лихтенштейна от 5 октября 1921 года имеют важное значение для понимания сущности шпионажа и государственной измены. Термины, которые содержатся в нормах Уголовного кодекса, имеют прямое отношение к институтам конституционного права.

Во-первых, государственная измена в данных странах предполагает попытку насильственного изменения Конституции. Следовательно, она сама по себе и конституционный строй, который в ней установлен, выступают в качестве объекта уголовно-правовой охраны.

Во-вторых, в данных правопорядках к государственной измене относится попытка отделить от государства принадлежащую ему территорию. Перечень данных территорий содержится в ст. 2 Конституции Австрии и в ст. 1 Конституции Лихтенштейна. По смыслу уголовных кодексов данных стран речь может идти и о части такой территории.

Отметим, что Конституция Австрии, в отличие от Конституции Лихтенштейна, использует понятия «служебная тайна», которая в некоторых случаях может рассматриваться как государственная тайна. Согласно ч. 3 ст. 20 Конституции Австрии, все органы, которым поручены задачи федерального, земельного и общинного управления, а также органы других корпораций публичного права, если иное не установлено законом, обязаны хранить в тайне все факты, которые стали им известны исключительно в связи с их деятельностью и сохранение которых в тайне необходимо в интересах охраны общественного спокойствия, порядка и безопасности, надежной защиты страны, обеспечения внешних сношений, а также в экономических интересах корпорации публичного права, подготовки решения или в интересах партий (служебная тайна). Кроме того, согласно ст. 30а данной Конституции, особая защита и сохранение в тайне информации в сфере деятельности Национального совета и Федерального совета регулируются на основании специального федерального закона.

Включение данных норм в Конституцию показывает, насколько важное значение придает им австрийский законодатель.

Интересно, что в рассматриваемых правопоряд-ках, в отличие от России, Конституции специально не выделяют государственную измену в качестве основания для отрешения от должности главы государства. Конституция Австрии в ст. 63 предусматривает более общие основания, а Конституции Лихтенштейна институт импичмента Князя не известен вовсе (согласно ст. 2, княжество является конституционной наследственной монархией).

Уголовный кодекс Австрии, принятый 23 января 1974 года и действующий в редакции от 23 июля 2015 года, и Уголовный кодекс Лихтенштейна, принятый 24 июня 1987 года и действующий в редакции от 12 июня 2015 года, являются важнейшими источниками, предусматривающим уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж в данных странах (§ 242-245, § 252-258 - как отмечено выше, нумерация соответствующих статей в этих Кодексах совпадает). Они содержат в себе составы соответствующих деяний, а также предусматривают наказания за их совершение.

Поскольку некоторые из рассматриваемых преступлений могут быть совершены только субъектом, имеющим допуск к государственной тайне, то имеет важное значение содержащееся в УК данных стран определение должностного лица (Beamter). Согласно ч. 4 ст. 74 УК Австрии и УК Лихтенштейна, им является любой, кто назначен для того, чтобы от имени государства, земли, союза общин, общины или другого лица публичного права, за исключением церкви или религиозного общества, самостоятельно или вместе с другими лицами вступать в правоотношения в качестве их органа, или иным образом быть доверенным в задачах по управлению государством, землей или общиной.

Как в Австрии, так и в Лихтенштейне уголовное право не является кодифицированным исчерпывающим образом, в связи с чем наказания за отдельные виды преступлений могут быть предусмотрены и в других законодательных актах, действующих на федеральном (в Лихтенштейне - на общегосударственном) уровне. Вместе с тем, все нормы об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в связи с их особой значимостью содержатся именно в уголовных кодексах этих стран.

Федеральные законы в Австрии и законы в Лихтенштейне имеют важное вспомогательное значение для правильного применения норм о государственной измене и шпионаже, поскольку данные нормы обладают высокой степенью бланкетности. В связи с

m

Уголовное право и процесс

этим они также должны приниматься во внимание правоприменителем при квалификации преступлений.

Действующий в Австрии Закон о служащих и должностных лицах (Beamten- Dienstrechtsgesetz), принятый 27 июня 1979 года и действующий в редакции от 23 октября 2015 года, использует понятие «военная тайна» и определяет ее правовой режим (§ 9). Интерес представляет и § 36а, согласно которому государственному служащему может быть позволено работать дома или вне официального местонахождения органа власти, если он обязуется «принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности сведений, хранить служебную тайну и выполнять другие обязанности, связанные с сохранением тайн».

Австрийский Закон об информации (Information-sordnungsgesetz), принятый 1 января 2015 года и действующий в редакции от 23 октября 2015 года, устанавливает в ст. 2, что каждое лицо, которое имеет доступ к подлежащей классификации информации, обязано вследствие этого держать ее в тайне и заботиться с соблюдением предусмотренных законом стандартов о том, чтобы никакое неуполномоченное лицо не смогло приобрести доступ к данной информации. Также данный закон классифицирует информацию на определенные виды и предусматривает в зависимости от этого правовые режимы обращения с ней.

В Лихтенштейне Закон о государственных служащих (Staatspersonalgesetz), принятый 24 апреля 2008 года и действующий в редакции от 1 июля 2015 года, подробно регулирует вопросы, связанные с охраной служебной информации. Согласно ст. 38 данного закона, государственные служащие обязаны хранить молчание о служебных делах, которые не подлежат оглашению в силу их природы или согласно специальным инструкциям. Данная обязанность сохраняет-

ся даже после прекращения правоотношений, связанных со службой. Обязанность молчать не распространяется, с оговоркой о сохранении других предписаний данного закона, в отношении предоставления сведений органам управления, а также вышестоящим и контролирующим органам. Государственные служащие имеют право давать показания в отношении информации, о которой они обязаны молчать, в качестве стороны, свидетеля, эксперта только при получении письменного разрешения руководителя учреждения.

Также в Лихтенштейне действует Закон об информации (Information-gesetz), принятый 19 мая 1999 года и действующий в редакции от 1 февраля 2013 года. Он определяет содержание таких категорий, как «служебная тайна», «профессиональная тайна». Закон указывает, в каких случаях население подлежит информированию о тех или иных событиях и обстоятельствах, затрагивающих его интересы, но, вместе с тем, ст. 31 перечисляет случаи, когда от информирования следует отказаться.

Таким образом, в Австрии и Лихтенштейне действует комплекс взаимосвязанных нормативно-правовых актов, направленных на установление уголовной ответственности за шпионаж и государственную измену, а также на предотвращение данных деяний.

Литература

1. Немецко-русский юридический словарь / под ред. П. И. Гришаева и М. Н. Беньяминова. М., 2007.

2. Серебренникова А. В. Уголовный кодекс Лихтенштейна. М., 2015.

3. Berger E. Rezepion ist ein Faktum. Die Reform des lichtenssteinischen Justizrechts in den 1970er Jahren // Beiträge Lichtenstein Institut. Nr. 22. 2004.

4. Seiler S. Strafrecht. Allgemeine Teil 1. Grundlage und Lehre von der Straftat. Wien, 2007.

5. Bachner-Foreger H. Strafgesetzbuch. Wien. 2009.

A. A. Trefilov

CRIMINAL LIABILITY FOR HIGH TREASON AND ESPIONAGE IN CRIMINAL LAW OF AUSTRIA AND LIECHTENSTEIN (PART 1)

In this article on the basis of normative and doctrinal sources the author considers features of high treason and espionage in Criminal law of Austria and Liechtenstein. Key features are identified which are characteristics for the respective criminal legal institutions of Austria and Liechtenstein. Current official statistics was also given. A comparison was made with the Russian legislation, where it was necessary.

Key words: Austria, Liechtenstein, high treason, espionage.

TREFILOV Aleksandr Anatolievich - Candidate of Law, Senior Researcher of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow. E-mail: foreign1@izak.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.